Иммунитет это невосприимчивость к болезни
Нормальная неповрежденная кожа и нормальные слизистые оболочки с их железами представляют собой трудно проходимые барьеры для микробов. Помимо этого механическое воздействие – смывание, мерцание эпителия – способствует удалению бактерий. Далее воздействие самой ткани, а также секретов и экскретов, уничтожающих бактерий, фагоцитоз микробов, начинающийся еще на входных воротах инфекции, наличие многочисленных внутренних барьеров: печеночного, почечного, гематоэнцефалического – все это составляет защитный аппарат, препятствующий развитию и жизнедеятельности проникшей в организм инфекции. Однако имеются еще и более сложные и скрытые факторы, обусловливающие состояние невосприимчивости человеческого организма, – это биохимическая структура тканей, состояние нервной системы, гормональная деятельность, т.е. все то, что определяет общее состояние организма, находящееся под беспрерывным влиянием окружающей обстановки и внешних воздействий и потому изменчивое.
Нарушение нормального функционирования перечисленных тканей и органов или барьеров ослабляет или подрывает способность организма вырабатывать иммунитет, поскольку вообще не существует абсолютной невосприимчивости человека к инфекциям (за исключением врожденного естественного иммунитета к болезням, поражающих животных другого вида).
Иммунитет это невосприимчивость организма к инфекционным агентам, способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. В понятие таких живых тел и таких веществ могут быть включены бактерии, вирусы, простейшие, черви, белки, клетки, ткани, раковые клетки.
В переводе с латинского языка иммунитет – освобождение, избавление от чего-либо. Различают неспецифический (врожденный, видовой) иммунитет и приобретенный (специфический) иммунитет.
Неспецифические факторы защиты у человека – кожные покровы, слюна, слезы, содержащие лизоцим, пищеварительные соки, убивающие бактерии и вирусы.
Если возбудитель болезни не был уничтожен неспецифическими факторами иммунной защиты, то он с током лимфы проникает в регионарные лимфатические узлы, где и задерживается. Здесь вступают в борьбу так называемые специфические механизмы иммунитета, которые вырабатываются против определенного антигена. Это и есть приобретенный иммунитет.
Врожденный иммунитет является видовой особенностью, например человек невосприимчив к чуме рогатого скота, а животные невосприимчивы к гонорее, сифилису, брюшному тифу.
Специфический иммунитет (приобретенный) разделяют на естественный и искусственный. Обе эти формы иммунитета могут быть активными (организм сам вырабатывает антитела после перенесенного заболевания или активной иммунизации) и пассивными (за счет готовых антител, искусственно вводимых при пассивной иммунизации).
Активный иммунитет более стойкий и более длительный. После перенесенной натуральной оспы, кори, скарлатины он сохраняется у человека на всю жизнь.
Пассивный иммунитет наступает через несколько часов после введения антител и продолжается от 2–3 недель до нескольких месяцев.
Aнтигены – это те вещества, которые несут признаки генетически чужеродной информации и при введении в организм вызывают развитие специфических иммунологических реакций, т.е. обусловливают выработку антител при попадании в организм инфекта.
Антитела это специфические гамма-глобулины сыворотки крови. Образование антител в организме происходит в лимфатической ткани (лимфатические узлы, селезенка, костный мозг, печень). Они являются мощной защитной силой организма от разрушительного воздействия патогенных микроорганизмов и во многих случаях способны справляться с попавшей в организм человека инфекцией.
Наличие иммунитета связано с наследственными и индивидуально приобретенными факторами, которые препятствуют проникновению в организм и размножению в нем различных бактерий и вирусов, а также действию выделяемых ими токсинов.
Таким образом, в зависимости от условий формирования различают следующие формы приобретенного иммунитета:
- а) естественно приобретенный иммунитет (постинфекционный), который появляется в результате перенесенной болезни;
- б) искусственно приобретенный иммунитет (постпрививочный), который наступает после того, как организм подвергся селективной вакцинации определенным типом антигена.
Явления специфической невосприимчивости после перенесенной инфекции изучены давно. Много лет назад китайские ученые стремились получить искусственный иммунитет к наиболее опустошительной тогда эпидемической болезни – натуральной оспе – посредством введения в нос и втирания в кожу здоровых людей оспенных корочек, что вызываю легкие формы болезни.
Впоследствии эпидемиологи и инфекционисты, вооруженные бактериологической техникой, установили, что специфическая иммунизация отдельных групп населения происходит порой естественным путем посредством соприкосновения с инфекцией.
Человеческий организм, как мы уже знаем, не всегда реагирует на внедрение патогенных микробов или вирусов клинической картиной болезни; в большинстве случаев болезнь протекает легко или незаметно, или микробы поселяются в теле, не вызывая реакции (бациллоносительство). Однако во всех этих случаях соприкосновение с инфекцией сопровождается развитием специфического иммунитета той или иной степени. Это можно наблюдать при повторном распространении инфекционной болезни в организованных коллективах, когда создаются так называемые эндемические очаги. В этом случае коренное население становится все менее восприимчивым к данной инфекции и обнаруживает значительный иммунитет по сравнению с новыми лицами, попадающими в эту местность, а бактериологические и серологические исследования обнаруживают у них наличие специфических антител. Но этот путь иммунизации дается ценой здоровья и жизни многих заболевших, после чего остальное население, прошедшее через эпидемии без видимой болезни, приобретает относительный иммунитет.
Усилия эпидемиологов и инфекционистов направлены по пути создания искусственного иммунитета различных групп населения, и притом такими методами, которые не отражаются на здоровье.
Юрий В · 15 февраля 2019
12,8 K
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Молекулярный биолог и автор канала «Ты ж биолог». Рассказываю о науке простым… · tele.click/tibiolog
Иммунитет — это сложная система из различных клеток и органов. Эта система работает в совокупности с другими системами и прекрасно регулирует себя сама. Иммунная система не функционирует по принципу включения/выключения. Она либо работает идеально, либо нет. Это если с точки зрения терминологии.
Если отвечать на вопрос с практической точки зрения, то у большинства людей нет проблем с иммунитетом, поэтому «поднимать» или стимулировать им нечего. Факт болезни не говорит о том, что с иммунитетом проблемы. Скорее наоборот. Вы болеете, потому что с иммунитетом у вас все в порядке, и в вашем организме активируются нужные механизмы по устранению инфекции.
«У меня постоянно простуда, значит мой иммунитет меня не защищает». Это не так. Он защищает вас каждый день от миллиона патогенов, пытающих прорваться сквозь защиту и поселиться в вашем уютном теле. А болеете вы потому, что редко и плохо моете руки и трогаете ими слизистые (глаза и рот). Или инфекция передалась воздушно-капельным путем от носителя.
Единственный способ провести какие-то «махинации», касающиеся иммунитета — вакцинация. Других способов для здорового человека, кроме простых истин вроде «спи и двигайся больше, не стрессуй и правильно питайся» человечеству пока не известно.
Прошёл год. Теперь, тема более чем актуальна. И то, что вы пишете не верно. Это узкий, книжный взгляд на проблему… Читать дальше
Лично у меня иммунитет — усилен. И это — аллергия. Ничего хорошего. Но и не смертельно.
При этом, организм укрепляется примерно так же, как обычно — здоровая, богатая витаминами пища, закаливания. Сам высокий иммунитет помогает… слабо.
Далее, у людей начинается аллергическая бронхиальная асма. Болезнь тяжёлая… но есть и серьёзные аутоимунные реакции.
Итого…. Читать далее
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, логично и объективно ли употреблять термины сильны и слабый относительно иммунитета? Спасибо!
Кто Я ? Человек живой,думающий и анализирующий, всесторонне любознательный и инт…
Логично. На что тратится наш иммунитет? Львиная доля занята в кишечнике, другая часть борется с раковыми клетками которые постоянно появляются в любом организме, часть занята вирусами которые тоже все время «забираются в наш организм, часть занята всевозможными большими или малыми травмами , регулярная армия бореться с зачатками всевозможных заболеваний , часть иммунитета «чистит» наш организм от всевозможной гадости которая в нас попадает когда мы дышим например. Наши клетки тоже живут,они едят,пьют,и ходят в туалет,кто за ними убирает ? уборщик -иммунитет. И вот если иммунитет недостаточный,СЛАБЫЙ, то тогда начинают появлятся всевозможные хронические заболевания любого типа, почему? потому что слабый не может выполнить свои обязанности и что то недоделывает, когда иммунитет достаточный -СИЛЬНЫЙ, тогда все у нас в порядке и мы цветем. Итак : Достаточный /СИЛЬНЫЙ, недостаточный/СЛАБЫЙ.
Как укрепить иммунитет народными средствами взрослому человеку?
Добрый день!
Для укрепления и повышения иммунитета, необходимо воздействие на активные точки организма— таковыми являются :
Стопы
Ладони
Активные точки, вдоль позвоночника.
Ежедневно массируя и оказывая воздействие на стопы мы стимулирует все внутренние органы, организм начинает самовосстанавливаться и повышать иммунитет. Делайте ежедневно массаж стоп , рук и пейте воду и будет вам счастье!
Прочитать ещё 6 ответов
Зачем ставить прививки детям с ослабленным иммунитетом, которые и без того часто болеют?
Чем слабее ребенок, тем более беззащитен он перед лицом различных инфекций. В наших силах помочь ему сформировать специфический иммунитет к инфекционным болезням в контролируемых условиях при помощи вакцинации. Ведь дикая инфекция не будет спрашивать у него прежде, чем заразить, достаточно ли он окреп, чтобы с ней встретиться. Наоборот, ослабленный организм для нее — это плодородная почва, где она сможет быстро освоиться, а значит и нанести куда больший вред, чем совершенно здоровому ребенку.
В состав современных неживых вакцин входит небольшое количество антигенов, сравнимое с количеством антигенов, с которым организм сталкивается при банальной простуде, а зачастую даже меньше. Поэтому даже применение комплексных вакцин не «перегружает» иммунную систему, которая, в силу своей многозадачности, способна обработать очень большое количество «входящей информации».
В состав живых вакцин входят ослабленные возбудители инфекции, не способные причинить вред ребенку без серьезного иммунодефицита*.
Подробно и в цифрах о количестве антигенов в вакцинах можно узнать в моем посте по следующей ссылке.
_________
* Состояние тяжелой иммуносупрессии в следствие заболевания (лейкоз, СПИД…) или лечения (стероиды, облучение…) — является противопоказанием для вакцинации живыми вакцинами.
Вакцинация неживыми вакцинами, за редким исключением, может быть проведена, однако эффективность вакцинации будет ниже.
Прочитать ещё 1 ответ
Может ли сильный иммунитет передаваться по наследству?
Популяризатор биологии, особенно биохимии и доказательной медицины. Область… · vk.com/mir_mol
Да, может!
Если посмотреть на научные статьи, в которых анализируется роль генетических и средовых факторов, то станет понятно, что мало что понятно, в общем и целом. Некоторые работы показывают, что индивидуальные различия в иммунитете в основном обусловлены генами, а другие исследования говорят, что более важен наш индивидуальный опыт взаимодействия со всеми прелестями антигенного мира, питание и прочие негенетические факторы. Есть работа (Mangino et al., 2017), вывод которой заключается в том, что адаптивные черты иммунитета (лимфоциты и вот это вот всё) в основном определяются генами, а врождённая компонента иммунитета (которая эволюционно более древняя и менее специфичная) – средой.
Исследования на монозиготных и дизиготных близнецах показали, что индивидуальные различия в интенсивности выработки антител (одни из главных молекул иммунитета) при вакцинации имеют генетическую составляющую (Newport et al., 2005). Недавняя работа (Hayward et al., 2019) приходит к похожему выводу. Но пока что конкретные генетические варианты, усиливающие или ослабляющие иммунитет, неизвестны (кроме случаев серьёзных иммунопатологий).
Установлено, что гены, вовлечённые в иммунный ответ, очень полиморфны – в большей степени, чем гены многих других семейств.
Так что да, сильный иммунитет – черта наследственная (по крайней мере, частично), она может передаться детям.
Прочитать ещё 2 ответа
Иммунитет — невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.
Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения, донорская кровь и другие продукты, чужеродные для организма. Чужеродными они являются лишь при условии поступления во внутреннюю среду организма без изменения их антигенных свойств. Пищевые вещества, утрачивающие в процессе пищеварения свои антигенные свойства, иммунных реакций не вызывают.
Иммунитет обеспечивается комплексом клеточных и гуморальных, специфических и неспецифических защитных реакций, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма. В зависимости от типа чужеродных антигенов, обусловливающих возникновение невосприимчивости, различают антибактериальный, антитоксический, противовирусный, противоопухолевый, трансплантационный иммунитет и др. Организм отвечает иммунными реакциями и на собственные клетки, изменившиеся в антигенном отношении под действием различных агентов (например, вирусов, токсинов).
Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный. Врожденный (видовой, наследственный, естественный, конституциональный) присущ тому или иному виду животных и передается по наследству, как и другие генетические признаки. Так, люди не восприимчивы к чуме рогатого скота, крысы и мыши устойчивы к дифтерийному токсину, а кролики, кошки и собаки — к столбнячному.
Существует различная степень напряженности врожденного иммунитета: от абсолютной резистентности (устойчивости) к какому-либо микроорганизму, что наблюдается редко, до относительной невосприимчивости, которая может быть преодолена в результате различных воздействий (увеличение дозы заражающего агента, ослабление защитных сил организма и т. д.).
Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной инфекции болезни или после вакцинации и по наследству не передается. Одна из главных особенностей приобретенного иммунитета — его строгая специфичность: он вырабатывается лишь к определенному микроорганизму (антигену), попавшему в организм или введенному в него.
Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет. Активно приобретенный иммунитет может возникать в результате перенесенного заболевания или латентной инфекции, а также после вакцинации. Активно приобретенный иммунитет устанавливается через 1 — 2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго — годами или десятками лет. Так, после кори остается пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется относительно недолго — в течение 1 — 2 лет.
Пассивно приобретенный иммунитет возникает у плода, получающего через плаценту антитела от матери, поэтому новорожденные остаются в течение определенного времени невосприимчивыми к некоторым инфекциям, например к кори. Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан и искусственно — путем введения в организм антител (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитета устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время (в течение 3 — 4 недель).
Факторы и механизмы врожденного и приобретенного иммунитета разнообразны.
Одним из важнейших факторов врожденного иммунитета является отсутствие рецепторов к вирусам на поверхности клеток, в результате чего вирусы не могут адсорбироваться на клетках и, следовательно, проникать в них. У крыс, естественно резистентных к дифтерийному токсину, последний не адсорбируются клетками, и выводится из организма без изменения. Естественная невосприимчивость к токсинам может проявляться и в тех случаях, если рецепторы, имеющие сродство к токсину, локализуются в органах или тканях, на которые токсин не оказывает никакого вредного действия.
Нормально функционирующие кожа и слизистые оболочки составляют первую линию защиты организма от возбудителей бактериальных и вирусных инфекций. В выделениях потовых и сальных желез содержатся вещества, губительно действующие на бактерии. Их относят к естественным факторам иммунитета. Так, в отделяемом конъюнктивы, слизистых оболочек полости рта, носа, глотки содержится лизоцим — белок, способствующий разрушению клеточных стенок некоторых бактерий. К естественным факторам иммунитета относятся также ингибиторы ферментативной активности бактерий, ингибиторы вирусов, секрет слизистой оболочки желудка и другие вырабатываемые организмом вещества.
Важными факторами врожденного иммунитета являются комплемент, представляющий собой сложную систему сывороточных белков, а также нормальные антитела, принимающие участие во многих защитных реакциях. К естественным факторам относятся и особые белки, вырабатываемые клетками и препятствующие размножению (интерфероны — репродукции) вирусов.
Важнейшими защитными реакциями являются воспаление, а также фагоцитоз, т. е. поглощение и переваривание фагоцитарными клетками микроорганизмов и других чужеродных агентов. Фагоцитоз осуществляют клетки двух систем: микрофаги (гранулоциты) и макрофаги — подвижные клетки (моноциты) и мононуклеарные клетки, фиксированные в тканях печени, селезенки, лимф, узлов. Не все микроорганизмы одинаково хорошо инактивируются в процессе фагоцитоза, некоторые из них могут размножаться в фагоцитах. Существуют факторы, способствующие фагоцитозу — это нормальные и иммунные антитела, которые вместе с другими компонентами сыворотки крови, соединяясь с микроорганизмом (антигеном), способствуют фагоцитозу и называются опсонинами. Активность опсонинов и фагоцитов определяется так называемым опсонофагоцитарным индексом путем сравнительного подсчета фагоцитированных бактерий, обработанных нормальной и иммунной сыворотками крови.
Способность организма отвечать иммунной реакцией на чужеродные антигены начинает формироваться во внутриутробном периоде и уже хорошо выражена к первому году жизни ребенка. Как показали экспериментальные исследования, животное может утратить способность реагировать на определенный антиген, если его предварительно ввести в организм в эмбриональном периоде или вскоре после рождения. Это состояние получило название иммунологической толерантности, т. е. утраты организмом способности отвечать специфической иммунной реакцией на тот или другой антиген.
Специфический иммунитет, активно приобретаемый в результате перенесенной инфекции болезни или вакцинации, зависит от функции иммуцо- компетентных клеток — Т- и В-лимфоцитов (соответственно, тимусзависимые и костномозговые лимфоциты). Эти клетки благодаря наличию на поверхности их мембран особых химических структур — рецепторов распознают чужеродные антигены и отвечают на них реакцией: Т — лимфоциты превращаются в различные по своей функции сенсибилизированные (активные) лимфоциты, а В-лимфоциты — в плазматические клетки, являющиеся продуцентами специфических иммуноглобулинов — антител.
Т-лимфоциты обладают неодинаковыми функциональными свойствами. Различают Т-лимфоциты, распознающие антигены, и Т-лимфоциты, помогающие В-лимфоцитам продуцировать антитела (клетки Т-помощники), Т-лимфоциты, подавляющие иммунный ответ (клетки Т — супрессоры), Т-лимфоциты, обладающие цитотоксическими свойствами, осуществляющие разрушение генетически чужеродных клеток (клетки Т — эффекторы). Наряду с короткоживущими плазматическими клетками, продуцирующими антитела, существуют долгоживущие.
Антитела выполняют важнейшую защитную функцию: они нейтрализуют активность токсинов, вирусов, бактерий, делают их более доступными для фагоците) в которых и происходит окончательное разрушение патогенного агента. Особенно велико значение антител при вирусной инфекции. Специфические антитела, соединяясь с вирусом, блокируют его рецепторы благодаря чему вирус утрачивает способность адсорбироваться на чувствительной клетке и проникать в нее. Антитела, присутствующие в секретах дыхательных путей, играют важную роль в инактивации вирусов гриппа и других возбудители острых респираторных вирусных инфекций.
Клеточные и гуморальные реакции, обеспечивающие защиту организма от патотогенных и непатогенных агентов, обладающих чужеродными антигенными свойствами, функционируют в тесном взаимодействии и находятся под общим контролем организма. Они направлены не только против патогенных микроорганизмов, но и против поступающих в организм других чужеродных веществ, например компонентов пищи, проникающих в кровь при нарушениях функции пищеварительного тракта пыльцы растений, поступающей через слизистую оболочку дыхательных путей крови донора, не соответствующей грунт крови реципиента, клеток и тканей при иммунологической несовместимости, т. е. при различии антигенов клеток донора и реципиента.
Контрольные вопросы к семинару по разделу 4.4 темы 4:
1. Дайте определение иммунитета?
2. Чем обеспечивается иммунитет?
3. Назовите виды иммунитета?
4. Когда начинает формироваться иммунитет?
5. В результате чего возникает приобретенный иммунитет?
6. Какую функцию выполняют антитела?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Краткая медицинская энциклопедия. В 2-томах / Под ред. Академика РАМН В.И. Покровского. — М.: НПО «Медицинская энциклопедия», «КронПресс», 1994. — 608 с.
2. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 288 с.
3. Трушина Т.П.Микробиология, гигиена и санитария в торговле. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.-320с.
4. Пивоваров Ю.П.Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич; Под ред. Ю.П. Пивоварова. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.-528с.
5. Лаптев А.П., Полиевский С.А.Гигиена:учеб.для ин-тов и техн.физ.культ.-М.: Физкультура и спорт, 1990.-368с.
6. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов н /Д: «Феникс», 2002.-512 с.
7. Гигиена: Учеб. пособие / И.И. Бурак, В.П. Филонов, С.М. Соколов, Е.Е. Зятиков. — Мн.: Выш. шк., 2004. — 257 с.
Еще по теме Виды иммунитета:
- Иммунитет, его виды. Особенности иммунитета в раннем возрасте. Аллергия и анафилаксия. Меры профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях.
- ИММУНИТЕТ
- Иммунитет
- Иммунитет
- Реферат. Иммунитет, 2010
- Иммунитет и иммунопатология
- Вопрос 31.
Иммунитет - Иммунитет.
- Регуляция иммунитета
- Понятие об иммунитете
- Понятие об иммунитете
- Иммунитет на страже организма
- Иммунитет
- Специфический иммунитет