Виды иммунитетов в уголовном процессе
2.1 Свидетельский иммунитет
Свидетельский
иммунитет – право лица не свидетельствовать
о чем-либо (о ком-либо). Свидетельский
иммунитет получил развитие в связи с
принятием законов, направленных на
обеспечение гарантий прав личности.
В
уголовно-процессуальной науке существует
узкий и широкий подход к пониманию
свидетельского иммунитета. Первый
определяет свидетельский иммунитет
исключительно как право отказаться от
дачи показаний, второй — как совокупность
права отказаться от дачи показаний и
законодательного запрета допроса
некоторых категорий лиц. Узкая трактовка
свидетельского иммунитета наиболее
точно отражает содержание данного права
и поэтому представляется более
предпочтительной.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ наделяет свидетельским
иммунитетом:
—
потерпевшего (п.3 ч.2 ст.42),
—
гражданского истца (п.7 ч.4 ст.44);
—
представителей потерпевшего, гражданского
истца и гражданского ответчика (ч.3
ст.45);
—
подозреваемого (п.2 ч.4 ст.46);
—
обвиняемого (п.3 ч.4 ст.47);
—
гражданского ответчика (п.4 ч.2 ст.54);
—
представителя гражданского ответчика
(ч.2 ст.55);
—
свидетеля (п.1 ч.4 ст.56).
В
соответствии с п.2 ст.56 УПК РФ не подлежат
допросу в качестве свидетелей:
—
судья, присяжный заседатель;
—
адвокат, защитник подозреваемого,
обвиняемого;
—
священнослужитель;
—
член Совета Федерации, депутат
Государственной Думы
В
юридической литературе всех субъектов
обладающих свидетельским иммунитетом
условно разделяют на две группы.
Первая
группа – это лица, которые могут
отказаться от дачи показаний, но могут
и не воспользоваться своим правом
(свидетели, потерпевшие, которые могут
отказаться свидетельствовать против
себя, своих близких родственников, — п.1
ч.4 ст.56 УПК РФ; лица, обладающие правом
дипломатической неприкосновенности,
— ч.2 ст.3 УПК РФ; члены Совета Федерации,
депутаты Государственной Думы, которые
без их согласия не могут быть допрошены
об обстоятельствах, ставших им известными
в связи с осуществлением ими своих
полномочий, — п.5 ч.3 ст.56 УПК РФ).
Вторая
группа – это те лица, которые в соответствии
с законом не могут допрашиваться в
качестве свидетелей по поводу некоторых
обстоятельств либо вообще давать
показания по делу (судья, присяжный
заседатель, защитник подозреваемого,
обвиняемого, адвокат, священнослужитель
— пп.1-4 ч.3 ст.56 УПК РФ; потерпевший или
свидетель, который в силу своего
психического или физического состояния,
установленного заключением экспертизы,
не способен правильно воспринимать
обстоятельства, имеющие значение для
дела, и давать показания, — ч.4 ст.195, п.4
ст.196 УПК РФ).
Заметим,
что такая классификация лиц обладающих
свидетельским иммунитетом вступает в
противоречие с легальным определением
свидетельского иммунитета, под которым,
напомним, понимается «право лица не
давать показания против себя и своих
близких родственников, а также в иных
случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом. Между тем, вторая группа лиц
реализует прав не право (диспозитивное
поведение), т.к. законодателем установлен
запрет на допрос данной группы лиц
(императивная норма). При такой цепочке
логических рассуждений, получается,
что вторая группа лиц обладает не
«свидетельским иммунитетом», а закон
попросту ограничивает право их допроса
в качестве свидетелей. Такой точки
зрения, придерживается В.В. Лазарев,
отмечающий, что ситуации, регулируемые
ст. 51 Конституции РФ и ст. 56 (ч. 3) УПК РФ
— далеко не однозначны.6
Либо вышесказанное является основанием
для разделения свидетельского иммунитета
на две самостоятельных категории.
Свидетельский иммунитет в силу запрета
допроса определенной категории лиц и
свидетельский иммунитет, как право лица
отказаться от дачи показаний.
На
наш взгляд, неточность заключается в
законодательной формулировке
свидетельского иммунитета, закрепленной
законодателем в УПК РФ. Представляется,
что необходимо расширить понятие
свидетельского иммунитета, включив
указание на категорию лиц, для которой
установлен запрет на допрос.
Часть
4 ст. 69 ГПК распространяет право отказаться
от дачи свидетельских показаний по
гражданскому делу в отношении сведений,
ставших известными в связи с исполнением
депутатских полномочий, не только на
депутатов Государственной Думы и членов
Совета Федерации, но и на депутатов иных
законодательных органов. Такое расширение
круга лиц, пользующихся свидетельским
иммунитетом, представляется обоснованным
и по уголовным делам как гарантия
успешного осуществления деятельности
депутатов законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.7
Следует
исключить норму п. 5 ч. 3 ст. 56 УПК, поскольку
запрет допроса депутатов об обстоятельствах,
связанных с их деятельностью, не является
категорическим, и вместо нее ввести в
УПК норму, предоставляющую им право
отказаться от дачи показаний по этим
вопросам.
Два
случая свидетельского иммунитета
предусмотрены в ст. 51 Конституции РФ.
Это привилегия против самообвинения и
освобождение от свидетельских показаний
против своего супруга и близких
родственников. Привилегия против
самообвинения (никто не обязан
свидетельствовать против самого себя)
означает, что следователь должен перед
началом допроса разъяснить допрашиваемому
его право отказаться давать показания
об обстоятельствах, уличающих его в
совершении преступления. В этой связи
нарушающей привилегию против самообвинения
должна признаваться все еще имеющая
место практика допроса в качестве
свидетеля лица, в отношении которого
имеются достаточные данные для привлечения
в качестве обвиняемого.
В
соответствии со ст.161 УПК при вызове
потерпевшего, его допросе и составлении
протокола допроса применяются правила,
регламентирующие допрос свидетеля. По
этой причине иммунитет, установленный
ст.51 Конституции РФ должен распространяться
также и на показания потерпевших.В
соответствии с п.2 ч.2 ст.72 УПК не может
допрашиваться в качестве свидетеля
лицо, которое в силу своих физических
или психических недостатков не способно
правильно воспринимать обстоятельства,
имеющие значение для дела, и давать о
них правильные показания.Закон
(ч.2 ст.72 УПК) запрещает допрашивать в
качестве свидетелей: защитника обвиняемого
— об обстоятельствах дела, которые стали
ему известны в связи с выполнением
обязанностей защитника; адвоката,
представителя профессионального союза
и другой общественной организации об
обстоятельствах, которые стали им
известны в связи с исполнением ими
обязанностей представителя.
Косвенно
свидетельский иммунитет установлен
ст.41 Закона РФ «О средствах массовой
информации» от 27.12.1991 № 2124-1, в соответствии
с которой редакция обязана сохранять
в тайне источник информации и не вправе
называть лицо, предоставившее сведения
с условием неразглашения его имени, за
исключением случая, когда соответствующее
требование поступило от суда в связи с
находящимся в его производстве делом.
К сожалению, из закона не вытекает, могут
ли допрашиваться журналисты на
предварительном следствии, что на
практике создает определенные трудности,
связанные с расследованием дел о
нарушении средствами массовой информации
прав и свобод граждан. Существующие на
этот счет мнения носят прямо противоположный
характер. Одни считают, что на журналистов
распространяется право свидетельского
иммунитета в части сообщения сведений
об источнике получения информации,
другие, наоборот, считают журналистов
беззащитными и требуют дополнения УПК
РФ соответствующими нормами.По
нашему убеждению в УПК РФ действительно
должна быть введена норма, предусматривающая
свидетельский иммунитет в отношении
журналистов, выполняющих редакционное
задание. Кроме того, в ст.41 названного
закона предлагается расширить круг
субъектов, по запросу которых редакция
обязана предоставить материалы,
послужившие основой для публикации или
репортажа, включив в него следователя
и прокурора.8
Свидетельский
иммунитет необходимо отличать от
положений закона, запрещающих допрашивать
в качестве свидетелей определенную
категорию лиц (ч.2 ст.72 УПК). Воспользоваться
или не воспользоваться. Следственный
иммунитет — право лица, тогда, как
субъекты, перечисленные в ст.72 УПК, не
могут быть допрошены ни при каких
обстоятельствах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: Уголовно-процессуальное
право России
На
тему: Иммунитеты
в уголовном судопроизводстве
Содержание
В
целях создания эффективной системы
гарантий деятельности некоторых категорий
выборных и должностных лиц органов законодательной,
исполнительной и судебной власти в уголовно-процессуальном
законодательстве Российской Федерации
в их отношении предусмотрены специальные
правила уголовного судопроизводства,
т.е. иммунитеты.
Степень
научной разработанности
темы. Особенности производства в отношении
отдельных категорий лиц являются одним
из наименее исследованных направлений
в российской юридической науке. Этот
вопрос обычно рассматривается в контексте
изучения видов иммунитета, действия
принципа равенства всех перед законом
и судом. Процедура привлечения к уголовной
ответственности лиц обладающих процессуальным
иммунитетом в юридической литературе
изучаются лишь частично. Некоторые
положения, относящиеся к представленной
теме, исследовались в работах Ф.А. Агаева,
И. Алешиной, С.И. Афанасьевой, Б.Т.
Безлепкина, В.П. Божьева, А.Д. Бойкова,
В.Н. Галузо, К.Ф. Гуценко, В.Г. Даева,
А.Г. Кибальника, Н.А. Колоколова, В.М.
Лебедева, А.В. Малько, П.Г. Марфицина,
В.А. Михайлова, Т.Н. Москальковой, К.
Муравьева, А.В. Наумова, А.Д. Прошлякова,
И.Л. Петрухина, Р.Д. Рахунова, В.И. Руднева,
В.М. Савицкого, Р.Р. Салимзяновой,
И.В. Смольковой, М.С. Строговича, С.Ю.
Суменкова, И.Л. Трунова, Л.К. Труновой
и др. Однако рассмотрение отдельных
аспектов процедуры привлечения к уголовной
ответственности лиц, обладающих процессуальным
иммунитетом, явно недостаточно.
Поэтому необходимо комплексное исследование
проблем производства в отношении отдельных
категорий лиц.
Целью
исследования является анализ особенностей
производства в отношении отдельных категорий
лиц; исследование нормативной базы
составляющей основу применения иммунитетов;
выявление основных проблем, возникающих
при применении иммунитетов в отношении
отдельных категорий лиц.
В
соответствии с поставленной целью
решается ряд задач:
—
изучение истории возникновения
и развития законодательства,
регулирующего особенности производства
в отношении отдельных категорий лиц;
—
анализ особенностей возбуждения уголовного
дела в отношении отдельных категорий
лиц, установленных гл. 52 УПК РФ;
—
выявление проблем возникающих при
привлечении к ответственности отдельных
категорий лиц.
Объектом
исследования являются уголовно-процессуальные
отношения, возникающие в связи с возбуждением
и предварительным расследованием уголовных
дел в отношении отдельных категорий лиц.
Предмет
исследования составляют нормы российского
уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующие наличие процессуального
иммунитета у рассматриваемых категорий
лиц и особенности уголовного судопроизводства
в их отношении либо с их участием.
При
решении поставленных задач использовались
общенаучные и частнонаучные
методы: формально-логический, системно-структурный,
сравнительно-правовой, статистический,
теоретический анализ, научное обобщение
и другие.
Теоретической
базой исследования стали научные
труды в области общей теории права,
государства и права, конституционного
права, уголовного и уголовно-процессуального
права. Работа выполнена на базе анализа
международно-правовых актов, Конституции
РФ, действующего уголовно-процессуального
законодательства Российской Федерации,
регулирующих вопросы о процессуальном
иммунитете отдельных категорий лиц, порядке
привлечения их к уголовной ответственности,
монографии, учебные пособия, научные
статьи и другие опубликованные материалы,
отражающие те или иные стороны объекта
и предмета исследования.
Нормативную
базу исследования составили Конституция
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации, Федеральный
конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации», Федеральный конституционный
закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации» и иные законодательные акты.
1.1. История
развития законодательства,
регулирующего производство
в отношении отдельных
категорий лиц
Институт
правового иммунитета возник в эпоху
феодализма и является его специфическим
признаком. Королевские чиновники
даже не имели права и ногой ступить на
землю феодала ил и его вассала. Не имели
они и права вершить какой бы то ни было
суд или чинить расправу и устраивать
экзекуции на их земле, т. е. исполнять
свои прямые обязанности по долгу и службе
на этих землях. Земли феодалов и их вассалов
не подлежали официальному обложению
налогами».1
В
феодальной России правовой иммунитет
составляли привилегии крупных земельных
собственников, заключавшиеся в обладании
правом политической власти над населением
вотчины; чем крупнее была вотчина, тем
большей политической властью обладал
ее собственник. Иммунитеты, освобождающие
боярские вотчины от княжеского управления
и суда, во всех русских землях получили
большое развитие в XII-XIII вв. Собственнику
земли принадлежало право самостоятельно
управлять населением своих владений,
судить его и получать с него дань. Он нес
ответственность перед государством за
выполнение крестьянами государственных
податей. Постепенно крупный земельный
собственник сам становился «государем»
в своих владениях, зачастую опасным даже
для самой княжеской власти.2
Вместе
с усилением центральной государственной
власти роль иммунитетов все больше ограничивалась.
Первая попытка отменить иммунитетные
грамоты была осуществлена при царе Иване
IV. Затем такие же шаги были предприняты
и в ряде норм Соборного Уложения 1649 г..
Однако фактически иммунитет сохранял
свою роль в политической и правовой жизни
России вплоть до конца XVII в.
С
изменением общественной жизни институт
правового иммунитета перерос в инструмент,
освобождающий от определенных обязанностей
и юридической ответственности отдельных
субъектов (дипломатов, консулов, депутатов
и др.) в целях выполнения ими соответствующих
функций.
Что
же такое иммунитет как правовая
категория? «Иммунитет» переводят
с латинского как «освобождение»3,
«избавление» или «независимость», «неподверженность»;
в юридическом смысле его трактуют как
исключительное право не подчиняться
некоторым общим законам, предоставленное
лицам, занимающим особое положение в
государстве.4 По мнению многих
ученых, правовые иммунитеты есть особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, Конституции и законах лиц от определенных
обязанностей и ответственности, призванные
обеспечивать выполнение ими соответствующих
функций.
Развитие
общественных отношений, их многообразие
и усложнение с течением времени
повлекло за собой осознание необходимости
придания некоторым лицам, выполняющим
особенные государственно-значимые функции,
гарантий от незаконного вмешательства
в их деятельность. Впервые в истории российского
уголовно-процессуального законодательства
такие гарантии были закреплены в Учреждениях
судебных установлений и Уставах уголовного
судопроизводства 1864 г. Так, согласно ст.1080
Устава уголовного судопроизводства за
преступления секретари, помощники секретарей
и прочие чиновники, состоящие при судебных
местах, а так же судебные приставы, губернские
и уездные нотариусы могли быть преданы
суду только по постановлению прокурора
судебной палаты. В отношении обер-секретарей
и их помощников, мировых судей, председателей
и членов окружных судов и судебных палат,
судебных следователей, а так же прокуроров,
обер-прокуроров и их товарищей переедание
суду было возможно лишь по постановлению
кассационного департамента Сената. Этот
порядок привлечения указанных лиц к уголовной
ответственности действовал с незначительными
изменениями до 1917 г.
В
советский период особые правила привлечения
к уголовной ответственности распространялись
на народных судей, следователей и прокуроров
(например: Декрет ВЦИК от 25 августа 1921
г. «Об усилении деятельности местных
органов юстиции»; УПК РСФСР 1922 г.; Положение
о верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного
Суда СССР, утвержденное постановлением
ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г., и др).
Принятие
Концепции судебной реформы 1991 г. повлекло
за собой развитие законодательства
в сфере предоставления лицам, выполняющим
особые государственно-значимые функции,
гарантий от незаконного вмешательства
в их деятельность. В настоящее время специальный
правовой статус и особые гарантии закреплены
в отношении свыше 20 категорий лиц в различных
нормативных правовых актах. Среди этих
актов особое значение имеет Конституция
РФ; ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст.16,18),
ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (ст.15),
ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека»
(ст.12); ФЗ «О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ» (ст.19), ФЗ «О
статусе судей в РФ» (ст.16), ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей
юрисдикции в РФ» (ст.12), ФЗ «О выборах Президента
РФ» (ст.42), «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в РФ» (ст.18), ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ»
(ст.13).
Некоторые
ученые связывают иммунитет исключительно
с лицами, занимающими определенные
должности. Например, С. В. Мирошник пишет,
что иммунитет «представляет собой совокупность
особых правовых преимуществ, предоставляемых
в соответствии с нормами международного
права и Конституцией страны определенному
кругу лиц в силу занимаемой ими должности».5
В
соответствии с этим, можно сделать
вывод, что институт иммунитета для Российской
Федерации не новый, но на данный момент
законодательством он четко не отрегулирован.
1.2
Понятие иммунитета
в уголовном судопроизводстве
Положение
названных нормативных правовых
актов определяют понятие статуса
этих лиц, объем и пределы предоставляемых
этим лицам специальных гарантий. В свою
очередь УПК впервые выделил раздел, в
котором системно содержатся особенности
порядка применения норм указанных выше
правовых актов в уголовном судопроизводстве
в связи с возбуждением уголовного дела,
привлечением отдельных категорий лиц
к уголовной ответственности, применением
мер процессуального принуждения, производства
отдельных следственных действий и направления
дела в суд (ст.52).
Часть
1 ст. 447 УПК перечисляет категории
лиц, в отношении которых применяется
особый порядок производства по уголовным
делам. Этих лиц условно можно классифицировать
на четыре группы:
1)
представители органов исполнительной
власти: Председатель Счетной палаты
РФ, его заместители и аудиторы
Счетной палаты РФ; руководители Следственных
органов МВД, ФСБ, ФСКН; Председатель Следственного
комитета РФ; следователи всех следственных
органов;
2)
представители органов законодательной
власти: члены Совета Федерации
и депутаты Государственной Думы
Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ;
3)
представители органов судебной
власти: судьи Конституционного
Суда РФ, судьи федерального суда
общей юрисдикции и федерального
арбитражного суда, мировые судьи и
судьи конституционного (уставного) суда
субъекта РФ, присяжные и арбитражные
заседатели в период осуществления ими
правосудия;
4)
иные лица, не являющиеся представителями
указанных выше органов государственной
власти или отнесение которых
к представителям одной из ветвей власти
затруднительно: Уполномоченный по правам
человека в РФ; Президент РФ прекративший
исполнение своих полномочий, а также
кандидат в Президенты РФ; прокуроры; адвокаты;
депутаты, члены выборного органа местного
самоуправления; члены избирательной
комиссии, комиссии референдума с правом
решающего голоса; зарегистрированные
кандидаты в депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания РФ и зарегистрированные
кандидаты в депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ.