Что такое иммунитет как объяснить ребенку

Что такое иммунитет как объяснить ребенку thumbnail

Почему весной тема иммунитета особенно актуальна?

Весне предшествует зима с её холодами, сниженной солнечной активностью, отсутствием в ежедневном рационе свежих ягод, разнообразных овощей и фруктов. Весна — период адаптации нашего организма к другим условия существования, когда особенно важно внимательное отношение к своему иммунитету. Но сегодня, на фоне пандемии, эта проблема становится еще более острой, заставляя человека отнестись к своей защите и тем более защите своих детей особенно серьезно.

Что такое иммунитет?

Говоря простым языком, иммунитет — это защита нашего организма от всего чужеродного: бактерий, паразитов, вирусов, грибов, и даже клеток, которые мутировали внутри организма или клеток иммунной системы, вызывающих аутоиммунные заболевания. Так наш организм обеспечивает постоянство внутренней среды.

Неспецифический и специфический иммунитет.

Неспецифический иммунитет еще называют врождённым, так как он является некоторым исходным показателем невосприимчивости организма к тем или иным инфекциям; у ребенка первые годы жизни он формируется благодаря материнскому молоку. Специфический, или приобретённый, «нарабатывается» в течение жизни человека и представляет собой некую память о контакте с той или иной патогенной инфекцией.

Почему дети болеют чаще? Особенности детского иммунитета.

Формирование иммунитета у детей — процесс длительный и складывается из нескольких критических периодов, чаще всего выделяют пять основных: до 28 дней жизни, до 4-6 мес., до 2 лет, до 4-6 лет, до 12-15 лет.

  • Иммунитет новорожденного наиболее уязвим, так как обеспечивается грудным молоком матери. Во время кормления младенец получает не только питательные вещества, но и защиту: антивирусные, антипаразитарные факторы, лейкоциты, ряд антиинфекционных элементов, а также иммуноглобулины класса А (IgA отвечают за местный иммунитет: слизистые оболочки респираторных органов, полостей, кожа). Особенностью иммунитета в первые несколько дней жизни является очень высокая чувствительность к вирусным инфекциям, так как антитела матери эту защиту не обеспечивают.

  • Для второго периода характерно разрушение материнских антител и постепенная наработка собственных. Иммунитет ребенка начинает знакомится с патогенами, но пока без запоминания перенесенного заболевания (нет вторичного иммунного ответа). Недостаточность местного иммунитета этого периода объясняет высокую чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям.

  • Особенности третьего периода связаны с тем, что ребенок в возрасте до 2 лет становится более активным и любознательным, начинается социализация и изучение всего вокруг. Врожденный иммунитет по-прежнему несовершенен и только запускается процесс формирования приобретенного иммунитета (вырабатываются антитела к некоторым вирусам и снижается риск повторного заболевания) на фоне возрастающей угрозы извне. По иммунобиологическим характеристикам большая часть детей этого возраста не готова к детскому саду.

  • Иммунитет ребенка в четвертом периоде уже по многим показателям становится похож на взрослый, однако по-прежнему уязвим. Особенностью возраста 4-6 лет являются частые гельминтозы, что становится причиной высокого риска развития аллергий.

  • Кризис пятого периода связан с бурной гормональной перестройкой на фоне полового созревания подростка. На силу иммунитета значительно влияет уменьшение объёма лимфоидных органов. В этом возрасте подростки проявляют повышенный интерес к алкоголю, курению и другим ксенобиотикам, многие рано включаются в половую жизнь. Этот опыт тоже наносит определенный урон иммунной системе, повышая частоту вирусных инфекций и риск формирования хронических заболеваний.

Из вышесказанного следует, что иммунитет ребенка отличается от иммунитета взрослого своей незрелостью и это по большей части вопрос времени, но нельзя исключать факторы, способствующие его ослаблению.

Реабилитация. Общие рекомендации.

1. Питание. Детский рацион должен быть сбалансирован как по макро-, так и по микронутриентам, необходимо учитывать специфику физиологических процессов детского организма, постоянно помнить, что ребенок растет и именно в детстве получает основы правильного пищевого поведения, а значит, и своего здоровья в будущем.

2. Режим сна и бодрствования. Соблюдение примерной продолжительности этих периодов помогает предупредить переутомление детского организма, а также сбалансировать активность и отдых в течение дня.

3. Микроклимат в семье. Огромное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка оказывает атмосфера в семье. Добрые отношения между родителями и их конструктивное взаимодействие с ребенком создают максимально комфортную домашнюю обстановку, формируют чувство защищенности. Не менее важно и согласование политики в вопросах воспитания, она должна быть одинаковой с обеих сторон.

4. Свежий воздух и физическое здоровье. Спорт должен соответствовать возрасту и состоянию здоровья. В качестве дополнительной физической активности прекрасно подойдут танцы, гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе. Регулярные прогулки и солнечные ванны будут способствовать синтезу витамина D.

5. Витаминно-минеральные комплексы. Сегодня обогащение рациона дополнительно витамина и минералами является необходимостью, так как наблюдается выраженная тенденция снижения пищевой ценности продуктов питания

Что предлагает компания Артлайф для здоровья детей?

Дискавери Отличник — витамины, минералы, высокоактивные ферменты, растительные экстракты. Идеальная формула для физического и психоэмоционального здоровья ребенка. Способствует полноценному росту и развитию, улучшает когнитивные функции, укрепляет иммунитет.  

Лецитин-гель с витаминами — лецитин, витамин D и витамины группы В. Лецитин — это энергетический «моторчик», питающий все клетки организма и заряжающий их бодростью.

Весёлые витаминки — витамины А, Е, D и витамины группы В. Уникальной комплекс без аналогов на рынке. Выпускается в форме геля с разноцветными шариками.

МультиМегин — Омега-3 жирные кислоты, витамины и лютеин — способствуют гармоничному развитию всех систем организма ребенка.

Панбиолакт Кидс — восстановление микробиоценоза кишечника у детей с 3-х лет, помогает поддержать пищеварительную и иммунную систему в период адаптации ребенка к детскому саду или школе, профилактика кишечных расстройств и дисбиозов.

Читайте также:  Анализы крови при сниженном иммунитете

МультиЛиз — метабиотик нового поколения, уникальный напиток на основе ферментированного пюре тыквы, лизатов, пребиотиков и комбучи. Подходит детям с ослабленным иммунитетом, с непереносимостью лактозы и молочного белка.

Полезные перекусы: батончики, обогащенные витаминами и микроэлементами, какао с йодом и витаминами, какао с железом и витамином С, высокопротеиновый коктейль для детей, обогащенный витаминами, пищевыми волокнами и ультрализатами.

Источник

Взрослые, и это, к сожалению, типично, задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок начинает часто болеть (по крайней мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие родители думали именно об этом). Остается лишь надеяться на то, что изложенная ниже информация будет получена Вами вовремя…

Никакими закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя. Каждый человек встречается в своей жизни с огромным количеством микробов. А до тех пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет, инфекционные болезни — неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, к которому защиты нет. Поэтому болеют все — и дети, и взрослые.

И совершенно не принципиально — болеть или не болеть. Важно, как болеть — насколько часто и насколько тяжело.

Значение слова «иммунитет» с чисто теоретических, медицинских позиций объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно следующего: иммунитет — это способность организма защищать себя. Защищать от всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей (раковых клеток, например).

Каждой человеческой клетке присуща своя генетическая информация. Это, сложное на первый взгляд, положение, прямо таки вызывает желание либо перестать читать, либо схватить школьный учебник по биологии, дабы срочно восполнить пробелы в образовании. Но тонкости нам не нужны. Принципиально другое: система иммунитета способна анализировать — отличать своих от чужих. А в основе этого анализа — именно генетическая информация. Что-то попало в организм: генетическая информация совпадает — значит свой, не совпадает — чужой. Любое вещество, имеющее чужеродную генетическую информацию называется антигеном .

Система иммунитета в начале обнаруживает антиген, а затем делает все, чтобы этот антиген уничтожить. Для уничтожения конкретного антигена организм вырабатывает совершенно определенные клетки — они называются антитела. Определенное антитело подходит к определенному антигену как ключ к замку, разве что вероятность повторить или подобрать в миллионы раз меньше.

Пример. В организм попал вирус кори. Иммунитет определил, что этот вирус генетически отличается от любой другой клетки человека. Следовательно, это антиген. Началась выработка антител, не просто каких-то там антител, а именно антител к вирусу кори. Антитела нейтрализовали вирус и болезнь закончилась. А иммунитет к конкретной болезни, в нашем примере к кори, остался. Следует знать, что сроки болезни у каждого конкретного ребенка во многом будут определяться скоростью образования и количеством выработанных антител.

Иммунитет к определенным болезням может быть врожденным — часть уже готовых антител достается ребенку от матери и, соответственно, приобретенным, — т.е. таким, который организм выработал самостоятельно.

И еще, очень важная теоретическая информация.

Мы уже поняли, что иммунитет — явление специфическое (четкое соответствие конкретного антигена — конкретному антителу). Но это не всегда так, поскольку система иммунитета имеет на своем вооружении не только антитела. Типичный пример: повышение температуры тела приводит к тому, что в организме начинает вырабатываться особый белок — интерферон. Интерферон уничтожает любые вирусы (и гриппа, и кори, и краснухи), т.е. его (интерферона) действие неспецифично. Система неспецифического иммунитета представлена не только интерфероном — еще пару десятков веществ способен вырабатывать организм.

Главное в этой информации следующее. Если иммунитет постоянно тренируется, то на проникновение антигена он может быстро и сильно ответить, мгновенно выработать все тот же интерферон и болезнь закончится за 2-3 дня. А если интерферона не хватило — придется ждать выработки антител, а на это уже потребуется неделя.

У новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4, в лучшем случае, на 6 (при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его способным бороться с инфекционными болезнями.

На сам процесс формирования иммунитета влияет целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы, так и от течения беременности, особенно от перенесенных в это время инфекций. В то же время, образ жизни уже родившегося ребенка в свою очередь существенно влияет на уровень иммунитета.

Становится понятным, что недостаточность иммунитета может быть врожденной и приобретенной. И первая, и вторая проявляется частыми болезнями, что, вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить — желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что дала Природа новорожденному. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но надо же что-то делать!

Делать надо. А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на фармакологические и физиологические. Фармакологические — это конкретные лекарства, физиологические — это некоторые формы нормального (естественного, физиологического) образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.

Читайте также:  4 недели чтобы укрепить иммунитет

Общий жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы — и легкие, и сердце, и сосуды и суставы и т.д. и т.п. — все это должно работать

Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим, которые чувствуем.

А теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?

· на рост и развитие;

· на двигательную активность;

· на поддержание температуры тела.

Ну, что касается роста и развития, — на это мы особенно повлиять не можем (здесь больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А поддержание температуры тела — одеть или не одеть? А от души накормить и загнать в постель — это как?

Вот и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три — голод, холод и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим экстремизм — не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по 30 км в день и выгонять раздетым на мороз .

Но более важно другое: противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).

Источник

Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Что такое иммунитет ?»

Интеграция образовательных областей:  здоровье, художественное творчество, познание, социализация

Возраст:  старшие дошкольники

Место проведения:  группа

Оборудование:

— картинка с изображением человека

— картинки с изображением рыцаря

— костюм доктора Айболита

— конверт и письмо

— подбор загадок

— картинки,  изображающие название станций

— магнитная доска

— карандаши

— листы бумаги по числу детей

— продукты

— эмблемы

 -картинки режима дня

— две корзины

— запись звуков автобуса

Цель:

 -знакомство с понятием «иммунитет»;

— закрепление представления о нормах здорового образа жизни. Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

— развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Развивающие задачи:

— развивать психические процессы : логическое мышление, внимание , память.

Обучающие задачи:

— совершенствовать гигиенические навыки;

— содействовать расширению  представлений о здоровом образе жизни;

— совершенствовать технику рисования;

— формировать умение создавать выразительные художественные образы в рисунке.

СОДЕРЖАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬ.  Здравствуйте, ребята! Как часто мы говорим это слово. А кто скажет, что оно обозначает?  (Ответы)

Ребята, что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, доспехи, щит). Давайте посмотрим на картинку с изображением рыцаря.

А что помогает защищаться от невидимых врагов — болезней? (лекарство, иммунитет). Молодцы!

Иммунитет для человека – это невидимый щит, который не подпускает болезни к организму.

Если щит и доспехи сделаны из железа, то из чего состоит иммунитет, почему есть люди, которые никогда не болеют, а есть болеющие часто?

На эти вопросы мы попробуем ответить с вами, отправившись в путешествие в волшебную страну Здоровья. А помогать нам будет сказочный герой, который вот-вот придет в группу.

Угадайте, кто такой?

Добрый врач, бывалый врач,

Чуть услышит детский плач

В ранний час и в полночь

Поспешит на помощь

Он излечит, исцелит

Добрый доктор …. (Айболит)

Появляется доктор Айболит (переодетый воспитатель).

АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, туда ли я пришел? Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята старшей группы детского сада собрались в прекрасную страну Здоровье (дети отвечают, что Айболит пришел правильно).   

Показывает детям картинку с изображением человека (ребенка). Ребята, кто изображен на картинке? (ребенок, человек).

Скажите, ребята, а вы знаете, что нужно для того, чтоб человек был здоровым, сильным? (хорошо кушать, делать зарядку, заниматься спортом).  Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение.

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар

Не глобус это, не арбуз.

Здоровье! Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

А как? Сейчас я вам скажу,

Что знаю сам – все расскажу.

АЙБОЛИТ:

Угадайте,  на чем мы отправимся в путешествие?

Дом по улице идет,

На работу нас везет

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках (автобус)

Ребята, занимайте места, отъезжаем (дети садятся на заранее поставленные стулья и «едут» под звуки автобуса)   Первая станция, на которой мы остановимся, называется…  А вот как она называется, нам поможет угадать загадка.

Руки врозь, а ноги вместе.

Бег, потом прыжки на месте.

Рассчитались по порядку,

Вот и кончилась …. (зарядка)

АЙБОЛИТ:  Это замечательно!  Зарядка – это розовые щечки,  это когда мы сильные, ловкие,   смелые и веселые.  А вы, ребята,  делаете по утрам зарядку?  (ответы детей) А какие упражнения вы делаете, может мне кто-то из вас покажет? (дети показывают). Какие вы ловкие!

Читайте также:  Какой препарат для повышения иммунитета у детей

Я хочу показать вам свою зарядку.

Дети выполняют зарядку.

ЗАРЯДКА

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки )

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

Молодцы! Зарядка – это одно из условий иммунитета.

АЙБОЛИТ: Ребята, отправляемся дальше.

АЙБОЛИТ: Интересно, ребята,  а это что за станция? ( ответы детей)

Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, как называется эта станция.

По будильнику встаю,

Одеваюсь, чай я пью

И вприпрыжку в детский сад,

Там играть я очень рад

После сада погуляю,

Дома в мячик поиграю,

Все я выполняю сам

Каждый день как по часам

Коль по времени мы спим,

Соблюдаем мы …(режим)

АЙБОЛИТ: Да, эта станция называется «Режим дня».

И я предлагаю, ребята, составить режим дня.

У меня есть картинки, я вам их сейчас раздам.  Рассмотрите их,  потом обсудите  друг с другом, что было утром, днём и вечером. Затем встаньте в колонну  в соответствии со своей картинкой слева направо — утро, день, вечер, ночь.

Дети обсуждают картинки и строятся.

Идет проверка.

АЙБОЛИТ: Соблюдение режима – это тоже то, из чего строится наш иммунитет.

А мы отправляемся дальше.

Интересно, какая следующая станция нас ждет?  А пока мы едем, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я к вам спешил, ребята, я по дороге встретил одного мальчика, который, как мне показалось, никогда не видел себя в зеркале. Он узнал, что я спешу к вам в детский сад и передал для вас письмо.

АДРЕС: Детский сад, старшая группа

КОМУ: Ребятам старшей группы,  которые отправляются в страну Здоровье (полезные советы для чистюль).

Я думаю, что мои советы помогут вам:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо …

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

АЙБОЛИТ: Ребята, а вы как думаете, для чего мы с вами умываемся? (ответы детей).

Полезный мальчик дал нам совет? (ответы детей). Вы правильно думаете!

Грязная одежда,  грязная кожа — слабое здоровье, а значит и иммунитет.

АЙБОЛИТ: А ведь в грязи живут микробы, они могут навредить здоровью.

Ребята, а давайте нарисуем микробов. Мальчик увидит, какие они страшные,  поймет,  какие они опасные, и  будет всегда умываться. Подумайте, каким цветом вы будете изображать микроба.  ( Дети рисуют микробов, затем  работы выставляют на мольберт. Обсуждение работ).

АЙБОЛИТ: А нам пора отправляться в путь. 

Следующая станция называется «Продукты».

Ребята, а вы знаете, что продукты бывают полезные и не очень полезные. ( ответы детей) Я принес вам эти продукты, давайте их рассмотрим. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Магазин». Вы  объединитесь в две команды. На столе – продуктовый прилавок. Одна команда пойдет в магазин покупать в корзинку полезные продукты, а другая команда   будет искать вредные для здоровья продукты.  

(Дети играют. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры).

АЙБОЛИТ: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Что же вы нового для себя узнали? 

Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым, заработать иммунитет? (ответы детей).

Я  хочу  напоследок с вами поиграть в игру и проверить, что же вы  запомнили. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Послушайте  правила игры. Вы слушаете вопросы, которые я задаю, если ответ неправильный, то вы  молчите, а если правильный — отвечаете фразой: «Это я,  это я, это все мои друзья!»

Кто из вас из малышей,

Ходит грязный до ушей?

Кто одежду «бережет»-

Под кровать ее кладет?

Кто ложится рано спать

В ботинках грязных под кровать?

Кто из вас не ходит хмурым,

Любит спорт и физкультуру?

Вместе с солнышком румяным

Просыпаюсь утром рано,

Заправляю сам кроватку

Быстро делаю зарядку?

АЙБОЛИТ: Отлично, вы запомнили все правила, которые нужны для того, чтобы быть здоровым! Молодцы!

Ребята!  Здоровье —  наше самое главное богатство, мы все его получаем в подарок при рождении и должны его сохранять, беречь. Здоровье каждого — богатство всех! Не забывайте об этом! Хорошо в стране Здоровья, но вам пора в детский сад.

Я прощаюсь с вами, но обязательно приеду к вам снова. На прощанье я всех посвящаю в ученики своей школы Здоровья (вручает эмблемы) А вы, ребята, можете дома нарисовать страну Здоровье и  через  воспитателя  отправить мне.

Кому было интересно и весело сегодня возьмите «весёлую витаминку» , а кто скучал и ничего не понял – «грустную таблетку».

Источник