Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г иммунитет
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 07.04.2020, с изм. от 25.06.2020)
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.07.2020)
Статья 12. Дипломатический паспорт выдается лицам, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом; дипломатическим работникам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел; Президенту Российской Федерации; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; иным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости.
Указание ГТК РФ от 03.08.1995 N 01-12/964
(ред. от 06.11.2008)
«О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации»
В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Комиссией Европейских Сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских Сообществ в СССР от 8 февраля 1991 года (прилагается) Представительство Комиссии, его глава и его члены, а также живущие вместе с ними члены их семей пользуются на территории Российской Федерации такими правами, привилегиями и иммунитетами, которые определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и соответственно предоставляются дипломатическим представительствам, аккредитованным в Российской Федерации, главам и членам этих представительств, а также живущим вместе с ними членам их семей (статья 3):
«Договор о Евразийском экономическом союзе»
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 15.03.2018)
18. Члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года для дипломатического агента.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 398-ФЗ
«О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
«Статья 12. Дипломатический паспорт выдается лицам, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом; дипломатическим работникам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел; Президенту Российской Федерации; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; иным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости.
Указ Президента РФ от 28.10.1996 N 1497
(ред. от 18.02.2017)
«Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации»
2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 118-ФЗ
(ред. от 30.12.2008)
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
«Дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел Российской Федерации гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом, Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (на срок их полномочий), членам Правительства Российской Федерации, судьям Конституционного Суда Российской Федерации, судьям Верховного Суда Российской Федерации, судьям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к государственным должностям категории «А», а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел Российской Федерации.»;
Указ Президента РФ от 27.03.2010 N 381
(ред. от 12.04.2019)
«О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1874 от 12 июня 2009 г.»
о) подтверждается необходимость соблюдать положения подпунктов «а» и «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 2007 г. N 665, не нанося при этом ущерба деятельности дипломатических представительств в Корейской Народно-Демократической Республике в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.;
Приказ МИД России от 23.07.2009 N 11868
(ред. от 08.11.2017)
Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях (межгосударственных, межправительственных)
14. Гражданские служащие, работающие в загранучреждениях или находящиеся в краткосрочных командировках в загранучреждениях, обязаны соблюдать положения Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 (Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221), положения Венской Конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. — М., 1991. С. 123 — 147), иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.
<Письмо> ФНС РФ от 30.05.2007 N СК-6-09/439@
«О постановке на учет отделов, бюро, секций и др., входящих в состав дипломатического представительства»
Ни Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ни действующая международная практика не проводят различия по правовому статусу между структурными подразделениями посольств в зависимости от особенностей предмета их ведения. Соответственно, любой отдел посольства является его неотъемлемой частью, расположен ли он в одном здании с посольством, либо находится в отдельном помещении в том же городе, что и само представительство, должным образом оформленном как «помещение представительства» по смыслу Венской конвенции 1961 года.
Приказ Россотрудничества от 12.10.2009 N 310лц
Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата и представительств за рубежом Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
3.4. Гражданские служащие, работающие в представительствах, обязаны соблюдать положения Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 29 апреля 1964 г., N 18, ст. 221), Венской Конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. — М., 1991, с. 124 — 147), иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.
Источник
Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года – это международное соглашение, регулирующее вопросы, касающиеся дипломатических отношений. Среди этих вопросов – виды и функции дипломатических представительств; порядок назначения и отзыва членов дипломатического персонала; привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические агенты при выполнении своих функций; классы и старшинство глав дипломатического представительства. Конвенция подписана и ратифицировали всеми основными государствами ООН.
Введение.
- Венская Конвенция о дипломатических сношениях формулирует базовые принципы для установления и поддержания дипломатических отношений между независимыми суверенными государствами на основе их взаимного согласия.
- От аккредитующего государства требуется получение предварительного согласия принимающего государства перед отправкой дипломатической миссии, но принимающее государство не обязано мотивировать свой отказ от выдачи своего согласия.
- Государство пребывания может в любое время объявить любого члена дипломатического персонала (включая главу представительства) персоной нон грата (нежелательным лицом на своей территории) – статья 9.
Старшинство.
- Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса, а именно: класс послов и нунциев, класс посланников и интернунциев, класс поверенных в делах – статья 14.
- Старшинство представителей одного и того же класса, определяется либо датой и часом их прибытия в данное государство в качестве таких представителей, либо датой вручения верительных грамот, т. е. датой официального вступления в исполнение служебных обязанностей.
Обязанности принимающего государства.
- Миссия и руководитель представительства имеют право использовать национальный флаг и герб аккредитующего государства на зданиях представительства, включая резиденцию главы миссии и на транспортных средствах.
- Принимающее государство несет ответственность по защите помещений и членов миссии, принимая адекватные меры. Также помещений, транспорт или другая собственность дипломатических представительств пользуются неприкосновенностью от любого рода досмотров, изъятий или повреждений.
- Государство пребывания должно обеспечить все необходимые меры для бесперебойной работы и выполнения миссии.
- Статья 27 содержит требования о безопасной передаче информации, инструкций и документов между представляемым государством и персоналом миссии с помощью соответствующих средств, таких как курьеры, почтовые сообщения и т. д. Также получающее государство не имеет права вскрывать или задерживать любые дипломатические грузы и корреспонденцию содержащие эту информацию, даже по подозрению в угрозе собственной безопасности.
Дипломатический иммунитет.
- Личность дипломатического агента неприкосновенна и не подлежит аресту или задержанию, даже если его действия были личного характера. Принимающее государство обязано относиться к нему с должным уважением и принимать необходимые меры для его безопасности, свободы и достоинства (статья 29).
- Также частная резиденция дипломата должна ограждаться от любого вторжения, обыска, и т. д. как и помещение представительства (ст. 30).
- В статье 31 говорится, что дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства. Также пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
- действия, связанны с профессиональной/коммерческой деятельности в принимающем государстве вне его официальных функций.
- вещных исков, связанных с частным недвижимым имуществом на территории принимающего государства за пределами его официальной резиденции, если это имущество, не предоставлено для целей представительства.
- Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Также дипломатический агент пользуется иммунитетом от юрисдикции принимающего государства, но не от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31).
- Иммунитеты, которыми пользуются дипломаты и их персонал могут быть аннулированы аккредитующим государством (ст. 32).
- Дипломатический агент, нанимающий служащих, обязан соблюдать законодательство, касающиеся социального обеспечения принимающего государства, установленное для работодателей, за исключением случаев, когда служащие не являются постоянными резидентами государства пребывания или на них распространяются социальные гарантии аккредитующего государства (статья 33).
- Дипломат должен быть освобожден от всех видов сборов и налогов, личных, имущественных, региональных или муниципальных, за исключением деятельности вне официальных функций, а также косвенных налогов на товары, налогов на частный доход и т. д. (статья 34).
- Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех видов государственных/частных повинностей и от военной обязанности (статья 35).
- Личный багаж дипломата и членов его семьи освобождается от досмотра, без серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы запрещённые к ввозу/вывозу законами страны пребывания и т. д. (статья 36).
- Члены семьи дипломатических агентов, члены административно-технического и обслуживающего персонала, а также домашние работники членов представительства пользуются иммунитетами в отношении действий связанных с выполнением своих обязанностей и освобождаются от сборов и налогов на получаемое по службе вознаграждение, при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающего государства (статья 37).
Ответственность и функции дипломатов.
- Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления принимающего государства.
- Помещения представительства не должны использоваться каким-либо образом, несовместимым с функциями представительства. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства.
- Все официальные дела с принимающим государством, порученные миссии посылающим государством должны осуществляться с ведения Министерством иностранных дел государства пребывания, а также других министерств, с которыми требуется их согласование.
- Дипломатический агент не должен заниматься любой профессиональной деятельности с целью получения личной выгоды.
Разное.
- Принимающее государство должно защитить и обеспечить все условия для безопасности дипломатического представительства и его персонал, даже в случае вооруженного конфликта.
- Государство пребывания должно уважать и охранять помещения и имущество представительства и целостность их архивов даже после разрыва отношений или отзыва миссии.
Опубликовано:
interlaws.ru
29/09/2015
Обновлено: 29/11/2018
Источник
Восемнадцатого апреля была подписана Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. В ней было регламентировано установление и прекращение их, учреждение представительств и все их функции, установлены дипломатические классы — поверенный в делах, посланник и посол, упорядочено аккредитование глав дипломатических представительств и подведомственного персонала.
Иммунитеты
Конвенцией определены иммунитет и привилегии в целом дипломатического представительства и сугубо личные иммунитеты и привилегии технического и дипломатического персонала. Наиболее важным считается неприкосновенность помещения. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях запрещает властям государств пребывания входить без согласия самого главы представительства. Напротив, власти должны охранять представительства от любого вторжения и даже незначительного нанесения ущерба, от нарушения спокойствия представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты в свете положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. налагают на аккредитующее государство многие табу и даже обязанности.
В помещениях представительства нельзя производить обыск, реквизицию, арест и тому подобное. Неприкосновенной также должна быть почта и другие сношения представительства со своим государством. Персонал и их семьи тоже пользуются таким правом: их личности и жилища неприкосновенны в отношении юрисдикции страны пребывания. Обслуга освобождается от налога с заработка. Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях имеет два факультативных протокола: законы о гражданстве страны пребывания не применяются, юрисдикция международного суда обязательна.
Дипломатическое право
Это часть международного права с совокупностью норм, которые задают регламент статусу и функциям госорганов внешних сношений. Здесь полное соответствие с основными дипломатическими формами: двусторонняя дипломатия осуществляется через специальные миссии, многостороннюю дипломатию осуществляют делегации посредством сессий органов международных организаций или представительства стран, находящихся при международных организациях постоянно.
Основной договорный акт — Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях. В 1969 году в Гааге также принималась Конвенция относительно специальных миссий, а в 1975 году в Вене — Конвенция об универсальном характере отношений представительств и международных организаций. Это уже не первая Венская конвенция о дипломатических сношениях. Вена дважды принимала у себя представителей стран. Российская Федерация участвовала в обеих Венских конвенциях.
Госорганы внешних сношений
Органы внешних сношений подразделяются на зарубежные и внутригосударственные. К последним относятся высший госорган, определяющий внешнюю политику государства, коллегиальный или единоличный глава государства, представляющий данную страну на международной арене, правительство, руководящее внешней политикой, и орган этого правительства — министерство иностранных дел.
Зарубежные органы внешних сношений могут быть временные и постоянные. Последние — это посольства или миссии, представительства в международных организациях, консульства. Временные — это специальные делегации или миссии в международных органах или на конференциях.
Функции и состав
Установившиеся дипломатические отношения между государствами обмениваются представительствами по специальной договорённости относительно класса главы представительства. Здесь существует три уровня: поверенный в делах, посланник, посол. Просто поверенного нужно отличать от временного поверенного, который в отсутствие посла делает его работу. Венская конвенция 1961 года определила эти три класса: послы и посланники аккредитуются главами государств, а поверенные в делах — министрами иностранных дел.
Ранги в структуре дипломатического представительства определяются согласно внутреннему законодательству аккредитующей страны. Персонал тоже имеет три категории: помимо дипломатического есть административно-технический (шифровальщики, бухгалтеры, переводчики, работники канцелярии и так далее) и обслуживающий персонал (повара, охрана, шофёры, садовники и так далее). Дипломатический персонал неприкосновенен и не подвергается таможенному досмотру. Второй и третьей категориям персонала провозить любые вещи для обзаведения можно, но от таможни они не освобождаются. Венская конвенция (1961) и её значение были очень скоро и положительно оценены государствами-участниками.
Установление деятельности. Агреман
Дипломатические отношения устанавливаются, и представительства учреждаются только по соглашению стран. Но, кстати, первое не всегда влечёт за собой второе. Дипломатические отношения могут установиться и без учреждения представительства, Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 год) специально оговаривает это. Назначение и принятие дипломатического представителя — это аккредитование. Здесь четыре стадии:
- Агреман. Это согласие государства пребывания относительно назначения конкретного лица в том или ином качестве, причём право на отказ у принимающей страны есть. Запрос агремана делается конфиденциально и не обязательно письменно. С получением согласия (агремана) глава этого представительства автоматически будет персоной грата (persona grata в переводе с латыни — желательное лицо).
- Официальное назначение главы представительства.
- Прибытие в государство назначения.
- Вручение подписанных главой государства верительных грамот — полномочия в общем виде.
Затем следует непосредственное выполнение своей работы.
Прекращение деятельности
Прекращается миссия дипломатического представителя по уважительной причине (отставка, болезнь, новое назначение), и диктуется это его собственным государством. В другом случае, когда инициатива исходит из страны пребывания, это признание дипломата лицом нежелательным (persona non grata) или случай дисмисла — снятия с него дипломатической неприкосновенности, при этом он объявляется частным лицом. Иногда это отказ дипломата от исполнения своей работы.
Значение Венской конвенции о дипломатических сношениях в том, что практически каждый форсмажорный случай в отношениях стран, устанавливающих дипломатическую миссию, ею предусмотрен. Прекращение функционирования всего представительства обусловлено либо разрывом любых отношений между этими странами (практически объявление войны), либо если одна из двух стран прекращает своё существование. Также прекратить деятельность представительство может при неконституционной смене правительства или в случае социальной революции.
Специальные миссии
Дипломатический характер могут иметь миссии различного уровня, согласно международным обычаям, сложившимся в данной области. Это миссии, которые посланы государством для решения определённых вопросов и выполнения тех или иных задач. Иногда миссии бывают посланы несколькими странами, если вопрос представляет общий интерес. Глава страны, если он возглавляет данную миссию, а также министр иностранных дел и любые другие представители высокого ранга обязательно пользуются в любом государстве иммунитетом и привилегиями.
Границы привилегий и иммунитетов чётко не проложены, но главы государств и другие персоны высокого ранга могут конкретно обсудить все касающиеся этого вопросы и согласовать требования друг с другом. Однако не было прецедентов, чтобы иммунитет дипломата нарушался от юрисдикции любого плана — уголовной, административной или гражданской. Судя по многолетним наблюдениям, таможенные привилегии тоже предоставляются дипломатам в полном объёме. Если лица самого высокого ранга дипломатической миссии не имеют, то статус их всё равно аналогичен статусу соответствующей категории персонала дипломатического представительства.
Ограничения иммунитетов
Некоторые ограничения привилегий и иммунитетов, подтверждённые Венской конвенцией, являются недостаточно оправданными. Советский Союз не подписал эту конвенцию из-за несогласия с утверждениями в статье 25, где предусматривается неприкосновенность помещений специальной миссии. Конвенция допускает появление в этих помещениях местных властей, если случится пожар или другое стихийное бедствие, без согласия главы миссии. Пожар не может быть причиной нарушения неприкосновенности.
Предъявление исков
В статье 31 Венской конвенции, где прописывается иммунитет от юрисдикции страны пребывания всех членов дипперсонала миссии, вместе с тем устанавливается, что указанным дипперсонам могут предъявляться иски, взыскивающие убытки при несчастных случаях, вызванных транспортом, который использовался вне их официальной работы.
Присоединение к конвенции
Венская конвенция 1961 г. о дипломатических сношениях предусматривает открытость для подписания далеко не всеми категориями государств. Страны должны быть членами ООН или других специализированных учреждений, участвовать в Статуте Международного суда или быть приглашёнными Генеральной Ассамблеей ООН. Это прямо прописывается в статьях 48 (документы 1961 г.) и 76 (документы 1963 г.).
Например, по этой причине Южную Осетию не признали участником Венской конвенции. Южноосетинский парламент сознался, что их страна не попадает ни в одну из категорий и что некоторые статьи Конвенции носят явный дискриминационный характер. Однако Южная Осетия стала участником Венской конвенции о дипломатических отношениях (1961), но присоединилась она к этим документам в одностороннем порядке.
Источник