Иммунитет государства при унификации

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Иммунитет государства……………………………………………………………………..4
  3. Унификация права в МЧП………………………………………………..13
  4. Заключение………………………………………………………………………….19
  5. Список использованной литературы…………………………………….20

Введение

     Международное
сотрудничество многообразно по формам,
сферам осуществления, реализуется различными
видами субъектов, среди которых выступают
и государства. Причем государства 
не только выступают в качестве субъектов
властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового характера,
регулируемых международным правом, но
и вступают в отношения имущественного,
либо неимущественного порядка, являющееся
международными частноправовыми отношениями
и подпадающими под действие международного
частного права. 

     Иммунитет государства
— один из институтов международного частного
права,  определяющих правовое положение
государства в международных сделках
и вообще в частноправовых отношениях
международного характера. Иммунитет,
в соответствии с которым государство
при осуществлении им гражданско-правовых
актов с субъектами национального права
иностранных государств не подсудно иностранным
судам, не подчиняется действию иностранных
законов, освобождается от обеспечительных
и принудительных мер по иску и исполнению
судебного решения, а также ареста и реквизиции
собственности, принято обосновывать
обычно-правовой нормой, вытекающей из
принципов суверенного равенства и уважения
суверенитета государств, действующих
в международном частном праве.

     В данной контрольной
работе необходимо отразить понятие, правовую
природу, виды юрисдикционного иммунитета.
Также необходимо раскрыть основные унификации
права МЧП, виды и международные организации.

  1. Иммунитет государства

     Термин «иммунитет»
происходит от латинских слов — прилагательного
immunus (свободный от чего-либо, освобожденный)
и существительного immunitas (освобождение
от налогов, от службы и т.п.).

     Иммунитет 
государства от иностранной юрисдикции,
в международном праве — принцип, согласно
которому государству и его органам не
может быть предъявлен иск в суде иностранного
государства. Имущество иностранного
государства не может быть подвергнуто
мерам принудительного характера1.

Само понятие «иммунитет
государства» сложилось в международном
праве сначала в качестве обычной нормы,
а затем стало определяться судебной практикой,
законодательством и международными договорами.
Иммунитет иностранного государства,
существующий в международных отношениях,
отличается от иммунитета государства
от предъявления к нему исков в его собственных
судах. Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно в сферу
компетенции государства и определяется
только его законодательством и международными
договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет иностранного государства
отличается от иммунитета международных
организаций, хотя в их основе лежат одни
и те же принципы.

В международной практике применяется
более узкое понятие юрисдикционный иммунитет
и более широкое понятие иммунитет государства и его
собственности, поскольку не всегда
вопрос об иммунитете имущества государства
возникает в связи с рассмотрением какого-либо
иска в суде. Все эти иммунитеты связаны
между собой, потому что их основа одна
— суверенитет государства, закрепленный в Уставе ООН (24 октября
1945 г.), который не позволяет применять
в отношении государства какие-либо принудительные
меры. Под суверенитетом понимается следующее:

    • Государства юридически равны.
    • Каждое государство пользуется
      неотъемлемым правом полного суверенитета.
    • Личность государства пользуется
      уважением, правом на территориальную
      целостность и политическую независимость.
    • Каждое государство должно
      честно выполнять свой долг и обязанности.

    NB! Ни одно государство
не может быть подчинено ни в каком отношении,
в том числе и юрисдикционном, другому
государству. 
     Юрисдикционные иммунитеты
государств и их собственности получили
общее признание в качестве одного из
принципов обычного международного права.
Под государством в Конвенции ООН о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности
понимается «государство и его различные
органы управления; составные части федеральных
государств, учреждения государств либо
другие образования в той мере, в какой
они правомочны совершать и фактически
совершают действия в осуществление суверенной
власти государства».

Признание иммунитета
государства не означает, что вообще нельзя
рассматривать спор по сделке, заключенной
с государством, или же что нельзя вообще
предъявить иск о возмещении вреда к иностранному
государству. Речь идет о том, что
иск к государству теоретически надо предъявлять
в судах этого государства. На практике
иски по сделкам обычно рассматриваются
в международных коммерческих арбитражных
судах.

Следует подчеркнуть
и другое: признание иммунитета ни в
коей мере не должно состоять в освобождении
государства от выполнения принятых им
на себя обязательств или в освобождении
государства от ответственности за неисполнение
обязательств. Это начало международного
права выражено в следующем изречении:
«Par in parem non nabet imperium» («Равный не
имеет власти над равным»).2

В теории и практике государств
обычно различают несколько видов иммунитета:

  • судебный;

  • от предварительного обеспечения
    иска;

  • от принудительного исполнения
    решения.

1.Судебный иммунитет заключается
в неподсудности одного государства судам
другого государства (Par in parem non habet jurisdictionem
— равный над равными не имеет юрисдикции).
Без согласия государства оно не может
быть привлечено к суду другого государства.
Причем не имеет значения, в связи с чем
или по какому вопросу государство намереваются
привлечь к суду.

2.Иммунитет от предварительного
обеспечения иска состоит в следующем:
нельзя в порядке предварительного обеспечения
иска принимать без согласия государства какие-либо
принудительные меры в отношении его имущества.

3.Под иммунитетом от принудительного
исполнения решения понимается следующее:
без согласия государства нельзя осуществить
принудительное исполнение решения, вынесенного
против государства.

Понятие юрисдикционных иммунитетов
является общим для этих трех видов.

В юридической доктрине обычно
рассматриваются две концепции иммунитета
государства — абсолютного и ограниченного.

Концепция абсолютного
иммунитета исходит из того, что:

  1. иски к иностранному государству
    не могут рассматриваться без его согласия
    в судах другого государства;

  1. в порядке обеспечения иска
    имущество какого-либо государства не
    может быть подвергнуто принудительным
    мерам со стороны другого государства;

  1. недопустимо обращение мер
    принудительного исполнения на имущество
    государства без его согласия.

Согласно концепции функционального
(ограниченного) иммунитета, иностранное
государство, его органы, а также их собственность
пользуются иммунитетом только тогда,
когда государство осуществляет суверенные
функции, т.е. действия jure imperii. Если же
государство совершает действия коммерческого
характера (заключение внешнеторговых
сделок, концессионных и иных соглашений),
т.е. действия jure gestionis, то оно не пользуется
иммунитетом. Иными словами, представители
концепции ограниченного иммунитета считают,
что, когда государство ставит себя в положение
частного лица, к нему могут предъявляться
иски, а на его собственность распространяются
принудительные меры.

Особое значение в современных экономических
отношениях приобрел вопрос об иммунитете
для тех государств, которые проводят
политику активного привлечения иностранных
инвестиций. В результате сфера применения
договорной и обычной международно-правовой
норм, ограничивающих иммунитет иностранного
государства, постепенно расширяется,
о чем свидетельствует законодательная
и судебная практика стран, придерживающихся
концепции ограниченного иммунитета.
В то же время сфера применения обычной
международно-правовой нормы об абсолютном
иммунитете государства постоянно сужается.
Все чаще государства, придерживающиеся
концепции абсолютного иммунитета, отказываются
от него в отношении определенных категорий
дел.

Читайте также:  Чеснок с водой повышение иммунитета

В тех странах, в которых не принято специальных
законов об иммунитете, а также в государствах,
не участвующих в международных соглашениях
по этому вопросу, существенную роль продолжает
играть судебная практика, хотя решения
суда одной страны могут использоваться
и во всяком случае учитываться при рассмотрении
аналогичного дела в другой стране. Например:

Характерный пример дает практика
Франции. В этой связи следует остановиться на
решении Парижского суда Большой инстанции
от 16 июня 1993 г.

В связи с проведением в Центре искусства
и культуры имени Жоржа Помпиду выставки
картин Анри Матисса из Государственного
Эрмитажа и Государственного музея изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) дочь
коллекционера С.И. Щукина, Ирина Щукина,
а также некий И. Коновалов, утверждавший,
что он является внуком другого известного
собирателя западной живописи — И.А. Морозова,
предъявили ряд исков к Российской Федерации,
Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени
А.С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали
наложения предварительного ареста на картины и выплаты им возмещения в
крупных суммах. Картины перешли в собственность
государства на основании декретов о национализации
1918 г.

Решением суда в исках Щукиной и Коновалову
было отказано со ссылкой на принцип судебного
иммунитета государства и его собственности.

От имени российского государства в суде
было заявлено, что акт о национализации
представлял собой осуществление публичной
власти государства и касался коллекции
картин, принадлежащей его гражданам и находящейся на его территории. Кроме
того, было обращено внимание суда на то,
что иммунитетом от принудительных мер
пользуется не только государство как
таковое, но также два музея, осуществляющих
хранение картин в рамках выполнения публично-правовых
функций в области культуры, на что они
были уполномочены Министерством культуры
РФ.

Заключение. Суд согласился с этими доводами и признал,
что при отсутствии согласия государства
на рассмотрение дела иски не могут быть
предметом рассмотрения суда. На этом
же основании суд отказал истцам в признании
их требований об осуществлении мер принудительного
характера в отношении картин.

При предъявлении возможных
претензий к государству, в частности
по трудовым отношениям и требованиям
о возмещении ущерба в результате причинения
вреда, прежде всего с чисто практической
точки зрения следует различать два возможных
случая:

  1. когда иск предъявляется к российскому
    государству как стороне в отношениях
    с иностранными юридическими и физическими
    лицами, т.е. когда речь идет о предъявлении
    претензий, исков за рубежом, а также наложении
    ареста на имущество российского государства,
    находящееся за границей. В этих случаях необходимо прежде всего решить вопрос, будет ли пользоваться российское государство в настоящее время за рубежом иммунитетом;

  1. в случае возникновения аналогичной
    ситуации в России необходимо решить вопрос,
    будет ли в России пользоваться иммунитетом
    иностранное государство и принадлежащее
    ему имущество.

Следует подчеркнуть, что признание в одной
стране абсолютного иммунитета за иностранными
государствами не влечет за собой автоматического
признания в судах другой страны иммунитета
в отношении страны, законодательство
и практика которой продолжают исходить
из концепции абсолютного иммунитета.

NB! Во многих государствах иммунитет
российского государства и его собственности
будет признаваться в ограниченных пределах. Ряд европейских стран — Австрия, Бельгия,
Великобритания, ФРГ, Кипр, Люксембург,
Нидерланды, Швейцария — заключили в 1972
г. Европейскую конвенцию об иммунитете
государства, согласно которой иммунитет
не признается как в случаях, исходящих
из концепции абсолютного иммунитета
(иностранное государство отказалось
от иммунитета или же само предъявило
иск); так и в случаях, когда спор возник
в связи с коммерческой или иной аналогичной
деятельностью иностранного государства
на территории государства, где происходит
судебное разбирательство. Генеральная
ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности,
которая учитывает теорию ограниченного
иммунитета.

Ст. 10 Конвенции (Коммерческие
сделки) от 10 ноября 2004 года гласит:3

1. Если государство заключает 
коммерческую сделку с иностранными
физическим или юридическим лицом и, в
силу применимых норм международного
частного права, разногласия относительно
этой коммерческой сделки подлежат юрисдикции
суда другого государства, это государство
не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции
при разбирательстве дела, возникшего
из этой коммерческой сделки.

Читайте также:  Дипломатические привилегии и иммунитеты это подотрасль международного права

2. Пункт 1 не применяется:

Источник

a) в случае коммерческой сделки между
государствами,

б) если стороны коммерческой сделки
явно договорились об ином.

3. Если государственное предприятие 
и другое образование, учрежденное 
государством, которое обладает 
независимой правосубъектностью и
способно:

a) предъявлять иск или являться ответчиком
по иску;

б) приобретать имущество, иметь его в
своей собственности или владении и распоряжаться
им, включая имущество, которое это государство
передает в его пользование или под его
управление, участвует в разбирательстве,
которое связано с коммерческой сделкой,
заключенной этим образованием, то иммунитет
от юрисдикции, которым пользуется это
государство,  не затрагивается.

     Российское 
законодательство, так же как и законодательство
стран СНГ, как правило, исходит из классической
концепции абсолютного иммунитета, традиционно
признавая принцип иммунитета государства
во всех случаях, независимо от характера
действий государства и его органов.

     В российском
процессуальном законодательстве (ГПК
РФ и АПК РФ) имеется существенное расхождение,
касающееся принципа иммунитета. В п. 1
ст. 401 ГПК РФ предусмотрено следующее:
«1. Предъявление в суде в Российской
Федерации иска к иностранному государству,
привлечение иностранного государства
к участию в деле в качестве ответчика
или третьего лица, наложение ареста на
имущество, принадлежащее иностранному
государству и находящееся на территории
РФ, и принятие по отношению к этому имуществу
иных мер по обеспечению иска, обращение
взыскания на это имущество в порядке
исполнения решений суда допускаются
только с согласия компетентных органов
соответствующего государства, если иное
не предусмотрено международным договором
Российской Федерации или федеральным
законом4».

      Таким образом,
хотя в ГПК РФ и содержится отсылка к возможности
иного решения вопроса (путем отсылки
к федеральному закону), в целом ГПК РФ
продолжает стоять на позициях абсолютного
иммунитета. Иной подход проявлен в АПК
РФ. В п. 1 ст. 251 (Судебный иммунитет) говорится,
что обладает судебным иммунитетом по
отношению к предъявленному к нему иску
в арбитражном суде «иностранное государство,
выступающее в качестве носителя власти». 5Из этого неизбежно должен следовать
вывод о том, что если государство выступает
не в качестве носителя власти, иными словами,
осуществляет предпринимательскую, коммерческую
деятельность, то тогда оно иммунитетом
пользоваться не будет. Как отмечалось
в комментариях к АПК РФ, ст. 251 содержит
ограничительную формулировку в отношении
судебного иммунитета

иностранного государства.
Иммунитет предоставляется лишь при выполнении
публичных функций носителя государственной
власти.

2.Унификация норм
права в МЧП

     Международная унификация права
– правотворческий процесс, направленный
на создание во внутреннем праве различных
государств норм согласованных, не противоречащих
друг другу, схожих между собой, причем
содержание их может быть не идентичным.

    
Таким образом, международная унификация
частного права – это понятие широкое,
поскольку имеет разновидности:

– унификация
права (прямая унификация);

– гармонизация
права (косвенная унификация).

     Критерием различия разновидностей
унификаций норм права является метод
унификации норм права. В качестве методов
можно выделить: международную конвенцию,
типовой или модельный закон, а также акт
международной организации рекомендательного
характера.

    
Термин «гармонизация права» уместно
употреблять для обозначения такой международно-правовой
унификации, при которой:

– в
результате заключения международного
договора по унификации не происходит
установления одинаковых юридических
понятий в национальных законодательствах
государств-участников, а устанавливается
лишь соответствие в регулировании охватываемых
в договоре вопросов;

– использование
государствами текстов законов или актов
рекомендательного характера приводит
к той или иной степени сближения национальных
законодательств.

    
Однако сущность унификации права состоит
не только в выработке единообразных норм,
рассчитанных на регулирование схожих
отношений, это еще и правотворческий
процесс.

    
По аналогии с внутригосударственным
правом унификацию как процесс международного
правотворчества можно разделить на несколько этапов.

1. Познание
социальных факторов, формирование международно-правовой
позиции государств, намерение субъектов
вступить в правотворческий процесс.

2. Согласование
воли государств в отношении содержания
правил поведения.

3. Процесс
признания государствами этого правила
в качестве национально-правовой нормы.

    
В большинстве государств нормы международного
частного права содержатся в различных
отраслях внутреннего права и, следовательно,
в различных нормативных актах. Лишь немногие
государства имеют единые кодифицирующие
акты в области МЧП. В других государствах
ведется разработка единых кодификаций.6

    
В связи с этим в развитии нормативной
базы международного частного права все
более решающую роль играют международные
договоры. Международные договоры позволяют
создать унифицированные нормы МЧП не
только коллизионно — правового, но и материально-правового
характера. Тем самым создаются предпосылки
для единообразия правоприменительной
практики, а следовательно, широкого развития
экономических и иных связей между субъектами
различных государств.

    
Объективно существующие различия в правовом
регулировании гражданско-правовых отношений
в каждом государстве могут быть устранены
с помощью межгосударственной унификации
в рамках деятельности международных
организаций.

Виды унификации норм международного
частного права:

— 
создание государствами единообразных
материальных норм гражданского, семейного
и трудового права;

— 
создание государствами единообразных
коллизионных норм путем принятия универсальных
и региональных международных договоров;

— 
создание государствами единообразных
коллизионных норм путем принятия договоров
о правовой помощи по гражданским и семейным
делам.

    
На формирование норм международного
частного права непосредственное влияние
оказывают следующие международные организации:

1).
Гаагская конференция (ГК) по международному
частному праву, имеющие целью содействовать «постепенной унификации                         норм» 7международного частного права. Создана на базе собиравшихся  (с 1893 г.)данных по МЧП. Согласно уставу (принят в 1951 г., вступил в силу в 1955 г.)

2). Международная
торговая палата (МТП-1919г.) — всемирная
предпринимательская организация, основными
задачами которой являются выработка
рекомендаций по экономической политике
и практике на основе правил торговли
и инвестирования, а также разработка
стандартов коммерческой деятельности;8

Читайте также:  Чем восстанавливать иммунитет после приема антибиотиков

3).
Всемирная торговая организация (ВТО) -международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования
торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО образована на основе Генерального соглашения по
тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году
и на протяжении почти 50 лет фактически
выполнявшего функции международной организации,
но не являвшегося, тем не менее, международной
организацией в юридическом смысле. На 26 июня 2014 года в ВТО состояло 160 стран;

4). Комиссия
ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), создана в 1968 по решению ООН с целью унификации права международной торговли. Состав: 36 государств (14 европейских и других стран, 16 афро-азиатских и 6 латиноамериканских);

5).
Конференция ООН по торговле и развитию
(ЮНКТАД) — орган Генеральной ассамблеи ООН, не является международной торговой ор-ганизацией. Создана в 1964 г. и насчитывает 168 стран-членов, в число которых входит и РФ. Основные задачи ЮНКТАД — содействие развитию международной торговли, равноправного взаимовыгодного сотрудничества между государствами,
выработка рекомендаций по функционированию
международно-экономических связей

6).
Международный институт по унификации
частного права в Риме (УНИД-РУА 2010) — межправительственная организация
по унификации частного права, созданная в Риме в 1926 году. В число членов входит и РФ. УНИДРУА были подготовлены
проекты конвенций по целому ряду вопросов
(международной купле-продаже товаров,
представительству, перевозкам грузов
и пассажиров, а также по иным вопросам);

7). Всемирная
организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) —  международная организация,
занимающаяся администрированием ряда
ключевых международных конвенций в области интеллектуальной собственности, в первую очередь Бернской Конвенции об охране
литературных и художественных произведений и Парижской Конвенции об охране
промышленной собственности. С 1974 года также выполняет функции специализированного
учреждения Организации Объединенных Наций по вопросам творчества и интеллектуальной
собственности;

8). Международный
союз для охраны литературных и художественных
произведений;

9).
Международное бюро интеллектуальной
собственности;

10).
Международный центр по урегулированию
инвестиционных споров;

11).
Многостороннее агентство по гарантиям
инвестиций (МИГА);

12).
Международный центр патентной документации
(ИНПАДОК) и др.

    Характеристика основных международных
организаций по унификации норм международного
частного права:

а)
важнейшей межгосударственной организацией,
ведущей кодификационные работы в области
международного частного права, является
Гаагская конференция по международному
частному праву. К 1996 году в рамках этой
организации было разработано и принято
свыше 30 конвенций. Не все гаагские конвенции
вступили в силу, однако невозможно отрицать
их значительное влияние на развитие внутригосударственного
законодательства и правоприменительную
практику;

б)
потребность в проведении универсальной
кодификации некоторых норм МЧП, связанных
с коммерческим оборотом, привела к созданию
в рамках ООН органа, специально занимающегося
этим вопросом. В 1966 году по инициативе
Венгрии была учреждена Комиссия ООН по
праву международной торговли в качестве
вспомогательного органа Генеральной
Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). На основе проектов,
разработанных комиссией, были приняты
следующие конвенции:

— 
Венская конвенция ООН 1980 года о договорах
международной купли-продажи товаров;

— 
Нью-Йоркская конвенция 1974 года об исковой
давности в международной купле-продаже
товаров (приведенная в соответствие с
Венской конвенцией в 1980 году);

— 
Женевская конвенция 1983 года о представительстве
при международной купле-продаже товаров;

— 
Нью-Йоркская конвенция ООН 1988 года о международных
переводных и простых векселях;

— 
Гамбургская конвенция ООН 1978 года о морской
перевозке грузов и ряд других;

в)
в области проведения неофициальной кодификации
обычаев и обыкновений, действующих в
МЧП, особую роль играет такая международная
неправительственная организации, как
Международная торговая палата (МТП), основная
цель которой — организационное, техническое
и правовое обеспечение международного
бизнеса. Созданная в 1920 году по инициативе
Бельгии, Великобритании, Италии, США и
Франции как международная экономическая
организация частных предпринимателей,
МТП в настоящее время объединяет десятки
тысяч компаний, промышленных и торговых
ассоциаций, федераций и торговых палат
в 110 странах мира. Национальные комитеты
и советы МТП более чем в 60 странах координируют
деятельность деловых кругов на национальном
уровне. МТП проводит большую работу по
систематизации обычаев, действующих
в международной коммерческой и финансовой
практике. Результатом такой работы являются
сборники унифицированных обычаев, правил
и обыкновений, нашедшие широкое применение
практически во всех странах мира.

Заключение

     В заключение
данной контрольной работы можно сказать,
что иммунитет государства (ИГ) – неподсудность одного государства
суду другого государства, т. е. суверенитет
государства. Иммунитетом пользуется
само иностранное государство, его органы
и принадлежащее ему имущество. В теории
МЧП и в международной выделяют несколько
видов ИГ. Судебный иммунитет государства
состоит в том, что государство не может
быть привлечено к суду другого государства
в качестве ответчика, кроме случаев, прямо
выраженного согласия на это. ИГ от предварительного
обеспечения иска состоит в том, что имущество
государства не может быть предметом обеспечения
иска. ИГ от исполнения состоит в том, что
на имущество государства не может быть
обращено взыскание в порядке принудительного
исполнения судебного или арбитражного
решения.

    
Под согласованием и унификацией права МЧП (международной торговли) подразумевается
процесс разработки и принятия правовых
норм, способствующих развитию международной
торговли. Международная торговля иногда
сталкивается с препятствиями, связанными
с такими факторами, как отсутствие определенности
в вопросе о применимом праве. Под унификацией
понимается принятие государствами общих
правовых норм, регулирующих конкретные
аспекты международных коммерческих операций.
Типовой закон или руководство для законодательных
органов являются текстами, которые разрабатываются
в целях согласования законодательства
на внутригосударственном уровне, в то
время как конвенция представляет собой
международный документ, который принимается
государствами в целях унификации права
на международном уровне. Не следует категорично
утверждать, что результатом унификации
должны быть идентичные, т. е. тождественные,
полностью совпадающие по содержанию
нормы. Это могут быть как согласованные,
так и единообразные нормы.

Источник