Венская конвенция 1963 года наделяет иммунитетами и привилегиями
Выбор указанной темы для научной статьи обусловлена рядом причин. Во-первых, с самого момента зарождения определенных консульских функций произошло довольно большое число изменений, которые обусловлены как уровнем развития самих межгосударственных отношений, кодификацией и соответствующим прогрессивным развитием норм международного права, так и определенными изменениями в нормах национального законодательства стран.
Во вторых, нам видится обоснованным установление, за счет каких источников правового регулирования выдвинутых на международный и национальный уровень следует руководствоваться установленным консульским учреждениям в процессе осуществления консульских функций современности.
Содержание Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года содержит в себе положения, в соответствии с которыми основными из ведущих функций консульских учреждений выступает функция защиты в государстве пребывания непосредственных интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в установленных пределах, которые допускаются нормами международного права [1].
В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, подобная функция имеется и у самого дипломатического представительства. Аналогичны в своем содержании положения двух конвенций 1961 и 1963 годов, которые касаются функции содействия развития определенных торговых, экономических, культурных и научных связей, как между представляемым государством и государством пребывания, так и непосредственное развитие дружественных отношений между ними.
В свою очередь тот факт, что вышеперечисленные функции между собой совпадают, не дает каких-либо оснований сделать выводы об отсутствии определенных различий исключительно между самой деятельностью дипломатического представительства и функционированием консульского учреждения расположенного на территории государства пребывания.
В свою очередь в отличии от дипломатического представительства само консульское учреждение не обладает определенной функцией общеполитического представительства для своего государства. Так в сами полномочия консульских учреждений не входят функции по ведению переговоров с правительством определенного государства пребывания, какого либо подписания международных договоров. Кроме того консульская деятельность может ограничиваться консульским округом.
Под консульскими функциями довольно часто понимаются полномочия самих консульских учреждений и соответствующих консульских отделов расположенных в дипломатических представительствах по ведению защиты прав и интересов представляемого ими государства, а также его граждан и юридических лиц. находящихся за пределами представляемого интересы государства.
В свою очередь основные функции консульских учреждений закреплены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. Также они же фактически воспроизводятся в текстах двусторонних международных соглашений и, кроме того, во внутреннем законодательстве стран. Наиболее целесообразным представляется само подразделение консульских функций на определенные виды, а именно:
Представительные функции.
Функции административного характера работы.
Функции по ведению защиты прав и интересов граждан (как физических, так и юридических лиц).
Торгово — экономические функции, которые включают информационно — консультационные услуги.
Функции по ведению наследственных дел.
Функции по решению вопросов гражданства населения.
Функции по организации и выдаче паспортов и виз.
Функции по ведению регистрации актов гражданского состояния.
Функции по организации и решению вопросов нотариата.
Функции в отношении деятельности судов, воздушных судов, военных кораблей, средств подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта и членов их экипажей [2].
Сама представительная функция консульских учреждений вытекает из норм публичного характера указанного учреждения, что подтверждается как самими нормами международного консульского права, так и нормами внутреннего законодательства стран.
В свою очередь консульское учреждение является непосредственным органом государства за представленным рубежом, что подтверждает содержания самого положения преамбулы Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, где указывается о том, что «определенные привилегии и иммунитеты предоставляются не для каких-либо выгод для отдельных лиц, а для более эффективного осуществления консульских учреждений».
Согласно ст. 6 Консульского устава Российской Федерации 2010 года «консульские учреждения является государственными органами внешних сношений России, выполняющие в пределах консульского округа исключительно на территории государства пребывания консульских функций от имени России»[3]. Об этом указывается и в Положении о консульском учреждении в Российской Федерации от 5 ноября 1998 года [4].
Непосредственно функции административного характера сам консул осуществляет в отношении определенных граждан, юридического лица, суда, воздушного судна и военного корабля, а также средства подвижного состава автомобильного или железнодорожного транспорта и их членов экипажа. В рамках указанных функций консул самостоятельно ведет учет граждан, которые временно находятся или постоянно проживают в его округе, а также информирует граждан и юридических лиц и представляемого ими государства о нормах законодательства и обычаи государства непосредственного пребывания, особенностях имеющегося правового положения иностранных граждан, о порядке ведения регистрации, пребывания и передвижения по самой территории иностранного государства и др.
Кроме того, в соответствии с рядом международных договоров и внутреннего законодательства консул предоставляет интересы граждан именно своего государства перед лицом местных властей. Только он имеет право на беспрепятственное и свободное сношение с самими гражданами представляемого государства, чему не может препятствовать само государство пребывания. Также к самим административным функциям относятся передачи судебных и несудебных документов или их исполнение в соответствии с нормами действующего международного соглашения или, при отсутствии таковых соглашений, в любом ином порядке, который не противоречит законам и правилам государства непосредственного пребывания.
К указанному виду функций следует относить, в том числе, непосредственное осуществление предусматриваемых законом и правилом представляемого государства прав по ведению надзора и осуществлению инспекции в отношении самих судов, которые имеют национальность представляемого государства, а также самолетов, которые зарегистрированы в данном государстве, а также в отношении их экипажей.
Сами вопросы юридической гарантии прав и интересов самих граждан проживающих за границей остаются наиболее значимыми и актуальными в реалиях современного мира. Помимо проведения общих функций по защите в государстве пребывания самих интересов граждан, то есть именно физических и юридических лиц, в нормах Венской конвенции о консульских сношениях, а также в двусторонних консульских конвенциях и включая законодательство многих государств содержатся специальные положения, посвященные оказанию правовой помощи и содействие гражданам самого представляемого государства.
Так к функциям консульских учреждений в данной связи относятся:
Принятие определенных мер по охране самих прав и законных интересов граждан, которые находятся под арестом, заключены в тюрьму, взятые под стражу либо, задержаны.
Принятие мер по организации розыска пропавших без вести лиц на территории самого консульского округа граждан.
Принятие мер по организации и ведению охраны в рамках, установленные законом и правилами государств пребывания, самих интересов несовершеннолетних лиц и иных, не обладающих своей полной дееспособностью, которые являются гражданами самого представляемого государства. Особенно это касается, когда требуется установление непосредственно над такими лицами какого – либо вида опеки или попечительства.
Принятие мер по соблюдению практики и порядка, которые приняты в государстве непосредственного пребывания, представительства или обеспечения надлежащего представительства для граждан представляемого государства в самих судебных и иных учреждениях государств пребывания с основной целью получить распоряжение о предварительной мере, которая ограждает права и интересы данных граждан.
Сами торгово — экономические функции, включая и информационно-консультационные услуги, выступают одним из наиболее приоритетных направлений самой деятельности консулов. Поэтому консульские учреждения внимательно анализируют происходящие изменения в непосредственной экономической и торговой деятельности в рамках консульского округа. В их обязанности должно входить процедура информирования органов власти представляемых государств об уровне состояния местных рынков и их изменений, предоставление самих ответов на множественные запросы как государственных органов, частных компаний, банков, так и заинтересованных в данном деле лиц [5].
Согласно ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, к непосредственным функциям самих консульских учреждений в торгово-экономической области можно отнести деятельность оп «содействию в развитии множественных торговых, экономических, культурных и, научных связей как между представляемыми государствами и самим государством пребывания, так и содействие непосредственному развитию множественных дружественных отношений возникающих между ними иными путями проводимые в соответствии с положениями настоящей Конвенции».
Множественные положения аналогичного характера, как правило, имеют свое содержание и во всех имеющихся двусторонних консульских конвенциях. Непосредственно функции по наследственным делам могут предоставляться чрезвычайно важными именно в сфере защиты определенными консулами самих интересов граждан представляемых государств. В нормах Венской конвенции о консульских сношениях данная функция отражена в следующем порядке: «ведение охраны интересов граждан (как физических, так и юридических лиц) представляемых государств в случае своего преемства «mortis causa» непосредственно на территории самого государства пребывания в соответствии с нормами закона и правилами государств пребывания».
Сам порядок принятия необходимых мер в указанном случае нашел свое закрепление практически во всех имеющихся консульских конвенциях, которые были заключены СССР и в дальнейшем Россией с рядом иностранных государств. Однако в тексте Консульского устава России 2010 года не содержится определенного соответствующего положения. Так в п.1 ст.26 Консульского устава предусмотрено только право консульского должностного лица на организацию и принятие определенных мер по ведению охраны наследственного имущества, проводимого в рамках совершения определенных нотариальных действий. Непосредственно консульские функции по различным вопросам гражданства предусмотрены как на уровне международных договоров, так и в национальном законодательстве государств.
Сама ст.21 Консульского устава Российской Федерации была посвящена данному направлению непосредственной консульской деятельности, что в частности, в ней содержатся следующие положения, а именно: «Консульское должностное лицо, которое в пределах своих полномочий может принять, рассмотреть и оформить документы по спорным вопросам гражданства России в порядке, который предусмотрен законодательством России. При этом консульское должностное лицо уполномочено проверять сведения, которые изложены в заявлении по вопросам гражданства России, а также рассматривает непосредственно представленные документы. В случае возникновения необходимости запрашивает определенные дополнительные сведения» [6].
Довольно широкими полномочиями в решении вопросов гражданства консульских учреждений России наделены законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, по которому они относятся к числу государственных органов, где осуществляется работа с делами о гражданстве [7].
Также функции по вопросам паспортов, а также виз и иных необходимых проездных документов, входит в сферу компетенций консульского учреждения. Об этом прямо указывается в ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях. В соответствии с указанной нормой консульская функция заключается в выдаче паспортов и проездных документов гражданину представляемых государств и виз, а также соответствующих документов лицу, желающему поехать в представляемое государство.
В нормах консульского устава России также предусмотрена указанная функция (ст.ст.22, 23 Устава). Непосредственное исполнение обязанностей нотариусов, регистраторов актов гражданского состояния, как это нашло свое закрепление в нормах Венской конвенции о консульских сношениях, относится к непосредственным консульским функциям. Сами российские консулы могут исполнять нотариальные функции, а также функции по осуществлению регистрации самих актов гражданского состояния, проводимого на основе имеющихся международных соглашений России с иными государствами, а также положениями консульского устава России.
Сама консульская легализация непосредственных иностранных официальных документов — это процедуры, предусматривающие удостоверение самой подлинности подписи, полномочий лиц, подписавших документы, а также подлинности печатей или штампов, которые скрепили представленные на легализацию документы.
Согласно нормам консульского устава России, консульские должностные лица легализуют составленные с участием множественных должностных лиц компетентных органов государств пребываний или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории России, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Россия и государство пребывания.
В заключение нужно отметить, что нормы Венской конвенция о консульских сношениях 1963 года содержат положения, в соответствии с которыми одной из основных функций самих консульских учреждений является организация защиты в государствах пребывания интересов представляемых государств и их граждан (физических и юридических лиц) в пределах, которые допускаются нормами международного права. При этом закрепленные в нормах Венской конвенции о консульских сношениях функции самих консульских учреждений находят свою детализацию в ряде региональных конвенций, а также в нормах двусторонних консульских конвенций заключенные между конкретными государствами.
Необходимо также особо подчеркнуть, что нормы сами заключены в рамки двусторонних международных соглашений по вопросам, касающиеся осуществления непосредственных консульских функций. Это происходит с учетом современных потребностей предъявляемые самими консульскими службами, которые вносят значительный вклад не только в развитие консульской практики государств, но и в их прогрессивное развитие в разрезе консульского права в целом.
Список литературы
1. Венская конвенция о консульских сношениях от 1963 г. // СПС «Консультант плюс».
2. Каракасская конвенция о консульских функциях от 1911 г. // СПС «Консультант плюс».
3. Консульского устава Российской Федерации от 2010 г. // СПС «Консультант плюс».
4. Положение о консульском учреждении Российской Федерации от 05.11.1998 // СПС «Консультант плюс».
5. Бобылев Г. В. Консульское право: Учебник. М., 2017. 246 с.
6. Цветова С.Б. Европейский суд по правам человека в российских СМИ // СПС «Консультант плюс».
7. Федеральный закон от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.