Чем отличается индемнитет от иммунитета

Чем отличается индемнитет от иммунитета thumbnail

Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.

Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».

Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.

Читайте также:  Частые орви у ребенка как повысить иммунитет

Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».

Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.

Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.

В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.

В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.

По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:

1) трудо-правовые гарантии;

2) гарантии социального обеспечения;

3) жилищно-бытовые гарантии.

Источник

О статусе Депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года и обладающий избирательным правом.

Существуют ограничения, связанные с должностью депутата ЖК КР:

  • депутат не вправе совмещать свою должность с иной государственной и муниципальной должностью, за исключением назначения его на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра;
  • депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью. Депутат может заниматься лишь научной, педагогической и иной творческой деятельностью;
  • он не должен состоять в руководящих и наблюдательных органах коммерческих организаций.

И привилегии депутата ЖККР:

  • мандат депутата безотзывный;
  • депутат не может подвергаться преследованиям за свои суждения и голосование в период нахождения на должности (индемнитет); эти две привилегии обеспечивают его независимость;
  • депутат может быть лишен мандата лишь по отдельным основаниям;
  • привлечение депутата к уголовной ответственности только с согласия Жогорку Кенеша, за исключением совершения особо тяжкого преступления (индемнитет).

Что такое парламентский индемнитет (от лат. Indemnitas — безущербность):

  • привилегия депутатов парламента, заключающаяся в запрещении преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении
    депутатских обязанностей (речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т.д.). Никто, в том числе и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как он перестал быть членом парламента;
  • вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.
Читайте также:  Чай с медом имбирем и лимоном рецепт для иммунитета

И в чем отличие парламентского иммунитета, который означает неприкосновенность депутатов парламентов, а иногда и других представительных органов власти. Означает запрещение ареста или привлечения к уголовной ответственности депутата за любые его действия, в том числе за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей.

Иммунитетом депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Депутат может быть лишен неприкосновенности по решению парламента. Неприкосновенность, как правило, автоматически аннулируется в случае задержания депутата на месте преступления при совершении особо тяжкого преступления.

Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики пользовались правом неприкосновенности до конституционной реформы 1998 года. Именно тогда, в пору существования двухпалатного парламента, от депутатского иммунитета перешли к индемнитету, и от свободного (безотзывного) к императивному мандату. Впоследствии иммунитет вновь прописали в Конституции 2003 года и депутаты нового однопалатного парламента в 2005 году уже обладали неприкосновенностью. И только в 2010 году вновь отказались от иммунитета и депутаты стали обладать индемнитетом.

Депутат Жогорку Кенеша прекращает свои полномочия вместе с созывом, в который он избирался.

Полномочия депутата Жогорку Кенеша могут быть досрочно прекращены в случаях:

  1. подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выходе из фракции;
  2. выхода из гражданства либо приобретения иного гражданства;
  3. перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий;
  4. признания выборов недействительными;
  5. выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным;
  6. вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  7. отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии;
  8. вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;
  9. смерти депутата.

Фракция, коалиция парламентского большинства, меньшинство и оппозиция депутатов ЖК КР.

Понятие парламентской фракции определено статьей 70 Конституции КР, и означает объединение депутатов, прошедших по списку одноименной партии. Как правило, «объединение» предполагает добровольность членства депутата во фракции. Однако, на практике были случаи «отказа вхождения» во фракцию, при том что «выход из состава фракции депутата» ведет к досрочному прекращению депутатских полномочий. По данному вопросу есть решение Конституционной палаты Верховного суда КР.

Коалиция фракций – объединение нескольких фракций.

Парламентское большинство — фракция или коалиция фракций, официально объявившая о ее создании, имеющая более половины депутатских мандатов.

Распад коалиции парламентского большинства ведет всегда к отставке Правительства.

В VI-созыве парламента сформированы:

Чем отличается индемнитет от иммунитета

В целях обеспечения устойчивости коалиции большинства (а значит стабильного Правительства КР), исключения давления на депутатов со стороны лидеров фракций на решение данного вопроса, по итогам конституционной реформы 2016 года внесена статья 70, в которой решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.

Парламентское меньшинство – фракции, не вошедшие в парламентское большинство. Парламентской оппозицией считаются фракции, оказавшиеся в парламентском меньшинстве и объявившие о своей оппозиции по отношению к большинству.

Фракции парламентского меньшинства, объявившие о своей оппозиции к «правящему большинству» пользуются гарантиями, предусмотренными для них (председательство в двух ключевых комитетах, курирующих вопросы Правоохранительных органов и прокуратуры; Бюджета и финансов; на место заместителя Торага, на право избирать 1/3 состава ЦИК, Счетной палаты и др.).

Источник

К ключевым элементам статуса члена парламента принадлежит неприкосновенность.

Понятие неприкосновенности в конституционном праве имеет несколько значений. Почти во всех основных законах говорится о праве на личную неприкосновенность как одно из прав человека. Неприкосновенность также трактуется как элемент статуса прежде всего главы государства и члена парламента. В каждом из этих случаев неприкосновенность имеет различную генеза.

Читайте также:  Кишечная флора и иммунитет

Неприкосновенность члена парламента происходит из опыта сословно-представительных учреждений. Ее признание было обусловлено стремлением обезопасить избранных представителей от произвольных действий со стороны монарха.

В наше время неприкосновенность, которая установлена ​​независимо от способа формирования парламента, признается одной из гарантий депутатской деятельности. Она охватывает индемнитет и депутатский иммунитет.

Индемнитет означает, что член парламента не несет юридической ответственности за парламентом за свои высказывания и голосования в парламенте и его органах. Соответствующее лицо не может быть привлечено к ответственности за такие деяния и после того, как потеряет статус члена парламента.

В то же время иногда в конституции индемнитет предоставляют суженного значения. Например, в Албании, Латвии и ФРГ депутаты на общих основаниях отвечают за высказывания в парламенте, которые квалифицируются как клевета, в Беларуси, Армении и Литве — за высказывания, квалифицированные как клевета и оскорбление.

В Дании, Исландии, Турции, Финляндии и Швеции депутат может быть лишен индемнитета по решению парламента, причем в Финляндии и Швеции принятия такого решения требует большинства в пять шестых от присутствующих членов парламента, выглядит мало реальным.

Смысл депутатского иммунитета заключается прежде всего в том, что законное ограничение лица, являющегося членом парламента, в реализации права на личную неприкосновенность и других прав, связанных с индивидуальной свободой, возможно только с разрешения парламента (соответствующей палаты), а в периоды между сессиями — его руководящего органа.

Именно таков объем и содержание депутатского иммунитета в развитых странах. Но иногда они сформулированы значительно шире. В большинстве постсоветских стран депутат пользуется иммунитетом по привлечению к уголовной ответственности. Разрешение парламента часто предусмотрен и для привлечения депутата к административной ответственности в судебном порядке, а также для совершения действий, законно ограничивают человека в реализации таких свобод, как неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции и других.

В любом объеме депутатский иммунитет не является личной привилегией. Он имеет функциональное назначение и «уравновешивается» требованием законности действий члена парламента.

В большинстве стран депутатским иммунитетом пользуются с момента признания мандата или с момента составления депутатом присяги и до прекращения его полномочий.

В части стран мира член парламента пользуется иммунитетом только во время сессий. В качестве примера служат США и Япония, а в Европе — Бельгия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Люксембург и Нидерланды.

Если в периоды между сессиями парламента свобода индивида, который является депутатом, была на законных основаниях ограничена, парламент, как правило, может принять решение об освобождении от такого ограничения до вступления в законную силу вынесенного обвинительного приговора.

В некоторых странах депутатский иммунитет исключается в случаях совершения определенных видов преступлений. Например, в США требуется согласие палаты на арест ее члена, если ему инкриминируется государственная измена, тяжкое преступление или «нарушение мира», которое квалифицируется как уголовно-наказуемое проступок.

В таких европейских странах, как Албания, Беларусь, Болгария, Ирландия, Турция и Хорватия, депутатский иммунитет не распространяется на случаи совершения любого тяжкого преступления.

В Сербии, Словении и Черногории согласие парламента на арест депутата и привлечения к уголовной ответственности (в Македонии — только на арест) не нужна, если наказание за преступление может составлять пять лет лишения свободы.

В Финляндии и Швеции арест депутата без согласия парламента возможен, если его деяния квалифицируются как преступление, за совершение которого предусмотрено лишение свободы на срок не менее шести месяцев и два года соответственно.

Почти во всех странах мира депутат не имеет иммунитета от задержания и ареста в случае delicto flagrante , то есть на месте вероятно совершенного им преступления.

Учитывая то, что депутатский иммунитет не считается личной привилегией и имеет функциональное назначение, исключается отказ от него без соответствующего решения со стороны парламента. В Европе единственным исключением из этого правила является практика Швейцарии.

Источник