Дополните предложение иммунитет с биологической точки зрения это

10 класс

II. Правила безопасного поведения в ситуациях криминального характера.

1.Как следует себя вести, если есть с собой крупная сумма денег?

  а. деньги окружающим надо показывать только при необходимости;

  б. не считать деньги на виду у всех;

  в. избегать мест большого скопления народа;

  г. держаться подальше от рынков и любой толпы;

  д. лучше держать деньги в наружных карманах, оттуда их легче достать при совершении покупки.

2.Как необходимо вести себя, если возникла необходимость выйти из дома в тёмное время суток?

  а. двигаться по кратчайшему маршруту, чтобы быстрее преодолеть плохо освещённые и малолюдные места;

  б. стараться избегать малолюдных и плохо освещённых мест;

  в. на улицах держаться подальше от стен домов и подворотен;

  г. держаться поближе к стенам домов.

3.Как следует отнестись к предложению незнакомого водителя подвести на машине?

  а. согласиться и сесть в машину;

  б. посоветоваться с друзьями;

  в. согласиться, если водитель внушает доверие;

  г. не принимать предложение.

4.Как следует вести себя, если показалось, что кто-то преследует?

  а. остановиться и выяснить, что надо преследователю;

  б. следует менять темп ходьбы;

  в. перейти несколько раз на противоположную сторону улицы;

  г. бежать к освещённому месту или к людям, которые могут помочь.

5.Где лучше занять место, зайдя в кафе или ресторан?

  а. подальше от выхода, спиной к стене;

  б. поближе к выходу, спиной к стене;

  в. рядом со стойкой;

  г. подальше от стойки;

  д. в слабо освещённом углу, чтобы не заметили.

6.Как поступить, если необходимо поменять валюту?

  а. менять валюту в любом месте по наиболее выгодному курсу;

  б. менять валюту только в специально предназначенных для этого местах;

  в. действовать по обстоятельствам;

  г. посоветоваться с прохожими;

7.Как следует поступить, если предлагают принять участие в азартных играх?

  а. согласиться, чтобы увеличить свой капитал;

  б. посоветоваться с друзьями;

  в. подумать и , если предлагающие вызывают доверие, рискнуть;

  г. не следует принимать приглашение.

8.Как необходимо действовать, если подошёл к остановке пустой автобус (троллейбус, трамвай)?

  а. не следует садиться;

  б. следует сесть на заднее сидение;

  в. следует сесть, где понравиться;

  г. следует сесть поближе к водителю.

9.Где следует находиться в автобусе, если в нем нет свободных сидячих мест?

  а. рядом с подножкой;

  б. в проходе у выхода;

  в. в центральном проходе;

  г. там, где есть место;

10. Как необходимо обходить стоящий трамвай?

  а. как удобно пешеходу;

  б. сзади, как и автобус;

  в. спереди;

  г. как большинство других пешеходов;

  д. сзади и спереди.

11.Как следует поступить, если посторонние люди предлагают выпить алкогольные напитки, пиво, лимонад?

  а. поблагодарить и выпить,

  б. поблагодарить и отказаться;

  в. посоветоваться с родственниками;

  г. выпить, если предлагающие внушают доверие.

12.Как необходимо поступить человеку, если в подъезд вместе с ним доходит незнакомец?

  а. не следует обращать на постороннего внимания;

  б. пропустить незнакомца вперёд;

  в. под любым предлогом задержаться у подъезда;

  г. войдя в подъезд побежать наверх.

13.Что необходимо принять человеку, если он всё-таки вошёл в лифт с незнакомцем, вызывающим подозрение?

  а. не следует ничего предпринимать, вести себя как обычно;

  б. заговорить с незнакомцем;

  в. нажать кнопки «диспетчер» и «стоп», завязать разговор с диспетчером и ехать на свой этаж;

  г. постоянно наблюдать за действиями незнакомца.

10 класс, II (ответы)

Фамилия, Имя, класс

№ вопроса

Варианты ответов

а

б

в

г

д

е

1

Х

Х

Х

2

Х

Х

3

Х

4

Х

Х

Х

5

Х

Х

6

Х

7

Х

8

Х

9

Х

10

Х

11

Х

12

Х

Х

13

Х

Х

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Бурен-Бай-Хаак

Разработка урока

по теме:

Разработала учитель биологии

Кинсан Надежда Владимировна

2015 г.

Разработка урока по теме:

«Иммунитет»

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить с барьером, защищающий организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

Развивающая:

  • Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);
  • Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;
  • Ввести сведения об органах иммунной системы;
  • Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

Воспитательная:

  • стремиться воспитывать  чувство  гуманности, коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости к чужой беде, чувство долга, ответственности за порученное дело, гордости за нашу страну.

Оборудование:   проектор, компьютер, учебник, таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, И.И. Мечникова

Ход урока:

I Организационный  момент (2 мин.)

– Здравствуйте ребята, садитесь! Посмотрите на рисунок, что вы там видите? Как можно одним словом сказать на счет рисунка? Правильно, молодцы! Наш урок будет посвящен «ИММУНИТЕТУ». (Слайд1.)

II   Проверка знаний (8 мин.)

      На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови.  Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

      Индивидуальный опрос:

                     (двум  учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам)

      Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень)

  1. Внутренняя среда организма  — это ….
  2. Заполните схему:

             

                 

 Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение»  (повышенный уровень)

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

      Фронтальный опрос:

  1. Какие форменные элементы крови вам известны?
  2. Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?
  3. Чем опасен для организма угарный газ?
  4. Какую функцию выполняют лейкоциты?
  5. Что такое фагоцитоз и фагоциты?
  6. Как осуществляется процесс фагоцитоза?
  7. Назовите имя учёного открывшего это явление?
  8. Какие клетки способны к фагоцитозу?
  9. Каков механизм образования тромба?
  10. Каково значение свёртываемости крови для организма?
  11. Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?
  12. Какие параметры крови определяют при анализе крови?
  13. Что такое малокровие? Чем оно опасно?
  14. Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

III.   Изучение нового материала (18 мин.) (Слайд2.)

1. Актуализация знаний

2. Защитные барьеры организма   (Слайд 3.)

        Иммунитет  —  способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма    (Слайд 3.)

3. Формы и механизмы иммунитета

Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет, который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

                                         фагоцитоз                                                

                                                           (И.И. Мечников)                                                             нейтрализация

Читайте также:  Как восстановить иммунитет герпес

       Антигены   —  чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

                                иммунную реакцию.

                                       * микробы, вирусы, любые другие клетки

Механизмы иммунитета

      Клеточный механизм иммунитета   (Слайд 4.)

           Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

    Гуморальный механизм иммунитета

           Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

                                                                 * интерферон

4. Органы кроветворения   (Слайд 5.)

У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

Периферические органы иммунной системы:

Селезёнка

Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

Лимфатические узлы

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление                          (Слайд 6.)

Признаки:

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

3. боли

4. нагноение

Воспаление   —  это местная реакция организма на проникновение микроорганизмов, вирусов, различных

                            веществ

Значение:

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов

                 Гной                  погибшие микроорганизмы и фагоциты

                                Илья   Ильич  Мечников

     Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

     Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» — 1901).  

     Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний. (Слайд 7.)

     Грипп:  (Слайд 8)

 Грипп и ОРВИ занимают первое место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Разновидности: Вирус гриппа А, Вирус гриппа В, Вирус гриппа С.

Меры профилактики гриппа  (Слайд 9.)

  • тщательное мытьё рук, фруктов и овощей
  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами
  • изоляция и лечения заболевших гриппом
  • соблюдение мер личной гигиены
  • профилактические прививки, лечебные сыворотки

и другие

V   Закрепление (8 мин.) (Слайд 10.)

1. Установите соответствие

1. Иммунитет

А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

2. Антитела

Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

3. Антигены

В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

5. Вакцина

Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

6. Лечебная сыворотка

Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

2. Заполните пропуски в тексте  (Слайд 11.)

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

3. Заполните пропуски в тексте  

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

VI   Итоги урока (2 мин.) (Слайд 12.)

  1. Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.
  2. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.
  3. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).
  4. Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.
  5. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

VII    Домашнее  задание (2 мин.)  (Слайд 13.)

Выучить  с. 122-123, читать; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

Подготовить сообщения:  «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»                                             «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

      Учебно-методическая литература:

  1. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология: Человек»  Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2005г.
  2. М.В. Высоцкая. Поурочные планы по  учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Т.В. Козачек. Биология. Весь школный курс в таблицах. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010.
  4. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2 / авт-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Аннотация

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Разбор основного  механизма защиты организма человека от различных инфекций была и осталась актуальным на сегодняшний день.

      Карточка 1:    «Внутренняя среда организма»    (базовый уровень)

  1. Внутренняя среда организма  — это ….
  2. Заполните схему:

             

                 

 Карточка  2:   Заполните таблицу «Клетки крови и их значение»  (повышенный уровень)

Название клетки

Кол-ва в 1мм3 крови

Строение

Функции

Место образования

Источник

          Ãåðîíòîëîãèè èçâåñòíû íåñêîëüêî ñîòåí òåîðèé ñòàðåíèÿ è ñîîòâåòñòâóþùåå êîëè÷åñòâî åãî ìåõàíèçìîâ. Ìíîãèå èç íèõ ó÷èòûâàþò èììóííûé ôàêòîð. Ñ òî÷êè çðåíèÿ òåîðèè èåðàðõè÷åñêèõ ñèñòåì ðîëü èììóíèòåòà – â ðåãóëèðîâàíèè âðåìåíè æèçíè áèîëîãè÷åñêîé ñèñòåìû – öåíòðàëüíàÿ. Äåéñòâèòåëüíî, ñòàðåíèå âñåãäà ñâÿçàíî:
      
       — ñ ïàäåíèåì íåñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà (ñíèæåíèåì îáùåé ðåçèñòåíòíîñòè, ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà) ñ âîçðàñòîì;
      
       — ñ ÷ðåçìåðíûì ðîñòîì ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà, ïðèâîäÿùèì ê íåàäåêâàòíûì ðåàêöèÿì – àóòîèììóííûì áîëåçíÿì ñòàðîñòè.
         
          Èììóíèòåò – ñ òî÷êè çðåíèÿ òåîðèè ñëîæíûõ ñèñòåì — ðåãóëèðóåò óðîâåíü îòêðûòîñòè ñèñòåìû. Îòêðûòàÿ ñèñòåìà — ðàñòóùàÿ, ðàçâèâàþùàÿñÿ; çàêðûòàÿ (çàìêíóòàÿ ñàìà íà ñåáÿ) – «ñâîðà÷èâàþùàÿñÿ» ñîãëàñíî Âòîðîìó Íà÷àëó Òåðìîäèíàìèêè, ñ ðàñòóùåé ýíòðîïèåé (ñ òî÷êè çðåíèÿ ôèçèêè), õàîòèçèðóþùàÿñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ òåîðèè èíôîðìàöèè, ñàìîëèêâèäèðóþùàÿñÿ áèîëîãè÷åñêè.

Читайте также:  Иммунитет и отвар шиповника

          Áèîëîãè÷åñêèé îðãàíèçì ìàêñèìàëüíî îòêðûò âíåøíåìó ìèðó â ìîìåíò ñâîåãî ïîÿâëåíèÿ íà ñâåò – áåç ýòîãî íå áûë áû âîçìîæåí åãî äàëüíåéøèé ðîñò è áóðíîå ðàçâèòèå. Íî ýòà îòêðûòîñòü îáóñëàâëèâàåò è âûñî÷àéøóþ ñòåïåíü åãî óÿçâèìîñòè. Îäíàêî, ìëàäåí÷åñêàÿ ôàçà ðàçâèòèÿ èìååò è ìîùíûé ìåõàíèçì ñàìîçàùèòû – íåñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåò, îáùóþ óíèâåðñàëüíóþ ðåçèñòåíòíîñòü îðãàíèçìà ê âíåøíèì ïîâðåæäàþùèì âîçäåéñòâèÿì, ïîâûøåííûå âîçìîæíîñòè ðåãåíåðàöèè. Ãàðàíòîì – ðåãóëÿòîðîì ýòîé ðåçèñòåíòíîñòè ÿâëÿåòñÿ âèëî÷êîâàÿ æåëåçà. Áèîëîãè ñîãëàñÿòñÿ ñî ìíîé â òîì, ÷òî îíà âûïîëíÿåò åù¸ è îïðåäåë¸ííóþ èíôîðìàöèîííóþ ôóíêöèþ, ÷òî íåìàëîâàæíî äëÿ ïîíèìàíèÿ íàìè ñóòè. Îäíàêî, ñ âîçðàñòîì (ê îêîí÷àíèþ ïåðèîäà äåòñòâà) âèëî÷êîâàÿ æåëåçà «ðàññàñûâàåòñÿ», ïðàêòè÷åñêè ñâîðà÷èâàÿ ñâîþ äåÿòåëüíîñòü.

          Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî å¸ óãíåòåíèå ñâÿçàíî ñ ïàðàëëåëüíûì âîçðàñòàíèåì ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà, íåèçáåæíî íàêàïëèâàþùåãîñÿ ñ ãîäàìè. Âîçìîæíî, çäåñü âûïîëíÿåòñÿ ñâîåãî ðîäà «çàêîí ñîõðàíåíèÿ èììóíèòåòà» — êîãäà îäèí âèä èììóíèòåòà çàìåùàåòñÿ â îðãàíèçìå äðóãèì, ÷òî è ñîïðîâîæäàåòñÿ ñòàðåíèåì – óìåíüøåíèåì ñòåïåíè îòêðûòîñòè áèîëîãè÷åñêîé ñèñòåìû.
Íî âñ¸ ýòî ïðîèñõîäèò äî îïðåäåë¸ííîãî ìîìåíòà, ïîêà óðîâåíü çàêðûòîñòè ñèñòåìû íå äîñòèãàåò êðèòè÷åñêîãî óðîâíÿ – äàëåå ïðîöåññ ðåçêî óñêîðÿåòñÿ: óñêîðåíèå äåñòðóêòèâíûõ ïðîöåññîâ ïîâûøàåò ñòåïåíü èçîëèðîâàííîñòè ñèñòåìû, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, åù¸ áîëüøå óñêîðÿåò äåñòðóêöèþ.

          Âñ¸, ÷òî ìû çíàåì î ôóíêöèîíèðîâàíèè ñëîæíûõ ñèñòåì, ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä: ñîõðàíèòü ìîëîäîñòü è çäîðîâüå ìàêñèìàëüíî äîëãî ìîæíî, òîëüêî óêðåïëÿÿ íåñïåöèôè÷åñêóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà. Êàê ýòî ñäåëàòü, õîðîøî èçâåñòíî ñ äðåâíîñòè: îïòèìàëüíûå ôèçè÷åñêèå è óìñòâåííûå íàãðóçêè, çàêàëèâàíèå, óìåðåííîå ïèòàíèå, íðàâñòâåííîå ïîâåäåíèå. Êîíå÷íî, ýòèì «íîîòåðàïèÿ» íå îãðàíè÷èâàåòñÿ (îá ýòîì áóäåò ðàññêàçàíî ÷óòü ïîçæå). ×òî êàñàåòñÿ ëå÷åíèÿ ëåêàðñòâàìè, òî åìó íåò àëüòåðíàòèâû òîëüêî â ýêñòðåííûõ ñëó÷àÿõ (êàê è õèðóðãè÷åñêîìó âìåøàòåëüñòâó) – «ïî æèçíåííûì ïîêàçàíèÿì», èáî îíè ëå÷àò áîëåçíü, à íå ÷åëîâåêà, áîðþòñÿ ñî ñëåäñòâèÿìè, íå çàòðàãèâàÿ ïðè÷èí íåçäîðîâüÿ.

          Åñòü õîðîøî èçâåñòíûé, íî íåîáúÿñíèìûé ëîãè÷åñêè ôàêò: âðà÷è æèâóò íà 8-10 ëåò ìåíüøå, ÷åì îáû÷íûå ëþäè (âî âñåõ ñòðàíàõ). Àìîñîâ îáúÿñíÿë ýòî (è âðÿä ëè îí îøèáàëñÿ) òåì, ÷òî âðà÷è áåçìåðíî äîâåðÿþò ëåêàðñòâåííûì (è äðóãèì «ñàìûì ñîâðåìåííûì») ìåòîäàì ëå÷åíèÿ, áåççàâåòíî âåðÿ â ÷óäîäåéñòâåííóþ ñèëó ìåäèêàìåíòà, «îïóñêàÿ» òîò ôàêò, ÷òî ÷åì íîâåå, òî åñòü ñèëüíåå ìåäèöèíñêîå ñðåäñòâî, òåì áîëüøèé ðàçáàëàíñ îíî âíîñèò â ðàáîòó îðãàíèçìà (òî, ÷òî ìåäèöèíñêàÿ íàóêà äåëèêàòíî íàçûâàåò ïîáî÷íûìè äåéñòâèÿìè).

          Ñïðàâåäëèâîñòè ðàäè, íåîáõîäèìî çàìåòèòü, ÷òî ñóùåñòâóåò ñïîñîá ïðèìåíåíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, ñîïðîâîæäàþùèéñÿ íàèìåíüøèì «ïîâðåæäàþùèì ýôôåêòîì» ïðè ìàêñèìàëüíîì òåðàïåâòè÷åñêîì. Ýòîò ñïîñîá ñâÿçàí íå ñ ýíåðãåòè÷åñêè-îáìåííûì äåéñòâèåì õèìè÷åñêîãî ïðåïàðàòà (èëè äðóãîãî âîçäåéñòâèÿ) íà áîëüíîé îðãàí, à ñ èíôîðìàöèîííûì ýôôåêòîì åãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì â öåëîì. Ýòîò ýôôåêò èçâåñòåí óæå ïî÷òè ïîëâåêà, íî íå âîñòðåáîâàí äî ñèõ ïîð — ìîæåò áûòü ïîòîìó, ÷òî òàê è íå ïîíÿò äî êîíöà íè ìåäèöèíîé, íè íàóêîé î ñàìîîðãàíèçàöèè.

          Ýòà «íîîòåðàïèÿ âòîðîãî óðîâíÿ» ñòàëà âîçìîæíà â ñâÿçè ñ îòêðûòèåì îòå÷åñòâåííûìè ó÷¸íûìè ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÎÍÍÛÕ ÓÐÎÂÍÅÉ ÎÐÃÀÍÈÇÌÀ. Ñóòü îòêðûòèÿ -âèäèìî, îäíîãî èç ñàìûõ çíà÷èòåëüíûõ è, îäíîâðåìåííî, ñàìûõ íåäîîöåí¸ííûõ íàó÷íûõ îòêðûòèé ïðîøëîãî âåêà — áóäåò îïèñàíà â ñëåäóþùèõ çàìåòêàõ.

                (ïðîäîëæåíèå: https://www.proza.ru/2009/04/29/903)

Источник

Тематические тесты  к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме

«Основы эволюции» и «Основы экологии

1.  Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»

1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).

2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).

3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).

4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).

5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).

6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).

7) Плотность внешней среды большая в … (воде).

8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).

9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).

10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).

2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»

1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

а) протокооперацией;

б) паразитизмом;

в) комменсализмом;

г) аменсализмом.

Ответ: в).

2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

а) комменсализмом;

б) мутуализмом;

в) протокооперацией;

г) нейтрализмом.

Ответ: б).

3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

а) хищничества;

б) паразитизма;

в) комменсализма;

г) симбиоза.

Ответ: в).

4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

а) хищничеством;

б) симбиозом;

в) аменсализмом;

г) паразитизмом.

Ответ: г).

5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений;

б) полезно-нейтральных отношений;

в) полезно-вредных отношений;

г) взаимовредных отношений.

Ответ: б).

6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) симпатрией;

б) протокооперацией;

в) квартирантством;

г) акклиматизацией.

Ответ: в).

7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

Ответ: г).

8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

а) паразитизмом;

б) комменсализмом;

в) симбиозом;

г) сапрофитизмом.

Ответ: в).

9) Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

Ответ: в).

10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а) основным хозяином;

б) промежуточным хозяином;

в) переносчиком;

г) паразитом.

Ответ: а).

3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»

Выберите правильные суждения.

1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.

8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.

10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.

Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.

4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ

1. Тестирование.

1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:

а) быстро растущих;

б) находящихся в стабильном состоянии;

в) со сниженной численностью;

г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

Ответ: в).

2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;

б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;

в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;

г) популяция достигает максимальных размеров.

Ответ: г).

3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;

б) плодовитость;

в) плотность популяции;

г) обилие популяции.

Ответ: в).

4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:

Читайте также:  Как принимать для иммунитета

а) индекс численности;

б) обилие популяции;

в) плотность популяции;

г) экологическая пирамида.

Ответ: б).

5) Соотношение  особей  популяции  по  возрастному  состоянию  на-зывают:

а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;

б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;

г) экологической рождаемостью.

Ответ: б).

6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:

а) из одной генерации (поколения);

б) двух генераций;

в) трех генераций;

г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

Ответ: г).

7) Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность;

б) площадь территории;

в) распределение в пространстве;

г) среда обитания, условия жизни.

Ответ: а).

8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:

а) в охотничьих хозяйствах;

б) для медико-санитарной службы;

в) в рыболовстве.

Ответ: а).

9) Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями;

б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

Ответ: в).

10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов.

Ответ: в).

5.  Тестирование по теме «Динамика популяции»

1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

а) паразитизма;

б) накопления отходов жизнедеятельности;

в) хищничества;

г) суровой зимы.

Ответ: б).

2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:

а) когда ограничена только пища;

б) при освоении новых мест обитания;

в) только в случае отсутствия хищников;

г) только в лабораторных условиях.

Ответ: б).

3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

Ответ: г).

4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆n/∆t означает:

а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;

б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;

в) скорость роста популяции в процентах;

г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.

Ответ: б).

5) Колебания численности популяции связаны:

а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);

б) с загрязнением окружающей среды;

в) со средой обитания;

г) с уровнем организации организмов.

Ответ: а).

6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

а) связь с другими популяциями;

б) связь между особями популяции;

в) их высокая численность;

г) колебания численности популяций.

Ответ: в).

7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого.

Ответ: г).

8) Сохранению  популяций  и  видов  промысловых  животных  способствует:

а) полный запрет на охоту;

б) вселение их в новую экосистему;

в) регуляция численности частичным запретом на охоту;

г) полное уничтожение их врагов.

Ответ: в).

9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:

а) максимальна;

б) минимальна;

в) колеблется по сезонам;

г) колеблется по годам.

Ответ: б).

10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

а) сокращается;

б) увеличивается;

в) изменяется по сезонам года;

г) поддерживается на определенном уровне.

Ответ: г).

 6. Тестирование по теме «Структура сообщества»

1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему;

б) биосферу;

в) сообщество;

г) агроценоз.

Ответ: а).

2) Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле;

б) оранжерея;

в) дубрава;

г) теплица.

Ответ: в).

3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

а) ее изменения;

б) ее устойчивости;

в) ее закономерного развития;

г) конкуренции видов.

Ответ: б).

4) Одна  из  главных  причин  сокращения  разнообразия  видов  жи-
вотных:

а) колебания численности растительноядных;

б) межвидовая борьба;

в) чрезмерное размножение хищников;

г) разрушение мест обитания животных.

Ответ: г).

5) Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи  разных  видов  скрещиваются  между  собой  и  связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

Ответ: г).

6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) березовой рощи;

б) экваториального леса;

в) дубравы;

г) тайги.

Ответ: б).

7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

б) степи;

в) широколиственного леса;

г) тундры.

Ответ: г).

8) Ярусное строение фитоценоза:

а) дает  растениям  возможность  более  полно  использовать  ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

Ответ: а).

9) Основными  причинами  утраты  биологического  разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

Ответ: а).

10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

Ответ: а).

7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»

1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:

а) продуцент;

б) консумент I порядка;

в) консумент II порядка;

г) редуцент.

Ответ: б).

2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

Ответ: а).

3) Организмы,  питающиеся  готовыми  органическими  веществами, относят:

а) к автотрофам;

б) гетеротрофам;

в) продуцентам;

г) хемотрофам.

Ответ: б).

4) Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

г) редуцентам.

Ответ: а).

5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

Ответ: а).

6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

а) динамичность;

б) целостность;

в) смену;

г) сходство с агроценозом.

Ответ: б).

7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:

а) обмена веществ;

б) круговорота веществ;

в) пищевых связей;

г) территориальных связей.

Ответ: б).

8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

а) саморегуляция;

б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;

г) круговорот веществ.

Ответ: г).

9) Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

Ответ: г).

10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы.

Ответ: в).

8. Тестирование по теме « Экологические  пирамиды»

1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;

б) 5 %;

в