Все мрт а я останусь
В прокат выходит фильм «<a href=»https://www.afisha.ru/movie/188389/»>Все умрут, а я останусь</a>» — драма о нелегкой жизни старшеклассниц.
Режиссер нашумевшего фильма «<a href=»
https://www.afisha.ru/movie/188389/»>Все умрут, а я останусь</a>»
<a href=»https://www.afisha.ru/people/269164/»>Валерия Гай
Германика</a> прогулялась с «Афишей» по Строгино и рассказала, как
снималось кино.
Предоставлено пользователем: Sergey Reznikov
Предоставлено пользователем: Sergey Reznikov
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
© предоставлено кинокомпанией «Профит»
Предоставлено пользователем: Ковальски
Предоставлено пользователем: Ковальски
Предоставлено пользователем: Ковальски
Предоставлено пользователем: Ковальски
Предоставлено пользователем: Ковальски
Предоставлено пользователем: Ковальски
Дата выхода в России
23 октября 2008
Каннский лауреат, аутентичное кино про старшеклассниц
Синема-верите про трех подружек старшеклассниц и их нелегкую жизнь; для интересующихся.
Режиссер фильма «Все умрут, а я останусь»
Рецензия «Афиши» на фильм
7
Каннский лауреат, аутентичное кино про старшеклассниц
Катя, Вика, Жанна — три пипетки-девятиклассницы из волшебного московского района Строгино (чуть более взрослые, но дьявольски правдоподобные Филоненко, Шувалова и звезда «Груза 200» Кузнецова) опрометчиво клянутся друг другу в вечной любви и верности накануне первой в своей жизни школьной дискотеки. Поскольку дискотека в 14 лет — вопрос жизни и смерти, в ближайшие дни клятва будет нарушена, и не раз. Картина начинается с похорон котика по языческому обряду, а заканчивается, возможно, не самым оригинальным, но намертво запоминающимся высказыванием на тему конфликта поколений.
Три года назад псевдодокументальная короткометражка того же режиссера «Девочки» про особенности женской дружбы в пубертатном возрасте наделала много шуму — не в последнюю очередь благодаря до смешного небольшой дистанции между материалом и автором: двадцатилетняя на тот момент Германика выглядела и вела себя примерно так же, как ее персонажи, чем приятно выделялась на фоне прочих молодых кинематографистов, традиционно бубнящих про Годара с Кубриком. Но если «Девочки» были все-таки талантливой любительщиной, то «Все умрут…» — не притворяющуюся документом, по-честному игровую вариацию на ту же тему, взявшую два поощрительных приза в Каннах-2008, — смотришь уже без скидок на нежный возраст постановщицы и страну производства. Притом чисто киношные достоинства — летучая камера лучшего на сегодня русского оператора Алишера Хамидходжаева, очень точный монтаж, не дающий фильму провалиться в самодеятельность и украшательство, — это полдела. В отличие от какого-нибудь Ларри Кларка, с которым ее не сравнил только ленивый, Германика снимает не антропологический этюд, не «В мире животных» про повадки и обычаи удивительных зверьков — скорее она пытается ответить на тот же важный вопрос, которым в свое время задавалась героиня лучшего фильма Люка Бессона: «А жизнь всегда такое говно или только в детстве?» Всегда, Лера, всегда.
Лучшие отзывы о фильме «Все умрут, а я останусь»
7
Обычно, если атмосфера фильма не отпускает весь вечер после просмотра, значит кино стоящее (я правда не совсем уверен, так как однажды у меня это случилось с 9 Ротой). Тут атмосфера школьных дискотек, и этим все уже сказано.
«Все умрут, а я останусь» фильм помоему отличный. Он совершенно точно воспроизводит жизнь. Никаких перегибов, что бы нарочно вызвать тошноту у публики, как в Груз 200. Вот как показано, так и есть. Я учился как и все примерно в такой школе, и все это видел, а в чем то и жил так же. На Западе этот фильм может вызвать шок, но не у нас. У нас народ дико ржет в финале, потому что жизнь, она бывает и пожестче.
Я даже не вижу ничего страшного во все этом. То есть это может все и плохо, но совершенно не смертельно. Это не значит, что героини станут шлюхами или алкоголичками. Просто они повзрослели вот так. Для кого то это дикость, а у них не было других вариантов. Секс в подвале, рвота в туалете, косяк за школой.. это бывает. Тут и не упрекнешь никого, в этом возрасте еще нет мозгов, и ошибок может быть сколько угодно. Не страшно.
И еще я вспоминал свою школу. Вот зачем мы например пили водку на уроке истории? Разве я сейчас смогу объяснить..
Ну и группа Звери — удивительно точный саунтрек. Я их до сих пор люблю.
7
«Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики — насквозь недобрый фильм о трех девятиклассницах, которые пьют, курят и занимаются сексом.
«Все умрут, а я останусь», первый попавший во «все кинотеатры страны» фильм Валерии Гай Германики, вгоняет в неприятный ступор. Хороший ли фильм? Скорее да, чем нет. Стоит ли его смотреть? Впечатлительным беременным детям – вряд ли. Ностальгирующим взрослым – тоже. Вспоминать себя в 14 — 16 лет вообще мало кто любит. «Если ты счастлив в 30 – это абсолютно нормально. Если ты говоришь, что был счастлив в 16 – ты либо врешь, либо полный идиот». Эту фразу однажды сказал Стивен Кинг, и он, кажется, прав. Что вспоминать-то? Как за школой дали по зубам какие-то ублюдки? Как впервые влюбился и сам превратил свою жизнь в кошмар? У каждого случалось что-то подобное, и Гай Германика с удовольствием все всем напомнит. Мазохисты и сумасшедшие оптимисты, здравствуйте.
Катя, Вика, Жанна. Хоронят мертвого кота. И живых рыбок. Завуч идет по коридору. Объявление о предстоящей дискотеке. Клятва о вечной дружбе. И вечной поддержке. И вечной любви.
Джин в киоске не продали. Поговорили про минет. Родители пьянствуют. Еще и побили. Курение за углом школы. Побег из дома. Голые девочки. Бритвой по руке. Обнялись. Похихикали. Уснули.
Твари-старшеклассницы. Чистые глаза. Влюбленность в олигофрена. Скамейка. Предательство. Конец клятвы о вечной дружбе. И вечной поддержке. И вечной любви. Дискотека. Дожди-пистолеты. Грязный подвал. Трясущаяся камера. Папа и мама! Идите вы на х…й.
Фильм ультрареалистичен, в каком-то смысле даже анатомичен. 24-летняя Гай Германика виртуозно добивается от зрителя именно той реакции, на какую изначально рассчитывала: это не шок, но откровение достаточно серьезное. Два приза в Каннах она заслужила: происходящему на экране веришь безапелляционно, да и для скуки фильм пространства попросту не оставляет. Все снято эмоционально, просто, нарочито небрежно. Эмоции? Узнавание, отвращение, отрицание – не кино, а книжка-раскраска «жизнь – дерьмо» для всех и каждого. Хочется добежать до дома и пересмотреть любимый фильм ужасов, чтобы успокоиться: там маньяк плохой, а остальным положено сочувствовать – только после просмотра «Все умрут, а я останусь» понимаешь, насколько щадящей для психики является такая схема.
Гай Германика окунает зрителя с головой в помойку современного социума – но не так тонко, как недавно Коэны, а с пинками и улюлюканьем. Конфликт отцов и детей черен как никогда: что с ребенком ни делай, он все равно накурится и напьется – и это при самом благоприятном стечении обстоятельств. А потом чадо вырастает и – как сама Гай Германика – понимает, что вокруг все та же помойка. И чтобы об этом забыть, люди огибают школу за два квартала и не ходят в кино на фильмы, подобные обсуждаемому. Решение «смотреть – не смотреть» традиционно остается за каждым. Но необходимо помнить, что на этот раз выбор стоит острее, чем обычно.
9
Только что посмотрел. Так что впечатления самые свежие.
То, что писали многие на форумах в стиле «мы такими не были, это ужас», так ничего и не поймут в этом фильме.
Причем тут автобиография и личные воспоминания, все представленное в фильме — на совсем другом уровне нужно считывать.
Итак, мое частное мнение… (разложу по полкам, если что..):
0. Кларк не причем. Он вообще не отсюда. Никаких сравнений не нужно делать. В фильме исключительно наша (российская) действительность. Зеленые коридоры школ, «баночки» в ларьках, подставки для книг на школьных партах. В общем и целом — это Родина моя.
1. Фильм не про «поганую молодежь». Не про подростковую жестокость. Не про откровенные сцены.
2. Главная тема фильма ( одна из центровых тем в творчестве вообще) это процесс инициации. Переход от детства во взрослую жизнь, вот кость фильма, а все остальное (родители с полотенцем, индифферентные учителя и пр. ) это просто «мясо», оболочка, которая рассказывает нам, как это бывает в современном мире.
3. Антропологическая натуралистичность фильма отлично воссоздана на мой взгляд. Операторская работа на высочайшем уровне. Смотря фильм я не разу не ловил себя на мысли «а как это снимали?» — все сделано очень четко, живо, в едином стиле. Это понимаешь только когда идут титры.
4. Фильм на одном дыхании смотрелся — потому что это не просто автобиография или эпизод из частной жизни. Нет! Это срез эпохи, это реальность. Она отвратительная, потому что очаровательные детские рты не должны изрыгать мат и поглощать алкоголь, она ужасная, потому что в ней взрослые это планктон, раздавленный обстоятельствами, она унизительна, когда сильный бьет слабого, а все лишь с интересом наблюдают. Фильм не нравится многим — потому что это диагноз. От него уже никуда не деться и ничего не изменить. А как в любой тяжелой болезни первая стадия — это отрицание. Никто их нас не хочет быть безразличным ублюдком, но именно мы с вами показаны в фильме — мы та масса, безликая и беспомощная, которая расходится, когда драка кончается. Все что нам нужно, это развлечения, сострадание это атавизм.
5. Ничего откровенно ужасного в фильме нет. Для пуритан и блюстителей чистоты картинки готов сообщить: в фильме алкоголя не больше, чем по ТВ после 22-00, наркотиков не больше чем в сериале «Друзья», секса и насилия уж точно меньше, чем в любой российской мыльной опере.
И если нам — взрослым — все это можно, то почему же этим девочкам нельзя? Это не пропаганда, это кривое зеркало.
6. Если честно, фильм не такой страшный, как я ожидал. Девочки милые и наивные, их агрессивность и поступки не более чем маска, но вот что по настоящему вызывает страх в этом фильме, так это беспомощность взрослых. Учителя, родители, взрослые — просто вызывают отвращение своей бездеятельностью и непониманием детей. А должны быть в ответе за тех, кого …
7. Смотреть или нет? Зависит от Вашего отношения к жизни. Всем кто в раковине, кто считает что Россия — это самая лучшая страна в мире, и любые отрицательные вещи о ней это наговоры и провокация; всем, кто любит только хороших детей, а плохих старается не замечать, всем кто слишком любит ТВ этот фильм не принесет ничего нового. Живите дальше. Скоро выйдет «Очень смешной фильм-2».
Но всем, кто хоть иногда вспоминает свой подростковый возраст( особенно, рожденные в 80-е), кому интересна другая точка зрения, кто готов к самокритике увидят в фильме много такого, чего практически нет в современном российском кино.
Простите за снобизм.
Мнение выражено.
7
Реалистичное, порой жестокое, угрюмое, но очень сильное и нужное кино.
Три девушки, три девятиклассницы, три тростинки на ветру, “три сестрицы под окном” мечтательно и вожделенно говорят о парнях, любви, сексе, клянутся в вечной дружбе..
Но продолжения светлой сказки не будет, рифма поменяется. Поздним дискотечным вечерком они будут уже не за пряжей вести задушевные беседы, а напиваться, блевать, укуриваться, исступленно искать чувств, жаждать страсти, выхода эмоциям, совокупляться, подвергаться насилию.. Каждая получит свой кусочек счастья и поздним вечерком школьной дискотеки жизнь помажет их…срифмуйте сами. .Фильм – набат, реквием, гвоздь в крышку гроба человеческой слепоте, бесчувственности и безответственности. Памятник людям, нажравшимся озверина, клеймо безысходности, жесткости и черствости жизни, того болота, куда люди бросают тех, кого бездумно приводят в этот мир, не удосужившись даже попытаться предварительно что-то в нём изменить, сделать его лучше, осознав ту высочайшую степень ответственности за приглашенных, которая возложена на пригласивших. Дети не должны рожать детей. Пройди путь, осознай, научись, будь готов взять ответственность не только за тело, но и за душу. Кто об этом задумывается? Поженились, родили, как все, по любви и по инерции а, иначе говоря, нашли себе оправдание, цель и задачу, убежали от одиночества, завели живую куклу, из детей сразу стали родителями, а проще говоря — тупо передали эстафету мучений. Теперь задыхаясь в попытке выплыть, взрослеют их дети, теряя непосредственность, искренность и чистоту, приобретая сердечные травмы и разные группы душевной инвалидности. Степень ущерба различна и зависит от начальных условий дислокации приходящего, хотя суть самого процесса остается неизменной. Мир не меняется в лучшую сторону, наоборот, он становится все жестче, расчетливее, циничнее. Мир потребления в первую очередь потребляет души детей. Милосердие, чуткость, нравственность, высота чувств, благородство стали архаизмами, а искренность, чистота, и свет в душе вынуждены мутировать ради выживания или героически агонизировать в изгойстве.. И вот ведь что интересно – это мало кого пугает и заставляет задуматься, большинство так и готовы плодиться всегда, везде и при любых условиях, будь то всемирный потоп или концентрационный лагерь с газовыми камерами. Инстинкт продолжения рода, заложено природой, ничего не попишешь…ан нет, попишешь, что и сделал замечательно Чингиз Айтматов в “Тавро Кассандры»
«Как трудно жить без светлой сказки” пелось когда-то в доброй жизнеутверждающей песне тех далёких ныне преданных поруганию времён, когда на экранах шли такие фильмы как «Сто дней после детства”, “Вам и не снилось”, “В моей смерти прошу винить Клаву К”… Когда дружба и общение не именовалось «тусой”, а школа общения, юношеские переживания, первый опыт любви, страсти, самоутверждения, одиночества и борьбы за свои идеалы еще не стали «первым опытом борьбы против потных рук” Да, трудности, боль и переживания были, но не было такой безальтернативной агонии чистых идеалов юности, которые калечатся о железобетонную реальность пошлости и убогости, как показано в этом фильме. SOS!
Хотя чего уж там, оправдание для нашего остервенения и равнодушия вроде как имеется:
Если уж единственный Спаситель, который пришел на Землю в результате непорочного зачатия (несмотря на то, что Дева Мария имела мужа))) говорил “Будьте как дети”, имея в виду чистоту, искренность и непорочность души, если уж его лучезарного, учившего истинной сердечной любви и милосердию, умудрились распять те, кто понимал «любовь» более приземленно, то чего уж требовать милости от нас, падших, пришедших сюда поголовно через зачатие порочное..
Не поэтому ли мы дошли до крайней степени цинизма и пошлости, назвав плотскую утеху «заниматься любовью»? Вот только занимаясь «этим», стоит помнить о том, что дети нуждаются в любви другого порядка, куда более высокого…
7
Конфликт отцов и детей на фоне просмотренного.
Три девочки-старшеклассницы клянутся в вечной любви и дружбе, хоронят котика, собираются на дискотеку, ругаются из-за парня и курят травку, пьют, посылают на х родаков и дерут друг на друге волосы под забористый хит «Зверей».
После «Школы» все кинулись смотреть первый полный метр Германики, чтобы наконец-то понять, откуда ноги растут, включая меня. Снято все очень умно, лучший оператор Алишер с непроизносимой фамилией, действительно лучший, эффект погружения такой, как будто сам с этими девочками по подъездам трешься, и это объясняет столь массивное бурление говн на фоне показанного.
Фильм занятный, но с ним правда что-то не так. Я думаю, вот что. Псевдодокументальное отображение заставляет всех идти по ложному пути, обсуждая в основном два вопроса — реальность ли это, и если да, то зачем ее выворачивать наизнанку в таком непричесанном состоянии, причем люди четко поделились на полярные лагеря полного и категорического «нет, мы не такие» и «да, вот так все и было, и мы такие».А в общем совсем некошерный подход, потому что это абсолютная правда, но не вся, то есть та самая идеальная ложь. Авторша выводит в кадр одну определенную прослойку «глупых крутых», и смотрит только с их позиции на мир, как она выразилась «я себя разложила на трех девочек», не замечая всех остальных, и в этой эгоцентричной однозначности ее позиция, которая так всех завела. Для меня, например, удивительно, что девочки не задают никаких вопросов, то есть вот эта «зверьковость» уж слишком кристализованная, а ведь именно в переходном возрасте люди больше всего любят порассуждать о смысле жизни и впадать от своих выводов в черные суицидальные депрессии, именно этому возрасту принадлежит формула на все времена «жизнь дерьмо», а тут просто буйство гормонов в чистом виде. То есть вроде как тут тоже понятно, что жизнь дерьмо, но не потому, что за этим стояла цепь размышлений и эмоций, а просто чота как-то хреново все. И вот для контраста не хватает какого-нибудь человека с огоньком света в глазах, с присутствием мысли в голове, а ведь такие люди всегда есть — просто здесь они полностью остались за кадром, и мир получился одного цвета. Даже не черного, а какого-то… кислотно — малинового, наверное, как дешевый баночный коктейль, и с таким же мерзким послевкусием.
Самая доставляющая фаза фильма — это наблюдать его обсуждение. Если взрослые почему-то впали в шок и воспринимают это как откровение, делясь на «за» и «против», то дети единодушны — зачем нам смотреть на то, что мы и так каждый день видим? Кстати, я прекрасно понимаю детей, может, потому что я все же ближе к ним по возрасту — с одной стороны, кому приятно тупо смотреть в зеркало, особенно если ты с похмелья? С другой — есть секреты, которые родителям знать не надо, даже если у вас любовь — морковь и доверие. Насчет «взрослых» — не понимаю вообще, каком месте у них там случился шок, собственно, от чего? Ну пьют, ну курят, ну на х..й посылают — когда в пролетарских семьях было иначе? Да и покруче наверняка было, обычный расклад.
В духе «Все умрут, а я останусь»
Трудности пубертата: какие фильмы посмотреть, чтобы лучше понять подростков?
23 ├F3: M04┤ 2020
40 лучших фильмов про школу
30 ├F3: M08┤ 2019
120 главных русских фильмов
29 ├F3: M04┤ 2019
7 первых офлайн-спектаклей для детей и подростков в августе. Выбор «Афиши»
31 ├F3: M07┤ 2020
Три девчонки похоронили кота, напузырились джин-тоником, поклялись в вечной дружбе и пошли на дискотеку. Кто не расслышал – ДИСКОТЕКУ. Первую в жизни. Где сбываются мечты. Пока собирались – разругались. Одна влюбилась, вторую заперли дома папа с мамой, третья накапала первой на вторую. Первая дискотека, этот пургаторий тинейджеров, выписала девчонкам три путевки в жизнь: одна лишилась девственности, другая напилась до потери пульса и проблевалась в туалете носом к стенке, третья похоронила розовую мечту о прекрасном принце. Добро пожаловать в наш жестокий мир.
Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»
Валерию Гай Германику – тощую, ломкую блондинку с тяжелым, оценивающим прищуром – в этом году отметили на Каннском фестивале, и совсем не за древнеримское ФИО, а за новый русский фильм. За что на Каннском фестивале, как известно, отмечать не принято. Врезался в память и наш родной ММКФ, и режиссер Германика, отдающая контрольные распоряжения куда-то в угол бара, где сразу вытягивают шеи и встают по стойке смирно неприметные девицы. Актрисы. Если режиссеру удается делать из такого материала золушек спального района, то это, однозначно, волшебство. Десять лет наш кинематограф выдавливал из себя какие-то просроченные кремы для загара, стритрейсеров каких-то, всякое там индиго или, когда совсем ничего не выходило, а денег дали, типа патриотизм. И вот, наконец, появился фильм про жизнь… Нет, неправильно сказано. Про жЫзнь.
Другое впечатление: несовпадение ожиданий и результата. Ожидания были такими: неряшливое злое видео, жестяной арт-хаус в обнимку с болеющей паркинсоном камерой. Результат – классическое movie c просчитанными на калькуляторе мизансценами и отличным монтажом, целый час маскирующем тот факт, что на экране не происходит ничего существенного. Германика, утверждающая, что вот она такая неумеха, ничего в этой кухне не понимает, в монтаже не разбирается, а только как Пифия транслирует хтонические испарения русской жизни, конечно врет. Она вполне себе умеха, отлично уяснившая, что следует не глупо рисковать, а делать все так, как в хорошем, честном советском фильме, смело поднимающем злободневные проблемы учащейся и рабочей молодежи. Поэтому и голова о фильме не болит, и легко добывать из него всякие культурологические выводы.
Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»
Здесь, собственно говоря, и начинается третий вывод из этого замечательного фильма: выкручивайся кто как может, хоть горшком эту дискотеку назови, но при любом раскладе все равно выходит первый бал Наташи Ростовой, переписанный под «Ералаш» 81-го года выпечки. Причина тут не в заплеванных подъездах и спальном микрорайоне, убегающем за горизонт, увешанный трубами ТЭЦ. Не в классической интриге, когда дома – перманентный оливье, а в школе – кафкианская завуч в кофточке. Дело в культурной матрице, которую пока никто не отменял. И кто кого тут пробуждает – Германика матрицу или матрица Германику – в данном случае совершенно не существенно.
Напоследок о важной разнице между понятиями «жизнь» и «жЫзнь». Если отбросить в сторону режиссерское жеманство и прочую ренатлитвиновщину, режиссер Германика – настоящий злой демиург, который дергает за нитки. А внизу заламывает ручки дурацкое, нелепое и жалкое, в общем, существо под названием «тинейджер», разрываемое галактических размеров нарциссизмом и огромным желанием выдавить на зеркало мозги вместе с сочным прыщиком. Увы, на эти ниточки бессмысленно указывать юным существам, которые еще не знают, что умрут все без остатка, и напяливают на себя футболки «Родители, fuck you!». Родителей, пусть и погрязших в оливье, надо любить. Это жЫзнь.
Кадр из фильма «Все умрут, а я останусь»
Но эти, в майках, посмотрели фильм Германики, и вообразили о жизни черт знает что.
Именно по этой причине, не позволяющей отодрать жЫзнь от жизни, то есть искусство от реальности, «Все умрут, а я останусь» (2008) – самое удачное (после, конечно, «Шультеса» (2008)) российская кинолента года. И, естественно, уик-энда.