Заполните схему виды иммунитета
Иммунитет — (лат. immunitas — освобождение) — защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.
Иммунология — наука, изучающая иммунитет.
Иммунный ответ — это реакция организма на внедрение чужеродных агентов.
Антиген — любое чужеродное вещество или организм.
Антитело — вещество организма, распознающее антигены.
Антитела (иммуноглобулины) — особый класс гликопротеинов, присутствующих на поверхности B-лимфоцитов в виде рецепторов (рис. 1). Реагируя на присутствие антигена, они отделяются от мембраны В-лимфоцита и присутствуют в сыворотке крови и тканевой жидкости в виде растворимых молекул (антител). Антитела способны избирательно связываться с конкретными видами чужеродных молекул, которые в связи с этим называют антигенами.
Рис. 1. В-лимфоцит с мембрансвязанными рецепторами
Антитела используются иммунной системой для идентификации и нейтрализации чужеродных объектов — например, бактерий и вирусов.
Антигены, как правило, являются белками или полисахаридами и представляют собой части бактериальных клеток, вирусов и других микроорганизмов.
К антигенам немикробного происхождения относятся белки пыльцы растений, яичный белок и белки трансплантатов тканей и органов, а также поверхностные белки клеток крови при переливании крови.
Аллергены — это антигены, вызывающие аллергические реакции.
История изучения иммунитета
Фундамент иммунологии был заложен изобретением микроскопа, благодаря чему удалось обнаружить первую группу микроорганизмов — болезнетворные бактерии.
В конце XVIII в. английский сельский врач Эдвард Дженнер сообщил о первой удачной попытке предотвратить заболевание посредством иммунизации. Его подход вырос из наблюдений за одним интересным явлением: доярки часто заражались коровьей оспой и впоследствии не болели натуральной оспой. Дженнер ввёл маленькому мальчику гной, взятый из пустулы (нарыва) коровьей оспы, и убедился в том, что мальчик оказался иммунным к натуральной оспе.
Работа Дженнера дала начало изучению теории микробного происхождения заболеваний в XIX в. Пастером во Франции и Кохом в Германии. Они отыскали антибактериальные факторы в крови животных, иммунизированных микробными клетками.
Луи Пастер успешно выращивал различные микробы в лабораторных условиях. Как часто бывает в науке, открытие было сделано случайно при культивировании возбудителей холеры кур. Во время работы одна из чашек с микробами была забыта на лабораторном столе. Было лето. Микробы в чашке несколько раз нагревались под солнечными лучами, высохли и потеряли способность вызывать заболевание. Однако куры, получившие эти неполноценные клетки, оказались защищёнными против свежей культуры холерных бактерий. Ослабленные бактерии не только не вызывали заболевание, а, напротив, давали иммунитет.
В 1881 г. Луи Пастер разработал принципы создания вакцин из ослабленных микроорганизмов с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний.
В 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих были удостоены Нобелевской премии за работы по теории иммунитета.
И. И. Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.
Сначала И. И. Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Чёрного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определённые клетки (целомоциты) этих животных поглощают все инородные частицы (в т. ч. бактерии), проникающие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. И. И. Мечников осознал, что это явление не питание данной единичной клетки, а защитный процесс в интересах целого организма. Учёный назвал действующие таким образом защитные клетки фагоцитами — «пожирающими клетками». И. И. Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление.
Против теории И. И. Мечникова в начале XX в. выступали большинство патологов, так как они считали лейкоциты (гной) болезнетворными клетками, а фагоциты — разносчиками инфекции по организму. Однако работы И. И. Мечникова поддержал Луи Пастер. Он пригласил И. И. Мечникова работать в свой институт в Париже.
Пауль Эрлих открыл антитела и создал гуморальную теорию иммунитета, установив, что антитела передаются ребёнку с грудным молоком, создавая пассивный иммунитет. Эрлих разработал метод изготовления дифтерийного антитоксина, благодаря чему были спасены миллионы детских жизней.
Теория иммунитета Эрлиха говорит о том, что на поверхности клеток есть специальные рецепторы, распознающие чужеродные вещества (антигенспецифические рецепторы). Сталкиваясь с чужеродными частицами (антигенами), эти рецепторы отсоединяются от клеток и в качестве свободных молекул выходят в кровь. В своей статье П. Эрлих назвал противомикробные вещества крови термином «антитело», так как бактерий в то время называли «микроскопические тельца».
П. Эрлих предполагал, что ещё до контакта с конкретным микробом в организме уже есть антитела в виде, который он назвал «боковыми цепями». Теперь известно, что он имел в виду рецепторы лимфоцитов для антигенов.
В 1908 г. Паулю Эрлиху вручили Нобелевскую премию за гуморальную теорию иммунитета.
Чуть раньше Карл Ландштейнер впервые доказал наличие иммунологических различий индивидуумов в пределах одного вида.
Питер Медавар доказал удивительную точность распознавания иммунными клетками чужеродных белков: они способны отличить чужеродную клетку всего по одному изменённому нуклеотиду.
Френк Бёрнет постулировал положение (аксиома Бёрнета), что центральным биологическим механизмом иммунитета является распознавание своего и чужого.
В 1960 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Питер Медавар и Френк Бёрнет за открытие иммунологической толерантности (лат. tolerantia — терпение) — это распознавание и специфическая терпимость к некоторым антигенам.
Уничтожение генетически изменённых клеток
Одна из функций иммунной системы — это уничтожение генетически изменённых (мутантных) клеток организма. В процессе клеточного деления постоянно происходят ошибки, и одна из миллиона образовавшихся клеток становится мутантной, т. е. генетически чужеродной. В организме человека благодаря мутациям в каждый конкретный момент должно быть более 10 миллионов мутантных клеток. Мутации приводят к изменению функций клетки. Большинство мутантных клеток не способны выполнять свои функции, а многие выходят из-под контроля организма (например, при нарушении апоптоза) и становятся раковыми клетками. Появление таких клеток может привести к возникновению серьёзных заболеваний и гибели организма.
Один из механизмов иммунитета, осуществляемый лимфоцитами (НК-лимфоцитами), направлен на уничтожение именно раковых клеток.
Виды иммунитета
Иммунитет можно разделить на клеточный и гуморальный (рис. 2)
Рис. 2. Клеточный и гуморальный иммунитет
Все разнообразные формы иммунного ответа можно разделить на два типа: врождённый иммунитет и приобретённый иммунитет (рис. 3).
Рис. 3. Классификация иммунитета
Приобретённый иммунитет — это специфический индивидуальный иммунитет, т. е. это иммунитет, который имеется конкретно у определённых индивидуумов и к определённым возбудителям или агентам.
Главными характеристиками приобретённого иммунитета являются специфичность и иммунологическая память. Чем чаще организм встречается с патогеном, тем быстрее и активнее вырабатываются антитела, следовательно — сильнее защита.
Врождённый иммунитет с самого рождения (ещё до первой встречи с антигеном) защищает организм против всего чужеродного, т. е. он не специфичен.
Таким образом, повторная встреча с тем или иным патогенным микроорганизмом не приводит к изменениям врождённого иммунитета, но повышает уровень приобретённого.
Врождённый иммунитет активируется при первом появлении патогена быстрее, но распознаёт патоген с меньшей точностью. Он реагирует не на конкретные специфические антигены, а на определённые классы антигенов, характерные для патогенных организмов (белки вирусного капсида, продукты метаболизма глистов и т. п.).
Врождённый иммунитет может быть наследственным (видовым) и индивидуальным.
Наследственный (видовой) иммунитет — это невосприимчивость всех представителей данного вида к определённому антигену, приобретённая в процессе эволюции:
болезни, которыми болеет человек, но не болеют животные и птицы (корь, натуральная оспа, проказа, вирусный гепатит, холера, гонорея, дизентерия, брюшной тиф и др.);
болезни, которыми болеют животные, но не болеет человек (чума крупного рогатого скота, пироплазмоз собак);
болезни, которыми болеют птицы, но не болеет человек (куриная холера);
болезни, которыми болеют животные и человек, но не болеют птицы (сибирская язва, бешенство и др.).
Индивидуальный врождённый иммунитет определяется теми особенностями, которые передаются организму с родительскими генами и в процессе эмбрионального развития.
В процессе эмбрионального развития через плаценту плоду передаются антитела матери, которые противостоят инфекциям. Передача антител от мамы к ребёнку происходит в основном в последнем триместре беременности.
Иммунитет подразделяется на естественный и искусственный.
Естественный иммунитет возникает самостоятельно в процессе жизни организма.
Естественный иммунитет делится на активный (после перенесённых заболеваний) и пассивный (например, с молоком матери).
До 6 месяцев малыша защищают антитела, передающиеся от матери с грудным молоком. Поэтому важным является исключительно грудное вскармливание. Иммунитет матери защищает ребёнка. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, слабо защищены, т. к. собственных антител у них мало. Только к 6 месяцам организм самостоятельно начинает вырабатывать антитела. Собственный иммунитет ребёнка формируется только к концу первого года жизни.
Искусственный иммунитет организм приобретает в результате применения медицинских препаратов (вакцин и сывороток).
Вакцина — медицинский препарат, содержащий ослабленные или убитые микроорганизмы.
Вакцина вводится абсолютно (!) здоровому человеку для предотвращения заболевания в будущем.
Сыворотка — медицинский препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела к определённому патогену (заражающему микроорганизму). Сыворотку получают из крови заражённого данным заболеванием животного (коровы, лошади и т. п.).
Сыворотка с чужими антителами вводится заболевшему человеку в случае, когда организм не способен произвести достаточное количество антител.
Заполни схему виды иммунитета
Подробное решение Как наш организм защищается от инфекции по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.
- Гдз по Биологии за 8 класс можно найти тут
116. Запишите и охарактеризуйте основные механизмы защиты организма от инфекции.
Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера, через который способны проникать не все микробы. Микроорганизмы распознаются и уничтожаются лимфоцитами, а также лейкоцитами и макрофагами (клетками соединительной ткани). Большую роль в борьбе с инфекциями играют антитела. Это особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют главным образом лимфоциты. Антитела обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов.
117. Изучите материал учебника и запишите определения.
Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Антитела — белки, вырабатываемые в организме человека, участвующие в выработке иммунитета.
118. Заполните схему «Виды иммунитета».
119. Работы каких учёных послужили основой для научно обоснованного переливания крови?
Научно обоснованное переливание крови стало возможным лишь после создания учения об иммунитете (И. И. Мечников, П. Эрлих) и открытия групп крови австрийским ученым К. Ландштейнером.
120. Проставьте стрелки на схеме переливания крови.
121. Объясните, почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами.
IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами.
122. Объясните, почему повторное переливание резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту может вызвать у него тяжёлое шоковое состояние.
После переливания резус-положительной крови резус-отрицательному человеку в крови у последнего на чужеродный белок вырабатываются специфические антитела. Поэтому повторное введение этому же человеку резус-положительной крови может вызвать у него агглютинацию эритроцитов и тяжелое шоковое состояние.
источник
Заполни схему виды иммунитета
Подробное решение страница стр.136 по биологии для учащихся 9 класса, авторов Сапин М.Р., Сонин Н.И. 2014
1. Что такое иммунитет?
Иммунитет – врожденная или приобретенная способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ; невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
2. Какие клетки и вещества защищают организм от болезнетворных организмов и чужеродных веществ?
Микроорганизмы распознаются и уничтожаются лимфоцитами (Т – киллерами), а также нейтрофилами, моноцитами и макрофагами (клетками соединительной ткани). Большую роль в борьбе с инфекциями играют антитела. Это особые белковые соединения (иммуноглобулины), образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют главным образом В-лимфоциты. Антитела обезвреживают, нейтрализуют продукты жизнедеятельности болезнетворных бактерий и вирусов. В отличие от фагоцитов, действие антител специфично, т. е. они действуют только на те чужеродные вещества, которые послужили причиной их образования.
3. Составьте схему «Виды иммунитета».
4. Каким образом приобретается иммунитет?
Врожденный иммунитет передается нам по наследству в ряду многих поколений; он устойчивый и однотипный для каждого вида, к примеру, иммунитет человека к чумке собак или крупного рогатого скота. Приобретенный иммунитет является индивидуальным иммунитетом, вырабатываемым в процессе естественной жизни (естественный иммунитет) или вызванный искусственным путем (искусственный иммунитет). При активном естественном иммунитете, также называемом постинфекционным, антитела возникают у человека в результате перенесенного заболевания (корь, краснуха, оспа и другие), сохраняется долгие годы, иногда пожизненно. При пассивном естественном иммунитете антитела передаются через плаценту или с грудным молоком от матери и сохраняются в течение нескольких месяцев, редко лет. Искусственный иммунитет формируется либо при введении готовых антител (сывороток) – пассивный; либо при введении живых ослабленных или убитых возбудителей (вакцина) – активный.
5. Искусственный иммунитет формируют путём введения сыворотки или вакцины. В чём разница между ними?
С введением сыворотки мы вводим пациенту уже готовые антитела, чаще сыворотки вводятся с лечебно-профилактической целью (противостолбнячная, противодифтерийная сыворотки); иммунитет в таком случае нестойкий, сохраняется недели – месяцы. При вакцинациях мы вводим ослабленных или убитых возбудителей заболеваний, антитела на них организм вырабатывает сам, поэтому он является более стойким, сохраняется годы, иногда пожизненно.
6. Как связаны между собой понятия «вакцины» и «прививка»?
Вакцина – препарат, получаемый из микроорганизмов (ослабленных или убитых возбудителей инфекционных болезней или продуктов их жизнедеятельности), используемый для активной иммунизации людей и животных с лечебно-профилактическими целями.
Прививка – введение в организм вакцин. Вакцины могут вводиться с помощью уколов (подкожных, внутримышечных) или наноситься на слизистые носа или рта.
7. Кто сделал первую прививку?
Э.Дженнер — английский врач, первым в мире сделавший прививку от оспы в 1796 году.
8. Что объединяет такие явления, как иммунодефицит, аутоиммунные заболевания и аллергические реакции?
Все эти явления являются проявлениями нарушений в иммунной системе человека. Иммунодефицит – врожденная или приобретенная недостаточность иммунной системы организма. Аутоиммунные заболевания – это агрессивная реакция иммунной системы против тканей своего же организма. Аллергии – это чрезмерные реакции организма на аллергены (вещества, способные вызывать реакции повышенной чувствительности даже в минимальных концентрациях).
9. Вследствие чего может возникнуть иммунодефицит?
Иммунодефициты бывают врожденные и приобретенные. Врожденные иммунодефициты могут быть наследственными или возникать в ходе эмбриогенеза при нарушении нормальных процессов закладки иммунных органов. Приобретенные иммунитеты возникают при инфекционных заболеваниях, поражающих иммунные клетки (ВИЧ), при общем ослаблении организма (онкология), при приеме некоторых лекарственных средств (глюкокортикоиды).
10. Расшифруйте аббревиатуру СПИД. Почему неправильно говорить «сдавать анализ крови на СПИД»?
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита; конечная стадия ВИЧ – инфекции. Синдромом он называется, так как основные клинические симптомы проявляются именно на этой стадии, на более ранних стадиях ВИЧ-инфекцию можно спутать с частыми вирусными инфекциями, онкологией и другими заболеваниями. Нельзя определить в крови синдром, так как это чисто клинические проявления заболевания. Зато в крови можно определить наличие вируса иммунодефицита и количество оставшихся лимфоцитов.
11. В каких случаях человек попадает в группу риска заражения ВИЧ – инфекцией? Как свести к минимуму возможность заражения?
Существует всего три пути заражения ВИЧ – инфекцией: через кровь (переливание крови или шприцы с кровью при многократном использовании у наркоманов); половой путь; передача от матери к ребенку во время естественных родов. Передача с грудным молоком на данном этапе дискутабельна. Даже в случаях незащищенных половых контактов или переливания зараженной крови риск заражения не велик и больше зависит от состояния организма человека, который потенциально может заразиться. Чем выше иммунитет, тем меньше шансов на заражение, поэтому так важно поддерживать здоровый образ жизни. Наиболее распространена эта инфекция среди наркоманов из-за слабого их иммунитета, пренебрежения правилами антисептики и частых смен половых партнеров, частых незащищенных половых контактов. На данный момент половой путь распространения ВИЧ – инфекции признан самым распространенным. Мужские презервативы при правильном использовании уменьшают риск заражения до 1 случая на несколько тысяч контактов, но самым эффективным способом защиты может являться только абсолютная уверенность в своем половом партнере, приверженность единственному партнеру.
Важно помнить, что в крови ВИЧ можно обнаружить зачастую только по прошествии нескольких месяцев с момента заражения, а первые симптомы заражения иногда маскируются под обычный ОРВИ. ВИЧ может никак не проявлять себя многие годы (иногда до 20 лет и выше) и сам носитель в таком случае не знает о своем заболевании, поэтому врачи придерживаются тактики, что каждый приходящий к ним пациент является потенциальным носителем этого вируса. Такая тактика может быть обоснована и при «близком» общении с малознакомыми для вас людьми.
12. В чем суть аутоиммунной реакции? Приведите примеры аутоиммунных заболеваний.
При аутоиммунных реакциях организм реагирует на клетки своего же организма, как на чужеродные и начинает «атаковать» их, что вызывает воспаление в «атакованных» клетках и тканях и нарушения их функции. К примеру, ревматоидный артрит. Он развивается после перенесенной стрептококковой инфекции, так как рецепторный аппарат стрептококка во многом повторяет рецепторный аппарат клеток сердца и суставов (это называется мимикрией клеток). На клетки стрептококка вырабатывается большое количество антител в организме, но из-за сходства рецепторов, антитела путают стрептококк с клетками организма и начинают атаковать их. Это вызывает боль и припухлость суставов, нарушение функции и их деформацию, а также боли в сердце, аритмии, заболевания клапанов сердца и другие проявления. К аутоиммунным заболеваниям также относятся такие заболевания как системная красная волчанка, тиреотоксический зоб, сахарный диабет первого типа, пузырчатка, склеродермия и т.д.
13. Дайте определение понятия «аллергия». В чём она может выражаться?
Аллергия – это повышенная чувствительность организма к некоторым веществам. Такие вещества называются аллергенами, которые по сути являются безвредными, но у некоторых людей на них вырабатываются антитела, из-за чего при повторном попадании их в организме развивается аллергическая реакция. Аллергенами могут выступать различные вещества: шерсть животных, пыльца растений, лекарства, продукты питания, табак, алкоголь. Аллергии могут проявляться крапивницей, зудом, насморком, чиханием, слезотечением, отеком Квинке, анафилактическим шоком. Иногда проявления аллергии нетипичны и зависят от индивидуальных особенностей организма.
14. Что следует делать человеку при подозрении на аллергическую реакцию?
При подозрении на аллергию следует обратиться к врачу-аллергологу, который сможет при помощи различных тестов точно определить, если ли у человека аллергия и на какие вещества, если она есть. Объяснит, как правильно вести себя при проявлениях аллергии и как можно предотвратить эти проявления.
15. В каких случаях делают переливание крови? Какие осложнения возможны при его осуществлении? Чем они могут быть вызваны?
Сейчас переливание цельной крови не проводится, переливаются только отдельные компоненты крови и кровезаменители. К абсолютным показаниям к гемотрансфузии (переливанию крови) относятся острая потеря крови, шоковое состояние, непрекращающиеся кровотечения, тяжёлое малокровие, тяжёлые хирургические вмешательства, сопровождающиеся высокой кровопотерей. Частыми показаниями к трансфузии крови или кровезаменителей являются различные формы анемии, гематологические заболевания, гнойно-септические болезни, тяжёлые токсикозы.
При переливании совместимой крови по группе АВО и резус-фактору у человека могут возникнуть различные аллергические реакции, повышение температуры, нарушение функции почек, сердца, печени и других органов. При переливании несовместимой по группе АВО и резус-фактору крови человек практически всегда умирает, так как начинается массивное внутрисосудистое свертывание крови.
Такие реакции могут быть вызваны несовместимостью по другим антигенам: лейкоцитарным и тромбоцитарным. Всего сейчас известно 22 группы антигенов человека.
16. Какие группы крови существуют? На каком основании их выделяют?
Выделяют 4 группы крови по системе АВО: O(I); A(II); B(III); AB(IV). Их выделяют на основании нахождения в крови агглютиногенов А и В на эритроцитах и агглютининов α и β в плазме крови, агглютинацию (склеивание эритроцитов) будет вызывать сочетание агглютиногена А и агглютинина α или агглютиногена В и агглютинина β. Для людей с первой группой крови характерно отсутствие агглютиногенов и наличие обоих агглютининов; со второй группой — агглютиногена А и агглютинина β; с третьей – агглютиногена В и агглютинина α; с четвертой – отсутствие агглютининов с наличием обоих агглютиногенов.
17. Кого при переливании крови называют донором; реципиентом?
Донором в медицине называют человека, добровольно отдающего кровь или другие ткани и органы другому человеку (реципиенту).
18. Зачем нужно знать свою группу крови?
Группу крови необходимо знать для более быстрого подбора донора при острых кровопотерях. Чаще это необходимо для представителей силовых структур, которым группу крови нашивают на одежду. Также это помогает при подборе доноров для тяжелобольных людей, которым необходима трансплантация органов или тканей (переливание крови относится к трансплантации тканей). При планировании беременности также важно знать свою группу крови и резус-фактор. Так как беременность при резус несовместимости матери и плода требует большего внимания врачей к беременной.
19. Проанализируйте схему на с. 140 учебника. Сделайте вывод, кровь каких групп совместима, а каких – нет.
Возможно переливание одногруппной донорской крови; в крайних случаях возможно переливание крови первой группы людям остальных групп (универсальный донор); люди четвертой группы могут принимать кровь других групп (универсальный реципиент).
20. Что такое резус – фактор? Каких людей на земле больше – резус-положительных или резус-отрицательных?
Резус-фактор — особый белок — агглютиноген, содержащийся в крови людей и обезьян — макак-резусов. У 80 — 85% людей в крови содержится этот агглютиноген, их называют резус-положительными (Rh+), a y 15 — 20% людей в крови нет этого белка, их называют резус-отрицательными (Rh-).
21. Докажите, что несовместимость групп крови и резус-фактора является частным случаем иммунной реакции организма.
Иммунные реакции организма — это реакции взаимодействия антиген-антитело. При первом попадании резус несовместимой крови или крови, несовместимой по группе АВО в организм человека происходит выработка антител к агглютиногенам. При повторном введении антигены связываются с агглютиногенами и вызывают склеивание эритроцитов внутри сосудов.
источник
Заполни схему виды иммунитета
116. Запишите и охарактеризуйте основные механизмы защиты организма от инфекции.
Первым защитным фактором является анатомический барьер — это кожа и слизистые оболочки. Не только их целостность, но выделяемый потовыми, сальными и другими железами секрет защищает организм от внедрения микробов.
В ответ на проникновение возбудителей активизируются местные защитные барьеры — это лимфатические сосуды и узлы, это образование инфильтрационого (лейкоцитарного) вала, отделяющего очаг воспаления от нижележащих тканей, это разрастание соединительной ткани вокруг воспаления (грануляционный вал).
Активизируется и нормальная флора человека по отношению к новым микроорганизмам.
В борьбе с возбудителем большое значение имеет состояние организма. При полноценном витамизированном питании организм более устойчив к инфекции. Происходит выработка иммунных тел.
Хорошо известна и такая защита организма, как фагоцитоз. Он происходит в очаге воспаления. Сама же воспалительная реакция тоже является защитой организма, так как локализует возбудителя в месте его внедрения.
Активно реагируют на воспаление лейкоциты: помимо скопления их около воспалительного очага, образования лейкоцитарного вала, увеличивается и общее количество лейкоцитов в крови — лейкоцитоз.
Хуже срабатывают защитные механизмы у стариков и детей. Помимо возраста, важны и такие неблагоприятные факторы, как переутомление, истощение, авитаминоз, анемия, сахарный диабет, шок.
117. Изучите материал учебника и запишите определения.
Иммунитет — это неосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Антитела — это особые белковые соединения.
118. Заполните схему «Виды иммунитета».
Т-лимфоцит (клеточный иммунитет)
В-лимфоциты (гуморальный иммунитет)
119. Работы каких ученых послужили основой для научно обоснованного переливания крови?
120. Поставьте стрелки на схеме переливания крови.
121. Объясните, почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами.
122. Объясните, почему повторное переливание резус-положительной крови резус-отрицательному реципиенту может вызвать у него тяжелое шоковое состояние.
Поэтому, если резус-отрицательному перелить кровь резус-положительного у последнего начнется отторжение этого белка, то есть отторжение всей положительной крови, поэтому шоковое состояние.