Врожденный иммунитет сочетанное действие
Английское слово «иммунитет», которым определяют все механизмы, используемые организмом для защиты от чужеродных агентов из окружающей среды, происходит от латинского термина «immunis», означающего «освобожденный». Эти агенты могут представлять собой микроорганизмы или их продукты, пищевые продукты, химические вещества, лекарства, пыльцу или чешуйки и шерсть животных. Иммунитет может быть врожденным или приобретенным.
Врожденный иммунитет
Врожденный иммунитет поддерживается всеми элементами, с которыми рождается человек и которые всегда присутствуют и по первому требованию доступны для защиты организма от чужеродных агрессоров. В табл. 1.1 суммируются и сравниваются некоторые свойства врожденной и адаптивной иммунных систем. Элементами врожденной системы являются оболочки тела и его внутренние компоненты, такие как кожа и слизистые оболочки, кашлевый рефлекс, которые представляют эффективный барьер для чужеродных агентов.
Эффективными химическими барьерами против проникновения многих микроорганизмов являются кислотность (рН) и выделяемые жирные кислоты. Другим неклеточным элементом врожденной иммунной системы является система комплемента.
Таблица 1.1. Основные свойства врожденной и адаптивной иммунных систем
Свойство | Врожденная система | Адаптивная система |
Характеристики | Антигеннеспецифическая Быстрый ответ (минуты) Нет памяти | Антигенспецифическая Медленный ответ (дни) Память |
Иммунные компоненты | Естественные барьеры (например, кожа) Фагоциты Растворимые медиаторы (например, комплемент) Молекулы, распознающие структуры, характерные для патогенов | Лимфоциты Антигенраспознающие молекулы (рецепторы В- и Т-клеток) Секретируемые молекулы (например, антитела) — |
Существуют и другие многочисленные компоненты врожденного иммунитета: лихорадка, интерфероны, другие вещества, высвобождаемые лейкоцитами, и молекулы, распознающие структуры патогенов, которые могут связываться с разными микроорганизмами (Тоll-подобные рецепторы или TLR), а также белки сыворотки, например В-лизин, фермент лизоцим, полиамины и кинины.
Все перечисленные элементы либо непосредственно действуют на патогенный объект, либо усиливают реакцию организма на него. К другим компонентам врожденного иммунитета относятся фагоцитирующие клетки, такие как гранулоциты, макрофаги и микроглиальные клетки центральной нервной системы (ЦНС), которые участвуют в разрушении и удалении чужеродного материала, проникающего сквозь физические и химические барьеры.
Приобретенный иммунитет
Приобретенный иммунитет более специализирован, чем врожденный, и поддерживает защиту, создаваемую врожденным иммунитетом. С точки зрения эволюции приобретенный иммунитет появляется относительно поздно и имеется только у позвоночных.
Хотя индивидуум уже рождается со способностью запускать иммунный ответ на чужеродное вторжение, приобретается иммунитет только при контакте с вторгшимся объектом и специфичен именно к нему; отсюда и его название — приобретенный иммунитет.
Первоначальный контакт с чужеродным агентом (иммунизация) запускает цепь событий, которые ведут к активации лимфоцитов и других клеток, а также к синтезу белков, некоторые из которых обладают специфической реактивностью против чужеродного агента. В этом процессе индивидуум приобретает иммунитет, который позволяет противостоять последующей атаке или защищает при повторной встрече с этим же агентом.
Открытие приобретенного иммунитета определило появление многих концепций современной медицины. В течение столетий признавалось, ч го люди, которые не умирали от таких смертельно опасных заболеваний, как бубонная чума и оспа, были в последующем более устойчивы к заболеванию, чем люди, которые не встречались с ними ранее.
Окончательное открытие приобретенного иммунитета приписывают английскому врачу Э.Дженнеру (E.Jenner), который в конце XVIII в. экспериментально вызвал иммунитет к оспе. Если бы Э.Дженнер проводил свой эксперимент сегодня, его медицинская лицензия была бы аннулирована, а он сам стал бы подсудимым на сенсационном судебном процессе: он ввел маленькому мальчику гной из очага поражения у молочницы, которая болела коровьей оспой — относительно доброкачественным заболеванием, родственным оспе.
Затем он намеренно заразил мальчика оспой. Но контакт с возбудителем не вызвал заболевания! В связи с защитным эффектом введения возбудителя коровьей оспы (vaccinia от латинского слова «vacca», означающего «корова») процесс получения приобретенного иммунитетa был назван вакцинацией.
Теорию вакцинации или иммунизации развили Л. Пастер и П. Эрлих почти 100 лет спустя после эксперимента Э.Дженнера. К 1900 г. стало ясно, что иммунитет может быть вызван не только к микроорганизмам, но и к их продуктам. Сейчас мы знаем, что он может развиться против бесчисленного количества естественных и синтетических веществ, включая металлы, химические вещества с относительно низкой молекулярной массой, углеводы, белки и нуклеотиды.
Вещество, к которому возникает иммунная реакция, называется антигеном. Этот термин был создан для демонстрации способности вещества генерировать продукцию антител. Конечно, в настоящее время известно, что антигены могут генерировать реакции, опосредованные и антителами, и Т-клетками.
Активная, пассивная и адоптивная иммунизация
Приобретенный иммунитет индуцируется путем иммунизации, которая может достигаться несколькими путями.
- Активная иммунизация — иммунизация индивидуума путем введения антигена.
- Пассивная иммунизация — иммунизация посредством переноса специфических антител от иммунизированного к неиммунизированному индивидууму.
- Адоптивная иммунизация — перенос иммунитета путем переноса иммунных клеток
Характеристики приобретенного иммунного ответа
Приобретенный иммунный ответ имеет несколько общих черт, характеризующих его и отличающих от других физиологических систем, таких как циркуляторная, респираторная и репродуктивная. Это следующие черты:
- специфичность — это способность распознавать определенные молекулы среди многих других и реагировать только на них, избегая таким образом случайного недифференцированного ответа;
- адаптивность — способность реагировать на ранее не встречавшиеся молекулы, которые в действительности могли бы и не существовать на Земле в естественной среде;
- распознавание между «своим» и «чужим» — главное свойство специфичности иммунного ответа; способность узнавать и реагировать на чужеродные («чужие») молекулы и избегать реакции на собственные. Это распознавание и узнавание антигенов передается специализированными клетками (лимфоцитами), которые несут на своей поверхности антигенспецифические рецепторы;
- память — способность (как и у нервной системы) вспоминать предыдущий контакт с чужеродной молекулой и реагировать на нее уже известным образом, однако с большими силой и скоростью. Для описания иммунологической памяти используют термин «анамнестический ответ».
Клетки, участвующие в приобретенном иммунном ответе
В течение многих лет иммунология оставалась эмпирической наукой, в которой эффекты введения различных веществ в живые организмы исследовались главным образом с точки зрения получаемых продуктов. Основной прогресс был достигнут с появлением количественных методов выявления этих продуктов иммунного ответа. В 1950-х гг. после открытия того, что лимфоциты являются клетками, играющими основную роль в иммунном ответе, акценты в иммунологии резко сместились и в ней выделилась новая область — клеточная иммунология.
В настоящее время установлено, что существуют три основных типа клеток, вовлеченных в приобретенный иммунный ответ, и для индукции полноценного иммунного ответа необходимо сложное взаимодействие между ними. Из них клетки двух типов имеют общую лимфоидную клетку-предшественник, но в дальнейшем их дифференцировка идет по разным направлениям. Одна линия клеток созревает в тимусе, и их относят к Т-клеткам.
Другие созревают в костном мозге и относятся к В-клеткам. Клетки В- и Т-лимфоцитарных линий различаются по многим функциональным признакам, но имеют в иммунном ответе одну важную способность, а именно: обладают специфичностью относительно антигена. Таким образом, в иммунном ответе основные функции — распознавание и реагирование — выполняют лимфоциты.
Антигенпрезентирующие клетки (АПК), такие как макрофаги и дендритные клетки, относятся к третьему типу клеток, участвующих в приобретенном иммунном ответе. Хотя на этих клетках нет антигенспецифических рецепторов, как у лимфоцитов, они выполняют важную функцию — процессируют (перерабатывают) и презентируют антиген специфическим рецепторам (Т-клеточным рецепторам) на Т-лимфоцитах. Антигенпрезентирующие клетки имеют на своей поверхности два типа специальных молекул, участвующих в презентации антигена.
Эти молекулы, называемые молекулами главного комплекса гистосовместимости (major histocompatibility complex — МНС) I и II классов, кодируются набором генов, которые отвечают также за отторжение или приживление трансплантированной ткани. Процессированный антиген нековалентно связывается с молекулами МНС I или II класса (или обеими). Антиген, представляемый на молекулах МНС 1 класса, презентируется и участвует в активации одной из субпопуляций Т-клеток (цитотоксических Т-клеток), в то время как антиген, процессируемый и экспрессируемый на АПК в комплексе с молекулами МНС II класса, приводит к активации другой субпопуляции (Т-клетки-хелперы).
Кроме того, в иммунных ответах участвуют и клетки других типов, такие как нейтрофилы и тучные клетки. В действительности, они принимают участие как в реакциях врожденного, так и приобретенного иммунитета. В основном они вовлечены в эффекторную фазу реакции. Эти клетки не способны специфически распознавать антиген Они активируются различными субстанциями, называемыми цитокинами, которые высвобождаются другими клетками, в том числе активированными антигенспенифическими лимфоцитами.
Клонально-селекционная теория
Поворотным пунктом в иммунологии стало распространение в 1950-е гг. дарвиновской теории на клеточную основу специфичности при иммунном ответе. Это была повсеместно принятая в настоящее время клонально-селекционная теория, предложенная и развитая Ерне (Jerne) и Бернетом (Burnet) (оба лауреаты Нобелевской премии), а также Толмеджем (Talmage). Основные постулаты этой теории суммируются далее.
Специфичность иммунного ответа основывается на способности его компонентов (а именно антигенспецифичных Т- и В-лимфоцитов) распознавать определенные чужеродные молекулы (антигены) и реагировать на них, чтобы устранить. Неотъемлемой частью этой теории является необходимость клональной делеции (выбраковки, удаления) лимфоцитов, способных быть аутореактивными. При отсутствии такого механизма постоянно возникали бы аутоиммунные реакции. К счастью, лимфоциты с рецепторами, связывающимися с собственными антигенами, устраняются на ранних стадиях развития, повышая таким образом толерантность к структурам собственного организма (рис. 1.1).
Поскольку, как указано ранее, иммунная система способна распознавать огромное множество чужеродных антигенов, остается выяснить, как осуществляется реакция на какой-либо один антиген. В дополнение к уже доказанному постулату, что аутореактивные клоны лимфоцитов инактивируются, клонально-селекционная теория предполагает:
- что Т- и В-лимфоциты, отличающиеся огромным разнообразием специфичностей, существуют еще до того, как произошел какой-либо контакт с инородным антигеном;
- лимфоциты, участвующие в иммунном ответе, имеют антигенспецифичные рецепторы на своих поверхностных мембранах. В результате связывания антигена с лимфоцитом клетка активируется и высвобождает различные вещества. В случае В-лимфоцитов рецепторами являются молекулы (антитела), обладающие той же специфичностью, что и антитела, которые клетка в дальнейшем будет производить и секретировать. Т-клетки обладают рецепторами, называемыми Т-клеточными рецепторами (Т cell receptors — TCR). В отличие от В-клеток Т-лимфоциты продуцируют вещества, отличающиеся от их поверхностных рецепторов и являющиеся другими белковыми молекулами, называемыми цитокинами. Они участвуют в устранении антигена путем регуляции других клеток, необходимых для организации эффективной иммунной реакции;
- каждый лимфоцит несет на своей поверхности рецепторные молекулы только одной специфичности, как показано на рис. 1.1 для В-клеток, что также справедливо для Т-клеток.
Указывается на существование широкого спектра возможных различий по специфичности, формируемых в процессе размножения и дифференцировки до того, как происходит какой-либо контакт с чужеродной субстанцией, на которую должна быть реакция.
В ответ на ведение чужеродного антигена из всех имеющихся разновидностей (специфичностей) отбираются те, которые специфичны для антигена и делают возможным его связывание (см. рис. 1.1). Схема, показанная на рис. 1.1 для В-клеток, также подходит для Т-клеток, однако Т-клетки имеют рецепторы, не являющиеся антителами, и секретируют молекулы, не являющиеся антителами.
Рис. 1.1. Теория клональной селекции В-клеток, вырабатывающих антитела
Оставшиеся постулаты клонально-селекционной теории объясняют процесс селекции антигеном клеток из всего репертуара доступных клеток.
- Иммунокомпетентные лимфоциты соединяются с чужеродным антигеном или его частью, называемой эпитопом, посредством своих поверхностных рецепторов. В соответствующих условиях идет стимуляция их пролиферации и дифференцировки в клоны клеток с соответствующими идентичными рецепторами к определенной части антигена, называемой антигенной детерминантой или эпитопом. У В-клеточных клонов это приводит к синтезу антител, имеющих совершенно одинаковую специфичность Комплекс антител, секретируемых разными клонами, составляет поликлональную антисыворотку, способную взаимодействовать с множеством эпитопов, представленных на антигене. Т-клетки будут таким же образом отбираться соответствующими антигенами или их участками. Каждая селектированная Т-клетка будет активироваться, чтобы делиться и образовать клоны той же самой специфичности. Таким образом, в клональном ответе на антиген количество реагирующих клеток будет умножено, а образовавшиеся клетки будут высвобождать различные цитокины. Последующий контакт с тем же антигеном приведет к активации многих клеток или клонов той же специфичности. Вместо синтеза и высвобождения антител, как у В-клеток, Т-клетки синтезируют и высвобождают цитокины. Эти цитокины, являющиеся растворимыми медиаторами, осуществляют свое воздействие на другие клетки, заставляя их расти или активироваться для дальнейшего устранения антигена. Распознаваться могут несколько отделенных друг от друга участков антигена (эпитопов), соответственно для создания антител к ним будут стимулироваться несколько различных клонов В-клеток, которые в свою очередь все вместе будут создавать антигенспецифическую антисыворотку, объединяющую антитела различной специфичности (см. рис. 1.1). Все клоны Т-клеток, распознающие различные эпитопы на том же антигене, будут активироваться для выполнения своей функции.
- Последний постулат был добавлен для объяснения способности к распознаванию собственных антигенов без возникновения реакции.
- Циркулирующие аутоантигены, попадающие в места развития незрелых лимфоцитов до того, как начнется определенный этап их созревания, обеспечивают «выключение» тех клеток, которые будут специфически распознавать эти аутоантигены и, таким образом, предотвратят начало последующего иммунного ответа.
Сформулированная таким образом клонально-селекционная теория оказала поистине революционное воздействие на иммунологию и изменила подход к ее изучению.
Р.Койко, Д.Саншайн, Э.Бенджамини
Опубликовал Константин Моканов
Иммунная система новорожденных сильнее, чем считалось раньше. Несмотря на то, что после рождения организму сразу приходится бороться с вирусами и бактериями, младенец быстро растет и развивается. От чего зависит иммунитет новорожденного ребенка, как долго работает иммунитет, «позаимствованный» грудничком у мамы еще во внутриутробной жизни, и как действует защита грудного молока и молочной смеси в период роста и развития малыша, рассказывает врач-неонатолог Валерия Максимовна Щелкунова.
— Валерия Максимовна, что такое иммунитет и есть ли он у новорожденных?
— Иммунитет — это способность противостоять агрессивным воздействиям внешней среды. На ребенка действуют совершенно разные факторы: от патогенных микроорганизмов и вирусов до аллергенов. Могут влиять на иммунитет грудничка и факторы внешней среды.
Раньше бытовало мнение, что ребенок рождается совсем без иммунитета, так как все девять месяцев находится в стерильной среде и ему незачем вырабатывать собственные иммунные клетки. Исследования последних лет доказывают, что формирование иммунитета новорожденного начинается еще внутриутробно.
Каким может быть иммунитет новорожденного ребенка
Врожденный иммунитет
| Приобретенный иммунитет
|
Формирование иммунитета у новорожденных происходит постепенно. Поддержать здоровье малышам помогают их мамы — сначала внутриутробно, затем с грудным молоком мать передает ребенку факторы иммунной защиты. Так происходит, пока иммунитет малыша не сформируется окончательно и он не будет готов к самостоятельному противостоянию окружающей среде.
— Каков иммунитет новорожденного ребенка и чем он отличается от иммунитета взрослого? Как формируется иммунитет у тех, кто только появился на свет?
— Иммунитет новорожденного отличается даже от иммунитета пятилетнего ребенка. Он еще незрелый, и для формирования иммунных реакций требуется время. Сначала мама передает малышу антитела для защиты через плаценту и грудное молоко, и как только ребенок становится способен вырабатывать собственные антитела, мамины перестают работать. У взрослого человека нет таких процессов: для возникновения иммунитета к заболеванию нужно им переболеть или пройти вакцинацию.
У новорожденных детей также существуют критические периоды — самые важные для формирования иммунитета. Прежде всего это первые месяцы жизни. Для малыша это настоящее испытание.
1 период — с рождения до одного месяца Ребенок защищен мамиными антителами. Происходит знакомство с огромным количеством факторов окружающей среды (перемена среды обитания означает активное обсеменение микрофлорой, патогенными микроорганизмами). | 2 период — три-четыре месяца Мамины антитела перестают защищать малыша, происходит перестройка организма, и детскому иммунитету приходится справляться с угрозами самостоятельно. | 3 период — взрослый ребенок и возраст 18+ В старшем возрасте критические периоды есть, но после 3 лет они связаны обычно со сменой привычной среды обитания (садик, школа и так далее), воздействием внешних факторов, а не перестройкой иммунитета. |
— Когда у новорожденного появляется иммунитет?
— Иммунитет появляется еще внутриутробно, но полноценно начинает функционировать к 4—6-месячному возрасту. Конечно, все индивидуально и зависит от того, например, как протекала беременность, какое питание получала мама во время кормления грудью и кормит ли она грудью вообще.
Формирование иммунитета идет с первых секунд после рождения вплоть до 18 лет, да и в более старшем возрасте. На мой взгляд, иммунитет постоянно развивается, потому что сталкиваться с разными условиями внешней среды, которые стимулируют иммунную систему, можно беспрерывно.
— От чего зависит иммунитет у новорожденных детей на грудном вскармливании и какие факторы могут сказаться негативно на его формировании?
— По отношению к новорожденным факторы можно разделить на две группы, но в целом иммунитет напрямую зависит от нас самих, от окружающей среды.
Внутриутробные факторы
| Внеутробные факторы
|
— Правда ли, что новорожденные часто болеют ОРВИ? Как родителям определить, что болезнь протекает в пределах нормы и нет поводов для беспокойства?
— Новорожденные болеют ОРВИ независимо от вида питания, но чаще это действительно случается на искусственном вскармливании. Младенцы на грудном вскармливании получают фактор иммунозащиты от мамы. Поэтому тяжесть и продолжительность заболевания у грудничков могут быть разными.
Врачи всегда проявляют особую настороженность в случаях ОРВИ у маленьких детей. Поводов для беспокойства много, поэтому с появлением первых признаков заболевания нужно проконсультироваться с врачом и ни в коем случае не заниматься самолечением:
- ОРВИ часто протекает с катаральными явлениями, что у младенцев чревато проблемами;
- новорожденные во время болезни дышат ртом — процесс кормления становится невозможным, что приводит к осложнениям, которые трудно лечить;
- заболевание из легкой формы быстро переходит в тяжелую, когда присоединяется вторичная бактериальная инфекция.
— Как ухаживать за ребенком до того, как у него начнет формироваться собственный иммунитет?
— Особенностей в уходе нет. На начальных этапах нужна стерилизация того, что попадает в рот ребенку (не нужно держать соски и пустышки в свободном доступе). Но и фанатизм проявлять не стоит, иммунитет этого явно не оценит. Ребенок должен сталкиваться с патогенной микрофлорой в дозированных небольших количествах, чтобы выработать к ним устойчивость и собственные антитела — и не болеть в будущем.
Также ребенка необходимо одевать по погоде, соблюдать правила простой гигиены, смотреть за его питанием, весо-ростовыми прибавками. Тогда не будет и проблем с иммунитетом.
Как укрепить иммунитет малыша
- Закаливание. Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекциям. Его можно начинать с первых дней жизни и сопровождать водными процедурами: первые купания устраивать в воде температурой 37 °C. Потом ее можно постепенно понижать до 25—26 °C.
- Грудное вскармливание. Чтобы укрепить иммунитет ребенка через грудное молоко, для мамы нет специального рациона. Она просто должна питаться здоровой правильной пищей — разнообразно, полноценно, без диет типа гречки с куриной грудкой, чтобы получать все белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Витаминно-минеральный дефицит восполняют эндогенным путем под наблюдением специалиста.
- Народные средства. Чеснок, лук содержат природные фитонциды, которые обладают обеззараживающим эффектом. Но в больших количествах и постоянно к ним прибегать не совсем комфортно. Проще поставить дома различные дизсредства и обеззараживатели воздуха.
- Фармпрепараты, витамины при грудном вскармливании. По последним рекомендациям кормящим женщинам не назначают поливитаминные комплексы, хотя многие мамы любят накупить массу пилюль разного назначения (и с идентичными составами). В итоге ребенок съедает огромные дозы ненужных витаминов. Вопрос о витаминах должен решаться с врачом после сдачи анализов. При дефиците какого-либо вещества врач определяет, будет ли ребенок получать его эндогенно либо восполнять недостаток с пищей.
- Искусственное вскармливание. Ребенок-искусственник получает необходимые витамины и минералы из смеси. Современные адаптированные смеси сбалансированы по витаминно-минеральному составу и дневной норме, поэтому дополнительные препараты ребенку не требуются. В период болезни или патологии, при которой конкретный макро-, микроэлемент или витамин нужен в большем количестве, он отдельно назначается врачом. Среднестатистическому здоровому малышу ничего принимать не нужно.
- Психологический комфорт и отсутствие стресса. Стресс — один из мощнейших факторов подрыва иммунозащиты. Нервная система затрачивает много ресурсов на восстановление стабильного состояния, от чего страдают другие органы и системы, в том числе иммунная. Важно, чтобы стресса не было не только у ребенка, но и у мамы, а в доме сохранялась благоприятная обстановка. Если мама получает адекватное количество минералов и витаминов, но находится в постоянном стрессе и возбуждении, не факт, что полезные вещества дойдут до грудничка.
— Валерия Максимовна, какие ошибки допускают родители, когда начинают укреплять детский иммунитет?
— Фанатизм — самая огромная проблема. Бывает, что в доме для укрепления иммунитета стоит 1000 и 1 баночка, и ребенок получает огромные дозы витаминов. Все должно быть в меру, ведь проблемы возникают не только из-за недостатка, но и из-за избытка определенных веществ. Витаминные препараты и иммуномодуляторы принимаются в крайнем случае и только по рекомендации врача, а приоритетным будет правильное питание. Все рекомендации по физическим методам укрепления иммунитета также нужно выполнять аккуратно.
— Скажется ли на иммунитете младенца искусственное вскармливание?
— Некоторые факторы защиты малыш получит внутриутробно, но потом на искусственном вскармливании ему придется сложнее, чем малышу, получающему грудное питание. Вероятность заболеть у ребенка-искусственника выше, так как иммунитет еще несовершенен, и ему сложно вырабатывать нужные антитела. Болезнь может протекать более длительно и тяжело.
Дети ежедневно сталкиваются с массой всего нового. С грудным молоком им передаются не только специфические антитела к вирусам и бактериям, которые мама получила, пережив заболевания, но также факторы неспецифического иммунитета — те первые иммунные клетки, которые являются барьером между внешней и внутренней средой организма. У малышей на искусственном вскармливании такого не будет.
— Каким должен быть состав детской смеси для становления крепкого иммунитета?
— Этим вопросом озабочены все компании по производству детских смесей. В смесях нет специфических иммуноглобулинов, но присутствует адекватный состав витаминов и минералов, что очень важно для формирования иммунитета, а также лакто- и бифидофлора (кишечник — один из самых больших и важных иммунных органов).
Если состав молочной смеси максимально совпадает с грудным молоком, при формировании кишечника не запускаются аллергические механизмы. Ребенку такое питание будет комфортным, несмотря на чужеродный белок смеси.
При выборе смеси нужно учитывать:
- состав витаминов, минералов в физиологичной концентрации, которая соответствует дневной норме;
- наличие Омега-кислот, бифидо- или лактофлоры;
- отсутствие факторов (стабилизаторы, консерванты), вызывающих аллергические реакции в виде расстройства пищеварения, потому что при проблемах с кишечником возникнут проблемы и с иммунитетом.
Состав смеси МАМАКО® Premium очень хорошо подобран по возрастной норме, имеет нужные ребенку минералы, Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты (для иммунитета, головного мозга), пре- и пробиотики (для формирования микрофлоры кишечника), а также козье молоко в основе (для профилактики аллергических реакций и питания детей с повышенной чувствительностью).
Иммунитет формируется во внутриутробный период, после рождения и на протяжении всей жизни. Основные механизмы, которые обеспечивают защиту малыша, вырабатываются к трехмесячному возрасту. До этого времени грудное молоко помогает организму сопротивляться болезням, микроорганизмам и вирусам. Для того чтобы укрепить иммунитет малыша на грудном вскармливании, кормящей маме достаточно сбалансированно и правильно питаться. Ребенок на искусственном вскармливании получает необходимые для иммунитета нутриенты из адаптированной молочной смеси. Если вы обеспокоены иммунитетом новорожденного, важно проконсультироваться с педиатром и ни в коем случае не применять поливитамины и комплексы для поддержки иммунной системы без назначения врача.
Врач-неонатолог
Валерия Максимовна Щелкунова
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.