Иммунитет и его виды уроков

КОУ «Шербакульская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект  урока   по социально-бытовой ориентировке

10 класс

                                «  Иммунитет . Виды  иммунитета»

                                                                               Подготовила:

                                                                       учитель СБО

                                                                       Дрожжина Вера Алексеевна

Тема  урока:  «  Иммунитет . Виды  иммунитета»

Цель:  познакомить учащихся  что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

 Задачи:                                                                                                    Образовательные: формирование новых понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.                  Коррекционно – развивающая: активизация мыслительных процессов учащихся; коррекция и развитие логического мышления                     Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.                                                                          Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация   “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                                                                II. Изучение нового материала.

 Презентация “Иммунитет. Виды иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала)

1. Вступительное слово учителя    (слайд 1,2).Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”:                                                                                       Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, —
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.

Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек.В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков”.

В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек.Чуму называли черной смертью.                                                           Не менее опасна была оспа.В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось “Знаков оспы не имеет”.                                                                                                                      В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.

— Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других? (слайд 3)                                                                                      -Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.

2. Сообщение на тему “Защитные свойства крови”:

На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?                                                                Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.                         Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения.            Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь — он угнетает иммунитет.

Читайте также:  Укрепляющие уколы для иммунитета

— Что же такое иммунитет? (слайд 4)

Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ.

3. Иммунная система человека (слайд 5)                                                                         — объединяет  органы и клетки, защищающие организм от заболеваний.    Органы – костный мозг, селезенка, миндалины, лимфатические узлы и тимус. Существует такая наука, изучающая иммунитет – это иммунология. Выдающиеся российский ученый И.И. Мечников  Иммунология (от Иммунитет и …Логия)  наука о защитных реакциях организма

4. Виды иммунитета (слайд 6)

— Какие виды иммунитета существуют? (схема)

Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.                                                                                                    Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.                            Искусственный активный иммунитет (слайд 9) вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от оспы, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.                                                                                                                      Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.                               Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

5. Факторы, способствующие снижению или повреждению иммунитета: (слайд 10)

  •  нездоровый образ жизни (курение, алкоголь,  наркотики, недостаток сна);
  •      неправильное питание;
  •       стрессы;
  •       загрязненная окружающая среда;
  •       тяжелые физические и умственные нагрузки;
  •      частые бактериальные и вирусные болезни, которые  ослабляют организм и истощаю  иммунную систему.

6. Заключительное слово учителя (слайд11)                                                             В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:

  • исключение случайных половых связей;
  • использование для инъекций одноразовых шприцов.

 Закрепление .

Итоги урока.

Рефлексия

Литература

  1. Биология. Человек. 9 класс. А.С. Батуев. — М.:Дрофа,1998.-240с.:ил.
  2. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособие для учащихся. /Под ред. д-ра биол.наук Л.В. Латманизовой. – М.: Просвещение, 1996.с.160-164.
  3. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицина, 2000. – 670 с.: ил.
  4. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И. Анатомия человека. Изд. 5-е. Изд. “Медицина”, 1985.
  5. Электронный учебник по анатомии и физиологии человека. — М.: Просвещение, 2004.

Источник

Автор — составитель конспекта урока: Орлова Инна Иосифовна

Предмет: биология

Класс: 8

Учебно-методический комплекс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.

Страницы: с 73 по 77

Тема урока: «Иммунитет и его виды»

Цели: 1).Создать условия для успешного усвоения знаний учащихся  о защитных свойствах организма;

2).Выяснить практическое значение полученных знаний.

Задачи урока:

Образовательные:

формирование интеллектуальной, поликультурной, познавательной, информационной, коммуникативной, самообразовательной и социальной компетентностей.

дать представление о защитной системе организма – иммунитете.

формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, о особенностях разных видов иммунитета, показать пользу прививок

Коррекционно-развивающие: формирование

умения применять информационные технологии.

умения сравнить биологические объекты.

умения наблюдать, делать выводы из наблюдений.

развивать интеллектуальные способности, критическое, творческое, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного.

Воспитательные: Воспитание коммуникабельности учащихся при общении с учителем; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, заинтересованное отношение к учебе; развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; профилактика употребления наркотических веществ, обучение адаптивным стратегиям поведения.

Оборудование: Компьютер, презентация “Иммунитет. Механизмы и виды  иммунитета”, учебник, фолии «Кровь» «Иммунитет»,

раздаточный дидактический материал (файлы) с заданиями: по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», «Виды иммунитета», карточки рефлексии. ЦОР – виртуальная лаборатория «Анализ крови» (https://www.virtulab.net/),офтальмотренажер «Лови шарик»,видеофрагмет для расслабления ОДС «Panda_convert.mp4

Читайте также:  Как поднять иммунитет при опоясывающем герпесе

Тип урока: открытие новых знаний

Этапы урока.

I.Организационная часть.

II. Обобщение и закрепление учебного материала

III.Актуализация знаний.

Физическая минутка на выбор

IV.Изучение нового материала.

V.Общее закрепление знаний.

VI.Рефлексия. Подведение итогов урока.

VII.Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть — формирование социальной компетентности.

Учитель убеждается в готовности учащегося к уроку.

Отсылает ученику все необходимые дидактические материалы к уроку.

II. Обобщение и закрепление учебного материала формирование информационной компетентности.

Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” ( по ходу проверки Д/З и объяснения нового материал)

(Проверка домашнего задания, за каждое правильное задание ученику отправляется смайлик )

1. Блиц-опрос: представляет собой перечень вопросов на определения понятий, представленных в презентации ,после которого учитель предлагает провести проверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов.(Приложение №1)(Слайд1)

2.Сейчас мы посетим лабораторию, где будет взят анализ крови. – виртуальная лаборатория-анализ крови -ЦОР

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. Врачу придется определить, где, чей анализ. Помоги врачу, сделай свой выбор и обоснуй.(Приложение №2)

3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему? (Приложение №3) (Слайд2)

III. Актуализация знаний — формирование информационной и познавательной компетентностей.

Реши задачу( Проблемный вопрос):

В классе было 25 учеников, из них в первый день заболело 10 , через 2 дня ещё 7, а остальные ученики, даже не чихнули. С чем это связано? И какая система выполняет защитную функцию. Если ответить на этот вопрос, то можно сформулировать тему нашего урока.

Тема урока « Иммунитет». Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету. (слайд3)

Совместное формулирование задач урока (Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы (слайд4)

IV. Изучение нового материала- формирование информационной и познавательной компетентностей.

1.Прослушай текст: это произошло в 1880 году. Луи Пастер, изучавший возбудителя куриной холеры, заразил 2 цыплят ослабленной культурой куриной холеры. Цыплята перенесли заболевание в легкой форме, а затем выздоровели. Через 2 месяца цыплята, перенесшие заболевание, и несколько не болевших цыплят, были заражены свежей культурой куриной холеры. Все цыплята погибли, за исключением 2, болевших ранее.

Вопрос – почему 2 цыпленка выжили? ( слайд 5)

(Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма).

Откуда взялись защитные свойства организма?)

(Выработалась после того, как они переболели).

( слайд 6)

Определение иммунитета. (Объяснение учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом. Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».
Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

2. В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система. Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы? На этот вопрос ты ответишь сам, заполнив схему-кластер «Иммунная система» Прямоугольник – орган иммунной системы, прямоугольник с округлыми углами – какие клетки образует данный орган.(работа с учебником дидактическим материалом.(Приложение4)(слайд7)

3.Клеточный и гуморальный иммунитет.

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают.(стр.74,второй и третий абзац. -частично-поисковый метод)- выявить основные различия в способе уничтожения чужеродного; выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.

Закончи предложение:

  • Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

  • Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

  • Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

  • Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом)

( слайд №8-портреты ученых)

5.Физкультминутка №1. Упражнения «Панда»-с использованием видеофрагмента для расслабления ОДС.

6.Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) (слайда №8)

Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты – «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами – перфоринамии, Т- лимфоциты –«супрессоры» Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

Заполни сравнительную таблицу.(Приложение5) (слайд №9)

7.История создания вакцин и прививок .

Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?(Ответ)

а).Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой(слайд №10-портрет)

(сообщение учащегося)

Проблемный вопрос: «Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?»

б).Вклад Л.Пастера в медицину(слайда №11)

Стр.74 – 75. Сам. работа с учебником, беседа по вопросам.

8.Составление плана . Сам. работа с текстом «Современные вакцины и сыворотки», разбивая его на смысловые фрагменты, ответ на предложенные вопросы к нему, а затем сам предлагает по 2-3 вопроса к тексту.

Какие прививки делали тебе в течение жизни? Ты когда-нибудь интересовался вопросом, зачем тебе делают прививки? (Ответ).Алгоритм самооценки -критерии оценивания ответов и предлагается по ней оценить свою работу по трехбалльной шкале.(Приложение 6)

9. Физкультминутка №2. «Восьмерка- Лови шарик»-(офтальмотренажер )

10.Какие виды иммунитета существуют? Классификация иммунитета«Виды иммунитета». заполнение опорной таблицы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом. (слайд №12)

11.Нарушение иммунитета: аутоиммунные заболевания, СПИД и его профилактика. Обыгрывание дом задания «Как не попасть в опасную ситуацию», в которой герой узнает способы избежать заражения ВИЧ (слайд №13-16)

Читайте также:  Лечение настойкой прополиса иммунитете

V. Общее закрепление материала — формирование самообразовательной компетентности.

  • Тест для первичного контроля знаний

«Выбери правильный ответ» (Приложение 7)

  • «Пройди лабиринт» (Приложение 8) Самооценка по алгоритму.

VI. Итоги урока — формирование социальной и коммуникативной компетентностей.

Тест –синквейн по теме «Иммунитет ,его виды» (Приложение 10) (слайда №17)

Рефлексия. Итак, наш урок завершается. Мне бы хотелось, чтобы ты еще раз оценил ту информацию, которую получил на уроках этой темы, и перечислил то полезное, важное, что может тебе пригодиться в реальной жизни.

Использование стратегии УУГ«Уже знал (или догадывался) – Узнал – Где пригодиться». (слайд №18)

Выставление оценок и их аргументация(подсчет смайликов).

 VII. Домашнее задание — формирование интеллектуальной и самообразовательной компетентностей. (слайд №19)

  • Изучить §15, повторить опорные схемы и таблицы в тетради.

  • По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.

  • Разработать памятку «Меры профилактики СПИДа»

Литература:

  1. 1. Атлас (Линия жизни) «Биология (Человек)» — пособие для учителя, С.В.Барабанов

2. Бравая Н.А. Классная биология в вашей школе. 5-8 классы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Васильев Н.Е. Дидактические карточки – задания по биологии. Раздел «Человек». — М.: Изд. дом «Генжер», 1998.

5. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8класс,Москва, Издательский центр «Вентана-Граф»,2011.

6. О.П.Пепеляева,Н.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии Человек. 8 класс. к учебным комплектам. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (М:«Вентана-Граф»), – «ВАКО» Москва , 2005

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Блиц-опрос

  1. Лимфа – это; 2.Кровь -;3.Внутренняя среда организма -; 4.Тканевая жидкость — ;5.Эритроциты -;6.Тромбоциты- ;7.Лейкоциты -;8.Свертывание крови- ;9;Фибрин -;10.Фибриноген —

Приложение №2

Описание: C:Documents and SettingsUserМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 055.jpg

Описание: C:Documents and SettingsUserМои документыМои рисункиИзображениеИзображение 056.jpg

(пациент 1- Z пациент2- Y пациент 3-X)

Приложение №3

3. Тест « Найди лишнее» и объясни почему?

Лимфа, аксон, гомеостаз, плазма, кровь, тканевая жидкость, нейрон, эритроциты, дендрит, лейкоциты.

Приложение №4

Иммунная система в нее входят:

1.красный костный мозг—клетки крови

2. тимус, или вилочковая (зобная) железа—Т-лимфоциты,

3. лимфоидная ткань-лимфоциты;

4. лимфатические узлы—лимфоциты;

5.селезенка— В-лимфоциты;.

1 2

Иммунная система

3 5

4

Приложение №5

Гуморальный иммунитет Клеточный иммунитет

В-лимфоциты Т -лимфоциты

(красный костный мозг) Т-киллеры Т-хелперы Т-супрессоры

Убийцы помощники угнетатели

плазматические клетки памяти

клетки

Клеточный и гуморальный иммунитет

Вид иммунитета

Основа различных видов иммунитета

различие

сходство

Клеточный иммунитет

— реакция Т-лимфоцитов

реагировать на антигены;

— дифференциация Т-лимфоцитов:

на Т-киллеры,

на Т-хелперы,

на Т-супрессоры

Участвуют в образовании иммунитета организма человека

Гуморальный иммунитет

— В-лимфоциты в ответ на антиген

образуют антитела

(иммуноглобулины), которые

находятся в плазме крови

Приложение №6

СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё
в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация.
В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло, и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть, направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответь на вопросы.

1.Чем живая вакцина отличается от инактивированной?   

2.Какой иммунитет вызывает вакцинация с помощью сыворотки?

3.Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?                   

4. В чём заключается недостаток использования живых вакцин?

5.Где образуются антитела при вакцинации?

Приложение 7

Тест для первичного контроля знаний

(Выбери один правильный ответ, запиши номер вопроса и выбранную букву ответ)а.

1.Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:

А) открыл условные рефлексы;

Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;

В) создал вакцину против гриппа.

2.От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А) от всех заболеваний без исключения;

Б) только от инфекционных заболеваний;

В) от сердечно- сосудистых заболеваний.

3.Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

А) у него естественный врожденный иммунитет;

Б) у него естественный приобретенный иммунитет;

В) у него искусственный иммунитет;

Г) у него есть эритроциты.

4.Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?

А) готовые антитела;

Б) антибиотики;

В) ослабленных возбудителей болезни.

5.К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

А) к ветрянке;

Б) к гриппу;

В) к полиомиелиту.

Приложение 8 «Пройди лабиринт»Лабиринт

Приложение 9 (Пример синквейна)

Тема: «Иммунитет и его виды»

Прилагательные: Искусственный ,естественный ,пассивный, активный

Глаголы: защищает, вырабатывает, пожирает

Фраза на данную тему: Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом.

Существительное: вакцина (сыворотка, антитела, лимфоциты ….)

Источник