Венская конвенция о иммунитетах
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 07.04.2020, с изм. от 25.06.2020)
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.07.2020)
Статья 12. Дипломатический паспорт выдается лицам, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом; дипломатическим работникам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел; Президенту Российской Федерации; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; иным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости.
Указание ГТК РФ от 03.08.1995 N 01-12/964
(ред. от 06.11.2008)
«О таможенных льготах для международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации»
В соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Комиссией Европейских Сообществ об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских Сообществ в СССР от 8 февраля 1991 года (прилагается) Представительство Комиссии, его глава и его члены, а также живущие вместе с ними члены их семей пользуются на территории Российской Федерации такими правами, привилегиями и иммунитетами, которые определены Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и соответственно предоставляются дипломатическим представительствам, аккредитованным в Российской Федерации, главам и членам этих представительств, а также живущим вместе с ними членам их семей (статья 3):
«Договор о Евразийском экономическом союзе»
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 15.03.2018)
18. Члены Коллегии Комиссии и судьи Суда Союза, если они не являются гражданами государства пребывания, пользуются привилегиями и иммунитетами в объеме, предусмотренном Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года для дипломатического агента.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 398-ФЗ
«О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
«Статья 12. Дипломатический паспорт выдается лицам, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом; дипломатическим работникам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел; Президенту Российской Федерации; членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; иным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации. Указанный перечень формируется федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и пересматривается по мере необходимости.
Указ Президента РФ от 28.10.1996 N 1497
(ред. от 18.02.2017)
«Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации»
2. Посольство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа России, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 118-ФЗ
(ред. от 30.12.2008)
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
«Дипломатический паспорт выдается Министерством иностранных дел Российской Федерации гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с Венской конвенцией 1961 года о дипломатических сношениях и другими международными договорами Российской Федерации при выезде за пределы территории Российской Федерации для исполнения возложенных на них служебных обязанностей обладают дипломатическим иммунитетом, Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (на срок их полномочий), членам Правительства Российской Федерации, судьям Конституционного Суда Российской Федерации, судьям Верховного Суда Российской Федерации, судьям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъектов Российской Федерации, отнесенные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» к государственным должностям категории «А», а также дипломатическим сотрудникам и дипломатическим курьерам Министерства иностранных дел Российской Федерации.»;
Указ Президента РФ от 27.03.2010 N 381
(ред. от 12.04.2019)
«О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1874 от 12 июня 2009 г.»
о) подтверждается необходимость соблюдать положения подпунктов «а» и «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 2007 г. N 665, не нанося при этом ущерба деятельности дипломатических представительств в Корейской Народно-Демократической Республике в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.;
Приказ МИД России от 23.07.2009 N 11868
(ред. от 08.11.2017)
Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органов — представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях (межгосударственных, межправительственных)
14. Гражданские служащие, работающие в загранучреждениях или находящиеся в краткосрочных командировках в загранучреждениях, обязаны соблюдать положения Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961 (Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. N 18. Ст. 221), положения Венской Конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. — М., 1991. С. 123 — 147), иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.
<Письмо> ФНС РФ от 30.05.2007 N СК-6-09/439@
«О постановке на учет отделов, бюро, секций и др., входящих в состав дипломатического представительства»
Ни Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, ни действующая международная практика не проводят различия по правовому статусу между структурными подразделениями посольств в зависимости от особенностей предмета их ведения. Соответственно, любой отдел посольства является его неотъемлемой частью, расположен ли он в одном здании с посольством, либо находится в отдельном помещении в том же городе, что и само представительство, должным образом оформленном как «помещение представительства» по смыслу Венской конвенции 1961 года.
Приказ Россотрудничества от 12.10.2009 N 310лц
Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата и представительств за рубежом Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
3.4. Гражданские служащие, работающие в представительствах, обязаны соблюдать положения Венской Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 29 апреля 1964 г., N 18, ст. 221), Венской Конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. — М., 1991, с. 124 — 147), иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права.
Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года – это международное соглашение, регулирующее вопросы, касающиеся дипломатических отношений. Среди этих вопросов – виды и функции дипломатических представительств; порядок назначения и отзыва членов дипломатического персонала; привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические агенты при выполнении своих функций; классы и старшинство глав дипломатического представительства. Конвенция подписана и ратифицировали всеми основными государствами ООН.
Введение.
- Венская Конвенция о дипломатических сношениях формулирует базовые принципы для установления и поддержания дипломатических отношений между независимыми суверенными государствами на основе их взаимного согласия.
- От аккредитующего государства требуется получение предварительного согласия принимающего государства перед отправкой дипломатической миссии, но принимающее государство не обязано мотивировать свой отказ от выдачи своего согласия.
- Государство пребывания может в любое время объявить любого члена дипломатического персонала (включая главу представительства) персоной нон грата (нежелательным лицом на своей территории) – статья 9.
Старшинство.
- Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса, а именно: класс послов и нунциев, класс посланников и интернунциев, класс поверенных в делах – статья 14.
- Старшинство представителей одного и того же класса, определяется либо датой и часом их прибытия в данное государство в качестве таких представителей, либо датой вручения верительных грамот, т. е. датой официального вступления в исполнение служебных обязанностей.
Обязанности принимающего государства.
- Миссия и руководитель представительства имеют право использовать национальный флаг и герб аккредитующего государства на зданиях представительства, включая резиденцию главы миссии и на транспортных средствах.
- Принимающее государство несет ответственность по защите помещений и членов миссии, принимая адекватные меры. Также помещений, транспорт или другая собственность дипломатических представительств пользуются неприкосновенностью от любого рода досмотров, изъятий или повреждений.
- Государство пребывания должно обеспечить все необходимые меры для бесперебойной работы и выполнения миссии.
- Статья 27 содержит требования о безопасной передаче информации, инструкций и документов между представляемым государством и персоналом миссии с помощью соответствующих средств, таких как курьеры, почтовые сообщения и т. д. Также получающее государство не имеет права вскрывать или задерживать любые дипломатические грузы и корреспонденцию содержащие эту информацию, даже по подозрению в угрозе собственной безопасности.
Дипломатический иммунитет.
- Личность дипломатического агента неприкосновенна и не подлежит аресту или задержанию, даже если его действия были личного характера. Принимающее государство обязано относиться к нему с должным уважением и принимать необходимые меры для его безопасности, свободы и достоинства (статья 29).
- Также частная резиденция дипломата должна ограждаться от любого вторжения, обыска, и т. д. как и помещение представительства (ст. 30).
- В статье 31 говорится, что дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства. Также пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
- действия, связанны с профессиональной/коммерческой деятельности в принимающем государстве вне его официальных функций.
- вещных исков, связанных с частным недвижимым имуществом на территории принимающего государства за пределами его официальной резиденции, если это имущество, не предоставлено для целей представительства.
- Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Также дипломатический агент пользуется иммунитетом от юрисдикции принимающего государства, но не от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31).
- Иммунитеты, которыми пользуются дипломаты и их персонал могут быть аннулированы аккредитующим государством (ст. 32).
- Дипломатический агент, нанимающий служащих, обязан соблюдать законодательство, касающиеся социального обеспечения принимающего государства, установленное для работодателей, за исключением случаев, когда служащие не являются постоянными резидентами государства пребывания или на них распространяются социальные гарантии аккредитующего государства (статья 33).
- Дипломат должен быть освобожден от всех видов сборов и налогов, личных, имущественных, региональных или муниципальных, за исключением деятельности вне официальных функций, а также косвенных налогов на товары, налогов на частный доход и т. д. (статья 34).
- Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех видов государственных/частных повинностей и от военной обязанности (статья 35).
- Личный багаж дипломата и членов его семьи освобождается от досмотра, без серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы запрещённые к ввозу/вывозу законами страны пребывания и т. д. (статья 36).
- Члены семьи дипломатических агентов, члены административно-технического и обслуживающего персонала, а также домашние работники членов представительства пользуются иммунитетами в отношении действий связанных с выполнением своих обязанностей и освобождаются от сборов и налогов на получаемое по службе вознаграждение, при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающего государства (статья 37).
Ответственность и функции дипломатов.
- Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления принимающего государства.
- Помещения представительства не должны использоваться каким-либо образом, несовместимым с функциями представительства. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства.
- Все официальные дела с принимающим государством, порученные миссии посылающим государством должны осуществляться с ведения Министерством иностранных дел государства пребывания, а также других министерств, с которыми требуется их согласование.
- Дипломатический агент не должен заниматься любой профессиональной деятельности с целью получения личной выгоды.
Разное.
- Принимающее государство должно защитить и обеспечить все условия для безопасности дипломатического представительства и его персонал, даже в случае вооруженного конфликта.
- Государство пребывания должно уважать и охранять помещения и имущество представительства и целостность их архивов даже после разрыва отношений или отзыва миссии.
Опубликовано:
interlaws.ru
29/09/2015
Обновлено: 29/11/2018
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Статья 11
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 15
- Статья 16
- Статья 17
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- Статья 28
- Статья 29
- Статья 30
- Статья 31
- Статья 32
- Статья 33
- Статья 34
- Статья 35
- Статья 36
- Статья 37
- Статья 38
- Статья 39
- Статья 40
- Статья 41
- Статья 42
- Статья 43
- Статья 44
- Статья 45
- Статья 46
- Статья 47
- Статья 48
- Статья 49
- Статья 50
- Статья 51
- Статья 52
- Статья 53
Венская конвенция о дипломатических сношениях
(Вена, 18 апреля 1961 г.)
Государства, являющиеся Сторонами настоящей Конвенции,
отмечая, что народы всех стран с древних времен признают статус дипломатических агентов,
принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами,
будучи убеждены, что заключение международной конвенции о дипломатических сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе,
сознавая, что такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства,
подтверждая, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции,
согласились о нижеследующем:
Совершено в Вене восемнадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года.
/подписи/
————————————————————————-
1) «Исходя из принципа равноправия государств, Союз Советских Социалистических Республик считает, что в случае возникновения разногласий по вопросу о численности персонала дипломатического представительства этот вопрос должен решаться по договоренности между аккредитующим государством и государством пребывания».
2) «Союз Советских Социалистических Республик считает необходимым указать на дискриминационный характер статей 48 и 50 Конвенции, согласно которым ряд государств лишен возможности стать участниками этой Конвенции. Конвенция регламентирует вопросы, затрагивающие интересы всех государств, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств. В соответствии с принципом суверенного равенства никакие государства не имеют права отстранять другие государства от участия в подобного рода Конвенции».
Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)
Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. с оговоркой и заявлением.
Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному Секретарю ООН 25 марта 1964 г.
Конвенция вступила в силу 24 апреля 1964 г.
Текст Конвенции опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР» от 29 апреля 1964 г. N 18 ст. 221, в сборнике «Действующее международное право» т. 1, в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, М., 1970 г., Выпуск XXIII