Врожденный иммунитет методическое пособие
ЗАНЯТИЕ 14
ИММУНИТЕТ. ФАКТОРЫ ВРОЖДЁННОГО ИММУНИТЕТА.
АНТИГЕНЫ
Для врача очень важно иметь представление об иммунитете как о способе защиты постоянства внутренней среды организма от генетически чужеродных агентов, в том числе от патогенных микроорганизмов. Иммунология внесла значительный вклад в такие области современной медицины, как переливание крови, вакцинация, трансплантация органов, лечение аллергии, аутоиммунных болезней и рака. Мощным фактором защиты организма от микроорганизмов является врождённый (видовой) иммунитет, который представляет собой совокупность анатомо–физиологических приспособлений организма. Приобретённый иммунитет формируется в результате попадания или введения в организм антигена. Студент должен знать, какие же вещества могут выступать в роли антигена, как получить антиген.
Цель самоподготовки
После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
— определение понятия иммунитет, виды иммунитета;
— клеточные и гуморальные факторы врождённого (видового) иммунитета;
— антигены, способы их получения и практическое применение.
Исходный уровень знаний
Из курса биологии и гистологии вспомнить клетки крови, их морфологию; приготовление мазка из крови, фиксацию, окраску.
Цель занятия
1. Познакомиться с клеточными и гуморальными механизмами врождённого иммунитета (фагоцитоз, лизоцим, комплемент, интерфероны).
2. Освоить методы оценки факторов врождённого иммунитета организма человека.
3. Выработать чёткое преставление об антигенах, их разнообразии, свойствах.
План изучения темы
1. Иммунитет, виды иммунитета.
2. Факторы врождённого иммунитета.
3. Антигены, свойства антигенов, методы получения.
В процессе самоподготовки используйте конспект лекций, учебник, руководство к практическим занятиям. Просмотрите дополнительный материал в пособии, ответьте на контрольные вопросы и решите задачи.
После изучения темы студент должен уметь
1. Оценить факторы врождённого иммунитета организма (гуморальные и клеточные).
Дополнительный материал к занятию
Методы оценки функциональной активности фагоцитирующих клеток
Количественную оценку фагоцитарной активности лейкоцитов проводят в цельной крови, или в лейкоцитарной взвеси, или в обогащенных фракциях фагоцитирующих клеток. В качестве стандартных объектов фагоцитоза используют мелкодисперсные частицы латекса диаметром от 1,0 до 2,0 мкм, суспензию убитых нагреванием клеток бактерий или дрожжеподобных грибов.
Определение фагоцитарной активности полиморфноядерных
лейкоцитов периферической крови
В микропипетку набирают 0,05 мл 2% цитрата натрия и 0,1 мл крови, выливают в пробирку. Добавляют 0,05 мл 2-миллиардной взвеси убитых стафилококков. Пробирку помещают на 30 минут в термостат, после чего встряхивают, готовят мазки, фиксируют их смесью Никифорова и окрашивают метиленовым синим (1% раствор, разведённый 1:4) в течение одной минуты. Мазки микроскопируют, находят 25 нейтрофилов и подсчитывают: процент активных фагоцитов (фагоцитарная активность) — количество нейтрофилов, фагоцитировавших стафилококки, по отношению к 25 изученным нейтрофилам; фагоцитарное число – среднее число стафилококков на один нейтрофил (общее число фагоцитированных стафилококков разделить на 25). Запись удобно вести в сетке (5 клеток х 5 клеток).
Количественная проба на лизоцим в сыворотке крови
В контрольную пробирку налить 0,5 мл физиологического раствора. Этой же пипеткой в опытную пробирку налить 0,5 мл инактивированной сыворотки крови. В обе пробирки добавить по 0,5 мл взвеси микрококка. Встряхнуть. При наличии в сыворотке лизоцима просветление в опытной пробирке появляется через несколько минут.
Контрольные вопросы
Определение понятия иммунитет. Виды иммунитета в зависимости от способа его формирования. Виды иммунитета в зависимости от агента, против которого он направлен. Врождённый (естественный) иммунитет является видовым или индивидуальным, специфическим или неспецифическим, может ли передаваться по наследству? Назовите основные факторы врождённого иммунитета. Автор фагоцитарной теории, основные положения этой теории. Какие клетки обладают фагоцитарной активностью? Фазы фагоцитарного процесса. Какими показателями определяют фагоцитарную активность лейкоцитов (показатель, название, сущность). Какое различие между завершённым и незавершённым фагоцитозом? При каких заболеваниях наблюдается незавершённый фагоцитоз? Укажите факторы, усиливающие фагоцитоз. Опсоно-фагоцитарная реакция – принцип реакции, методика постановки. Что такое опсонический индекс? Перечислите гуморальные защитные факторы крови. Лизоцим: автор, открывший его (в каком материале), химическая природа, отношение к нагреванию, где содержится в организме, какие клетки продуцируют его, что происходит с бактериями под действием лизоцима, влияет ли он на вирусы? Комплемент, его химическая природа, отношение к нагреванию, из каких фракций состоит, где содержится в организме; основные пути активации комплемента; какое участие принимает в реакциях иммунитета; что происходит с бактериями при действии комплемента; укажите животное, которое используется для получения комплемента; при какой температуре и в течение какого времени можно разрушить (инактивировать) комплемент. Как называется сыворотка крови, прогретая при таком режиме? Приобретённый иммунитет, его характеристика: видовой или индивидуальный, специфический или неспецифический, передаётся ли по наследству, функция какой системы (ткани) лежит в основе формирования приобретённого иммунитета?
ЗАДАЧА. В семье заболел дифтерией ребенок Валерий, 3-х лет. Другие члены семьи не заболели, причём мать переболела дифтерией в детстве, а отец был привит дифтерийным анатоксином. Старшая сестра Наташа не была привита дифтерийным анатоксином из-за медицинских противопоказаний, поэтому ей пришлось провести экстренную профилактику с помощью противодифтерийной антитоксической сыворотки. Младший брат, Виталий, 3-х месяцев, не заболел, хотя ничем не был привит. В доме есть кошка и собака, они не заболели. Назовите для каждого из членов семьи и для животных вид иммунитета, благодаря которому они не заболели.
Что такое антиген? Характеристика полноценных антигенов. Какие вещества могут быть антигенами? Как называется способность антигенов индуцировать образование и накопление антител и иммунных лимфоцитов? Вступать с антителами в специфическое взаимодействие? Как называются антигены, обладающие обоими этими признаками? Как называются антигены, обладающие одним (каким?) из этих признаков? Структура антигена. Как называется часть молекулы антигена, определяющая его специфичность? Назовите известные вам антигены. Антигенная структура микробной клетки. Жгутиковый антиген, локализация, буквенное обозначение, природа, отношение к температуре, способ получения. Соматический антиген, его локализация, буквенное обозначение, химическая природа, отношение к температуре, способы получения. Для чего применяются антигены бактерий? Что такое «химическая вакцина»? Что такое протективный антиген? Продукты жизнедеятельности микробной клетки как антигены. Анатоксин, его свойства, получение, применение. Видоспецифические, типоспецифические и группоспецифические антигены микробов, их практическое значение для идентификации микробов. Гетероантигены. Методика приготовления антигена из эритроцитов. Антигены организма человека, аутоантигены, изоантигены.
Задания для выполнения в процессе самоподготовки.
Составьте схему «Классификация иммунитета», заполните таблицу «Факторы неспецифической защиты организма».
Работа студента на практическом занятии
I. Изучение факторов врождённого иммунитета.
1. Фагоцитоз.
Цель опыта: Определить фагоцитарную активность лейкоцитов периферической крови. Ход опыта: описать. Результат: подсчитать, зарисовать, отметить на рисунке стрелками стадии фагоцитоза. Вывод: сформулировать.
2. Незавершённый фагоцитоз. Промикроскопировать и зарисовать мазок из гноя больного гонореей.
3. Лизоцим.Цель опыта: определить, обладает ли лизоцимной активностью сыворотка крови. Ход исследования записать в тетрадь, учесть результат и сделать вывод.
II. Антигены.
1. Приготовление антигена из культуры кишечной палочки. Приготовить взвесь культуры в физиологическом растворе, инактивировать на водяной бане, проверить на стерильность путём посева на скошенный агар. Стандартизировать с помощью оптического стандарта мутности.
2. Приготовление дифтерийного анатоксина. Рассчитать количество формалина, необходимое для того, чтобы получить 0,4% его концентрацию в 10 мл дифтерийного токсина. Добавить формалин и смесь поставить в термостат.
Источник
1.7.2.1. Èììóííàÿ ñèñòåìà, âèäû èììóíèòåòà
Èììóíèòåò ýòî íåâîñïðèèì÷èâîñòü îðãàíèçìà ê èíôåêöèîííûì è íåèíôåêöèîííûì àãåíòàì è âåùåñòâàì, îáëàäàþùèì ÷óæåðîäíûìè (àíòèãåííûìè) ñâîéñòâàìè.
Èììóííàÿ ñèñòåìà îáåñïå÷èâàåò çàùèòó îðãàíèçìà îò èíôåêöèé, óäàëåíèå ïîâðåæäåííûõ, ñîñòàðèâøèõñÿ è èçìåíåííûõ êëåòîê ñîáñòâåííîãî îðãàíèçìà.
Îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ èììóííîé ñèñòåìû îòëè÷àòü ãåíåòè÷åñêèå ÷óæåðîäíûå ñòðóêòóðû îò ñîáñòâåííûõ, ïåðåðàáàòûâàòü è óäàëÿòü èõ, à òàêæå çàïîìèíàòü, ÷òî îáóñëàâëèâàåò óñêîðåííóþ ðåàêöèþ íà ïîâòîðíîå âîçäåéñòâèå òåõ æå àãåíòîâ.
Ñïåöèôè÷íîñòü è ïàìÿòü ýòî äâà îñíîâíûõ ïðèçíàêà èììóííîãî îòâåòà. Ïðè ïîâòîðíîì êîíòàêòå ñ àíòèãåíîì èììóííàÿ ñèñòåìà ñïîñîáíà îòâå÷àòü áîëåå ýôôåêòèâíî, ÷åì ïðè ïåðâè÷íîì êîíòàêòå ñ òåì æå àíòèãåíîì.
Àíòèãåíðàñïîçíàþùèìè êëåòêàìè ÿâëÿþòñÿ Ò-ëèìôîöèòû è Â-ëèìôîöèòû. Âñå ëèìôîöèòû ïðîèñõîäÿò èç ñòâîëîâûõ êëåòîê êîñòíîãî ìîçãà, íî çàòåì Ò-ëèìôîöèòû ðàçâèâàþòñÿ â òèìóñå, à Â-ëèìôîöèòû ðàçâèâàþòñÿ â êîñòíîì ìîçãå. Ò ëèìôîöèòû îñóùåñòâëÿþò êëåòî÷íûé èììóííûé îòâåò, êîòîðûé èãðàåò ðîëü â ñîçäàíèè çàùèòû ïðîòèâ âíóòðèêëåòî÷íûõ àãåíòîâ, íàïðèìåð, âèðóñîâ. Â-ëèìôîöèòû îòâåòñòâåííû çà ãóìîðàëüíûé îòâåò, íàïðàâëåííûé íà ïîðàæåíèå âíåêëåòî÷íûõ èíôåêöèîííûõ àãåíòîâ.
Èììóííàÿ ñèñòåìà óíè÷òîæàåò èíôåêöèîííûå àãåíòû è ñâîäèò ê ìèíèìóìó âûçûâàåìûå èìè ïîâðåæäåíèÿ. Áëàãîäàðÿ èììóííîé ñèñòåìå áîëüøèíñòâî èíôåêöèé ïðîòåêàåò êðàòêîâðåìåííî è íå îñòàâëÿåò íåæåëàòåëüíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ îðãàíèçìà.
Îðãàíû èììóííîé ñèñòåìû äåëÿòñÿ íà öåíòðàëüíûå è ïåðèôåðè÷åñêèå.
1) Öåíòðàëüíûå îðãàíû èììóííîé ñèñòåìû:
âèëî÷êîâàÿ æåëåçà (òèìóñ ýòî öåíòðàëüíûé ëèìôîèäíûé îðãàí);
êîñòíûé ìîçã (öåíòðàëüíûé ëèìôîèäíûé îðãàí).
2) Ïåðèôåðè÷åñêèå îðãàíû èììóííîé ñèñòåìû:
ñåëåçåíêà (ýòî ïåðèôåðè÷åñêèé ëèìôîèäíûé îðãàí, ãëàâíîå ìåñòî àíòèòåëîîáðàçîâàíèÿ, îñíîâíàÿ àðåíà óíè÷òîæåíèÿ êëåòîê, êàê ìèêðîáíûõ, òàê è ñîáñòâåííûõ. «Ñåëåçåíêà êëàäáèùå ýðèòðîöèòîâ»);
ëèìôàòè÷åñêèå óçëû (ýòî ïåðèôåðè÷åñêèé ëèìôîèäíûé îðãàí, ëèìôàòè÷åñêèå óçëû ðàáîòàþò êàê ôèëüòðû â ñèñòåìå ëèìôîîáðàùåíèÿ).
ìèíäàëèíû (ýòî ñêîïëåíèå ëèìôîèäíîé òêàíè â òîëùå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè íà ãðàíèöå íîñîâîé, ðîòîâîé ïîëîñòåé è ãëîòêè);
ëèìôîèäíàÿ òêàíü.
êðîâü ýòî êîìïîíåíò èììóííîé ñèñòåìû (ñèñòåìà êðîâè ýòî ïåðèôåðè÷åñêàÿ êðîâü, îðãàíû êðîâåòâîðåíèÿ è êðîâåðàçðóøåíèÿ (êîñòíûé ìîçã, ïå÷åíü, ñåëåçåíêà è ëèìôàòè÷åñêèå óçëû), (ïåðèôåðè÷åñêàÿ êðîâü ýòî ïëàçìà êðîâè è íàõîäÿùèåñÿ â íåé âî âçâåøåííîì ñîñòîÿíèè ôîðìåííûå ýëåìåíòû (ýðèòðîöèòû, ëåéêîöèòû è òðîìáîöèòû).
Ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû èììóíèòåòà:
à) âðîæäåííûé
á) ïðèîáðåòåííûé.
Âðîæäåííûé âêëþ÷àåò â ñåáÿ âèäîâîé èììóíèòåò è èììóíîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, îáóñëîâëåííûå íàñëåäñòâåííîñòüþ.
Ïðèîáðåòåííûé äåëèòñÿ íà åñòåñòâåííûé è èñêóññòâåííûé, à êàæäûé èç ýòèõ âèäîâ äåëèòñÿ íà àêòèâíûé è ïàññèâíûé.
Åñòåñòâåííûé àêòèâíûé èììóíèòåò âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè. Åñòåñòâåííûé ïàññèâíûé èììóíèòåò îáóñëîâëåí àíòèòåëàìè, ïîëó÷åííûìè ðåáåíêîì îò ìàòåðè (âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå è â ïåðèîä ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ).
Èñêóññòâåííûé àêòèâíûé èììóíèòåò âîçíèêàåò ïîñëå âàêöèíàöèè. Ââîäèìûå âàêöèíû ñîäåðæàò àíòèãåíû (óáèòûå èëè îñëàáëåííûå ìèêðîáû), íà êîòîðûå îðãàíèçì àêòèâíî âûðàáàòûâàåò àíòèòåëà.
Èñêóññòâåííûé ïàññèâíûé èììóíèòåò âîçíèêàåò ïîñëå ââåäåíèÿ ñûâîðîòêè, ñîäåðæàùåé àíòèòåëà.
Àêòèâíûé èììóíèòåò ñîõðàíÿåòñÿ äëèòåëüíî ãîäàìè, ïàññèâíûé íåïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ.
Òàêæå ðàçëè÷àþò êëåòî÷íûé è ãóìîðàëüíûé èììóíèòåò:
à) Êëåòî÷íûé èììóíèòåò îáåñïå÷èâàåòñÿ Ò-ëèìôîöèòàìè è  ëèìôîöèòàìè; îíè îòâåòñòâåííû çà ñïåöèôè÷åñêîå ðàñïîçíàâàíèå àíòèãåíîâ. Ñïåöèôè÷åñêîå èììóííîå ðàñïîçíàâàíèå ïàòîãåííûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ ýòî ôóíêöèÿ Ò ëèìôîöèòîâ è Â-ëèìôîöèòîâ, ïîýòîìó èìåííî ýòè êëåòêè èíèöèèðóþò èììóííûé îòâåò.
á) Ãóìîðàëüíûé èììóíèòåò îáóñëîâëåí íàëè÷èåì àíòèòåë (èììóíîãëîáóëèíîâ) â æèäêèõ ñðåäàõ îðãàíèçìà êðîâè, ëèìôå, òêàíåâîé æèäêîñòè.
Èììóíîãëîáóëèíû (àíòèòåëà) ýòî áåëêè ïëàçìû êðîâè.
Источник
Гариб Фируз Юсуфович. Взаимодействие патогенов с врожденным иммунитетом.
В учебно-методическом пособии систематизированы современные научные данные о коэволюционно сформированной изощренной стратегии бактериальных патогенов, целенаправленно воздействующих на все врожденные иммунные реакции хозяина, на основании чего с новых позиций изучаются иммунные процессы и разрабатываются уникальные вакцины и лекарственные препараты.
Пособие предназначено для студентов старших курсов биологических и медицинских вузов, изучивших основы современной иммунологии и микробиологии.
Учебно-методическое пособие подготовлено впервые и является частью спецкурса «Инфекции и иммунитет», прочитанного автором студентам 4 и 5 курсов кафедры иммунологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в 2010–2012 гг.
ГАРИБ Ф.Ю.
Взаимодействие патогенов с врожденным иммунитетом. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 48 с.
ISBN 978-5-211-06412-6
Гариб Ф.Ю. Взаимодействие патогенов с врожденным иммунитетом. ISBN 978-5-211-06412-6 (pdf)
Сергей Артурович Недоспасов. Врождённый иммунитет и его механизмы.
Книга посвящена в основном революции в иммунологии, которая произошла на рубеже XX и XXI вв. Толчок этой революции дали работы американского иммунолога, профессора медицинского факультета Йельского университета Чарльза А. Джейнуэя (1943–2003), который рассмотрел врожденный иммунитет в контексте эволюции и связал его с работами И.И. Мечникова. В книге также рассмотрены принципы иммунологического распознавания и основные молекулярные и клеточные механизмы врожденного иммунитета. Приложение содержит статью Ч.А. Джейнуэя «Приближаясь к асимптоте? Эволюция и революция в иммунологии», которая впервые представлена на русском языке (права на статью принадлежат Cold Spring Harbor Laboratory Press, 1989).
Лекции, прочитанные в Москве учеником Ч. Джейнуэя Русланом Меджитовым, послужили стимулом к написанию этой книги, которая предназначена для студентов и аспирантов биологических и медицинских специальностей, преподавателей и научных работников.
НЕДОСПАСОВ С. А.
Н42 Врожденный иммунитет и его механизмы. – М.: Научный мир,
2012. – 100 с.: ил. – ISBN 978-5-91522-306-5
Александр Александрович Ярилин. Иммунология.
В учебнике изложены современные знания о структуре иммунной системы, детально описаны клеточные и молекулярные механизмы, обеспечивающие защиту организма от патогенов, опухолей и чужеродных тканей, изложены основы иммунопатологии и клинической иммунологии.
Книга содержит большое количество иллюстраций.
Учебник предназначен студентам медицинских вузов, аспирантам, научным сотрудникам-иммунологам и лицам, получающим постдипломное образование по специальностям «иммунология» и «клиническая иммунология и аллергология».
Введение к учебнику ИММУНОЛОГИЯ А.А.Ярилина (pdf)
Замеченные опечатки и исправления к учебнику ИММУНОЛОГИЯ А.А.Ярилина (doc). При обнаружении неуказанных опечаток, ошибок или неточностей, просьба сообщить посредством комментария или электронного письма.
Практикум по иммунологии. 2-е издание, исправленное и дополненное.
В пособии представлены современные принципы и методы исследования клеточного и гуморального иммунитета млекопитающих и человека, методы иммунохимического анализа и гибридомной технологии, даны рекомендации по применению этих методов при изучении иммунитета рыб и беспозвоночных животных. По сравнению с предыдущим изданием книгу дополняет материал о новых методах: определение внутриклеточных и секретируемых цитокинов, оценка апоптоза, рекомбинатных антител и т.д. Текст сопровождается оригинальными иллюстрациями авторов.
Для студентов биологических специальностей вузов. Может быть полезно специалистам, работающим в разных областях биологии, медицины, сельскохозяйственных наук и ветеринарии.
Нина Викторовна Воробьева. Иммунодиффузия и иммуноэлектрофорез.
Книга представляет собой практическое руководство по использованию методов иммунодиффузии. иммуноэлектрофореза и его разнообразных модификаций. Книга содержит лекционный курс иммунохимии и задачи Большого практикума, который многие годы проводится для студентов кафедры клеточной физиологии и иммунологии (с 2009 г. — кафедры иммунологии) Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Пособие предназначено для иммунологов, биохимиков, молекулярных биологов и микробиологов — студентов, преподавателей и научных работников. Оно также будет полезно врачам-клиницистам.
Современная Иллюстрированная Энциклопедия. Биология.
Существенный объем тома занимают статьи о растениях и животных, в которых приводятся сведения об их систематическом положении, местах обитания, биологических и других особенностях. Статьи интересны и оригинальны, т.к. в большинстве случаев сохранен авторский стиль изложения материала. Многие из них снабжены красочными иллюстрациями, выполненными художниками издательства. Книга содержит обширную информацию по общей биологии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии растений, животных и человека, антропологии, палеонтологии, экологии и др.
Большое внимание уделяется научным проблемам биологии. Наряду с традиционными биологическими науками в энциклопедии широко представлены относительно «молодые», быстро развивающиеся научные направления — цитология, молекулярная биология, биохимия, генетика, иммунология и др. Дополнительная информация научного характера содержится в статьях об ученых, внесших весомый вклад в развитие биологии.
Составители энциклопедии хотели, чтобы она была максимально полезной и интересной, поэтому содержащаяся в ней информация выходит за рамки не только школьной программы, но и классической биологии. В книгу включены статьи медицинской тематики, в которых описываются болезни детского и подросткового возраста, их профилактика и лечение; даются советы по оказанию первой помощи при различных травмах, отравлениях и т.п.; освещаются вопросы, касающиеся здорового образа жизни, личной гигиены и т.п. Имеются также статьи о домашних питомцах (кошках, собаках, аквариумных рыбах), дающие общее представление об отдельных породах.
Многих заинтересуют статьи о грибах, лесных ягодах, лекарственных растениях, полевых, овощных, плодовых, цветочных (в т.ч. комнатных) культурах, сорных растениях и др.
Том «Биология» предназначен для учащихся средних школ, абитуриентов, студентов средних специальных учебных заведений; преподавателей биологии, а также для всех любителей природы.
Более 2000 статей.
Цветные иллюстрации, схемы, графики, диаграммы и уникальные фотографии.
Исчерпывающее описание растительного и животного мира Земли.
Источник