Иммунитет это невосприимчивость организма к инфекционным

Иммунитет — невосприимчивость организма к инфекционным и неин­фекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения, донорская кровь и дру­гие продукты, чужеродные для организма. Чужеродными они являются лишь при условии поступления во внутреннюю среду организма без изменения их антигенных свойств. Пищевые вещества, утрачивающие в процессе пищева­рения свои антигенные свойства, иммунных реакций не вызывают.

Иммунитет обеспечивается комплексом клеточных и гуморальных, специфических и неспецифических защитных реакций, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма. В зависимости от типа чужеродных антигенов, обусловливающих возникновение невосприим­чивости, различают антибактериальный, антитоксический, противовирусный, противоопухолевый, трансплантационный иммунитет и др. Организм отвеча­ет иммунными реакциями и на собственные клетки, изменившиеся в антиген­ном отношении под действием различных агентов (например, вирусов, токси­нов).

Различают два основных вида иммунитета: врожденный и приобретен­ный. Врожденный (видовой, наследственный, естественный, конституцио­нальный) присущ тому или иному виду животных и передается по наслед­ству, как и другие генетические признаки. Так, люди не восприимчивы к чуме рогатого скота, крысы и мыши устойчивы к дифтерийному токсину, а кролики, кошки и собаки — к столбнячному.

Существует различная степень напряженности врожденного иммуните­та: от абсолютной резистентности (устойчивости) к какому-либо микроорга­низму, что наблюдается редко, до относительной невосприимчивости, кото­рая может быть преодолена в результате различных воздействий (увеличение дозы заражающего агента, ослабление защитных сил организма и т. д.).

Приобретенный иммунитет возникает в результате перенесенной ин­фекции болезни или после вакцинации и по наследству не передается. Одна из главных особенностей приобретенного иммунитета — его строгая специ­фичность: он вырабатывается лишь к определенному микроорганизму (ан­тигену), попавшему в организм или введенному в него.

Различают активно и пассивно приобретенный иммунитет. Активно приобретенный иммунитет может возникать в результате перенесенного за­болевания или латентной инфекции, а также после вакцинации. Активно при­обретенный иммунитет устанавливается через 1 — 2 недели после начала забо­левания и сохраняется относительно долго — годами или десятками лет. Так, после кори остается пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например при гриппе, активно приобретенный иммунитет сохраняется отно­сительно недолго — в течение 1 — 2 лет.

Пассивно приобретенный иммунитет возникает у плода, получающего через плаценту антитела от матери, поэтому новорожденные остаются в тече­ние определенного времени невосприимчивыми к некоторым инфекциям, например к кори. Пассивно приобретенный иммунитет может быть создан и искусственно — путем введения в организм антител (иммуноглобулинов), по­лученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакци­нированных людей или животных. Пассивно приобретенный иммунитета устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуногло­булина) и сохраняется непродолжительное время (в течение 3 — 4 недель).

Факторы и механизмы врожденного и приобретенного иммунитета раз­нообразны.

Одним из важнейших факторов врожденного иммунитета являет­ся отсутствие рецепторов к вирусам на поверхности клеток, в результате чего вирусы не могут адсорбироваться на клетках и, следовательно, проникать в них. У крыс, естественно резистентных к дифтерийному токсину, последний не адсорбируются клетками, и выводится из организма без изменения. Есте­ственная невосприимчивость к токсинам может проявляться и в тех случаях, если рецепторы, имеющие сродство к токсину, локализуются в органах или тканях, на которые токсин не оказывает никакого вредного действия.

Нормально функционирующие кожа и слизистые оболочки составляют первую линию защиты организма от возбудителей бактериальных и вирус­ных инфекций. В выделениях потовых и сальных желез содержатся веще­ства, губительно действующие на бактерии. Их относят к естественным фак­торам иммунитета. Так, в отделяемом конъюнктивы, слизистых оболочек по­лости рта, носа, глотки содержится лизоцим — белок, способствующий разру­шению клеточных стенок некоторых бактерий. К естественным факторам им­мунитета относятся также ингибиторы ферментативной активности бакте­рий, ингибиторы вирусов, секрет слизистой оболочки желудка и другие вы­рабатываемые организмом вещества.

Важными факторами врожденного иммунитета являются комплемент, представляющий собой сложную систему сывороточных белков, а также нор­мальные антитела, принимающие участие во многих защитных реакциях. К естественным факторам относятся и особые белки, вырабатываемые клетка­ми и препятствующие размножению (интерфероны — репродукции) вирусов.

Важнейшими защитными реакциями являются воспаление, а также фа­гоцитоз, т. е. поглощение и переваривание фагоцитарными клетками ми­кроорганизмов и других чужеродных агентов. Фагоцитоз осуществляют клет­ки двух систем: микрофаги (гранулоциты) и макрофаги — подвижные клетки (моноциты) и мононуклеарные клетки, фиксированные в тканях печени, се­лезенки, лимф, узлов. Не все микроорганизмы одинаково хорошо инактиви­руются в процессе фагоцитоза, некоторые из них могут размножаться в фаго­цитах. Существуют факторы, способствующие фагоцитозу — это нормальные и иммунные антитела, которые вместе с другими компонентами сыворотки крови, соединяясь с микроорганизмом (антигеном), способствуют фагоцито­зу и называются опсонинами. Активность опсонинов и фагоцитов определя­ется так называемым опсонофагоцитарным индексом путем сравнительного подсчета фагоцитированных бактерий, обработанных нормальной и иммун­ной сыворотками крови.

Способность организма отвечать иммунной реакцией на чужеродные антигены начинает формироваться во внутриутробном периоде и уже хорошо выражена к первому году жизни ребенка. Как показали экспериментальные исследования, животное может утратить способность реагировать на опреде­ленный антиген, если его предварительно ввести в организм в эмбриональ­ном периоде или вскоре после рождения. Это состояние получило название иммунологической толерантности, т. е. утраты организмом способности от­вечать специфической иммунной реакцией на тот или другой антиген.

Читайте также:  Народные средства для иммунитета ребенку 2 лет

Специфический иммунитет, активно приобретаемый в результате пере­несенной инфекции болезни или вакцинации, зависит от функции иммуцо- компетентных клеток — Т- и В-лимфоцитов (соответственно, тимусзависимые и костномозговые лимфоциты). Эти клетки благодаря наличию на поверхно­сти их мембран особых химических структур — рецепторов распознают чуже­родные антигены и отвечают на них реакцией: Т — лимфоциты превращаются в различные по своей функции сенсибилизированные (активные) лимфоциты, а В-лимфоциты — в плазматические клетки, являющиеся продуцентами специ­фических иммуноглобулинов — антител.

Т-лимфоциты обладают неодина­ковыми функциональными свойствами. Различают Т-лимфоциты, распознаю­щие антигены, и Т-лимфоциты, помогающие В-лимфоцитам продуцировать антитела (клетки Т-помощники), Т-лимфоциты, подавляющие иммунный от­вет (клетки Т — супрессоры), Т-лимфоциты, обладающие цитотоксическими свойствами, осуществляющие разрушение генетически чужеродных клеток (клетки Т — эффекторы). Наряду с короткоживущими плазматическими клет­ками, продуцирующими антитела, существуют долгоживущие.

Антитела выполняют важнейшую защитную функцию: они нейтрали­зуют активность токсинов, вирусов, бактерий, делают их более доступными для фагоците) в которых и происходит окончательное разрушение патогенно­го агента. Особенно велико значение антител при вирусной инфекции. Спе­цифические антитела, соединяясь с вирусом, блокируют его рецепторы благодаря чему вирус утрачивает способность адсорбироваться на чувстви­тельной клетке и проникать в нее. Антитела, присутствующие в секретах ды­хательных путей, играют важную роль в инактивации вирусов гриппа и дру­гих возбудители острых респираторных вирусных инфекций.

Клеточные и гуморальные реакции, обеспечивающие защиту организма от патотогенных и непатогенных агентов, обладающих чужеродными ан­тигенными свойствами, функционируют в тесном взаимодействии и находят­ся под общим контролем организма. Они направлены не только против пато­генных микроорганизмов, но и против поступающих в организм других чу­жеродных веществ, например компонентов пищи, проникающих в кровь при нарушениях функции пищеварительного тракта пыльцы растений, поступаю­щей через слизистую оболочку дыхательных путей крови донора, не соответ­ствующей грунт крови реципиента, клеток и тканей при иммунологической несовместимости, т. е. при различии антигенов клеток донора и реципиента.

Контрольные вопросы к семинару по разделу 4.4 темы 4:

1. Дайте определение иммунитета?

2. Чем обеспечивается иммунитет?

3. Назовите виды иммунитета?

4. Когда начинает формироваться иммунитет?

5. В результате чего возникает приобретенный иммунитет?

6. Какую функцию выполняют антитела?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Краткая медицинская энциклопедия. В 2-томах / Под ред. Академика РАМН В.И. Покровского. — М.: НПО «Медицинская энциклопедия», «Крон­Пресс», 1994. — 608 с.

2. Лаптев А.П., Минх А.А. Гигиена физической культуры и спорта: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 288 с.

3. Трушина Т.П.Микробиология, гигиена и санитария в торговле. — Ро­стов н/Д: Феникс, 2000.-320с.

4. Пивоваров Ю.П.Гигиена и основы экологии человека: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич; Под ред. Ю.П. Пивоварова. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.-528с.

5. Лаптев А.П., Полиевский С.А.Гигиена:учеб.для ин-тов и техн.физ.культ.-М.: Физкультура и спорт, 1990.-368с.

6. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы эко­логии человека. Серия «Учебники и учебные пособия».Ростов н /Д: «Феникс», 2002.-512 с.

7. Гигиена: Учеб. пособие / И.И. Бурак, В.П. Филонов, С.М. Соколов, Е.Е. Зятиков. — Мн.: Выш. шк., 2004. — 257 с.

Еще по теме Виды иммунитета:

  1. Иммунитет, его виды. Особенности иммунитета в раннем возрасте. Аллергия и анафилаксия. Меры профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях.
  2. ИММУНИТЕТ
  3. Иммунитет
  4. Иммунитет
  5. Реферат. Иммунитет, 2010
  6. Иммунитет и иммунопатология
  7. Вопрос 31.
    Иммунитет
  8. Иммунитет.
  9. Регуляция иммунитета
  10. Понятие об иммунитете
  11. Понятие об иммунитете
  12. Иммунитет на страже организма
  13. Иммунитет
  14. Специфический иммунитет

Источник

Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление) — защита организма от внешних и внутренних биологически активных агентов (антигенов), направленная на сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаза) организма.

Другими словами, это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

Система иммунитета неустанно следит, чтобы в организм не пробрался чужак, причем делает это на генетическом уровне.

Антигены — общее название чужеродных для организма агентов и веществ.

По отношению к антигену система иммунитета действует из принципа «найти и уничтожить».

В жизни нас окружает бесчисленное множество не видимых простым глазом микроорганизмов, многие из которых очень опасны для организма.

Поражают масштабы их воспроизводства. Одна бактерия в течение 1 часа порождает 8 себе подобных особей, через 2 часа их образуется уже 64, через 24 часа — 4 772 триллиона. При размножении в течение 1 года получилась бы масса бактерий, равная массе Солнца.

Но в природе все находится в равновесии, и бесконтрольного увеличения числа микробов не происходит. В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекций.

Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера, через который проходят далеко не все микробы, а выделяемые кожным эпителием и слизистыми оболочками вещества понижают активность микробов или полностью их инактивируют. Одним из главных механизмов сопротивления является иммунная система.

Читайте также:  Судебный иммунитет государства рф

Иммунная система (ИС) — это система органов и клеток, осуществляющая функцию распознавания и уничтожения чужеродных для организма веществ.

ИС защищает человека от бактерий, вирусов, паразитов. Вы знаете, что некоторыми инфекциями, переболев 1 раз (ветрянка, корь, краснуха), и можно уже не бояться встречи с возбудителями этих заболеваний.

Образуется стойкий пожизненный иммунитет. Это означает, что клетки памяти занесли врага в свои списки, и ИС не позволит повторно развиться заболеванию при попадании возбудителя в организм.

ИС борется за отторжение пересаженных органов и тканей потому, что они чужие. Она распознает и уничтожает раковые клетки.

Откуда же ИС знает, что свое, а что чужеродное?

  1. Эти знания ИС получает по наследству.
  2. На ранних этапах внутриутробного развития, когда начинает функционировать собственная ИС плода, ее клетки знакомятся с тканями и запоминают их на всю жизнь как свои. Все остальное — чужеродное и подлежит уничтожению.

Так происходит в идеале. Но существуют 2 грубые ошибки иммунитета.

1. Заключается в снижении бдительности. ИС не распознает и вовремя не уничтожает чужеродные субстанции, например, бактерии. Они попадая в организм, вызывают заболевания, с которыми трудно справиться, даже при помощи антибактериальных препаратов. Это состояние — иммунодефицит.

2. Необоснованное повышение бдительности: ИС слишком бурно реагирует на контакт с чужеродной субстанцией и в результате наносит вред своему собственному организму. Именно это является основой развития атопических заболеваний.

Процесс созревания иммунной системы

Процесс созревания иммунной системы (ИС) ребенка характеризуется наличием критических периодов (КП). Знание КП становления ИС делает понятным скачкообразный характер заболеваемости в различные периоды детства.

Первый КП — период новорожденности (до 29 дня жизни). ИС находится в состоянии физиологической депрессии, носит пассивный характер (за счет материнских антител) с неразвитой системой фагоцитоза (клеточного захвата и уничтожение микробной флоры). У ребенка имеется склонность к генерализации микробно-воспалительного процесса, сепсису.

Второй КП (3-6 мес) — ослабление пассивного гуморального иммунитета в связи с уменьшением материнских антител. На антигены развивается активный первичный иммунный ответ с образованием  IgM, не оставляющих иммунологической памяти. Проявляется недостаточность системы местного иммунитета, что выражается в повторных ОРВИ. Проявляются наследственные иммунодефициты, пищевая аллергия.

Третий КП — 2-й год жизни, расширяются контакты с внешним миром. ИС уже полноценно функционирует, активируется функция лимфоцитов, есть достаточное количество IgG, формируется собственный долговременный иммунитет. Но по прежнему сохраняется дефицит местного иммунитета , что приводит к частым ОРВИ.

Первые 3 КП характеризуются низко сопротивляемостью по отношению к инфекциям. Острые тонзиллиты у детей 2-лет жизни на 80% связаны с вирусами, а из бактерий преобладает стафилококк. Аденоидиты и тонзиллиты носят рецидивирующий характер, что приводит к гиперплазии (разрастанию) миндалин (это к вопросу: откуда берутся часто болеющие дети).

Четвертый КП — 4-6 годы жизни. Синтез антител, кроме IgA, достигает величин взрослых, повышается уровень IgE. Система местного иммунитета еще до конца не сформирована. Начинают проявляться наследственные дефекты ИС.

Пятый КП — подростковый возраст. Половые гормоны, синтезируемые в этот период, угнетают иммунитет. Развиваются аутоиммунные и лимфопролиферативные заболевания, повышается восприимчивость к микробам. Нарастает воздействие экзогенных факторов (курение).

Как работает иммунная система⠀

ИС включает центральные органы —костный мозг и вилочковую железу (тимус) (причем хоть это и железа, но идти на прием к эндокринологу, чтобы выяснить как она работает не надо, это проблема, который занимается врач аллерголог-иммунолог) —и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические фолликулы ЖКТ.

Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава организма. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов.

Иммунная защита организма осуществляется двумя способами — специфическими клеточными механизмами и гуморальными. ⠀

Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. Т-лимфоциты участвуют в иммунных реакциях по двум направлениям, с одной стороны, помогают В-лимфоцитам опознать чужеродный фактор (антиген) и стимулировать их к выработке сложных молекул антител, а с другой стороны, Т-лимфоциты после антигенной активации способны сами растворять или уничтожать антигены напрямую.

Гуморальный иммунный ответ осуществляется через кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела (они же иммуноглобулины) взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их. ⠀

Действия иммуноглобулинов:

  • IgG — обеспечивает защиту от вирусов и бактериальных инфекций (поздние антитела); ⠀
  • IgM — защищает от бактерий брюшного тифа, вирусов (ранние антитела); ⠀
  • IgA, IgD — активизирует местный иммунитет; ⠀
  • IgE — участвует в аллергических реакциях и противогельминтном иммунитете (если повышен общий IgE и нет никаких проявлений аллергии, то это чаще всего глистная инвазия). ⠀

Источник

Иммунитет — одно из важнейших проявлений реактивности организма. Основным в характеристике иммунитета следует считать его специфичность, которая определяется иммунобиологическими сдвигами, возникающими под влиянием патогенных микробов или их токсинов.

Читайте также:  Какой витамин пить чтобы поднять иммунитет

Виды иммунитета.Различают иммунитет врожденный и приобретенный.

Врожденный иммунитет является свойством, присущим тому или иному виду животных или свойством определенного орга­низма. Поэтому ни один вид животных не заболевает в естественных условиях дифтерией, сифилисом, холерой. Человек же не подвержен некоторым инфекционным заболеваниям, присущим животным.

Приобретенный иммунитет может быть естественным и искусственным, а каждый из них — активным и пассивным.

естественный активный иммунитет вырабатывается в организме после перенесенного инфекционного заболевания: скарлатины, кори и др. Такого же вида невосприимчивость может вырабатываться путем так называемой бытовой иммунизации, когда человек незаметно инфицируется малыми дозами токсина, естественный пассивный иммунитет имеется у новорожденного, получившего его от матери (с кровью и молоком) в отношении тех заболеваний, которые она ранее перенесла.

Искусственный активный иммунитет связан с введением в организм так называемых вакцин. В них содержатся убитые или ослабленные микробы или их токсины, которые не способны вызвать болезнь, но обусловливают активное образование в организме иммунитета.

Механизмы иммунитета.Иммунитет обусловлен рядом защитных приспособлений. Основные из них — фагоцитоз, гуморальные факторы и так называемые барьерные функции. Первые два носятся к специфическим механизмам иммунитета, третий — к неспецифическим.

Фагоцитоз играет важную роль в уничтожении микробов, попавших в организм клетки, обладающие способностью к фагоцитозу, устремляются к бактериям, обволакивают их иподвергают внутриклеточному перевариванию.

Гуморальные факторы — особые вещества — антитела, которые образуются в крови и тканевой жидкости после перенесенных заболеваний

Сыворотка крови человека благодаря антителам приобретает новые свойства в отношении действия возбудителя соответствующего заболевания. Например, после заболевания холерой сыворотка крови человека приобретает способ­ность растворять холерные микробы.

Вещества, вызывающие в организме образование антител, атакже реагирующие на уже образовавшиеся антитела, называются антигенами. К ним относятся микробы, токсины, продукты их жизнедеятельности и чужеродные для данного организма белковые вещества. Местом образования антител является ретикулоэндотелиальная система. Антитела представляют собой своеобразные продукты синтеза глобулинов, т. е. белков крови, видоизмененных под влиянием антигена.

По действию антител их делят на агглютинины, бактериолизины, преципитины, опсонины, антитоксины и другие виды.

Агглютинины вызывают склеивание и оседание микробов (агглютинация), бактериолизины растворяют их (лизис), преципитины осаждают, опсонины делают микробы более доступными для фагоцитоза, антитоксины нейтрализуют токсины, выделяемые некоторыми видами микробов.

Каждое из антител обезвреживает только определенный микроб или токсин, т. е. характеризуется специфичностью.

Барьерную функцию осуществляют внешние и внутренние барьеры.

Внешними барьерами являются кожа, ее придатки и слизистые оболочки с включенными в них железами. Они не только представляют собой механическое препятствие для микробов. Выделяемые их железами секреты (лизоцим слюны, секрет слизистой желудка и кишечника) смывают микробов или даже убивают их. Защитную роль в организме играет и нормальная бактериальная флора, содержащаяся в кишечнике, на слизистой оболочке носа, рта, половых органов. Например, в кишечнике у здоровых людей всегда имеется кишечная палочка, являющаяся антагонистом многих патогенных микробов, в частности дизентерийных.

К внутренним барьерам относятся лимфатические узлы, печень, почки, внутренние оболочки капилляров и окружающая их межуточная ткань. Особенно важная роль принадлежит внутреннему барьеру в центральной нервной системе, называемому гематоэнцефалическим барьером, в который входят эндотелий капилляров мозга и сосудистых сплетений его желудочков.

Аллергия — это повышенная и качественно измененная чувствительность организма к действию инфекционных или других агентов, называемых аллергенами.Как и иммунитет, аллергия служит про­явлением реактивности.

Аллергенами в основном являются вещества белковой природы, чужеродные для организма. Существуют аллергены и небелкового происхождения. В природе имеется очень много веществ, которые могут стать аллергенами: бактерии, вирусы и их токсины, волосы, перья, цветочная пыльца, красители, лекарства, продукты перегонки угля, бензина и др. В некоторых случаях (например, при злокачественных опухолях) аллергены образуются в самом организме— это так называемые аутоаллергены.

В отличие от антигенов аллергены вызывают повышенную чувствительность организма, т. е. сенсибилизацию, к повторному их введению, когда встреча аллергена с антителом принимает бурный характер с тяжелыми общими и местными расстройствами. Такую бурную реакцию называют анафилаксией, крайнюю ее степень — анафилактическим шоком. Так, если морской свинке ввести под кожу, внутримышечно или в полость брюшины небольшое количество чужеродного белка (например, лошадиной сыворотки), то никаких болезненных явлений это не вызовет. Если же этой свинке спустя некоторое время, необходимое для выработки антител по отноше­нию к введенному белку (10—12 дней), ввести повторно некоторое количество того же антигена (5—10 мл), то возникает чрезвычайно бурная общая реакция, которая заканчивается гибелью животного.

Повышенная чувствительность человека к тем или иным веществам лежит в основе аллергических заболеваний, протекающих в виде приступов и представляющих собой реакции на повторное попадание в организм различных аллергенов. При реакции антиген (аллерген) — антитело образуются вещества (гистамин, ацетилхолин, серотонин и др.), которые вызывают или паралич сосудистых стенок и повышение их проницаемости, или спазм гладких мышечных волокон и др.

Источник