Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с

Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с thumbnail

Пассивный иммунитет: описание, функции, виды и особенности.

Иммунитет — биологическая система защиты организма. Однако немногие знают об отличиях пассивного иммунитета от активного.

Свойства иммунитета

Иммунитет защищает организм от веществ и агентов, вызывающих болезни. Он определяет способность к их обнаружению и обезвреживанию, запоминанию чужеродных организмов, а также формированию клеток – клонов. Они могут бороться с тем или иным вредоносным биоматериалом.

Пассивный и активный иммунитет – отличия

Активный иммунитет развивается путем активизации собственных антител. Он вырабатывается долгое время и сохраняется навсегда. Передается по наследству.

Пассивный иммунитет приобретается человеком при передаче различными способами специфических антител, задействованных в борьбе против конкретного вида антигенов. Он играет важную роль. Научившись вырабатывать пассивный иммунитет, человечество в прошлые столетия победило болезни, уносящие сотни тысяч жизней. Его выработка и сегодня – основной способ борьбы с опасными заболеваниями.

Пассивный иммунитет бывает естественным и искусственным.

Естественный иммунитет

Естественный иммунитет формируется, когда в организм попадают антитела, продуцированные другим организмом. Ранее считалось, что это происходит только в утробе матери.

В период развития плода материнские иммуноглобулины попадают в его кровь, и младенец рождается на свет уже с естественным иммунитетом, переданным ему матерью.

Защитные частицы новорожденный получает и с материнским молозивом. На его основе производят достаточно эффективные иммуномодулирующие препараты.

Формировать естественный иммунитет помогает и грудное молоко. Оно уступает молозиву по содержанию защитных компонентов, но в нем есть гликопротеины, передающиеся ребенку во время кормления.

Со временем естественная защита, предоставляемая младенцу матерью, постепенно ослабевает.

Искусственный иммунитет

Такая защита вырабатывается путем искусственной стимуляции иммунной системы. С этой целью в организм вводят определенные вакцины или сыворотки. В них присутствуют готовые иммунные частицы, способные противостоять определенному виду антигена.

Внимание! Защита, «созданная» искусственным путем, защищает 2-3 недели. Антитела имеют короткий срок жизни, но быстро формируют сопротивляемость.

Антитела вырабатываются при проникновении инфекции в организм. При этом повышается температура, ощущается недомогание. Справившись с «врагом», лимфоциты запоминают его и при следующей встрече вырабатывают нужные антитела.

Для формирования пассивного искусственного иммунитета человеку могут сделать инъекцию антисыворотки — суспензии частиц антител из крови гомогенизированных домашних животных. Тот же принцип действует, когда после змеиного укуса пострадавшему вводят небольшое количество яда в качестве противоядия.

Трансфер фактор

В середине 20 века открыли защитные частицы трансферфакторного типа. Это носители иммунной памяти организма. Они «записывают» и «хранят» информацию о контактах организма со всеми чужеродными агентами в течение жизни.

У всех позвоночных животных одинаковые трансферфакторы. Передавая их от одного организма другому, передают и весь иммунный опыт донора. Большим успехом ученых-иммунологов считается выделение ими трансферфакторных частиц. На их основе были разработаны специальные иммуномодуляторы. Их использование повышает иммунитет, пониженный из-за неблагоприятных факторов.

Эксперт: Сергей Шелапугин Эксперт в области здоровья, красоты, правильного питания и спорта

Источник

Иммунитет  (лат. immunitas — освобождение) — защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма. 

Иммунология — наука, изучающая иммунитет.

Иммунный ответ — это реакция организма на внедрение чужеродных агентов. 

Антиген — любое чужеродное вещество или организм.

Антитело — вещество организма, распознающее антигены.

Антитела (иммуноглобулины) — особый класс гликопротеинов, присутствующих на поверхности B-лимфоцитов в виде рецепторов (рис. 1). Реагируя на присутствие антигена, они отделяются от мембраны В-лимфоцита и присутствуют в сыворотке крови и тканевой жидкости в виде растворимых молекул (антител). Антитела способны избирательно связываться с конкретными видами чужеродных молекул, которые в связи с этим называют антигенами. 

Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с

Рис. 1. В-лимфоцит с мембрансвязанными рецепторами

Антитела используются иммунной системой для идентификации и нейтрализации чужеродных объектов — например, бактерий и вирусов.

Антигены, как правило, являются белками или полисахаридами и представляют собой части бактериальных клеток, вирусов и других микроорганизмов. 

К антигенам немикробного происхождения относятся белки пыльцы растений, яичный белок и белки трансплантатов тканей и органов, а также поверхностные белки клеток крови при переливании крови.

Аллергены — это антигены, вызывающие аллергические реакции.

История изучения иммунитета

Фундамент иммунологии был заложен изобретением микроскопа, благодаря чему удалось обнаружить первую группу микроорганизмов — болезнетворные бактерии.

В конце XVIII в. английский сельский врач Эдвард Дженнер сообщил о первой удачной попытке предотвратить заболевание посредством иммунизации. Его подход вырос из наблюдений за одним интересным явлением: доярки часто заражались коровьей оспой и впоследствии не болели натуральной оспой. Дженнер ввёл маленькому мальчику гной, взятый из пустулы (нарыва) коровьей оспы, и убедился в том, что мальчик оказался иммунным к натуральной оспе. 

Работа Дженнера дала начало изучению теории микробного происхождения заболеваний в XIX в. Пастером во Франции и Кохом в Германии. Они отыскали антибактериальные факторы в крови животных, иммунизированных микробными клетками.

Луи Пастер успешно выращивал различные микробы в лабораторных условиях. Как часто бывает в науке, открытие было сделано случайно при культивировании возбудителей холеры кур. Во время работы одна из чашек с микробами была забыта на лабораторном столе. Было лето. Микробы в чашке несколько раз нагревались под солнечными лучами, высохли и потеряли способность вызывать заболевание. Однако куры, получившие эти неполноценные клетки, оказались защищёнными против свежей культуры холерных бактерий. Ослабленные бактерии не только не вызывали заболевание, а, напротив, давали иммунитет. 

В 1881 г. Луи Пастер разработал принципы создания вакцин из ослабленных микроорганизмов с целью предупреждения развития инфекционных заболеваний.

В 1908 г. Илья Ильич Мечников и Пауль Эрлих были удостоены Нобелевской премии за работы по теории иммунитета. 

И. И. Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета, согласно которой решающая роль в антибактериальном иммунитете принадлежит фагоцитозу.

Сначала И. И. Мечников как зоолог экспериментально изучал морских беспозвоночных фауны Чёрного моря в Одессе и обратил внимание на то, что определённые клетки (целомоциты) этих животных поглощают все инородные частицы (в т. ч. бактерии), проникающие во внутреннюю среду. Затем он увидел аналогию между этим явлением и поглощением белыми клетками крови позвоночных животных микробных телец. И. И. Мечников осознал, что это явление не питание данной единичной клетки, а защитный процесс в интересах целого организма. Учёный назвал действующие таким образом защитные клетки фагоцитами — «пожирающими клетками». И. И. Мечников первым рассматривал воспаление как защитное, а не разрушительное явление.

Против теории И. И. Мечникова в начале XX в. выступали большинство патологов, так как они считали лейкоциты (гной) болезнетворными клетками, а фагоциты — разносчиками инфекции по организму. Однако работы И. И. Мечникова поддержал Луи Пастер. Он пригласил И. И. Мечникова работать в свой институт в Париже.

Пауль Эрлих открыл антитела и создал гуморальную теорию иммунитета, установив, что антитела передаются ребёнку с грудным молоком, создавая пассивный иммунитет. Эрлих разработал метод изготовления дифтерийного антитоксина, благодаря чему были спасены миллионы детских жизней.

Читайте также:  Ягоды для иммунитет ребенка

Теория иммунитета Эрлиха говорит о том, что на поверхности клеток есть специальные рецепторы, распознающие чужеродные вещества (антигенспецифические рецепторы). Сталкиваясь с чужеродными частицами (антигенами), эти рецепторы отсоединяются от клеток и в качестве свободных молекул выходят в кровь. В своей статье П. Эрлих назвал противомикробные вещества крови термином «антитело», так как бактерий в то время называли «микроско­пические тельца».

П. Эрлих предполагал, что ещё до контакта с конкретным микробом в организме уже есть антитела в виде, который он назвал «боковыми цепями». Теперь известно, что он имел в виду рецепторы лимфоцитов для антигенов.

В 1908 г. Паулю Эрлиху вручили Нобелевскую премию за гуморальную теорию иммунитета.

Чуть раньше Карл Ландштейнер впервые доказал наличие иммунологических различий индивидуумов в пределах одного вида.

Питер Медавар доказал удивительную точность распознавания иммунными клетками чужеродных белков: они способны отличить чужеродную клетку всего по одному изменённому нуклеотиду. 

Френк Бёрнет постулировал положение (аксиома Бёрнета), что центральным биологическим механизмом иммунитета является распознавание своего и чужого. 

В 1960 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Питер Медавар и Френк Бёрнет за открытие иммунологической толерантности (лат. tolerantia — терпение) — это распознавание и специфическая терпимость к некоторым антигенам.

Уничтожение генетически изменённых клеток

Одна из функций иммунной системы — это уничтожение генетически изменённых (мутантных) клеток организма. В процессе клеточного деления постоянно происходят ошибки, и одна из миллиона образовавшихся клеток становится мутантной, т. е. генетически чужеродной. В организме человека благодаря мутациям в каждый конкретный момент должно быть более 10 миллионов мутантных клеток. Мутации приводят к изменению функций клетки. Большинство мутантных клеток не способны выполнять свои функции, а многие выходят из-под контроля организма (например, при нарушении апоптоза) и становятся раковыми клетками. Появление таких клеток может привести к возникновению серьёзных заболеваний и гибели организма. 

Один из механизмов иммунитета, осуществляемый лимфоцитами (НК-лимфоцитами), направлен на уничтожение именно раковых клеток.

Виды иммунитета

Иммунитет можно разделить на клеточный и гуморальный (рис. 2)

Рис. 2. Клеточный и гуморальный иммунитет

Все разнообразные формы иммунного ответа можно разделить на два типа: врождённый иммунитет и приобретённый иммунитет (рис. 3).

Рис. 3. Классификация иммунитета

Приобретённый иммунитет — это специфический индивидуальный иммунитет, т. е. это иммунитет, который имеется конкретно у определённых индивидуумов и к определённым возбудителям или агентам.

Главными характеристиками приобретённого иммунитета являются специфичность и иммунологическая память. Чем чаще организм встречается с патогеном, тем быстрее и активнее вырабатываются антитела, следовательно — сильнее защита.

Врождённый иммунитет с самого рождения (ещё до первой встречи с антигеном) защищает организм против всего чужеродного, т. е. он не специфичен. 

Таким образом, повторная встреча с тем или иным патогенным микроорганизмом не приводит к изменениям врождённого иммунитета, но повышает уровень приобретённого.

Врождённый иммунитет активируется при первом появлении патогена быстрее, но распознаёт патоген с меньшей точностью. Он реагирует не на конкретные специфические антигены, а на определённые классы антигенов, характерные для патогенных организмов (белки вирусного капсида, продукты метаболизма глистов и т. п.).

Врождённый иммунитет может быть наследственным (видовым) и индивидуальным.

Наследственный (видовой) иммунитет — это невосприимчивость всех представителей данного вида к определённому антигену, приобретённая в процессе эволюции: 

  • болезни, которыми болеет человек, но не болеют животные и птицы (корь, натуральная оспа, проказа, вирусный гепатит, холера, гонорея, дизентерия, брюшной тиф и др.);

  • болезни, которыми болеют животные, но не болеет человек (чума крупного рогатого скота, пироплазмоз собак); 

  • болезни, которыми болеют птицы, но не болеет человек (куриная холера);

  • болезни, которыми болеют животные и человек, но не болеют птицы (сибирская язва, бешенство и др.).

Индивидуальный врождённый иммунитет определяется теми особенностями, которые передаются организму с родительскими генами и в процессе эмбрионального развития. 

В процессе эмбрионального развития через плаценту плоду передаются антитела матери, которые противостоят инфекциям. Передача антител от мамы к ребёнку происходит в основном в последнем триместре беременности. 

Иммунитет подразделяется на естественный и искусственный.

Естественный иммунитет возникает самостоятельно в процессе жизни организма.

Естественный иммунитет делится на активный (после перенесённых заболеваний) и пассивный (например, с молоком матери).

До 6 месяцев малыша защищают антитела, передающиеся от матери с грудным молоком. Поэтому важным является исключительно грудное вскармливание. Иммунитет матери защищает ребёнка. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, слабо защищены, т. к. собственных антител у них мало. Только к 6 месяцам организм самостоятельно начинает вырабатывать антитела. Собственный иммунитет ребёнка формируется только к концу первого года жизни.

Искусственный иммунитет организм приобретает в результате применения медицинских препаратов (вакцин и сывороток).

Вакцина — медицинский препарат, содержащий ослабленные или убитые микроорганизмы.

Вакцина вводится абсолютно (!) здоровому человеку для предотвращения заболевания в будущем.

Сыворотка — медицинский препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела к определённому патогену (заражающему микроорганизму). Сыворотку получают из крови заражённого данным заболеванием животного (коровы, лошади и т. п.).

Сыворотка с чужими антителами вводится заболевшему человеку в случае, когда организм не способен произвести достаточное количество антител.

Источник

Каждая мама хочет видеть своего малыша здоровым и веселым. Периоды болезней — тяжелое время для обоих. Когда ребенок плохо себя чувствует и капризничает, плачет, мамочка расстроена. Как сделать, чтобы подобных дней было как можно меньше? В этой статье мы выясним, какие средства и способы действительно работают.

Причины ослабления иммунитета у малыша

Медицина различает два вида естественного иммунитета у ребенка — врожденный (пассивный) и приобретенный (активный). Первый вид передается по наследству от мамы и папы. Второй — формируется с самого начала жизни новорожденного и развивается по мере его взросления. Искусственный иммунитет также бывает пассивным («внедряется» в организм вместе с препаратами, содержащими «готовые» антитела, то есть лечебными сыворотками) и активным (развивается как иммунный ответ на введенные в организм возбудители инфекции, убитые, ослабленные или живые, — то есть как реакция на прививание вакцинами). Врожденный иммунитет называют также неспецифическим, а приобретенный — адаптивным, или специфическим по отношению к конкретным возбудителям заболеваний. Приобретенный адаптивный иммунитет, в свою очередь, подразделяют на:

  • общий — это генерализованная (повсеместная) защита организма от чужеродных антител при помощи специальных иммуноглобулинов, преимущественно IgM;
  • местный — это клеточная иммунная защита на уровне определенных тканей и органов (например, кожи и слизистой), которую по большей части обеспечивают другие иммуноглобулины — IgA.

Итак, в первые пять дней после рождения иммунная система малыша начинает активно развиваться. По мере прохождения по родовым путям организм новорожденного заселяется миллионами полезных микроорганизмов — лактобактериями и бифидобактериями. Именно они впоследствии образуют защитную микрофлору, которая будет бороться с заболеваниями малыша. Но для правильного ее формирования требуется помощь, ведь в самом начале жизни пищеварительная система грудничка очень нежная, и даже незначительное ее нарушение может привести к сбою во всем организме. Поэтому на данном этапе большое значение имеет грудное вскармливание: капли молозива дают активный толчок для формирования нормальной микрофлоры у крохи и способствуют укреплению иммунитета.

Читайте также:  Высокая температура у детей иммунитет

На пути возбудителей инфекций в человеческий организм находится масса барьеров. Основные — это кожа и слизистые оболочки. На кишечник малыша приходится основная нагрузка, ведь его слизистая занимает значительную площадь. Именно там постепенно сосредотачивается большинство полезных микроорганизмов, защищающих новорожденного от враждебной, патогенной микрофлоры. Но иммунитет ребенка — хрупкая вещь, и, чтобы поднять его, необходимо разобраться в причине его ослабления. И только потом принимать соответствующие меры.

Но в чем же могут заключаться причины снижения иммунитета у ребенка? Приведем лишь некоторые:

  • Родовая травма и осложнения во время беременности. На самом деле иммунная система малыша начинает формироваться еще до его появления на свет — на 20–28-й неделях беременности. В том числе и по этой причине будущей маме так важно следить за своим здоровьем на протяжении всех девяти месяцев: стрессы и перенесенные болезни могут впоследствии отразиться и на здоровье ее крохи. Стоит придерживаться разнообразного питания, «дозировать» физические нагрузки и чаще гулять на свежем воздухе.
  • Наследственная предрасположенность. К сожалению, слабый иммунитет может передаваться по наследству. Поэтому уже на этапе подготовки к беременности родителям стоит пройти необходимые обследования и соблюдать рекомендации врачей.
  • Недостаток витаминов. Первое время малыш получает все питательные вещества только из грудного молока мамы. В это время очень важно, чтобы питание было разнообразным и правильным. Если молодая мамочка придерживается правил питания, это положительно скажется и на здоровье ребенка. Если нет, то малышу, который получает только грудное молоко, в особых случаях педиатр может назначить специальные детские витамины и минералы[1].
  • Непродолжительное грудное вскармливание. Согласно рекомендациям ВОЗ, исключительно грудное вскармливание рекомендовано детям до шести месяцев[2]. За это время организм малыша успеет накопить антитела и сформировать стойкий иммунитет.
  • Неправильное введение прикорма, как правило, становится причиной избытка или, наоборот, недостатка пищевых веществ, приводит к аллергическим реакциям, проблемам с желудочно-кишечным трактом: запорам, коликам, диарее. Каждая мама хочет обеспечить малыша, по ее мнению, «самым полезным» питанием. Но в случае с введением прикорма легко переусердствовать. Неокрепший организм ребенка просто не готов к большому количеству новой и разнообразной пищи. В результате неправильное введение прикорма может привести к проблемам в работе желудка и кишечника.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта может быть обусловлено не только неправильным прикормом. Внешние неблагоприятные факторы разного рода: нарушения режима отдыха, бодрствования и питания, отсутствие регулярных прогулок на свежем воздухе, неблагоприятная экологическая обстановка, неудовлетворительный психологический климат в семье, нервозность матери — создают дополнительные стрессы, которые обязательно сказываются на чувствительной пищеварительной системе малыша и зачастую приводят к дисбиозу кишечника, нарушая внутренний местный иммунитет новорожденного.
  • Неправильное применение лекарственных препаратов — частая причина ослабления иммунитета ребенка. Передозировка в сочетании с проявлениями побочных эффектов, а также бесконтрольный прием противомикробных лекарственных средств способствуют снижению защитных функций детского организма.

Это интересно!

«Если лечить простуду — она пройдет за семь дней, если не лечить — за неделю» — у этого известного выражения есть научное подтверждение. С вирусами ОРВИ, включая грипп, борются лимфоциты, максимальная концентрация которых достигается на седьмой день после начала заболевания[3]. Однако отсутствие лечения все же грозит тем, что болезнь может затянуться и привести к развитию осложнений.

Как можно понять, существует большое количество факторов риска снижения иммунитета у новорожденного. Но многие из них можно устранить лишь с помощью четкого соблюдения инструкций педиатра и правильного образа жизни.

Тем не менее, если необходимо поднимать иммунитет ребенка, как это сделать? К данному вопросу стоит подходить комплексно: только при таком условии можно будет обеспечить любимому крохе действительно богатырское здоровье.

Какими средствами можно поднять иммунитет ребенку

Выполняя ряд простых рекомендаций, мама вскоре сможет заметить, что болезни стали беспокоить малыша гораздо реже.

  • Закаливание. Например, ночной сон под одеялом в прохладной комнате. В помещении должно быть от 19 до 21°С, то есть довольно свежо[4]. Но в холодную погоду оставлять на ночь окна слегка приоткрытыми тоже опасно: во время сна маму и ребенка может просквозить, либо же они могут переохладиться, что нередко приводит к негативным последствиям. Проветривать квартиру в холодный период необходимо довольно часто, но открывать настежь все окна стоит лишь на пару минут. К тому же это позволит быстро снизить концентрацию микробов и повысить уровень кислорода в помещении. Грудничкам вредно находиться на солнце, поэтому от солнечных ванн малыша следует оградить хотя бы до года. Можно совершать несколько 30-минутных прогулок зимой на умеренном морозе: главное, чтобы ребенок был хорошо одет, а его личико — открыто.
  • Распорядок дня. Налаживание режима должно произойти в возрасте одного–двух месяцев — при правильном поведении матери это происходит само собой[5]. В идеале ребенок должен спать три раза днем и один раз ночью. Несколько ночных пробуждений — еще не повод для беспокойства. Режим можно мягко скорректировать за две–три недели, учитывая и постепенно устраняя возможные причины беспокойства малыша.
  • Смена питания. Согласно рекомендациям ВОЗ, до шести месяцев идеальным питанием для малыша является только грудное молока. Исключается даже вода[6]. К полугоду у ребенка формируется довольно устойчивая пищеварительная система (см. рис. 1), а значит, можно вводить прикорм согласно рекомендациям педиатра. Главное — отказаться от экспериментов и начинать расширять меню постепенно, с одного блюда и только, если:

    • малыш полностью здоров;
    • после последней прививки прошло не менее десяти дней;
    • накануне не было перелетов и смены часовых поясов;
    • погода на улице не менялась по крайней мере неделю;
    • в последние дни ребенок пребывал в хорошем настроении.

    Рис. 1. Особенности созревания кишечной микрофлоры у детей в период с рождения до полугода в зависимости от характера родов[7]

    Блюда для прикорма должны быть максимально гипоаллергенными и состоять только из одного ингредиента. Пример — пюре из брокколи или кабачка промышленного производства. Новый вкус малышу может не понравиться при первом знакомстве, и на привыкание потребуется какое-то время, поэтому с некоторыми интервалами один и тот же прикорм предлагают малышу до 12 раз. В любом случае следующий альтернативный продукт следует давать примерно через пять дней: иначе можно не понять, в чем причина негативной реакции организма при введении прикорма (если она вдруг возникнет). Чтобы как можно раньше обнаружить настораживающие признаки в поведении ребенка или аллергию и успеть вовремя отменить не подошедший продукт, лучше прикармливать малыша с утра и до кормления грудью, когда он еще голодный. Важно не забывать, что прикорм — это знакомство с новым вкусом, а не полноценное кормление, цель которого — насыщение. Поэтому начинают всего лишь с объема порции в четверть чайной ложки, доводя его до полной чайной ложки в течение недели. Обычно порядок введения в рацион малыша продуктов прикорма таков:

    1. однокомпонентные овощные пюре с нежной клетчаткой (помимо вышеупомянутых овощей к ним также относятся цветная капуста и тыква);
    2. пюреобразные безглютеновые каши на воде из гречневой крупы, риса или кукурузных зерен;
    3. пюреобразные безглютеновые каши на молоке;
    4. фруктовые пюре и соки;
    5. детский творог;
    6. мясные пюре из индейки, кролика, говядины (телятина и курица более аллергенны);
    7. яичный желток;
    8. жидкие однокомпонентные овощные пюре с грубой клетчаткой (из моркови, картофеля, белокочанной капусты);
    9. многокомпонентные овощные пюре.

    Примерно такой порядок прикорма применяется в возрастном периоде от пяти–шести месяцев до года[8]. В результате у ребенка будет сформирован правильный рацион питания, включающий блюда, в которых гармонично сочетаются растительные и животные белки, углеводы и клетчатка, молочный жир, а также столь необходимые для поддержания иммунитета макро-, микроэлементы и витамины.

  • Введение витаминов. Если их назначают, то, как правило, только детям с одного года. Введение витаминов для грудничка — процесс неоднозначный, и подходить к нему нужно очень осторожно. В то же время почти всем малышам на искусственном вскармливании назначают витамин D в водорастворимой форме[9]. Так или иначе, решать вопрос о том, давать витамины маленькому ребенку или нет, должен врач-педиатр.

Важно!

Нельзя принимать витамины «впрок». Наш организм не приспособлен к этому: только небольшой запас жирорастворимых нутриентов, а также некоторых витаминов группы B и аскорбиновой кислоты может сохраняться в нем в течение нескольких недель. Но именно поэтому так опасна их передозировка. Переизбыток жирорастворимых витаминов — A, D, Е, К и каротиноидов — может привести к тяжелой интоксикации организма из-за того, что они накапливаются в жировых депо и в печени[10]. Поэтому первоочередная задача родителей — обеспечить ребенку сбалансированное питание.

  • Консультация с врачом об отмене или смене плана лечения. Если после применения у новорожденного назначенных лекарств наблюдается проявление побочных эффектов, малыш плохо спит и капризничает, то следует немедленно проконсультироваться у педиатра по поводу возможной корректировки списка назначенных препаратов и схемы лечения.
  • Кислородный концентратор. Нормальная концентрация кислорода в воздухе — 20%. Но, к сожалению, в городских квартирах, особенно в зимний сезон, этот показатель может быть ниже. Кислород очень важен для формирования здорового иммунитета у ребенка. Без него невозможно нормальное развитие органов и систем жизнеобеспечения организма. Поэтому, когда возможности выехать из мегаполиса нет, а ребенок постоянно болеет, родители приобретают кислородные концентраторы. Однако его применение в домашних условиях, когда в квартире находятся дети младшего возраста, недопустимо: мама может неправильно надеть на ребенка маску, при этом еще необходимо грамотно отрегулировать поток подачи воздуха (его мощность и степень концентрации кислорода). Применение же концентратора для обогащения кислородом воздуха во всей комнате бессмысленно, поскольку для получения кислорода прибор использует этот же воздух.
  • Прием пробиотиков. Как мы уже говорили, за формирование нормального иммунитета у малыша на первом году жизни основную «ответственность» несет кишечник. Именно он заселяется полезными бифидо- и лактобактериями, которые формируют нормальную микрофлору, противодействующую размножению патогенных микроорганизмов. Благодаря постоянному биосинтезу кишечной микрофлорой специальных ферментов и почти всех витаминов группы В (в разном объеме) малыш не испытывает дефицита важных микронутриентов. Незаменима роль микрофлоры тонкого кишечника в продуцировании:

    • филлохинона (витамина К2), отвечающего за такие процессы в организме, как регуляция свертываемости крови и продукция костного белка, взаимодействие кальция и витамина D;
    • фолиевой кислоты (витамина В9), укрепляющей иммунитет и регулирующей деятельность головного и костного мозга;
    • цианокобаламина (витамина В12), отвечающего за синтез ДНК и РНК, нормальную работу нервной системы и метаболизм жиров, белков и углеводов;
    • рибофлавина (витамина B2), никотиновой (витамина B3, или ниацина, или витамина РР) и пантотеновой (витамина B5) кислот, биотина (витамина B7, или витамина Н1).

    Более того, по тому, насколько маленький организм обеспечен витаминами К2, В9 и В12, врачи делают косвенный вывод о состоянии кишечной микрофлоры у ребенка[11]. Поэтому для профилактики дисбиоза, полноценного усвоения поступающих в организм питательных веществ, продуцирования витаминов и важных ферментов в тонком кишечнике и, как следствие, для поддержания местного иммунитета могут применяться пробиотики — средства с активными бактериальными культурами.

    К сведению

    Письмом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2006 года №15-3/691-04 в Перечень специализированных продуктов для питания детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с различной алиментарно-зависимой патологией, в особенности с нарушениями микробиоценоза кишечника, запорами и коликами, были включены пробиотики[12]. Российские клинические рекомендации по лечению у детей острых инфекционных энтеритов, таких как кампилобактериоз, также включают в методы консервативной патогенетической терапии применение пробиотиков[13].

    Способность пробиотических бактерий модулировать иммунную систему младенца, обеспечивая ее готовность к адекватному ответу на инфекции и одновременно снижая аллергические проявления, доказана в многочисленных исследованиях. Так, изучение эффективности пробиотиков на основе лактобактерии штамма Lactobacillus rhamnosus у детей с рождения на протяжении первых шести месяцев жизни показало, что частота развития атопических реакций у таких малышей снижается на 50%[14].
    Однако в научных работах обращается внимание на то, что при применении у грудничков пробиотических средств должны соблюдаться три важнейших условия:

    • стабильность чистых культур как в препарате, так и при прохождении их через агрессивные среды желудка и кишечника;
    • эффективность, доказанная в клинических испытаниях;
    • абсолютная безопасность для младенца, получающего пробиотики с рождения[15].

    Еще в 1996 году[16] Независимый совет экспертов США и Codex Alimantarius[17] пришли к выводу, что лишь некоторые микроорганизмы безопасны настолько, что могут добавляться в детские смеси и в молоко для детей от рождения до трех лет:

    • бифидобактерии двух штаммов: Bifidobacterium lactis — BL BB-12, Bifidobacterium longum — BB-536;
    • лактобактерии штамма Lactobacillus rhamnosus — ATCC53103 (LGG);
    • термофильные стрептококки Streptococcus thermorhilus[18].

    Спустя почти два десятилетия, в 2014 году[19], Европейским обществом специалистов в области детской гастроэнтерологии, гепатологии и питания (ESPGHAN) к группе «пробиотиков с положительной рекомендацией» были отнесены несколько пробиотических микроорганизмов, среди которых:

    • лактобактерии двух штаммов: Lactobacillus reuteri — DSM 17938 (исходный штамм ATCC 55730), а также термически обработанные Lactobacillus acidophilus LB;
    • дрожжи Saccharomyces cerevisae var. boulardii (используются для профилактики и лечения диарейного синдрома).

    Следует также отметить, что приживаемость пробиотических бактерий в кишечнике ребенка относительно невысокая. В худшем случае колонии образует одна пятая часть, в лучшем — от одной трети до половины от поступивших с продуктом микроорганизмов[20]. Препятствуют приживаемости естественные факторы: кислая среда желудочного сока, ферменты поджелудочной железы и соли желчных кислот. Наиболее «выносливыми» в среде повышенной кислотности являются лактобактерии.

Бессонные ночи, проведенные у колыбельки, — это, конечно, то, чего избежать не удастся. Но их может быть намного меньше, если, согласно рекомендациям педиатров, заранее планировать введение прикорма, заниматься закаливанием крохи, выполнять лечебный детский массаж, не забывать про ежедневные занятия гимнастикой и проветривание квартиры, несколько раз в день гулять на свежем воздухе при любой погоде и внимательно следить за состоянием пищеварительной системы малыша.

Источник

Читайте также:  Лекарства повышающие иммунитет при вич