Иммунитет и иммунная система уроков

Иммунитет и иммунная система уроков thumbnail

«Иммунная система»

Иммунная система организма защищает организм от генетически чужеродного (как внешнего, так и изменённого собственного) агента. Она служит для сохранения биологической индивидуальности организма. Иммунная система состоит из специализированных клеток и органов, в которых эти клетки созревают и встречаются с чужеродными агентами. Органы иммунной системы состоят из лимфоидной ткани, поэтому зачастую их рассматривают в составе лимфатической системы. Кроме того, иммунная система тесно связана с кровеносной, т. к. большинство её клеток образуется в кроветворных тканях и некоторое время находится в кровотоке, а Т-лимфоциты (о них будет сказано далее) постоянно циркулируют то в крови, то в лимфе.

Центральную роль в иммунной системе играют лимфоциты, которые благодаря рецепторам способны реагировать с антигенами. Именно они с помощью других клеток иммунной системы обеспечивают различные формы иммунного ответа. Образовавшись в красном костном мозге, незрелые лимфоциты попадают в первичные (центральные) лимфоидные органы, (тимус (вилочковая железа) и костный мозг). В них лимфоциты подвергаются определённому отбору, и созревают только те из них, которые реагируют на чужеродные вещества (антигены), а не на нормальные ткани организма. Часть лимфоцитов завершает своё развитие в тимусе — это Т-лимфоциты (тимус-зависимые), а часть — в костном мозге (В-лимфоциты). Тимус, кроме того, координирует работу всей иммунной системы. Он состоит из двух долей и расположен за грудиной. Развитие тимуса происходит до полового созревания, после чего начинается его постепенная атрофия.

иммунная система

Созревшие лимфоциты мигрируют во вторичные (периферийные) лимфоидные органы. К этим органам относятся лимфатические узлы, селезёнка, миндалины, лимфоидные ткани кишечника и бронхов, а также скопления лимфоцитов, разбросанные во многих органах и тканях. Здесь происходит встреча лимфоцитов с антигеном и развивается иммунный ответ.

Бобовидные лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов (у человека их свыше 400, особенно многочисленны они в шейной, подмышечной и паховой областях). Лимфатические узлы фильтруют протекающую лимфу и осуществляют иммунологический контроль за её составом (любые частицы, попавшие в лимфу, задерживаются в узлах и сталкиваются с лимфоцитами).

Селезёнка — большой непарный орган красного цвета, расположенный в брюшной полости около желудка. Она делится на красную пульпу и белую пульпу. Красная пульпа представляет собой лакуны, заполненные кровью. Она является «депо» крови: в покое в ней находится около 16 % крови организма, которая может быть быстро выброшена в общее кровяное русло. Белая пульпа — это скопление лимфоцитов в ретикулярной ткани, она реагирует на чужеродные вещества, циркулирующие в крови. Кроме того, в эмбриональный период в селезёнке образуются эритроциты, в дальнейшем она является местом их распада.

Иммунный ответ

Антиген — вещество, воспринимающееся организмом как чужеродное и вызывающее иммунный ответ. Обычно антиген — это белок или полисахарид, расположенный на поверхности микроорганизма или в свободном виде.

Антитела — особые белки (иммуноглобулины), синтезируемые в ответ на внедрение антигенов и способные специфически связываться с ними. Антиген и антитело комплементарны (соответствуют друг другу как «ключ» и «замок»). В результате взаимодействия «антиген—антитело» образуется иммунный комплекс, который служит для связывания и обезвреживания антигена. Антитела обладают строгой специфичностью: они действуют только на тот тип антигена, который послужил причиной их образования.

иммунный ответ

Иммунологическая память — способность иммунной системы организма после первого взаимодействия с антигеном специфически отвечать на его повторное введение. При позитивной иммунологической памяти на повторное введение антигена наблюдается ускоренный и усиленный ответ. Она лежит в основе аллергии и гемолитической болезни новорождённых. При негативной иммунологической памяти иммунный ответ ослаблен или полностью отсутствует; при её нарушении могут развиваться некоторые аутоиммунные заболевания.

Аллергия (гиперчувствительность) — состояние повышенной чувствительности организма в ответ на действие определённых факторов (аллергенов); особый тип иммунологического ответа. Аллергенами (веществами, вызывающими аллергическую реакцию) могут быть различные продукты питания, лекарственные препараты, пыль, шерсть животных, пыльца растений и др., а также изменённые в результате патологических процессов собственные ткани организма. После первичного попадания аллергена в организме накапливаются специфические антитела — происходит сенсибилизация. При последующем контакте этот антиген распознается и атакуется уже имеющимися специфическими антителами с выделением активных веществ (медиаторов), вызывающих различные аллергические реакции (высыпания на коже, отёк дыхательных путей и др.).

Читайте также:  Роль бифидобактерий в иммунитете

Это конспект по теме «Иммунная система». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Транспорт веществ. Лимфатическая система
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.

Источник

Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.

Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.

Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.

Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.

Пример:

у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.

В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.

Пример:

переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.

Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививкивводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.

Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.

Пример:

в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.

Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.

Пример:

лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.

Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).

Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.

Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.

Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.

Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.

Читайте также:  Объект под защитой иммунитета

Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

https://festival.1september.ru/articles/588083/

https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html

https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm

Источник

Тема урока Иммунитет.

Цели урока: изучение защитных механизмов организма человека и их роли в сохранении здоровья.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся по теме «Кровь»;

  • сформировать знания об иммунитете, о его формах, о вакцинации, о лечебных сыворотках.

Развивающие:

  • познакомить учащихся с работами ученых в области иммунологии;

  • продолжить формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, с дополнительной литературой;

  • развивать умения составлять схемы, давать оценку ситуации, использовать свои знания для объяснения научных фактов.

Воспитательные:

  • содействовать в формировании уважения к мнению и знаниям своих товарищей, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих;

  • осуществлять профессиональную направленность в воспитании самостоятельности, умении анализировать ситуацию, умении использовать свои знания в жизни;

  • осуществлять нравственное и патриотическое воспитание через формирование понятий долг, ответственность в процессе знакомства с величайшими открытиями в области медицины.

Обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация преподавателя «Иммунитет», портреты И.И. Мечникова, Л.Пастера, табл. «Иммунная система человека»

План урока.

  1. Организационный момент.

Обобщение ранее изученного материала, , знакомство учащихся с планом и задачами урока.

  1. Новый материал

  1. Защитные механизмы организма. Особенности лимфоцитов. Антитела, их роль в организме.

  2. Иммунитет. Виды иммунитета.

  3. Работы Э.Дженнера, Л.Пастера, вклад учёных в развитие иммунологии.

III Закрепление нового материала.

  1. Беседа по вопросам.

  2. Тестовая работа в рабочих тетрадях.

IV Итог урока.

Выставление оценок. Комментарий дом.задания.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать материал из раздела «Внутренняя среда организма». Тему нашего занятия вы узнаете, разгадав кроссворд. Слово по горизонтали будет тема нашего занятия.

Вертикаль 1. Клетки, транспортирующие кислород.

2. Белок, находящийся в эритроцитах, придающий им красный цвет.

3. Клетки, выполняющие защитные функции организма

4. Разновидность лейкоцитов.

5. Процесс, открытый И.И. Мечниковым.

6. Клетки, отвечающие за свёртываемость крови.

7. Жидкая часть крови.

8. Часть внутренней среды, в которой нет эритроцитов и тромбоцитов.

9. Имя английского учёного, объяснившего движение крови по сосудам.

(по горизонтали слово «иммунитет»)

Учитель сообщает тему урока, план урока.

II. Новый материал.

Учитель: Наш организм постоянно подвергается воздействию чужеродных веществ, организмов. Они не сразу проникают, а встречают на своём пути защитные преграды. Какие барьеры встречают чужеродные вещества на своём пути?

Ученик: Кожа, слизистые оболочки, кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Учитель: Если микроорганизмы проникают в организм, то на борьбу с ними включаются защитные механизмы. Назовите защитные механизмы организма человека?

Ученик: Фагоцитоз, клетки крови – лейкоциты, лимфоциты.

Учитель: Что такое фагоцитоз? Кто открыл и изучил данный процесс?

Ученик: даёт определение, рассказывает об открытии И.И. Мечникова.

Учитель: Какова роль лейкоцитов, лимфоцитов?

Ученик 1: Лейкоциты способны к амебоидному движению. Обнаружив чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают.

Ученик 2: Лимфоциты это разновидность лейкоцитов, образуют антитела.

Учитель: Что такое антитело?

Ученик: Антитело – это вещество, образованное лимфоцитами, способное обезвредить чужеродные организмы, либо вещества.

Учитель (уточняет, обобщает): Лимфоциты это структурная и функциональная единица иммунной системы. Они образуют защитные белки – иммуноглобулины (антитела), которые разрушают чужеродные белки. Лимфоциты живут 20 и более лет. Они обладают иммунной памятью, т.е. способны отреагировать на повторное внедрение в организм антигена. Чужеродные вещества, способные вызывать защитную реакцию, называются антигенами. По функции и месту созревания лимфоциты подразделяются на Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты формируются в тимусе, В-лимфоциты – в лимфатических узлах. Как же работают эти клетки в организме?

Ученик: высказывают свои предположения

Учитель: В ходе беседы, мы с вами установили, что антитела вырабатывают лимфоциты. Они отыскивают чужеродные соединения – антигены. Чаще всего они встречаются на поверхности фагоцитов, уничтоживших чужеродные тела. Если на поверхности клеток встречаются только «свои» молекулы, лимфоцит движется дальше, а если чужие, то ложноножки вытягиваются, захватывают чужеродное тело и смыкаются. Затем лимфоцит посылает через кровь химические сигналы другим лимфоцитам, и те начинают вырабатывать по образцу химические противоядия — антитела, состоящие из белка иммуноглобулина. Этот белок выбрасывается в кровь и оседает на различных клетках, например на эритроцитах. Антитела нередко выходят за пределы кровеносных сосудов и размещаются на поверхности клеток кожи, дыхательных путей, кишечника. Они являются своеобразными ловушками для чужеродных тел, например для микробов и вирусов. Антитела либо склеивают их, либо разрушают, либо растворяют. Каждый вид антител способен нейтрализовать определённый антиген. Таким образом, Т-лимфоциты определяют клеточный иммунитет, а В-лимфоциту – гуморальный иммунитет.

Читайте также:  Таблетки для взрослых для поднятия иммунитета у

(

Иммунитет

учащиеся в тетрадь записываю понятие антиген, схему

гуморальный (В-лимфоциты)

клеточный (Т-лимфоциты)

Учитель: Что такое иммунитет?

Ученик: (зачитывает определение)

Учитель: Иммунитет – слово латинское. В Древнем Риме оно означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы. Таким образом, иммунитет – это невосприимчивость, сопротивляемость организма к чужеродным белкам, организмам, ядовитым веществам.

( понятие записывают в тетрадь)

Учитель: Прочитайте текст на стр.137. Заполните схему «Типы иммунитета», запишите в тетрадь понятия «вакцина», «лечебная сыворотка».

Типы иммунитета

После самостоятельной работы с учебником, проводится проверка заполнения схемы, фронтальная беседа по прочитанному материалу по вопросам.

Какие виды иммунитета вы знаете?

Какой иммунитет называется естественным? Приведите пример.

Какой иммунитет называют искусственным? Приведите пример.

Что такое сыворотка? В каком случае её применяют?

Что такое вакцина?

Учитель: Человек с древнейших времён сталкивался с заболеваниями, уносившими целые города. Об этом свидетельствуют летописи. Но люди находили способы защиты от смертельных заболеваний. Один из таких способов это вариоляция

Ученик: рассказ учащегося.

Учитель: Первую прививку против оспы сделал английский врач Э.Дженнер.

Ученик: рассказ о Э.Дженнере, его заслугах в вакцинации.

Учитель: Дело Э.Дженнера продолжил Луи Пастер.

Ученик: рассказ о вкладе Л.Пастера в развитие иммунологии.

Учитель: Как человек может сохранить и укрепить свой иммунитет? (фронтальная беседа с учащимися)

Учитель: обобщает изученный материал, делает выводы:

Иммунитет – это способность организма защищаться от чужеродных организмов, веществ.

Выработку иммунитета обеспечивают Т- и В-лимфоциты.

Иммунитет бывает врожденный и приобретенный, естественный и искусственный.

Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье и укреплять иммунитет.

III.Закрепление нового материала.

(беседа по вопросам)

1. Объясните результаты опыта.

Опыт. В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микроорганизмы?

2. В осенне-зимний период каждый человек может заболеть гриппом. Как мы можем себя защитить от этого заболевания.

3. Как вы считаете, надо ли каждому человеку проводить вакцинацию. Свой ответ аргументируйте.

После фронтальной беседы проводится проверка знаний по новому материалу.

Учащиеся работают в тетрадях рабочих, отвечают на вопросы стр. 79.

IV.Итог урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

Комментарии дом.задания.

Творческое задание. Нарисовать листовку о значимости прививок.

Рефлексия:

Что нового узнали на уроке?

Важна ли для вас, полученная на уроке информация?

Пригодятся ли вам в будущем полученные знания?

Список литературы

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. –М.: АСТ-ПРЕСС, 2001

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся.-М.: «Просвещение», 1978

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 9кл.- М.: «Дрофа», 1997

Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах: Учеб. пособие.- Мн.: ООО «Попури», 1997. («Библиотека школьника и абитуриента»)

Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс- М.: Аквариум,1998

ru.wikipedia.org/Пастер;

ru.wikipedia.org/Вакцинация.

ru.wikipedia.org/Дженнер.

Источник