Возрастные особенности клеточного иммунитета
По
мере старения организма функции иммунной
системы ослабевают. В
период внутриутробного развития
у плода формируется система. У новорождённых
иммунная система структурно организована,
но функционально несостоятельна.
Первый
критический период имунной системы
у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают
низкую активность фагоцитов. . • Второй
критический период имунной системы
у ребенка — 3-6 мес. Иммунокомпетентные
клетки характеризуются низкой активностью.
В этот период проявляются ранние
наследственные дефекты иммунной систем.
• Третий
критический период имунной
системы у ребенка — 2-й год жизни.
Иммунная система полноценно функционирует,
но по-прежнему сохраняется дефицит
местных защитных факторов, что проявляется
в сохранении высокой восприимчивости
к бактериальным и вирусным возбудителям.
•
Четвёртый критический период имунной
системы у ребенка — 4-6-й год жизни.
Активность факторов местной защиты
остаётся низкой. В этот период проявляются
поздние наследственные дефекты иммунной
системы.
•
Пятый критический период имунной системы
у ребенка —
подростковый возраст. Половые гормоны,
синтезируемые в этот период, угнетают
иммунные реакции, также повышается
восприимчивость к микробам.
Иммунная система в пожилом
возрасте Ослабление свойств
иммунокомпетентных клеток проявляется
нарушениями распознавания клеток,
несущих изменённые Аг МНС и снижением
специфичности иммунных реакций.
Органы
входящие в иммунную систему человека:
лимфатические железы (узлы), миндалины,
вилочковая железа (тимус), костный мозг,
селезёнка и лимфоидные образования
кишки (Пейеровые бляшки). Главную роль
играет сложная система циркуляции,
которая состоит из лимфатических
протоков соединяющих лимфатические
узлы. Особенности
клеточного и гуморального иммунитета
у детей.
Иммунная
защита организма осуществляется двумя
способами — специфическими клеточными
механизмами и гуморальными. Клеточный
иммунный ответ. Клеточный иммунный
ответ обеспечивают Т-лимфоциты. При
первой встрече с антигеном в Т-лимфоцитах
происходят сложные реакции, называемые
сенсибилизацией. В результате этих
реакций Т-лимфоциты приобретают
способность отличать этот антиген от
множества других чужеродных веществ и
осуществлять четко направленную реакцию
именно на этот антиген. При взаимодействии
антигена с лимфоцитом образуются два
вида Т-лимфоцитов: Т-лимфоциты-киллеры
и Т-клетки памяти. Т-лифоциты-киллеры
разрушают чужеродные агенты, а клетки
памяти хранят информацию о данном
конкретном антигене и «патрулируют»
организм, чтобы в случае повторного
попадания данного антигена ускорить
специфический ответ иммунной системы.
Особенностью новорожденных детей
является наличие большого процента так
называемых невинных лимфоцитов, т.е.
необученных лимфоцитов, которые еще не
встречались с антигенами (не
сенсибилизированы). Другой особенностью
клеточного иммунитета новорожденных
детей является сниженная киллерная
активность Т-лимфоцитов. Полноценной
реакции лимфоцитов на антигены мешает
и избыточный уровень Т-лимфоцитов-супрессоров
— клеток, которые подавляют иммунный
ответ. Такие особенности клеточного
иммунитета необходимы для нормального
развития плода во внутриутробном периоде
в условиях постоянного взаимодействия
с клетками и веществами материнского
организма.
Гуморальный
иммунный ответ. Гуморальный ответ
осуществляется через жидкие среды
организма — кровь, лимфу, межклеточную
жидкость. Основными факторами гуморального
иммунного ответа являются антитела —
белки, которые связывают чужеродные
агенты. После этого подключаются другие
звенья иммунитета (система комплемента),
и происходит разрушение опасных микробов
и веществ. Антитела (они же иммуноглобулины)
синтезируются В-лимфоцитами. Команду
о начале синтеза антител В-лимфоцитам
передают другие клетки иммунной системы:
Т-лимфоциты и макрофаги встречаются с
чужеродным агентом и затем информируют
В-лимфоцит о конкретной структуре
антигена, после чего В-лимфоцит начинает
синтезировать специфические антитела.
У новорожденных детей количество
В-лимфоцитов, которые уже стали
вырабатывать антитела, значительно
снижено.
10
вопрос Возрастные особенности нервной
системы.
Нервная система координирует и регулирует
деятельность всех органов и систем,
обеспечивая функционирование организма
как единого целого; осуществляет
адаптацию организма к изменениям
окружающей обстановки, поддерживает
постоянство его внутренней среды.
Топографически нервную систему человека
подразделяют на центральную и
периферическую. К центральной нервной
системе относят спинной и головной
мозг. Головной мозг. Масса головного
мозга новорожденного относительно
велика: 340 — 400 г. (у мальчиков на 15 — 20 г
больше). По массе головной мозг наиболее
развитый орган, но это не характеризует
его функциональных возможностей.
Увеличение массы мозга происходит
интенсивно до 7 – летнего возраста. Мозг
достигает максимальной массы к 20 – 30
летнему возрасту. Первые 1-2 года жизни
головной мозг растет быстрее спинного,
в дальнейшем спинной мозг растет быстрее
головного. Приблизительно к 5 годам мозг
ребенка начинает по внешности походить
на мозг взрослого. По химическому составу
мозг детей раннего возраста значительно
отличается от мозга более старших детей
и взрослых как в отношении нейроглобулина,
так и в отношении нейростромина. Спинной
мозг в эмбриональный период начинает
развиваться раньше и к моменту рождения
ребенка оказывается более законченным
по своему строению. Он относительно
длиннее, чем у взрослого; у молодых
плодов доходит до крестцового канала,
у новорожденных — до нижнего края II
поясничного позвонка, а в более позднем
возрасте — лишь до I поясничного позвонка.
Во внеутробной жизни рост спинного
мозга протекает также достаточно
энергично. Гистологическое строение
спинного мозга у детей различных
возрастов изучено сравнительно мало;
оно, по-видимому, не имеет столь
существенных возрастных различий, как
это установлено в отношении строения
головного мозга. Спинной мозг. К моменту
рождения ребенка наиболее зрелыми
являются спинной мозг и стволовые
структуры головного мозга, обеспечивающие
жизненно важные функции. Масса спинного
мозга у новорожденного равна 3 — 4 г (0,1℅
массы тела), к 6 месяцам она удваивается,
к 11-увеличивается в 3 раза. К 3 годам
становится в 4 раза больше, чем у
новорожденного, а к 6 годам – в 5 раз. К
20 годам масса мозга уже в 8 раз больше,
чем у новорожденного, и становится
такой, как у взрослого. Спинной мозг у
новорожденного относительно длиннее,
чем у взрослого. Его длина равна 14-16см,
что составляет 30℅ длины тела. К 12 годам
его толщина удваивается и в дальнейшем
почти не изменяется. Диаметр канала
спинного мозга у новорожденных
относительно больше, чем у детей старшего
возраста и у взрослых. Спинной мозг
новорожденного заканчивается на уровне
нижнего края 2-го или 3-го поясничного
позвонка. К концу первого года жизни он
занимает такое же положение, как и у
взрослых,- находится на уровне 1-2-го
поясничного позвонка. Ко времени рождения
все нервные, и глиальные клетки спинного
мозга хорошо развиты и по структуре не
отличаются от клеток у детей дошкольного
возраста. У детей старшего возраста они
становятся крупнее.
11
вопрос. Типы высшей нервной деятельности
. Совокупность сложных форм деятельности
коры больших полушарий и ближайших
к ней подкорковых образований,
обеспечивающую взаимодействие целостного
организма с внешней средой, называют
высшей нервной деятельностью.
Условно-рефлекторная
деятельность зависит от индивидуальных
свойств нервной системы, которые
обусловлены наследственными особенностями
индивидуума и его жизненным опытом.
Совокупность этих свойств называют
типом высшей нервной деятельности. В
основе
деления
на типы положены три основных
показателя. Во-первых, сила процессов
возбуждения и торможения, т.е. способность
нейронов коры адекватно отвечать на
сильные раздражители. Во-вторых,
уравновешенность процессов возбуждения
и торможения, т.е. соот-ношение силы
процессов возбуждения и торможения.
При доминировании возбуждения над
торможением у человека быстро образуются
положительные условные рефлексы, но
затрудняется выработка дифференцировочного
торможения. Если превалирует торможение
над
возбуждением, развивается общее
торможение коры. И в-третьих, подвижность
процессов возбуждения и торможения,
что выражается в скорости, с которой
один процесс сменяется другим.
На
основании этих признаков выделили
четыре типа высшей нервной деятельности:
1) сильный неуравновешенный (с
преобладанием возбуждения над
торможением); 2) сильный уравновешенный
с большой подвижностью нервных процессов
(наблюдается быстрое привыкание к
обстановке, имеет место активная реакция
на новые раздражители); 3) сильный
уравновешенный с малой подвижностью
нервных процессов (на новые раздражители
наблюдается незначительная реакция,
для всех действий характерна
медлительность); 4) слабый с недостаточным
развитием возбуждения и торможения
(наблюдается быстрая истощаемость
организма, потеря работоспособности
при необычных раздражителях, быстрота
перехода в заторможенное состояние).
Первый
тип соответствует холерическому
темпераменту, второй — сангвиническому,
третий — флегматическому, четвертый —
меланхолическому.
Кроме
того, при анализе функционального
состояния нервной системы человека с
учетом врожденных способностей выделяют
три типа высшей нервной деятельности:
мыслительный, художественный и
смешанный.
12
вопрос Значение типов ВНД.
Высшая нервная деятельность ребенка
обладает рядом особенностей, в связи с
чем предложена классификация ее типов
у детей, в которой учтены взаимоотношения
сигнальных систем и взаимодействие
коры с подкорковыми структурами. Сильный,
оптимально возбудимый, уравновешенный,
быстрый тип. Это сангвинический тип,
который характеризуется быстрым
образованием, угасанием и восстановлением
условных рефлексов. Процессы возбуждения
и торможения быстро сменяют друг друга.
Дети отличаются хорошим поведением и
живым темпераментом. Речь быстрая и
громкая, отчетливая, с богатым запасом
слов, сильной жестикуляцией и выразительной
мимикой.
Сильный,
оптимально возбудимый, уравновешенный,
медленный тип.
Флегматический
тип, у которого условные рефлексы
образуются быстро и имеют четкие
тормозные реакции. Дети легко
приспосабливаются к раздражителям,
отличаются примерным поведением и
хорошо учатся. Речь правильная, с большим
словарным запасом, без эмоций,
жестикуляции
и мимики. В трудных ситуациях дети
повышают свою активность и стараются
выполнить задачу.
Сильный,
повышенно возбудимый, безудержный,
неуравновешенный
тип.
Холерический тип, у которого хорошо
выражена подкорковая деятельность,
не всегда хорошо регулируемая корой.
Условные связи образуются медленно.
Дети учатся посредственно и трудно
приспосабливаются к требованиям школы.
Они возбудимы, эмоциональны и вспыльчивы,
с необоснованными срывами. Речь развита
нормально, но неровная и с колеблющимися
интонациями.
Слабый,
пониженно возбудимый, уравновешенный
тип. Меланхолический тип отличается
общей пониженной возбудимостью коры и
подкорковых структур, слабой деятельностью
сигнальных систем. Условные рефлексы
образуются медленно. Дети быстро
утомляются и впада-
ют
в тормозное состояние. Речь у них слабая
и тихая, бедная словами. У таких детей
легко развиваются неврозы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
18.03.2015103.18 Кб70физиология шпоры4.docx
- #
- #
- #
- #
Эффективная работа иммунной системы любого человека зависит от различных факторов (правильного питания, здорового образа жизни, генофонда и др.).
Не последнюю роль в ее состоянии играет и возраст. Дело в том, что любой человек проходит такие этапы в жизни , когда иммунитет у него значительно ослаблен. Поэтому, если вы следите за здоровьем, важно знать, что такое возрастные особенности иммунитета.
Как и другие системы организма, защитные факторы претерпевают серьезные возрастные изменения. Иммунная система развивается полностью только к 15-16 годам. Затем ее функции ослабевают только тогда, когда человек начинает стареть. Давайте подробнее рассмотрим этапы формирования иммунитета.
Иммунитет у плода
Еще во время внутриутробного развития у эмбриона начинают формироваться органы иммунной системы, возникают популяции соответствующих клеток. При этом иммунная система мамы остается толерантной по отношению к аллоантигенам плода, так как их число на данный момент еще невелико.
Иммунитет у детей
Хоть ко времени рождения иммунная система полностью организована, нормально функционировать она не может, потому что в ней еще нет необходимых компонентов и иммунокомпетентных клеток. Инфекция может свободно проникнуть в организм ребенка, поэтому его нужно особенно старательно оберегать и поддерживать полную гигиену в помещении.
По мере развития ребенок должен пройти через несколько критических периодов, когда иммунная система может давать неадекватные или даже парадоксальные реакции на антигенные стимулы.
В первые 30 суток после рождения иммунитет младенца еще не сформировался, поэтому он не проявляет активности и практически не может противостоять болезням. Единственное средство защиты – материнские клетки.
Следующий критический период иммунной системы проходит с третьего по шестой месяцы. За это время материнские защитные элементы исчезают из кровотока ребенка, поэтому он становится очень чувствительным ко всевозможным респираторным вирусным инфекциям (парагрипп, аденовирусы и др.). Очень низкой активностью на данном этапе характеризуются иммунокомпетентные клетки, поэтому у ребенка могут проявиться наследственные дефекты его иммунной системы, которые называются ранними.
Второй год жизни является третьим критическим периодам в развитии иммунитета маленького человека. Хоть его иммунная система и функционирует полноценно, но дефицит местных защитных элементов все еще сохраняется. Это проявляется в высокой подверженности малыша к вирусным и бактериальным возбудителям.
Четвертый критический этап становления иммунитета наблюдается уже с 4 по 6 год жизни. За это время иммунная система развивается почти до уровня взрослого человека, но местная защита остается низкой. Этот период характеризуется проявлением поздних наследственных дефектов защитной системы.
Подростковый возраст является пятым критическим периодом в развитии иммунитета. Именно тогда у подростка активно синтезируются половые гормоны, которые и угнетают иммунные реакции. Из-за этого человек становится очень восприимчивым к микробам, аутоиммунным и лимфопролиферативным заболеваниям.
Возрастные особенности иммунитета у пожилых людей
Иммунокомпетентные клетки у стареющих людей постепенно ослабевают, поэтому иммунные реакции также снижают свою активность. В этом возрасте увеличивается риск развития злокачественных опухолей и аутоиммунных состояний, а также иммунодефицита.
Во все эти периоды необходимо усиленно следить за здоровьем, питанием и образом жизни, тогда иммунитет вас не подведет.
Оглавление темы «Канцерогены. Опухоли и иммунодефициты. Нарушения иммунного статуса.»:
1. Канцерогены. Канцерогенные факторы. Химические факторы образования опухоли. Тест Эймса. Промоторы. Физические онкогены. Онкогенные вирусы. ДНК-содержащие и РНК-содержащие онкогенные вирусы.
2. Опухолевые антигены ( Аг ). Пауль Эрлих. Опухолево-эмбриональные антигены ( Аг ). Антигены опухоли.
3. Противоопухолевые иммунные реакции. Иммунитет против опухоли. Влияние иммунитета на опухоль.
4. Опухоли и иммунодефициты. Иммунодефицит при опухоли. Развитие опухоли при иммунодефиците. Развитие иммунодефицита при опухоли.
5. Эффективность иммунного надзора. Иммунная толерантность при опухолях. Иммунный отбор. Антигенная модуляция при опухолях. Иммуносупрессия при злокачественных процессах.
6. Иммунодиагностика опухолей. Иммунотерапия опухолей. Методы иммунотерапии при опухолях. Адъюванты. Иммуномодуляторы. Особенности иммунотерапии опухолей.
7. Иммунный статус человека. Состояние иммунной системы. Статус имунной системы. Состояние иммунитета человека.
8. Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.
9. Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.
10. Синдромы гуморальной недостаточности. Агаммагпобулинемия Брутона. Общий вариабельный иммунодефицит. Селективный дефицит IgA.
Возрастные особенности иммунной системы. Иммунная система у плода. Иммунная система у новорожденных. Критические периоды имунной системы у ребенка. Иммунная система в пожилом возрасте.
Подобно другим системам, организация защитных факторов претерпевает возрастные изменения. Полностью система защитных факторов развивается к 15-16 годам. По мере старения организма функции иммунной системы ослабевают.
Иммунная система у плода
В период внутриутробного развития у плода формируется система Аг МНС, органы иммунной системы, популяции иммунокомпетентных клеток и система комплемента. Иммунная система матери толерантна к аллоантигенам плода, поскольку их число относительно невелико, а также в силу избирательной проницаемости плаценты и наличия в крови матери и плода различных иммуносупрессивных факторов (а-фетопротеина, эстрогенов, прогестерона, простагландинов и т.д.).
Иммунная система у новорожденных
У новорождённых иммунная система структурно организована, но функционально несостоятельна. Снижено содержание компонентов комплемента, IgG, IgA и основных популяций иммунокомпетентных клеток. На проникновение инфекционных агентов лимфоидные органы отвечают гиперплазией, проявляющейся лимфаденопатией.
В развитии ребёнка выделяют критические периоды, во время которых на антигенный стимул иммунная система даёт неадекватные или парадоксальные реакции.
• Первый критический период имунной системы у ребенка — первые 30 сут жизни. Отмечают низкую активность фагоцитов. Лимфоциты способны отвечать на Аг и митогены; гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG.
• Второй критический период имунной системы у ребенка — 3-6 мес. Материнские AT исчезают из кровотока; в ответ на попадание Аг образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.). Иммунокомпетентные клетки характеризуются низкой активностью. В этот период проявляются ранние наследственные дефекты иммунной системы.
• Третий критический период имунной системы у ребенка — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются значимые количества IgG, но по-прежнему сохраняется дефицит местных защитных факторов, что проявляется в сохранении высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям.
• Четвёртый критический период имунной системы у ребенка — 4-6-й год жизни. Синтез AT, исключая IgA, достигает величин, характерных для взрослых; одновременно повышается содержание IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. В этот период проявляются поздние наследственные дефекты иммунной системы.
• Пятый критический период имунной системы у ребенка — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунные реакции. Как следствие, возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам.
Иммунная система в пожилом возрасте
Ослабление свойств иммунокомпетентных клеток проявляется нарушениями распознавания клеток, несущих изменённые Аг МНС и снижением специфичности иммунных реакций. В этот период возрастает риск развития аутоиммунных и иммунодефицитных состояний, а также злокачественных опухолей.
— Также рекомендуем «Нарушения иммунного статуса. Иммунодефициты. Транзиторные иммунодефициты. Дефекты системы комплемента. Расстройства функций фагоцитов.»