Задания иммунитет 8 класс
Тема: Иммунитет – 8 класс
Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.
1.Антитела выделяют:
А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты
2. Укажите виды иммунитета:
А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,
в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный
3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:
А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный
4. Искусственный иммунитет делится на:
А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,
в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный
5. Первую прививку от оспы сделал:
А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов
6. Антитела представляют собой белки:
А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены
7. Естественный иммунитет может быть:
А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,
в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный
8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:
А) неправильное питание, закаливание,
Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,
В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,
Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем
9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:
А) сыворотка, вакцинация, прививка
Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
В) вакцинация, анабиоз, сыворотка
Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация
10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:
А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация
Б) сыворотка, вакцинация, прививка
В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком
Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком
11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:
А) иммунитет: врожденный и приобретенный
Б) иммунитет: естественный и приобретенный
В) иммунитет: врожденный и наследственный
Г) иммунитет: врожденный и генетический
12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:
А) иммунитет: вакцинация и приобретенный
Б) иммунитет: врожденный и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация и сыворотка
Г) иммунитет: врожденный и наследственный
13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:
А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)
Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный
В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)
Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)
14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:
А) медицинское обследование, вакцинация, спорт
Б) закаливание, введение сыворотки, диета
В) диета, закаливание, медицинские процедуры
Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом
15. Сыворотка представляет собой:
А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы
16. Вакцина это:
А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,
в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного
17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
1. Естественный
2. Искусственный
Б) Появляется после вакцинации
В) Приобретается после перенесенного заболевания
Г) Передается от родителей своим детям
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки
Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов
18. Выберите правильные высказывания.
1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.
2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.
3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.
4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.
5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.
6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.
7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.
8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.
9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.
10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.
Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс
1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,
17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.
18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.
Открытый урок
по биологии в 8б классе
Учитель: Хачева Ирина Викторовна
2011-2012 учебный год
МБОУ лицей №4
Тема урока: «Иммунитет»
Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний об иммунитете
Задачи:
- повторить материал о внутренней среде;
- подчеркнуть защитную роль крови;
- дать определение иммунитета;
- разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;
- показать роль антител в обезвреживании антигенов;
- рассказать об открытиях Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И.Мечникова, П.Эрлиха;
- определить виды иммунитета.
Оборудование: таблица «Лимфатическая система», мультимедийная установка, программа интерактивной доски «Человек-8», CD-диск с презентацией к уроку, биологическое лото (Приложение1), карточки с терминами, листы с заданием-лабиринтом (Приложение 2).
Ход урока.
Актуализация и целеполагание.
Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомимся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.
Проверка знаний.
Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материл.
1. Опрос 4 учащихся у доски:
— используя карточки с надписями: красный костный мозг, 1мм3 – 5 млн., двояковогнутый диск, гемоглобин, 120 дней, печень, селезенка, рассказать о строении и значении эритроцитов;
— используя карточки с терминами: тромбоциты, соли Са , витамин К, ферменты, фибриноген, фибрин, рассказать о механизме и значении свертывания
— используя слайды 2, 3, 4 презентации, рассказать о лейкоцитах, фагоцитах и фагоцитозе.
— используя слайд 5 презентации, рассказать о лимфоцитах.
2. Пока учащиеся готовятся к ответу у доски, остальные работают над заданиями биологического лото по вариантам:
среди предложенных карточек, найти ответы к своим вопросам (Приложение 1)
Ответы записываются на листочек и сдаются. После устного опроса у доски открываются правильные ответы, карточки-лото убираются в сторону.
Изучение нового материла.
1. Определение иммунитета. ( Объяснение учителя).
Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом (слайд 6). Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:
« Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».
Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию 2. Иммунная система. ( Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).
В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система (слайд 7). К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены. Слайд 8.
Выполнение учащимися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».
3. Клеточный и гуморальный иммунитеты. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной тетрадью №1).
Различают клеточный и гуморальный иммунитет.
Задания:
- найти в тексте стр. 74 характеристику этих видов иммунитета, выявить основные различия в способе уничтожения чужеродного;
- выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.
Иммунитет может быть видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания ( приобретенный иммунитет).
Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).
4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).
Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.
Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера (слайд 9).
Сообщение: в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме (слайд 10). Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» — «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.
Сообщение: с именем Луи Пастера (слайд 11) связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.
5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).
Иммунитет делится на:
- естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)
- искусственный ( полученный путем использования медицинских средств)
Естественный пассивный (слайд 12): ребенок получает антитела от матери с грудным молоком.
Естественный активный (слайд 13 ): вырабатывается после перенесения болезни.
Искусственный активный (слайд 14): вырабатывается после введения вакцины.
Искусственный пассивный (слайд 15 ): человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.
Задание: используя текст стр.75, узнать, как получают противодифтерийную сыворотку.
Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?
Задание: прочитайте материал на стр.76 о столбняке.
Вопросы: — чем опасны травмы, полученные в сельской местности?
— как действует противостолбнячная сыворотка?
Закрепление материала
1. Решение логических задач.
- В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микробы.
- Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.
2. Задание «Пройди лабиринт» (Приложение 2).
Подведение итогов.
Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.
Домашнее задание.
Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.
Используемая учебная литература.
1. Учебник «Биология. Человек». Авторы: А.Г.Драгомиов, Р.Д. Маш. Москва,издательство «Вентана-Граф», 2009.
2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Биология. Человек». Авторы: Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2009.
3. Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» под редакцией Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилова. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2008.
Урок биологии по теме «Иммунитет», 8 класс
Цель урока: сформировать представление об иммунитете как защитном механизме организма человека.
Задачи:
— подчеркнуть защитную роль крови и значение постоянства внутренней среды;
— дать определение иммунитета, показать органы иммунной системы, познакомить с видами иммунитета;
— показать роль антител в обезвреживании антигенов, рассказать об открытии Луи Пастера;
— развивать навыки самостоятельного формирования выводов, определений;
— воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, гражданственность, умения оценивать самого себя.
Средства обучения: дидактический материал, инструктивная карта, портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: (активизирует познавательный интерес к теме) Слайд №1
Сегодня мы займёмся изучением очень важной для здоровья человека темы – «Иммунитет». Эта тема действительно важна, т.к. каждый человек, зная определённые правила и владея нужной информацией о своём иммунитете, может уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм.
3
Входят два мальчика
Учитель: Почему вы опоздали на урок? И отчего у вас такие испуганные лица? Что-то случилось?
(ребята отвечают)
1-й мальчик: Дима почувствовал себя плохо, и мы пошли к врачу. У нас взяли анализ крови и сказали, что у нас ослабленный иммунитет.
2-й мальчик: И нам обидно, почему у Вани с иммунитетом всё в порядке, хотя он ниже нас ростом и худее?
Учитель: Я думаю, мы вместе сможем разобраться с вашей проблемой и даже укрепить ваш иммунитет. Но для этого надо выяснить, что это такое. Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну «ИММУНИТЕТ».
Слайд №2
Однако пропуск мы туда получим, если ответим на следующие вопросы:
(Фронтальный опрос класса)
- Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)
- К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)
- Из чего состоит плазма крови? ( соли, вода, белки, CO2, C6H12,O6 и другие питательные вещества)
- Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)
- Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)
Выполнение теста (Инструктивная карта. Приложение 1)
(после выполнения теста учащиеся меняются листами , сверяют ответы на экране СЛАЙД №3 и оценивают товарища)
5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
Менее 3 – «2»
4
III. Изучение нового материала
Учитель: Вы прекрасно справились с заданием. Поэтому каждый получает доступ к секретным защитным системам организма.
Давайте вспомним, какие клетки крови являются защитниками нашего организма.
(Учащиеся отвечают)
Лейкоциты – основные защитники организма.
Вспомним характеристику лейкоцитов (Слайды №4,5 ).
Существует несколько разновидностей лейкоцитов: учащиеся записывают в тетрадь.
Моноциты (фагоциты, способны мигрировать сквозь стенки капилляров).
Лимфоциты (образуются в тимусе – вилочковой железе и лимфоидной ткани из клеток костного мозга, малоподвижны, могут образовывать антитела – специальные белки).
Базофилы, нейтрофилы, эозинофилы (содержат цитоплазматические гранулы, окрашивающиеся спец. красителями в разные цвета).
Учитель:
Исследование иммунитета
началось с открытия лейкоцитов, пожирающих микробы и другие опасные частицы. Это явление было открыто И.И. Мечниковым, и назвал его Фагоцитозом, а данные лейкоциты – фагоциты.
Слайды №6,7
Историческая справка (Слайд №8 )
5
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования
заболеваний.
В VII веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. Бактерия чумная палочка поражает лёгкие и др. органы.
Не менее опасной была и оспа, от неё погибло ещё больше людей.
В XVIII веке в Западной Европе от оспы ежегодно умирало не менее 400 тыс. человек.
XIX век – эпидемия холеры (желудочно-кишечные расстройства).
Учитель: Ребята, давайте, с вами определим понятие «иммунитет», и выясним, какие органы относятся к иммунной системе.
(Самостоятельная работа учащихся с учебником, стр. 73)
Слайды №9,10 (определение и схему записать в тетрадь)
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел, сохраняя постоянство внутренней среды.
К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус) и лимфатические узлы.
Виды иммунитета – учащиеся смотрят на слайд и рисуют схему в тетрадь. Слайд №11
(Определения в инструктивной карте)
Вакцина – убитые или ослабленные микроорганизмы.
Лечебная сыворотка – готовые антитела (из плазмы крови переболевших животных).
6
ФИЗМИНУТКА
Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать.
Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево.
Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону.
ДЕЙСТВИЯ:
Заниматься спортом;
Употреблять спиртное;
Дышать свежим воздухом;
Дуться на окружающих;
Просыпаться с улыбкой;
Переедать;
Как можно больше ходить;
Курить;
Чаще смеяться.
Учитель:
Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».
7
Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.
Сообщение – об открытии вакцин (выступление учащегося).
14 мая 1796 года английский врач Э.Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Предложенный им метод лечения путём инъекций слабых микроорганизмов получил название вакцинации (от лат. «вакка» — корова) и благодаря ему с 1979 года в мире не зарегистрировано ни одного случая заболевания оспой.
В охоте за микробами принял участие и Луи Пастер. Он сначала безуспешно искал какую-либо неопасно протекающую разновидность сибирской язвы, чтобы, как и Дженнер привить ослабленных возбудителей. Но поиски оказались безуспешными. И тут ему на помощь пришёл счастливый случай. Пастер выращивал бацилл сибирской язвы (бактерий) в инкубаторе, в котором поддерживалась температура животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись, хотя они не погибли, но были повреждены и заболевания уже не вызывали. Пастер заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных, у которых после этого выработался иммунитет против сибирской язвы.
6 июля 1885 года Луи Пастер привил вакциной против бешенства мальчика, искусанного бешеной собакой. Этот человек первым получил 13 инъекций вакцины и выжил.
Если иммунитет недостаточен, человек постоянно болеет, вынужден принимать лекарства, последствия – аллергия.
8
Инфекционные заболевания (Слайд № 12)
Возбудители: вирусы, микробы, грибки и т.д. (при температуре -40 сохраняются годами); заразны, быстро распространяются.
Частые инфекционные заболевания: ОРЗ, грипп, корь, коклюш, ветряная оспа, свинка (подчёркнуты «детские болезни» — против них вырабатывается стойкий иммунитет), стобняк, СПИД, сифилис.
Кроме вирусов и микробов наш организм могут ослаблять и другие вещества: алкоголь, лекарственные препараты, курение, наркотики) Слайд № 13
Человек может и должен защищаться от болезнетворных микробов. В настоящее время в медицине существует целый арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями. Но каковы бы ни были эти средства, устойчивость организма к возбудителям инфекций, и её необходимо всячески повышать.
Слайд № 14 (статистика)
Учащиеся высказываются о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
Слайд № 15 («Рецепт» укрепления иммунитета)
Главная профилактическая мера – это здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.
IV. Закрепление:
Выполнение итогового теста (Приложение 2)
9
V. Рефлексия:
Продолжить фразу. (Инструктивная карта. Приложение 1)
VI. Д/з: изучить §15, выучить все определения, ответить на вопросы после параграфа. Слайд №16
Оценки за урок
Слайд №17
10
Список использованных ресурсов
- Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007
- Биология: Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Драгомилова, Р.Д. Маша/ авт.-сост. О.Л. Ващенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы.- М.: ВАКО, 2009.
- Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. — М.: Дрофа, 2004.
- https://festival.1september.ru
11