Дипломатические привилегии и иммунитеты международное право

Дипломатические привилегии и иммунитеты международное право thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.

Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].

История института дипломатического иммунитета[править | править код]

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).

Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Читайте также:  Как поднять иммунитет взрослому народными методами

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)

Дипломатические представительства[править | править код]

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]

Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]

  • Главы государств
  • Главы правительств
  • Министры иностранных дел
  • Должностные лица международных организаций

См. также[править | править код]

  • Иммунитет государства
  • Дипломатическое право

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
  3. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
  4. ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
  5. ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
  6. ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
  7. ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
  8. ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
  9. ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.

Источник

Согласно международному и национальному праву диплома­тические представительства и их сотрудники пользуются соответ­ствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Читайте также:  Настой шиповника при повышении иммунитета

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представи­тельства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического пред­ставительства. Под помещениями понимаются здания или их час­ти, используемые для целей представительства, включая резиден­цию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкос­новенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого втор­жения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всяко­го нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажор­ных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения тер­рористами?

Международное право не разрешает использовать институт не­прикосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполни­тельных действий как в мирное время, так и во время вооружен­ных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арен­дованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождают­ся от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипло­матических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительст­ва (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на террито­рию государства пребывания и вывозить с этой территории пред­назначенные для официального пользования представительств то­вары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономиче­ского характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредста­вительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть за­держаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения ка­ких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3. Если ди­пломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила до­рожного движения…

4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уго­ловной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государ­ства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрис­дикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.

5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

1) по частному недвижимому имуществу дипломата, кото­рое находится на территории государства пребывания;

2) по на­следованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

3) от­носящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функ­ций.

6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Одна­ко ничто не препятствует им это делать, если они сами того поже­лают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции.

Читайте также:  Что относится к неспецифическим механизмам иммунитета

7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможен­ными властями государства. Исключение составляют случаи, ко­гда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государ­стве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследст­во и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и воен­ных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус администра­тивно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, ко­торая на последних не распространяется. Обслуживающий персо­нал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от на­логов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Источник

Привилегии (преимущества) и иммунитеты (невосприимчивость к юрисдикции) предоставляются зарубежным органам внешних сношений, их главам и сотрудникам. Историческая основа дипломатических привилегий и иммунитетов – институт неприкосновенности послов. Цель дипломатических привилегий и иммунитетов: для того, чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий интересы государства, могло беспрепятственно осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свободна от контроля со стороны властей государства пребывания. Постоянные представительства государств пользуются привилегиями и иммунитетами, основанными на общепризнанных принципах международного права.

Дипломатическое представительство – это орган государства, а его персонал – сотрудники государственного учреждения, поэтому дипломатические иммунитеты и привилегии можно разделить на две категории: иммунитеты и привилегии дипломатического представительства в целом и личные иммунитеты и привилегии дипломатических работников, членов их семей, административно-технического и обслуживающего персонала.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом – это:

  • – неприкосновенность помещений. Власти государства пребывания ни при каких обстоятельствах не могут вступать на территорию этих помещений, если нет прямо выраженного согласия главы дипломатического представительства (ст. 22 Венской конвенции 1961 г.). Помещения представительства, его транспортные средства, предметы обстановки, другое имущество пользуются безусловным иммунитетом от обысков, реквизиций, ареста и иных исполнительных действий. Неприкосновенность помещений не дает права использовать их в качестве убежища для граждан государства пребывания или граждан третьего государства, преследуемых властями государства пребывания (даже по политическим, расовым, религиозным мотивам). Статья 61 Венской конвенции 1961 г. – помещения дипломатических представительств не могут использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Исключение – латиноамериканские государства, на территории которых в соответствии с нормами Гаванской конвенции 1928 г. принцип дипломатического убежища является общепризнанным и легитимным;
  • – фискальный иммунитет – помещения дипломатического представительства, как собственные, так и арендованные, освобождены от всех государственных, муниципальных, районных сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания;
  • – неприкосновенность архивов и документов не может быть ограничена даже по судебному решению. Вся официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна независимо от ее места нахождения и не подлежит ни вскрытию, ни задержанию;
  • – свобода сношений представительства – для общения со своим правительством, консульствами своего государства и представительствами других государств дипломатическое представительство вправе использовать любые законные средства, включая дипломатических курьеров и отправку шифрованных депеш. Дипломатические курьеры (и обычные, и ad hoc) пользуются иммунитетом до момента доставки дипломатической почты по назначению;
  • – таможенные привилегии – товарам, предназначенным для официального использования представительством, предоставляются льготы при ввозе и вывозе с освобождением от уплаты таможенных платежей;
  • – право пользования флагами и эмблемами своего государства (предоставлено и представительству в целом, и его главе) – на помещении представительства, на его средствах передвижения и резиденции его главы устанавливается атрибутика государства аккредитования. В представительстве можно специально оборудовать помещение для отправления религиозных культов.

Государство пребывания в соответствии со ст. 22 Венской конвенции 1961г. несет специальную обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений иностранных дипломатических представительств от любого вторжения или причинения ущерба, нарушения спокойствия представительства, от оскорбления его чести и достоинства.

Источник