Дипломатический персонал его привилегии и иммунитеты
Под иммунитетом (от лат. immunitas – независимость, неподверженность) понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания; под привилегиями (lex privus) – особые правовые преимущества, льготы.
Теория
В науке международного права термин «иммунитет» подразделяется на иммунитет государства, который вытекает из суверенитета государства, ныне закрепленного в нормах международного права, и дипломатический иммунитет.
Общая характеристика правового содержания иммунитета выражена в известном с давних времен юридическом правиле par in parem non habet imperium (равный над равным власти нс имеет). В свою очередь, известный юрист-международник Я. Броунли, ссылаясь на доктрину суверенного иммунитета, отмечает, что следует различать два принципа, на которых зиждется суверенный иммунитет. Один из них находит свое выражение в правиле par in parem non habet jurisdictionem (равный над равным не имеет юрисдикции), отражает статус равенства, присущий независимым суверенам. Другой принцип, на котором основывается иммунитет, – это принцип невмешательства во внутренние дела других государств. На нем основывается теория абсолютного иммунитета.
Абсолютный иммунитет подразумевает, что государство обладает нравом пользоваться иммунитетом в полном объеме, и он распространяется на любые действия государства. Единственное ограничение такого иммунитета государства возможно только с его согласия. Теория абсолютного иммунитета применялась в течение XIX–XX вв.
Советская доктрина международного права также исходила из теории абсолютного иммунитета иностранного государства, ссылаясь на основные принципы международного права.
Однако во второй половине XX в. законодательство многих государств начало переориентироваться с теории абсолютного иммунитета на теорию функционального иммунитета. Эта теория базируется на разграничении функций государства на публично-правовые (jure imperium) и частноправовые (jure gestionis). В соответствии с этой теорией, если государство осуществляет суверенные (публичные) функции, то оно пользуется иммунитетом. Если же государство заключает торговые сделки, – оно не пользуется иммунитетом.
В доктрине международного права выделены несколько видов иммунитета государства: а) судебный иммунитет, т.е. неподсудность иностранного государства судам другого государства; б) иммунитет от предварительного обеспечительного иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. Совокупность всех видов иммунитета называется юрисдикционным иммунитетом государства.
Комиссия международного права разработала проект новой конвенции о государственных юрисдикционных иммунитетах, в тексте которого нашла отражение практика многих государств по вопросу применения теории функционального иммунитета государств. Проект конвенции был одобрен ГА ООН 2 декабря 2004 г. Данная конвенция, получившая название «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности», на январь 2008 г. не вступила в силу. Вступление в силу этой Конвенции позволило бы разрешить многие спорные вопросы.
Под термином дипломатический иммунитет в широком смысле понимается совокупность иммунитетов и привилегий, предоставляемых главам государств, главам и членам правительств, членам парламентов, дипломатическим представительствам, дипломатическим агентам и их персоналу, консульским учреждениям и их работникам, специальным миссиям, главе и членам миссии, главам и членам делегаций на международных конференциях и в органах международных организаций, международным организациям и их должностным лицам.
Теоретической основой дипломатических иммунитетов и привилегий является так называемая комбинированная теория, состоящая из функциональной и представительной теорий, что нашло подтверждение в преамбуле Венской конвенции 1961 г.
Дипломатические представительства и их персонал наделены по международному праву соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Согласно положениям Венской конвенции 1961 г. привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.
Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.
На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).
Архивы и документы дипломатического представительства также неприкосновенны.
Дипломатические представительства наделены правом на свободное сношение со своим правительством и другими представительствами своего государства с использованием всех подходящих средств, включая закодированные и шифрованные депеши.
Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Разумеется, дипломатическая почта должна содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования, и все, что составляет дипломатическую почту, должно иметь внешние видимые знаки.
Дипломатический курьер пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Аккредитующее государство и глава представительства должны освобождаться от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.
Ввозимые в государство пребывания предметы, предназначенные для официального пользования представительства, также освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.
Вознаграждения и сборы, взимаемые дипломатическим представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.
Дипломатическому представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Что касается иммунитетов и привилегий сотрудников дипломатического представительства, то по Венской конвенции 1961 г. их объем различен для членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.
Члены дипломатического персонала представительства и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетом в полном объеме.
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личную свободу или достоинство.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административной юрисдикции. Он не обязан давать показания в суде в качестве свидетеля, и в отношении него нс могут в принципе приниматься никакие исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов.
Частная резиденция дипломатического агента пользуется такой же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.
Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями, например: косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, сборов и налогов на частный доход, сборов за конкретные виды обслуживания), от всех трудовых и государственных повинностей. От всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, освобождаются ввозимые в государство пребывания предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи.
Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются предусмотренные Венской конвенцией 1961 г. изъятия, причем такой досмотр может производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.
Всеми этими привилегиями пользуются и члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним и не являющиеся гражданами государства пребывания.
Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций (функциональный иммунитет).
Привилегии и иммунитеты административно-технического и обслуживающего персонала представительства у́же. Иммунитет административно- технического персонала от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные им нс при исполнении своих обязанностей.
Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин на заработок, получаемый ими по службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
На основе специальных соглашений между заинтересованными государствами на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала могут быть распространены иммунитеты членов дипломатического персонала. По инициативе СССР такие соглашения были заключены, например, с Великобританией, Канадой и США. Такие соглашения заключили и другие государства.
При проезде дипломатического агента через территорию третьего государства это третье государство должно предоставлять ему и членам его семьи неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения.
Без ущерба для его привилегий и иммунитетов персонал представительства обязан уважать законы и постановления государства пребывания, а также не вмешиваться во внутренние дела этого государства, а помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями. Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
ГА ООН приняла в 1973 г. Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия – участница), в которой подчеркивается не только право таких лиц на специальную защиту, но и ответственность посылающего государства за поведение лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.
Согласно международному и национальному праву дипломатические представительства и их сотрудники пользуются соответствующими иммунитетами и привилегиями.
Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.
Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:
1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.
К иммунитетам и привилегиям дипломатического представительства относятся:
1. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства. Под помещениями понимаются здания или их части, используемые для целей представительства, включая резиденцию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкосновенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.
Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажорных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения террористами?
Международное право не разрешает использовать институт неприкосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.
2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов.
3. Помещения представительств, как собственные, так и арендованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.
4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипломатических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.
Привилегии дипломатических представительств:
1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительства (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).
2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на территорию государства пребывания и вывозить с этой территории предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).
3. Свобода сношений со своим государством, его диппредставительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.
К личным иммунитетам и привилегиям относятся:
1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть задержаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.
2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.
3. Если дипломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила дорожного движения…
4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уголовной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрисдикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.
В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.
5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:
1) по частному недвижимому имуществу дипломата, которое находится на территории государства пребывания;
2) по наследованию, когда дипломат выступает как частное лицо;
3) относящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Однако ничто не препятствует им это делать, если они сами того пожелают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от административной юрисдикции.
7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможенными властями государства. Исключение составляют случаи, когда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.
Привилегии дипломата:
1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государстве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследство и ряда сборов;
2) освобождение от всех трудовых, государственных и военных повинностей;
3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус административно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, которая на последних не распространяется. Обслуживающий персонал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от налогов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства — специальные права и привилегии, предоставляемые в соответствии с международным правом иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам
Для того чтобы дипломатическое представительство как орган, представляющий государство, могло осуществлять свои функции, его деятельность должна быть свободна от контроля властей государства пребывания. Это привело уже в древности к появлению в международном праве института неприкосновенности послов.
Необходимость обеспечить условия для свободного осуществления функций такого специфического органа государства, как дипломатическое представительство, является главным основанием для предоставления этому органу особого статуса. Однако нельзя упускать из виду, что дипломатическое представительство представляет государство и что все привилегии и иммунитеты, которыми оно обладает, вытекают также из основных принципов международного права, регулирующего отношения равноправных и суверенных государств. Эта двуединая природа дипломатических привилегий и иммунитетов зафиксирована в преамбуле Венской конвенции 1961 г., в которую по предложению делегации бывшего СССР было включено также указание на представительный характер дипломатических представительств как на одно из оснований дипломатических привилегий и иммунитетов.
По современному международному праву дипломатическое представительство — орган государства, а его персонал — сотрудники государственного учреждения. В соответствии с этим дипломатические привилегии и иммунитеты разделяются на две категории:привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.
4.2 Привелегии и иммунитеты дипломатического представительства
Неприкосновенность помещенийпредставительства означает, прежде всего, что власти государства пребывания не могут
вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.
Термин «помещения представительства» означает здания
или части здания, используемые для целей представительства,
в том числе резиденцию главы представительства, кому бы ни
принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.
Помещения представительства, предметы его обстановки и другое находящееся в нем имущество, а также средства пере- движения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Однако неприкосновенность помещения представительства не дает права использовать его как убежище для лиц, преследуемых властями государства пребывания. Подобного рода случаи, имевшие место в практике, являются нарушением международного права.
Неприкосновенность архивов и документов представительства состоит в том, что они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения.
Свобода сношений представительства. При сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами аккредитующего государства, где бы они ни находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши. Вся официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров Венская конвенция 1961 г. допускает временных (ad hoc) дипломатических курьеров, которые пользуются иммунитетом только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.
Право пользования флагом, и эмблемой. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.
Фискальный иммунитет. Помещения представительства,
как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех
государственных, районных и муниципальных налогов, сборов
и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.