Вывод по теме иммунитет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ:
«РОЛЬ ИММУНИТЕТА В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА».
Подготовила : Егелева Умайчу
ученица 9 » В» класса МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
Руководитель : Хваджаева Ш.М.
учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
2018 г.
Оглавление
Введение
1. Особенности иммунитета.
1.1. Признаки ослабленного иммунитета.
1.2. Факторы, снижающие иммунитет.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Цель работы: понять значение иммунитета, его исследование.
Актуальность: Возросшая в последнее время актуальность темы здоровый образ жизни помогает людям приходить к тому, что несбалансированное питание, вредные привычки, огромное количество стресса, отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствие, количестве заболеваний, продолжительности жизни. Благодаря своему здоровью мы можем ставить жизненные цели и добиваться их.
Проблема: Большинство подрастающего поколения не следят за своим здоровьем и не пытаются поддерживать свой иммунитет. Этим самым ухудшают свое положение в обществе и постоянные инфекционные заболевания. Рассмотрим подробнее, какие факторы снижают иммунитет и как этого избежать.
Гипотеза: Я думаю, что здоровье человека зависит от его иммунитета. Так ли это. Объект исследования – иммунитет человека. Методы исследования – наблюдение, анализ, анкетирование
Что такое иммунитет?
Иммунитет — это защита нашего организма.
Иммунная система защищает наш организм от любого генетически чужеродного вторжения: микробов, вирусов, простейших, от образующихся внутри организма продуктов распада (при инфекционно-воспалительных процессах) или клеток собственного организма, изменившихся в результате мутаций, болезней. Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или поломки внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.
Устойчивость к инфекциям обусловлена целым рядом защитных механизмов.
Любые патогены или любые отдельные их структуры, добравшиеся до слизистых кишечника, носоглотки, легких или попавшие внутрь организма «вылавливаются» фагоцитами.
В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба.
Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его – так организм борется с заболеванием.
Врожденный иммунитет
Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз.
Иммунитет, накапливаемый в течение всей жизни после перенесённых болезней или прививок, — называется приобретённым.
Признаки ослабленного иммунитета:
Постоянные простудные заболевания.
Повышенная утомляемость организма.
Слабость, длительная усталость.
Постоянная головная боль.
Резкие перепады настроения.
Сонливость.
Трудность с концентрированием внимания.
Особенно важно поддерживание иммунитета у подростков, так как организм еще не сформирован, нужно поддерживать его во всем. В этом возрасте иммунная система крайне уязвима.
Факторы снижающие иммунитет
Факторы, снижающие иммунитет:
Стрессы.
Переутомление.
Нарушение режима сна.
Неправильное питание.
Недостаточная физическая активность
Вредные привычки.
Инфекционное заболевание.
Прием лекарственных средств.
Недостаток солнечного света.
Неблагоприятные экологические условия.
При соблюдение этих факторов – мы снижаем свой иммунитет, что может привести к серьезным заболеваниям. Поэтому рассмотрим эти случаи по отдельности, чтобы узнать подробнее о снижении иммунитета.
Рассмотрим эти случаи по отдельности:
Стрессы — способность организма сопротивляться различного рода неблагоприятным воздействиям окружающей среды и болезнетворным организмам, находящимся в ней значительно снижается в условиях постоянного психологического напряжения и дискомфорта.
Вывод: Меньше плохих мыслей! Поддерживайте хорошее настроение. Ключ к здоровой иммунной системе — оптимизм. Психологи говорят, что пессимисты болеют чаще и тяжелее, чем оптимисты.
Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека.
Вывод: Старайтесь не переутомляться, особенно, если иммунитет у вас и так явно снижен. Учитесь отдыхать во время, и не доводить свой организм до истощения.
Нарушение режима сна. Высыпаться – очень важно, иначе возникает недосып. Как недосып, так и пересып — вредны. Оптимальное время сна составляет 8-9 часов.
Вывод: Соблюдение режима и длительности сна очень важно. Нужен полноценный 8 часовой сон, так как сон — это залог восстановления организма и недостаточно поспать 8 часов после недели 4 – 5 часового дремания. Здесь так же нужна система.
Правильное питание – это сбалансированная минералами, витаминами, растительными и животными жирами пища. Соблюдение режима питания так же очень важно. Однообразное питание с повышенным содержанием сахара и жира почти не содержит витаминов, минеральных веществ и других элементов, необходимых для развития иммунитета. Очень полезно сбалансированное питание, с включением в ежедневный рацион фруктов и овощей.
Вывод: необходимо умеренно употреблять сладкое, не переедать (это приводит к зашлаковке организма и снижению иммунитета), так же исключить из своего рациона по максимуму пищу с высоким содержанием животных жиров, колбасы, различные консерванты, копчености, жареному предпочтите употребляйте клетчатку и белковую пищу. Питайтесь чаще, но небольшими дозами. Старайтесь не кушать минимум за 3 часа до сна.
Недостаточная физическая активность. Все спортсмены наверняка знают, как укрепить иммунитет. Ведь спорт – это не только здоровые мышцы, но и заряд энергии, который дает нам сил, хорошее настроение, а значит и поддерживает нашу защитную систему. Регулярные умеренные физические нагрузки укрепляют иммунитет и поднимают настроение на весь день. Благодаря вырабатываемым эндорфином во время упражнений.
Вывод: Ведите активный образ жизни. Бег, плавание, длительные пешие прогулки, регулярные занятия гимнастикой прекрасно поддерживают иммунитет.
Вредные привычки разрушают хрупкий подростковый иммунитет. В данном аспекте прежде всего следует обратить внимание на курение. Если вред, принесенный вашему организму неумеренным употребление алкоголя вы почувствуете уже на следующее утро, то курение — враг куда более коварный. Долго можно не замечать отражение курения на здоровья, а потом внезапно попасть на прием к онкологу. Стоит отметить, что онкология — это прежде всего результат сбоя в иммунной системе человека.
Вывод: Вредные привычки подрывают иммунную систему, откажитесь от них.
Инфекционное заболевание. Любое заболевание ослабляет иммунитет. Даже простая простуда снижает иммунитет, что в результате может привести к осложнениям.
Вывод:Чтобы избежать болезни, простуды и инфекции – поддерживайте свой иммунитет, укрепляйте свой организм.
Прием лекарственных средств. Негативно на состояние иммунной системы влияет регулярный прием лекарств, особенно антибиотиков.
Антибиотики – лекарства, уничтожающие все бактерии: и полезные, и плохие. После приема антибиотиков начинается дисбактериоз – нарушение равновесия микрофлоры. После приема антибиотиков обычно пропивают курс «полезных бактерий», для дисбаланса.
Вывод: Восстанавливать дисбаланс, пропивая лекарства по назначению.
Недостаток солнечного света. Недостаток солнечного света может сильно сказаться на самочувствии и настроении. По статистике, больше всего людей страдает депрессивными расстройствами, и чувствуют себя угнетенно именно в осеннее и зимнее время, то есть, когда активность солнца снижается и световой день становится намного короче.
Согласитесь, что проснувшись в сумерках, так хочется остаться в постели подольше, а когда в середине рабочего дня начинает потихоньку темнеть за окном и вовсе нет сил работать. Появляется сонливость, падает работоспособность, ухудшается настроение. Но как оказалось, нехватка солнечного света оказывает негативное влияние не только на настроение, но и на здоровье и внешний вид.
Под воздействием солнечного света в нашем организме происходит выработка витамина D, который играет важную роль в усвоении кальция и фосфора. Таким образом, солнечный свет косвенно влияет на красоту и силу наших ногтей, зубов, волос. Кроме этого, недостаток витамина D приводит к снижению иммунитета.
Вывод: Старайтесь больше находиться на улице, и получать витамин D.
Неблагоприятные экологические условия. Отрицательно влияют на организм и в том числе его защитные свойства не только загрязненный воздух, но и повышенный уровень шума, который присущ большинству крупных городов. Однако, если с предыдущими факторами еще можно как-то бороться, то в данном случае мы чаще всего бессильны. Ведь далеко не каждый решиться покинуть пыльный загазованный город и уехать «в деревню, в глушь…».
Вывод: Влияние экологии можно постараться уменьшить, а также компенсировать. Перестаньте сами мусорить, ходите на совместные уборки во дворе. Помогайте друг другу.
Заключение
Итак, я выяснила — от чего зависит сила иммунитета.
1. От качества питания – питание должно обеспечивать его всеми питательными веществами, витаминами и минералами необходимыми для роста и развития. Недостаток одного или нескольких питательных элементов подрывает работу иммунной системы и ослабляет иммунную защиту .
2. Условий жизни.
3. стояния внутренних органов
4. Образа жизни.
5. Физической активности.
6. Режима сна.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет!
Приложение
Введение.
1.Иммунитет.
2.Антигены.
3.Органы иммунной системы.
4.Клеточные и гуморальные показатели иммунитета.
5.Иммунный ответ.
6.Регуляция иммунитета.
7.Функциональная система поддержания постоянства клеток организма.
Введение.
Внешние и внутренние факторы меняют клеточные циклы здорового человека. В результате образуются аномальные (чужеродные, или синтезированные не так, как свои собственные) молекулы и клетки. Специальные клетки крови и других тканей продуцируют и поддерживают достаточную концентрацию фиксированных на клетках и свободных молекул, которые распознают, связывают (преобразуют) и выводят из организма аномальные молекулы и клетки.
Перераспределение частиц и клеток, «иммунного надзора» во все ткани организма происходит через крово- и лимфоток, а также транспорт через гистогематические барьеры.
Иммунитет (от лат. immunis) дословно означает свободный от чего- либо. Организм здорового человека непрерывно освобождается от веществ и структур, в том числе болезнетворных, как попадающих в него извне, так и образующихся внутри организма.
Источниками внешних (экзогенных) веществ и структур являются компоненты пищи, химические примеси воздуха и капельки жидкости, микроорганизмы, попадающие на кожу, в легкие, желудочно-кишечный тракт. Эндогенными (возникающими в самом организме) веществами, нарушающими постоянство внутренней среды и выводимыми с помощью иммунных механизмов, являются аномальные (мутантные) клетки и их компоненты, появившиеся при делении клеток, внутриклеточном синтезе веществ, метаболиты (шлаки) и др.
Тело человека состоит примерно из 1012-1013генотипически похожих клеток. Если принять, что при делении клеток каждая миллионная клетка подвергается мутации, то в любой момент в организме человека есть примерно 10 млн. аномальных клеток, которые могут стать источником смертельных опухолей.
Различают специфическую защиту, или иммунитет, и неспецифическую резистентность организма. Последняя в отличие от иммунитета направлена на уничтожение любого чужеродного агента. К неспецифической резистентности относятся фагоцитоз и пиноцитоз, система комплемента, естественная цитотоксичность, действие интерферонов, лизоцима, -лизинов и других гуморальных факторов защиты.
1.Иммунитет.
Благодаря иммунитету организм опознает, связывает, разрушает и выводит вещества и структуры. Вещества, отличающиеся по происхождению от собственных структур, называют чужеродными.
Иммунитет — способность специальных клеток жидкостей организма опознавать, связывать и удалять (выводить) вещества и структуры, происходящие из клеток других организмов или потерявших сходство с клетками собственного тела.
Иммунитет поддерживает жизнедеятельность организма путем выведения изношенных клеток, белков (гемоглобин, др.), шлаков, возобновления специфических для организма белков, клеток, в том числе клеток крови определенной группы, сохранения чужеродного плода во время беременности, и др. Поэтому понятие иммунитет шире способности защищаться от инфекции. Хотя значение инфекции очевидно: около 50% здоровых людей является носителями болезнетворных микроорганизмов (Лебедев К.К., др., 1989).
Таким образом, иммунитет поддерживает определенные (молекулярные) показатели гомеостаза и, значит, здоровья человека: динамическое равновесие количества удаляемых и восстанавливаемых клеток, тканей и жидкостей тела.
Одним из механизмов гомеостаза является поддержание иммунитета — определенного уровня активности клеток (лимфоцитов, лейкоцитов, эпителиоцитов, др.), синтезирующих и выделяющих естественные антитела (глобулины и др.) в кровь и другие жидкости тела. Сохранение постоянства клеток и их производных есть результат деятельности иммунной системы.
Воздействие формирует систему ответа на него. Непрерывность антигенных воздействий на организм поддерживает иммунитет здорового человека. Помещенный в стерильные условия (стерильная пища, вода, окружающая среда) организм (гнотобионт, греч. gnotos- известный, biontos — живой организм) теряет иммунитет.
Раздражителями для органов иммунной системы являются антигены — сложные химические вещества, микроорганизмы, появляющиеся в результате деления аномальные клетки или их компоненты.
Эти антигенные воздействия вызывают ответы «органов» иммунной системы — костного мозга, тимуса, селезенки, пейеровых бляшек стенки кишечника, лимфоузлов, лимфатических сосудов и др. Степень активности органов иммунной системы, вызванная воздействием внутренних и внешних антигенов, описывается как состояние — иммунный статус человека, или иммунитет.
Человек остается здоровым до тех пор, пока не нарушается динамическое равновесие между антигенным воздействием и активностью иммунной системы. Поэтому иммунная система — понятие не столько морфологическое, сколько функциональное..
2. Антигены — это макромолекулярные соединения с жесткой структурой, вызывающие иммунный ответ организма
Макромолекулы, отличающиеся по происхождению и строению от основной массы меток организма и вызывающие иммунный ответ, называют антигенами (АГ). АГ поступают извне (пищевые, микробные, бытовые) или образуются внутри (эндогенные) организма. Антигенность вещества относительна: она зависит от способности клеток и находящихся в жидкостях тела веществ распознавать АГ..
Иммунная система реагирует на химические вещества различно: легче связывает такие, к которым имеет специальные молекулы- рецепторы. Такие вещества называют антигенами. Другие вещества реагируют с иммунными соединениями и могут разрушать их.
Значит, антигены (греч, ага -против, gennao- создавать) — это воспринимаемые иммунной системой химические раздражители (адекватные), вызывающие иммунные реакции.
По химическому строению антигены разнообразны. Большинство из них представляет собой макромолекулярные (масса молекулы 10 тыс. и более) соединения достаточной жесткости. Антигенами могут быть белки, пептиды, полисахариды, нуклеиновые кислоты, комплексные соединения и др.
Антигенность, т.е. способность вызывать иммунный ответ, приобретается в ходе внутриутробного или внеутробного развития, имеет свойство иммунной избирательности. Фиксированный на плазматической мембране клеток набор антигенов образует главный комплекс гистосовместимости (ГКО).
Аномальные клетки имеют на своих мембранах образованные с участием вируса антигены Т (англ.tumor — опухоль). Узнавание Т- антигенов таких клеток рецепторами (антителами) цитотоксических Т-лимфоцитов (Тц- тимус-зависимые цитотоксические лимфоциты) и связывание тех и других клеток приводит к разрушению и выведению из организма аномальных клеток.
3.
Органы иммунной системы — анатомические образования, участвующие в формировании иммунной готовности организма нейтрализовать чужеродные структуры и вещества.
Костный мозг, тимус, селезенка, лимфоузлы, пейеровы бляшки кишечника, миндалины и червеобразный отросток являются образованиями, в которых непрерывно образуются и созревают клетки, способные осуществлять «иммунный надзор» в человеческом теле. Эти иммунные органы и ткани непрерывно обмениваются между собой метками и молекулами, создавая достаточный уровень антител в каждой ткани. Активность органов иммунной системы регулируется автономной нервной системой и гуморальными веществами.
Постоянное воздействие антигенов поддерживает активность органов иммунной системы — костного мозга, тимуса, пейеровых бляшек кишечника, миндалин, селезенки, лимфоузлов. . Клетки этих органов синтезируют антитела к соответствующим антигенам и населяют ими жидкости тела — кровь, слизь, пот, секреты.
Костный мозг — центральный (первичный) орган кроветворной ткани, называемой миелоидной (греч. mielos — мозг, оidеоs — похожий).
Подобно другим клеткам организма, клетки крови — эритроциты, лейкоциты и тромбоциты — становятся зрелыми после приобретения иммунологических рецепторовмбранах, характеризующих сходство (происхождение) клетки с другими аналогичными клетками. Иммунологическую компетентность клетки крови приобретают либо в костном мозге (эритроциты), либо в других иммунных органах (в лимфатической ткани миндалин глотки и пейеровых бляшек кишечника «созревают» В-лимфоциты с большим, в 100-200 раз превосходящим таковое у Т -лимфоцитов, количеством микроворсин на поверхности, в тимусе — Т-лимфоциты).
Кровоток в костном мозге уменьшается почти в 2 раза при стрессе и возрастает до 8-ми кратных объемов при успокоении.
Вилочковая железа (thymus, зобная железа) — центральный орган другой разновидности кроветворной ткани — лимфоидной. Железа располагается за грудиной в верхнем средостении и покрыта соединительнотканной капсулой.
После наступления половой зрелости соответствует периодам активного участия тимуса в формировании иммунитета.
Лимфоидная ткань тимуса представлена эпителиальными, фиксированными на мембранах кровеносных соcудов, контактирующими между собой клетками и большим количеством лимфоцитов различной формы.
Тимус выполняет роль эндокринной железы (его эпителиальные клетки выделяют в кровь тимозин) и иммунопродуцирующего органа, осуществляющего образование Т-лимфоцитов (тимус-зависимых).
Созревание Т-лимфоцитов в тимусе осуществляется за счет деления лимфоцитов, имеющих рецепторы к тем чужеродным антигенам с которыми организм встречался в детстве. Образование Т-лимфоцитов происходит независимо от содержания антигенов и количества Т- лимфоцитов в крови (вследствие непроницаемости гистогематического барьера тимуса) и определяется генетическими механизмами и возрастом.
Стрессорные воздействия (психоэмоциональное напряжение, тепло, холод, голодание, кровопотеря, сильная физическая нагрузка) подавляют образование Т-лимфоцитов. .
Селезенка (lien) — паренхиматозный вторичный лимфоидный орган массой 140-200 г, расположенный в левом подреберье и покрытый соединительнотканной оболочкой и брюшиной. Иннервируется селезенка блуждающим и чревным (смешанным симпатическим) нервами. Вторичным лимфоидным органом селезенка названа потому, что основная часть делящихся в ее строме клеток поступает из костного мозга.
Лимфоузлы (nodi lymphatici) — мелкие (диаметром 0,5-1 см), сильно меняющиеся по величине периферические органы иммунной системы. У взрослого человека имеется около 460 лимфоузлов, общая масса которых составляет примерно 1% веса тела. Лимфоузлы важнейших областей тела имеют иннервацию.
Лимфоузел построен так, чтобы создать большую поверхность обмена лимфы и протекающей через капилляры лимфоузла крови. Лимфоузел является местом иммунизации лимфоцитов и образования антител, фильтром мелких частиц и чужеродных клеток.
Лимфоузлы каждой области человеческого тела имеют собственный набор антител, поскольку поступающие с лимфой антитела каждой области специфичны.
Пейеровы бляшки — лимфоидная ткань стенки тонкого кишечника, где образуются В- лимфоциты.
Миндалины (tonsilae) скопления лимфоидной ткани в слизистой оболочке рта, носа и глотки. Миндалины построены так, что их складчатая поверхность слизистого эпителия задерживает попадающие в начальные отделы дыхательных и пищеварительных путей мелкие частицы и микроорганизмы, связывает их и лизирует с помощью внутриклеточных ферментов. Лимфоидная ткань миндалин аналогична таковой лимфоузла. Лимфатических сосудов в миндалинах нет.
Червеобразный отросток (арреndiх) также относят к периферическим иммунным органам («кишечная миндалина»). Объем лимфоидной ткани отростка сильно меняется под влиянием изменений деятельности начального отдела толстого кишечника (образование твердого кала, изменение перистальтики, др.). Изменения лимфоидной ткани червеобразного отростка чаще наблюдаются у лиц мужского пола.
4.
Клеточные и гуморальные показатели
Клеточными компонентами иммунитета являются прежде всего лимфоциты, циркулирующие с током крови по всем органам и выполняющие главную роль «иммунного надзора» (патрулирования).
Лимфоциты, т.е. такие лейкоциты, у которых в цитоплазме нет гранул пероксидаз (ферментов, катализирующих окислительно- восстановительные реакции с участием перекисей), обладают способностью отличать в организме «чужие», т.е. необычного происхождения, крупные молекулы благодаря имеющимся на их мембранах рецепторам-антителам. Лимфоциты синтезируют антитела, лизируют чужеродные клетки, в том числе обеспечивают отторжение трансплантанта, иммунную память (способность отвечать усиленной реакцией на повторную встречу с антигеном) и др.
По месту созревания, составу органелл, размерам, рецепторам и функциям различают 3 основные группы лимфоцитов: 0-, В- и Т- лимфоциты.
0-лимфоциты — это некоммитированные клетки, образовавшиеся в костном мозге из стволовых клеток. Попадающие с током крови в тимус предшественники лимфоцитов за счет изменения антигенных свойств мембран становятся линейно-ограниченнными, т.е. способными при делении образовывать только Т-лимфоциты. Вероятно, что В-лимфоциты приобретают иные свойства в том числе антигенные при попадании в пейеровы бляшки кишечника.
Т- лимфоциты выполняют разные функции. Образуют плазматические клетки, блокируют чрезмерные реакции, поддерживая постоянство разных форм лейкоцитов, выделяя лимфокины, активируя лизосомальные ферменты и ферменты макрофагов, разрушают антигены.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет путем выработки антител. При встрече с антигеном они мигрируют в костный мозг, селезенку, лимфатические узлы, где делятся и трансформируются в плазматические клетки. Последние и являются продуцентами антител — иммуноглобулинов.
Другой группой лимфоидных клеток иммунной системы являются макрофаги. Они различны по строению, находятся в жидкостях и тканях, фагоцитируют антитела, активируют лимфоциты и участвуют в образовании антител.
5.
Иммунный ответ — последовательно развертывающаяся многоуровневая реакция антител и иммунных органов на антиген, сопровождающаяся гемодинамическими сдвигами.
Опознание и связывание чужеродных молекул и клеток происходит при контакте их с другой группой молекул. Это взаимодействие в отличие от химической реакции называют иммунным ответом.
Удаление или переход в неактивное состояние иммунокомпетентных клеток (Т-, В-лимфоцитов, макрофагов, плазматических клеток) является сигналом стимуляции центральных органов иммунитета — костного мозга и тимуса.
В целом иммунный ответ — это поэтапная каскадная реакция готовых АТ и последующее вовлечение периферических и центральных иммунных органов в активность. Иммунный ответ включает также гемодинамические изменения кровотока в области попадания «чужих» АГ. В упрощенном виде иммунный ответ можно представить в виде определенной последовательности развертывающихся процессов.
Узнавание антигена антителом происходит при контакте рецепторов двух структур. Если АГ и АТ совместимы, то они объединяются. Контакт АГ с АТ чаще происходит в жидкостях, поскольку при этом те и другие молекулы получают более высокую вероятность встречи.. Основным условием узнавания является сходство (совместимость) рецепторных поверхностей АГ и АТ.
Для узнавания («обшаривания» окружающего пространства вместо «оглядывания») нужно много времени и большое количество молекул АТ и АГ. Кроме того, есть возможность группового узнавания и изменения узнавания под влиянием различных веществ. Поэтому скорее всего в естественных условиях существуют и другие механизмы этих процессов. Узнавание инородных частиц фагоцитом облегчается в присутствии компонентов сыворотки крови (опсонины, альбумины, С-реактивный белок).
Первым этапом иммунного ответа является реакция связывания АГ антителом. Организм имеет готовый набор сформированных в предшествующих поколениях нормальных антител — естественный гуморальный иммунитет. «Привычные » АГ, попадая в те или иные жидкости организма, непрерывно связываются естественными АТ.
Связывание осуществляется за счет гидрофобного соединения активных центров АТ и АГ, соответствующих друг другу: специфичность АГ-АТ реакции).
Эти процессы осуществляются с затратой энергии, метаболизм макрофага резко повышается (наблюдается «метаболический или дыхательный взрыв»). Основным источником энергии служит АТФ.
Фагоцитоз приводит к усилению и видоизменению иммуного ответа. Выделение фагоцитирующими клетками различных веществ, осуществляющих передачу иммунологической сигнализации (медиаторов иммунного ответа).
Иммунологическая память выражается в конечном итоге в увеличении содержания Т- и В-лимфоцитов, несущих рецепторы к АГ и переходящих в покоящееся состояние после 2-3 делений, вызванных АГ.
Первичный иммунный ответ — наработка АТ и последующее связывание АГ с АТ- как реакция на первую встречу с новым АГ. Во внеутробной жизни человека непрерывно происходят реакции готовых антител с АГ — вторичный иммунный ответ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели сложную и индивидуально целесообразно устроенную систему защитных реакций организма. Одной из важнейших проблем современной биологии является вопрос о том, как и из чего она могла возникнуть в процессе эволюции. Подходы к этой проблеме лишь только намечаются.
Ясно, что защиту организма от внешней и внутренней биологической агрессии иммунная система обеспечивает путем двух основных механизмов — распознавания и разрушения чужеродных молекул и клеток. Это достигается благодаря слаженной работе иммуноцитов различного функционального предназначения. Основным молекулярным инструментом для реализации иммунного ответа служат антитела и поверхностные рецепторы. Причем те и другие могут выполнять как функцию распознавания, так и функцию разрушения чужеродных тел. Межклеточная связь между иммуноцитами выполняют интерлейкины, интерфероны и другие медиаторы. Нарушение этих механизмов приводит к различным формам иммунопатологии, опасной для здоровья и жизни
Список литературы
Ю.В. Урываев. Физиологические основы гомеостаза. Москва, 1995.
Г.В. Гущин, Е.Э. Яковлева. Нейрогуморальная регуляция иммунного гомеостаза. Ленинград: Наука, 1986.
Е.А. Зотиков. Антигенная система человека и гомеостаз. Москва: Медицина, 1982.