Иммунитет международных должностных лиц

Международные межправительственные (и некоторые неправительственные) организации на территории государства пребывания пользуются привилегиями и иммунитетами с целью нормального и беспрепятственного выполнения своих функций. Приобретая собственность на имущество, находящееся в разных странах, заключая сделки имущественного характера с гражданами различных государств, международные организации не подчиняют свои отношения ни национальному праву, ни национальной юрисдикции какого-либо государства. Международная организация не может быть привлечена к разбирательству в национальном суде в качестве ответчика; в отношении ее собственности не применяются меры принуждения по предварительному обеспечению иска и принудительные меры по исполнению судебного решения. Имущество международной организации, даже находящееся в руках третьих лиц, не может быть предметом виндикации, на него не может быть обращено взыскание.

Объем привилегий и иммунитетов различных международных организаций различен, они имеют неодинаковые привилегии и иммунитеты. Наибольшим объемом пользуются ООН и ее специализированные учреждения.

Привилегии и иммунитеты ООН практически совпадают с привилегиями и иммунитетами дипломатических представительств.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) — привилегии и иммунитеты ООН имеют функциональный характер (предоставляются для достижения целей, поставленных перед ООН). ООН обладает рядом дополнительных привилегий: пользуется неприкосновенностью помещений, переписки, архивов, документов, собственности, имеет право пользоваться шифром и курьерами, флагом и эмблемой, освобождена от налогов и таможенных пошлин.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН (1946) предусматривает функциональный иммунитет для сотрудников ООН. Они освобождены от юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей; пользуются налоговым иммунитетом, таможенными и другими льготами. Эксперты ООН обладают привилегиями и иммунитетами при выполнении своих служебных функций. Привилегии и иммунитеты предоставляются сотрудникам ООН для выполнения их функций, а не для личных выгод (разд. 20 Конвенции 1946 г.).

Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений ООН и их сотрудников установлены в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. Практически это те же привилегии и иммунитеты, которыми пользуется ООН, — неприкосновенность помещений, архивов, переписки и т.п. В полном объеме дипломатическими привилегиями и иммунитетами пользуются высшие исполнительные лица каждого специализированного учреждения и члены их семей. Другие сотрудники, как и сотрудники ООН, обладают функциональным иммунитетом.

В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Конвенция закрепила нормы об уголовной ответственности лиц, посягающих на персонал ООН (как на лиц, пользующихся международной защитой).

Государственные иммунитеты базируются на принципе суверенитета. Иммунитеты международной организации возникают на договорной основе в силу функциональной необходимости Международные организации наделяются иммунитетами с целью создания такого статуса, при котором организация сможет беспрепятственно осуществлять свои полномочия, оставаясь независимой от действия национального права и судопроизводства отдельных государств.

Основа функциональной природы иммунитетов международных институтов:

  • 1. Иммунитет способен защитить организацию от контроля со стороны отдельных государств.
  • 2. Иммунитет позволяет международной организации иметь собственные материальные ресурсы, не подпадающие под действие контрольных механизмов государства, на территории которого находится штаб-квартира организации.
  • 3. Иммунитет позволит уберечь организацию от бремени налогов в пользу казны отдельного государства.

Функциональная природа иммунитетов отражена в положениях Устава ООН, посвященных статусу международной организации как юридического лица: ООН пользуется на территории государств-членов такими правоспособностью, привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей (ст. 104,105).

Соглашение между ООН и Правительством США относительно места пребывания Центральных учреждений ООН 1947 г. предусматривает иммунитет Центральных учреждений ООН от юрисдикции США (изъятие из сферы действия национального законодательства и неподсудность гражданско-правовых споров с участием ООН национальным судам США). Обращение к американскому закону возможно лишь в случае отсутствия особых внутренних правил ООН. Американское законодательство может применяться к сделкам ООН, только если оно не противоречит внутренним правилам ООН (разд. 7 Соглашения). Законодательству США отводится вспомогательная роль, оно действует в качестве дополнения к правилам международной организации и постольку, поскольку какие-либо вопросы не урегулированы этими правилами.

Иммунитет от судопроизводства предопределяет, что американские суды имеют власть над актами, совершенными в районе ООН, только с согласия или по требованию самой ООН (разд. 8 Соглашения). Аналогичный статус на территории Швейцарии (Женева) имеет Европейское бюро ООН.

Международные учреждения последовательно отстаивают свое право на иммунитет в гражданско-правовых отношениях. Международная организация вправе сама отказаться от иммунитетов. Этот вопрос решается каждой организацией применительно к конкретной ситуации. Предложение об отказе от иммунитетов может поступить в адрес международной организации со стороны третьих лиц. Например, такое предложение может сделать национальный суд, усматривающий, что применение иммунитетов может противоречить нормам общечеловеческой морали, например к межправительственной организации предъявляется иск явно пострадавшей стороной и иммунитет не позволяет возместить ей ущерб.

В связи с законодательным закреплением концепции функционального иммунитета в судах некоторых государств был поднят вопрос о применении доктрины ограниченного иммунитета и к международным организациям. В 1980 г. Апелляционный суд США (округ Колумбия) принял к рассмотрению иск Броудбейта к Организации американских государств (ОАГ). Она выступила с утверждением абсолютного иммунитета межправительственной организации. Апелляционный суд США поддержал эту позицию, заметив, что «международные организации утверждаются на основании международного договора и в силу этого находятся по сравнению с суверенными государствами в ином положении в том, что касается вопроса об иммунитете. Суд убежден, что международные организации обладают иммунитетом от любой формы судебного вмешательства за исключением случаев, когда этот иммунитет положительно отвергается в договоре или ясно ограничивается в акте об учреждении международной организации».

Российское законодательство устанавливает: «Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом» (ч. 2 ст. 251 АПК РФ). Юрисдикция российских арбитражных судов возможна, если отказ от судебного иммунитета произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации (ч. 3 ст. 251 АПК РФ). Гражданско-процессуальное законодательство решает этот вопрос несколько иначе: об отказе от иммунитета не говорится ничего, а международные организации подлежат юрисдикции российских судов по гражданским делам в пределах, определенных международными договорами РФ и федеральными законами (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ).

В доктрине признается необходимость соблюдения принципа абсолютного иммунитета в отношении международных организаций.

  • 1. Иммунитет организации закрепляется в международном договоре, обязательном для соблюдения государствами-участниками независимо от сферы деятельности организации.
  • 2. Иммунитет организации имеет функциональный характер, при его нарушении международное учреждение может утратить способность к реализации своих функций.
Читайте также:  Что надо делать для повышения иммунитета

Секретариат ООН неоднократно подчеркивал, что иммунитеты международных организаций могут пониматься и применяться только как абсолютные, поскольку они имеют договорное происхождение и функциональный характер. Ограничение иммунитета международной организации означает нарушение международного договора.

В настоящее время международные организации накапливают значительные средства в коммерческих банках, которые стремятся избежать соблюдения иммунитетов по отношению к этим вкладам и распространить на них принципы обслуживания, которые применяются в отношении вкладов иных юридических лиц. Некоторые национальные суды высказываются за применение ограничения иммунитетов международных организаций, если они участвуют в международной коммерческой деятельности.

Практически невозможно выявить общие критерии разграничения публично-правовой и частноправовой компетенции международной организации, определить сферы ее деятельности, к которым неприменимы международные иммунитеты. Абсолютный иммунитет международной организации, занимающейся коммерческой деятельностью, нарушает общие принципы права и ставит частных контрагентов в неблагоприятное положение. Оптимальное решение проблемы — установление обязательной юрисдикции международных правоприменительных органов в отношении деятельности международных организаций, не связанной с выполнением их международных публичных функций. Споры из такой деятельности должны рассматриваться в Европейском суде, Страсбургском суде по правам человека, Арбитражном суде при Международной торговой палате.

Источник

Для успешного выполнения своих функций, закрепленных в учредительных документах, международные (межправительственные) организации нуждаются в определенной независимости от властей государства пребывания, т.е. в привилегиях и иммунитетах. Современное международное право предоставляет привилегии и иммунитеты как универсальным, так и региональным международным организациям. Обычно привилегии и иммунитеты международных организаций определяются в их уставных документах, многосторонних конвенциях и двусторонних соглашениях между организацией и государством пребывания.

Согласно международному праву определенными привилегиями и иммунитетами обладает ООН и ее специализированные учреждения.

Согласно Уставу ООН (ст. 105) ООН пользуется на территории каждого из своих государств-членов особыми правами и преимуществами, которые необходимы для выполнения ее функций и достижения ее целей. Их объем определен Конвенцией ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. Конвенция устанавливает, что объем привилегий как самой Организации, так и ее должностных лиц и представителей определяется необходимостью достижения целей ООН в целом и эффективного выполнения своих функций ее представителями.

Согласно указанной Конвенции, помещения ООН неприкосновенны, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации и какой- либо другой форме вмешательства путем ли исполнительных, административных, судебных, законодательных или иных действий. Имущество и активы ООН, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда Организация сама определенно отказывается от иммунитета в каком-либо отдельном случае.

Архивы ООН и документы, принадлежащие Организации или находящиеся в ее распоряжении, неприкосновенны, где бы они ни находились.

Представителям государствчленов ООН в главных и вспомогательных ее органах и на конференциях, созываемых ООН, при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляются:

  • – иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж;
  • – неприкосновенность всех бумаг и документов;
  • – право пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализ;
  • – изъятие от ограничений но иммиграции, регистрации иностранцев или государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают во исполнение своих служебных обязанностей;
  • – иммунитеты и льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, личного багажа и прочие привилегии.

Конвенция устанавливает, что привилегии и иммунитеты предоставляются представителям государств – членов ООН не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в ООН. Поэтому член ООН только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению государства – члена ООН, иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.

Большое внимание в вышеназванной Конвенции уделено привилегиям и иммунитетам, которыми пользуются должностные лица и эксперты ООН. Они так же, как и представители государств – членов ООН:

  • – не подлежат судебной ответственности за «сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц»;
  • – освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им ООН;
  • – освобождаются от государственных служебных повинностей;
  • – освобождаются от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев;
  • – пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованным при соответствующем правительстве.

Генеральный секретарь ООН, все его помощники пользуются в отношении себя, своих жен и несовершеннолетних детей привилегиями и иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям.

В отношении привилегий и иммунитетов как должностных лиц, так и экспертов действует общее правило относительно того, что они предоставляются в интересах ООН, а не для их личной выгоды.

Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. применяется к МОТ, ФАО, ЮНЕСКО, МВФ, МБРР, ВОЗ, Международной организации гражданской авиации, Всемирному почтовому союзу, Международному союзу электросвязи и другим учреждениям.

Каждое специализированное учреждение определяет категории должностных лиц, по отношению к которым должны применяться положения указанной Конвенции. Их привилегии и иммунитеты сходны с теми, которые предоставляются должностным лицам ООН.

Устав СЕ предусматривает, что представители государств-членов и Секретариат СЕ пользуются на территории своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их функций. Во имя исполнения данного положения государства-члены организации заключили 2 сентября 1949 г. Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, которое закрепило как иммунитеты и привилегии самой организации, так и представителей государств-членов в Комитете министров СЕ, представителей в ПАСЕ, должностных лиц СЕ.

Каждое государство, присоединившееся к данной Конвенции, касающейся той или иной международной организации, указывает в своем акте о присоединении то специализированное учреждение или учреждения, в отношении которых оно обязуется применять положения Конвенции ООН 1947 г.

Читайте также:  Как правильно приготовить алоэ с медом для иммунитета

Источник

Привилегии и иммунитеты

Общие условия

§ 1121. Соглашения о создании международных организаций всегда предполагают заключение специального соглашения о предоставлении привилегий и иммунитетов данной организации, персоналу центральных учреждений и миссиям, прибывающим из других стран, а также всем тем, кто выезжает за границу и участвует в ее работе. При предоставлении этих привилегий и иммунитетов обычно делается ссылка на привилегии и иммунитеты дипломатов. Главам организаций и их непосредственным заместителям предоставляются привилегии и иммунитеты главы дипломатической миссии; самым старшим должностным лицам предоставляются привилегии и иммунитеты дипломатов соответствующего ранга.

Такая процедура считается подходящей, так как национальные власти уже привыкли иметь дело с дипломатами; кроме того, она не умаляет престижа, когда речь идет о должностных лицах, которые становятся профессиональными дипломатами, но все-таки она приводит к тому, что некоторые привилегии и иммунитеты, предоставляемые международным должностным лицам, не всегда точно соответствуют тому, что им необходимо.

§ 1122. Иммунитеты, необходимые международным должностным лицам, отличны от иммунитетов, предоставляемых дипломатам, и это обстоятельство обычно четко фиксируется в соответствующем соглашении.

Дипломатические иммунитеты предоставляются и гарантируются международным правом. Цель их заключается в том, чтобы предоставить дипломатам возможно полные гарантии на территории, где они осуществляют свою деятельность, с тем чтобы они имели полную свободу действий. Иммунитет от юрисдикции, освобождающий их от компетенции судов данной страны; личный иммунитет, который ограждает их от ареста; таможенные привилегии, позволяющие им ввозить с собой и импортировать впоследствии все необходимое для домашнего обзаведения и протокольных мероприятий и т. д.; фискальные привилегии, в силу которых они освобождаются от всякого контроля за их финансовыми средствами,- все это направлено на то, чтобы гарантировать свободу действий по отношению к принимающей стране. Однако дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией посылающей их страны; суды этой страны полномочны рассматривать наказуемые нарушения закона, в то время как местные суды не могут делать этого. Таким образом, может быть возбуждено судебное разбирательство как по гражданским, так и по уголовным делам. Налоговые власти обычно облагают налогом жалованье дипломатов, работающих за границей. Таким образом финансовые дипломатические льготы, которыми они пользуются в стране пребывания, только относительны. Единственно реальными льготами являются предоставляемые им таможенные льготы. Но поскольку все эти меры являются частью всемирной системы взаимности, привилегиями, предоставляемыми одной страной иностранным дипломатам, пользуются, таким образом, дипломаты во всех других странах.

§ 1123. Положение международных должностных лиц, по крайней мере тех, кто работает в центральных учреждениях или в учреждениях, имеющих такой же статус, весьма отличается. В уставах международных организаций, как правило, указывается, что иммунитеты предоставляются в служебных интересах, то есть в интересах организации. Поскольку страна пребывания международных должностных лиц согласилась на их присутствие, маловероятно, что ее власти будут препятствовать их деятельности, осуществляемой в интересах и данной страны. Однако в то же самое время эти должностные лица не должны при исполнении своих обязанностей действовать вопреки закону.

Отличительной чертой этих льгот является то, что иммунитеты, предоставляемые международному должностному лицу, носят всеобъемлющий характер, ибо международные должностные лица, которые пользуются полным иммунитетом от юрисдикции, не могут привлекаться к суду судебными органами какой-либо страны, в то время как иммунитеты, предоставляемые дипломату, представляют собой всего лишь передачу компетенции, так как дипломаты продолжают оставаться под юрисдикцией судов своих стран. Поскольку в соглашениях о привилегиях и иммунитетах всегда указывается, что они предоставляются должностным лицам в интересах выполнения служебных обязанностей, а не для их личной выгоды, соответствующие власти этих организаций могут отказаться от этих привилегий и иммунитетов. Однако это право, а не юридическое обязательство. Поэтому было бы, по-видимому, целесообразным учредить своего рода международную юстицию, компетентную рассматривать все дела, не подпадающие под национальную юрисдикцию.

Конкретные примеры

§ 1124. Привилегии и иммунитеты международных должностных лиц могут рассматриваться в зависимости от того, на какие из нижеследующих четырех категорий они распространяются:

I на штаб-квартиру или постоянное учреждение организации;

II на официальную миссию, находящуюся на территории государства — члена организации;

III на официальную миссию, находящуюся на территории государства, не являющегося членом организации;

IV на транзит через территорию государства, в котором нет официальной миссии.

Штаб-квартира или постоянные учреждения

§ 1125. Международные должностные лица находятся в ином положении, чем дипломаты. Поскольку международные должностные лица осуществляют административную деятельность в интересах сообщества государств и поскольку государство, на чьей территории они проживают и работают, заинтересовано в успехе их деятельности упомянутые проблемы должны решаться в духе статуса государственных служащих государств-членов.

§ 1126. Государственные служащие не несут персональной ответственности за содеянное при исполнении ими своих служебных обязанностей. Ответственность за это лежит на учреждении, в котором они работают. Если их деятельность привела к нанесению ущерба третьей стороне, учреждение обязано предоставить потерпевшим компенсацию. Таким образом, возникает необходимость в предоставлении международным должностным лицам со стороны их организации такого же иммунитета от юрисдикции. Иммунитет от юрисдикции, как правило, распространяется на акты, совершенные при исполнении служебных обязанностей всеми постоянными международными должностными лицами, которые также пользуются большинством фискальных привилегий. Но поскольку не существует международного трибунала, правомочного разбирать дела, в которых организация или ее должностные лица выступают в качестве стороны, организации обязаны учредить некую процедуру рассмотрения таких дел.

§ 1127. Должностным лицам обычно предоставляются определенные льготы при оплатах в иностранной валюте. Они также должны быть изъяты из-под действия полицейских постановлений, касающихся иммиграции и иностранных рабочих, и эти должностные лица должны иметь право на беспошлинный ввоз домашней мебели и утвари, а также своих автомобилей.

§ 1128. Проблема предоставления международным должностным лицам налоговых привилегий более сложна. Когда была основана Лига Наций, договоренность о предоставлении фискального иммунитета должностным лицам этой организации принимающим государством была достигнута довольно легко, потому что число лиц, которых это касалось, было ограничено, а принцип, которого придерживались, заключался в том, что международные должностные лица должны быть так же независимы от принимающего государства, как и дипломаты. Впоследствии, ввиду роста числа международных организаций и лиц, претендовавших на предоставление им налоговых привилегий, налоговые власти стали менее покладистыми. В отличие от дипломатов международные должностные лица не подпадают под действие налоговых законов своей страны, поскольку это противоречило бы международному характеру организаций и привело бы к серьезным расхождениям в размерах чистой заработной платы должностных лиц одинакового ранга, но различных национальностей.

Читайте также:  Какие препараты повышающие иммунитет

§ 1129. В силу разных причин некоторые организации (Организация Объединенных Наций, Западноевропейский союз, европейские сообщества) учредили внутренний налог на жалованье своих должностных лиц. Поскольку фонд заработной платы в конечном итоге распределяется между государствами-членами, чьи взносы, таким образом, соответственно уменьшаются, этот налог представляет собой всего лишь бухгалтерское крючкотворство.

Обложение налогом жалованья международных должностных лиц для покрытия общих административных расходов международной организации пока еще не предвидится, и на сегодня большинство международных должностных лиц не платят подоходный налог на жалованье, получаемое ими от организаций, в которых они работают.

§ 1130. В организациях политического характера, персонал которых нуждается в широком ограждении своей деятельности, обычно предоставляются следующие иммунитеты:

I личный иммунитет от ареста, за исключением случаев, когда нарушитель «пойман на месте преступления»;

II иммунитет от судебного преследования за действия, совершенные при исполнении своих международных функций;

III фискальный иммунитет в отношении жалованья, выплачиваемого из фондов организации;

IV таможенные привилегии; эти привилегии, включающие льготы, которые предоставляются иностранным агентам при покупке автомобилей, электрических приборов и радиоприемников, могут в любое время быть отменены принимающей страной;

V освобождение от полицейских и иммиграционных формальностей для должностных лиц и их семей;

VI гарантированная возможность выехать из страны в случае возникновения международной напряженности.

§ 1131. Принимающее государство часто дает руководителям международных организаций некоторые дополнительные льготы, рассматривая их как глав дипломатических представительств. Сюда обычно относятся широкий иммунитет от юрисдикции по гражданским и уголовным делам и таможенные льготы, подобные льготам, которые даются главам дипломатических представительств. Однако эти льготы носят характер любезности. Подобные иммунитеты могут также предоставляться на основе специального соглашения международным должностным лицам, работающим в учреждении, открытом в стране, которая не является страной пребывания штаб-квартиры организации.

§ 1132. Предоставляемые льготы мало чем отличаются друг от друга. Должностные лица специализированных учреждений Организации Объединенных Наций пользуются в стране размещения штаб-квартиры такими же привилегиями и иммунитетами, как и должностные лица самой ООН. Должностным лицам межправительственных организаций, не относящихся к ООН, предоставляются, в общем, привилегии и иммунитеты, весьма схожие с привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми должностным лицам ООН, и они отличаются между собой в зависимости от государства только в незначительных пределах.

§ 1133. В соглашениях всегда предусматриваются условия, при которых в случае необходимости можно отказаться от этих иммунитетов, для того чтобы могло восторжествовать правосудие.

Официальная миссия на территории государства-члена

§ 1134. Такие же льготы должны предоставляться всем лицам; работающим в филиалах организации (экспертам), и вообще всем лицам, нанятым международной организацией и работающим вне ее центральных учреждений, будь то миссия по оказанию технической помощи или какой-либо другой вид деятельности организации. Организация должна заранее сообщить об этой миссии и получить одобрение правительства соответствующей территории. Только после этого миссия приобретает официальный характер и гарантирует ее членам защиту и особое отношение со стороны данного государства. Для успеха миссии ее члены также должны пользоваться свободой передвижения по стране и иметь возможность проводить беспрепятственно любые расследования, которые они сочтут целесообразными. Они должны иметь возможность взять с собой весь необходимый персонал, и этот персонал должен пользоваться теми же иммунитетами и льготами, что и они сами. Именно по этой причине, когда в уставе или учредительных постановлениях международных организаций перечисляются иммунитеты, они могут быть более широкими для персонала миссий, чем для должностных лиц, работающих в штаб-квартирах или постоянных учреждениях в не их.

§ 1135. Международный суд постановил, что члены миссий, направленные ООН в зарубежные страны, находятся под защитой того государства, на чьей территории они работают, даже если это государство не является членом данной организации, и оно несет ответственность за них. Таким образом, международное законодательство предоставляет действенную защиту членам официальных миссий.

§ 1136. Если сотрудники организации выезжают в командировку из штаб-квартиры организации в ее учреждения, находящиеся в другой стране, такие поездки не представляют собой миссий, а являются обычной поездкой в государства — члены данной организации. Соответствующая организация выдает таким сотрудникам командировочный лист или проездной документ, а их безопасность гарантируется положениями о привилегиях и иммунитетах соглашения о штаб-квартире.

Официальная миссия на территории государства, не являющегося членом организации

§ 1137. Если предполагается послать миссию в государство, не являющееся членом направляющей миссию организации, иммунитеты, на которые миссия может претендовать, следует обговорить заранее. Если до приезда миссии, которая в большинстве случаев носит технический характер, будут решены все вопросы, с тем чтобы она могла незамедлительно начать свою работу, то это значительно облегчит дело.

Фактически миссия может претендовать на защиту властей и их особое содействие, которые ей могут понадобиться, только в том случае, если о ее прибытии объявлено заблаговременно и если принимающее государство дало свое согласие.

Примечательно, что Международный суд постановил, что миссии ООН, находясь на территории того или иного государства, даже если это государство не является членом организации, имеют право на его защиту и что принимающее государство несет ответственность в случае, если по его вине или халатности возникает инцидент, который приводит к нанесению ущерба.

Должностные лица, осуществляющие транзит через территорию государства, на территории которого не осуществляется какой-либо официальной миссии

§ 1138. При транзите международным миссиям, а также их багажу и имуществу не предоставляются какие-либо особые льготы в отношении неограниченного передвижения.

Если миссиям требуются специальные условия для хранения или транспортировки багажа и имущества, просьба об этом должна подаваться заранее. Наличие специального проездного документа, если организация Имеет право па его выдачу, также упростит такие процедуры.

Источник