Что значит депутатский иммунитет
Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.
Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.
Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.
Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.
Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.
Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».
Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.
Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».
Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.
Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.
В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:
а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
б) ежегодный оплачиваемый отпуск;
в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;
г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;
е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;
ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;
з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;
и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.
Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.
В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.
По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:
1) трудо-правовые гарантии;
2) гарантии социального обеспечения;
3) жилищно-бытовые гарантии.
1. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
2. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:
а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
3. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
4. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
6. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Открыть полный текст документа
Yaroslav Bogun · 18 апреля 2016
7,5 K
Студент юридического факультета НИУ ВШЭ
Неприкосновенность — это особый правовой статус, предоставляющий лицу дополнительные гарантии при привлечении к публично-правовой ответственности (уголовной или административной; впрочем, в других странах, кроме России и бывшего СССР, эти два вида ответственности, как правило, не так строго разделяются).
Лучше запомнить и понять, в чем выражается неприкосновенность, можно с помощью простой формулы: «Неприкосновенность не равно безнаказанность». Лицо несет ответственность по тем же основаниям и за то же деяние, что и любое другое (причина этому — в равенстве всех перед законом и судом); меняется (усложняется) лишь процедура.
Причина существования неприкосновенности — в необходимости обеспечить лиц, осуществляющих публично значимые задачи, дополнительным инструментом, позволяющим обеспечить более эффективное выполнение ими этих функций. Осуществляющие публичное преследование органы могут быть недовольны решением, которое принял депутат, его публичным выступлением, в общем, его депутатской позицией; или судебным решением, которое вынес судья. В таких случаях органы соответствующей власти (к примеру, в случае с депутатом Госдумы сама Госдума, в случае с судьей — квалификационная коллегия судей) проверяют, обусловлено ли обвинение в адрес этого лица реальными данными о том, что этим лицом могло быть совершено преступление/правонарушение; предоставляют ему возможность высказаться, почему в отношении него (нее) осуществляется преследование, если он(а) полагает, что это связано как раз с осуществлением ей публичных функций.
Неприкосновенность судей, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации установлена Конституцией и является примером самой высокой дополнительной гарантии при осуществлении преследования; законом могут быть установлены и меньшие гарантии для отдельных категорий лиц. К примеру, в отношении следователей, прокуроров и адвокатов уголовное дело может быть возбуждено только руководителем следственного органа Следственного комитета по соответствующему субъекту РФ.
А вообще существование институтов дополнительных гарантий при привлечении к ответственности вообще и неприкосновенности в частности свидетельствует о несовершенстве процедуры привлечения к ответственности. В идеале и обычные процедуры преследования должны давать лицу полноценную возможность защититься от несправедливых обвинений. Наличие в законе и Конституции указаний на неприкосновенность отдельных категорий лиц красноречиво показывает, что в России на данном этапе развития правоохранительной и судебной систем это невозможно. В Соединенных Штатах, к примеру, никакой неприкосновенности ни у судей, ни у членов Конгресса нет (у последних есть только право выступать в Конгрессе и голосовать, даже если они находятся под стражей).
В отношении депутатов нельзя возбуждать уголовные дела без согласия Думы, их нельзя привлекать к административной ответственности, их машины нельзя досматривать. В случае задержания, они должны быть немедленно отпущены. Такой же неприкосновенностью обладают президенты, сенаторы, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты и т.д. То есть представители судебной и законодательной власти. Что интересно, у мэров и министров нет такой неприкосновенности
То есть они могут творить все что хотят и им за это ничего не будет?
Когда человек вправе не подчиняться диктатуре государства?
Человек не то чтобы в праве, человек обязан сопротивляться диктатуре, угнетению, манипуляциям, как на бытовом уровне, так и в плане отношений с государством.
Я так считаю потому, что любой прогресс возможен только в борьбе, яростном желании и страсти, всё остальное — полумеры и отговорки, т.е. даже если кажется, что происходит в состоянии стагнации что-то хорошее, скорее всего, это не более чем отголоски предыдущих свершений, которых хватило на содержании этой самой стагнации.
А обязан потому, что ему природой/богом предписано эволюционировать, а эволюция и развитие, как я уже сказал, возможны только в борьбе и опыте.
Прочитать ещё 3 ответа
Является ли отмена депутатской неприкосновенности на Украине нарушением равенства ветвей власти с увеличением влияния исполнительной?
dreamfreedom.ru t.me/politdela
Нет, это является утверждением принципа верховенства закона, в соответствии с которым власть ответственна перед законом так же, как и простые граждане. Ни для кого не должно быть исключений.
Чиновники ведь не имеют — и не должны иметь! — иммунитета. Как и судьи.
Что такое иммунитет? Это — защита. От кого? От действий правоохранительной части исполнительной власти. Но само наличие иммунитета предполагает неправомерность действий правоохранителей. Если так, тогда надо в первую очередь думать не об иммунитете представителей граждан во власти, а о защите самих граждан.
Хочется верить, что снятие иммунитета с депутатов приведёт не только к уменьшению коррупции, но и к большему контролю за правоохранительными органами и обеспечению соответствия их деятельности закону, исключению произвола с их стороны.
Прочитать ещё 1 ответ
Существуют ли исследования политических взглядов и установок несовершеннолетних россиян?
Исследований о политических взглядах и поведении российской молодежи не очень много, но они есть. Довольно давно и постоянно изучает молодежь в российских регионах Центр молодежных исследований НИУ-ВШЭ (этот центр изучает все, не только протестные формы политической активности – здесь проводили исследования и «Наших», и ультраправых, и волонтеров). Молодежь всегда была активна и даже политизирована, однако, в менее заметных стороннему наблюдателю формах. Появления представителей разных политизированных групп и тусовок в общественных пространствах и на виду у всех часто вызывает удивление, хотя происходит довольно регулярно: молодые националисты со своими акциями за ЗОЖ, «нашисты» и «белоленточники» одного возраста, сталкивающиеся на площадях Москвы. Интерес к политической жизни молодежи у исследователей особенно активизировался после Болотных протестов, «подпортивших» миф о политической пассивности не только молодежи, но и россиян в целом (ниже я привожу пару публикаций, возникших на этой волне). Сюрпризом стало то, что молодежь может выражать свой протест политически и в тех же пространствах и под теми же лозунгами, которые волнуют и остальных россиян.
Именно в таком порядке обычно и развивается логика качественного социологического исследования: сначала мы наблюдаем что-то неожиданное или непонятное, а потом приступаем к изучению этого явления. В принципе, так же действуют многие социальные науки: занимаются пониманием и объяснением окружающего мира, а не предсказанием и проектированием его. Поэтому ожидать от социологических исследований прямых предсказаний того, как поведут себя люди в будущем, не приходится – это не является непосредственной задачей социологии. Социология (качественная, как минимум) работает с тем, что есть сейчас, и объясняет, почему сейчас что-то происходит (или не происходит). Сложность (или невозможность) предсказания связана с тем, что в качественной социологии допускается индивидуальная свобода действия (agency) – то есть возможность людей переломить существующие тренды или действовать в соответствии с ними.
Главное, что показали существующие на данный момент исследования молодежи, что молодые люди информированы и задумываются о происходящем в стране, а также часто критически относятся к тому, что видят. Но главный фокус в том, что мнение не всегда переходит в действие, поэтому предсказать протест на основании информации о недовольстве нельзя. Например, Дэвид Снайдер и Чарлз Тилли в классической уже работе «Тяготы и коллективное насилие во Франции» показали, что трудная жизнь и жалобы на нее не предсказывают мобилизацию (Snyder, David, and Charles Tilly. «Hardship and collective violence in France, 1830 to 1960.» American Sociological Review (1972): 520-532.) Для того, чтобы недовольство перешло в действие, нужен ряд факторов, полный список которых до сих пор не ясен. Чарлз Тилли, упомянутый выше, считал, что мобилизацию можно предсказать, если опираться на правильную теорию, а именно теорию политических возможностей. Эта теория говорит о том, что люди, как бы плохо им ни было и как бы они ни были критически настроены, не начнут действовать, пока не увидят, что их действие может принести плоды – а это может случиться, когда государство (или другой адресат протеста) ослабело, расколото на внутренние элитные фракции и не может применить репрессии. Для того, чтобы эта теория заработала, однако, изучения только «потенциальных протестантов» недостаточно, нужно понимать, как работает государство.
Теорию политических возможностей, однако, тоже подвергли серьезной критике: иногда угроза репрессии действует наоборот – стимулирует протест, а не запугивает его (так называемый «парадокс репрессии»). Справиться со страхами и безнадежностью людям помогает солидарность и чувство локтя, а также эмоции – возмущение и оскорбленное чувство справедливости. Например, протесты ЛГБТ-сообщества после рейда полиции в гей-баре Стоунволл Инн в Нью-Йорке в 1969 году произошли «вдруг», в ответ на привычный унизительный визит полиции; часто протесты начинаются после убийств и пыток активистов в полиции, как это было в Египте и других странах «Арабской весны». Эмоциональная динамика такого рода плохо предсказывается, поскольку развивается достаточно стремительно. И только постфактум исследования могут зафиксировать эту мощную силу и показать, как она позволила людям сделать такое, о чем они в «спокойном» состоянии даже подумать боялись.
Исследования молодежи в политике:
Ерпылева, Светлана. ««Родители меня не отпускали»: протестная политизация подростков в деполитизированном обществе.» Социология власти 4 (2013).
Ерпылева, Светлана. «На митинги я не ходил, меня родители не отпускали»: взросление, зависимость и самостоятельность в деполитизированном контекст» В кн. «Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011—2013 годов.» (2014).
Krivonos, Daria. «State-managed Youth Participation in Russia: The National, Collective and Personal in Nashi Activists’ Narratives.» Anthropology of East Europe Review 33.1 (2015): 44-58.
Krivonos, Daria. «And After That We All became Like Brothers Emotions, Affectivity and Communication in a Pro-governmental Youth Movement in Russia.» Young 24.2 (2016): 102-117.
Omelchenko, Elena, and Guzel Sabirova. «Youth Cultures in Contemporary Russia: Memory, Politics, Solidarities.» Eastern European Youth Cultures in a Global Context. Palgrave Macmillan UK, 2016. 253-270.
Желнина, Анна. «Свобода от политики: «обычная» молодежь на фоне протестов.» Социология власти 4 (2013).
Прочитать ещё 2 ответа
«Наказывай не только за проступок, но и за намерение»
Как вы понимаете это утверждение?
юрист, меломан, певун, любитель искусства, человек
Ответ выше совершенно некорректен. Намерение в юриспруденции — синоним слову умысел. Так вот, наличие одного умысла, лишенного реализации, то есть когда объективная сторона не реализуется, нет деяния (не совершаются действия и бездействия, являющиеся элементом состава преступления), не может быть преступным! Человек решил обокрасть своего соседа, но никаких действий не предпринял, просто написал на бумажке — что, наказывать его? Глупость!
Вы описываете деяние, когда субъект претворяет объективную сторону, не вводите людей в заблуждение! Это стадии совершения преступления, разграничение оконченных преступлений и неоконченных (приготовление, покушение, оконченное преступление). К слову, за неоконченное преступление также далеко не всегда привлекают к ответственности. Зависит от объекта, на который покушаются, от общественной опасности преступления.
Наказание за намерение — категория вне юриспруденции (я не буду говорить сейчас о тоталитарных государствах и иже с ними). Это может быть методой воспитания, элементом мировоззрения, что-то, касающееся нашей бытовой жизни (и пусть каждый сам рассудит, насколько это полезно, нужно в жизни, правильно). Но выводить это в сферу права не следует.
Прочитать ещё 2 ответа