Дети иммунитет учебный год
Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.
Что такое иммунитет и как он работает
Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.
При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.
Какие органы формируют иммунную систему
Прямое влияние оказывают:
- вилочковая железа;
- костный мозг;
- эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
- лимфоидные образования кишечника;
- лимфатические узы;
- селезенка.
Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.
Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).
Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.
Виды иммунитета
Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.
В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.
Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.
Про иммунитет — Школа доктора Комаровского
Мнение эксперта
Ирина Катыкова
Врач-педиатр, детский невропатолог
Задать вопрос
У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!
Пять критических периодов в жизни ребенка
Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.
Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.
Стадия | Возраст ребенка | Что происходит с иммунитетом | Риск для здоровья |
1 период развития | Первые 29 дней жизни | Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек. | Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови. |
2 период развития | 3-6 месяц | Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. | Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное). |
3 период развития | С 6 до 24 месяцев | Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. | Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями. |
4 период развития | 4-6 лет жизни | Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. | Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте. |
5 период развития | 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. | Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. | Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией. |
Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).
Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.
Что вредит детскому иммунитету
Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.
Что вредно ребенку:
- Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
- Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
- Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
- Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.
Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.
Рейтинг: 4.7, Голосов: 14
Несмотря на продолжающуюся пандемию коронавируса, в этом году учебный год в школах начнётся 1 сентября. Вместе с тем, как заявил министр просвещения России Сергей Кравцов, в первый день осени состоятся школьные линейки. Пройдут ли они в традиционном формате — пока вопрос открытый, однако уже известно, что обучать детей будут очно. NEWS.ru выяснял, как подготовить иммунитет ребёнка к возвращению во «второй дом».
Готовить ребёнка к будущему учебному году нужно с учётом его физического здоровья, отметил в беседе с NEWS.ru главный педиатр департамента здравоохранения Москвы Исмаил Османов. Прежде всего, нужно оздоравливать детей в рамках климатогеографических условий. А также умерить количество времени, которое школьник тратит на общение с гаджетами.
Это там, где возможно пребывание на солнце, на море, закаливающие процедуры, занятия физической культурой, на даче. Безусловно, при этом должно быть полноценное питание, рациональное сочетание режима сна и отдыха. Для детей, у которых есть отклонения в состоянии здоровья, вот эти принципы тоже могут иметь место.
Исмаил Османов
главный педиатр департамента здравоохранения Москвы
По словам эксперта, также нужно соблюдать календарь прививок. Вспышек коронавируса в школах не ожидается, добавил он. Однако обычно при возвращении детей в учебные учреждения риск заражения вирусными заболеваниями повышен.
Течение COVID-19 у детей несколько отличается от того, как это происходит у взрослых людей. Например, в детском возрасте на порядок меньше тяжёлых случаев заболевания, в том числе необходимости подключения к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Также дети чаще болеют бессимптомными и лёгкими формами инфекции, у них более благоприятный прогноз по исходу болезни.
Трудные правила
В начале июля стало известно о том, что Роспотребнадзор подготовил новые правила работы образовательных организаций. В частности, в школах должны бесконтактным способом измерять температуру и изолировать учащихся с признаками ОРВИ. При входе в здание нужно соблюдать социальную дистанцию. В помещениях же следует проводить регулярную уборку с дезинфицирующими средствами. Разработанные правила действуют до начала следующего года.
По школе соскучились не только дети, но и учителя. Тем не менее пока остаются вопросы по поводу соблюдения санитарных норм, рекомендованных Роспотребнадзором, рассказала NEWS.ru заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения, председатель совета Академической гимназии № 56 народный учитель России Майя Пильдес.
Всё, что предписано Роспотребнадзором, нужно максимально выполнить. Там есть, к сожалению, такие требования… Конечно, мы не можем сократить количество учащихся в классах, это совершенно нереально. В большой школе, например, очень трудно осуществить поэтапный вход учащихся. Есть такие сложности, которые нужно преодолеть. Мы будем думать. Многое мы уже сделали. У нас есть приборы для измерения температуры, для дезинфекции рук, воздуха. Конечно, мы будем стараться делать всё возможное и невозможное.
Майя Пильдес
заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения, народный учитель России
Она добавила, что школьники не могут сидеть на уроках в масках и писать в перчатках. Кроме того, невозможно соблюдать в классах социальную дистанцию. Впрочем, как и на переменах, где ученики вряд ли будут общаться на предписанном расстоянии. Как будет организовываться их питание — тоже пока неясно.
Обучение детей должно быть обязательно очным, подчеркнула Пильдес. Тогда как дистанционное преподавание может быть фрагментарным, оно не способно заменить школу.
Добавьте наши новости в избранные источники
Распорядок дня
Правильный режим ребенка очень важен для его здоровья и подготовки к школе. Заранее спланированный и введенный в жизнь распорядок существенно повлияет на самочувствие и активность ребенка. А также поможет ему быстрее приспособиться к школьной жизни и легче усваивать материалы.
Для того чтобы юный ученик чувствовал себя бодро и все успевал, будет полезно научить его основам тайм-менеджмента или управления временем. Расскажите ему, как важно:
• планировать день заранее;
• не проводить много времени за компьютером или перед телевизором (для детей 7-10 лет – не более 40-60 минут в день, для подростков и старших школьников – не более 3 часов);
• высыпаться;
• ложиться спать и вставать в одни и те же часы;
• находиться на свежем воздухе не менее 2 часов в день;
• заниматься спортом.
Заведите красивый блокнот, где вы вместе сможете составить расписание с распорядком дня. Включите фантазию: разделите активности на блоки, выделите разными маркерами, добавьте рисунки, наклейки. Так планирование превратится в игру, а яркие цвета помогут ничего не забыть.
Здоровый сон
Перед школой особенно важно настроить режим сна ребенка. Лучше сделать это заблаговременно, чтобы ребенок плавно вошел в новый ритм и успел привыкнуть к нему. Норма сна для учеников младших классов составляет не менее 10 часов в сутки. Ночной отдых детей постарше должен занимать поменьше — не менее 8 часов. Дневным сном придется пожертвовать — в школьные будни ребенок уже не сможет дремать посреди дня.
Приучите себя и ребенка рано вставать и так же рано ложиться, чтобы в сентябре организм не страдал от стресса и перестройки режима.
Спорт и активный образ жизни
Польза прогулок на свежем воздухе для детей — неоспоримый факт. Особенно летом, когда можно подольше погреться на солнышке и подышать свежим воздухом. Если в летний период ребенок остался в городе, ходите гулять несколько раз в день. Тем более, летом столько вариантов, чем заняться на улице!
Займитесь спортом всей семьей. Купите ракетки и воланчики, летающую тарелку, волейбольный или футбольный мяч. Катайтесь на роликах или велосипедах. Что бы вы ни выбрали, польза спорта будет заметна уже через пару недель: ребенок подтянется, станет более активным. Кроме того, командные виды спорта или совместные прогулки сделают вас еще ближе и просто подарят хорошее настроение.
На здоровье скажется и польза свежего воздуха — улучшится качество сна ребенка, он станет реже болеть, появятся здоровый румянец и загар.
Закаливание
Закаливание детей летом – один из самых эффективных методов укрепления иммунитета. Наиболее простой и комфортный способ – это проведение контрастных водных процедур. Их суть заключается в поочередном обливании ребенка то прохладной, то теплой водой. Начинать процедуры лучше как раз в летнее время года. Они должны быть регулярными, постепенными и проводится каждый день. Польза закаливания для детей состоит в повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды, особенно к низким температурам.
Но стоит помнить, что любая процедура закаливания должна проводиться, когда малыш полностью здоров.
Привычки
Важный аспект подготовки ребенка к школе — изучение правил личной гигиены. Здоровье ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он их усвоит. Расскажите ему о том, что такое бактерии и вирусы, почему они могут вызвать болезнь, и как с ними бороться. Приучите его мыть руки перед едой и после посещения уборной и прогулок на улице. Антибактериальные салфетки или гель-антисептик с вкусным запахом должны стать верными спутниками вашего ребенка. Положите их в школьный рюкзак. Делать это лучше в игровой форме — так ребенку будет интереснее, и он с большей вероятностью запомнит правила.
Ну а если ребенок уже не первый год в школе, то напомнить ему о правилах личной гигиены тоже будет не лишним.
Прививки
Если ребенок ходил в детский сад, и у него не было индивидуальных противопоказаний против профилактических прививок, то, вероятнее всего, к моменту поступления в школу, он прошел необходимый курс иммунизации. Если же ребенок не посещал дошкольное учреждение, то за графиком вакцинации должны были следить родители и педиатр, наблюдающий малыша.
В настоящее время в России принят национальный календарь прививок, в котором предусмотрены как ежегодные вакцинации против гриппа, так и прививки против наиболее опасных детских заболеваний (кори, краснухи, эпидемического паротита и даже ветряной оспы). Разобраться с тонкостями прививочного процесса поможет доктор, который будет готовить школьную медицинскую карту для вашего ребенка.
Как повысить иммунитет ребенка
К новым условиям адаптируется и иммунитет ребенка. Для того чтобы этот период прошел гладко, следует заранее подготовить местный иммунитет малыша к встрече с новыми инфекционными агентами. Для этих целей следует за 2-3 недели до начала учебного года обратить внимание на местные иммуностимулирующие препараты лизатов бактерий, например, на спрей для носа ИРС®19.
Лизаты — частицы, полученные в результате разрушения клеточной оболочки бактерий, которые при попадании в организм активируют иммунитет. Лизаты не вызывают заболеваний и помогают эффективно бороться с их возбудителями.
ИРС®19 применяется по 1 дозе препарата в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 2-х недель1.
Помните, что подготовка иммунной системы к учебному году требуется не только первоклассникам. Если дети посещают школу, то для профилактики простудных заболеваний курс повышения местного иммунитета не мешает пройти всей семье.