Дипломатический иммунитет в казахстане

Дипломатический иммунитет в казахстане thumbnail

Венская конвенция о дипломатических отношениях гласит, что дипломаты должны уважать и соблюдать законы страны пребывания

Дипломатический иммунитет позволяет должностным лицам других государств стоять над законом страны пребывания. Это общепринятая норма, но не способствует ли такая система росту целенаправленных правонарушений? Человек может осознанно пренебрегать нормами законодательства, и никто не в силах остановить его. Можно не обращать внимания на парковочные талоны, не платить штрафы и оставаться при этом безнаказанным… Правильно ли это?

Дипломаты в чужой стране — лица, как правило, неприкосновенные. Чисто теоретически родина может лишить своего посланника дипломатического иммунитета. Однако на практике такое случается крайне редко. Обычно высылку «чужих» дипломатов из страны связывают со шпионажем, и это называется «деятельностью, несовместимой со статусом дипломата». На все остальные эксцессы закрывают глаза, что и позволяет неприкосновенным гостям получать поблажки, пользоваться привилегиями, а иногда и просто осуществлять незаконную деятельность.

Яркий тому пример — случай, произошедший в начале мая в ФРГ. Германские спецслужбы провели операцию, в результате которой удалось блокировать канал по поставке в страну наркотических средств. Наркотики доставляли сотрудники монгольского представительства под дипломатическим прикрытием, но в этот раз дипломатических наркокурьеров задержали сотрудники немецкой полиции. Когда автомобиль монгольского атташе обыскали, то обнаружили крупную партию героина, общий вес которой составил 70 килограммов. По самым скромным подсчетам, стоимость такого количества наркотических средств составила более трех миллионов евро. Наркотик на эту сумму они спрятали в чемоданы.

Как заявляет германская таможня, автомашину с дипломатическими номерами остановили еще рядом с городом Дрезден. После остановки монгольские дипломаты показали сотрудникам полиции служебные паспорта, а вот открыть багажное отделение автомобиля отказались. Настоять на проверке полицейские попросту не имели права — запрещала конвенция о дипломатической неприкосновенности. В результате с соблюдением всех формальностей машину досмотрели и в багажнике обнаружили чемоданы с героином. Выяснилось, что сами дипломаты, а также их автомобиль прошли аккредитацию только в Турции, поэтому для них статус дипломата на территории Германии был недействительным, следовательно, их смогли привлечь к уголовной ответственности.

Ежегодно тысячи контрабандистов провозят в европейские страны, в частности в Германию, тонны наркотических веществ. Особой популярностью пользуется маршрут из Греции и Албании, там полиция часто и ловит нарушителей.

Как отметили корреспонденты немецкой газеты Bild, только за 2018 год правоохранители изъяли почти шесть тонн каннабиса, кокаина и героина, задержали 498 контрабандистов, большая часть которых ехала в Германию. Курьеры, как правило, вооружены и готовы стрелять, но такой вид контрабанды практически не остается незамеченным. В случае же с дипломатами совсем другая история — шансов проскочить гораздо больше. Но, как стало ясно, далеко не всегда.

Очень нежелательные персоны…

Еще примеры. Ставшие достоянием общественности через прессу.

Нигерийские дипломаты в Лондоне устраивают фиктивные браки, переправляя в Британию соотечественников. Дипломаты Свазиленда угоняют машины. Обычное дело — контрабанда под видом диппочты. По сообщениям британских СМИ, в Соединенном Королевстве хуже всех ведут себя дипломаты из самой религиозной и трезвой страны мира Саудовской Аравии. Оказалось, для них типичны громкие пьяные дебоши и сексуальные приставания к несовершеннолетним.

Дипломатический иммунитет ставит иностранных дипломатов выше законов страны, в которой они живут и работают. Не открывает ли эта система возможности для злоупотребления столь привилегированным положением? Это очень даже возможно, если вы дипломат. Согласно Венской конвенции 1961 года, дипломаты обладают иммунитетом от уголовного преследования в принимающей их стране. Однако с момента своего появления эта система вызывает споры и вопросы. Особенно после таких инцидентов, как убийство в апреле 1984 года около здания посольства Ливии сотрудницы лондонской полиции Ивонны Флетчер. За это преступление так никого и не наказали. Даже несмотря на то, что правительство Каддафи признало ответственность за ее смерть.

Однако та же Венская конвенция 1961 года вручает право принимающему государству в любое время и без объяснения причин объявить кого-либо из дипперсонала другой страны персоной нон-грата. Аккредитующее государство обязано отозвать такое лицо, прекратив его функции в представительстве, иначе государство, в котором дипломат прибывает, может отказаться признавать его дипломатом. Но это очень сложный процесс. Хотя дипломаты и обязаны подчиняться законам принимающей страны, совершение правонарушений не всегда дает основания для их ареста.

Читайте также:  Как поднять иммунитет у двухлетнего ребенка

Впрочем, Венская конвенция не всегда гарантирует защиту. Дипломаты тоже иногда становятся жертвами нападений, а случается, и гибнут. Такие происшествия, как правило, происходят в странах с неустойчивой политической системой. Последний раз подобный случай произошел в 2012 году, когда толпа захватила резиденцию американского посла в Ливии Кристофера Стивенса. По свидетельству ряда очевидцев, его многократно изнасиловали, а затем убили.

Также известен случай, произошедший в Нидерландах, когда поздним вечером 5 октября 2013 года в дверь российского дипломата Бородина позвонили полицейские, затем ворвались в дом и скрутили его. Как только он выразил словесный протест, приведя статьи Венской конвенции, его избили, надели наручники и увезли в полицейский участок. Туда же направили и детей. Лишь в три часа ночи дипломата и его семью выручил из плена дежурный сотрудник российского посольства. Интересен факт, что у четырехлетней дочери Бородина вырвали прядь волос. Этот случай породил грандиозный скандал! Российская сторона потребовала от голландцев «разъяснений и извинений, а также наказания виновных». Но там заявили, что действия голландской полиции были вполне законны, так как соседи Бородиных пожаловались, что те избивают своих детей. А когда полицейские явились к дипломату, тот якобы был нетрезв. Оказалось, что стражи порядка задержали Бородина ради безопасности его же детей! А с извинениями они решили повременить…

Из истории отечественной дипломатии

На дипломатов Казахстана, конечно же, также распространяется конвенция о дипломатическом статусе, которым они «эффективно» пользуются. Вот пример: в 2013 году в той же Германии арестовали двух наших дипломатов — генерального консула Ахата Алпысбаева и его помощника Кайрата Адырова. Их обвинили в организованном ввозе на территорию ФРГ необлагаемых налогом сигарет (табачные изделия там очень недешевы). Спустя два года стало известно об их экстрадиции.

Рашид Рахимбеков был консулом в Индии в 2009-2013 годах. Однако в 2016 году его осудили в Алматы за организацию незаконной миграции. Как сообщали, он выдал гражданам Индии 1700 деловых виз с нарушениями. Рахимбекова приговорили к 1,6 года ограничения свободы и выплате 26 миллионов тенге.

Но не только наши дипломаты отличаются таким поведением. Также достаточно примеров, когда иностранные дипломаты позволяют себе нарушать законы Казахстана.

После того, как полиция задержала водителя Lexus RX300 с одним-единственным «красным» госномером, грубо нарушившего ряд ПДД (езда без переднего госномера, выезд за стоп-линию, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, а также проезд через две сплошные линии и стоянка под знаком «стоянка запрещена»), и когда стало ясно, что этим нарушителем является первый консул Республики Польши в Алматы Радослав Грук, в Казахстане решили пересмотреть применение некоторых пунктов Венской конвенции.

— Венская конвенция о дипломатических отношениях гласит, что дипломаты должны уважать и соблюдать законы страны пребывания. Это главное правило, оно действует, и им должны руководствоваться дипломаты любой страны. Никто не имеет права нарушать законы Казахстана. Это относится и к тому польскому дипломату, поэтому мы разбираемся в этой ситуации, и, конечно, то, что положено по закону, будет исполнено, — сказал министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов.

После этого случая министр предложил внедрение системы электронного взимания штрафов со всех нарушителей ПДД для представителей дипломатического корпуса.

— Некоторые страны считают, что штрафы как раз и являются той мерой, которая должна дисциплинировать дипломатов тоже. ПДД едины для всех, никто не должен здесь выделяться. В США и в Великобритании применяют целую систему штрафов. Мы изучаем их опыт и будем внедрять систему электронного взимания штрафов со всех нарушителей из дипломатического корпуса. Дипкорпус знает, мы постоянно уведомляем их о необходимости соблюдения и уважения наших законов. Безусловно, это охватывает также и соблюдение правил дорожного движения, — выступил Идрисов.

Также он подчеркнул, что еще с конца 90-х и начала нулевых все дипломаты получили указание о строгом соблюдении правил дорожного движения и знают, что при их нарушении полагаются соответствующие штрафы. В основном это штрафы за парковку. Поэтому, если дипломат нарушил правила, он обязан заплатить штраф из собственного кармана, а не за счет бюджета посольства.

Читайте также:  Повысить иммунитет при артрите

Что касается казахстанского законодательства, теперь избежать наказания за нарушения правил дорожного движения не удастся никому: Венская конвенция обязывает иностранных дипломатов строго соблюдать правила и законы страны пребывания. Помимо штрафа нарушителей могут также карать лишением водительских прав.

Относительно дипломатической неприкосновенности — сегодня эта норма вызывает многочисленные споры среди юристов и чиновников разных стран. Многие считают, что эти нормы Венской конвенции устарели и их необходимо пересматривать. Соответственно, дипломатический иммунитет должен быль ограничен и не должен распространяться на гражданские иски. Он должен действовать только в случае уголовного преследования и только в определенных случаях…

Источник

Сагындык
Б.О.

Карагандинский государственный университет, Казахстан

Конституционное и
текущее законодательство Республики Казахстан об институте дипломатического
иммунитета и привилегий

В дипломатической литературе и в
современной практике государств под дипломатическим
иммунитетом и привилегиями подразумевают совокупность, определенный комплекс
особых льгот, прав и преимуществ, предоставляемых иностранным
дипломатическим представительствам, их персоналу и другим лицам, пользующимся по международному праву защитой на территории
государства пребывания, где эти права и преимущества, дополняют друг
друга, неразрывно связаны между собой и
предоставляются одновременно /1, 2/.

Однако с точки зрения теории между понятиями
«дипломатический иммунитет» и
«дипломатические привилегии» существуют определенные различия.

Дипломатический иммунитет — это особое право на
освобождение дипломатов от местной
юрисдикции, неприменимости к ним мер принуждения, предусмотренных внутренним
правом страны пребывания за
нарушение ее законов и правил.

Дипломатические привилегии — это
дополнительные льготы и преимущества, направленные на облегчение работы дипломатических представительств и их персонала.

Иммунитеты и привилегии предоставляются РК дипломатическим представительствам зарубежных государств как во
исполнение международных обязательств, в связи с присоединением РК к
Венской Конвенции о дипломатических
сношениях 1961 года, Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 года
и другим, а также в целях поддержания
стабильных дипломатических отношений с зарубежными странами, в основе
которых лежат принципы уважения суверенитета
других государств, сотрудничества, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, принцип взаимности.

Нормы национального
законодательства об иммунитетах и привилегиях формируются под непосредственным
влиянием норм международного
права. И институт дипломатического иммунитета и привилегий в большей степени, чем другие институты, является отражением взаимодействия международного и
внутригосударственного права. И поэтому правовое регулирование вопросов
дипломатического иммунитета и привилегий в национальном законодательстве можно
всесторонне рассмотреть только через призму международно-правовых норм.

При предоставлении привилегий и
иммунитетов дипломатическим представительствам зарубежных
государств, законодательство РК исходит из Венской Конвенции
о дипломатических сношениях 1961 года, где в преамбуле говорится,
что дипломатические привилегии и иммунитеты «… предоставляются не для выгод
отдельных лиц, а для обеспечения
эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих
государство»/3/.

Поэтому институт дипломатического иммунитета и
привилегий в законодательстве РК, неразрывно
связан с проблемой обеспечения условий
для деятельности иностранных дипломатических представительств в Республике Казахстан.

Другими словами, речь идет
о правовых гарантиях, которые призваны обеспечить спокойные и
нормальные условия для деятельности дипломатических
представительств зарубежных государств и их дипломатов; оградить их от
всяких посягательств на территории РК и от принудительного подчинения
юрисдикции казахстанских органов власти.

Законодательство РК, также как Венская Конвенция
1961 года, подразделяет дипломатические иммунитеты и привилегии на иммунитеты и
привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии
членов дипломатического персонала и их семей.

К
первой категории относятся: неприкосновенность помещений дипломатического
представительства; иммунитеты средств передвижения и имущества; фискальный
иммунитет (налоговые льготы и изъятия); неприкосновенность архивов и
документов; право на беспрепятственные сношения представительства с центральным
ведомством и другими представительствами своего государства; таможенные
привилегии; протокольные привилегии, право пользования флагом и эмблемой
аккредитующего государства.

Из анализа содержания нормативных актов
можно резюмировать, что законодательство РК не допускает возможности
предоставления дипломатического убежища иностранными представительствами на
территории Казахстана.

Недвусмысленная четкая позиция казахстанского
законодательства в отношении вопроса о дипломатическом убежище позволяет
предупредить многие, могущие возникнуть, коллизионные ситуации между государствами,
что в конечном итоге служит сохранению дружественных отношений РК с другими
государствами.

Читайте также:  Укрепление иммунитета у собаки

Касаясь вопросов иммунитета
дипломатического представительства, нельзя не сказать об иммунитете на их средства передвижения и имущество.

В Венской Конвенции о дипломатических сношениях
1961 года говорится: «средства
передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции,
ареста и исполнительных действий»
(ст.22п.3)/3/; «Его (дипломатического агента) бумаги, корреспонденция и … его имущество равным
образом пользуются неприкосновенностью» (ст.30 п.2)/3/. Под имуществом
понимаются и средства передвижения.

Иммунитет средств
передвижения иностранных дипломатических представительств и
дипломатов в Казахстане, как и в других государствах, обеспечивается
присвоением им номерных знаков специальных серий.

Не менее важным является
вопрос о неприкосновенности архивов и документов дипломатического
представительства. Как и неприкосновенность дипломатических
помещений, она носит абсолютный характер и не содержит каких-либо
исключений.

Казахстан берет на себя обязанность
обеспечить освобождение архивов и документов от каких-либо воздействий со
стороны собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, а также
защиту архивов и документов от посягательств
со стороны частных лиц; запрещение их использования местными властями в
судебном или административном разбирательстве, либо для иных официальных целей.

Ко второй группе
дипломатических привилегий и иммунитетов, предусмотренных
Венской Конвенцией 1961 года, относятся личные иммунитеты и привилегии
членов дипломатического персонала и их семей.
Это: неприкосновенность жилища, фискальный иммунитет; таможенные привилегии; иммунитет от уголовной
юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и
административной юрисдикции; освобождение от
личных повинностей.

Фундаментальным принципом и основной нормой
дипломатического права является личная неприкосновенность дипломата.

В юридической литературе, в доктрине международного
права, как известно, предметом острых дискуссий является вопрос об изъятиях дипломатов от гражданской юрисдикции в
сопоставлении с абсолютным
иммунитетом дипломата от уголовной юрисдикции страны пребывания. Позиции
ученых расходятся в вопросе относительно числа и объема исключений их
иммунитета от гражданской юрисдикции и в вопросе о целесообразности этих исключений вообще. Практика государств в этом вопросе
также неоднозначна. Законодательство одних государств как Англия, Франция
устанавливают полный иммунитет дипломатов от гражданской юрисдикции, тогда как
другие государства как Польша, Швейцария,
Норвегия, Индия и другие в своем национальном законодательстве предусматривают отдельные изъятия из иммунитета от гражданской юрисдикции.

Право на дипломатический
иммунитет и привилегии не дает основания дипломатическим
представительствам иностранных государств и их персоналу нарушать
законы страны пребывания.

Конституция РК устанавливает: «1.
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики
Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других
лиц», (ст. 34)/4/.

Нормы международного права о дипломатических
привилегиях и иммунитетах,
трансформированные в национальное законодательство РК, в основном, текстуально воспроизводятся в нормативных
актах РК; в отдельных случаях с более детальной регламентацией тех или
иных вопросов.

При регулировании отдельных
вопросов, касающихся дипломатических иммунитетов и привилегий в
Венской Конвенции 1961 года не предусмотренных, либо теоретически недоработанных
или решенных компромиссно, законодательство РК заимствует
достижения правовых систем и практику ведущих государств.

Если в отдельных случаях
Казахстан идет на ограничение дипломатических иммунитетов и
привилегий, то это проводится на основе международных
документов.

Существенным пробелом законодательства РК
является то, что в Республике Казахстан нет единого нормативного акта,
регулирующего вопросы правового статуса
иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений на территории
Казахстана. Отдельные стороны их
правового положения рассматриваются в
немногочисленных нормативных актах, не имеющих прямого
отношения к иностранным дипломатическим представительствам и консульствам.

Принятие
специального Положения о правовом статусе иностранных дипломатических
представительств и консульских учреждений, пребывающих на территории
Казахстана, позволит урегулировать многие вопросы дипломатических и
консульских отношений Республики Казахстан с другими
государствами, а также основные вопросы дипломатических иммунитетов
и привилегий в РК, что послужит основой для более детального их урегулирования в
двусторонних дипломатических соглашениях РК с другими государствами, четко и
ясно определить позицию Казахстана по ряду вопросов, касающихся статуса дипломатических представительств и
консульств.

Литература:

  1. Левин Д. Б. Дипломатический
    иммунитет, Москва, Ленинград, 1949, С.56;
  2. Ковалев А.А. Привилегии и иммунитеты в
    современном международном праве, Москва, 1986,
    С.83.
  3. www.svobodainfo.org.
    Венская Конвенция
  4. Конституция Республики Казахстан, Алматы, 2004.

Источник