Для создания активного иммунитета против гриппа используют

Противогриппозные вакцины используются в мире уже более 60 лет, являясь наиболее эффективным способом профилактики гриппа на сегодняшний день. Это показано в многочисленных исследованиях и в России, и за рубежом, согласно которым вакцинопрофилактика в 2,5–4 раза более эффективна, чем профилактика гриппа лекарственными препаратами, стимулирующими неспецифический иммунитет, а также народными средствами.

Фото: Евгений Алексеев

Прививка от гриппа – это введение препарата (вакцины), содержащей инактивированный («мертвый») вирус. Попадая в кровь, препарат «обманывает» иммунную систему, и та принимает «мертвые» вирусы за настоящие, отвечая выработкой защитных веществ – антител. В достаточном (защитном) количестве антитела появляются в крови спустя две недели после прививки от гриппа.

Постоянное обновление состава вакцин позволяет включать в них новые, измененные варианты вирусов, которые практически ежегодно появляются «благодаря» мутациям. Состав вакцин соответствует рекомендациям ВОЗ, которые создаются перед каждым сезоном на основании постоянного мониторинга циркулирующих вирусов.

Прививка от гриппа не повышает иммунитет в обычном (бытующем) понимании, так как не защищает от болезней в целом. Вакцинация формирует так называемый специфический иммунитет, направленный против того возбудителя, который входит в ее состав, и не действующий на другие микроорганизмы.

Для воздействия на вирус гриппа в настоящее время применяются различные противовирусные лекарственные препараты, показавшие свою высокую эффективность. Однако вирусы могут формировать резистентность (устойчивость) к противовирусным препаратам, становясь нечувствительными к проводимому лечению. Вакцинация не только не повышает резистентность вирусов к противовирусным препаратам, но, напротив, позволяет избежать их назначения, снизить потребление таких лекарств и, следовательно, препятствует формированию и распространению резистентности вирусов к применяемым препаратам.

Несмотря на все вышесказанное, существует целое антипрививочное движение, активисты которого – противники вакцинации (не только против гриппа, а любых прививок) – выдвигают множество доводов, аргументов, псевдоаргументов, а зачастую и откровенной лжи. Рассмотрим некоторые, отчасти обоснованные.

Анна Благонравова, доктор медицинский наук, директор НИИ профилактической медицины, профессор кафедры эпидемиологии НижГМА

К примеру, «вакцины не дают полную защиту от болезни, а значит, их можно не применять совсем». Стопроцентной защиты не может дать ни одно лекарство, ни один способ профилактики. Но уже одно то, что прививка позволяет предотвратить тяжелые формы заболевания, говорит в ее пользу.

Другое утверждение: «Вакцины содержат в своем составе вредные вещества, которые отравляют организм». Действительно, в составе вакцин содержатся консерванты и другие вспомогательные вещества. Однако вакцины проходят многочисленные доклинические и клинические испытания, как и все прочие лекарства. Если бы у них был обнаружен чрезмерный токсический эффект, они не смогли бы пройти эти испытания и выйти на рынок. Частота побочных эффектов у вакцин такая же, как и у обычных лекарств, а большинство осложнений, частота которых не превышает одного случая на 10 тысяч привитых, не представляют серьезной угрозы здоровью.

Безусловно, существуют противопоказания к прививке, большинство которых имеют относительный характер. Конечно, не следует прививаться во время острого периода болезни, при плохом самочувствии. Беременность не является противопоказанием к вакцинации против гриппа, но вакцинация беременных требует особенных подходов. Они разработаны, апробированы и уже показали свою безопасность и эффективность. То же касается ослабленных, часто болеющих, имеющих хронические заболевания детей. В любом случае, прежде чем принять решение о возможности вакцинации, следует проконсультироваться со специалистом.

Массовая вакцинация от гриппа создает так называемый «коллективный» иммунитет. Чем больше среди населения иммунных (невосприимчивых к вирусу гриппа) людей, тем выше коллективный иммунитет и тем меньше вероятность заболеть у каждого отдельного человека, встретившегося с вирусом.

В истории есть только один пример избавления человечества от инфекционной болезни в результате вакцинации. Благодаря успехам иммунизации против натуральной оспы 8 мая 1980 года была принята Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения о ликвидации оспы. Последний в мире случай заражения оспой естественным путем был обнаружен 26 октября 1977 года в Сомали.

Однако в настоящее время медицинское сообщество весьма осторожно в оценках возможности, а главное – целесообразности ликвидации инфекций. И эта история точно не про грипп. Избавить человечество от гриппа при помощи вакцинации невозможно, а вот уменьшить заболеваемость, частоту тяжелых, осложненных форм и летальность – можно и нужно. Я и моя семья ежегодно прививаемся от гриппа.

Анна Благонравова, интервью изданию «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде».

Источник

Иммунотерапия- метод лечения, при котором осуществляется воздействие на иммунную систему : подавление иммунного ответа (иммуносупрессия), стимуляция ответа (иммуностимуляция), восстановление иммунодефицитов (иммунокоррекция). В прикладном, более узком смысле иммунотерапия использует специфические методы серотерапии (применение иммунных сывороток, иммуноглобулинов), вакцинотерапии (лечебные вакцины), иммунокоррекции (десенсибилизация и др.).

Иммунопрофилактика — способ предупреждения инфекционных заболеваний путем создания искусственного специфического иммунитета. Выделяют вакцинопрофилактику (создание активного иммунитета за счет вакцин, антигенов) и серопрофилактику (пассивный иммунитет за счет введения в организм специфических антител — иммуноглобулинов).

Основную роль в специфической профилактике инфекционных заболеваний имеет вакцинопрофилактика.

Вариоляция — ранее применявшийся способ защиты от натуральной оспы с помощью втирания в кожу небольшого количества заразного материала от выздоравливающих от оспы людей известен с незапамятных времен. В России одной из первых этой процедуре подверглась Екатерина II. Однако способ вариоляции был очень опасным.

Вакцинация. Вакцинацией человечество обязано Э.Дженнеру, который в 1796г. показал, что прививка коровьей оспы — вакцинация (vaccinum — с лат. коровий) эффективна для профилактики натуральной оспы. С тех пор препараты, используемые для создания специфического активного иммунитета, называют вакцинами.

Существует ряд типов вакцин — живые, убитые, компонентные и субъединичные, рекомбинантные, синтетические олигопептидные, антиидиотипические и др.

1. Убитые (инактивированные) вакцины — это вакцинные препараты, не содержащие живых микроорганизмов. Вакцины могут содержать цельные микробы (корпускулы) — вакцины против чумы, гриппа, полиомиелитная вакцина Солка, а также отдельные компоненты (полисахаридная пневмококковая вакцина) или иммунологически активные фракции (вакцина против вируса гепатита В).

Различают вакцины, содержащие антигены одного возбудителя (моновалентные) или нескольких возбудителей (поливалентные).Убитые вакцины как правило менее иммуногенны, чем живые, реактогенны, могут вызывать сенсибилизацию организма.

2. Ослабленные (аттенуированные) вакцины. Эти вакцины имеют некоторые преимущества перед убитыми. Они полностью сохраняют антигенный набор микроорганизма и обеспечивают более длительное состояние специфической невосприимчивости. Живые вакцины применяют для профилактики полиомиелита, туляремии, бруцеллеза, кори, желтой лихорадки, эпидемического паротита. Недостатки — наличие не только нужных (протективных), но и вредных для организма антигенных комплексов (в том числе перекрестно реагирующих с тканями человека), сенсибилизация организма, большая антигенная нагрузка на иммунную систему и др.

Читайте также:  Сколько держится иммунитет после прививки от бешенства

3. Компонентные (субъединичные) вакцины состоят из главных (мажорных) антигенных компонентов, способных обеспечить протективный иммунитет. Ими могут быть :

компоненты структур клетки ( антигены клеточной стенки, Н — и Vi — антигены, рибосомальные антигены);

анатоксины — препараты, содержащие модифицированные химическим путем экзотоксины, лишенные токсических свойств, но сохранившие высокую антигенность и иммуногенность. Эти препараты обеспечивают выработку антитоксического иммунитета (антитоксических антител — антитоксинов). Наиболее широко используются дифтерийный и столбнячный анатоксины. АКДС — ассоциированная коклюшно- дифтерийно- столбнячная вакцина. Полученные химическим путем вакцинные препараты (пример- анатоксины, получаемые обработкой экзотоксинов формалином) называют химическими вакцинами;

— конъюгированные вакцины- комплекс малоиммуногенных полисахаридов и высокоиммуногенных анатоксинов- например, сочетание антигенов Haemophilus influenzaeи обеспечивающего иммуногенность вакцины дифтерийного анатоксина;

— субъединичные вакцины. Вакцину против вируса гепатита В готовят из поверхностных белков (субъединиц) вирусных частиц (HBs антиген). В настоящее время эту вакцину получают на рекомбинантной основе- с помощью дрожжевых клеток с плазмидой, кодирующей HBs антиген.

4. Рекомбинантные вакцины. С помощью методов генной инженерии гены, контролирующие синтез наиболее значимых иммуногенных детерминант, встраивают в самореплицирующиеся генетические структуры (плазмиды, вирусы). Если носителем (вектором) является вирус осповакцины, то данная вакцина будет в организме индуцировать иммунитет не только против оспы, но и против того возбудителя, чей ген был встроен в его геном (если ген HBs антигена — против вируса гепатита В).

Если вектором является плазмида, то при размножении рекомбинантного клона микроорганизма (дрожжей, например) нарабатывается необходимый антиген, который и используется в дальнейшем для производства вакцин.

5. Синтетические олигопептидные вакцины. Принципы их конструирования включают синтез пептидных последовательностей, образующих эпитопы, распознаваемые нейтрализующими антителами.

6. Кассетные или экспозиционные вакцины. В качестве носителя используют белковую структуру, на поверхности которой экспонируют (располагают) введенные химическим или генно- инженерным путем соответствующие определенные антигенные детерминанты. В качестве носителей при создании искусственных вакцин могут использовать синтетические полимеры- полиэлектролиты.

7. Липосомальные вакцины. Они представляют собой комплексы, состоящие из антигенов и липофильных носителей (пример- фосфолипиды). Иммуногенные липосомы более эффективно стимулируют выработку антител, пролиферацию Т- лимфоцитов и секрецию ими ИЛ- 2.

8. Антиидиопатические вакцины. Антиидиотипические антитела содержат “внутренний” специфический портрет антигенной детерминанты. Получают моноклональные антиидиотипические антитела, содержащие “внутренний образ” протективного антигена. Для оптимальных результатов (защиты в отношении возбудителя) необходимо иметь набор МКА против различных антигенных детерминант возбудителя.

В настоящее время в нашей стране производится 7 анатоксинов, около 20 противовирусных и более 20 антибактериальных вакцин. Часть из них является ассоциированными — т.е. содержащими антигены различных возбудителей, или одного, но в различных вариантах (корпускулярные и химические).

Иммуномодулирующая терапия.

Способы иммуномодуляции условно можно разделить на методы иммуностимуляции и иммунодепрессии.

Большинство иммунотропных препаратов подробно описано в фармацевтических справочниках. Однако при их применении необходимо придерживаться некоторых общих правил.

1. Решение о применении препаратов должно базироваться как на клинических проявлениях иммунодефицита, так и на данных лабораторных исследований.

2. Даже при положительном клиническом эффекте обязательно должно проводиться оценка иммунного статуса в динамике.

3. Необходимо строго придерживаться принятых схем и дозировок.

4. Результат действия может зависить как от исходного состояния, так и от дозы препарата, т.е. на один и тот же препарат может быть как стимуляция, так и супрессия.

Иммуностимуляторы. Иммуностимулирующей активностью обладают препараты тимуса и их синтетические аналоги, левамизол (декарис), цитокины, препараты адамантанового ряда, некоторые соли, природные соединения, полиэлектролиты.

К стимуляторам Т- лимфоцитов относятся тактивин, тималин, тимоген, тимоптин, вилозен, декарис, диуцифон, нуклеинат натрия, цинка ацетат, спленин, к стимуляторам В- лимфоцитов — лиелопид, продигиозан, пирогенал. Стимуляторами фагоцитоза являются нуклеинат натрия, метилурацил (последний стимулирует также Т- и В- лимфоциты). К стимуляторам эндогенного интерферона относят дибазол и арбинол. Для заместительной терапии применяют иммуноглобулин для внутривенного введения, пентаглобулин (препарат IgM).

Синтезирован ряд новых препаратов — различные цитокины, иммунофан, полиоксидоний.

Определенным иммуностимулирующим действием обладают биогенные стимуляторы (адаптогены)— экстракт алоэ, ФИБС, стекловидное тело, сок каланхоэ, препараты женьшеня, пантокрина, радиолы розовой, элеуторококка, чабреца, чаги.

Иммунодепресанты.

К препаратам с противовоспалительным и иммунодепрессивным действием относятся глюкокортикоидные гормоны.

Большинство иммунодепрессантов является цитостатиками и часто применяются для химиотерапии злокачественных новообразований. Среди них выделяют антиметаболиты, алкилирующие препараты, антибиотики, алкалоиды и ингибиторы ферментов.

Антиметаболиты чаще всего влияют на обмен нуклеиновых кислот. К антогонистам пурина относятся меркаптопурин и азатиоприн (имуран).

К алкилирующим препаратам относят циклофосфамид, хлорбутин. Основной их мишенью являются белки и нуклеиновые кислоты, с которыми они ковалентно связываются. Нарушаются процессы репликации и трансляции, нарушаются процессы митоза клеток.

Антибиотики. Многие антибиотики оказывают влияние на обмен ДНК и РНК. В наибольшей степени это относится к продуктам деятельности актиномицет- актиномицинам С и Д , а также продукту жизнедеятельности грибов Trihoderma polysporium — циклоспорину. Актиномицин Д тормозит деление клеток и ДНК- зависимый синтез РНК. Актиномицин С является алкилирующим препаратом. Циклоспорин является активным иммунодепресантом, подавляющим клеточные иммунные реакции, в т.ч. реакции трансплантационного иммунитета, ГЗТ, Т- зависимое антителообразование. Механизм его действия связан с подавлением продукции Т- хелперами ИЛ- 2.

Применение иммунодепресантов, особенно цитостатиков, вызывает много осложнений, в том числе угнетение гемопоэза, снижение противоинфекционной и противоопухолевой защиты.

Несмотря на обширный спектр иммуномодуляторов (особенно иммуностимуляторов), подавляющее число из них на практике используется редко. Причины- недостаточная эффективность, побочные эффекты, токсичность, высокая стоимость, недостаточная изученность и др.

Рекомендуемая литература.

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология.- Санкт- Петербург : Специальная литература ,1998.

2. Медицинская микробиология / Под ред. В.И.Покровского, О.К.Поздеева.- М.: ГЭОТАР Медицина , 1999.

3. А.Н.Маянский Микробиология для врачей.- Нижний Новгород : изд — во НГМА, 1999.

4. Проблемы инфектологии / Под ред. С.В.Прозоровского.- М., 1991.

5. Клиническая иммунология / Под ред.Е.И.Соколова.- М., 1998.

6. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б. Борисова.- М., 1984.

Читайте также:  Памятка по укреплению иммунитета

7. Вирусология / Под ред. Б.Филсца, Д.Найпа.- М.,1989.

8. Ярилин А.А. Основы иммунологии.- М.: Медицина, 1999.

9. Галактионов В.Г. Иммунология .- М.: Изд-во МГУ, 1998.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Возбудители гнойно- септических процессов. Стафилококки…………………….3

2. Стрептококки. Гонококки. Менингококки…………………………………………..8

3. Клостридии……………………………………………………………………………13

4. Коринебактерии. Бордетеллы………………………………………………………..18

5. Микобактерии…………………………………………………………………………23

6. Энтеробактерии. Сальмонеллы…………………………………………………… 29

7. Эшерихии и шигеллы…………………………………………………………………34

8. Представители родов Vibrio, Campylobacter, Helicobacter………………………… 39

9. Возбудители сибирской язвы и бруцеллеза…………………………………………46

10.Франциселлы и иерсинии……………………………………………………………51

11.Спирохеты (трепонемы, боррелии, лептоспиры)………………………………… 57

12.Хламидии, уреаплазмы, микоплазмы……………………………………………… 64

13.Миксовирусы…………………………………………………………………………73

14.Энтеровирусы, вирусы гепатитов А и Е ……………………………………………80

15.Вирусы гепатитов В, С, Д и G………………………………………………………..85

16.Ретровирусы. Вирус иммунодефицита человека………………………………… 91

17.Сепсис. Клебсиеллы, протей, синегнойная палочка………………………………..97

18.Возбудители СПИД — ассоциированных заболеваний…………………………….104

19.Арбовирусы. Вирусы клещевого энцефалита, ОГЛ, бешенства, хантавирусы….112

20.Риккетсии и риккетсиоподобные микроорганизмы……………………………….117

21.Возбудители новых инфекций (легионеллы, эрлихии, бартонеллы)…………….127

Лекция №1.Возбудители гнойно — воспалительных процессов. Стафилококки.

Общая характеристика.

Подавляющее большинство гнойно — воспалительных заболеваний вызывают кокки, т.е. имеющие сферическую (шаровидную) форму микроорганизмы. Их делят на две большие группы — грамположительные и грамотрицательные. Внутри этих групп выделяют аэробные и факультативно — анаэробные кокки и анаэробные кокки.

Среди грамположительных аэробных и факультативно — анаэробных кокков наибольшее значение имеют микроорганизмы семейства Micrococcaceae (род Staphylococcus) и семейства Streptococcaceae (род Streptococcus), среди грамотрицательных аэробных и факультативно — анаэробных кокков — представители семейства Neisseriaceae (N.gonorrhoeae — гонококк и N.meningitidis — менингококк). Среди грамположительных анаэробных кокков наибольшее значение имеют пептококки и пептострептококки, среди грамотрицательных анаэробных кокков — вейлонеллы.

Представители семейства Micrococcaceae, способные вызывать заболевания у человека, относятся к родам Staphylococcus, Micrococcus и Stomatococcus.

Источник

Îñíîâû èììóíîòåðàïèè è èììóíîïðîôèëàêòèêè

Ýïèäåìè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà â ìèðå íèêîãäà íå áûëà ñïîêîéíîé. Âñå âðåìÿ íàáëþäàëèñü âñïûøêè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé è ïîÿâëÿëèñü íîâûå âèäû çàðàçíûõ áîëåçíåé, à â ïîñëåäíèå 10 ëåò ïîèñõîäèò âîçâðàùåíèå «ñòàðûõ» èíôåêöèé. Ãåíåòè÷åñêàÿ èçìåí÷èâîñòü öèðêóëèðóþùèõ øòàììîâ, âíóòðèáîëüíè÷íûå èíôåêöèè, áàêòåðèîíîñèòåëüñòâî, òðóäíîñòè â îáåñïå÷åíèè è ïðèìåíåíèè èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ òðåáóþò óñèëåíèÿ ðàáîòû â îáëàñòè èììóíîïðîôèëàêòèêè è èììóíîòåðàïèè. Íåäîñòàòî÷íîå âíèìàíèå ê ýòèì ïðîáëåìàì íåìèíóåìî ïðèâîäèò ê ïîäúåìó èíôåêöèîííîé çàáîëåâàåìîñòè.

Ïðîôèëàêòèêà è ëå÷åíèå, îñíîâàííûå íà èììóíîëîãè÷åñêèõ ïðèíöèïàõ, ñòàëè ðåøàþùèì ñðåäñòâîì ñíèæåíèÿ äåòñêîé ñìåðòíîñòè, óâåëè÷åíèÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòè è óëó÷øåíèÿ êà÷åñòâà æèçíè âñåõ âîçðàñòíûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ. Õîðîøî èçâåñòíî, ÷òî ïðîôèëàêòèêà ÿâëÿåòñÿ ñàìûì ýôôåêòèâíûì è ñàìûì ýêîíîìè÷íûì ñïîñîáîì ñîõðàíåíèÿ çäîðîâüÿ ëþäåé.

Èçìåíèëèñü íàøè ïðåäñòàâëåíèÿ îá èììóíîïðîôèëàêòèêå è èììóíîòåðàïèè ãðóïï ïîâûøåííîãî ðèñêà. Èìåííî ýòè ãðóïïû ëþäåé íóæäàþòñÿ â èììóíîëîãè÷åñêîé ïîìîùè, òàê êàê îíè íàèáîëåå ÷óâñòâèòåëüíû ê èíôåêöèîííûì áîëåçíÿì. Ðåçêî ñîêðàòèëñÿ ñïèñîê ïðîòèâîïîêàçàíèé ê âàêöèíàöèè è èììóíîòåðàïèè.  íåäàëåêîì áóäóùåì îí áóäåò åùå êîðî÷å.

 ïîñëåäíèå ãîäû îñíîâíûìè íàïðàâëåíèÿìè Âñåìèðíîé îðãàíèçàöèè çðàâîîõðàíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðàçðàáîòêà íîâûõ èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ è îáåñïå÷åíèå èõ áåçîïàñíîñòè. Èíòåíñèâíî ðàçðàáàòûâàþòñÿ ïðèíöèïèàëüíî íîâûå ïîäõîäû ê ñîçäàíèþ ëå÷åáíûõ è ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ñðåäñòâ (ðåêîìáèíàíòíûå ïðåïàðàòû:, ìîíîêëîíàëüíûå àíòèòåëà, ÄÍÊ-âàêöèíû, ðàñòèòåëüíûå âàêöèíû è öèòîêèíû, ñèíòåòè÷åñêèå àäúþâàíòû è ïð.). Îñîáåííî ìíîãî ïîñòóïàåò íà ðûíîê ðàçëè÷íûõ èììóíîìîäóëÿòîðîâ, íåêîòîðûå èç íèõ ïðåäëàãàþòñÿ â êà÷åñòâå ïàíàöåè îò âñåõ âèäîâ èììóíîïàòîëîãèè. Ïðàêòè÷åñêîìó âðà÷ó òðóäíî îðèåíòèðîâàòüñÿ â ìîðå òàêèõ ïðåïàðàòîâ. Ðåøèòü ïðîáëåìó ìîæíî òîëüêî ñ ïîìîùüþ êîíòðîëèðóåìûõ èññëåäîâàíèé íà ñòàäèè ãîñóäàðñòâåííûõ èñïûòàíèé ïðè êàæäîì çàáîëåâàíèè îòäåëüíî.

Èçìåíèëîñü ïðîèçâîäñòâî èììóíîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ, øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ ãåííî-èíæåíåðíûå, êëåòî÷íûå è äðóãèå âèäû ñîâðåìåííîé òåõíîëîãèè. Íà ïðåäïðèÿòèÿõ íà÷àëà ðàáîòàòü ñèñòåìà îáåñïå÷åíèÿ êà÷åñòâà, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ãàðàíòîì ñòàáèëüíîñòè ïðîèçâîäñòâà è âûïóñêà ïðåïàðàòîâ âûñîêîãî êà÷åñòâà.

Ëþäè íàó÷èëèñü áîðîòüñÿ ñ èíôåêöèÿìè, îäíàêî èõ èììóííàÿ ñèñòåìà ñòàëà ñëàáåå ðåàãèðîâàòü íà ïàòîãåíû è íå âñåãäà ñïðàâëÿåòñÿ ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè. Ïðè÷èíàìè ñëàáîñòè èììóííîé ñèñòåìû ÿâëÿþòñÿ íåáëàãîïðèÿòíûå ýêîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ æèçíè íàñåëåíèÿ, óðáàíèçàöèÿ, îñëàáëåíèå åñòåñòâåííîé èììóíèçàöèè ëþäåé öèðêóëèðóþùèìè â ñðåäå ìèêðîîðãàíèçìàìè, ÷àñòûå ñëó÷àè âðîæäåííîé è ïðèîáðåòåííîé èììóíîëîãè÷åñêîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

Äëÿ èììóíîïðîôèëàêòèêè è èììóíîòåðàïèè îñîáåííî âàæíû âîïðîñû ýòèêè è ìîðàëè. Ýòè÷åñêèå ïðîáëåìû âîçíèêàþò ïðè ïðîèçâîäñòâå, èñïûòàíèÿõ è ïðàêòè÷åñêîì èñïîëüçîâàíèè ïðåïàðàòîâ. Ê ñîæàëåíèþ, ìíîãèå ýòè÷åñêèå ïðîáëåìû èììóíîïðîôèëàêòèêè è èììóíîòåðàïèè ðåøàþòñÿ êðàéíå ìåäëåííî. Ïðåæäå âñåãî ýòî êàñàåòñÿ âîïðîñîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ìåäèöèíñêîãî ïåðñîíàëà è íàñåëåíèÿ, ñâÿçè ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèé ñ ðîäèòåëÿìè è ñðåäñòâàìè ìàññîâîé èíôîðìàöèè.

Èììóíîòåðàïèÿ-
ìåòîä ëå÷åíèÿ, ïðè êîòîðîì îñóùåñòâëÿåòñÿ âîçäåéñòâèå íà èììóííóþ ñèñòåìó: ïîäàâëåíèå èììóííîãî îòâåòà (èììóíîñóïðåññèÿ), ñòèìóëÿöèÿ îòâåòà (èììóíîñòèìóëÿöèÿ), âîññòàíîâëåíèå èììóíîäåôèöèòîâ (èììóíîêîððåêöèÿ).  ïðèêëàäíîì, áîëåå óçêîì ñìûñëå èììóíîòåðàïèÿ èñïîëüçóåò ñïåöèôè÷åñêèå ìåòîäû ñåðîòåðàïèè
(ïðèìåíåíèå èììóííûõ ñûâîðîòîê, èììóíîãëîáóëèíîâ), âàêöèíîòåðàïèè
(ëå÷åáíûå âàêöèíû), èììóíîêîððåêöèè
(äåñåíñèáèëèçàöèÿ è äð.).

Èììóíîïðîôèëàêòèêà —
ñïîñîá ïðåäóïðåæäåíèÿ èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ïóòåì ñîçäàíèÿ èñêóññòâåííîãî ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà. Âûäåëÿþò âàêöèíîïðîôèëàêòèêó
(ñîçäàíèå àêòèâíîãî èììóíèòåòà çà ñ÷åò âàêöèí, àíòèãåíîâ) è ñåðîïðîôèëàêòèêó
(ïàññèâíûé èììóíèòåò çà ñ÷åò ââåäåíèÿ â îðãàíèçì ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë — èììóíîãëîáóëèíîâ).

Îñíîâíóþ ðîëü â ñïåöèôè÷åñêîé ïðîôèëàêòèêå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé èìååò âàêöèíîïðîôèëàêòèêà
.

Âàðèîëÿöèÿ —
ðàíåå ïðèìåíÿâøèéñÿ ñïîñîá çàùèòû îò íàòóðàëüíîé îñïû ñ ïîìîùüþ âòèðàíèÿ â êîæó íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà çàðàçíîãî ìàòåðèàëà îò âûçäîðàâëèâàþùèõ îò îñïû ëþäåé èçâåñòåí ñ íåçàïàìÿòíûõ âðåìåí.  Ðîññèè îäíîé èç ïåðâûõ ýòîé ïðîöåäóðå ïîäâåðãëàñü Åêàòåðèíà II. Îäíàêî ñïîñîá âàðèîëÿöèè áûë î÷åíü îïàñíûì.

Âàêöèíàöèÿ.
Âàêöèíàöèåé ÷åëîâå÷åñòâî îáÿçàíî Ý.Äæåííåðó, êîòîðûé â 1796ã. ïîêàçàë, ÷òî ïðèâèâêà êîðîâüåé îñïû — âàêöèíàöèÿ
(vaccinum — ñ ëàò. êîðîâèé) ýôôåêòèâíà äëÿ ïðîôèëàêòèêè íàòóðàëüíîé îñïû. Ñ òåõ ïîð ïðåïàðàòû, èñïîëüçóåìûå äëÿ ñîçäàíèÿ ñïåöèôè÷åñêîãî àêòèâíîãî èììóíèòåòà, íàçûâàþò âàêöèíàìè
.

Ñóùåñòâóåò ðÿä òèïîâ âàêöèí — æèâûå, óáèòûå, êîìïîíåíòíûå è ñóáúåäèíè÷íûå, ðåêîìáèíàíòíûå, ñèíòåòè÷åñêèå îëèãîïåïòèäíûå, àíòèèäèîòèïè÷åñêèå è äð.

1. Óáèòûå (èíàêòèâèðîâàííûå) âàêöèíû
— ýòî âàêöèííûå ïðåïàðàòû, íå ñîäåðæàùèå æèâûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ. Âàêöèíû ìîãóò ñîäåðæàòü öåëüíûå ìèêðîáû (êîðïóñêóëû) — âàêöèíû ïðîòèâ ÷óìû, ãðèïïà, ïîëèîìèåëèòíàÿ âàêöèíà Ñîëêà, à òàêæå îòäåëüíûå êîìïîíåíòû (ïîëèñàõàðèäíàÿ ïíåâìîêîêêîâàÿ âàêöèíà) èëè èììóíîëîãè÷åñêè àêòèâíûå ôðàêöèè (âàêöèíà ïðîòèâ âèðóñà ãåïàòèòà Â).

Ðàçëè÷àþò âàêöèíû, ñîäåðæàùèå àíòèãåíû îäíîãî âîçáóäèòåëÿ (ìîíîâàëåíòíûå)
èëè íåñêîëüêèõ âîçáóäèòåëåé (ïîëèâàëåíòíûå).
Óáèòûå âàêöèíû êàê ïðàâèëî ìåíåå èììóíîãåííû, ÷åì æèâûå, ðåàêòîãåííû, ìîãóò âûçûâàòü ñåíñèáèëèçàöèþ îðãàíèçìà.

2. Îñëàáëåííûå (àòòåíóèðîâàííûå) âàêöèíû.
Ýòè âàêöèíû èìåþò íåêîòîðûå ïðåèìóùåñòâà ïåðåä óáèòûìè. Îíè ïîëíîñòüþ ñîõðàíÿþò àíòèãåííûé íàáîð ìèêðîîðãàíèçìà è îáåñïå÷èâàþò áîëåå äëèòåëüíîå ñîñòîÿíèå ñïåöèôè÷åñêîé íåâîñïðèèì÷èâîñòè. Æèâûå âàêöèíû ïðèìåíÿþò äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïîëèîìèåëèòà, òóëÿðåìèè, áðóöåëëåçà, êîðè, æåëòîé ëèõîðàäêè, ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà. Íåäîñòàòêè — íàëè÷èå íå òîëüêî íóæíûõ (ïðîòåêòèâíûõ), íî è âðåäíûõ äëÿ îðãàíèçìà àíòèãåííûõ êîìïëåêñîâ (â òîì ÷èñëå ïåðåêðåñòíî ðåàãèðóþùèõ ñ òêàíÿìè ÷åëîâåêà), ñåíñèáèëèçàöèÿ îðãàíèçìà, áîëüøàÿ àíòèãåííàÿ íàãðóçêà íà èììóííóþ ñèñòåìó è äð.

Читайте также:  Укрепляет ли бег иммунитет

3. Êîìïîíåíòíûå (ñóáúåäèíè÷íûå) âàêöèíû
ñîñòîÿò èç ãëàâíûõ (ìàæîðíûõ) àíòèãåííûõ êîìïîíåíòîâ, ñïîñîáíûõ îáåñïå÷èòü ïðîòåêòèâíûé èììóíèòåò. Èìè ìîãóò áûòü:

êîìïîíåíòû ñòðóêòóð êëåòêè
(àíòèãåíû êëåòî÷íîé ñòåíêè, Í — è Vi — àíòèãåíû, ðèáîñîìàëüíûå àíòèãåíû);

àíàòîêñèíû —
ïðåïàðàòû, ñîäåðæàùèå ìîäèôèöèðîâàííûå õèìè÷åñêèì ïóòåì ýêçîòîêñèíû, ëèøåííûå òîêñè÷åñêèõ ñâîéñòâ, íî ñîõðàíèâøèå âûñîêóþ àíòèãåííîñòü è èììóíîãåííîñòü. Ýòè ïðåïàðàòû îáåñïå÷èâàþò âûðàáîòêó àíòèòîêñè÷åñêîãî èììóíèòåòà (àíòèòîêñè÷åñêèõ àíòèòåë — àíòèòîêñèíîâ). Íàèáîëåå øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ äèôòåðèéíûé è ñòîëáíÿ÷íûé àíàòîêñèíû. ÀÊÄÑ — àññîöèèðîâàííàÿ êîêëþøíî- äèôòåðèéíî- ñòîëáíÿ÷íàÿ âàêöèíà. Ïîëó÷åííûå õèìè÷åñêèì ïóòåì âàêöèííûå ïðåïàðàòû (ïðèìåð- àíàòîêñèíû, ïîëó÷àåìûå îáðàáîòêîé ýêçîòîêñèíîâ ôîðìàëèíîì) íàçûâàþò õèìè÷åñêèìè âàêöèíàìè;

— êîíúþãèðîâàííûå âàêöèíû-
êîìïëåêñ ìàëîèììóíîãåííûõ ïîëèñàõàðèäîâ è âûñîêîèììóíîãåííûõ àíàòîêñèíîâ- íàïðèìåð, ñî÷åòàíèå àíòèãåíîâ Haemophilus influenzaeè îáåñïå÷èâàþùåãî èììóíîãåííîñòü âàêöèíû äèôòåðèéíîãî àíàòîêñèíà;


ñóáúåäèíè÷íûå âàêöèíû.
Âàêöèíó ïðîòèâ âèðóñà ãåïàòèòà  ãîòîâÿò èç ïîâåðõíîñòíûõ áåëêîâ (ñóáúåäèíèö) âèðóñíûõ ÷àñòèö (HBs àíòèãåí).  íàñòîÿùåå âðåìÿ ýòó âàêöèíó ïîëó÷àþò íà ðåêîìáèíàíòíîé îñíîâå- ñ ïîìîùüþ äðîææåâûõ êëåòîê ñ ïëàçìèäîé, êîäèðóþùåé HBs àíòèãåí.

4. Ðåêîìáèíàíòíûå âàêöèíû.
Ñ ïîìîùüþ ìåòîäîâ ãåííîé èíæåíåðèè ãåíû, êîíòðîëèðóþùèå ñèíòåç íàèáîëåå çíà÷èìûõ èììóíîãåííûõ äåòåðìèíàíò, âñòðàèâàþò â ñàìîðåïëèöèðóþùèåñÿ ãåíåòè÷åñêèå ñòðóêòóðû (ïëàçìèäû, âèðóñû). Åñëè íîñèòåëåì (âåêòîðîì) ÿâëÿåòñÿ âèðóñ îñïîâàêöèíû, òî äàííàÿ âàêöèíà áóäåò â îðãàíèçìå èíäóöèðîâàòü èììóíèòåò íå òîëüêî ïðîòèâ îñïû, íî è ïðîòèâ òîãî âîçáóäèòåëÿ, ÷åé ãåí áûë âñòðîåí â åãî ãåíîì (åñëè ãåí HBs àíòèãåíà — ïðîòèâ âèðóñà ãåïàòèòà Â).

Åñëè âåêòîðîì ÿâëÿåòñÿ ïëàçìèäà, òî ïðè ðàçìíîæåíèè ðåêîìáèíàíòíîãî êëîíà ìèêðîîðãàíèçìà (äðîææåé, íàïðèìåð) íàðàáàòûâàåòñÿ íåîáõîäèìûé àíòèãåí, êîòîðûé è èñïîëüçóåòñÿ â äàëüíåéøåì äëÿ ïðîèçâîäñòâà âàêöèí.

5. Ñèíòåòè÷åñêèå îëèãîïåïòèäíûå âàêöèíû
. Ïðèíöèïû èõ êîíñòðóèðîâàíèÿ âêëþ÷àþò ñèíòåç ïåïòèäíûõ ïîñëåäîâàòåëüíîñòåé, îáðàçóþùèõ ýïèòîïû, ðàñïîçíàâàåìûå íåéòðàëèçóþùèìè àíòèòåëàìè.

6. Êàññåòíûå èëè ýêñïîçèöèîííûå âàêöèíû
.  êà÷åñòâå íîñèòåëÿ èñïîëüçóþò áåëêîâóþ ñòðóêòóðó, íà ïîâåðõíîñòè êîòîðîé ýêñïîíèðóþò (ðàñïîëàãàþò) ââåäåííûå õèìè÷åñêèì èëè ãåííî- èíæåíåðíûì ïóòåì ñîîòâåòñòâóþùèå îïðåäåëåííûå àíòèãåííûå äåòåðìèíàíòû.  êà÷åñòâå íîñèòåëåé ïðè ñîçäàíèè èñêóññòâåííûõ âàêöèí ìîãóò èñïîëüçîâàòü ñèíòåòè÷åñêèå ïîëèìåðû- ïîëèýëåêòðîëèòû.

7. Ëèïîñîìàëüíûå âàêöèíû.
Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êîìïëåêñû, ñîñòîÿùèå èç àíòèãåíîâ è ëèïîôèëüíûõ íîñèòåëåé (ïðèìåð- ôîñôîëèïèäû). Èììóíîãåííûå ëèïîñîìû áîëåå ýôôåêòèâíî ñòèìóëèðóþò âûðàáîòêó àíòèòåë, ïðîëèôåðàöèþ Ò- ëèìôîöèòîâ è ñåêðåöèþ èìè ÈË- 2.

8. Àíòèèäèîïàòè÷åñêèå âàêöèíû.
Àíòèèäèîòèïè÷åñêèå àíòèòåëà ñîäåðæàò “âíóòðåííèé” ñïåöèôè÷åñêèé ïîðòðåò àíòèãåííîé äåòåðìèíàíòû. Ïîëó÷àþò ìîíîêëîíàëüíûå àíòèèäèîòèïè÷åñêèå àíòèòåëà, ñîäåðæàùèå “âíóòðåííèé îáðàç” ïðîòåêòèâíîãî àíòèãåíà. Äëÿ îïòèìàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ (çàùèòû â îòíîøåíèè âîçáóäèòåëÿ) íåîáõîäèìî èìåòü íàáîð ÌÊÀ ïðîòèâ ðàçëè÷íûõ àíòèãåííûõ äåòåðìèíàíò âîçáóäèòåëÿ.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ â íàøåé ñòðàíå ïðîèçâîäèòñÿ 7 àíàòîêñèíîâ, îêîëî 20 ïðîòèâîâèðóñíûõ è áîëåå 20 àíòèáàêòåðèàëüíûõ âàêöèí. ×àñòü èç íèõ ÿâëÿåòñÿ àññîöèèðîâàííûìè —
ò.å. ñîäåðæàùèìè àíòèãåíû ðàçëè÷íûõ âîçáóäèòåëåé, èëè îäíîãî, íî â ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ (êîðïóñêóëÿðíûå è õèìè÷åñêèå).

Èììóíîìîäóëèðóþùàÿ òåðàïèÿ.

Ñïîñîáû èììóíîìîäóëÿöèè óñëîâíî ìîæíî ðàçäåëèòü íà ìåòîäû èììóíîñòèìóëÿöèè è èììóíîäåïðåññèè.

Áîëüøèíñòâî èììóíîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ ïîäðîáíî îïèñàíî â ôàðìàöåâòè÷åñêèõ ñïðàâî÷íèêàõ. Îäíàêî ïðè èõ ïðèìåíåíèè íåîáõîäèìî ïðèäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðûõ îáùèõ ïðàâèë.

1. Ðåøåíèå î ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòîâ äîëæíî áàçèðîâàòüñÿ êàê íà êëèíè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ èììóíîäåôèöèòà, òàê è íà äàííûõ ëàáîðàòîðíûõ èññëåäîâàíèé.

2. Äàæå ïðè ïîëîæèòåëüíîì êëèíè÷åñêîì ýôôåêòå îáÿçàòåëüíî äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ îöåíêà èììóííîãî ñòàòóñà â äèíàìèêå.

3. Íåîáõîäèìî ñòðîãî ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðèíÿòûõ ñõåì è äîçèðîâîê.

4. Ðåçóëüòàò äåéñòâèÿ ìîæåò çàâèñèòü êàê îò èñõîäíîãî ñîñòîÿíèÿ, òàê è îò äîçû ïðåïàðàòà, ò.å. íà îäèí è òîò æå ïðåïàðàò ìîæåò áûòü êàê ñòèìóëÿöèÿ, òàê è ñóïðåññèÿ.

Èììóíîñòèìóëÿòîðû.
Èììóíîñòèìóëèðóþùåé àêòèâíîñòüþ îáëàäàþò ïðåïàðàòû òèìóñà è èõ ñèíòåòè÷åñêèå àíàëîãè, ëåâàìèçîë (äåêàðèñ), öèòîêèíû, ïðåïàðàòû àäàìàíòàíîâîãî ðÿäà, íåêîòîðûå ñîëè, ïðèðîäíûå ñîåäèíåíèÿ, ïîëèýëåêòðîëèòû.

Ê ñòèìóëÿòîðàì Ò- ëèìôîöèòîâ
îòíîñÿòñÿ òàêòèâèí, òèìàëèí, òèìîãåí, òèìîïòèí, âèëîçåí, äåêàðèñ, äèóöèôîí, íóêëåèíàò íàòðèÿ, öèíêà àöåòàò, ñïëåíèí, ê ñòèìóëÿòîðàì Â- ëèìôîöèòîâ
— ëèåëîïèä, ïðîäèãèîçàí, ïèðîãåíàë. Ñòèìóëÿòîðàìè ôàãîöèòîçà
ÿâëÿþòñÿ íóêëåèíàò íàòðèÿ, ìåòèëóðàöèë (ïîñëåäíèé ñòèìóëèðóåò òàêæå Ò- è Â- ëèìôîöèòû). Ê ñòèìóëÿòîðàì ýíäîãåííîãî èíòåðôåðîíà
îòíîñÿò äèáàçîë è àðáèíîë. Äëÿ çàìåñòèòåëüíîé òåðàïèè
ïðèìåíÿþò èììóíîãëîáóëèí äëÿ âíóòðèâåííîãî ââåäåíèÿ, ïåíòàãëîáóëèí (ïðåïàðàò IgM).

Ñèíòåçèðîâàí ðÿä íîâûõ ïðåïàðàòîâ — ðàçëè÷íûå öèòîêèíû, èììóíîôàí, ïîëèîêñèäîíèé.

Îïðåäåëåííûì èììóíîñòèìóëèðóþùèì äåéñòâèåì îáëàäàþò áèîãåííûå ñòèìóëÿòîðû (àäàïòîãåíû)
— ýêñòðàêò àëîý, ÔÈÁÑ, ñòåêëîâèäíîå òåëî, ñîê êàëàíõîý, ïðåïàðàòû æåíüøåíÿ, ïàíòîêðèíà, ðàäèîëû ðîçîâîé, ýëåóòîðîêîêêà, ÷àáðåöà, ÷àãè.

Èììóíîäåïðåñàíòû.

Ê ïðåïàðàòàì ñ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûì è èììóíîäåïðåññèâíûì äåéñòâèåì îòíîñÿòñÿ ãëþêîêîðòèêîèäíûå ãîðìîíû.

Áîëüøèíñòâî èììóíîäåïðåññàíòîâ ÿâëÿåòñÿ öèòîñòàòèêàìè è ÷àñòî ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ õèìèîòåðàïèè çëîêà÷åñòâåííûõ íîâîîáðàçîâàíèé. Ñðåäè íèõ âûäåëÿþò àíòèìåòàáîëèòû, àëêèëèðóþùèå ïðåïàðàòû, àíòèáèîòèêè, àëêàëîèäû è èíãèáèòîðû ôåðìåíòîâ.

Àíòèìåòàáîëèòû
÷àùå âñåãî âëèÿþò íà îáìåí íóêëåèíîâûõ êèñëîò. Ê àíòîãîíèñòàì ïóðèíà îòíîñÿòñÿ ìåðêàïòîïóðèí è àçàòèîïðèí (èìóðàí).

Ê àëêèëèðóþùèì ïðåïàðàòàì
îòíîñÿò öèêëîôîñôàìèä, õëîðáóòèí. Îñíîâíîé èõ ìèøåíüþ ÿâëÿþòñÿ áåëêè è íóêëåèíîâûå êèñëîòû, ñ êîòîðûìè îíè êîâàëåíòíî ñâÿçûâàþòñÿ. Íàðóøàþòñÿ ïðîöåññû ðåïëèêàöèè è òðàíñëÿöèè, íàðóøàþòñÿ ïðîöåññû ìèòîçà êëåòîê.

Àíòèáèîòèêè.
Ìíîãèå àíòèáèîòèêè îêàçûâàþò âëèÿíèå íà îáìåí ÄÍÊ è ÐÍÊ.  íàèáîëüøåé ñòåïåíè ýòî îòíîñèòñÿ ê ïðîäóêòàì äåÿòåëüíîñòè àêòèíîìèöåò- àêòèíîìèöèíàì Ñ è Ä, à òàêæå ïðîäóêòó æèçíåäåÿòåëüíîñòè ãðèáîâ Trihoderma polysporium — öèêëîñïîðèíó. Àêòèíîìèöèí Ä òîðìîçèò äåëåíèå êëåòîê è ÄÍÊ- çàâèñèìûé ñèíòåç ÐÍÊ. Àêòèíîìèöèí Ñ ÿâëÿåòñÿ àëêèëèðóþùèì ïðåïàðàòîì. Öèêëîñïîðèí ÿâëÿåòñÿ àêòèâíûì èììóíîäåïðåñàíòîì, ïîäàâëÿþùèì êëåòî÷íûå èììóííûå ðåàêöèè, â ò.÷. ðåàêöèè òðàíñïëàíòàöèîííîãî èììóíèòåòà, ÃÇÒ, Ò- çàâèñèìîå àíòèòåëîîáðàçîâàíèå. Ìåõàíèçì åãî äåéñòâèÿ ñâÿçàí ñ ïîäàâëåíèåì ïðîäóêöèè Ò- õåëïåðàìè ÈË- 2.

Ïðèìåíåíèå èììóíîäåïðåñàíòîâ, îñîáåííî öèòîñòàòèêîâ, âûçûâàåò ìíîãî îñëîæíåíèé, â òîì ÷èñëå óãíåòåíèå ãåìîïîýçà, ñíèæåíèå ïðîòèâîèíôåêöèîííîé è ïðîòèâîîïóõîëåâîé çàùèòû.

Íåñìîòðÿ íà îáøèðíûé ñïåêòð èììóíîìîäóëÿòîðîâ (îñîáåííî èììóíîñòèìóëÿòîðîâ), ïîäàâëÿþùåå ÷èñëî èç íèõ íà ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ ðåäêî. Ïðè÷èíû- íåäîñòàòî÷íàÿ ýôôåêòèâíîñòü, ïîáî÷íûå ýôôåêòû, òîêñè÷íîñòü, âûñîêàÿ ñòîèìîñòü, íåäîñòàòî÷íàÿ èçó÷åííîñòü è äð.

Ëèòåðàòóðà

1. Êîðîòÿåâ À.È., Áàáè÷åâ Ñ.À. Ìåäèöèíñêàÿ ìèêðîáèîëîãèÿ, èììóíîëîãèÿ è âèðóñîëîãèÿ.- Ñàíêò- Ïåòåðáóðã: Ñïåöèàëüíàÿ ëèòåðàòóðà,1998.

2. Ìåäèöèíñêàÿ ìèêðîáèîëîãèÿ / Ïîä ðåä. Â.È.Ïîêðîâñêîãî, Î.Ê.Ïîçäååâà.- Ì.: ÃÝÎÒÀÐ Ìåäèöèíà, 1999.

3. À.Í.Ìàÿíñêèé Ìèêðîáèîëîãèÿ äëÿ âðà÷åé.- Íèæíèé Íîâãîðîä: èçä — âî ÍÃÌÀ, 1999.

4. Ïðîáëåìû èíôåêòîëîãèè / Ïîä ðåä. Ñ.Â.Ïðîçîðîâñêîãî.- Ì., 1991.

5. Êëèíè÷åñêàÿ èììóíîëîãèÿ / Ïîä ðåä.Å.È.Ñîêîëîâà.- Ì., 1998.

6. Ðóêîâîäñòâî ê ëàáîðàòîðíûì çàíÿòèÿì ïî ìèêðîáèîëîãèè / Ïîä ðåä. Ë.Á. Áîðèñîâà.- Ì., 1984.

7. Âèðóñîëîãèÿ / Ïîä ðåä. Á.Ôèëñöà, Ä.Íàéïà.- Ì.,1989.

8. ßðèëèí À.À. Îñíîâû èììóíîëîãèè.- Ì.: Ìåäèöèíà, 1999.

ñîäåðæàíèå   .. 






7   ..

Источник