Иммунитет его особенности у детей
Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ (антигенов – АГ), несущих на себе признаки чужеродной.
Различают естественный и искусственный иммунитет.
Естественный иммунитет может быть врожденным и приобретенным. Врожденный иммунитет обусловлен наследственно закрепленными особенностями организма. Человек уже с рождения невосприимчив ко многим болезням. Такой иммунитет называют врожденным. Например, люди не болеют чумой животных, потому что у них в крови уже содержатся готовые антитела. Врожденный иммунитет передается по наследству от родителей. Организм получает антитела от матери через плаценту или с материнским молоком. Поэтому часто у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ослаблен иммунитет. Они больше подвержены инфекционным заболеваниям. Врожденный иммунитет сохраняется всю жизнь, но он может быть преодолен, если дозы заражающего агента увеличатся или ослабеют защитные функции организма.
Естественный приобретенный иммунитет возникает после перенесенного заболевания. Переболев один раз, люди приобретают невосприимчивость к возбудителю. Такой иммунитет может сохраняться десятки лет. Например, после кори остается пожизненный иммунитет. Но при других инфекциях, например при гриппе, ангине, иммунитет сохраняется относительно недолго, и человек может перенести эти заболевания несколько раз в течение жизни.
Искусственный (приобретенный) иммунитет может быть активным и пассивным. Активный искусственный иммунитет формируется в результате введения вакцины, которая содержит ослабленных или убитых возбудителей инфекции (антигены). В этом случае организм активно участвует в выработке собственных антител, и такой иммунитет остается на длительное время. Антитела, которые образовались в результате подобной иммунной стимуляции, могут сохраняться всю жизнь, делая человека устойчивым к повторным контактам, например к ветряной оспе, инфекционному паротиту, краснухе. На этом эффекте основана вся программа вакцинирования населения.
Приобретенный пассивный иммунитет развивается при введении в организм уже готовых антител, которые содержатся в сыворотках. Это происходит, когда заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. Активный иммунитет формируется не сразу, держится долго, пассивный развивается сразу, но сохраняется недолго. Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки с антителами) — для лечения инфекционных заболеваний. Инфекционный иммунитет всегда конкретен или, другими словами, специфичен. Он направлен только против определенного возбудителя и не распространяется на прочих.
К экзогенным АГ чаще всего относят микроорганизмы (бактерии, грибы, простейшие, вирусы), к эндогенным – клетки человека, измененные вирусами, ксенобиотиками, старением, патологической пролиферацией и др.
Защиту человека от чужеродных агентов обеспечивает иммунная система, которая состоит из центральных и периферических органов. К первым относятся костный мозг и вилочковая железа, ко вторым – селезенка, лимфоузлы, лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками и кожей (рис.1).
Главной клеткой иммунной системы является лимфоцит. Кроме того, в обеспечении иммунного ответа участвуют также тканевые макрофаги, нейтрофилы, естественные киллеры (ЕК).
Особенности иммунной системы у детей:
1) незрелость системы фагоцитоза (незавершенность фагоцитоза);
2) незрелость натуральных киллеров;
3) снижен синтез интерферонов;
4) повышен синтез лизоцима;
5) высокая функциональная активность тимуса.
Кожа – у новорожденных кожа тонкая, сухая, рыхлая, здесь незрелость местного иммунитета, неспособна образовывать клеточный барьер вокруг инфекции и на месте входных ворот образуются деструктивно-некротические изменения (у взрослых – механическая защита и благодаря, повышенной бактериоцидности, быстро удаляют антигены).
Лимоузлы (следующий барьер на пути возбудителя) у новорожденных недостаточно дифференцированы, имеют рыхлую капсулу, хорошо васкулязируются благодаря чему бактерии плохо задерживаются в синусах и слабо задерживаются макрофаги, что приводит к генерализированным и септическим формам.
Фагоцитоз. Ребенок рождается с повышенной фагоцитарной активностью, но это только движение и поглощение, а 4 фаза (переваривание) значительно снижена и достигает величин взрослого только в 6-12 мес. Дефект фагоцитарных функций проявляется увеличением лимфоузлов.
Комплемент (система сывороточных белков) осуществляет лизис комплексов антиген-антитело, обуславливает реакцию иммунного прилипания, усиливает фагоцитоз. Ребенок рождается со сниженной активностью на50%, но к 1 месяцу достигает уровня взрослого. Поэтому, если у ребенка с рождения наблюдаются рецидивирующее течение гнойных инфекций, то это врожденная недостаточность.
Пропердин – белок сыворотки крови, совместно с комплиментом усиливает фагоцитоз, участвует в лизисе клеток, у новорожденных уровень его снижен, но с 1-3 недели нарастает.
Лизоцим – фермент, разрушающий мукополлисахариды бактериальных оболочек, который создает антибактериальный барьер. Лизоцим содержится в лейкоцитах, слизи, слюне, крови, на слизистых дыхательных путей, кишечника, в грудном молоке. Дети рождаются с повышенным содержанием лизоцима, а потом он снижается.
Интерферон-белок вырабатывается клетками, инфицированными вирусами, с параллельным размножением вируса. Обладает способностью подавлять размножение вирусов, вырабатывают все клетки, особенно лейкоциты. После рождения снижен, максимальное количество к 12-16 годам.
Вывод: ребенок рождается с относительно высоким содержанием факторов неспецифической защиты, у недоношенных содержание этих факторов снижено. Но эти показатели характеризуются незрелостью и быстрой истощаемостью.
Наибольшая иммунологическая незащищенность от 6 мес до 1,5 — 2 лет. В это время ребенок утрачивает пассивный иммунитет, тогда как способность к выработке собственных антител – низкая, этим объясняется легкая восприимчивость детей этого возраста к ОРВИ, ЖК заболеваниям, др. вирусной и бактериальной инфекцией
Для понимания функциональных возможностей иммунитета растущего организма важно знать физиологию его становления, которая характеризуется наличием пяти критических периодов развития.
Критические периоды иммунитета ребенка(Казмирчук В. Е., Ковальчук Л. В., 2006)
I критический период— период новорожденности (до 28 дней жизни). Иммунная система ребенка подавлена. Иммунитет имеет пассивный характер и обеспечивается материнскими АТ. В этот период наблюдается слабая резистентность к условно патогенной, гноеродной, грам — негативной микрофлоре; склонность к генерализации гнойно-воспалительных процессов, возникновение септических состояний; высокая чувствительность к вирусным инфекциям. До 0,5 % младенцев имеют признаки врожденной вирусной инфекции. Высокая заболеваемость пневмонией, течение с осложнениями. Склонность к ранней генерализации вирусным и бактериальным инфекциям. Слабая противоопухолевая защита.
II критический период– 3 — 6 месяц жизни. В этот период наиболее выражено транзиторное снижение уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови. Иммунный ответ имеет по большей части первичный характер без сохранения иммунной памяти. Вакцинация не влечет формирования иммунной памяти, и только ревакцинация формирует вторичный иммунный ответ. В возрасте до 4-5 мес. дебютируют Т-клеточные иммунодефициты. В возрасте около 6-ти месяцев дебютируют дефициты антителообразования. Высокая чувствительность к ОРВИ (частые). Атипично протекают корь, коклюш, не оставляют иммунитет. Вирус гепатита В редко вызывает желтуху.
III критический период – второй — третий годы жизни. Значительное расширение контактов ребенка обусловливает повышение частоты инфекционных заболеваний, которая приводит к декомпенсации незрелых иммунных механизмов и манифестации аномалий иммунитета. Чувствительны к ОРВИ, ЛОР заболеваниям.
IV критический период – четвертый — шестой год жизни. Завершается период становления приобретенного иммунитета. Заболевания верхних дыхательных путей приобретают хронический или рецидивный характер в связи с недостаточностью местного иммунитета. Частые инфекции дыхательных путей.
V критический период – 12 — 13 лет. В этот период начинают активно функционировать половые железы, в связи с чем отмечаются половые отличия в иммунном статусе. Повышенная чувствительность к микобактериям туберкулеза. Тяжелее протекают аллергические заболевания и аутоиммунные.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 9786 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования
(0.003 с)…
Почему весной тема иммунитета особенно актуальна?
Весне предшествует зима с её холодами, сниженной солнечной активностью, отсутствием в ежедневном рационе свежих ягод, разнообразных овощей и фруктов. Весна — период адаптации нашего организма к другим условия существования, когда особенно важно внимательное отношение к своему иммунитету. Но сегодня, на фоне пандемии, эта проблема становится еще более острой, заставляя человека отнестись к своей защите и тем более защите своих детей особенно серьезно.
Что такое иммунитет?
Говоря простым языком, иммунитет — это защита нашего организма от всего чужеродного: бактерий, паразитов, вирусов, грибов, и даже клеток, которые мутировали внутри организма или клеток иммунной системы, вызывающих аутоиммунные заболевания. Так наш организм обеспечивает постоянство внутренней среды.
Неспецифический и специфический иммунитет.
Неспецифический иммунитет еще называют врождённым, так как он является некоторым исходным показателем невосприимчивости организма к тем или иным инфекциям; у ребенка первые годы жизни он формируется благодаря материнскому молоку. Специфический, или приобретённый, «нарабатывается» в течение жизни человека и представляет собой некую память о контакте с той или иной патогенной инфекцией.
Почему дети болеют чаще? Особенности детского иммунитета.
Формирование иммунитета у детей — процесс длительный и складывается из нескольких критических периодов, чаще всего выделяют пять основных: до 28 дней жизни, до 4-6 мес., до 2 лет, до 4-6 лет, до 12-15 лет.
Иммунитет новорожденного наиболее уязвим, так как обеспечивается грудным молоком матери. Во время кормления младенец получает не только питательные вещества, но и защиту: антивирусные, антипаразитарные факторы, лейкоциты, ряд антиинфекционных элементов, а также иммуноглобулины класса А (IgA отвечают за местный иммунитет: слизистые оболочки респираторных органов, полостей, кожа). Особенностью иммунитета в первые несколько дней жизни является очень высокая чувствительность к вирусным инфекциям, так как антитела матери эту защиту не обеспечивают.
Для второго периода характерно разрушение материнских антител и постепенная наработка собственных. Иммунитет ребенка начинает знакомится с патогенами, но пока без запоминания перенесенного заболевания (нет вторичного иммунного ответа). Недостаточность местного иммунитета этого периода объясняет высокую чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям.
Особенности третьего периода связаны с тем, что ребенок в возрасте до 2 лет становится более активным и любознательным, начинается социализация и изучение всего вокруг. Врожденный иммунитет по-прежнему несовершенен и только запускается процесс формирования приобретенного иммунитета (вырабатываются антитела к некоторым вирусам и снижается риск повторного заболевания) на фоне возрастающей угрозы извне. По иммунобиологическим характеристикам большая часть детей этого возраста не готова к детскому саду.
Иммунитет ребенка в четвертом периоде уже по многим показателям становится похож на взрослый, однако по-прежнему уязвим. Особенностью возраста 4-6 лет являются частые гельминтозы, что становится причиной высокого риска развития аллергий.
Кризис пятого периода связан с бурной гормональной перестройкой на фоне полового созревания подростка. На силу иммунитета значительно влияет уменьшение объёма лимфоидных органов. В этом возрасте подростки проявляют повышенный интерес к алкоголю, курению и другим ксенобиотикам, многие рано включаются в половую жизнь. Этот опыт тоже наносит определенный урон иммунной системе, повышая частоту вирусных инфекций и риск формирования хронических заболеваний.
Из вышесказанного следует, что иммунитет ребенка отличается от иммунитета взрослого своей незрелостью и это по большей части вопрос времени, но нельзя исключать факторы, способствующие его ослаблению.
Реабилитация. Общие рекомендации.
1. Питание. Детский рацион должен быть сбалансирован как по макро-, так и по микронутриентам, необходимо учитывать специфику физиологических процессов детского организма, постоянно помнить, что ребенок растет и именно в детстве получает основы правильного пищевого поведения, а значит, и своего здоровья в будущем.
2. Режим сна и бодрствования. Соблюдение примерной продолжительности этих периодов помогает предупредить переутомление детского организма, а также сбалансировать активность и отдых в течение дня.
3. Микроклимат в семье. Огромное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка оказывает атмосфера в семье. Добрые отношения между родителями и их конструктивное взаимодействие с ребенком создают максимально комфортную домашнюю обстановку, формируют чувство защищенности. Не менее важно и согласование политики в вопросах воспитания, она должна быть одинаковой с обеих сторон.
4. Свежий воздух и физическое здоровье. Спорт должен соответствовать возрасту и состоянию здоровья. В качестве дополнительной физической активности прекрасно подойдут танцы, гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе. Регулярные прогулки и солнечные ванны будут способствовать синтезу витамина D.
5. Витаминно-минеральные комплексы. Сегодня обогащение рациона дополнительно витамина и минералами является необходимостью, так как наблюдается выраженная тенденция снижения пищевой ценности продуктов питания
Что предлагает компания Артлайф для здоровья детей?
Дискавери Отличник — витамины, минералы, высокоактивные ферменты, растительные экстракты. Идеальная формула для физического и психоэмоционального здоровья ребенка. Способствует полноценному росту и развитию, улучшает когнитивные функции, укрепляет иммунитет.
Лецитин-гель с витаминами — лецитин, витамин D и витамины группы В. Лецитин — это энергетический «моторчик», питающий все клетки организма и заряжающий их бодростью.
Весёлые витаминки — витамины А, Е, D и витамины группы В. Уникальной комплекс без аналогов на рынке. Выпускается в форме геля с разноцветными шариками.
МультиМегин — Омега-3 жирные кислоты, витамины и лютеин — способствуют гармоничному развитию всех систем организма ребенка.
Панбиолакт Кидс — восстановление микробиоценоза кишечника у детей с 3-х лет, помогает поддержать пищеварительную и иммунную систему в период адаптации ребенка к детскому саду или школе, профилактика кишечных расстройств и дисбиозов.
МультиЛиз — метабиотик нового поколения, уникальный напиток на основе ферментированного пюре тыквы, лизатов, пребиотиков и комбучи. Подходит детям с ослабленным иммунитетом, с непереносимостью лактозы и молочного белка.
Полезные перекусы: батончики, обогащенные витаминами и микроэлементами, какао с йодом и витаминами, какао с железом и витамином С, высокопротеиновый коктейль для детей, обогащенный витаминами, пищевыми волокнами и ультрализатами.
Вернуться к списку публикаций
Фрейдлин И.С., чл.-корр. РАМН, профессор, доктор медицинских наук НИИ экспериментальной медицины РАМН
Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы.
Первый критический период — это период новорожденности (до 29 дней жизни), когда организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока. Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них — маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами.
Второй критический период (4-6 мес. жизни) характеризуется утратой полученных от матери антител. Способность к продукции собственных антител в этот период ограничивается слабым синтезом только иммуноглобулинов M, в то время как иммуноглобулины G являются главными защитными антителами. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.
Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.
Четвертый критический период (6-7й годы жизни), когда в крови у ребенка уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов. В этот период уровни иммуноглобулинов М и G в крови ребенка приближаются к уровням взрослых, но уровень иммуноглобулина A все еще остается более низким, с чем связана слабая местная защита слизистых. Содержание иммуноглобулина E, напротив, достигает максимального уровня в связи с высоким уровнем глистных инвазий, чем объясняется повышенная чувствительность к аллергическим реакциям у детей данной возрастной группы. Чувствительность детей этого возраста к инфекциям все еще высока.
Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет), когда скачок роста сочетается с относительным уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.
В каждом из этих периодов иммунная система ребенка характеризуется рядом особенностей.
При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы. К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов — так называемый «первый перекрест» — с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4-5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка. «Второй перекрест» происходит у ребенка в возрасте 6-7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых. При оценке данных клинического анализа крови у детей необходимо учитывать эти «перекресты».
Повышенное количество гранулоцитов в крови новорожденных в какой-то степени компенсирует недостаточную активность их защитных функций. Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они также отличаются низкой защитной активностью.
Содержание антибактериального фермента лизоцима в сыворотке крови новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, он нарастает в течение первых дней жизни, а к 7-8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. А в слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных.
Низкое содержание основных компонентов системы комплемента в крови новорожденных является причиной недостаточной вспомогательной активности сыворотки крови при фагоцитозе. Только ко второму году жизни окончательно созревает продукция компонентов системы комплемента.
В крови новорожденных содержание естественных киллеров значительно ниже, чем у взрослых. Естественные киллеры детской крови отличаются сниженной цитотоксической и секреторной активностью.
Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям. Дефекты фагоцитирующих клеток в наибольшей степени выражены у недоношенных новорожденных и детей с задержкой внутриутробного развития. Для таких детей характерно затяжное течение инфекций (например, пневмонии) и низкая эффективность антибиотикотерапии. Предпринятые в последние годы попытки применения у таких детей комбинированного лечения с использованием иммуномодулятора Ликопида показали, что клинические признаки улучшения состояния детей, сокращения сроков заболевания сочетаются с исправлением дефектных функций фагоцитирующих клеток.
После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями созревания всей иммунной системы ребенка. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5-6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.
Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых. Особенности Т-лимфоцитов новорожденных связаны с выходом в кровоток недозрелых предшественников. Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза. Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов. Среди детей в возрасте от 1 до 6 лет нередко выделяют группу «часто и длительно болеющие» острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). При иммунологическом обследовании таких детей у них, как правило, выявляются дефекты основных защитных механизмов. Такие находки явились основанием для проведения предупредительной иммунокоррекции, при которой дети получали иммуномодулятор Ликопид вне периода обострения заболевания. Эффективность такого способа иммунокоррекции контролировалась по частоте и длительности эпизодов ОРВИ и по изменениям иммунологических показателей. Частота заболеваний в группе детей, получавших вне обострения Ликопид, снизилась в два раза. При этом было отмечено значимое повышение в слюне детей этой группы содержания секреторного иммуноглобулина А, который является важнейшим фактором защиты слизистых оболочек от бактерий и вирусов.
У новорожденного тимус полностью сформирован и в течение первого года жизни достигает максимальных размеров. Напряженное функционирование тимуса, в котором проходят созревание все Т-лимфоциты, сохраняется в течение первых 2-3 лет жизни. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 — летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться. С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в подростковом возрасте. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью. Из этого следует, что свою основную функцию формирования Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.
Поэтому в течение первых трех лет жизни проводится плановая вакцинация детей против всех наиболее опасных и частых инфекционных заболеваний: туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, вирусного гепатита. В этом возрасте иммунная система организма отвечает на вакцинацию (убитыми или ослабленными возбудителями, их антигенами, их обезвреженными токсинами) формированием долгоживущих Т-клеток памяти, которые обеспечивают при заражении инфекционным агентом быстрый и эффективный защитный ответ. Именно в детстве, в период расцвета функций тимуса формируется специфический противомикробный иммунитет и соответствующая иммунологическая память, которой должно хватить на всю последующую жизнь.
Абсолютный и относительный лимфоцитоз в крови детей отражает процесс накопления лимфоцитов, имеющих специфические рецепторы для распознавания разных чужеродных антигенов. Этот процесс завершается, в основном, к 5-7 годам, что проявляется изменением формулы крови: лимфоциты перестают доминировать и начинают преобладать нейтрофилы.
Лимфатические узлы ребенка раннего возраста отвечают на любую инфекцию, на любой воспалительный процесс выраженным увеличением размеров (припухлостью). Для детей первых лет жизни характерен аналогичный ответ на инфекции увеличением объема лимфоидной ткани, связанной со слизистыми, например, гортани, с чем связана повышенная частота и опасность быстрого развития отека в области гортани у детей при инфекциях и аллергических реакциях. Лимфоидная ткань, ассоциированная с желудочно-кишечным трактом, у детей первых лет жизни остается незрелой, с чем связан высокий риск кишечных инфекций.
Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10-12 лет). Секреторные иммуноглобулины А отсутствует у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Характерные для взрослых уровни секреторного иммуноглобулина A в секретах слизистых достигаются к возрасту 2-4 года. До этого возраста местная защита слизистых у детей остается резко ослабленной. При грудном вскармливании недостаточность местного иммунитета слизистых частично компенсируется поступлением секреторного иммуноглобулина A с молоком матери.
Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела — секреторные иммуноглобулины A и G. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту. Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием. Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания — целиакии. Один из компонентов грудного молока — лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя транскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка.
По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций. Даже внутриутробный контакт плода с вдыхаемыми матерью пыльцовыми аллергенами приводит к последующему развитию у новорожденного атопических реакций и заболеваний. Высокий риск развития атопических реакций у детей первых лет жизни связан с преобладанием у них дифференцировки T-хелперов 2, контролирующих синтез иммуноглобулина E и повышенную секрецию гистамина базофилами и тучными клетками. Низкий уровень секреторного IgA на слизистых у детей способствует беспрепятственному проникновению аллергенов черзе слизистые респираторного и желудочно-кишечного тракта. Особенностью атопических реакций у детей первых лет жизни можно считать более высокую частоту пищевой и более низкую частоту пылевой/пыльцовой аллергии по сравнению со взрослыми. У детей нередко проявляется аллергия к коровьему молоку (2-3% детей в индустриально развитых странах). Коровье молоко содержит более 20 компонентов белковой природы, а многие из них способны вызвать синтез иммуноглобулина Е. Широкое распространение такой аллергии затрудняет искусственное вскармливание детей, заставляя искать адекватные заменители (например, соевые продукты).
Описанные проявления иммунодефицита у детей первых лет жизни обычно оцениваются как «физиологические», т.е. не выходящие за пределы возрастных норм. Однако обусловленная этими возрастными иммунологическими дефектами повышенная чувствительность к инфекциям заставляет искать пути иммунокоррекции. Выше мы рассмотрели примеры применения иммуномодулятора Ликопида, в том числе, и с целью иммунокоррекции. Многократно доказано иммунокорректирующее действие сбалансированного питания ребенка, мер по закаливанию организма, дозированной физической нагрузки.