Беседы об иммунитете для школьников
Кировское областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания ” Мурыгинский детский дом-интернат для умственно — отсталых детей «Родник”
БЕСЕДА – ДИСПУТ
«Иммунитет и его укрепление».
Подготовила:
зав. отделением ИМВ
Е.А. Чарушникова
п. Мурыгино, 2019 год
Беседа – диспут «Иммунитет и его укрепление».
Цель: — привлечение внимания к проблемам, которые вызывают всевозможные иммунные заболевания.
Задачи: – формировать навыки здорового образа жизни;
– сформировать представление об иммунитете и факторах, укрепляющих его;
− развивать умение поддерживать и сохранять собственное здоровье.
Материальное обеспечение: мультимедиаппаратура, презентации преподавателя, видеофильм
Слайд 1. Здравствуйте!
Сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить ИММУНИТЕТУ. С вашей помощью мы постараемся сегодня развеять бытующие мифы, расставить правильные акценты, познакомить с интересными фактами.
Нарушение сна, несбалансированное питание, неправильно подобранные физические нагрузки, экология и отказ от здорового образа жизни – все это ведет к стрессу для организма и снижению функций иммунной системы. Исследования Ассоциации клинических иммунологов показали, что во всех странах от 7 до 15% жителей страдают от ослабления иммунитета.
Слайд 2. Чтобы привлечь внимание людей к проблемам, которые вызывают всевозможные иммунные заболевания, был учрежден Всемирный день иммунитета. Он отмечается ежегодно 1 марта. Инициатором проведения праздника в 2002 году выступила Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
Слайд 3. 1 марта в России и во многих других странах мира проводятся мероприятия и просветительские акции, направленные на повышение осведомленности жителей о важности и особенностях работы иммунной системы. Медицинские работники устраивают конференции и тематические брифинги. На них обсуждаются вопросы, связанные с укреплением иммунитета, влиянием всевозможных лекарств и БАДов на работу иммунной системы.
Слайд 4. Итак, что же такое иммунитет? (ответ из зала)
Ответ: Дословно «иммунитет» переводится с латинского как невосприимчивость к болезням. Но это не только защита от инфекционных заболеваний, но и от собственных поврежденных клеток организма.
Иммунитет – это способность организма противостоять, освобождаться от множества неблагоприятных факторов, воздействующих на организм и вызывающих всяческие недуги, и веществ, несущих в себе чужеродную генетическую информацию.
Слайд 5. Понятие «иммунитет» возникло благодаря русскому учёному
И.И. Мечникову и французскому микробиологу Луи Пастеру
Слайд 6. Что же делает иммунная система?
Ответ: Не дает антигенам проникнуть в наш организм (антигенами могут быть токсины, вирусы, бактерии).
Найти и уничтожить — именно такая задача возлагается на систему нашего иммунитета по отношению к проникшим в организм «чужакам».
Кто выполняет задачу: «Найти и уничтожить?»
Ответ: антитела (иммуноглобулины).
Кроме них защитная функция возложена на интерферон и другие подобные вещества, которые вырабатываются самим организмом.
Например, интерферон начинает вырабатываться сразу, как только повышается температура человеческого тела, если иммунная система сильна, то количество интерферона будет выработано в необходимом количестве, и через пару дней все признаки гриппа сойдут на нет.
Слайд 7. Вилочковая железа – тимус – основной орган иммунной системы. Тимус является фабрикой лимфоцитов, белых клеток крови, ответственных за иммунологическую реакцию тела.
Оказывается, что во время серьезной болезни или сильного стресса железа сморщивается и уменьшается в размерах. Постоянное напряжение высасывает энергию из вилочковой железы.
А если постучать несколько раз по области тимуса, то напряжение и стресс снижаются, а энергия жизни повышается.
Простукивание тимуса активирует работу этого органа, усиливает энергетику, даёт общее оздоровление организма.
Слайд 8. Итак, сделаем вывод: Иммунная система должна работать как часы. Если она ослаблена, то у человека нередко обостряются хронические заболевания, он раздражителен, быстро утомляется и часто болеет, потому что вредные вещества не могут быть быстро найдены и обезврежены.
Слайд 9. А сейчас мы попробуем рассеять некоторые заблуждения в отношении иммунитета.
Слайд 10. Миф 1. Стерильность — это хорошо
Совершенно неверное утверждение. Стремление к стерильности вытесняет нормальную микрофлору и позволяет патогенной микрофлоре занимать ее место.
Миф 2. Все болезни — от снижения иммунитета
Нарушения иммунитета вполне могут стать последней недостающей каплей для возникновения патологического процесса. Другой пример — сахарный диабет развивается без участия иммунной системы, но, как следствие, приводит к ее ослаблению.
Миф 3. Много иммунитета не бывает
Резервы иммунитета не безграничны. Временное резкое усиление обязательно завершается спадом, ослаблением иммунной системы.
Слайд 11. МИФ 4. Иммунитет — единственное препятствие,
которое стоит на пути инфекции
На самом деле, если, иммунная система работает плохо и мы попросту не замечаем незваного гостя. Потому что срабатывает еще одна система защиты, которая гораздо более надежна и эффективна, чем иммунитет, хотя известна нам с вами гораздо меньше. Мало того, именно эту систему защиту мы разрушаем особенно упорно.
Из каких же рубежей она состоит?
Первый рубеж. Бактерии. Более 400 бактерий покрывают кожу и слизистые организма, не оставляя места для болезнетворных.
Второй рубеж. Кожа и слизистые оболочки.
Именно кожа и слизистые играют роль своеобразной бронированной двери на пути инфекций. И для того, чтобы этот рубеж был всегда в полном порядке, нужно следить не только за внешним видом кожи, но и за тем, что находится под ней.
Подкожный жир предохраняет наиболее жизненно важные органы от губительного для них резкого переохлаждения. Самые плотные скопления потовых желез расположены именно там, где есть наиболее благоприятные условия для развития инфекций кожи. Поэтому постоянно пользоваться антиперспирантами элементарно вредно для здоровья.
Третий рубеж. Собственно иммунитет.
Да-да, иммунная система – это уже третья и последняя линия защиты
Слайд 12. Миф 5. Витамин C укрепляет иммунитет
Принимая витамин C ежедневно, нельзя избежать простуды, а можно лишь незначительно ослабить некоторые симптомы заболевания.
Миф 6. При сильном иммунитете прививки необязательны
Существуют группы риска, и люди в них входящие, особо уязвимы для конкретных болезней и чаще страдают от осложнений. Так, сезонный грипп застает врасплох пожилых людей и хронических больных. Зачастую мы становимся не столько мишенью вирусов и других возбудителей, сколько их переносчиками. Так, специалисты советуют делать прививки не только людям, входящим в группу риска, но и тем, кто работает с ними в тесном контакте или живет бок о бок.
Слайд 13. Каковы же причины ослабления иммунитета?
1. Неправильный образ жизни. Постоянные стрессы, отсутствие полноценного сна и неправильное питание отражаются на состоянии нашей иммунной системы, не говоря уж о таких вредных привычках, как курение и употребление алкоголя.
2. Влияние окружающей среды. Загрязнения воздуха, воды, наличие ГМО в продуктах питания, недостаточная влажность воздуха в период отопительного сезона, шумовые загрязнения могут вызывать нарушения в иммунной системе.
3 . Несбалансированное питание. В организм регулярно должны поступать минеральные вещества, витамины, и, конечно же, белки.
Слайд 14. А что же укрепляет иммунитет?
Слайд 15. Витамины и минералы, физические упражнения.
Слайд 16. Регулярное питание, разрешённые пищевые добавки
Слайд 17. Дополнительные советы, дающие возможность укрепить иммунитет.
1. Обеспечьте своему организму здоровый сон в течение 8 часов. Темнота, тишина и прохлада — вот три главные компонента, обеспечивающие здоровый полноценный сон.
2. Умейте расслабиться. Учитесь снимать напряжение после трудового дня. Используйте медитацию, релаксацию.
3. Радуйтесь жизни! Наша жизнь и наше здоровье — самые бесценные вещи в мире
Слайд 18. Интересные факты
Ученые установили, что большая часть клеток-защитников располагается в кишечнике – 80%. Следовательно, сбалансированное питание является одной из основ крепкого иммунитета. В рационе человека должны присутствовать овощи, фрукты, каши и кисломолочные продукты.
Слайд 19. Повысить иммунитет может чай. Американские исследователи установили, что постоянное его употребление повышает сопротивляемость клеток иммунной системы в пять раз. Это происходит благодаря содержанию в нем «чайной» аминокислоты L-Theanine (Л-теанин).
Слайд 20. Сладкое разрушает иммунитет. Люди, которые в больших количествах употребляют рафинированный сахар, конфеты или газированные напитки (сладкие), не только портят зубы, но и чаще других подвергаются заболеваниям иммунной системы.
Слайд 21. Вывод: Защитная система нашего организма нуждается в бережном обращении, грамотном отношении.
Только тогда мы можем рассчитывать на то, что организм будет адекватно реагировать на многочисленных болезнетворных противников и достойно выходить даже из самых тяжёлых схваток.
С наступлением холодов самой популярной темой для обсуждения становится иммунитет. Многие считают, что его непременно нужно повышать, укреплять и защищать. Как будто иммунитет — предмет, периодически падающий на пол, или ленивый пес, которому надо дать пинка, чтобы он опомнился и начал охранять хозяина… Мы же предлагаем прислушаться к мнению специалистов, прежде чем устраивать разборки с собственной «охранной системой».
«Что такое иммунитет?» — и в большинстве случаев вы услышите в ответ что-то вроде: «Это невосприимчивость к инфекционным болезням». Так отвечают по инерции, не задумываясь. На самом деле, с точки зрения науки, иммунитет — это такие силы организма, которые охраняют его внутреннее постоянство от вторжения живых и мертвых, биологически инородных тел или веществ вне зависимости от их микробного или немикробного происхождения. Проще говоря, иммунитет — защитник уникальной индивидуальности каждого организма в условиях, когда все вокруг меняется с головокружительной скоростью.
К примеру, в человеческом теле, состоящем из множества клеток, каждое мгновение из-за «случайностей» могут возникать клетки-мутанты. А если они начнут размножаться и примутся выполнять не ту работу, которая требуется организму? Не так ли возникают рак и некоторые другие неинфекционные болезни? Кто должен справляться с этими «изменниками»? Иммунитет!
Разбуди любого иммунолога среди ночи, и он скажет, что иммунная система — это инструмент, очень тонко настроенный природой. В ее работу не нужно вмешиваться, ее надо просто поддерживать в стабильном состоянии. Каким образом? Простые, безопасные и эффективные способы повышения уровня защитных сил организма давно известны.
Правильное питание и «живые» витамины. Для производства нескольких миллиардов клеток иммунной системе необходимы белки. Проблемы с иммунитетом возникают из-за нехватки белкового материала. Для благоприятного фона нужны витамины. Словом, рацион должен быть богат белками (мясо, молокопродукты), овощами и фруктами. Иммунитет не терпит диетических экспериментов. Ученые предупреждают: у людей, постоянно набирающих и сбрасывающих вес, меньше естественных клеток-киллеров, эффективно уничтожающих вирусы и раковые клетки, чем у тех, кто поддерживает свою весовую норму на протяжении длительного времени. Иными словами, нужно постоянно работать, чтобы не прибавлять и не терять в весе.
Серьезные дефекты иммунной системы имеют только около 5% людей. У остальных их либо нет вообще, либо они небольшие, временные и требуют осторожного профессионального вмешательства.
Чтобы получить от спортивных упражнений максимальную пользу для здоровья, важно определить соответствующий объем физической активности. Тяжелые нагрузки снижают сопротивляемость организма к инфекциям, так как замедляют выработку лимфоцитов.
В то же время менее интенсивные тренировки, напротив, повышают защитные силы организма. Ежедневная 45-минутная прогулка в среднем темпе снижает риск простуды и гриппа у женщин, ведущих сидячий образ жизни, на 50%.
Положительные эмоции. Благодаря им понижается уровень стрессового гормона (кортизола) и активизируются вещества, способствующие бесперебойной работе иммунитета. Хотите — верьте, хотите — нет, но благородство души, умение творить добрые дела, чуткость и милосердие также позволяют снизить степень стресса. Исследования показывают, что люди, помогающие другим, уверены в себе, меньше нервничают и в целом более позитивно настроены, чем остальные.
Среди главных врагов иммунитета ученые называют постоянные недосыпания, нерациональное питание, непосильные физические нагрузки, гиподинамию и хронические стрессы. Огромный удар ему наносят распри с начальством и дрязги с сослуживцами. Если вы не пьете, не курите, любите прогулки на свежем воздухе и спорт, но все равно чуть ли не каждый месяц подхватываете простуду или страдаете аллергией, обратитесь к врачу и сделайте анализ крови, чтобы проверить активность иммунных клеток. Не занимайтесь самодеятельностью. Помните: если вы раз за разом будете собственными силами «продуктивно» и «удачно» укреплять, защищать и стимулировать иммунитет, то это может закончиться его гиперактивацией с запуском иммунной агрессии на здоровый орган/ткань или даже возникновением аутоиммунного заболевания. К счастью, так «включить» иммунитет, чтобы всерьез себе навредить, чрезвычайно сложно.
Внеурочная деятельность «Здоровейка» 2класс
Тема: Иммунитет
Цель: способствовать формированию и развитию знаний об иммунитете формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье, как самой главной ценности;
развивать познавательные интересы, поисковую активность детей, творческие способности, речь;
воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни.
Формируемые УУД:
Личностные действия: способность в ситуации выбора принимать верные решения
по сохранению и укреплению своего здоровья, самостоятельно высказывать
самые общие, простые правила здорового образа жизни.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности, планировать, прогнозировать
с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения, контролировать
свою деятельность, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД: учиться с достаточной точностью выражать свои мысли, слышать и понимать речь других, учиться сотрудничеству в процессе групповой работы, творческое самовыражение учащихся.
Оборудование: экран, проектор, пазлы «Мультфильмы», картинки мультипликационных героев, надписи: «Школа здоровья» и «Иммунитет», модель человека, карточки, заготовки щитов, елочка, шары.
Ход занятия
1.Организационный момент «Пазлы «Мультфильмы»
Объединение в группы учащихся: при входе в кабинет каждый ученик получает элемент пазла. На столах стоят картинки мультипликационных героев, соответствующих пазлам у детей. Ученики подходят и занимают место за столом, если их элемент можно сложить в картинку с остальными участниками.
Когда 4 группы сложились, представитель каждой группы называет героя их пазла и название мультфильма.
Учитель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы, слушать сказки?
-Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы? А расскажут вам сказку ученики 4 класса, которые, также как и вы, посещают занятия по «Здоровейке».
2. Создание проблемной ситуации.
СКАЗКА.
Ученица: В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались………………
Учитель: Что сказали мудрецы мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите:
-Как вы думаете, почему люди болеют? Что нужно сделать для того чтобы быть здоровым?
Ученик: Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей своей страны.
Учитель: И мы с вами сейчас пришли и поучимся в Школе здоровья. Эта школа необычная, сегодня нас здесь ожидает много интересных заданий.
3.Актуализация знаний « Ассоциативный куст «Иммунитет».
Учитель: Вы не просто так объединились в группы и именно эти герои пришли к нам на занятие. Скажите, чему учит каждый герой в своем мультфильме?
По ходу высказываний детей на доске появляются соответствующие иллюстрации: предметы личной гигиены, питание, спортивный инвентарь, смайлик.
Учитель: Как сказал мудрец из сказки, здоровье человека зависит прежде всего от его образа жизни. Если мы будем соблюдать все то, что вы назвали, мы сможем защититься от неприятностей, болезней и что мы сформируем у себя?
4.Постановка учебной задачи.
Подведение детей к формулированию темы и цели занятия.
5.Понятие «Иммунитет».
Иммунитет – невосприимчивость к инфекционным заболеваниям.
Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», например вирусов. Но и иммунитету нужна помощь организма. Человек должен поддерживать свою иммунную систему. Его можно создать искусственным путём, для чего проводят профилактические прививки.
6.Оздоровительная минутка «Лечебная гимнастика».
Следующее задание в нашей «Школе здоровья» это физические упражнения, которые мне помогут провести мои помощники из 4класса.
— Упражнение «Деревце»
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.
Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.
Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.)
Опустите руки и расслабьтесь.
— Разминайте каждое утро шею. Медленными вращениями головы вправо и влево.
— Игра в «кинконга»: на выдохе мягко постукивать себя по грудной клетке кулачками, произнося звуки «а», «о», «у».
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая работа «Модель «Здорового человека»
Теперь мы с вами попробуем сами сделать модель здорового человека.
На доске появляется силуэт человека, выберите: Какими физическими и нравственными качествами должен обладать здоровый человек? (у детей карточки листики с качествами , физическими и нравственными). Учащиеся из каждой группы по очереди подходят к доске, называют выбранные ими качества, переворачивают карточки (с другой стороны это элементы одежды) и «одевают» человека.
Вывод: здоровый человек имеет хорошее, крепкое физическое здоровье. Обратите внимание, как выглядит здоровый человек: он внешне красив и на его лице сияет улыбка.
8. Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний. Работа в группах «Щит от болезней».
Учитель: Щит — предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жёсткой кожи) для предохранения от ударов, стрел. Давайте создадим щит от болезней.
Представители групп получают заготовку для щита в виде фигуры: круг, овал, квадрат и прямоугольник, а также конверты с картинками. Задание: создать свой щит от болезней в технике «коллаж» и защитить его перед остальными учащимися.
9.Физминутка «Дискотека Деда Мороза»
К нам пришел еще один гость. Угадайте, кто?
В этот день
Все сбываются мечты.
И, постель не заправляя,
Под подушку смотришь ты:
Если там найдешь подарок,
Это – самый лучший знак. (Святой Николай)
10.Подведение итогов.
Коллективная игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Я называю двустишие. Если вы с ним согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны – молчите.
— Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов? (дети: «Это я, это я, это все мои друзья»)
— Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым? (дети молчат)
— Кто из вас не ходит хмурым,
Любит спорт и физкультуру? ( «Это я, это я, это все мои друзья»)
— Кто мороза не боится.
На коньках летит, как птица? («Это я, это я, это все мои друзья»)
-Ну а кто начнет обед –
С жвачки импортной, конфет (дети молчат)
— Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны? («Это я, это я, это все мои друзья»)
— Кто поел — и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки? (Это я, это я, это все мои друзья)
— Кто из вас из малышей
Ходит грязный до ушей? (дети молчат)
— Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку? (Это я, это я, это все мои друзья)
11.Рефлексия «Елочка».
На изображении елочки необходимо прикрепить игрушки красного и желтого цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии, и какое настроение у учащихся в конце занятия.