Иммунитет от исполнения судебных решений

Иммунитет от исполнения судебных решений thumbnail

Иммунитет врожденный, приобретенный... юрисдикционный!Юрисдикционный иммунитет – это право государства не подчиняться национальным процессуальным правилам других стран. Ограничение такого иммунитета может производиться в форме предъявления в национальные суды исков к другому государству, наложения ареста на его имущество или принудительного исполнения судебного решения в отношении него. До недавнего времени наша страна в сфере юрисдикционных иммунитетов придерживалась позиции, которая, по мнению экспертов, наносила вред интересам государства.

«В России сложилась практика абсолютного иммунитета. В соответствии с ним предъявление исков к иностранным государствам в российских судах, наложение ареста на имущество иностранных государств и некоторые другие действия допускались только при наличии согласия такого государства», – рассказывает юрист судебной практики юридической компании LWC Corp Юлия Сверкунова. При этом другие страны не отвечали взаимностью и все чаще и чаще совершали указанные действия в отношении нашей страны и ее имущества. Происходило это по решению национальных органов и без получения разрешения России. Кроме того, Россия отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, подписав ряд международных договоров по внешнеэкономическим вопросам – в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами.

В целях обеспечения баланса юрисдикционных иммунитетов России и других стран и развития внешнеэкономической деятельности по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова был подготовлен закон, который установил правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»; далее – закон о юрисдикционных иммунитетах). 1 января 2016 года документ вступил в силу.

Согласно закону о юрисдикционных иммунитетах, они включают в себя судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда (п. 3 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Теперь все перечисленные иммунитеты иностранных государств действуют на основе принципа взаимности: Россия может ограничить их в случае, если иностранное государство ограничивает иммунитет нашей страны (ч. 1 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Стоит заметить, что переход к режиму юрисдикционных иммунитетов в таком виде уже осуществили США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Дания, Норвегия и некоторые другие государства.

Таким образом, у России появилась возможность чаще предъявлять иски к иностранным государствам в российских судах, применять меры по обеспечению таких исков и исполнять указанные решения суда, а значит, эффективнее защищать свои нарушенные права. При рассмотрении иска суд вправе применить принцип взаимности по собственной инициативе или по ходатайству стороны (ч. 1 ст. 417.9 ГПК РФ). Однако перед этим он должен проверить, ограничивается ли иммунитет нашей страны в другом государстве и если да, то в каком объеме. Заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве дает МИД России (ч. 2 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Рассмотрим, какие исключения предусмотрел законодатель в новом правовом режиме, и как они будут действовать.

Судебный иммунитет 

Cудебный иммунитет – это обязанность российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе (п. 4 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Закон о юрисдикционных иммунитетах установил, что суды могут игнорировать этот запрет, если иностранное государство явно выразило согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора в силу международного договора или письменного соглашения, не являющегося международным договором. Таким же образом расценивается заявление в суде РФ, письменное уведомление суда РФ или письменное уведомление, переданное России по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ч. 1 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Помимо этого предусмотрен круг обстоятельств, при наличии которых зарубежная страна считается отказавшейся от иммунитета, даже если она не заявила об этом прямо. Например, если иностранное государство предприняло действия, свидетельствующие о его желании участвовать в споре (вступило в судебный процесс по существу спора, предъявило встречный иск, заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием возникших споров и т. д.). Отказ иностранного государства от судебного иммунитета, также, как и его согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора, не могут быть отозваны и распространяются на все стадии судебного разбирательства (ч. 2 ст. 5, ч. 5 ст. 6 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Закреплены и обстоятельства, которые, напротив, в качестве согласия иностранного государства на рассмотрение российским судом конкретного спора рассматриваться не могут:

  • вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;
  • согласие иностранного государства на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора;
  • неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде РФ;
  • явка представителя иностранного государства в суд РФ для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта (ч. 3 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах). 
Читайте также:  Чай травяной для повышения иммунитета

Установлен также ряд споров, при рассмотрении которых иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом. Так, к ним относятся дела об участии иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности – за исключением трех случаев: сделка сопряжена с исполнением суверенных полномочий иностранного государства (к примеру, ее заключение было необходимо для работы представительства иностранного государства в России) или стороны такой сделки договорились об ином, либо все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами.

МНЕНИЕ

Дмитрий Ястребов

Дмитрий Ястребов, главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы», к. ю. н.:

«В зарубежном законодательстве очень распространена концепция ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность уже не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов (в том числе самих государств). Именно на этой концепции основана Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. № 59/38 «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности». А на базе ее норм создан закон о юрисдикционных иммунитетах».

Иностранному государству будет отказано в иммунитете и в ситуации, когда спор проистекает из трудового договора между иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории России. Это правило не будет действовать, когда речь идет о консулах или дипломатических работниках другой страны либо предметом спора является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе и т. д.

Не учитывать иммунитет зарубежных стран суды могут также при разрешении конфликтов о правах и обязанностях иностранного государства в отношении недвижимого имущества на территории России (а также имущества, переданного в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества либо имущества, в отношении которого осуществляется управление).

Другие страны не будут также пользоваться иммунитетом, если с их стороны зафиксировано нарушение интеллектуальных прав третьих лиц и т. д. (ст. 7-13 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и в отношении исполнения решения суда 

Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска подразумевает защиту иностранного государства от применения в отношении его имущества ареста и других обеспечительных мер (ч. 1 ст. 417.5 ГПК РФ, ч. 1 ст. 256.5 АПК РФ, п. 5 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). А иммунитет иностранной страны в отношении исполнения решения суда не позволяет российским судам или приставам выставить ее имущество на торги или иным образом принудительно исполнить судебное решение (п. 6 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах, ст. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее – закон об исполнительном производстве).

Иностранное государство пользуется обоими из указанных иммунитетов, за исключением случаев, если оно:

  • явно выразило согласие на принятие соответствующих мер;
  • зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора (ст. 14-15 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Помимо этого, иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда, если установлено, что его имущество используется или предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 15 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Законодатель определил при этом закрытый перечень имущества, в отношении которого другие страны безусловно пользуются иммунитетом:

  • имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
  • военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Россией;
  • культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
  • имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
  • имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор (ч. 1 ст. 16 закона о юрисдикционных иммунитетах).
Читайте также:  Рецепт для поддержания иммунитета

Однако иммунитет распространяется только на то имущество, которое находится в собственности иностранного государства.

Если иностранное государство не пользуется иммунитетом на исполнение решения суда, в отношении него возбуждается исполнительное производство. Для исполнения решения суд направляет исполнительный лист и копию судебного постановления главному судебному приставу РФ, о чем извещает иностранное государство (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ). Главный судебный пристав РФ передает указанные документы в структурное подразделение ФССП России в течение трех дней со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, – в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 закона об исполнительном производстве). После этого пристав, который ведет исполнительное производство, обязан запросить у МИД России сведения об иммунитетах, которыми пользуется иностранное государство-должник и соблюдать их при принудительном исполнении судебного акта (ч. 2 ст. 104.2, ст. 104.3 закона об исполнительном производстве). Например, МИД России может сообщить приставу об имуществе, используемом иностранным государством для проведения международной конференции и не подлежащее поэтому взысканию.

*** 

В настоящее время в России наблюдается тенденция к независимости от решений и действий других государств. Так, 14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ. В связи с этим многие юристы заговорили о скором выходе России из Совета Европы. Таким образом, принятие закона о юрисдикционных иммунитетах можно назвать естественным продолжением ранее намеченного курса.

Источник

Пользуются во Франции иммунитетом в отношении юрисдикции, как и

Иностранные государства в силу независимости и суверенитета

Суда 1-й инстанции о снятии ареста с этого парохода и указал, что

Был наложен арест. Апелляционный суд г. Экса поддержал решение

Иммунитете можно указать на дело о пароходе «Покровский», в

Более позднего периода применительно к позиции по вопросу об

Стать объектом мер взыскания. Из французской судебной практики

Быть привлечено в иностранном суде к ответу по иску, а имущество его

Что суверенное государство не может согласно международному праву

Называемое «пререкание о подсудности», в ходе которого

Германии. В соответствующем германском суде было возбуждено так

Признанный уважительным Министерством иностранных дел

Русского правительства, хранившиеся в банкирской конторе в

Правительства, на основании которого был наложен арест на средства

Сомнительному иску получил исполнительный лист против российского

Например, в 1916 г. некий германский подданный по более чем

Территориальную целостность и политическую независимость, г) каждое

Суверенитета, в) личность государства пользуется уважением, правом на

Равны, б) каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного

Суверенным равенством» понимается следующее: а) государства юридически

государство должно честно исполнять свой долг и свои обязанности». Из этого

следует, что ни одно государство не может осуществлять в отношении другого

государства какие-либо меры принуждения, несовместимые с суверенитетом

последнего, даже если оно действует на иностранной территории. Принципы

суверенного равенства и уважения суверенитета закреплены во многих

последующих международных документах: Декларации ООН о принципах

международного права, касающихся дружественных отношений и

сотрудничества между государствами, 1970 г., Заключительном акте Совещания

по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартии для

новой Европы 1990 г. и др.

Подходя к рассмотрению вопроса иммунитета государства, следует

подчеркнуть его международно-правовую природу. Кроме того, важно

отметить, что до появления на мировой арене советского государства принцип

иммунитета государства повсеместно и безоговорочно использовался и активно

поддерживался. В литературе приводились даже курьезные случаи обращения к

принципу иммунитета в судах западных держав. В частности, в 1883 г.

английский Суд Королевской Скамьи (King’s Bench), будучи апелляционным

судом, признал, что независимый монарх (а речь шла о главе небольшого

колониального княжества) «не колеблет своего иммунитета, даже проживая в

Англии и вступая в договор под вымышленным именем, не исключая даже и

столь личного характера договора, как обещание жениться». Как видно,

понимание иммунитета в английской доктрине, если судить по приведенному

решению, не ограничивается вопросами «публичных актов» государства. Таким

образом, английская практика особенно твердо стояла на защите иммунитета

государства.

В судах Германии в начале века принцип иммунитета также проводился в

жизнь весьма устойчиво.

Германии. Царское правительство заявило протест по этому поводу,

рассмотрение со всей детальностью спора завершилось констатацией,

отношении которого в 1938 г. по требованию общества «Сосифрос»

В том же 1938 г. было вынесено решение английской высшей

судебной инстанцией по делу, связанному с пароходом «Cristina».

Палата лордов признала, что судно, перешедшее в собственность

Читайте также:  Какие витамины поднимают иммунитет детский

испанского правительства, пользуется иммунитетом и не может быть

ни задержано, ни арестовано судебными властями Англии. Суд, кроме

того, подчеркнул, что судебные органы не должны привлекать к суду

иностранное суверенное государство против его воли независимо

оттого, направлен ли судебный процесс непосредственно против

государства или преследует цель изъятия определенного его

имущества.

Современное регулирование отношений в связи с провозглашением,

действием и защитой иммунитетов государства, а также их объемом и

содержанием строится большей частью на основе специального национального

законодательства. Во многих странах приняты отдельные акты, посвященные

иммунитету. Данная тенденция активно начала развиваться с 70-х гг. XX

столетия, когда в ряде государств Европы, Азии, Африки и Америки

развернулись правотворческие процессы в данной области в форме выработки

законов. Так, в Австрии в 1974 г. был принят акт, касающийся иммунитета

государства, в ранге федерального закона, в США в 1976 г. издан Закон об

иммунитете иностранных государств, Великобритания приняла в 1978 г. Закон

ь об иммунитете государств, Сингапур — в 1979 г. Закон об иммунитете

иностранного государства, ЮАР — в 1981 г. Закон об иммунитете

иностранного государства, Пакистан — в 1981 г. Ордонанс об иммунитете

государства, Канада — в 1982 г. Закон, предоставляющий государству

иммунитет в судах Канады, Австралия — в 1984 г. Акт об иммунитете

иностранного государства.

В нашем государстве вопросы иммунитета урегулированы в ст. 61 Основ

гражданского судопроизводства Союза ССР и ст. 435 ГПК 1964 г. (в ред. Указа

Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1980 г.). В Основах ГЗ

1991 г. говорится, что «особенности ответственности государства в

регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием

иностранных юридических граждан и государств определяются законом СССР

об иммунитете государства и его собственности» (ст. 25). Более того, ст. 127 ГК

РФ 1994 г. практически дословно повторяет это положение. Из этого можно

заключить, что в нашей стране также планируется создание подобного рода

акта. С другой стороны, согласно ст. 124, 1204 ГК РФ установлено, что участие

Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в

гражданских отношениях осуществляется на равных началах с иными

участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В

принятом 30 декабря 1995 г. федеральном законе «О соглашениях о разделе

продукции» впервые за всю историю существования советской и позднее

российской государственности было закреплено положение о том, что в

соглашениях, заключаемых Российской Федерацией с иностранными

гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен

в соответствии с российским законодательством отказ государства от судебного

иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и

исполнения судебного и (или) арбитражного решения (ст. 23).

В других странах Европы положения, относящиеся к иммунитету

государства, содержатся либо в законах о международном частном праве, либо

в общих гражданско-правовых __________актах. Например, венгерский Указ Президиума

ВНР № 13 о международном частном праве 1979 г. устанавливает, что

венгерскому суду или иному компетентному учреждению не подсудны иски к

иностранному государству, иностранному органу государственной власти или

государственного управления, если они не отказались от иммунитета (ст. 56—

57).

Закон Чехии (в прошлом действовавший в ЧССР) 1963 г. о международном

частном праве и процессе определенным образом высказывается по проблеме

иммунитета государства: «Юрисдикции чехословацких судов и нотариатов не

подлежат иностранные государства и лица, которые на основании

международных договоров или иных правил международного права или

специальных чехословацких правовых предписаний пользуются в

Чехословацкой Социалистической Республике иммунитетом» (п.(1) § 47).

Вместе с тем далее закон предусматривает изъятия из приведенного правила:

«Однако юрисдикция чехословацкого суда налицо в тех случаях, когда

предметом производства является недвижимое имущество государства и лиц,

указанных в части 1, находящееся на территории ЧССР, или их права в

отношении такого недвижимого имущества, принадлежащего другим лицам, а

также права, вытекающие из правоотношений найма такого имущества, если

предметом производства не является оплата за наем; предметом производства

является наследство, в котором указанные в части 1 лица выступают вне своих

официальных функций; предмет производства относится к выполнению

профессии или осуществлению торговой деятельности лицами, указанными в

части 1, вне их официальных функций» (пп.(а)—(в) § 47). Но подлинный смысл

пониманию чехословацким законодателем иммунитета государства придает

последний из подразделов § 47, исключительно в совокупности с которым

должны трактоваться все предыдущие и который недвусмысленно утверждает,

что иностранное государство и лица, указанные в части 1, подчиняются

юрисдикции чехословацких судов и органов добровольно.

Источник