Иммунитет это нормативный акт

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

всех граждан;

организаций;

государственных органов;

объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность, или, что то же самое, правовой иммунитет.

Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.

Иммунитет — особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью.

Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.

2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ». Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Ростов — на — Дону, 1997. С. 15.

3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.

5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории. Руднев В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 37.

Читайте также:  Хорошие таблетки для повышения иммунитета детей

Источник

Действие
нормативных актов во времени обусловлено вступление его в силу и утратой силы.

 Нормативный акт может вступить в силу одним из
следующих образов:

 1. При указании даты вступления

 2.При указании в акте соответствующих
обстоятельств (с момента подписания, с момента опубликования)

 3. При применении общих правил. Так в России
по общему правилу федеральные конституционные законы и федеральные законы
вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, указы
президента по истечении 7 дней после официального опубликования

 Нормативный акт прекращает свое действие
вследствие:

 1. его официальной отмены

 2.истечения срока, на который он был издан
акт, если акт носил временный характер

 3.замены акта другим, регулирующим те же
общественные отношения

 Интересной проблемой действий нормативных
актов во времени является проблема обратной силы нормативных актов. Обратная
сила закона — это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до
вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не
допускается. Исключение составляют нормы, которым законодатель специально
придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Действие
нормативных актов в пространстве определяется территорией, на которую
распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ
понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос.границ, воздушное
пространство над ними, недра. К ней также относится территория российских
представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные
корабли находящееся в полете за пределами страны.

 Действие нормативных актов в пространстве
зависит от:

 — уровня гос. органа принявшего данный акт

 — юридической силы акта

 Нормативные акты распространяют свое действие:

 — на территории всей страны (ФКЗ, ФЗ, иные
акты высших органов власти и управления)

 — на территории субъекта Федерации (акты
органов гос.власти и управления субъекта РФ, не могут отменять или
приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов)

 — на территории указанной в самом акте

 — на локальную территорию (предприятие,
учреждение)

 Действие нормативных актов по кругу лиц
подчинено общему правилу — нормативный акт действует на всех лиц, находящихся
на территории государства независимо от их гражданства. Из этого правила
имеются исключения.

 -некоторые лица обладают дипломатическим
иммунитетом и находясь за рубежом, не подпадают под юрисдикцию соответствующего
государства пребывания (главы государств, послы)

 -лицо, совершившее преступление против
государства, будет подлежать ответственности независимо от места своего
нахождения.

 -согласно принципу гражданства, граждане РФ,
обязаны соблюдать российские законы. (если гр.РФ совершит преступление на
территории другого государства, то будет нести ответственность по законам РФ,
даже если данное деяние не является преступление в той стране)

 -иностранные граждане не подпадают под
действие некоторых нормативных актов (о гос.службе, о выборах)

 Иммунитеты: парламентский,
президентский, судебный, дипломатический.

Источник

Пределы действия нормативных актов по предмету опре­деляются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательст­ва, к которой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм.

Нормы Конституции РФ имеют неограниченное дейст­вие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве.

Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рамками предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса нормы граж­данского законодательства применяются к имуществен­ным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном под­чинении, — налоговые, финансовые, административные.

Из этого правила есть исключения, когда закон предус­матривает возможность применения положений одной от­расли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, се­мейного и других отраслей законодательства, используе­мые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В границах одной и той же отрасли законодательства дей­ствует приоритет специальных норм перед общими.

Суть этого правила в следующем. Нормативный акт мо­жет содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, по отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи) и одновременно предусматривать особые, спе­циально установленные для конкретных случаев правила (например, по купле-продаже недвижимости). В ситуаци­ях, касающихся этой конкретной разновидности отноше­ний, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к дого­вору купли-продажи недвижимости как к разновидности договоров купли-продажи общие положения о купле-про­даже применяются, если иное не предусмотрено правила­ми настоящего Кодекса об этом виде договора.

Читайте также:  Отличия между приобретенным и врожденным иммунитетом

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли­кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Законы РФ, другие н.п.а. (нормативно-правовые акты) высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, еслив тексте акта не указано иное.

Н.п.а. Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Акты министерств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно–правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за­кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен­ный спор возник до вступления в силу нового закона.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени – «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве (суша, вода, недра, воздушное пространство) нормативно–правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства (акты федеральных органов)

б) действовать лишь на какой–то точно определенной части страны (акты субъектов федерации; акты муниципальных органов)

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно–правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно–правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Читайте также:  Что пить для иммунитета при простуде

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Каждый нормативный акт действует во времени, в пространстве и касается определенного круга лиц.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ актов палат Федерального Собрания». Данные нормативно – правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования в официальном источнике (Собрание законодательства, Российская газета, Парламентская газета), если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Например: УК РФ принят в мае 1996 году, вступил в силу с 1 января 1997 года.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер вступает в силу по истечении 7 дней после их первого официального опубликования.

Акты Министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции.

Начало действия некоторых актов определяется моментом их приятия или официального опубликования. Например: акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самим актом.

Нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан срок введения их в действие.

Прекращение нормативно-правового акта, связывается со следующими обстоятельствами:

— истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

— в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

— в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений (КЗоТ в ТК).

Вопрос о действии нормативно-правового акта во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектах.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы. Нормативный документ действует в отношении них обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, за исключением:

— когда в самом нормативном акте указано, что его предписание распространяется на общественные отношения, возникшие до его принятия;

— когда нормативный акт смягчает или вовсе отменяет уголовную ответственность.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы, могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (регулирование длящихся правоотношений).

Действие нормативно-правового акта в пространстве – это территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Например:

— акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом;

— акты субъектов – на территории субъектов;

— акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ муниципальных образований.

Действие нормативного акта по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило в соответствии, с которым нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан государства, так и на иностранцев).

Однако из этого правила есть исключение:

— действующее законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за границей;

— адресность нормативного акта производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории – юрисдикции правотворческого органа. Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресовываться лишь конкретной категории лиц;

— свои особенности имеет действие нормативно-правовой акт, в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

1) им не предоставляются некоторые права, и не возлагаются определенные обязанности (право избирать, и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных силах РФ);

2) представители иностранных государств (главы государств, правительств, дипломатический персонал, посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета.

Несмотря на эти изъятия, в России признается, и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека, согласно общепризнанным нормам и принципам международного права.

Источник