Иммунитет государства в международных экономических отношениях

Иммунитет государства в международных экономических отношениях thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]

Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

Теория абсолютного иммунитета[править | править код]

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России[править | править код]

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

Читайте также:  Модель юрисдикционного иммунитета в турции

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]

В США[править | править код]

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ [1] Устав ООН.
  2. ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.

Источник

В международной публично-правовой сфере государства заключают договоры по различным вопросам экономического сотрудничества, совместных экономических проектов: договоры по вопросам международной торговли товарами и услугами; договоры по вопросам международных финансовых отношений; договоры по вопросам движения инвестиций (в том числе о промышленном и научно-техническом сотрудничестве); договоры по вопросам международной экономической помощи; договоры по вопросам международного регулирования труда.

Сложность состоит в том, что государства активно участвуют также и в международных частноправовых отношениях. Эти отношения регулируются преимущественно внутренним правом каждого государства: гражданским (и (или) торговым) правом, а в случае коллизии национальных норм двух или более государств – международным частным правом.

Когда государство (публичное лицо) вступает в международные частноправовые отношения, оно встает на один ряд с частными лицами – операторами международных экономических отношений. Так, например, государства (государственные органы) могут заключать и заключают договоры купли-продажи, договоры подряда и т.п. с иностранными юридическими лицами, а международные организации – с юридическими лицами страны пребывания. Государства активно «играют» на международных фондовых рынках; участвуют в правоотношениях, связанных с выпуском займов, облигации которых приобретаются иностранными физическими и юридическими лицами; в концессионных отношениях; в создании совместных предприятий за рубежом; в инвестиционных проектах.

Читайте также:  Состав для поднятия иммунитета с алоэ

В такого рода отношениях, где стороны изначально находятся в разных «весовых категориях», встает проблема обеспечения юридического равенства сторон. А эта проблема напрямую затрагивает такие свойства, признаки государства, как иммунитет, суверенитет, юрисдикция.

Государство как публичное лицо защищено государственным иммунитетом. Государственный иммунитет действует в отношении органов государства, его должностных лиц, государственной собственности, помещений зарубежных государственных органов, имущества дипломатов и т.п.

Показателен пример судебного решения, которое было вынесено Швейцарским федеральным судом в 1966 г. Суд рассматривал дело швейцарско-итальянского совместного предприятия. Приняв во внимание, что стороной в договоре о нем являлось государственное предприятие «Итальянские государственные железные дороги», суд счел имущество предприятия «административной собственностью», признав за этой собственностью иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. В то же время это не воспрепятствовало рассмотрению дела судом и вынесению решения.

Когда государство вступает в гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, нарушается юридическое равенство, необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент – нет.

Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государство вступает в частноправовые отношения с «неравным партнером»?

Международно-правовой принцип иммунитета государства тесно связан с понятием суверенитета. Суверенитет – это один из признаков государства, его неотъемлемое свойство, заключающееся в полноте законодательной, исполнительной, судебной власти на своей территории, неподчинении государства, его органов и должностных лиц властям иностранных государств в сферах международного общения.

Иммунитет государства состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции). Иммунитетом пользуются: государство, органы государства, имущество государства.

Различают иммунитеты:

  • судебный; государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;
  • от предварительного обеспечения иска; имущество государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера в целях обеспечения иска (например, на имущество не может быть наложен арест и т.п.);
  • от принудительного исполнения вынесенного судебного решения; государство, его имущество не может быть подвергнуто мерам принудительного исполнения судебного или арбитражного решения.

Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета (строительство здания посольства, например), обладает указанными иммунитетами. Иммунитет презюмируется, если стороны не договорятся об ином.

В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, то оно должно приравниваться к юридическому лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях презюмируется отсутствие иммунитета, если стороны не договорятся об ином.

Эти презумпции многими государствами считаются международным обычаем; соответствующие государства подкрепили его своими внутренними законами. В Законе США об иммунитете государств 1976 г. указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством…». Аналогичные законы действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и др. Этот же подход заложен в Европейской конвенции об иммунитете государств (Базель, 16 мая 1972 г.), в выработанном Комиссией международного права ООН Проекте статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (1991).

В свое время правовая доктрина СССР, социалистических стран, многих развивающихся государств исходила из «абсолютного иммунитета» и непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в частноправовых отношениях государство сохраняет иммунитет, если добровольно не откажется от него. Таким образом, со стороны СССР и других социалистических стран утверждалась презумпция: государство всегда пользуется иммунитетом, если само не откажется от него (если между сторонами не будет согласовано иное).

В условиях рыночной экономики правовая и внешнеэкономическая политика и позиция России и других постсоветских стран понемногу сдвигается в сторону доктрины «расщепления иммунитета». Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. предусмотрел, например, предоставление судебного иммунитета государству, если оно выступает в качестве носителя власти (ст. 251); согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г. иммунитет не распространяется на государственные морские суда, если они используются для коммерческих целей (ст. 3). Обсуждается законопроект об иммунитете государства, в который, в частности, заложена норма, что иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом по спорам, возникшим при осуществлении этим государством предпринимательской деятельности, или касающимся участия государства в коммерческих организациях.

В современных условиях, в условиях рыночной или переходной экономики противодействие функциональной теории иммунитета во многом лишается смысла, поскольку субъекты хозяйственной деятельности больше не «огосударствлены».

Читайте также:  Иммунитет во время смены зубов

Переход на функциональную доктрину иммунитета будет содействовать, среди прочего, благоприятному правовому инвестиционному климату, вхождению страны в правовое поле регулирования международных экономических отношений.

Юрист-международник при разработке и подготовке государственных контрактов (диагональных соглашений), сторонами которых являются государство, с одной стороны, и иностранное частное предприятие – с другой, должен учитывать различные подходы к ответственности государства, существующие в разных странах.

Источник

В экономической сфере суверенное государство вступает с другими государствами в международные договоры, регулирующие экономические отношения, иным образом участвует в создании норм МЭП, непосредственно ведет экономическую деятельность, в том числе совершает экономические сделки.

В условиях рыночной экономики государства нередко реализуют себя в качестве хозяйствующих субъектов, вступая в экономические отношения не только с другими государствами, но и с иностранными физическими и юридическими лицами. Для достижения целей своей экономической политики государства создают монополии в определенных секторах национальной экономики (например, в области добычи стратегических природных ресурсов, железнодорожного транспорта, почты и т.д.). Совершение этих действий экономического порядка не лишает государства его политических качеств, в его суверенитета. Суверенное государство, обладая международной правосубъектностью, совершает свои действия независимо от чьей бы то ни было воли. Соответственно, в отличие, например, от физического лица суд не может арестовать иностранное государство, даже если посчитает, что его экономическое действие составило правонарушение в соответствии с законом, который этот суд применил. Из неподчинения суверенного государства чьей бы то ни было воле, в том числе воле суда, вытекает его юрисдикционный иммунитет в экономических отношениях.

Доктрина международного права выделяет две основные концепции института юрисдикционного иммунитета государства: одна исходит из принципа абсолютного иммунитета, другая — из принципа функционального (ограниченного) иммунитета.

Концепция абсолютного иммунитета проистекает из общих принципов права, из известного постулата «par in parem non habet jurisdictionem» (равный над равным не имеет юрисдикции). По смыслу этого постулата судебный иск против иностранного государства неподсуден национальному суду другого государства в силу суверенитета. При этом не имеет значения, возник ли иск в связи с политическими действиями иностранного государства или осуществлением им коммерческой сделки. Исключением считается лишь случай, когда государство-ответчик добровольно отказалось от своего иммунитета.

Концепция функционального (ограниченного) иммунитета ставит признание иммунитета государства в зависимость от функций, им выполняемых. Не признается неподсудность государства в делах о коммерческом обороте. Суть этой концепции в следующем. Государство, вступая в коммерческую сделку, тем самым отказывается от иммунитета по делам, связанным с этой сделкой. Любой контрагент иностранного государства по коммерческой сделке вправе обратиться в соответствующий положениям коммерческого контракта юрисдикционный орган с исковыми требованиями о привлечении соответствующего государства (участника этого контракта) к реализации материальной ответственности за неисполнение или неполное исполнение своих контрактных обязательств. Исторически концепция функционального (ограниченного) иммунитета стала развиваться с середины XX в. из практики судов европейских стран, например Австрии, Бельгии, Италии, Франции, которые стали различать действия государства как суверена (jure imperii) и действия государства как участника гражданского экономического оборота (jure gestionis), отказывая в юрисдикционном иммунитете в последнем случае.

Отказ государства от юрисдикционного иммунитета не означает автоматического его отказа от права на иммунитет от обеспечительных мер, от мер принудительного исполнения судебных решений и тем более от права на дипломатический иммунитет. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[1]в ст. 22 предусматривает, что «помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Это — норма дипломатического права. Она не может быть изменена каким- либо национальным судебным органом.

Что касается МЭП, то ни доктрина международного права, ни практика государств в настоящее время не дают однозначного ответа в отношении перспектив развития двух обозначенных международно-правовых концепций иммунитета государства. С одной стороны, концепция функционального иммунитета кажется многим правоведам более рациональной, поскольку она допускает возможность привлечения иностранного государства без его согласия

к судебной процедуре по гражданско-правовым искам. В то же время, как отмечается, такое государство продолжает обладать не доступной для физических, юридических лиц правовой защитой: иммунитетом от судебных действий, влекущих неблагоприятные материальные последствия, как то обеспечительные или правоисполнительные меры. С другой стороны, сторонники абсолютного юрисдикционного иммунитета государств высказываются в том смысле, что «абсолютный» иммунитет — не означает «незыблемый», указывая, что согласно нормам международного права государства добровольно могут выражать свое согласие на отказ от такого иммунитета.

Такие примеры были в контрактной практике, когда государство было особенно заинтересованно, например, в сделке с конкретным инвестором.

Источник