Государство как субъект мчп иммунитет

Государство как субъект мчп иммунитет thumbnail

Участники правоотношений, регулируемых нормами международного частного права являются его субъектами. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. Правовой статус перечисленных субъектов совпадает с соответствующими субъектами частного права.

Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной публичной и частноправовой правосубъектностью. Более типичными для государства будут отношения публично-правового характера, тем не менее оно вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские правоотношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта права. Это качество обусловлено тем, что государство не будет юридическим лицом, поскольку суверенно и само определяет свой правовой статус.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

• во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства:

— государство — особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

— к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

— в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

— в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).

Иммунитет государства – принцип международного права, вытекающий из начала государственного суверенитета. Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуются государство, его органы и принадлежащее государству имущество.

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Содержание иммунитетов государства:

а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» — «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;

в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

Date: 2016-08-31; view: 1800; Нарушение авторских прав

Источник

gosudarstvosubject.png

Межгосударственные отношения, несмотря на санкции, постоянно вводимые США и рядом европейских стран, с каждым годом расширяются и углубляются. При этом государства участвуют в них и как публичные образования, и как субъекты, приравненные к частным лицам, т.е. как субъекты международного частного права (МЧП).

Иммунитет государства

В международном публичном праве (МПП) в отношении государства всегда действует такое свойство как государственный суверенитет, тогда как в МЧП, в соответствии со ст. 1204 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), государство во многом приравнивается к физическим и юридическим лицам.

Однако и как субъект МЧП частично вышеуказанное свойство оно не утрачивает, т.к. пользуется иммунитетом – в порядке, установленном действующим законодательством.

При этом возможно двоякое проявление иммунитета: во-первых, государство не подчиняется власти другого государства, и во-вторых, оно не осуществляет свою власть в отношении иностранного государства, также являющегося сувереном.

В теории МПП и МЧП сложились две концепции иммунитета государства:

  • концепция абсолютного иммунитета, в основе которой заложен постулат «равный над равным власти не имеет» (лат.: «Par in parem non habet jurisdictionem»), предполагающий недоступность одного суверена для воздействия со стороны органов государственной власти и судебной системы другого (т.е., иными словами, — одного государства в отношении другого);
  • концепция ограниченного (функционального) иммунитета, допускающая возможность применения положений об иммунитете лишь в тех случаях, когда государство действует как суверен; если же оно участвует в отношениях как участник, приравненный к другим субъектам (в частности – к физическим и юридическим лицам), то положения об иммунитете не подлежат применению.
Читайте также:  Секреторные рецепторы врожденного иммунитета

Видами иммунитетов государства являются юрисдикционный иммунитет (он носит процессуальный характер и включает три разновидности: судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда) и иммунитет собственности государства (т.е. запрещается применять в отношении имущества, расположенного на территории одного государства, но принадлежащего другому, любые меры принуждения: арест, национализацию и т.д.).

По рассматриваемому вопросу 02.12.2004 г. принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, но она еще не вступила в силу. Поэтому регулирование вопросов иммунитета осуществляется нормами Федерального закона «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». В статье 3 этого Закона указано, что он «не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам», которыми в соответствии с нормами МПП пользуются дипломатические представительства иностранных государств, их главы, правительства и др.

Но, как указал Европейский Суд по правам человека в своем Постановлении от 14.03.2013 г., «если государство (через специально уполномоченные органы) принимает участие в имущественном обороте либо в коммерческой деятельности, то оно рассматривается как иностранное частное лицо и его госсобственность иммунитетом не пользуется». Согласно вышеуказанному Закону, по общему правилу, также не применяется и судебный иммунитет, если государство является стороной споров, возникших из его участия в предпринимательской и иной экономической деятельности; споров, связанных с интеллектуальной собственностью, с эксплуатацией судна (плавсредства) и некоторых других.

Отметим также, что РФ в настоящее время практически осуществила переход от абсолютного иммунитета к ограниченному (функциональному).

Особенности государства как субъекта МЧП

Государство как субъект МЧП отличается от иных субъектов этой отрасти права:

  • если физические и юридические лица вне зависимости от места своей временной или постоянной локализации находятся под юрисдикцией своего государства, то государство, даже будучи субъектом МЧП, не перестает быть сувереном (т.е. под чьей-либо юрисдикцией в отношении своей правосубъектности не находится). Отсюда – хотя личным законом граждан и организаций является право их государственной принадлежности, они иногда могут оказаться и под иностранной юрисдикцией (например, при определении их сделкоспособности как элемента правосубъектности), а у государства личным законом всегда считается только собственное материальное право (и оно остается неизменным весь период его существования). Но Россия как государство все же может оказаться под юрисдикцией другого государства: при его участии в конкретном международном частноправовом отношении, к которому применяется иностранное право (например, как сторона внешнеэкономической сделки (ст.ст. 1208-1211 и др. ГК РФ), в виде наследника по завещанию (п. 1 ст. 1224 ГК РФ) и др.);
  • от имени РФ как государства в международных частноправовых отношениях могут участвовать 2 группы представителей: органы государства и органы власти субъекта РФ (включая их должностных лиц и торговые представительства); юридические лица и граждане (п.п. 1 и 3 ст. 125 ГК РФ);
  • в некоторых отношениях, регулируемых нормами МЧП, государство не участвует (например, в семейных);
  • способность государства иметь права и обязанности и осуществлять их определяется им самим, т.е. оно обладает универсальной правоспособностью.

Источник

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства.

Несомненно, государство является основным субъектом в международном частном праве. Вопрос о том, как будет вести себя государство на международно-правовой арене, связанной с осуществлением рыночной, хозяйственной деятельности, какой правовой статус и положение будет оно занимать, какова ответственность государства перед своими иностранными контрагентами — всё это решается в рамках важной отрасли права — международном частном праве. Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.

В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной и требует к себе ещё много внимания.

Государства, выступая субъектами международного частного права, достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера. При этом, государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е., его юрисдикции.

Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть, объём власти и сферу действия власти.

Таким образом, термин юрисдикции может использоваться как в широком смысле, так и в узком значении — как судебная юрисдикция. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех, кто находится, и всё, что находится на его территории. Поэтому говорят о территориальной юрисдикции.

Читайте также:  Кисломолочные продукты полезны для иммунитета

Для понимания иммунитета государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной.

Полная юрисдикция означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средства реализацию своих предписаний. Ограниченная юрисдикция означает, что государство обладает властью предписывать определённое поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний. Неподчинение одного государства юрисдикции другого никогда не означает полного отказа этого другого государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам «осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, соблюдать местные традиции и обычаи».

Важно отметить, что определение иммунитета государства можно дать в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать.

  • 1. Если с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, то иммунитет — это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е., право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства;
  • 2. Если с позиции принимающего государства, то иммунитет — это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, т. е., отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.

Также необходимо отметить, что далеко не во всех случаях участия государства в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: например, спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т. д.

Если частноправовое отношение, осложненное иностранным элементом, стороной которого является государство, осуществляется на территории государства-участника, то в случае возникновения спора он рассматривается правоприменительными органами этого государства, и об иммунитете речи нет.

Таким образом, особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной юрисдикцией.

Иммунитет государства и его собственности — один из старейших институтов как внутреннего, так и международного права. Этот институт возник благодаря необходимости поддержания официальных отношений между государствами. Они были бы невозможны, если бы представители иностранного государства, его руководители и дипломатические представители были подчинены власти государства пребывания.

Вначале XIX века отношения между государствами носили только официальный характер, поэтому иммунитет был абсолютным. Никаких исключений из иммунитета представителей государства и его собственности не допускалось. К концу XIX века иммунитет государства рассматривался в качестве общепризнанной нормы или принципа международного права. Но уже в этот период появилась судебная практика, новые доктрины, исходящие из необходимости ограничения иммунитета государства. Это было вызвано тем, что государства стали принимать участие в коммерческой деятельности: или сами непосредственно принимали участие в этой деятельности, или через принадлежащие им компании. В результате вступающие с государствами в коммерческие отношения иностранные физические и юридические лица оказывались лишенными судебной защиты своих прав. Возможные отрицательные последствия иммунитета государства особенно отчетливо проявились в возникновении советского государства, затем с возникновение целого ряда социалистических стран, которые осуществили национализацию имущества, монополизировали внешнеэкономическую деятельность и осуществляли международную коммерческую деятельность через своих торговых представителей. Непростая правовая проблема получила социально-политическую окраску.

Первая попытка урегулировать этот вопрос была сделана принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. (дополнена Протоколом от 24 мая 1934 г.). Суда в силу своей мобильности часто оказывались на территории иностранных государств и становились объектом притязаний со стороны частных лиц по обязательствам государств. Брюссельская конвенция сделала равными правовое положение государственных торговых судов и грузов, принадлежащих этим государствам, и правовой статус частных торговых судов и грузов. Однако такое правило не является всеобщим. Оно ограничено только отношениями, связанными с эксплуатацией морских судов и лишь в части, касающейся условий ответственности и возникающих обязательств.

Первым договором, рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитете государств и дополнительный протокол к ней. Договор был принят Советом Европы в 1972 году, куда входили ряд европейских стран — Австрия, Бельгия, Великобритания, Кипр, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Швейцария. Заключая данную конвенцию, иммунитет не признавался как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявляло иск), так и в случаях, когда спор возникал в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходило судебное разбирательство.

Читайте также:  Как повысить иммунитет взрослому человеку после операции

Брюссельская и Европейская конвенции по-разному определяют объём иммунитета, условия его использования, но все подтверждают право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как международного (публичного), так и международного частного права.

Некоторые страны приняли специальное законодательство о государственном суверенитете. Первый пример такого законодательства — Закон США об иммунитетах суверенов 1976 года. Позднее был принят Закон Англии об иммунитете государств 1978 года. Закон Сингапура о государственном иммунитете 1979 года. Закон ЮАР об иммунитетах иностранного суверена 1981 года. Ордонанс Пакистана о государственном иммунитете 1981 года. Закон Канады о государственном иммунитете 1982 года. Закон Австралии об иммунитетах иностранного суверена 1985 года. Все эти законы ограничивают иммунитет государства.

На позициях ограниченного иммунитета основана и Конвенция ООН от 2 декабря 2004 г., о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которую 1 декабря 2006 г., подписала Россия. Согласно документу, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства в отношении какого-либо вопроса или дела, если оно явно выразило согласие на осуществление этим судом юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу:

  • а) международного соглашения;
  • б) письменного контракта;
  • в) заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства.

Согласие государства на применение законодательства другого государства не должно пониматься как согласие на осуществление юрисдикции судами другого государства. Заслуживает внимания точное название Конвенции 2004 года, из которого видно, что речь идет именно о юрисдикционных иммунитетах, т. е., об исключении из территориальной юрисдикции государства. Этот момент имеет значение для понимания природы иммунитета, который является юрисдикционным принципом. Важно понимать, что иммунитет не освобождает иностранное государство, включая его дипломатических представителей, от соблюдения законов страны пребывания. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с местными законами за теми исключениями, которые предусмотрены в самих законах или в международных договорах. Иммунитет означает лишь отказ суверена от осуществления своей территориальной юрисдикции в отношении действий и имущества иностранного государства. Речь идет о юрисдикции не только судебных, но и иных государственных органов в отношении всех способов принудительного осуществления права.

Большинство государств не имеют специальных законов о государственном иммунитете, положения об иммунитете содержатся в более общих по содержанию законах. Примером может служить российское право. В ГК РФ включена статья 127, которая декларирует, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Пока такого закона нет, но в действующих законах несколько норм о государственном иммунитете имеется.

Статья 401 ГПК РФ устанавливает, что предъявление иска к иностранному государству, привлечение его в качестве ответчика и третьего лица, обеспечение иска и наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся в России, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства. В данной статье закрепляется абсолютный иммунитет иностранного государства. Статья 251 АПК РФ предоставляет судебный иммунитет иностранному государству, только если оно действует в качестве носителя власти. Это уже ограниченный, или функциональный, иммунитет.

В ГК РФ включена ещё одна статья, названная «Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом» (ст. 1204). Положения данной статья и ст. 124 ГК РФ признают общий принцип — государство, участвуя в частноправовых отношениях, выступает в них на равных началах со своими контрагентами.

Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в частноправовых отношениях. Данные статьи свидетельствуют, что Россия признаёт право иностранного государства на иммунитет от юрисдикции российских органов. Конкретные же пределы отказа от собственной территориальной юрисдикции, условия такого отказа, последствия и т. д., должны быть определены в специальном законе, принятие которого декларировано ГК РФ. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации был внесен проект федерального закона №127618-4 «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности», однако при рассмотрении его во втором чтении он был отклонен.

Из вышесказанного следует, что принцип права государства на иммунитет от юрисдикции иностранного государства сложился достаточно давно. Вопреки всем существующим противоречиям право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции является на сегодня общепризнанным.

Источник