Иммунитет и индемнитет это

Иммунитет и индемнитет это thumbnail

Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.

Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Депутатский индемнитет. Важнейшим условием и средством обеспечения эффективной деятельности депутата Государственной Думы являются социальные гарантии. В науке конституционного права их еще называют «материальные гарантии» или «материально-финансовые гарантии».

Считается, что совокупность социальных гарантий обеспечивает материально-финансовую независимость депутата, является вознаграждением за его труд и способствует утверждению депутата как личности. Социальные гарантии депутатской деятельности объединяют одним термином «индемнитет» или его русским аналогом — «вознаграждение.

Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».

Несмотря на распространенность последней точки зрения, автор не может принять ее из-за необоснованности: ведь в одном понятии объединены два совершенно разных явления — и по природе, и по назначению.

Многие конституции стран мира особо закрепляют право депутатов парламентов на вознаграждение (индемнитет). Так, ст. 71 Конституции Болгарии устанавливает, что «народные представители получают вознаграждение, размер которого определяется Народным собранием». В Конституции ФРГ закреплена аналогичная гарантия: «Депутаты имеют право на соответствующее обеспечивающее их независимость вознаграждение» (ст. 48). Причем вознаграждение почти во всех странах слагается из ряда компонентов.

Читайте также:  Корень имбиря повышает иммунитет

В законодательной практике России не используется понятие «индемнитет». Общепризнанным считается понятие «социальные гарантии». Оно прямо закреплено в ч. ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В указанной статье Закона закреплено не только понятие, но и сами социальные гарантии депутата. Часть 3 ст. 2 гласит, что к социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда его здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения им своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Дополнительные условия для осуществления депутатами, являющимися инвалидами I группы, своих полномочий определяются постановлением Государственной Думы.

В связи с относительно большим числом социальных гарантий депутатов Государственной Думы и необходимостью их углубленного исследования автор счел необходимым все их классифицировать. В качестве критерия классификации избран отраслевой признак, т.е. принадлежность гарантии к той или иной отрасли права.

По названному критерию было выделено три группы социальных гарантий:

1) трудо-правовые гарантии;

2) гарантии социального обеспечения;

3) жилищно-бытовые гарантии.

Источник

Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.

Читайте также:  Как питаться чтобы поднять иммунитет

Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Индемнитет парламентария (члена парламента) есть закрепленное в законе право депутата на получение материального вознаграждения за труд, компенсацию расходов, связанных с осуществляемыми полномочиями. Индемнитет означает предоставление депутату материальных возможностей для обеспечения его статуса. Действующее законодательство устанавливает, что жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения федерального министра. Парламентарию и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в г. Москву, а также выдается единовременное денежное пособие в размере 1/2 ежемесячного денежного вознаграждения. А каждому члену семьи — по 1/4 этого вознаграждения. За свою деятельность все депутаты получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Ежемесячный оклад депутата и надбавки к нему соответствуют размеру должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Ежемесячно депутату со дня его избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения; предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Кроме того, депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата Государственной Думы предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением депутатами своих полномочий пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий. Элементом индемнитета парламентария является Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Закон предусматривает, что в случае смерти парламентария каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти парламентария.

Помощник парламентария (депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации). Им является лицо, привлекаемое депутатом как на общественных началах, так и по трудовому договору для оказания ему содействия в осуществлении полномочий на весь период избрания. Для осуществления своих полномочий депутат вправе иметь до пяти помощников, привлекаемых по трудовому договору (контракту), и помощников, работающих на общественных началах. Помощникам выдаются удостоверения установленного образца. Обязанности между ними распределяются депутатом. Помощники, привлекаемые по контракту, работают в палате (один из помощников) и в избирательном округе. Закон обязывает исполнительные органы власти выделять для этих лиц специально оборудованные помещения. Депутаты (члены Совета Федерации) могут иметь помощников, работающих на общественных началах. Деятельность помощников регулируется Положением, утвержденным палатой Федерального Собрания.

Глава 27 Законодательный процесс в Российской Федерации
125. § 1. Понятие, стадии и субъекты законодательного процесса
126. § 2. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, процедуры реализации
127. § 3. Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона
128. § 4. Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принятый федеральный закон
129. § 5. Прерогативы Президента в законодательном процессе. Вето Президента
130. § 6. Конституционные способы устранения разногласий в законодательном процессе
131. § 7. Официальное опубликование федерального закона

Источник

Индемнитет – это юридический термин, который происходит от английского слова indemnity. Последнее образовано от латинского indemnitas, что значит «безущербный». Данное понятие в разное время и в различных областях права не имело однозначного толкования.

Читайте также:  Что лучше попить для поднятия иммунитета

Это положение сохраняется и сегодня. Как соотносятся иммунитет и индемнитет депутата? Используется ли этот термин в российском праве? Обладают ли депутаты неприкосновенностью? Ответы на эти вопросы будут даны ниже.

В английском праве

Английское правосудие

Данное понятие впервые обнаруживается в английском праве справедливости. А также оно присуще и общему праву, где не допускается возмещение без ответственности. Данное положение не давало возможности потерпевшему возместить свои имущественные потери в ряде случаев. В своих решениях английские суды, основываясь на праве справедливости, допускали в определенных ситуациях возмещение потерь и тогда, когда ответственности за них не возникало.

Социалистический строй: понятие, основные идеи, плюсы и минусы социализмаВам будет интересно:Социалистический строй: понятие, основные идеи, плюсы и минусы социализма

В конституционном праве подразумевалось, что индемнитет – это решение парламента, которое придавало законную силу действиям должностных лиц, бывшим незаконными на момент их совершения. В основном это касалось министров и некоторых других чиновников.

Распространение понятия

Широкое распространение конструкция индемнити получила в странах, где применяется общее право. А также она присутствует и в международных контрактах, особенно это касается сферы поглощений и слияний. В международном праве индемнитет – это компенсация, возмещение ущерба.

В прусском ландтаге в 1866 году приняли закон, касающийся изучаемого понятия. Он фиксировал безнаказанность членов правительства и чиновников, которые в предшествующий период управляли в противовес постановлениям ландтага. Это было связано с тем, что в продолжение четырех лет подряд бюджет не утверждался ландтагом, а правительство, не соглашаясь с волей парламента, продолжало управлять страной и собирать налоги.

Парламентский индемнитет

Под этим понятием понимается привилегия депутата, дающая ему возможность свободно выступать и голосовать в парламенте. Это означает отсутствие ответственности за действия, совершенные во время исполнения служебных обязанностей, что перекликается с термином «депутатский иммунитет». И после того как депутат сложит свои полномочия, перестав быть членом парламента, его никто не вправе привлечь к ответственности за указанные действия.

Денежная компенсация депутатам

Парламентский индемнитет – это термин, у которого есть и другое значение. Это вознаграждение за деятельность депутата, которое предусмотрено национальным законодательством. Оно включает в себя такие составляющие:

  • заработную плату;
  • компенсацию оплаты проезда;
  • возмещение расходов на резиденцию;
  • покрытие затрат на поездки;
  • оплату пользования услугами связи.

Что такое индемнитет в РФ?

В России

Государственная Дума РФ

В российской законодательной практике понятие «индемнитет» не используется. В связи с этим у отечественных правоведов не сложилось относительно него единого мнения. Но если не вдаваться в подробности их полемики и сформулировать это понятие относительно российской парламентской практики в широком смысле, то выглядеть оно будет следующим образом.

Индемнитет члена парламента в России подразумевает:

  • отсутствие ответственности за высказывание и другие действия в период осуществления полномочий депутата;
  • вознаграждение парламентария в виде жалования, компенсационных и других выплат.

Таким образом, можно прийти к заключению о том, что члены Совета Федерации в РФ так же, как и депутаты Государственной думы, обладают индемнитетом.

Неприкосновенность и неответственность депутата

Депутат Госдумы РФ

Эти понятия в российском законодательстве близки к такому термину, как «депутатский иммунитет». В полной мере это относится и к «парламентскому индемнитету». А точнее, они являются составными частями первого из указанных терминов и представляют собой гарантии, которые обеспечивают беспрепятственное и эффективное осуществление депутатских полномочий.

Неприкосновенность депутатов Госдумы и СовФеда дает им возможность:

  • не быть привлеченным в продолжение всего срока полномочий к уголовной ответственности, как и по решению суда — к административной;
  • подвергнутым аресту, задержанию, допросу без санкции, данной соответствующей палатой парламента.

Исключением является только случай задержания депутата на месте совершения преступления.

Производить личный досмотр депутатов имеют право должностные лица, служащие в органах внутренних дел, на таможне, ФСБ. Депутатская неприкосновенность распространяется:

  • на служебное, жилое помещение депутата;
  • его багаж;
  • транспортные средства (личные и служебные);
  • переписку;
  • средства связи;
  • документацию.

Вопрос, касающийся лишения депутата неприкосновенности, решается в случае наличия представления Генпрокурора России.

Что касается неответственности парламентария в РФ, то она, являясь элементом неприкосновенности, означает, что его не могут привлечь к уголовной и административной ответственности за позицию при голосовании, высказанное мнение и прочие действия, соответствующие депутатскому статусу. Ее действие распространяется и на срок, лежащий за пределами полномочий парламентария.

В интересах общества

Охрана депутатов законом

Неприкосновенность и неответственность – это не личные привилегии, они отличаются своим публично-правовым характером, так как соответствуют интересам общества и обеспечивают усиленную защиту личности государственного деятеля. Это связано с осуществлением им важных функций и защищает его от необоснованных репрессий. Тем самым закон гарантирует беспрепятственную деятельность парламентариев, их самостоятельность и независимость, что относится и к парламенту в целом.

Источник