Феодальный иммунитет в истории это

Феодальный иммунитет

Вообще само понятие иммунитета и связанных сним правовых реалий принадлежит еще Римской империи — от лат. immunitas (свобода от munitas — повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императорские поместья, а во-вторых, поместья-виллы частных лиц, тем или иным образом снискавших себе особые привилегии по императорскому указу. В эпоху варварских королевств (до становления в них собственных принципов правового регулирования отношения собственности) франки, германцы приобретали себе иммунитетный статус тем, что (1) становились владельцами бывших римских поместий, ранее обладавших иммунитетными привилегиями, (2) получали от короны в собственность или в держание бывшие королевские (императорские) поместья, (3) получали заново специальные привилегии, иногда связанные не только со свободой от повинностей финансового порядка. Поскольку финансово-податная система была в значительной степени унаследована от империи, то прежние иммунитетные привилегии просто вписывались в новый административный режим.

С самого начала более широким стал иммунитет церковных владений. Церковь признавалась вправе освобождать своих приверженцев, служащих и подвластных от финансовых и натуральных повинностей в пользу государства, осуществлять в отношении них судебную власть и общее управление их делами. Такие права не касались воинской обязанности, обязанности нести сторожевую службу и участвовать в постройке мостов. Все судебные штрафы, полагавшиеся за те или иные провинности, шли в распоряжение иммуниста — монастырю, вотчиннику и т. п.

Иммунитет мог иметь или всеобщее значение, или касаться только конкретных привилегий или определенных сторон вотчинных прав. Так, в Германии вошло в практику пожалование иммунисту частичного королевского банна, т. е. доли королевских полномочий в отношении конкретного владения или группы владений: охотничьих, рыночных, судебных. Такое право осуществлять в свою пользу сборы и права, шедшие ранее в королевскую казну, способствовало обогащению иммуниста и возрастанию его значения в подчиненной округе. С иммунитетными правами приобреталась, по сути, полноценная власть над округой, которая как бы сливалась с персональным владением, вотчиной.

Внешнее содержание иммунитета состояло в том, что, передав исполнение тех или иных функций вотчиннику, верховная власть запрещала своим местным агентам, управителям, вмешиваться в осуществление этих полномочий и, по существу, выводила из-под их контроля часть территории. «Мы постановляем, — гласила одна из типичных иммунитетных грамот меровингской эпохи, — чтобы ни одно государственное должностное лицо не позволяло себе вступать в эти земли… Мы воспрещаем вам, наши уполномоченные, вступать в эти владения». Иммунитет оформлялся обычно двумя грамотами, издававшимися «для мира и порядка» (Эдикт Хлотаря, 614 г.). Одна грамота выдавалась иммунисту, причем считалось, что это — привилегия строго личная и ее переход по наследству составляет предмет для последующих правовых решений и специального узаконения (хотя могли быть и изначально «вечные» иммунитеты). Другая направлялась в адрес местных управителей, с тем чтобы реально сократитьих полномочия — в позднейших королевствах обычно это было предписание графу, причем с конкретным перечислением тех прав, которые он более не имеет возможности осуществлять на землях иммуниста: «Ты не должен больше вступать в пределы данного владения, не будешь разбирать их тяжбы, ни взымать судебные пени, ни собирать налоги, каковы бы они ни были, ни производить реквизиции; ты не будешь там более пользоваться правом крова и продовольствия [т. е. постоя в домах], ни прибегать к принудительным мерам по отношению к кому бы тони было, ни требовать военного сбора…»

Иммунитет был своего рода подразумеваемым договором: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий в пользу иммуниста, а тот как бы брал на себя все государственные дела, повинности и обязанности с этой территории. По-видимому, и выгоды были взаимными, ибо все это находилось строго в рамках наличной служебной и государственной иерархии. Иммунитеты выдавались всегда только по личной просьбе и только крупным землевладельцам. Корона отказывалась только от пользования своими правами, но вовсе не прекращала действия самих этих прав на той или другой территории. Выдача иммунитета подразумевала, что между короной и владельцем установились особые отношения взаимного признания прав и обязанностей, верховенства и подчиненности. Эти отношения строго личного свойства получили название сюзеренитета-вассалитета.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Источник

Феодальный иммунитет

Вообще само понятие иммунитета и связанных сним правовых реалий принадлежит еще Римской империи — от лат. immunitas (свобода от munitas — повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императорские поместья, а во-вторых, поместья-виллы частных лиц, тем или иным образом снискавших себе особые привилегии по императорскому указу. В эпоху варварских королевств (до становления в них собственных принципов правового регулирования отношения собственности) франки, германцы приобретали себе иммунитетный статус тем, что (1) становились владельцами бывших римских поместий, ранее обладавших иммунитетными привилегиями, (2) получали от короны в собственность или в держание бывшие королевские (императорские) поместья, (3) получали заново специальные привилегии, иногда связанные не только со свободой от повинностей финансового порядка. Поскольку финансово-податная система была в значительной степени унаследована от империи, то прежние иммунитетные привилегии просто вписывались в новый административный режим.

Читайте также:  Растительные средства повышающие иммунитет

С самого начала более широким стал иммунитет церковных владений. Церковь признавалась вправе освобождать своих приверженцев, служащих и подвластных от финансовых и натуральных повинностей в пользу государства, осуществлять в отношении них судебную власть и общее управление их делами. Такие права не касались воинской обязанности, обязанности нести сторожевую службу и участвовать в постройке мостов. Все судебные штрафы, полагавшиеся за те или иные провинности, шли в распоряжение иммуниста — монастырю, вотчиннику и т. п.

Иммунитет мог иметь или всеобщее значение, или касаться только конкретных привилегий или определенных сторон вотчинных прав. Так, в Германии вошло в практику пожалование иммунисту частичного королевского банна, т. е. доли королевских полномочий в отношении конкретного владения или группы владений: охотничьих, рыночных, судебных. Такое право осуществлять в свою пользу сборы и права, шедшие ранее в королевскую казну, способствовало обогащению иммуниста и возрастанию его значения в подчиненной округе. С иммунитетными правами приобреталась, по сути, полноценная власть над округой, которая как бы сливалась с персональным владением, вотчиной.

Внешнее содержание иммунитета состояло в том, что, передав исполнение тех или иных функций вотчиннику, верховная власть запрещала своим местным агентам, управителям, вмешиваться в осуществление этих полномочий и, по существу, выводила из-под их контроля часть территории. «Мы постановляем, — гласила одна из типичных иммунитетных грамот меровингской эпохи, — чтобы ни одно государственное должностное лицо не позволяло себе вступать в эти земли… Мы воспрещаем вам, наши уполномоченные, вступать в эти владения». Иммунитет оформлялся обычно двумя грамотами, издававшимися «для мира и порядка» (Эдикт Хлотаря, 614 г.). Одна грамота выдавалась иммунисту, причем считалось, что это — привилегия строго личная и ее переход по наследству составляет предмет для последующих правовых решений и специального узаконения (хотя могли быть и изначально «вечные» иммунитеты). Другая направлялась в адрес местных управителей, с тем чтобы реально сократитьих полномочия — в позднейших королевствах обычно это было предписание графу, причем с конкретным перечислением тех прав, которые он более не имеет возможности осуществлять на землях иммуниста: «Ты не должен больше вступать в пределы данного владения, не будешь разбирать их тяжбы, ни взымать судебные пени, ни собирать налоги, каковы бы они ни были, ни производить реквизиции; ты не будешь там более пользоваться правом крова и продовольствия [т. е. постоя в домах], ни прибегать к принудительным мерам по отношению к кому бы тони было, ни требовать военного сбора…»

Иммунитет был своего рода подразумеваемым договором: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий в пользу иммуниста, а тот как бы брал на себя все государственные дела, повинности и обязанности с этой территории. По-видимому, и выгоды были взаимными, ибо все это находилось строго в рамках наличной служебной и государственной иерархии. Иммунитеты выдавались всегда только по личной просьбе и только крупным землевладельцам. Корона отказывалась только от пользования своими правами, но вовсе не прекращала действия самих этих прав на той или другой территории. Выдача иммунитета подразумевала, что между короной и владельцем установились особые отношения взаимного признания прав и обязанностей, верховенства и подчиненности. Эти отношения строго личного свойства получили название сюзеренитета-вассалитета.

Источник

Вообще само понятие иммунитета и связанных с ним правовых реалий принадлежит еще Римской империи – от лат. immunitas (свобода от munitas – повинностей). Такой свободой наделялись, во-первых, императорские поместья, а во-вторых, поместья-виллы частных лиц, тем или иным образом снискавших себе особые привилегии по императорскому указу. В эпоху варварских королевств (до становления в них собственных принципов правового регулирования отношения собственности) франки, германцы приобретали себе иммунитетный статус тем, что (1) становились владельцами бывших римских поместий, ранее обладавших иммунитетными привилегиями, (2) получали от короны в собственность или в держание бывшие королевские (императорские) поместья, (3) получали заново специальные привилегии, иногда связанные не только со свободой от повинностей финансового порядка.

Читайте также:  Как укреплять иммунитет с помощью элеутерококка

Поскольку финансово-податная система была в значительной степени унаследована от империи, то прежние иммунитетные привилегии просто вписывались в новый административный режим.

С самого начала более широким стал иммунитет церковных владений. Церковь признавалась вправе освобождать своих приверженцев, служащих и подвластных от финансовых и натуральных повинностей в пользу государства, осуществлять в отношении них судебную власть и общее управление их делами. Такие права не касались воинской обязанности, обязанности нести сторожевую службу и участвовать в постройке мостов. Все судебные штрафы, полагавшиеся за те или иные провинности, шли в распоряжение иммуниста – монастырю, вотчиннику и т. п.

Иммунитет мог иметь или всеобщее значение, или касаться только конкретных привилегий или определенных сторон вотчинных прав. Так, в Германии вошло в практику пожалование иммунисту частичного королевского банна, т.е. доли королевских полномочий в отношении конкретного владения или группы владений: охотничьих, рыночных, судебных. Такое право осуществлять в свою пользу сборы и права, шедшие ранее в королевскую казну, способствовало обогащению иммуниста и возрастанию его значения в подчиненной округе. С иммунитетными правами приобреталась, по сути, полноценная власть над округой, которая как бы сливалась с персональным владением, вотчиной.

Внешнее содержание иммунитета состояло в том, что, передав исполнение тех или иных функций вотчиннику, верховная власть запрещала своим местным агентам, управителям, вмешиваться в осуществление этих полномочий и, по существу, выводила из-под их контроля часть территории. «Мы постановляем, – гласила одна из типичных иммунитетных грамот меровингской эпохи, – чтобы ни одно государственное должностное лицо не позволяло себе вступать в эти земли… Мы воспрещаем вам, наши уполномоченные, вступать в эти владения». Иммунитет оформлялся обычно двумя грамотами, издававшимися «для мира и порядка» (Эдикт Хлотаря, 614 г.). Одна грамота выдавалась иммунисту, причем считалось, что это – привилегия строго личная и ее переход по наследству составляет предмет для последующих правовых решений и специального узаконения (хотя могли быть и изначально «вечные» иммунитеты). Другая направлялась в адрес местных управителей, с тем чтобы реально сократить их полномочия – в позднейших королевствах обычно это было предписание графу, причем с конкретным перечислением тех прав, которые он более не имеет возможности осуществлять на землях иммуниста: «Ты не должен больше вступать в пределы данного владения, не будешь разбирать их тяжбы, ни взымать судебные пени, ни собирать налоги, каковы бы они ни были, ни производить реквизиции; ты не будешь там более пользоваться правом крова и продовольствия [т. е. постоя в домах], ни прибегать к принудительным мерам по отношению к кому бы то ни было, ни требовать военного сбора…»

Иммунитет был своего рода подразумеваемым договором: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий в пользу иммуниста, а тот как бы брал на себя все государственные дела, повинности и обязанности с этой территории. По-видимому, и выгоды были взаимными, ибо все это находилось строго в рамках наличной служебной и государственной иерархии. Иммунитеты выдавались всегда только по личной просьбе и только крупным землевладельцам. Корона отказывалась только от пользования своими правами, но вовсе не прекращала действия самих этих прав на той или другой территории. Выдача иммунитета подразумевала, что между короной и владельцем установились особые отношения взаимного признания прав и обязанностей, верховенства и подчиненности. Эти отношения строго личного свойства получили название сюзеренитета-вассалитета.

Еще по теме Феодальный иммунитет.:

  1. Статья 484. Неприменение иммунитета иностранного государства в случае нарушения юрисдикционного иммунитета Республики Казахстан
  2. Формы феодальной собственности на землю и феодальная рента.
  3. Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
  4. Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации Глава 1 Генезис феодального общества
  5. Иммунитет.
  6. ИММУНИТЕТ ПЕРСОНАЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  7. Статья 483. Отзыв согласия на отказ от иммунитета
  8. § 2. Иски к иностранным государствам. Дипломатический иммунитет
  9. 10.3. ИММУНИТЕТ И СТРЕСС
  10. Статья 251. Судебный иммунитет
Читайте также:  Гомеопатические средства для повышения иммунитета ребенка

Источник

Ôåîäàëüíûé èììóíèòåò

Âîîáùå ñàìî ïîíÿòèå èììóíèòåòà è ñâÿçàííûõ ñ íèì ïðàâîâûõ ðåàëèé ïðèíàäëåæèò åùå Ðèìñêîé èìïåðèè – îò ëàò. immunitas (ñâîáîäà îò munitas – ïîâèííîñòåé). Òàêîé ñâîáîäîé íàäåëÿëèñü, âî-ïåðâûõ, èìïåðàòîðñêèå ïîìåñòüÿ, à âî-âòîðûõ, ïîìåñòüÿ-âèëëû ÷àñòíûõ ëèö, òåì èëè èíûì îáðàçîì ñíèñêàâøèõ ñåáå îñîáûå ïðèâèëåãèè ïî èìïåðàòîðñêîìó óêàçó.

 ýïîõó âàðâàðñêèõ êîðîëåâñòâ (äî ñòàíîâëåíèÿ â íèõ ñîáñòâåííûõ ïðèíöèïîâ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ îòíîøåíèÿ ñîáñòâåííîñòè) ôðàíêè, ãåðìàíöû ïðèîáðåòàëè ñåáå èììóíèòåòíûé ñòàòóñ òåì, ÷òî ñòàíîâèëèñü âëàäåëüöàìè áûâøèõ ðèìñêèõ ïîìåñòèé, ðàíåå îáëàäàâøèõ èììóíèòåòíûìè ïðèâèëåãèÿìè, ïîëó÷àëè îò êîðîíû â ñîáñòâåííîñòü èëè â äåðæàíèå áûâøèå êîðîëåâñêèå (èìïåðàòîðñêèå) ïîìåñòüÿ, ïîëó÷àëè çàíîâî ñïåöèàëüíûå ïðèâèëåãèè, èíîãäà ñâÿçàííûå íå òîëüêî ñî ñâîáîäîé îò ïîâèííîñòåé ôèíàíñîâîãî ïîðÿäêà. Ïîñêîëüêó ôèíàíñîâî-ïîäàòíàÿ ñèñòåìà áûëà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè óíàñëåäîâàíà îò èìïåðèè, òî ïðåæíèå èììóíèòåòíûå ïðèâèëåãèè ïðîñòî âïèñûâàëèñü â íîâûé àäìèíèñòðàòèâíûé ðåæèì.

Ñ ñàìîãî íà÷àëà áîëåå øèðîêèì ñòàë èììóíèòåò öåðêîâíûõ âëàäåíèé. Öåðêîâü ïðèçíàâàëàñü âïðàâå îñâîáîæäàòü ñâîèõ ïðèâåðæåíöåâ, ñëóæàùèõ è ïîäâëàñòíûõ îò ôèíàíñîâûõ è íàòóðàëüíûõ ïîâèííîñòåé â ïîëüçó ãîñóäàðñòâà, îñóùåñòâëÿòü â îòíîøåíèè íèõ ñóäåáíóþ âëàñòü è îáùåå óïðàâëåíèå èõ äåëàìè. Òàêèå ïðàâà íå êàñàëèñü âîèíñêîé îáÿçàííîñòè, îáÿçàííîñòè íåñòè ñòîðîæåâóþ ñëóæáó è ó÷àñòâîâàòü â ïîñòðîéêå ìîñòîâ. Âñå ñóäåáíûå øòðàôû, ïîëàãàâøèåñÿ çà òå èëè èíûå ïðîâèííîñòè, øëè â ðàñïîðÿæåíèå èììóíèñòà – ìîíàñòûðþ, âîò÷èííèêó è ò. ï.

Èììóíèòåò ìîã èìåòü èëè âñåîáùåå çíà÷åíèå, èëè êàñàòüñÿ òîëüêî êîíêðåòíûõ ïðèâèëåãèé èëè îïðåäåëåííûõ ñòîðîí âîò÷èííûõ ïðàâ. Òàê, â Ãåðìàíèè âîøëî â ïðàêòèêó ïîæàëîâàíèå èììóíèñòó ÷àñòè÷íîãî êîðîëåâñêîãî áàííà, ò.å. äîëè êîðîëåâñêèõ ïîëíîìî÷èé â îòíîøåíèè êîíêðåòíîãî âëàäåíèÿ èëè ãðóïïû âëàäåíèé: îõîòíè÷üèõ, ðûíî÷íûõ, ñóäåáíûõ. Òàêîå ïðàâî îñóùåñòâëÿòü â ñâîþ ïîëüçó ñáîðû è ïðàâà, øåäøèå ðàíåå â êîðîëåâñêóþ êàçíó, ñïîñîáñòâîâàëî îáîãàùåíèþ èììóíèñòà è âîçðàñòàíèþ åãî çíà÷åíèÿ â ïîä÷èíåííîé îêðóãå. Ñ èììóíèòåòíûìè ïðàâàìè ïðèîáðåòàëàñü, ïî ñóòè, ïîëíîöåííàÿ âëàñòü íàä îêðóãîé, êîòîðàÿ êàê áû ñëèâàëàñü ñ ïåðñîíàëüíûì âëàäåíèåì, âîò÷èíîé.

Âíåøíåå ñîäåðæàíèå èììóíèòåòà ñîñòîÿëî â òîì, ÷òî, ïåðåäàâ èñïîëíåíèå òåõ èëè èíûõ ôóíêöèé âîò÷èííèêó, âåðõîâíàÿ âëàñòü çàïðåùàëà ñâîèì ìåñòíûì àãåíòàì, óïðàâèòåëÿì, âìåøèâàòüñÿ â îñóùåñòâëåíèå ýòèõ ïîëíîìî÷èé è, ïî ñóùåñòâó, âûâîäèëà èç-ïîä èõ êîíòðîëÿ ÷àñòü òåððèòîðèè. «Ìû ïîñòàíîâëÿåì, – ãëàñèëà îäíà èç òèïè÷íûõ èììóíèòåòíûõ ãðàìîò ìåðîâèíãñêîé ýïîõè, – ÷òîáû íè îäíî ãîñóäàðñòâåííîå äîëæíîñòíîå ëèöî íå ïîçâîëÿëî ñåáå âñòóïàòü â ýòè çåìëè… Ìû âîñïðåùàåì âàì, íàøè óïîëíîìî÷åííûå, âñòóïàòü â ýòè âëàäåíèÿ».

Èììóíèòåò îôîðìëÿëñÿ îáû÷íî äâóìÿ ãðàìîòàìè, èçäàâàâøèìèñÿ «äëÿ ìèðà è ïîðÿäêà» (Ýäèêò Õëîòàðÿ, 614 ã.). Îäíà ãðàìîòà âûäàâàëàñü èììóíèñòó, ïðè÷åì ñ÷èòàëîñü, ÷òî ýòî – ïðèâèëåãèÿ ñòðîãî ëè÷íàÿ è åå ïåðåõîä ïî íàñëåäñòâó ñîñòàâëÿåò ïðåäìåò äëÿ ïîñëåäóþùèõ ïðàâîâûõ ðåøåíèé è ñïåöèàëüíîãî óçàêîíåíèÿ (õîòÿ ìîãëè áûòü è èçíà÷àëüíî «âå÷íûå» èììóíèòåòû).

Äðóãàÿ íàïðàâëÿëàñü â àäðåñ ìåñòíûõ óïðàâèòåëåé, ñ òåì ÷òîáû ðåàëüíî ñîêðàòèòü èõ ïîëíîìî÷èÿ – â ïîçäíåéøèõ êîðîëåâñòâàõ îáû÷íî ýòî áûëî ïðåäïèñàíèå ãðàôó, ïðè÷åì ñ êîíêðåòíûì ïåðå÷èñëåíèåì òåõ ïðàâ, êîòîðûå îí áîëåå íå èìååò âîçìîæíîñòè îñóùåñòâëÿòü íà çåìëÿõ èììóíèñòà: «Òû íå äîëæåí áîëüøå âñòóïàòü â ïðåäåëû äàííîãî âëàäåíèÿ, íå áóäåøü ðàçáèðàòü èõ òÿæáû, íè âçûìàòü ñóäåáíûå ïåíè, íè ñîáèðàòü íàëîãè, êàêîâû áû îíè íè áûëè, íè ïðîèçâîäèòü ðåêâèçèöèè; òû íå áóäåøü òàì áîëåå ïîëüçîâàòüñÿ ïðàâîì êðîâà è ïðîäîâîëüñòâèÿ [ò. å. ïîñòîÿ â äîìàõ], íè ïðèáåãàòü ê ïðèíóäèòåëüíûì ìåðàì ïî îòíîøåíèþ ê êîìó áû òî íè áûëî, íè òðåáîâàòü âîåííîãî ñáîðà…»

Èììóíèòåò áûë ñâîåãî ðîäà ïîäðàçóìåâàåìûì äîãîâîðîì: êîðîëåâñêàÿ âëàñòü îòêàçûâàëàñü îò îñóùåñòâëåíèÿ åþ ãîñóäàðñòâåííûõ ïîëíîìî÷èé â ïîëüçó èììóíèñòà, à òîò êàê áû áðàë íà ñåáÿ âñå ãîñóäàðñòâåííûå äåëà, ïîâèííîñòè è îáÿçàííîñòè ñ ýòîé òåððèòîðèè. Ïî-âèäèìîìó, è âûãîäû áûëè âçàèìíûìè, èáî âñå ýòî íàõîäèëîñü ñòðîãî â ðàìêàõ íàëè÷íîé ñëóæåáíîé è ãîñóäàðñòâåííîé èåðàðõèè. Èììóíèòåòû âûäàâàëèñü âñåãäà òîëüêî ïî ëè÷íîé ïðîñüáå è òîëüêî êðóïíûì çåìëåâëàäåëüöàì.

Êîðîíà îòêàçûâàëàñü òîëüêî îò ïîëüçîâàíèÿ ñâîèìè ïðàâàìè, íî âîâñå íå ïðåêðàùàëà äåéñòâèÿ ñàìèõ ýòèõ ïðàâ íà òîé èëè äðóãîé òåððèòîðèè. Âûäà÷à èììóíèòåòà ïîäðàçóìåâàëà, ÷òî ìåæäó êîðîíîé è âëàäåëüöåì óñòàíîâèëèñü îñîáûå îòíîøåíèÿ âçàèìíîãî ïðèçíàíèÿ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, âåðõîâåíñòâà è ïîä÷èíåííîñòè. Ýòè îòíîøåíèÿ ñòðîãî ëè÷íîãî ñâîéñòâà ïîëó÷èëè íàçâàíèå ñþçåðåíèòåòà-âàññàëèòåòà.

Источник