Иммунитет и его механизмы у детей

Оглавление 
Глава 1. Введение 

Глава 2. Основная часть 

2.1 Что такое иммунитет? 
2.2 Виды иммунитета 
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе 

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод 
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.

 
В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь». 
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма. 
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье». 
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам. 
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи: 

  •                   изучить и проанализировать материал по теме; 
  •                   рассмотреть механизм действия иммунитета; 
  •                   выяснить причины ослабления иммунитета; 
  •                   найти пути повышения иммунитета; 
  •                   детский иммунитет;
  •                   проанализировать и систематизировать полученные                                      сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет? 

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше — его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет — защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев — клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы — лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего «помочь» своему иммунитету, необходимо знать его «структуру», каким  образом она работает.

2.2 Виды иммунитета

По механизму развития различают следующие виды иммунитета: 
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя. 
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов. 
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным. 
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. 
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания. 
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров. 
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части 

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ — реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача — формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ — формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ — активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  •   Нездоровый образ жизни
  •  Загрязнение окружающей среды 
  •  Появление новых вирусных бактерий 
  •  Частые бактериальные и вирусные инфекции 
  • Неправильное питание 
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами 
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс .

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

  • сбои пищеварительной системы
  • недостаток витаминов и микроэлементов
  • хирургические вмешательства
  • острые респираторные заболевания
  • хронические и повторяющиеся заболевания
  • медикаменты (антибиотики, стероиды, онкологические препараты)
  • паразиты
  • неполноценный рацион, дисбаланс питания (например, недостаток белка или клетчатки)
  • малоподвижный образ жизни, редкие прогулки
  • недосыпание, умственные и физические перегрузки
  • постоянные стрессы
  • активное и пассивное курение,
  • врождённые нарушения иммунитета
Читайте также:  Какой иммунитет повышают профилактические прививки

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3. 

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста. 

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина — замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза( слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы — селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики — продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона ( потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

 Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Приоритетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуноглобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Глава 5.

Список литературы и информационных сайтов.

Приложения.

1.     Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А. Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 – 1967, т. 11. – 716 с.

2.     Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. — М., “Знание”, 1982. – 248

3.     Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., «Медицина», 1997, т.1, с. 298 – 307.

4.     Ройт. А. Основы иммунологии. М., “Мир”, 1991. – 328 с.

5.     Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. — Пособие для поступающих в ВУЗы — М., АНМИ, 1995. – 97 с.

6.    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

7.     https://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/strengthen-immunity.html

8.     

www.mednovosti.ru

9.          ms-mk.ru 

10.       www.transferfaktory.ru

приложение

Тема: «Иммунитет и его виды. Формирование его у детей дошкольного возраста».

Выполнила:

Кочергина Мария Александровна

Старший воспитатель

МАДОУ д/с общеразвивающего вида №50

Источник

Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèÿ è âèäîâ èììóíèòåòà. Ðàññìîòðåíèå ìåõàíèçìà äåéñòâèé èììóííîãî îòâåòà, ôàêòîðîâ, íàíîñÿùèõ âðåä îðãàíèçìó. Ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû â æèçíè äåòåé. Âîññòàíîâëåíèå ôóíêöèé îðãàíèçìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Ветрянка до года иммунитет

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Èììóíèòåò è åãî âèäû. Ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

Âûïîëíèëà:

Êî÷åðãèíà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà

Ñòàðøèé âîñïèòàòåëü

ÌÀÄÎÓ ä/ñ îáùåðàçâèâàþùåãî âèäà ¹50

Îãëàâëåíèå

Ââåäåíèå

Ãëàâà 1. Îñíîâíàÿ ÷àñòü

1.1 ×òî òàêîå èììóíèòåò?

1.2 Âèäû èììóíèòåòà

1.3 Ìåõàíèçì äåéñòâèé èììóííîãî îòâåòà

1.4 Ôàêòîðû, íàíîñÿùèå âðåä èììóííîé ñèñòåìå

1.5 Îñîáåííîñòè èììóíèòåòà

1.6 Ïðè÷èíû ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà

Ãëàâà 2. Ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

2.1 Ðåá¸íîê ÷àñòî áîëååò èç-çà ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà

2.2 «5 êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ â æèçíè äåòåé»

2.3 Âîññòàíîâëåíèå èììóíèòåòà

Âûâîä

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû è èíôîðìàöèîííûõ ñàéòîâ

Ïðèëîæåíèå

Ââåäåíèå

 íàðîäå ãîâîðÿò: «Çäîðîâüå, êàê ïîãîäà, ïîêà õîðîøåå — íå çàìå÷àåøü».

Çà÷åì ëþäÿì — íå ìåäèêàì, íóæíî çíàòü îá èììóíèòåòå? Àíàëèç ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ íàñåëåíèÿ âî âñåì ìèðå ïîêàçàë, ÷òî ìåäèöèíå íå óäàåòñÿ ñäåëàòü çäîðîâûìè áåç âîîðóæåíèÿ ÷åëîâåêà çíàíèÿìè î åãî ñîáñòâåííîé ïðèðîäå, î ïðè÷èíàõ âîçíèêíîâåíèÿ áîëåçíåé î ïóòÿõ âîññòàíîâëåíèÿ è ïîääåðæàíèÿ íîðìàëüíîé äåÿòåëüíîñòè âñåõ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà.

 ýòîé ñâÿçè îñâåäîìëåííîñòü ëþäåé — íå ìåäèêîâ, â âîïðîñàõ ñîõðàíåíèÿ íîðìàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ èììóííîé ñèñòåìû îðãàíèçìà íåîöåíèìî âàæíà.  ñîâðåìåííîì ìèðå ó ÷åëîâåêà ìîãóò ôîðìèðîâàòüñÿ ðàçëè÷íûå èììóííûå íàðóøåíèÿ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ÷åëîâåê ñòàíîâèòñÿ, ïî ñóòè, çàëîæíèêîì èììóíîäåôèöèòà íà âñþ æèçíü, êîòîðûé è îïðåäåëÿåò åãî «çäîðîâüå».

Èññëåäîâàíèÿ ïîñëåäíèõ ëåò ïîêàçàëè, ÷òî îñíîâíîé ïðè÷èíîé ìíîãèõ è ìíîãèõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ èììóíèòåòà. ×åì áû è êàê áû ÷åëîâåê íå ëå÷èëñÿ, áîëåçíü âîçâðàùàåòñÿ âíîâü è âíîâü äî òåõ ïîð, ïîêà íå áóäåò âîññòàíîâëåíà åãî èììóííàÿ ñèñòåìà, ïîêà îðãàíèçì íå ñìîæåò èçëå÷èâàòü ñåáÿ ñàì.

Öåëü: âûÿñíèòü, ÷òî òàêîå èììóíèòåò, êàê åãî ïîâûñèòü è ôîðìèðîâàòü ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Çàäà÷è:

èçó÷èòü è ïðîàíàëèçèðîâàòü ìàòåðèàë ïî òåìå;

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ðàññìîòðåòü ìåõàíèçì äåéñòâèÿ èììóíèòåòà;

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

âûÿñíèòü ïðè÷èíû îñëàáëåíèÿ èììóíèòåòà;Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

íàéòè ïóòè ïîâûøåíèÿ èììóíèòåòà;

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

äåòñêèé èììóíèòåò;Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ïðîàíàëèçèðîâàòü è ñèñòåìàòèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ñâåäåíèÿ.

Ãëàâà 1. Îñíîâíàÿ ÷àñòü

1.1 ×òî òàêîå èììóíèòåò?

Ñåãîäíÿ îäíà èç ìîäíûõ òåì ýòî èììóíèòåò ÷åëîâåêà. Íà ýòó òåìó ïèøóòñÿ ðàçëè÷íûå ñòàòüè, íàó÷íûå ðàáîòû, íî áåçãðàìîòíîñòü íàñåëåíèÿ îòíîñèòåëüíî ýòîãî âîïðîñà îñòàåòñÿ åùå äîñòàòî÷íî âûñîêîé. À òåì íå ìåíåå, ÷òîáû óñïåøíî çàíèìàòüñÿ âîïðîñàìè âîññòàíîâëåíèÿ ñâîåãî çäîðîâüÿ, à åùå ëó÷øå — åãî ïðîôèëàêòèêîé, íåîáõîäèìî ðàçáèðàòüñÿ â ýòèõ ôóíäàìåíòàëüíûõ ïîíÿòèÿõ.

Èììóíèòåò — çàùèòíàÿ ðåàêöèÿ îðãàíèçìà, ñïîñîáíîñòü ïðîòèâîäåéñòâîâàòü ïîâðåæäàþùèì ôàêòîðàì è îáåñïå÷èâàòü íåâîñïðèèì÷èâîñòü ê èíôåêöèè. Èììóíèòåò êîíòðîëèðóåò ñëîæíûé ìåõàíèçì âçàèìîäåéñòâèÿ íåñêîëüêèõ ñèñòåì îäíîâðåìåííî: íåðâíîé, ýíäîêðèííîé, îáìåíà âåùåñòâ è äðóãèõ.

Ñîñòîèò èç ðÿäà çâåíüåâ — êëåòî÷íîãî, ãóìîðàëüíîãî, ôàãîöèòàðíîãî, èíòåðôåðîíîâîãî, âçàèìîäåéñòâèå êîòîðûõ îáåñïå÷èâàåò ïðàâèëüíûå ðåàêöèè çàùèòíîé ñèñòåìû. Íåäîñòàòîê èëè èçáûòîê ëþáîãî èç íèõ ïðèâîäèò ê íàðóøåíèÿì.

Ýëåìåíòàìè èììóííîé ñèñòåìû ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ êîñòíûé ìîçã, âèëî÷êîâàÿ æåëåçà, ñåëåç¸íêà, ëèìôàòè÷åñêèå óçëû, ëèìôîèäíûå îáðàçîâàíèÿ êèøå÷íèêà, ýìáðèîíàëüíàÿ ïå÷åíü, à òàêæå êëåòêè êîñòíîìîçãîâîé ïðèðîäû — ëèìôîöèòû è ìîíîöèòû, ïðèñóòñòâóþùèå â êðîâè è òêàíÿõ. Èììóíèòåò îñóùåñòâëÿåòñÿ ñàìèìè êëåòêàìè (êëåòî÷íûé) è ïðîäóêòàìè èõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè (ãóìîðàëüíûé).

Çàùèòà îðãàíèçìà ÷åëîâåêà èìååò ìíîãîóðîâíåâóþ ñèñòåìó è ïîýòîìó ÷óæåðîäíûì îðãàíèçìàì íåâîçìîæíî âûæèòü ïðè óñëîâèè åñëè íàøà èììóííàÿ ñèñòåìà (ÈÑ) çäîðîâà è âñå åå êîìïîíåíòû ðàáîòàþò îòëàæåíî. Íî ÷òîáû â ñëó÷àå ÷åãî «ïîìî÷ü» ñâîåìó èììóíèòåòó, íåîáõîäèìî çíàòü åãî «ñòðóêòóðó», êàêèì îáðàçîì îíà ðàáîòàåò.

1.2 Âèäû èììóíèòåòà

Ïî ìåõàíèçìó ðàçâèòèÿ ðàçëè÷àþò ñëåäóþùèå âèäû èììóíèòåòà:

Âèäîâîé èììóíèòåò, ãåíåòè÷åñêèé îáóñëîâëåííûé îñîáåííîñòÿìè îáìåíà âåùåñòâ äàííîãî âèäà. Îí, â îñíîâíîì, ñâÿçàí ñ îòñóòñòâèåì íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ ðàçìíîæåíèÿ âîçáóäèòåëÿ.

Íàïðèìåð, ñîáàêè íå áîëåþò íåêîòîðûìè áîëåçíÿìè ÷åëîâåêà (ñèôèëèñ, ãîíîðåÿ, äèçåíòåðèÿ), è, íàîáîðîò, ëþäè íå âîñïðèèì÷èâû ê âîçáóäèòåëþ ÷óìû ñîáàê. Ñòðîãî ãîâîðÿ, äàííûé âàðèàíò ðåçèñòåíòíîñòè íå ÿâëÿåòñÿ èñòèííûì èììóíèòåòîì, òàê êàê îí íå îñóùåñòâëÿåòñÿ ñèñòåìîé èììóíèòåòà. Îäíàêî åñòü âàðèàíòû âèäîâîãî èììóíèòåòà, îáóñëîâëåííûå åñòåñòâåííûìè àíòèòåëàìè. Òàêèå àíòèòåëà èñõîäíî èìåþòñÿ â íåîáõîäèìîì êîëè÷åñòâå ïðîòèâ ìíîãèõ áàêòåðèé è âèðóñîâ.

Ïðèîáðåòåííûé èììóíèòåò âîçíèêàåò â òå÷åíèå æèçíè. Îí áûâàåò åñòåñòâåííûì è èñêóññòâåííûì, êàæäûé èç êîòîðûõ, ìîæåò áûòü àêòèâíûì è ïàññèâíûì.

Åñòåñòâåííûé ïàññèâíûé èììóíèòåò âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ïåðåäà÷è îò ìàòåðè ê ïëîäó ÷åðåç ïëàöåíòó èëè ñ ìîëîêîì ãîòîâûõ çàùèòíûõ ôàêòîðîâ. èììóíèòåò îðãàíèçì äîøêîëüíûé

Åñòåñòâåííûé àêòèâíûé èììóíèòåò ïîÿâëÿåòñÿ â ðåçóëüòàòå êîíòàêòà ñ âîçáóäèòåëåì ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ.

Èñêóññòâåííûé ïàññèâíûé èììóíèòåò ñîçäàåòñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ â îðãàíèçì ãîòîâûõ àíòèòåë ñ ñûâîðîòêàìè êðîâè èììóíèçèðîâàííûõ äîíîðîâ.

Èñêóññòâåííûé àêòèâíûé èììóíèòåò ñîçäàåòñÿ ïîñëå ââåäåíèÿ â îðãàíèçì âàêöèí, ñîäåðæàùèõ ìèêðîîðãàíèçìû èëè èõ ÷àñòè

1.3 Ìåõàíèçì äåéñòâèé èììóííîãî îòâåòà

Èììóííûé îòâåò — ðåàêöèÿ îðãàíèçìà íà àãðåññèþ ìèêðîáîâ èëè òîêñèíîâ. Åãî âûçûâàåò ëþáîå âåùåñòâî, ïî ñòðóêòóðå îòëè÷íîå îò òêàíåé ÷åëîâåêà, íî â çàâèñèìîñòè îò çàëîæåííûõ ìåõàíèçìîâ îí ðàçëè÷åí.

Íåñïåöèôè÷åñêèé èììóííûé îòâåò — ïåðâàÿ ðåàêöèÿ ïðè îáíàðóæåíèè èíôåêöèè. Îí ïî÷òè îäèíàêîâ äëÿ ëþáîãî òèïà ìèêðîáîâ è îïðåäåëÿåò îáùóþ ñîïðîòèâëÿåìîñòü. Åãî çàäà÷à — ôîðìèðîâàíèå î÷àãà âîñïàëåíèÿ êàê óíèâåðñàëüíîãî çàùèòíîãî ïðîöåññà ëîêàëèçàöèè è ïåðâè÷íîãî ðàçðóøåíèÿ ìèêðîáîâ.

Ñïåöèôè÷åñêèé èììóííûé îòâåò — âòîðîé ýòàï çàùèòû îðãàíèçìà. Îí õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàñïîçíàâàíèåì ìèêðîáà è ñîçäàíèåì ôàêòîðîâ ñïåöèôè÷åñêîé çàùèòû.

Íåñïåöèôè÷åñêèé è ñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåòû ñîãëàñóþòñÿ è äîïîëíÿþò äðóã äðóãà. Ðàçëè÷àþò äâà òèïà ñïåöèôè÷åñêîãî èììóíèòåòà: êëåòî÷íûé è ãóìîðàëüíûé.

Êëåòî÷íûé èììóííûé îòâåò — ôîðìèðîâàíèå Ê-ëèìôîöèòîâ, ðàçðóøàþùèõ êëåòêè, ñîäåðæàùèå èíîðîäíûå ìàòåðèàëû. Íàïðàâëåí ïðåèìóùåñòâåííî íà ëèêâèäàöèþ âèðóñíîé èíôåêöèè è íåêîòîðûõ òèïîâ áàêòåðèé (ïðîêàçà, òóáåðêóë¸ç), à òàêæå ðàêîâûõ êëåòîê.

Ãóìîðàëüíûé èììóííûé îòâåò — àêòèâàöèÿ Â-ëèìôîöèòîâ, ïîñëå ðàñïîçíàâàíèÿ àêòèâíî ñèíòåçèðóþùèõ àíòèòåëà (èììóíîãëîáóëèíû).

Íà ïîâåðõíîñòè îäíîãî ìèêðîáà ìîæåò áûòü ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ àíòèãåíîâ, ïîýòîìó âûðàáàòûâàåòñÿ öåëàÿ ñåðèÿ àíòèòåë, êàæäîå èç êîòîðûõ íàïðàâëåíî íà îïðåäåëåííûé àíòèãåí. Èììóíîãëîáóëèí — ìîëåêóëà áåëêà, ñïîñîáíàÿ ïðèëèïàòü ê ìèêðîîðãàíèçìàì îïðåäåëåííîé ñòðóêòóðû è âûçûâàòü åãî ðàçðóøåíèå.

Ñèëà èììóííîãî îòâåòà ðàçëè÷íà è çàâèñèò îò ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà — óðîâíÿ ðåàêöèè íà èíôåêöèþ è òîêñèíû.

1.4 Ôàêòîðû, íàíîñÿùèå âðåä èììóííîé ñèñòåìå

Íåçäîðîâûé îáðàç æèçíè

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Çàãðÿçíåíèå îêðóæàþùåé ñðåäû

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïîÿâëåíèå íîâûõ âèðóñíûõ áàêòåðèé

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

×àñòûå áàêòåðèàëüíûå è âèðóñíûå èíôåêöèèÐàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äëèòåëüíîå ëå÷åíèå àíòèáèîòèêàìè è äð. ïðåïàðàòàìè

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Òÿæåëûå ôèçè÷åñêèå è óìñòâåííûå íàãðóçêè, ñòðåññÐàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

.

1.5 Îñîáåííîñòè èììóíèòåòà

Ïðè ðåøåíèè çàäà÷è óêðåïëåíèÿ èììóííîé ñèñòåìû (ÈÑ) íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü îñîáåííîñòè èììóíèòåòà, êîòîðûå çàâèñÿò îò âîçðàñòà èíäèâèäóóìà. Ìû óæå çíàåì, ÷òî ôîðìèðîâàíèå ÈÑ ÷åëîâåêà íà÷èíàåòñÿ óæå ñî 2-ãî ìåñÿöà áåðåìåííîñòè è çàêàí÷èâàåòñÿ ê 14-16 ãîäàì.

Çà ýòî âðåìÿ ÷åëîâåê ïðîõîäèò íåñêîëüêî êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ, ñâÿçàííûõ ñ îñîáåííîñòÿìè èììóíèòåòà.

Ê ïðèìåðó, â ïåðâûå ìåñÿöû ñâîåé æèçíè ìàëûø îáëàäàåò òîëüêî íåñïåöèôè÷åñêèì èììóíèòåòîì, íàñëåäîâàííûì îò ðîäèòåëåé è ñèëüíî ïîäâåðæåí êî âñÿêîãî ðîäà èíôåêöèÿì, êîòîðûå èìåþò ñïåöèôè÷åñêóþ ïðèðîäó. Ýòî, êîíå÷íî æå, íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü.  ïðåêëîííîì âîçðàñòå ôîðìèðîâàíèå ñïåöèôè÷åñêèõ èììóííûõ êëåòîê òàê æå ïðîáëåìàòè÷íî ò.ê. òèìóñ óæå ïîòåðÿë ñâîþ àêòèâíîñòü è â 10 ðàç (ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâîèì ìàêñèìàëüíûì âåñîì) óìåíüøèëñÿ â îáúåìå. Èìåííî ïî ýòèì ïðè÷èíàì îñîáåííîñòè èììóíèòåòà íóæíî ó÷èòûâàòü ïîñòîÿííî, çàíèìàÿñü âîïðîñàìè ñâîåãî çäîðîâüÿ.

1.6 Ïðè÷èíû ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà

ñáîè ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìûÐàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

íåäîñòàòîê âèòàìèíîâ è ìèêðîýëåìåíòîâ

õèðóðãè÷åñêèå âìåøàòåëüñòâà

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

îñòðûå ðåñïèðàòîðíûå çàáîëåâàíèÿ

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

õðîíè÷åñêèå è ïîâòîðÿþùèåñÿ çàáîëåâàíèÿ

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ìåäèêàìåíòû (àíòèáèîòèêè, ñòåðîèäû, îíêîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû)

Читайте также:  Определение напряженности иммунитета к полиомиелиту

ïàðàçèòû

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

íåïîëíîöåííûé ðàöèîí, äèñáàëàíñ ïèòàíèÿ (íàïðèìåð, íåäîñòàòîê áåëêà èëè êëåò÷àòêè)

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè, ðåäêèå ïðîãóëêè

íåäîñûïàíèå, óìñòâÐàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

åííûå è ôèçè÷åñêèå ïåðåãðóçêè

ïîñòîÿííûå ñòðåññû

àêòèâíîå è ïàññèâíîå êóðåíèå,

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

âðîæä¸ííûå íàðóøåíèÿ èììóíèòåòà

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ, ñòàðåíèå è èçíîñ îðãàíèçìà òàêæå ïðèâîäÿò ê ñíèæåíèþ èììóíèòåòà. Íî ñóùåñòâóþò è ðàçíîîáðàçíûå ìåòîäèêè óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ è ïîâûøåíèÿ èììóíèòåòà ó äåòåé è âçðîñëûõ.

Ãëàâà 2. Ôîðìèðîâàíèå èììóíèòåòà ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà

2.1 Ðåá¸íîê ÷àñòî áîëååò èç-çà ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà

Äåòñêèé èììóíèòåò ôîðìèðóåòñÿ â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ. Åñëè ðåá¸íîê ÷àñòî áîëååò, ïðè÷èíîé ìîæåò áûòü êóðåíèå èëè çëîóïîòðåáëåíèå ñïèðòíîãî ðîäèòåëÿìè, ïåðåíåñ¸ííûå ìàìîé èíôåêöèîííûå çàáîëåâàíèÿ ïðè áåðåìåííîñòè èëè íåäîñòàòîê ìîëîêà â ïåðèîä ãðóäíîãî âñêàðìëèâàíèÿ, êîòîðîå î÷åíü âàæíî äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ èììóíèòåòà ðåá¸íêà. Äåòè, íàõîäÿùèåñÿ íà ãðóäíîì âñêàðìëèâàíèå îò ðîæäåíèÿ äî ïîëóãîäà, ãîðàçäî ðåæå áîëåþò è ðàñòóò êðåïêèìè. Êàæäàÿ êàïëÿ ìàòåðèíñêîãî ìîëîêà öåííà äëÿ ìàëûøà è ñïîñîáíà ïîäíÿòü èììóíèòåò: âåäü ñ ìîëîêîì â äåòñêèé îðãàíèçì ïîñòóïàþò àíòèòåëà ê çàáîëåâàíèÿì, ïåðåíåñ¸ííûì ðàíåå ìàòåðüþ.

Âûñîêàÿ êîíöåíòðàöèÿ èììóíîãëîáóëèíîâ êëàññà A â ïåðâîì ãðóäíîì ìîëîêå, êîòîðûé ïðè âñêàðìëèâàíèè ðàñïðåäåëÿåòñÿ â ïîëîñòè ðòà, æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå, âåðõíèõ äûõàòåëüíûõ ïóòÿõ, îáåñïå÷èâàåò ìàëûøó ïîëíîöåííóþ çàùèòó. Òàêèì îáðàçîì, èììóíèòåò ðåá¸íêà, íå áîëåÿ ñàì, «çíàêîìèòñÿ» ñ öåëûì ñïåêòðîì áîëåçíåé. Èñêóññòâåííîå ïèòàíèå ìîëî÷íûìè ñìåñÿìè òàêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ, åñòåñòâåííî, íå ñîäåðæèò, è âåðîÿòíîñòü çàðàæåíèÿ ðåá¸íêà âîçðàñòàåò.

×àñòî ó íîâîðîæä¸ííûõ íàáëþäàþòñÿ ïðèçíàêè íåïîëíîãî ñîçðåâàíèÿ èììóííîé ñèñòåìû. Ïðè÷èíà — çàìåäëåííîå âíóòðèóòðîáíîå ðàçâèòèå.  òàêèõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ ïîñòîÿííûé âðà÷åáíûé êîíòðîëü, ïðîöåäóðû äëÿ óêðåïëåíèÿ çäîðîâüÿ äåòåé, ñïîñîáñòâóþùèå ôîðìèðîâàíèþ èììóííîé ñèñòåìû è ïîääåðæèâàþùèå ðåá¸íêà äî åãî çàâåðøåíèÿ.

Êàê ïðàâèëî, íàáîð è êîëè÷åñòâî àíòèòåë äîñòèãàåò íîðìàëüíîé êîíöåíòðàöèè ê 2-3 ãîäàì æèçíè.

2.2 «5 êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ â æèçíè äåòåé»

Èçâåñòíû «5 êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ â æèçíè äåòåé, êàæäîìó èç êîòîðûõ ïðèñóùè îñîáåííîñòè èììóíèòåòà.

1. Ïåðâûå 28 äíåé æèçíè, êîãäà äåòè èìåþò èììóíèòåò, ïîëó÷åííûé îò ìàòåðè. Îòñóòñòâèå ìàòåðèíñêèõ àíòèòåë îò êàêîé-ëèáî èíôåêöèè, ïîâûøàåò ÷óâñòâèòåëüíîñòü ðåá¸íêà. Òàê íàçûâàåìûé ïåðâûé ïåðåêð¸ñò â ôîðìóëå áåëîé êðîâè íà ïÿòûå ñóòêè æèçíè óñòàíàâëèâàåò ïðåîáëàäàíèå ëèìôîöèòîâ.  ýòî âðåìÿ î÷åíü âàæíî ñîõðàíÿòü ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå. Îäíàêî â ýòîì ïåðèîäå íåäîñòàòî÷åí íåñïåöèôè÷åñêèé èììóííûé îòâåò çà ñ÷åò íåðàçâèòîãî ôàãîöèòîçà( ñëàáàÿ ñïîñîáíîñòü çåðíèñòûõ ëåéêîöèòîâ ëîêàëèçîâàòü èíôåêöèè è ðàçðóøàòü âîçáóäèòåëÿ)

2.  3-6 ìåñÿöåâ ïðîèñõîäèò ðàçðóøåíèå ìàòåðèíñêèõ àíòèòåë. Ïåðèîä, êîãäà ôîðìèðóåòñÿ àêòèâíûé èììóíèòåò. Äåòè ïîäâåðæåíû ÎÐÂÈ, êèøå÷íûì èíôåêöèÿì, ïèùåâûì àëëåðãèÿì è íóæäàþòñÿ äîïîëíèòåëüíûõ ôàêòîðàõ (íàïðèìåð, âàêöèíàöèè) äëÿ ïîäíÿòèè èììóíèòåòà.

3. Îêîëî 2 ëåò, êîãäà ðåá¸íîê àêòèâíî ïîçíà¸ò ìèð, ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ àòîïè÷åñêèé äèàòåç, âðîæä¸ííûå àíîìàëèè.

4.  4-6 ëåò óæå íàêîïëåí àêòèâíûé èììóíèòåò, ñôîðìèðîâàííûé áëàãîäàðÿ ïåðåíåñ¸ííûì èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì è âàêöèíàöèè. Âîçìîæíî âîçíèêíîâåíèå îñòðûõ ïðîöåññîâ è õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

5.  12-15 ëåò ïðîèñõîäèò áóðíàÿ ãîðìîíàëüíàÿ ïåðåñòðîéêà. Ïîâûøåííàÿ ñåêðåöèÿ ïîëîâûõ ãîðìîíîâ ñî÷åòàåòñÿ ñ óìåíüøåíèåì ðàçìåðîâ ëèìôîèäíûõ îðãàíîâ. Âðåìÿ îêîí÷àòåëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ òèïîâ èììóííîãî îòâåòà. Îäíîâðåìåííî îðãàíèçì ðåá¸íêà âïåðâûå ñòàëêèâàåòñÿ àëêîãîëåì, êóðåíèåì, íàðêîòèêàìè.

Ðåá¸íîê ÷àñòî áîëååò èç-çà ñíèæåíèÿ èììóíèòåòà

×àñòî áîëåþùèé ðåá¸íîê — ñîâñåì íå ðåäêîñòü. Çà÷àñòóþ èñòî÷íèê ïîâòîðÿþùèõñÿ çàáîëåâàíèé — ñíèæåíèå èììóíèòåòà.

ßâíûå ïðèçíàêè îñëàáëåííîãî èììóíèòåòà: õðîíè÷åñêàÿ óñòàëîñòü, áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü, ãîëîâíûå áîëè, ñîíëèâîñòü, áåññîííèöà, ëîìîòà â ìûøöàõ è ñóñòàâàõ, ÷àñòûå ïðîñòóäíûå çàáîëåâàíèÿ è îáîñòðåíèÿ ãåðïåñà, äëèòåëüíûå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû, ñáîè â ðàáîòå æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà.

Íà ôîðìèðîâàíèè è óðîâíå èììóíèòåòà ó ðåá¸íêà ìîãóò ñêàçàòüñÿ ðàçëè÷íûå ôàêòîðû.

2.3 Âîññòàíîâëåíèå èììóíèòåòà

Âîññòàíîâëåíèå èììóíèòåòà ó äåòåé ìîæåò áûòü äâóõ âèäîâ.

Äëÿ ñïåöèôè÷åñêîé èììóíîêîððåêöèè ïðèìåíÿþòñÿ ïðåïàðàòû, íåïîñðåäñòâåííî âîçäåéñòâóþùèå íà èììóííóþ ñèñòåìó è ïîìîãàþùèå â ýôôåêòèâíîì ëå÷åíèè ÎÐÂÈ:

Èììóíîñòèìóëÿòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå âîçðàñòíîìó ñîçðåâàíèþ èììóííîé ñèñòåìû,

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Èíäóêòîðû èììóíîëîãè÷åñêîé òîëåðàíòíîñòè, ïîâûøàþùèå àêòèâíîñòü èììóííîé ñèñòåìû.Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Èììóíîñóïðåññîðû äëÿ ïîääåðæêè èììóííîé ñèñòåìû

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ýòè ïðåïàðàòû ìîãóò áûòü íàçíà÷åíû âðà÷îì èììóíîëîãîì è òîëüêî ïîñëå äåòàëüíîãî îáñëåäîâàíèÿ ñîñòîÿíèÿ óðîâíÿ èììóíèòåòà ó êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðè íåñïåöèôè÷åñêîé èììóíîêîððåöèè ïîâûñèòü èììóíèòåò ïîçâîëÿþò: ïÐàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ðàâèëüíîå ïèòàíèå: ðàçíîîáðàçíàÿ è êà÷åñòâåííàÿ ïèùà. Ðåãóëÿðíîå óïîòðåáëåíèå ìÿñà, ðûáû, îâîùåé è ôðóêòîâ, çåëåíè, êèñëîìîëî÷íûõ ïðîäóêòîâ. Èñêëþ÷åíèå èç ðàöèîíà êîíñåðâàíòîâ, ïðîäóêòîâ ñ èçáûòêîì ñàõàðà. Îòêàç îò äèåò è, ñ äðóãîé ñòîðîíû, áîðüáà ñ èçáûòî÷íûì âåñîì.

Âèòàìèíû è ìèíåðàëû: âèòàìèíû A, B5, C, D, F, PP, ìèíåðàëû — ñåëåí, öèíê, ìàãíèé, êàëüöèé, æåëåçî, éîä è ìàðãàíåö.Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðîáèîòèêè — ïðîäóêòû, ñòèìóëèðóþùèå ðîñò â îðãàíèçìå ïîëåçíûõ áàêòåðèé: ðåï÷àòûé ëóê è ëóê-ïîðåé, ÷åñíîê, áàíàíû è àðòèøîêè.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà. ×åðåäîâàíèå íèçêèõ è âûñîêèõ òåìïåðàòóð: êîíòðàñòíûé äóø, îáëèâàíèå õîëîäíîé âîäîé, áàíÿ, ñàóíà.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïðèðîäíûå ñðåäñòâà: ýõèíàöåÿ, ñîëîäêà, æåíüøåíü, ëèìîííèê, à òàêæå òðàâÿíûå îòâàðû è íàñòîè. Âîçìîæíî èñïîëüçîâàíèå è ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, èçãîòîâëåííûõ íà îñíîâå ðàñòèòåëüíûõ àäàïòîãåíîâ, èëè ïðèìåíåíèå èíäóêòîðîâ èíòåðôåðîíà (Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ïîòåíöèðóþò âûðàáîòêó ñîáñòâåííûõ èíòåðôåðîíîâ â îðãàíèçìå) — àíàôåðîí äåòñêèé, ýðãîôåðîí.

Àêòèâíûé îáðàç æèçíè, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ: ãèìíàñòèêà, áåã è ïëàâàíèå, ôèòíåñ, àýðîáèêà, äëèòåëüíûå ïåøèå ïðîãóëêè.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàññëàáëåíèå. Ïðàâèëüíîå ðàññëàáëåíèå ïîìîãàåò ýôôåêòèâíî áîðîòüñÿ ñ ïîñëåäñòâèÿìè ñòðåññîâ. Ñïîêîéíàÿ ìóçûêà, ïîçèòèâíûå ìûñëè, äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà.Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Áîðüáà ñ äèñáàêòåðèîçîì: ïîääåðæàíèå áàëàíñà ïîëåçíûõ áàêòåðèé è ïàëî÷åê â êèøå÷íèêå.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïîëíîöåííûé ñîí. Ñïàòü íóæíî íå ìåíåå 8 ÷àñîâ â ñóòêè, à äëÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îïòèìàëüíûì ÿâëÿåòñÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü íî÷íîãî ñíà -10 ÷àñîâ.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Âûâîä

Èììóííàÿ ñèñòåìà ÷åëîâåêà íà÷èíàåò ñâîå ôîðìèðîâàíèå äî ðîæäåíèÿ ðåáåíêà. Åå ìåñòî è ìàñøòàáû âëèÿíèÿ íà çäîðîâüå ãåíåòè÷åñêè çàïðîãðàììèðîâàíû. Îò ðîæäåíèÿ äî çàâåðøåíèÿ ïåðèîäà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ, øàã çà øàãîì, ôîðìèðóþòñÿ ñòðóêòóðà è ôóíêöèè èììóííîé ñèñòåìû. Ðàçâèòèå èììóííîé ñèñòåìû ïåðåæèâàåò ðÿä êðèòè÷åñêèõ ýòàïîâ, êîòîðûå íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïðè îöåíêå ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, ôîðìèðîâàíèè ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðîãðàìì è íàçíà÷åíèè ëå÷åíèÿ ïðè çàáîëåâàíèÿõ. Äëÿ ïîääåðæàíèÿ âîçðàñòíîãî ñîçðåâàíèÿ èììóííîé ñèñòåìû è ïîëíîöåííîãî åå ôóíêöèîíèðîâàíèÿ â ïîñëåäóþùèå ãîäû íåîáõîäèìî åæåäíåâíî ïîëó÷àòü ñ ïèùåé èììóíîíóòðèåíòû (ìèêðîýëåìåíòû è âèòàìèíû) è îñóùåñòâëÿòü ìåðîïðèÿòèÿ ïî ñîõðàíåíèþ è âîññòàíîâëåíèþ íîðìàëüíîé ìèêðîôëîðû êèøå÷íèêà.

Ìíîãèå îñòðûå è õðîíè÷åñêèå áîëåçíè íåãàòèâíî âëèÿþò íà èììóíèòåò, ÷òî ñóùåñòâåííî ñíèæàåò ðåçèñòåíòíîñòü ðåáåíêà ê èíôåêöèè è äðóãèì ïîâðåæäàþùèì ôàêòîðàì. Ïîýòîìó â ðÿäå ñëó÷àåâ ñ öåëüþ ïîâûøåíèÿ ýôôåêòèâíîñòè ëå÷åíèÿ, ïðåäóïðåæäåíèÿ òÿæåëûõ îñëîæíåíèé è ñíèæåíèÿ ðèñêà íåáëàãîïðèÿòíîãî èñõîäà áîëåçíè íàçíà÷àþòñÿ ïðåïàðàòû, ïîâûøàþùèå ôóíêöèîíàëüíóþ àêòèâíîñòü îðãàíîâ è òêàíåé èììóííîé ñèñòåìû (èììóíîòðîïíûå ïðåïàðàòû). Ïðèîðèòåòíîå ìåñòî ñðåäè íèõ äîëæíû çàíèìàòü ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ýíäîãåííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, îáëàäàþùèå ìàêñèìàëüíîé èììóíîìîäóëèðóþùåé àêòèâíîñòüþ è áåçîïàñíîñòüþ. Ïðåæäå âñåãî, ýòî ïðåïàðàòû èíòåðôåðîíà.

 ýêñòðåííûõ ñèòóàöèÿõ, óãðîæàþùèõ æèçíè èëè ýïèäåìèîëîãè÷åñêîé áåçîïàñíîñòè, äëÿ âîçäåéñòâèÿ íà èììóíèòåò ïðåäïî÷òåíèå îòäàþò ïðåïàðàòàì èììóíîãëîáóëèíîâ äëÿ âíóòðèâåííîãî èëè âíóòðèìûøå÷íîãî ââåäåíèÿ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû è èíôîðìàöèîííûõ ñàéòîâ

1. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ: â 35 ò. / ãë. ðåä. À.Í. Áàêóëåâ. Ì.: Ãîñìåäèçäàò; èçäàíèå 2-å, 1956 — 1967, ò. 11. — 716 ñ.

2. Ãðóíòåíêî Å.Â. Èììóíèòåò. Çà è ïðîòèâ. — Ì., «Çíàíèå», 1982. — 248

3. Ïîêðîâñêèé Â.Ì., Êîðîòüêî Ã.Ô., Ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà, Ì., «Ìåäèöèíà», 1997, ò. 1, ñ. 298-307.

4. Ðîéò. À. Îñíîâû èììóíîëîãèè. Ì., «Ìèð», 1991. — 328 ñ.

5. Ñåìåíîâ Ý.Â. Àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà. — Ïîñîáèå äëÿ ïîñòóïà