Иммунитет от уголовного преследования

Иммунитет от уголовного преследования thumbnail

Все лица, вовлеченные в сферу правосудия, находятся в равном положении перед законом и судом и в отношении всех лиц распространяется одинаковое применение закона. Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными правами и обязанностями. Однако есть исключение из общих правил, особый порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения к лицам, обладающим привилегиями и иммунитетом. Так законодатель стремится предоставить гарантии осуществления некоторых видов профессиональной деятельности.

Упомянутые изъятия из общего порядка судопроизводства предусматриваются в гл. 53 УПК РК. В данной главе определен перечень усложненных процедур по привлечению к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения по отношению к данному кругу лиц. К лицам, обладающим иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, относятся: депутаты Парламента РК, Председатель и члены Конституционного Совета РК, судьи РК, Генеральный Прокурор РК и дипломатические лица. Особенности уголовного судопроизводства, определяемые в гл. 53 УПК РК, затрагивают процедуры в отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, такие как: возбуждение уголовного дела, уголовно-процессуальное задержание, избрание меры пресечения и производства отдельных следственных действий, а также направления уголовного дела в суд.

Одним из элементов правового статуса и правовой гарантией деятельности отдельной (привилегированной) категории граждан является их неприкосновенность. По своему содержанная данная гарантия стоит на порядок выше, чем те гарантии, которые предоставляются обычным гражданам страны. Люди, обладающие иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, имеют такие же права, как и все остальные люди, но в дополнении к своим правам, у них имеется некий перечень правовых гарантий, предоставляемых государством и законом. Иммунитеты и привилегии, предоставляемые должностным лицам, не являются личными, а носят публичный характер.

Они направлены на то, чтобы при осуществлении своих должностных полномочий этот круг лиц был независим, самостоятелен и мог беспрепятственно осуществлять свою работу, ограждая их от необоснованных преследований. В отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, применяется особый порядок производства, возбуждения уголовного дела, применения меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направления дела в суд.

Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

В отношении нижеуказанных лиц, действующий уголовно-процессуальный закон установил особенности производства в сравнении с остальными категориями граждан, при этом внутри данной категории также есть отличия.

1. Уголовное дело в отношении депутата Парламента РК возбуждается только руководителем государственного органа РК (Министром МВД, Председателем КНБ и Председателем Агентства финансовой полиции).

Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.

О возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется Генеральный Прокурор РК. Неотложные следственные действия производятся до двух суток, после чего передаются следователю через Генерального Прокурора РК, который осуществляет надзор в порядке ст.197 УПК РК. Представление вносит Генеральный Прокурор РК.

Уголовное дело может быть приостановлено на основании п.3 ч.1 ст.50 УПК РК до получения согласия соответствующей Палаты Парламента на применение принудительного привода, ареста и привлечения к уголовной ответственности, так как вопрос о согласии или несогласии принимается не позднее, чем в двухнедельный срок. Генеральный Прокурор вносит представление в Сенат или Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную Избирательную комиссию для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Мотивированное решение принимается в трехдневный срок соответствующей Палатой Парламента.

Если Палаты Парламента не дадут согласия на принудительный привод и арест, применяются иные меры процессуального принуждения, а если дадут, то вопрос решается в порядке настоящего Кодекса.

Если Палаты Парламента не дадут согласие для привлечения к уголовной ответственности, то дело прекращается на основании ч.6 ст.496 УПК РК.

Но по истечении срока депутатских полномочий уголовное дело может быть возобновлено и направлено в суд в общем порядке. [28] Санкции на производство следственных действий даются Генеральным Прокурором РК, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении депутата Парламента РК, в порядке, предусмотренном ст.153 УПК РК, поддержанное Генеральным Прокурором РК, производится районным судом города Астаны. Вопрос о поддержании ходатайства Генеральным Прокурором РК на продлении срока ареста свыше девяти месяцев предварительно рассматриваются на коллегии Генеральной Прокуратуры РК.

2. Расследование уголовного дела в отношении Председателя и членов Конституционного Совета РК аналогично расследованию уголовного дела в отношении депутата Парламента РК.

Вместе с тем, имеются отличия.

Так, уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду РК.

Кроме того, согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности дает Парламент РК.3.Уголовное дело в отношении судьи РК возбуждается только Генеральным Прокурором, который поручает, на основании ст.197 УПК РК, расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, Финансовая полиция). Согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности областных и районных судей дает Президент РК, а в отношении судей Верховного Суда — Сенат Парламента РК. Остальные следственные действия проводятся, как и в отношении депутата Парламента РК.4.Уголовное дело в отношении Генерального Прокурора РК возбуждается только его первым заместителем, который поручает на основании ст.197 УПК РК расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, финансовой полиции).

Генеральный прокурор РК в период от возбуждения в отношении него уголовного дела и до окончания предварительного расследования по представлению первого заместителя Генерального Прокурора отстраняется Президентом РК от исполнения своих обязанностей.

Сенат Парламента РК, на основании пп.3 ст.55 Конституции РК, дает согласие на арест, принудительный привод и привлечение к уголовной ответственности Генерального Прокурора РК.

Надзор за законностью осуществляет первый заместитель Генерального Прокурора РК.

Санкции на производство следственных действий даются только одному определённому лица, чьи полномочия также закреплены в НПА, первым заместителем Генерального Прокурора, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении Генерального Прокурора РК производится после поддержания ходатайства первым заместителем Генерального Прокурора в порядке, предусмотренном ст.153 и ч.8 ст.496 УПК РК.5.Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица указанные в части 1 ст.501 УПК РК.

Читайте также:  Средства для укрепления иммунитета при беременности

Указанные лица, в соответствии с международными договорами РК, не подвергаются уголовному преследованию, за исключением лишь случаев, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от уголовного преследования (п.2 ст.32 Венской Конвенции 1961г.). В таких ситуациях отказ разрешается по представлению Генерального Прокурора РК через Министерство иностранных дел РК дипломатическим путем. При его отсутствии соответствующего иностранного государства от иммунитета от уголовного преследования указанных лиц уголовное дело в отношении их не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению.

Вместе с тем, в отношении сотрудников международных организаций отказ от иммунитета предоставляет международное организация, а не государство [29,с.160].То есть мнение о том, что привилегии и иммунитеты переступают принцип правового равенства ошибочно. Так как он Является частью общего (конституционного) статуса личности, то есть статус человека как гражданина, члена общества, государства, и не учитывает различий в юридическом положении субъектов. Любой принцип, в том числе и принцип правового равенства, — это общее правило с исключениями, которые выступают в качестве составной части его содержания, и право может устанавливать привилегии и льготы [30,с.173]. Европейский суд по правам человека в своей деятельности также руководствуется этими принципами, из которых следует, что несходство в действиях не всегда приводит к дискриминации, а государственные власти пользуются определенной свободой в оценке того, допустим ли различный подход в отношении некоторых групп [31,с.6].

По мнению А.В. Малько, правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, чаще всего объединяется с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституция и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций [32,с.17].Следовательно, можно сделать вывод о том, что неприкосновенность не относится к личной привилегии и не носит лично-правовой характер, так как иммунитет санкционируется государством, то есть имеет противоположный, публичных характер. Неприкосновенность некоторых лиц в целом создана для того, чтобы выражать общественный интерес. Гарантируя при этом повышенную охрану законом личности определенных субъектов в силу осуществляемых им функций государственной службы. Она ограждает его от незаконно обоснованного преследования, не отрывая его от продолжения своей деятельности [33,с.11].

Источник

В 2007 году, после ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Россия обязалась отчитываться перед международным сообществом о борьбе с коррупцией.

Летом 2008 года эксперты организации Совета Европы — Группа государств против коррупции (Greco) выдали России 26 рекомендаций, об исполнении которых наша страна должна проинформировать Страсбург до 30 июня. Среди еще не выполненных рекомендаций — сокращение числа так называемых спецсубъектов — лиц, пользующихся иммунитетом против уголовного преследования.

Им пользуются депутаты и судьи всех уровней, члены Счетной палаты, омбудсмен, члены избиркомов, кандидаты в депутаты и президенты, экс-президент, следователи, адвокаты и прокуроры. В 2008 году депутаты Госдумы предложили снять иммунитет со следователей, адвокатов, прокуроров и членов избиркомов. Не исключено, что эту инициативу поддержат сейчас, так как времени на исполнение требований Greco осталось немного.

Оценить депутатскую инициативу мы попросили главу Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова и председателя Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексея Волкова.

Анатолий Лысков: Все равны перед законом

Начиная с мая 2008 года — периода объявления президентом Дмитрием Медведевым наступления на коррупцию, появляется большое число предложений об исключении иммунитетов из существующей практики. В основе лежит идея равенства всех перед законом, что прямо предусмотрено в статье 10 Конституции РФ.

Часть общества рассматривает иммунитет как нечто такое, что освобождает людей, занимающих определенные должности, от любой ответст венности и в особенности — от уголовной. Отсюда и возникают предложения.

Содержание понятия «иммунитет» требует уточнения. По действующему законодательству — это не освобождение от ответственности, а особая или специально оговоренная процедура возбуждения и расследования уголовных дел, а также привлечения таких лиц в качестве обвиняемых и применения к ним мер пресечения. Именно в рамках такой процедуры привлекаются к ответственности следователи, адвокаты, прокуроры, члены избирательных комиссий. Так, в соответствии со статьей 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого в отношении прокурора или следователя принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа СКП по субъекту РФ.

Не уверен, что подобный порядок следует менять в угоду групповым интересам даже под предлогом борьбы с коррупцией. Именно действующая процедура защищает от произвола и действий коррупционного характера. Иммунитетом же в прямом смысле пользуются только действующий президент России, дипломаты и консулы других государств.

Алексей Волков: Защита от «телефонного права»

Закон един для всех. Это значит, что обязательно должны соблюдаться его требования, а за неисполнение этих требований — всегда наступать ответственность. Можно вести диалог, достаточно ли обоснованны исключения из общих правил, позволяют ли гарантии иммунитета решить вопрос о привлечении к ответственности его носителя, если он своими действиями нарушил закон.

В настоящее время специальный статус установлен в отношении 20 категорий субъектов более чем в 20 законодательных актах — Конституции, федеральных законах, в том числе о статусе парламентариев, о Конституционном суде, о судебной системе и статусе судей.

Положения этих законодательных актов определяют понятие статуса, объем и пределы предоставляемых гарантий. А УПК устанавливает порядок применения норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности, направлением дела в суд. Нормы правового иммунитета в таких законодательных актах — обособленные, образующие самостоятельный институт исключительного права.

Читайте также:  Повышение иммунитета при дисплазии шейки матки

Правовой институт неприкосновенности возник не сам собой. Исходя из установлений Конституции особый правовой статус так называемых спецсубъектов необходим и является условием защиты публичных интересов от вмешательств, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций.

Наличие иммунитета не является гарантией безнаказанности, а служит основанием для более детального разбирательства в том случае, если носитель иммунитета нарушил закон. Следователь, адвокат, прокурор, член избиркома, депутат или судья будут нести ответственность за преступление без каких-либо изъятий, однако их особый правовой статус и его значение для обеспечения основных прав и свобод других граждан обуславливают максимально ответственный подход к процедуре привлечения к ответственности.

На сегодняшний день баланс между гарантиями неприкосновенности и возможностью привлечения к ответственности за противоправные деяния в целом соблюдается. Однако процедуры решения вопросов о виновности носителя и привлечения к ответственности могут оказаться устаревшими по сравнению с опытом других государств.

По этой причине вопрос применения упрощенных процедур не снят с повестки и его решение будет зависеть от результатов анализа зарубежного опыта. С учетом реалий сегодняшнего дня, ангажированности правоохранительных органов, «телефонного права» и других моментов, по моему мнению, целесообразно сохранить действующий порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, депутатов региональных законодательных собраний, судей всех уровней и следователей. Кстати, этот порядок значительно упрощен.

Источник

Норман Патрик Браун Иммунитет от того преследования в обмен на его показания в Пелтиер уголовном процессе «s

Иммунитет от уголовного преследования является доктриной международного права , что позволяет обвиняемому избежать судебного преследования за уголовные преступления. Иммунитет бывают двух типов. Первый функциональный иммунитет , или иммунитет Ratione materiae . Это иммунитет предоставляется людям , которые выполняют определенные функции государства. Во — вторых, личный иммунитет , или иммунитет Ratione персонами . Это иммунитет предоставляется определенным должностным лицам из-за должности они занимают, а не по отношению к акту они совершили.

Функциональный иммунитет

Функциональный иммунитет возникает из международного обычного права и договорного права и дает иммунитет на эти исполняющих акты государства ( как правило , иностранные официальные). Любое лицо , которое, выполняя акт государства, совершает уголовное преступление , является иммунитетом от судебного преследования. То есть , так что даже после того , как человек перестает совершать акты государства. Таким образом, тип иммунитета ограничен в действиях , к которым он придает (акты государства) , но заканчивается только тогда , когда само государство перестает существовать. Иммунитет, хотя применяются к действиям лиц, является атрибутом государства, и оно основано на взаимном уважении государств суверенного равенства и государственное достоинство. Таким образом , государства имеют значительный интерес в поддержании принципа в международных делах: если должностные лица какого -либо государства будут судить вообще ни за что, он будет дома.

Государственные учреждения , как правило , признаваемые автоматически привлекает иммунитет являются глава государства или глава правительства , старших членов кабинета министров, послов и иностранных и министров обороны . Многие страны воплотили иммунитеты во внутреннем законодательстве.

Государства регулярно утверждают , что каждый чиновник , действующий в официальном качестве застрахован от преследования со стороны иностранных властей (за немеждународного преступлений) в соответствии с доктриной RATIONE materiae . Такие сотрудники обладают иммунитетом от судебного преследования за все , что они делают во время их пребывания в должности. Например, английский суд постановил , что ордер не может быть выдан на арест Роберта Мугабе по обвинению в совершении международных преступлений на том основании , что он служил в качестве главы государства в то время, когда было возбуждено. Другие примеры являются попыткой осуществлять судебное преследование Фиделя Кастро в Испании и Цзян Цзэминя в США.

Однако после того, как обвиняемый покидают свои офисы, они немедленно подлежат судебному преследованию за преступления, совершенные до или после срока их полномочий или за преступления, совершенные в то время как в офисе в личном качестве (с учетом требований юрисдикционных и местным законодательством).

Может быть так , что функциональный иммунитет сам подвергается эрозии. Последние разработки в области международного права , свидетельствуют о том , что Ratione materiae может сохраняться в качестве защиты от преследования местных или национальных преступлений или гражданской ответственности, но это не защита с международной преступностью. (Международные преступления включают в себя преступления против человечности , военных преступлений и геноцида .)

Обвинительное заключение в 1998 году в Испании и последующий арест в Великобритании Пиночета в Чили было знаковое решением европейских судьями и палаты лордов, которые отложите функциональные, а также местные иммунитеты, правящим , что преступления Пиночет был обвинен упали в пределах сфера применения Конвенции Организации Объединенных Наций против пыток , будучи международные преступления настолько отвратительным , что они:

  • подпадают под действие универсальной юрисдикции (т.е. он мог обоснованно обвинены в Испании, содержался под стражей в Великобритании пешком международного ордера на арест, а затем экстрадирован в Испанию для суда, за действия, которые были совершены в основном в Чили граждан нескольких стран) ;
  • абсолютно запрещено (не может быть никаких исключений независимо от запретов); а также
  • Ответственность не может быть отступления (никаких оправданий вообще или иммунитет, ни при каких обстоятельствах).

Принцип лишения иммунитета международных преступлений получил дальнейшее развитие в практике Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии, в частности , в Караджич , Милошевич , и Фурунджии случаях (но следует соблюдать осторожность при рассмотрении МТЕЙ юриспруденции в связи с его одноранговым природа). Это было также согласованная позиция в отношениях между сторонами в их мольбы в Международном Суде дела об ордере на арест от 11 апреля 2000 года (Демократическая Республика Конго против. Бельгия) .

В 2004 году Апелляционная палата Специального суда по Сьерра — Леоне постановил , что обвинение президента Либерии Чарльз Тейлор не мог вызвать его глава государства иммунитета противостоять обвинения против него, несмотря на то, что он был действующий глава государства во время его обвинительного заключения. Однако это рассуждение было основано на построении учредительного устава суда, что речь шла о самом обвинении государственных чиновников. В любом случае, Тэйлор перестал быть действующий глава государства на момент решения суда , так что арестовывают власти были бы свободно выпустить свежий ордер был первоначальный ордер был отменен. Тем не менее, это решение может сигнализировать изменение направления в международном праве по этому вопросу.

Читайте также:  Аципол повышает ли иммунитет

Стоит отметить, что решения испанских и британских судов в отношении Пиночета были основаны непосредственно на существующем внутреннем законодательстве, который был принят, чтобы воплотить обязательства договора. Хотя государство-участник договора, сама Чили не приняла такие законы, которые определяют указанные международные преступления, как преступления, подпадающие под внутренним уголовным кодексом и делают их предмет универсальной юрисдикции, и, таким образом, Чили может преследовать по суду только на основе ее существующего уголовный кодекс — убийство, похищение, нападение и т.д., но не геноцид или пытки.

Причины обычно дают почему этот иммунитет не доступен в качестве защиты международных преступлений является прямым: (1) , что геноцид, военные преступления и преступления против человечности , не являются актами государства. Преступные действия рассматриваемого типа совершается человеческими субъектами, а не государства; и (2) мы не можем допустить , или общеизвестный характер международных преступлений, то есть тот факт , что они не отступление нормы, будет сдерживаться иммунитетами.

Тем не менее, окончательное решение о относительно иммунитета МСА может кинуло существование такой нормы предельной функциональные иммунитеты под сомнение. Смотрите в этом отношении критика подхода Международного суда по Уотерс, Кассес и Вирт среди других, хотя некоторые, таких как Bassiouni утверждают, что Международный Суд подтвердил существование правила.

Что касается претензий , основанных на идее о том , что старший государственный служащий совершает международные преступления , не может быть сказано , чтобы действовать официально, как отмечает Уотерс: «Этот аргумент, однако, не является водонепроницаемым , так как она игнорирует печальную реальность , что в большинстве случаев эти преступления являются именно совершенный или при поддержке высокопоставленных должностные лиц в рамках политики государства, и , таким образом , может подпадать под действие официальных актов «. Academic мнение по этому вопросу делится и на самом деле только будущее развитие международного обычного права, возможно , ускорено государствами , осуществляющих универсальная юрисдикцией над отставным высшими должностными лицами государства, сможет подтвердить , был ли государственный суверенитет в настоящее время получен частично международно признанных ценности прав человека.

В ноябре 2007 года французские прокуроры отказались выдвигать обвинения против бывшего министра обороны США Дональда Рамсфелда за применение пыток и других предполагаемых преступлений, совершенных в ходе американского вторжения в Ирак, на том основании, что главы государств пользуются официальным иммунитетом согласно международному обычному праву, и они также утверждали, что иммунитет существует после того, как чиновник покинул свой пост. Тем не менее, другие юристы считают, что главы государств и государственных должностных лиц все еще может быть привлечен к ответственности иностранными судами после окончания срока их полномочий.

личный иммунитет

Личный иммунитет возникает из обычного международного права и дает иммунитет на человек , занимающих особое отделение от гражданской, уголовной и административной юрисдикции. Это распространяется и на дипломатических агентов и членов их семей размещены за границей , а также действительным для их передачи или от этой должности, только в той стране , в которой они размещены. Под личную неприкосновенность, частной резиденции, бумаг, корреспонденции и имущества должностного лица , пользующихся личным иммунитетов неприкосновенны.

По Кассесе (2005), личные иммунитеты распространяются на личные деятельности должностного лица, в том числе иммунитет от ареста и задержания (но государство пребывания может объявить человека персоной нон грата ), иммунитет от уголовной юрисдикции, иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Нет иммунитеты не держать частную недвижимую собственность , если она не удерживаются от имени представляемого государства для целей миссии, вопросы преемственности, профессиональной или коммерческой деятельность , осуществляемые за пределами официальных функций, или чиновник добровольно подчинились к работе. Личные иммунитеты прекратить с прекращением поста.

Это не для личной выгоды чиновника , но основывается на необходимости государства эффективно функционировать и , таким образом , не могут быть лишены своих самых важных чиновников.

Случаи перекрытия

Когда человек покидает офис, который находится под личным иммунитетом и совершил преступное деяние охватывает также функциональным иммунитетом, личный иммунитет удаляется, как обычно.

То , что произошло в Аугусто Пиночета случае перед Палатой лордов . Сенатор Пиночет был в состоянии быть выдано лицу только заряжает не под функциональным иммунитетом и удовлетворением отдельных тестов для выдачи, в соответствии с английским правом.

Смотрите также

  • закон об амнистии
  • Командная ответственность
  • Дипломатический иммунитет
  • экстрадиция
  • Международное право
  • подсудность
  • Государственный иммунитет

Рекомендации

случаи:

  • В Re Пиночет (1999) 93 690 Ajil
  • R v Bow Street магистратов, экс Parte Пиночет (№ 1 и 3), [2000] 1 AC 147
  • Ордер на арест от 11 апреля 2000 года Дело (Демократическая Республика Конго против Бельгии), ICJ Rep, 2002

Комментарий:

  • Аканде, «Международное право Иммунитет и Международный уголовный суд», (2004) 98 Ajil 407
  • Cassese, Международное уголовное право ( ОУП , Oxford 2003), глава 14
  • Кассесе «Когда мая старшие государственные должностные лица будут судить по международным преступлениям? Некоторые замечания по Конго против Бельгии. Дело», (2002) 13 EJIL 853
  • Фокс, Закон государства Иммунитет (ОУП, Oxford 2003), глава 12
  • Warbrick, «Иммунитет и международные преступления в английском праве», (2004) 53 ICLQ 769

внешняя ссылка

  • «Французская прокуратура выкидывать дело Рамсфелд пытки» . Reuters.com. 23 ноября 2007.

Источник