Возникает под действием вакцины вид иммунитета
Вакцинирование – это процесс, целью которого является формирование защитных сил к определенным вирусным и инфекционным патологиям. Иммунизировать начинают с самого рождения. Некоторые родители негативно относятся к прививкам, считая, что они причиняют вред неокрепшему детскому организму.
Но педиатры утверждают, что без профилактики, малыш подвержен опасным заболеваниям. Важно понимать, какой иммунитет вырабатывается при введении вакцины, как долго он сохраняется.
Роль вакцинации в иммунологии
Вакцинирование подразумевает введение определенной дозы антигенного материала в организм, с целью выработки защитных сил к конкретному вирусному, инфекционному заболеванию. Прививки играют большую роль в иммунологии.
Пока что вакцины являются единственным эффективным способом защиты от заражения и развития осложнений некоторых патологий. С самого рождения детей планово прививают против дифтерии, коклюша, паротита, столбняка, гриппа, кори, краснухи, полиомиелита, гепатита, туберкулеза.
По желанию проводят вакцинацию от бешенства, ветрянки, клещевого энцефалита, чумы, сибирской язвы. Существуют поливалентные препараты.
Например, АКДС защищает одновременно от столбнячной, дифтерийной и коклюшной болезней. В любом случае иммунопрофилактика эффективна и приемлема для предупреждения эпидемий опасных заболеваний.
В иммунологии известны такие типы вакцин:
- живые – содержат аттенуированные вирусы и бактерии. К такой группе относят прививки против туберкулеза (БЦЖ), краснухи, кори (ЖКВ), паротита (ЖПВ), от полиомиелита (ОПВ);
- инактивированные – в их составе присутствуют убитые патогены, их фрагменты либо анатоксины. В качестве примера можно привести такие препараты: АКДС, АДС-М, АДС, АС, Инфанрикс.
Сегодня благодаря разработкам в сфере иммунологии и микробиологии, начали создавать биосинтетические прививки. Их получают методами генной инженерии.
Какой иммунитет вырабатывается при введении вакцины?
Итогом вакцинирования является выработка защитных сил. У привитого человека формируется приобретенный иммунитет к определенным инфекциям и вирусам. Суть профилактики в том, что в организм вводится антигенный материал.
Иммунные клетки сразу начинают реагировать на инородные вещества, продуцируя антитела, которые борются с вирусами и бактериями.
Когда эти вещества достигают нужной концентрации, человек становится защищенным от последующего заражения. Создание искусственного иммунитета происходит по-разному. Одни прививки достаточно вводить единожды, другие требуют периодического повторения.
В зависимости от необходимости ревакцинации, приобретенный иммунитет может быть первичным (сформированным после одноразовой инъекции) и вторичным (полученным в результате повторного введения антигенного материала).
Через сколько дней после прививки возникает иммунный ответ?
Иммунный ответ начинает формироваться сразу после введения вакцины. Но выявить наличие антител в сыворотке можно лишь спустя латентный период, который после первой прививки длится около 7-10 дней.
Требуемая для надежной защиты концентрация антител, достигается спустя 3-4 недели после иммунизации. Поэтому в течение месяца ребенок еще подвержен заражению опасными патологиями.
Медики отмечают, что антитела, которые относятся к разным классам иммуноглобулинов, образуются в неодинаковые сроки. Например, IgM формируются рано и проявляют низкое сходство к живому либо убитому патогену, анатоксину.
Что касается поздних антител IgG, то они обеспечивают более надежную защиту. Есть такая категория людей, у которых специфический иммунитет от прививки не вырабатывается даже после многократного введения антигенного материала.
Подобная особенность организма называется вакцинальной недостаточностью. Причину такого состояния медики видят в отсутствии у молекул HLA класса II участков, ответственных за распознавание антигенов. Вторичный иммунный ответ обычно проявляется быстрее – на 4-5 сутки после вакцинопрофилактики.
Это объясняется наличием в крови человека определенного количества антител, которые моментально реагируют на проникновение в организм антигена. После повторной прививки резко повышается концентрация IgG.
Сроки возникновения иммунного ответа зависят от таких факторов:
- качество вакцины;
- техника введения препарата;
- вид прививки;
- индивидуальные особенности организма;
- соблюдение правил поствакцинального поведения.
Доктора отмечают, что не всегда низкая концентрация антител свидетельствует о подверженности к патологии.
Есть ряд инфекций, для которых малого присутствия защитных тел, достаточно для противостояния заражению. Например, для предупреждения столбнячной болезни IgG в сыворотке должен быть на уровне 0,01 МЕ/мл.
На какое время сохраняется иммунный ответ, возникающий путем иммунизации?
Многие пациенты интересуются, на какое время сохраняется иммунный ответ, возникший в результате вакцинации. Все зависит от типа и качества прививки, введенной дозы, особенностей организма, наличия протективных антигенов, возраста человека.
Например, антитела после профилактики гриппа наблюдаются в крови в течение 6-12 месяцев. Объясняется такой малый срок защиты тем, что вирус ежегодно мутирует.
Вакцина против коревой болезни для детей действует около 5-5,5 лет, а для взрослых, прошедших полный курс прививок, – примерно 20 лет.
Вакцинирование против свинки, краснухи и кори детям обеспечивает защиту на 5-6 лет, а взрослым – на 10 и более лет. У некоторых мужчин и женщин иммунный ответ сохраняется в течение всей жизни.
После прохождения курса иммунопрофилактики гепатита В, человек становится защищенным на 20-25 лет. После укола АКДС первичный иммунный ответ наблюдается в течение 1,5-2 месяцев.
После трехкратного введения препарата защита сохраняется в течение 8 месяцев. Далее для поддержки крепости детям вводят АКДС в 6 и 14 лет. У взрослых иммунный ответ отмечается на протяжении 10 лет.
Методы оценки поствакцинального иммунитета у человека
Для определения крепости приобретенного вследствие вакцинирования иммунитета, проводят специальные тесты. Существует немало методик оценки. Выбор зависит от типа используемой прививки и особенностей организма.
Сегодня выполняется анализ приобретенных защитных сил после профилактики свинки, туберкулеза, коклюша, столбняка, кори, гриппа, бруцеллеза, туляремии, полиомиелита и т.п.
Для выявления напряженности защитных сил применяют следующие способы:
- проведение серологического типа исследования сыворотки привитого (например, анализ РПГА). Порцию крови объемом 0,75-1,5 мл берут из пальца выборочно у сельских и городских жителей. Материал изучается на наличие титров антител. Используют специальное оборудование, химические вещества. Если антитела присутствуют в достаточном количестве, это говорит о хорошей защищенности;
- выполнение кожной иммунологической пробы. Например, для выявления туберкулезной палочки и антител к этому возбудителю, проводят анализ Манту. Исследование предполагает подкожное введение дозы туберкулина и оценку спустя несколько дней местной реакции. К иммунологическим пробам также относится анализ Шика, который выявляет наличие титра антител к дифтерии. Выполняется тест по аналогии с Манту.
Используемые методики абсолютно безвредные, доступные и подходят для массового обследования.
Правда ли, что вакцины обладают свойством убивать иммунную защиту ребенка?
Противники вакцинирования утверждают, что прививки способны убивать иммунитет ребенка. Но исследования ученых опровергли такое предположение.
Прививка действительно приводит к временному ослабеванию защитных сил. Это объясняется тем, что антигенный материал провоцирует определенные изменения в организме.
В ходе такого процесса, иммунная система занята борьбой с искусственно введенным патогеном. В период выработки антител ребенок становится уязвимым к некоторым заболеваниям.
Но после того как иммунный ответ сформируется, состояние нормализуется, организм становится крепче. Последние исследования американских ученых показали, что прививка не разрушает защитный барьер малыша. Были изучены медицинские сведения 944 детей возрастом от 2 до 4 лет.
Одних малышей повергли воздействию 193-435 антигенов, другие не получали плановые вакцины. В итоге оказалось, что никакой разницы в подверженности инфекционным и неинфекционным заболеваниям, у непривитых и иммунизированных нет. Единственное, вакцинированные стали защищенными от тех болезней, от которых они прошли профилактику.
Видео по теме
Врач-педиатр, врач высшей категории о сути вакцинации:
Таким образом, прививки способствуют выработке специфического первичного или вторичного иммунитета. Защитные силы сохраняются в течение долгого времени и позволяют предупредить развитие опасных инфекционных и вирусных патологий.
4339. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Эритроциты крови человека,в отличие от лейкоцитов,
1) образуют нестойкое соединение с кислородом
2) образуют тромб
3) являются форменными элементами
4) окончательно созревают в красном костном мозге
5) безъядерные клетки
6) имеют крупные размеры
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4339.
4340. Установите соответствие между характеристиками и видами иммунитета человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИММУНИТЕТА
А) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки
Б) заключается в невосприимчивости к болезням животных
В) возникает под действием вакцин
Г) передается по наследству
Д) формируется после перенесенного заболевания
ВИДЫ ИММУНИТЕТА
1) естественный
2) искусственный
Верный ответ: 21211
Естественный иммунитет (1) передается по наследству (Г), формируется после перенесенного заболевания (Д) — за счет остающихся в крови антител, заключается в невосприимчивости к болезням животных (Б) — человек не более многими заболеваниями животных, например, чумкой собак.
Искусственный иммунитет (2) приобретается при введении в организм лечебной сыворотки (А) — готовых антител (искусственный пассивный иммунитет), возникает под действием вакцин (В) — за счет ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания (искусственный активный иммунитет).
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4340.
4451. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
К внутренней среде организма человека относят
1) красный костный мозг
2) кровь
3) жировую ткань
4) тканевую жидкость
5) лимфу
6) спинномозговую жидкость
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4451.
4580. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин,
обозначенный на схеме вопросительным знаком.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4580.
4900. Установите соответствие между характеристиками и жидкими соединительными
тканями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) обеспечивает отток тканевой жидкости от всех органов
Б) доставляет питательные вещества к внутренним органам
В) транспортирует газы
Г) представлена большим количеством эритроцитов
Д) движется по системе сосудов от тканей к сердцу
Е) образуется из тканевой жидкости
ЖИДКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
1) кровь
2) лимфа
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4900.
Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще
Иммунитет — (лат. immunitas — освобождение) — защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.
Иммунология — наука, изучающая иммунитет.
Иммунный ответ — это реакция организма на внедрение чужеродных агентов.
Антиген — любое чужеродное вещество или организм.
Антитело — вещество организма, распознающее антигены.
Антитела (иммуноглобулины) — особый класс гликопротеинов, присутствующих на поверхности B-лимфоцитов в виде рецепторов (рис. 1). Реагируя на присутствие антигена, они отделяются от мембраны В-лимфоцита и присутствуют в сыворотке крови и тканевой жидкости в виде растворимых молекул (антител). Антитела способны избирательно связываться с конкретными видами чужеродных молекул, которые в связи с этим называют антигенами.
Рис. 1. В-лимфоцит с мембрансвязанными рецепторами
Антитела используются иммунной системой для идентификации и нейтрализации чужеродных объектов — например, бактерий и вирусов.
Антигены, как правило, являются белками или полисахаридами и представляют собой части бактериальных клеток, вирусов и других микроорганизмов.
К антигенам немикробного происхождения относятся белки пыльцы растений, яичный белок и белки трансплантатов тканей и органов, а также поверхностные белки клеток крови при переливании крови.
Аллергены — это антигены, вызывающие аллергические реакции.
История изучения иммунитета
Фундамент иммунологии был заложен изобретением микроскопа, благодаря чему удалось обнаружить первую группу микроорганизмов — болезнетворные бактерии.
В конце XVIII в. английский сельский врач Эдвард Дженнер сообщил о первой удачной попытке предотвратить заболевание посредством иммунизации. Его подход вырос из наблюдений за одним интересным явлением: доярки часто заражались коровьей оспой и впоследствии не болели натуральной оспой. Дженнер ввёл маленькому мальчику гной, взятый из пустулы (нарыва) коровьей оспы, и убедился в том, что мальчик оказался иммунным к натуральной оспе.
Работа Дженнера дала начало изучению теории микробного происхождения заболеваний в XIX в. Пастером во Франции и Кохом в Германии. Они отыскали антибактериальные факторы в крови животных, иммунизированных микробными клетками.
Луи Пастер успешно выращивал различные микробы в лабораторных условиях. Как часто бывает в науке, открытие было сделано случайно при культивировании возбудителей холеры кур. Во время работы одна из чашек с микробами была забыта на лабораторном столе. Было лето. Микробы в чашке несколько раз нагревались под солнечными лучами, высохли и потеряли способность вызывать заболевание. Однако куры, получившие эти неполноценные клетки, оказались защищёнными против свежей культуры холерных бактерий. Ослабленные бактерии не только не вызывали заболевание, а, напротив, давали иммунитет.
В 1881 г. Луи Пастер разработал принципы создания вакцин из ослабленных микроорганизмов с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний.
В 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих были удостоены Нобелевской премии за работы по теории иммунитета.
И. И. Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.
Сначала И. И. Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Чёрного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определённые клетки (целомоциты) этих животных поглощают все инородные частицы (в т. ч. бактерии), проникающие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. И. И. Мечников осознал, что это явление не питание данной единичной клетки, а защитный процесс в интересах целого организма. Учёный назвал действующие таким образом защитные клетки фагоцитами — «пожирающими клетками». И. И. Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление.
Против теории И. И. Мечникова в начале XX в. выступали большинство патологов, так как они считали лейкоциты (гной) болезнетворными клетками, а фагоциты — разносчиками инфекции по организму. Однако работы И. И. Мечникова поддержал Луи Пастер. Он пригласил И. И. Мечникова работать в свой институт в Париже.
Пауль Эрлих открыл антитела и создал гуморальную теорию иммунитета, установив, что антитела передаются ребёнку с грудным молоком, создавая пассивный иммунитет. Эрлих разработал метод изготовления дифтерийного антитоксина, благодаря чему были спасены миллионы детских жизней.
Теория иммунитета Эрлиха говорит о том, что на поверхности клеток есть специальные рецепторы, распознающие чужеродные вещества (антигенспецифические рецепторы). Сталкиваясь с чужеродными частицами (антигенами), эти рецепторы отсоединяются от клеток и в качестве свободных молекул выходят в кровь. В своей статье П. Эрлих назвал противомикробные вещества крови термином «антитело», так как бактерий в то время называли «микроскопические тельца».
П. Эрлих предполагал, что ещё до контакта с конкретным микробом в организме уже есть антитела в виде, который он назвал «боковыми цепями». Теперь известно, что он имел в виду рецепторы лимфоцитов для антигенов.
В 1908 г. Паулю Эрлиху вручили Нобелевскую премию за гуморальную теорию иммунитета.
Чуть раньше Карл Ландштейнер впервые доказал наличие иммунологических различий индивидуумов в пределах одного вида.
Питер Медавар доказал удивительную точность распознавания иммунными клетками чужеродных белков: они способны отличить чужеродную клетку всего по одному изменённому нуклеотиду.
Френк Бёрнет постулировал положение (аксиома Бёрнета), что центральным биологическим механизмом иммунитета является распознавание своего и чужого.
В 1960 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Питер Медавар и Френк Бёрнет за открытие иммунологической толерантности (лат. tolerantia — терпение) — это распознавание и специфическая терпимость к некоторым антигенам.
Уничтожение генетически изменённых клеток
Одна из функций иммунной системы — это уничтожение генетически изменённых (мутантных) клеток организма. В процессе клеточного деления постоянно происходят ошибки, и одна из миллиона образовавшихся клеток становится мутантной, т. е. генетически чужеродной. В организме человека благодаря мутациям в каждый конкретный момент должно быть более 10 миллионов мутантных клеток. Мутации приводят к изменению функций клетки. Большинство мутантных клеток не способны выполнять свои функции, а многие выходят из-под контроля организма (например, при нарушении апоптоза) и становятся раковыми клетками. Появление таких клеток может привести к возникновению серьёзных заболеваний и гибели организма.
Один из механизмов иммунитета, осуществляемый лимфоцитами (НК-лимфоцитами), направлен на уничтожение именно раковых клеток.
Виды иммунитета
Иммунитет можно разделить на клеточный и гуморальный (рис. 2)
Рис. 2. Клеточный и гуморальный иммунитет
Все разнообразные формы иммунного ответа можно разделить на два типа: врождённый иммунитет и приобретённый иммунитет (рис. 3).
Рис. 3. Классификация иммунитета
Приобретённый иммунитет — это специфический индивидуальный иммунитет, т. е. это иммунитет, который имеется конкретно у определённых индивидуумов и к определённым возбудителям или агентам.
Главными характеристиками приобретённого иммунитета являются специфичность и иммунологическая память. Чем чаще организм встречается с патогеном, тем быстрее и активнее вырабатываются антитела, следовательно — сильнее защита.
Врождённый иммунитет с самого рождения (ещё до первой встречи с антигеном) защищает организм против всего чужеродного, т. е. он не специфичен.
Таким образом, повторная встреча с тем или иным патогенным микроорганизмом не приводит к изменениям врождённого иммунитета, но повышает уровень приобретённого.
Врождённый иммунитет активируется при первом появлении патогена быстрее, но распознаёт патоген с меньшей точностью. Он реагирует не на конкретные специфические антигены, а на определённые классы антигенов, характерные для патогенных организмов (белки вирусного капсида, продукты метаболизма глистов и т. п.).
Врождённый иммунитет может быть наследственным (видовым) и индивидуальным.
Наследственный (видовой) иммунитет — это невосприимчивость всех представителей данного вида к определённому антигену, приобретённая в процессе эволюции:
болезни, которыми болеет человек, но не болеют животные и птицы (корь, натуральная оспа, проказа, вирусный гепатит, холера, гонорея, дизентерия, брюшной тиф и др.);
болезни, которыми болеют животные, но не болеет человек (чума крупного рогатого скота, пироплазмоз собак);
болезни, которыми болеют птицы, но не болеет человек (куриная холера);
болезни, которыми болеют животные и человек, но не болеют птицы (сибирская язва, бешенство и др.).
Индивидуальный врождённый иммунитет определяется теми особенностями, которые передаются организму с родительскими генами и в процессе эмбрионального развития.
В процессе эмбрионального развития через плаценту плоду передаются антитела матери, которые противостоят инфекциям. Передача антител от мамы к ребёнку происходит в основном в последнем триместре беременности.
Иммунитет подразделяется на естественный и искусственный.
Естественный иммунитет возникает самостоятельно в процессе жизни организма.
Естественный иммунитет делится на активный (после перенесённых заболеваний) и пассивный (например, с молоком матери).
До 6 месяцев малыша защищают антитела, передающиеся от матери с грудным молоком. Поэтому важным является исключительно грудное вскармливание. Иммунитет матери защищает ребёнка. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, слабо защищены, т. к. собственных антител у них мало. Только к 6 месяцам организм самостоятельно начинает вырабатывать антитела. Собственный иммунитет ребёнка формируется только к концу первого года жизни.
Искусственный иммунитет организм приобретает в результате применения медицинских препаратов (вакцин и сывороток).
Вакцина — медицинский препарат, содержащий ослабленные или убитые микроорганизмы.
Вакцина вводится абсолютно (!) здоровому человеку для предотвращения заболевания в будущем.
Сыворотка — медицинский препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела к определённому патогену (заражающему микроорганизму). Сыворотку получают из крови заражённого данным заболеванием животного (коровы, лошади и т. п.).
Сыворотка с чужими антителами вводится заболевшему человеку в случае, когда организм не способен произвести достаточное количество антител.