Введение на тему иммунитет
Введение.
1.Иммунитет.
2.Антигены.
3.Органы иммунной системы.
4.Клеточные и гуморальные показатели иммунитета.
5.Иммунный ответ.
6.Регуляция иммунитета.
7.Функциональная система поддержания постоянства клеток организма.
Введение.
Внешние и внутренние факторы меняют клеточные циклы здорового человека. В результате образуются аномальные (чужеродные, или синтезированные не так, как свои собственные) молекулы и клетки. Специальные клетки крови и других тканей продуцируют и поддерживают достаточную концентрацию фиксированных на клетках и свободных молекул, которые распознают, связывают (преобразуют) и выводят из организма аномальные молекулы и клетки.
Перераспределение частиц и клеток, «иммунного надзора» во все ткани организма происходит через крово- и лимфоток, а также транспорт через гистогематические барьеры.
Иммунитет (от лат. immunis) дословно означает свободный от чего- либо. Организм здорового человека непрерывно освобождается от веществ и структур, в том числе болезнетворных, как попадающих в него извне, так и образующихся внутри организма.
Источниками внешних (экзогенных) веществ и структур являются компоненты пищи, химические примеси воздуха и капельки жидкости, микроорганизмы, попадающие на кожу, в легкие, желудочно-кишечный тракт. Эндогенными (возникающими в самом организме) веществами, нарушающими постоянство внутренней среды и выводимыми с помощью иммунных механизмов, являются аномальные (мутантные) клетки и их компоненты, появившиеся при делении клеток, внутриклеточном синтезе веществ, метаболиты (шлаки) и др.
Тело человека состоит примерно из 1012-1013генотипически похожих клеток. Если принять, что при делении клеток каждая миллионная клетка подвергается мутации, то в любой момент в организме человека есть примерно 10 млн. аномальных клеток, которые могут стать источником смертельных опухолей.
Различают специфическую защиту, или иммунитет, и неспецифическую резистентность организма. Последняя в отличие от иммунитета направлена на уничтожение любого чужеродного агента. К неспецифической резистентности относятся фагоцитоз и пиноцитоз, система комплемента, естественная цитотоксичность, действие интерферонов, лизоцима, -лизинов и других гуморальных факторов защиты.
1.Иммунитет.
Благодаря иммунитету организм опознает, связывает, разрушает и выводит вещества и структуры. Вещества, отличающиеся по происхождению от собственных структур, называют чужеродными.
Иммунитет — способность специальных клеток жидкостей организма опознавать, связывать и удалять (выводить) вещества и структуры, происходящие из клеток других организмов или потерявших сходство с клетками собственного тела.
Иммунитет поддерживает жизнедеятельность организма путем выведения изношенных клеток, белков (гемоглобин, др.), шлаков, возобновления специфических для организма белков, клеток, в том числе клеток крови определенной группы, сохранения чужеродного плода во время беременности, и др. Поэтому понятие иммунитет шире способности защищаться от инфекции. Хотя значение инфекции очевидно: около 50% здоровых людей является носителями болезнетворных микроорганизмов (Лебедев К.К., др., 1989).
Таким образом, иммунитет поддерживает определенные (молекулярные) показатели гомеостаза и, значит, здоровья человека: динамическое равновесие количества удаляемых и восстанавливаемых клеток, тканей и жидкостей тела.
Одним из механизмов гомеостаза является поддержание иммунитета — определенного уровня активности клеток (лимфоцитов, лейкоцитов, эпителиоцитов, др.), синтезирующих и выделяющих естественные антитела (глобулины и др.) в кровь и другие жидкости тела. Сохранение постоянства клеток и их производных есть результат деятельности иммунной системы.
Воздействие формирует систему ответа на него. Непрерывность антигенных воздействий на организм поддерживает иммунитет здорового человека. Помещенный в стерильные условия (стерильная пища, вода, окружающая среда) организм (гнотобионт, греч. gnotos- известный, biontos — живой организм) теряет иммунитет.
Раздражителями для органов иммунной системы являются антигены — сложные химические вещества, микроорганизмы, появляющиеся в результате деления аномальные клетки или их компоненты.
Эти антигенные воздействия вызывают ответы «органов» иммунной системы — костного мозга, тимуса, селезенки, пейеровых бляшек стенки кишечника, лимфоузлов, лимфатических сосудов и др. Степень активности органов иммунной системы, вызванная воздействием внутренних и внешних антигенов, описывается как состояние — иммунный статус человека, или иммунитет.
Человек остается здоровым до тех пор, пока не нарушается динамическое равновесие между антигенным воздействием и активностью иммунной системы. Поэтому иммунная система — понятие не столько морфологическое, сколько функциональное..
2. Антигены — это макромолекулярные соединения с жесткой структурой, вызывающие иммунный ответ организма
Макромолекулы, отличающиеся по происхождению и строению от основной массы меток организма и вызывающие иммунный ответ, называют антигенами (АГ). АГ поступают извне (пищевые, микробные, бытовые) или образуются внутри (эндогенные) организма. Антигенность вещества относительна: она зависит от способности клеток и находящихся в жидкостях тела веществ распознавать АГ..
Иммунная система реагирует на химические вещества различно: легче связывает такие, к которым имеет специальные молекулы- рецепторы. Такие вещества называют антигенами. Другие вещества реагируют с иммунными соединениями и могут разрушать их.
Значит, антигены (греч, ага -против, gennao- создавать) — это воспринимаемые иммунной системой химические раздражители (адекватные), вызывающие иммунные реакции.
По химическому строению антигены разнообразны. Большинство из них представляет собой макромолекулярные (масса молекулы 10 тыс. и более) соединения достаточной жесткости. Антигенами могут быть белки, пептиды, полисахариды, нуклеиновые кислоты, комплексные соединения и др.
Антигенность, т.е. способность вызывать иммунный ответ, приобретается в ходе внутриутробного или внеутробного развития, имеет свойство иммунной избирательности. Фиксированный на плазматической мембране клеток набор антигенов образует главный комплекс гистосовместимости (ГКО).
Аномальные клетки имеют на своих мембранах образованные с участием вируса антигены Т (англ.tumor — опухоль). Узнавание Т- антигенов таких клеток рецепторами (антителами) цитотоксических Т-лимфоцитов (Тц- тимус-зависимые цитотоксические лимфоциты) и связывание тех и других клеток приводит к разрушению и выведению из организма аномальных клеток.
3.
Органы иммунной системы — анатомические образования, участвующие в формировании иммунной готовности организма нейтрализовать чужеродные структуры и вещества.
Костный мозг, тимус, селезенка, лимфоузлы, пейеровы бляшки кишечника, миндалины и червеобразный отросток являются образованиями, в которых непрерывно образуются и созревают клетки, способные осуществлять «иммунный надзор» в человеческом теле. Эти иммунные органы и ткани непрерывно обмениваются между собой метками и молекулами, создавая достаточный уровень антител в каждой ткани. Активность органов иммунной системы регулируется автономной нервной системой и гуморальными веществами.
Постоянное воздействие антигенов поддерживает активность органов иммунной системы — костного мозга, тимуса, пейеровых бляшек кишечника, миндалин, селезенки, лимфоузлов. . Клетки этих органов синтезируют антитела к соответствующим антигенам и населяют ими жидкости тела — кровь, слизь, пот, секреты.
Костный мозг — центральный (первичный) орган кроветворной ткани, называемой миелоидной (греч. mielos — мозг, оidеоs — похожий).
Подобно другим клеткам организма, клетки крови — эритроциты, лейкоциты и тромбоциты — становятся зрелыми после приобретения иммунологических рецепторовмбранах, характеризующих сходство (происхождение) клетки с другими аналогичными клетками. Иммунологическую компетентность клетки крови приобретают либо в костном мозге (эритроциты), либо в других иммунных органах (в лимфатической ткани миндалин глотки и пейеровых бляшек кишечника «созревают» В-лимфоциты с большим, в 100-200 раз превосходящим таковое у Т -лимфоцитов, количеством микроворсин на поверхности, в тимусе — Т-лимфоциты).
Кровоток в костном мозге уменьшается почти в 2 раза при стрессе и возрастает до 8-ми кратных объемов при успокоении.
Вилочковая железа (thymus, зобная железа) — центральный орган другой разновидности кроветворной ткани — лимфоидной. Железа располагается за грудиной в верхнем средостении и покрыта соединительнотканной капсулой.
После наступления половой зрелости соответствует периодам активного участия тимуса в формировании иммунитета.
Лимфоидная ткань тимуса представлена эпителиальными, фиксированными на мембранах кровеносных соcудов, контактирующими между собой клетками и большим количеством лимфоцитов различной формы.
Тимус выполняет роль эндокринной железы (его эпителиальные клетки выделяют в кровь тимозин) и иммунопродуцирующего органа, осуществляющего образование Т-лимфоцитов (тимус-зависимых).
Созревание Т-лимфоцитов в тимусе осуществляется за счет деления лимфоцитов, имеющих рецепторы к тем чужеродным антигенам с которыми организм встречался в детстве. Образование Т-лимфоцитов происходит независимо от содержания антигенов и количества Т- лимфоцитов в крови (вследствие непроницаемости гистогематического барьера тимуса) и определяется генетическими механизмами и возрастом.
Стрессорные воздействия (психоэмоциональное напряжение, тепло, холод, голодание, кровопотеря, сильная физическая нагрузка) подавляют образование Т-лимфоцитов. .
Селезенка (lien) — паренхиматозный вторичный лимфоидный орган массой 140-200 г, расположенный в левом подреберье и покрытый соединительнотканной оболочкой и брюшиной. Иннервируется селезенка блуждающим и чревным (смешанным симпатическим) нервами. Вторичным лимфоидным органом селезенка названа потому, что основная часть делящихся в ее строме клеток поступает из костного мозга.
Лимфоузлы (nodi lymphatici) — мелкие (диаметром 0,5-1 см), сильно меняющиеся по величине периферические органы иммунной системы. У взрослого человека имеется около 460 лимфоузлов, общая масса которых составляет примерно 1% веса тела. Лимфоузлы важнейших областей тела имеют иннервацию.
Лимфоузел построен так, чтобы создать большую поверхность обмена лимфы и протекающей через капилляры лимфоузла крови. Лимфоузел является местом иммунизации лимфоцитов и образования антител, фильтром мелких частиц и чужеродных клеток.
Лимфоузлы каждой области человеческого тела имеют собственный набор антител, поскольку поступающие с лимфой антитела каждой области специфичны.
Пейеровы бляшки — лимфоидная ткань стенки тонкого кишечника, где образуются В- лимфоциты.
Миндалины (tonsilae) скопления лимфоидной ткани в слизистой оболочке рта, носа и глотки. Миндалины построены так, что их складчатая поверхность слизистого эпителия задерживает попадающие в начальные отделы дыхательных и пищеварительных путей мелкие частицы и микроорганизмы, связывает их и лизирует с помощью внутриклеточных ферментов. Лимфоидная ткань миндалин аналогична таковой лимфоузла. Лимфатических сосудов в миндалинах нет.
Червеобразный отросток (арреndiх) также относят к периферическим иммунным органам («кишечная миндалина»). Объем лимфоидной ткани отростка сильно меняется под влиянием изменений деятельности начального отдела толстого кишечника (образование твердого кала, изменение перистальтики, др.). Изменения лимфоидной ткани червеобразного отростка чаще наблюдаются у лиц мужского пола.
4.
Клеточные и гуморальные показатели
Клеточными компонентами иммунитета являются прежде всего лимфоциты, циркулирующие с током крови по всем органам и выполняющие главную роль «иммунного надзора» (патрулирования).
Лимфоциты, т.е. такие лейкоциты, у которых в цитоплазме нет гранул пероксидаз (ферментов, катализирующих окислительно- восстановительные реакции с участием перекисей), обладают способностью отличать в организме «чужие», т.е. необычного происхождения, крупные молекулы благодаря имеющимся на их мембранах рецепторам-антителам. Лимфоциты синтезируют антитела, лизируют чужеродные клетки, в том числе обеспечивают отторжение трансплантанта, иммунную память (способность отвечать усиленной реакцией на повторную встречу с антигеном) и др.
По месту созревания, составу органелл, размерам, рецепторам и функциям различают 3 основные группы лимфоцитов: 0-, В- и Т- лимфоциты.
0-лимфоциты — это некоммитированные клетки, образовавшиеся в костном мозге из стволовых клеток. Попадающие с током крови в тимус предшественники лимфоцитов за счет изменения антигенных свойств мембран становятся линейно-ограниченнными, т.е. способными при делении образовывать только Т-лимфоциты. Вероятно, что В-лимфоциты приобретают иные свойства в том числе антигенные при попадании в пейеровы бляшки кишечника.
Т- лимфоциты выполняют разные функции. Образуют плазматические клетки, блокируют чрезмерные реакции, поддерживая постоянство разных форм лейкоцитов, выделяя лимфокины, активируя лизосомальные ферменты и ферменты макрофагов, разрушают антигены.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет путем выработки антител. При встрече с антигеном они мигрируют в костный мозг, селезенку, лимфатические узлы, где делятся и трансформируются в плазматические клетки. Последние и являются продуцентами антител — иммуноглобулинов.
Другой группой лимфоидных клеток иммунной системы являются макрофаги. Они различны по строению, находятся в жидкостях и тканях, фагоцитируют антитела, активируют лимфоциты и участвуют в образовании антител.
5.
Иммунный ответ — последовательно развертывающаяся многоуровневая реакция антител и иммунных органов на антиген, сопровождающаяся гемодинамическими сдвигами.
Опознание и связывание чужеродных молекул и клеток происходит при контакте их с другой группой молекул. Это взаимодействие в отличие от химической реакции называют иммунным ответом.
Удаление или переход в неактивное состояние иммунокомпетентных клеток (Т-, В-лимфоцитов, макрофагов, плазматических клеток) является сигналом стимуляции центральных органов иммунитета — костного мозга и тимуса.
В целом иммунный ответ — это поэтапная каскадная реакция готовых АТ и последующее вовлечение периферических и центральных иммунных органов в активность. Иммунный ответ включает также гемодинамические изменения кровотока в области попадания «чужих» АГ. В упрощенном виде иммунный ответ можно представить в виде определенной последовательности развертывающихся процессов.
Узнавание антигена антителом происходит при контакте рецепторов двух структур. Если АГ и АТ совместимы, то они объединяются. Контакт АГ с АТ чаще происходит в жидкостях, поскольку при этом те и другие молекулы получают более высокую вероятность встречи.. Основным условием узнавания является сходство (совместимость) рецепторных поверхностей АГ и АТ.
Для узнавания («обшаривания» окружающего пространства вместо «оглядывания») нужно много времени и большое количество молекул АТ и АГ. Кроме того, есть возможность группового узнавания и изменения узнавания под влиянием различных веществ. Поэтому скорее всего в естественных условиях существуют и другие механизмы этих процессов. Узнавание инородных частиц фагоцитом облегчается в присутствии компонентов сыворотки крови (опсонины, альбумины, С-реактивный белок).
Первым этапом иммунного ответа является реакция связывания АГ антителом. Организм имеет готовый набор сформированных в предшествующих поколениях нормальных антител — естественный гуморальный иммунитет. «Привычные » АГ, попадая в те или иные жидкости организма, непрерывно связываются естественными АТ.
Связывание осуществляется за счет гидрофобного соединения активных центров АТ и АГ, соответствующих друг другу: специфичность АГ-АТ реакции).
Эти процессы осуществляются с затратой энергии, метаболизм макрофага резко повышается (наблюдается «метаболический или дыхательный взрыв»). Основным источником энергии служит АТФ.
Фагоцитоз приводит к усилению и видоизменению иммуного ответа. Выделение фагоцитирующими клетками различных веществ, осуществляющих передачу иммунологической сигнализации (медиаторов иммунного ответа).
Иммунологическая память выражается в конечном итоге в увеличении содержания Т- и В-лимфоцитов, несущих рецепторы к АГ и переходящих в покоящееся состояние после 2-3 делений, вызванных АГ.
Первичный иммунный ответ — наработка АТ и последующее связывание АГ с АТ- как реакция на первую встречу с новым АГ. Во внеутробной жизни человека непрерывно происходят реакции готовых антител с АГ — вторичный иммунный ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели сложную и индивидуально целесообразно устроенную систему защитных реакций организма. Одной из важнейших проблем современной биологии является вопрос о том, как и из чего она могла возникнуть в процессе эволюции. Подходы к этой проблеме лишь только намечаются.
Ясно, что защиту организма от внешней и внутренней биологической агрессии иммунная система обеспечивает путем двух основных механизмов — распознавания и разрушения чужеродных молекул и клеток. Это достигается благодаря слаженной работе иммуноцитов различного функционального предназначения. Основным молекулярным инструментом для реализации иммунного ответа служат антитела и поверхностные рецепторы. Причем те и другие могут выполнять как функцию распознавания, так и функцию разрушения чужеродных тел. Межклеточная связь между иммуноцитами выполняют интерлейкины, интерфероны и другие медиаторы. Нарушение этих механизмов приводит к различным формам иммунопатологии, опасной для здоровья и жизни
Список литературы
Ю.В. Урываев. Физиологические основы гомеостаза. Москва, 1995.
Г.В. Гущин, Е.Э. Яковлева. Нейрогуморальная регуляция иммунного гомеостаза. Ленинград: Наука, 1986.
Е.А. Зотиков. Антигенная система человека и гомеостаз. Москва: Медицина, 1982.
Городской конкурс реферативных работ
«Ступень к исследованию»
Тема: Иммунитет
Автор:
Болотникова О.В.
г. Зеленогорск
Гимназия №164 8Б класс
научный руководитель
Миколайко В.К.
Учитель гимназии №164
Зеленогорск
2007г.
Оглавление
Глава 1. Введение
Глава 2. Основная часть
2.1 Что такое иммунитет
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе
2.5 Признаки ослабления иммунитета
Глава 3. Вывод
Глава 4. Список литературы
Глава 1. Введение
В народе говорят:
здоровье, как погода,
пока хорошее – не замечаешь.
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет и как его повысить.
Задачи:
· изучить и проанализировать материал по теме;
· рассмотреть механизм действия иммунитета;
· выяснить причины ослабления иммунитета;
· найти пути повышения иммунитета;
· проанализировать и систематизировать полученные сведения.
Глава 2. Основная часть
2.1. Что такое иммунитет?
Когда мы обращаемся к врачам? Ответ прост: когда мы заболеваем. Почему мы болеем? На этот более сложный вопрос огромное число медицинских справочников, учебников, монографий и научных публикаций отвечает по-разному. Указывают на различные причины (этиология) и механизмы развития (патогенез) многочисленных заболеваний. Понятно, что однозначно ответить очень трудно. Но может нужно поставить вопрос по-другому: почему одни люди болеют, а другие – здоровы? У организма человека много врагов – внешних и внутренних.
Ежедневно, ежеминутно в любом организме на страже человека стоит целая армия клеток и механизмов, которая способна отразить любую инфекционную агрессию. Есть и милиция, готовая в случае необходимости подавить внутреннюю агрессию. И все это делает иммунная система. Для того чтобы обеспечить внутреннюю безопасность, специальные клетки «курсируют» по организму, и проверяют у каждого «молекулярный паспорт». Потому что, к нам в организм ежеминутно с пищей и воздухом, через микротрещины на коже проникают разнообразные микроорганизмы. Но наша иммунная система стоит стражей и ей быстро удается их узнать, локализовать и уничтожить инфекционного агента, причем в большинстве случаев мы этого даже не замечаем. Но когда атака извне случается слишком массированной, а враг оказался очень сильным, объявляется всеобщая мобилизация, и тогда в очаг воспаления несутся несметные полчища клеток-воинов, что б защитить ту среду, которая их взрастила, наш общий организм. Иногда в нашем организме вместо внешних врагов появляются внутренние «смутьяны». Потому как все организмы и ткани все время обновляются, происходят различные изменения в составе тканей и органов. Для этого клеткам, составляющим специальный клеточный «резерв», приходится постоянно делиться. Именно в процессе таких делений в их генетическом аппарате делящихся клеток происходит перестройка структуры клетки, что и улавливают клетки — полицейские. Они как бы не узнают своих же. И вот при выполнении таких делений возможны сбои. На 10 000 делений может приходиться один сбой. Неблагоприятные условия окружающей среды могут повышать частоту ошибок. Из-за этих ошибок клетка могут погибать, или перерождаться в клетку злокачественную, что может послужить причиной рака. И вот тут-то иммунитет нормального человека при очередной «проверке документов» отреагирует, и раковая клетка будет уничтожена. Однако, если у клеток – полицейских» нарушены функции защиты, то вероятность развития злокачественного опухоли очень велика. Случается и так, что «клетки полиции» не могут различить кто прав, а кто не прав и тогда репрессиям подвергаются все нормальные клетки. Этот процесс называется – «аутоиммунная патология». К этим аутоиммунным болезням относятся такие заболевания как ревматоидный артрит — заболевания суставов, системную красную волчанку — тоже ревматологическое заболевания поражающее кожу, почки, суставы, сердце, а также некоторые нервные и гематологические заболевания. Иногда, сражаясь с несколькими видами инфекции или с одной в разных местах, наша иммунная система не успевает своевременно произвести «демобилизацию». Тогда очаг воспаления не рассасывается, и в нем продолжают накапливаться «солдаты» и «вооружение». Незначительная «провокация»— и оружие начинает стрелять. Так, в частности, развиваются приступы бронхиальной астмы.
2.2. Виды иммунитета
Существуют механизмы неимунной естественной неспецифической резистентности организма. К ним относят защиту организма от внешних повреждений наружными покровами (кожа, слизистые оболочки), приспособительными реакциями в виде слущивания эпителия, движение ресничек и секретов, чихания, кашля, лихорадки; химическими веществами (бактерицидное действие соляной кислоты желудочного сока, молочной, жирных кислот, ряда ферментов). От неспецифической резистентности следует отличать неспецифические факторы иммунитета. Они включают клеточные и гуморальные (жидкостные) факторы. Клеточные – это фагоциты. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета разнообразны: система комплемента, неспецифические глобулины, С- реактивный белок, интерфероны, цитокины и др. Специфическими факторами иммунитета являются антитела и Т- лимфоциты.
По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными предсуществующими антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту (трансплацентарный) или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части
2.3. Механизм действия иммунитета
Когда в организм человека вторгается инфекция, в дело вступают защитные системы организма. Нормальная, здоровая реакция иммунной системы – попытаться дать отпор «чужаку».
Когда микроб попадает в организм, первыми на его пути встречаются фаги (или фагоциты), постоянно курсирующие по кровеносным и лимфатическим сосудам. Фагоциты не относятся непосредственно к системе иммунитета. В отличие от собственно иммунных клеток они не разбираются, что за пришелец встретился им на дороге – важная персона или мелочь. Они знают только одно: свой или чужой. Их задача – поглотить как можно больше микробов. Если врагов слишком много, объявляется мобилизация резервов – количество фагоцитов крови быстро возрастает. Поэтому при встрече с инфекцией первое самое быстрое изменение в анализах крови – рост числа лейкоцитов (фагоцитов). Это происходит в первую же неделю после начала заболевания.
Далее микробы встречаются уже с самой иммунной системой. Клетки этой системы отличаются тем, что они умеют распознать врагов по типам и вырабатывать наиболее эффективные методы защиты против каждого.
Первыми из иммунных клеток с микробом встречаются макрофаги – «большие пожиратели». Эти клетки действительно больше по размеру, чем просто фаги. Прежде чем уничтожить микроба, они проводят расследование, расщепляя бактерию.
Затем макрофаги докладывают о появлении в организме неприятеля Т-лимфоцитам-хэлперам. Буква «Т» в названии этих клеток – от слова «тимус». Так по-латыни именуется вилочковая железа. Этот важный иммунный орган находится в грудной клетке. Итак, расщепление микроба в макрофаге – это анализ неприятеля. Получив необходимые данные, макрофаг движется с докладом к Т-хэлперу. Между этими клетками образуется протоплазматический мостик – он хорошо виден под микроскопом. По нему расщепленный материал убитого микроба поступает в Т-хэлпер.
Т-хэлпер – клетка более высокого интеллекта. Она способна не только различать отдельных микробов, но и определять, встречался ли с ними организм раньше.
В результате анализа ситуации Т-хэлпер отдает приказание подчиненным — В-лимфоцитам — готовить средства защиты против конкретного микроба, исходя из его привычек и слабых мест. Именно В-лимфоциты готовят оружие для атаки на врага — вырабатывают особые белки, иммуноглобулины.
Весь процесс, приводящий к иммунному ответу организма на вторжение врага, происходит в среднем за 10-14 дней. Через этот срок В-лимфоциты начинают выделять иммуноглобулины, которые попадают в кровь. Эти иммуноглобулины иначе называются антителами.
Антитела вырабатываются именно против того микроба, который попал в организм. Они по-разному воздействуют на врага и в зависимости от этого носят разные названия. Одни из них микробов склеивают (агглютинины), другие — осаждают (преципитины), третьи — растворяют (лизины). А такие антитела, как опсонины, играют роль приправы — они подсоединяются к микробу и делают его более съедобным для фагов, повышают их аппетит. В любом случае микробы погибают.
Между тем борьба с инфекцией продолжается, и вот враг уже отступает и человек выздоравливает.
Организм не может тратить силы зря. Иммунную реакцию надо приостановить. Это делают клетки Т-супрессоры (супрессия — подавление). Если бы Т-супрессоров не было, иммунная реакция нарастала бы как цепная реакция, она стала бы неуправляемой. Поэтому очень важно вовремя ее остановить. Таким образом, за пуск иммунной реакции отвечает. Т – хэлперы, а за остановку – Т – супрессоры.
Кроме двух видов лимфоцитов есть еще и клетки-киллеры, или NK (убийцы). Это специалисты очень высокой квалификации. Цель клетки-киллера — распознать предателей, переметнувшихся на сторону врага, в любом месте и уничтожить. Дело в том, что не все микробы можно уничтожить описанными выше способами — съесть или обстрелять антителами. Такие способы годятся для борьбы с бактериями, а с вирусами это не проходит. Вирус ведет себя хитрее — он прячется. Внедряется в клетку и заставляет эту клетку работать на себя. Пораженная клетка начинает штамповать новые вирусы. Клетка-убийца такие клетки распознает и уничтожает.
2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе
· Нездоровый образ жизни
· Загрязнение окружающей среды
· Появление новых вирусных бактерий
· Частые бактериальные и вирусные инфекции
· Неправильное питание
· Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
· Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс
2.5. Признаки ослабления иммунитета
· Частые простудные заболевания (более 4-6 раз в год)
· Частые рецидивы хронических заболеваний
· Герпес, папилломатоз и подобные заболевания
· Повышенная утомляемость
· Аллергические заболевания
2.6. Как повысить иммунитет
Вашему организму необходим активный поток витаминов и минералов. Для иммунной системы наиболее важны: минералы — селен, цинк, кальций, железо, йод, марганец; витамины — А, В5, С, D, F, PP. Также необходима отчистка организма от шлаков, ядов и токсинов и нормализация кишечной микрофлоры, которая участвует в усвоении жизненно важных веществ и синтезирует ряд витаминов. Микрофлору надо восстанавливать, так как ее количество снижается с возрастом и нарушается при отрицательном влиянии внешней среды, после лечения антибиотиками, отравлений, инфекций. Нельзя также забывать о здоровом образе жизни, сюда относится закаливание и правильное питание.
Глава 3. Вывод
В ходе работы мы достигли поставленной цели, выполнив соответствующие задачи:
· изучили и проанализировали материал по теме;
· рассмотрели механизм действия иммунитета;
· выяснили причины ослабления иммунитета;
· нашли пути повышения иммунитета;
· проанализировали и систематизировали полученные сведения.
Глава 4. Список литературы
1. www.urocus.ru
2. www. leg .ru
3. Володин В.А. Энциклопедия для детей. Человек. – М., 2001