Задачи по иммунитет у
Задача 1. Больной Л., 56 лет, обратился в клинику с жалобами на сухой кашель, общее недомогание, быструю утомляемость при физической нагрузке. Нередко замечал в скудной мокроте прожилки крови, похудел. Снижение массы тела связывает с частыми обострениями бронхита. Месяц назад лечился по поводу кандидоза слизистой оболочки полости рта. В течение последних 6 месяцев беспокоят частые диспепсические расстройства. При рентгеноскопии в прикорневой зоне левого легкого обнаружена тень неправильной формы. При бронхоскопии левый нижнедолевой бронх сужен и в его просвете видна опухоль, кровоточащая при касании. Томография легкого подтвердила наличие опухоли в области корня легкого. Метастазов в лимфоузлах средостения не обнаружено. В крови эритроцитов 3,3 х 1012/л, лейкоцитов 2,7X 109/л, тромбоцитов 90х109/л, снижено содержание IgG, IgM.
- 1. Охарактеризуйте иммунологический статус больного.
- 2. Какие синдромы могут подтвердить этот статус у больного?
- 3. С чем связано нарушение иммунологического статуса у больного?
- 4. Чем обусловлены диспептические расстройства у больного?
Эталоны ответа
1. Вторичный иммунодефицит, возникший в рамках паранеопластического синдрома (часто сопутствует злокачественной опухоли).
- 2. Иммунологическую недостаточность подтверждают следующие синдромы: синдром инфекционных осложнений (бактериальные и грибковые инфекции), синдром желудочно-кишечных расстройств (диспепсические расстройства), гематологический синдром (анемия, лейкопения, тромбоцитопения).
- 3. С иммуносупрессивным действием опухоли, отрицательным азотистым балансом в рамках паранеопластического процесса, диспептическими расстройствами (синдром мальабсорбции).
- 4. Снижение уровня IgM и, возможно, IgA как средства защиты от кишечной инфекции приводит к активации патогенной и условно патогенной кишечной микрофлоры.
Задача 2. Родители 5-летнего Коли обеспокоены частыми инфекционными заболеваниями в виде отита, синусита, пневмонии средней степени тяжести с того времени, как он был переведена на искусственное вскармливание (в возрасте 8 месяцев). При лабораторном исследовании крови выявлена нейтропения с ядерным сдвигом нейтрофилов вправо (2,6х109/л). Клинико-иммунологическими исследованиями выявлено в сыворотке крови многократное уменьшение содержания IgA, IgM и IgG, а также значительное снижение количества В-лимфоцитов. Рентгенологически отмечалась гипоплазия лимфоидной ткани. Кроме того, в биоптате лимфоузлов и костного мозга отсутствовали плазмоциты.
- 1. О какой патологии можно предполагать?
- 2. По какому типу наследуются это заболевания?
- 3. Почему мальчик не болел в течение первых 8 месяцев жизни?
- 4. Как лечат данное заболевание?
Эталоны ответа
- 1. Наследственный иммунодефицит с преимущественным поражением В-системы. Это подтверждают частые инфекционные заболевания, отсутствие фракции у-глобулинов в протеинограмме, снижение уровня IgA, IgM и IgG, лейкопения и снижение количества В-лимфоцитов в крови, отсутствие плазмоцитов в биоптате лимфоузлов и костного мозга.
- 2. Аутосомно-рецессивному, сцеплено с Х-хромосомой, поэтому болеют только мальчики.
- 3. Это связано с присутствием в крови ребенка противоинфекционных антител, получаемых с материнским молоком.
- 4. Лечение — заместительная терапия у-глобулином, плазмой, у-глобулин необходимо вводить в течение всей жизни. В периоды обострения инфекционных заболеваний следует применять антибиотики.
Задача 3. Родители двухлетнего Саши Н. обратились в клинику для обследования: в возрасте 1 года был диагностирован порок развития аорты, часто болеет. Из анамнеза жизни известно, что у ребенка отит, частые бронхиты, пневмонии, энтероколит. С первых дней жизни периодически возникают судороги. Недавно лечили по поводу кандидамикоза. Объективно: пониженное питание, низко расположенные ушные раковины, широкая переносица, косой разрез глаз, микрогнатия и незаращение твердого и мягкого неба. При обследовании выявлена аплазия тимуса, в крови снижено содержание Т-лимфоцитов, лимфо- цитопения, гипокальциемия.
- 1. Какое заболевание можно предполагать?
- 2. Каковы причина и механизмы развития данного заболевания?
- 3. Какой иммунодефицит имеет место у ребенка?
- 4. Какие иммунотропные препараты желательно назначить ребенку?
Задача 4. В ожоговое отделение поступил В., 45 лет, с термическими ожогами нижних конечностей и живота II—III степени площадью 48% в состоянии ожогового шока. Больной заторможен, дыхание частое поверхностное с участием вспомогательной мускулатуры, АД 75/50 мм рт. ст., ЧСС —135 мин1. На электрокардиограмме одиночные и групповые экстрасистолы, депрессия сегмента ST, инверсия зубца Т. Объем циркулирующей крови уменьшен на 30%, показатель гематокрита возрос до 0,57 л/л. В крови увеличено содержание лейкоцитов за счет нейтрофилов, уменьшено содержание Т-лимфоцитов и иммуноглобулинов G и М.
- 1. Какой вид иммунодефицита имеет место у больного?
- 2. Какие факторы обусловливают нарушение функций иммунной системы?
- 3. Чем объясняется повышенная чувствительность пациента к бактериальным инфекциями?
- 4. За счет чего может снижаться интенсивность фагоцитоза?
- 5. Каков механизм формирования первоначально вторичного В-клеточного, а позднее Т-клеточного иммунодефицита?
- 6. Как лечить такого больного?
Что обычный человек понимает под иммунитетом? Конечно, способность нашего организма защищаться от разнообразных вирусов и микробов. Ответ правильный, но неполный. Функции иммунитета не ограничиваются одной лишь защитой, они гораздо шире и разнообразнее, чем думает большинство из нас. Специальная наука иммунология изучает все возможности иммунитета и его влияние на работу организма. Углубляться в дебри специфических терминов мы не будем, а просто попробуем разобраться в основах работы этой сложнейшей системы, и выясним ее главные задачи.
Поразительно, но современная медицина до сих пор не может дать четкого определения болезни. Ученые медики изучают то, чему не могут дать внятного названия.
Сегодня болезнями называют две группы явлений:
- Нарушения и сбои в организме, вызванные воздействием патогенных бактерий и вирусов.
- Реакция организма на разрушительное воздействие этих бактерий и вирусов, т.е. реакция иммунитета.
Но, в практической медицине подобное разделение отсутствует и поэтому нас лечат как от реальных заболеваний, так и от борьбы иммунитета с ними.
Наш иммунитет мгновенно реагирует на любую угрозу, появляющуюся в его поле зрения, и это естественно. Мы начинаем ощущать боль, недомогание, у нас повышается температура и начинаются слизистые выделения из глаз и носа. Организм вступает в схватку с непрошенным «гостем» и пытается его устранить. Если это получается, его остатки выводятся выделительными системами, а если нет – проблема откладывается и «консервируется» до лучших времен. Именно таким образом возникают различные анаэробные зоны, возникают хронические заболевания, воспаления, родинки и кисты.
Действие современных лекарств направлено не на причину возникновения болезни, а на подавление, возникающих в ходе борьбы с ней, симптомов. То есть они борются не с причинами насморка, кашля, повышенной температуры, а с симптомами – внешними проявлениями. В результате подобного «лечения», запутавшийся организм перестает реагировать на исходные проблемы, и они постепенно накапливаются в нем. С самого детства у ребенка развивается искусственная «слепота» иммунитета, благодаря тому, что родители залечивают у него даже самые незначительные недомогания. Так убивается способность к сопротивлению болезням.
Человеческий организм в состоянии справиться с любой напастью, если вовремя разглядит ее и распознает в ней угрозу! Именно иммунитет способен вовремя отличить чужие микроорганизмы от своих, и дать команду на устранение нежданных пришельцев. Реакция организма будет незамедлительной – он устранит проблему, если мы не помешаем этому.
Клетки тканей нашего тела постоянно размножаются и умирают, а организм должен вовремя отслеживать полезность каждой клетки и принимать решение об ее дальнейшей судьбе. Для подобного контроля и существует иммунитет, который выявляет «неугодные» клетки и запускает механизмы их самоуничтожения – апоптоза. Подобные действия необходимы для поддержания чистоты и порядка всей внутренней системы.
Критерием выявления «своих» или «чужих» клеток служит определение количества приносимого ими вреда или пользы. Для подобной диагностики требуется затрачивать дополнительную энергию и поэтому наиболее эффективно «вредные» клетки выявляются в экстремальных условиях – тогда, когда появляется необходимость в сбросе балласта.
- В режиме отсутствия или дефицита питательных веществ, например, при голодании.
- В режиме переедания – избытка полезных веществ, гипервитаминозе.
- В режиме физической аномалии: резкого повышения активности или, наоборот, длительного ее отсутствия.
- В стрессовых климатических или атмосферных ситуациях (перепады температур, давления и т.д.).
- В случае резких эмоциональных встрясок (как положительных, так и отрицательных).
Каждый из режимов дает разные диагностические результаты. Укрепляют иммунитет такие активные из них, как голодание и физическая активность. Находясь именно в этих режимах, иммунитет максимально «раскрывает глаза» на скрытые ранее проблемы, и дает невероятную энергию для их ликвидации в кратчайшие сроки.
Нахождение в режиме высокой активности заставляет выбирать лучшее из имеющегося и тратить силы исключительно на размножение. Происходит своеобразный естественный отбор во внутренних системах.
Пассивные режимы приводят к обратным процессам. Нуждающиеся в кислороде клетки, будут выбракованы в режимах переедания и гиподинамии, отличающихся недостатком его движения. Итогом такой «обратной эволюции» будет развитие анаэробного состояния, «царства» болезней, господства паразитов и патологичных бактерий.
Особенно активно иммунитет растет на голодании. В результате большого количества экспериментов на животных, была выявлена удивительная стойкость экспериментальной группы к действию огромного количества болезнетворных бактерий. Дозы, смертельные для животных в обычном состоянии, не наносили животным никакого вреда во время голода. Так что, возникновение заболевания во время голода, чрезвычайно редкое явление как у людей, так и у животных.
Выявивший проблему иммунитет, начинает работу по созданию в организме таких условий, которые максимально помогают «своим», и способствуют уничтожению «чужих» бактерий. То есть, пока наш организм в состоянии «видеть» и выявлять врагов – шансы у заболевания минимальны.
Иммунитет можно назвать и главной силой, управляющей нашими внутренними микроорганизмами. Именно от него зависит состав и количество элементов микрофлоры организма, и он отвечает за ее качество. Эта функция иммунитета часто упускается из вида, хотя и является одной из самых важных.
Иммунитет с микрофлорой взаимодействует в двух направлениях:
- С одной стороны, микрофлора формируется под влиянием работы иммунитета.
- С другой стороны, качество и уровень иммунитета зависит от населяющих нас микроорганизмов.
Подобная гармония человека с микробиотой ЖКТ, приводит к образованию биоценоза, способного достойно сопротивляться любым внешним вмешательствам. Таким образом, уровень иммунитета сказывается на составе и качестве микрофлоры, и наоборот. Влияя на один из этих элементов, мы вольно или невольно изменяем и другой.
Микрофлора, являющаяся видовой для человека, основывается на кишечной палочке – бактерии противостоящей многим болезнетворам. Для того чтобы она преобладала в нашем организме и защищала его, питание должно включать максимум сырых фруктов и овощей.
Смешанные продукты, да еще и подвергшиеся термообработке, приводят иммунитет в шоковое состояние. Большой поток обработанной пищи выводит из строя его способность к выявлению «своих» и «чужих». Поступление же жареной пищи и вовсе сродни потреблению чистых токсинов – организм реагирует на нее выбросом лейкоцитов, которые набивают ворсинки желудка и кишечника.
Практикуя голодание, или переходя на моносыроедение нужно быть готовым к тому, что при включении иммунитета и наличия большого количества «лишних» веществ в организме, может наступить сильный криз – иммунный удар по проблемным местам.
Удивительно, но иммунитет препятствует употреблению человеком современных продуктов. Если бы ему дали нормально функционировать, люди бы сегодня употребляли бы лишь видовую еду. Вероятно, именно поэтому современная пищевая и фармацевтическая промышленность стараются «убить» его всеми возможными способами.
Человек, питающийся исключительно видовыми продуктами, ядовит для патогенных бактерий! Даже врачам известны опыты по высадке микробов поочередно в слезы и носовую слизистую здорового человека, а затем больного. В первом случае микроорганизмы погибали, во втором – активно размножались.
К сожалению, иммунитет не действует на паразитов, которые наловчились обманывать иммунные сканеры. Так что в этом случае помогут лишь противопаразитные сборы, которые не только выгоняют этих тварей, но и делают их «видимыми» для иммунитета. А как только он заметит чужаков – их участь предрешена.
Итоги
Организм начинает решать проблему лишь после того, как он ее увидит.
После обнаружения заболевания он реагирует моментально, выдавая неприятную реакцию, часто принимаемую за болезнь. Именно по этой причине на голоде, при переходе на сыроедение, и активных занятиях спортом – возможны временные недомогания, сигнализирующие о ведении исцеляющих работ.
Иммунитет призван быть надежным стражем нашего здоровья. Если он ослаблен, не работает, или работает не эффективно – вините самостоятельное или назначенное медикаментозное лечение. Оно «залечивает» иммунитет до смерти. Конечно, большинство медиков знает о том, как важно организму дать самому справляться с возникающими проблемами, однако, они не хотят рисковать, так как не умеют обеспечить гармонию всех компонентов здоровья.
Главное: если иммунитет работает правильно и на полную мощность, никакие противоестественные процессы в организме не будут развиваться!
Ну и в самом конце, о силе духа. Это понятие трудно поддается и описанию, и объяснению, и анализу, но оно существует и оказывает огромное влияние на иммунитет. Если человеку по силам совладать с жизненными невзгодами – он однозначно сможет совладать и с болезнями. А приятным бонусом к этому станет крепкий иммунитет.
Тема: Иммунитет – 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
1.Антитела выделяют:
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
16. Вакцина это:
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
1. Естественный
2. Искусственный
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.