Иммунитет от уголовной ответственности носит абсолютный характер

Иммунитет от уголовной ответственности носит абсолютный характер thumbnail

Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности

Общеизвестно, что имеют место препятствия при привлечении к уголовной ответственности определенного круга лиц: дипломатов, консулов, депутатов, судей и ряда других. Такие изъятия из общего порядка реализации уголовной ответственности получили наименование иммунитета, традиционно рассматриваемого в качестве института уголовно-процессуального права (который сводится к особому порядку возбуждения уголовного дела, осуществления процессуального задержания и применения некоторых мер принуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении тех или иных категорий лиц).

Однако преступность деяния и собственно уголовная ответственность определены исключительно в уголовном материальном праве. В рамках процессуальных форм происходят лишь развитие и реализация уголовной ответственности. В момент совершения преступления уголовная ответственность возникает как обязанность лица дать ответ за содеянное и подвергнуться мерам государственного принуждения. Процессуальная форма не образует самостоятельной юридической ответственности и не является стадией уголовной ответственности, так как уголовный процесс всецело посвящен выявлению материального правоотношения ответственности. Любое процессуальное правоотношение является производным от уголовно-материального.

Поэтому особый порядок наступления уголовной ответственности изначально носит, безусловно, уголовно-материальный характер. Все изъятия из процессуальных действий в конечном итоге подчинены одной цели — законной реализации уголовной ответственности согласно установлений уголовно-материального права. В связи с этим можно утверждать, что уголовно-процессуальные иммунитеты являются производными от уголовно-материальных. Действительно, в любом правовом источнике особая процедура проведения процессуальных действий увязывается с тем или иным изъятием лица из сферы действия Уголовного закона.

Уголовно-правовой иммунитет можно определить как совокупность особых правил, относящихся к специально оговоренным в законе лицам, регулирующих порядок наступления уголовной ответственности, отличный от общепринятого.

Уголовно-правовой иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц, означая исключение из принципа равенства граждан перед законом. Это исключение может быть обусловлено только особым правовым статусом лица. Подобные исключения должны быть всегда социально обусловлены и эффективны, так как помогают добиваться наиболее точного регулирования общественных отношений.

Иммунитет как институт материального уголовного права представляет собой особый порядок действия Уголовного закона. Именно поэтому классификация иммунитетов по видовой принадлежности (т.е. в зависимости от юридического статуса лица) представляется наиболее удачной. Гранью между видовой принадлежностью иммунитета выступает его функциональная необходимость, воплощенная в правовом статусе лица. Исходя из анализа российского законодательства и норм международного права, можно выделить следующие виды иммунитетов в современном уголовном праве России: дипломатический; консульский; персонала международных организаций; лиц, находящихся под международной защитой; Президента РФ; депутатский (парламентский); судей; иных должностных лиц Российской Федерации; свидетельский; иные, установленные во внутригосударственном законодательстве. Объем иммунитетов может варьироваться в пределах одной и той же видовой категории (например, объем иммунитета дипломатического агента и обслуживающего персонала посольств и миссий), а может практически совпадать у различных категорий (например, дипломатических агентов и ряда должностных лиц международных организаций).

Иммунитет как изъятие из общих правил действия уголовного закона ни в коем случае не декриминализирует деяния. Преступление продолжает оставаться таковым. А особенности наступления уголовной ответственности выражаются в наличии тех или иных установленных в законодательстве препятствий. Последние, в свою очередь, можно разделить на: непреодолимые, и в этом случае иммунитет становится абсолютным, то есть лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за совершенное преступление ни при каких условиях (например, в случае совершения Президентом РФ преступлений небольшой и средней тяжести); преодолимые здесь иммунитет является относительным и лицо, совершившее преступление, может быть привлечено к уголовной ответственности после преодоления указанных в законе барьеров (таких иммунитетов подавляющее большинство).

По способу законодательного закрепления иммунитеты в уголовном праве можно разделить на: предусмотренные в международном праве (дипломатический; персонала международных организаций; консульский; лиц, находящихся под международной защитой); предусмотренные во внутригосударственном законодательстве (Президента РФ; депутатов; судей; свидетельский и ряд иных иммунитетов).

По сфере действия иммунитеты могут быть: общеуголовными (распространяются в отношении любого совершенного преступления); частноуголовными (определены для тех или иных лиц при совершении определенного круга преступлений, например, свидетельский иммунитет, закрепленный в примечании к ст. 308 УК РФ).

Читайте также:  Средство для повышения иммунитета у животных

Юридическая природа уголовно-правовых иммунитетов, выражающаяся в их функциональном (служебном) предназначении, требует законодательного закрепления в нормах уголовного права. Нераспространение на те или иные категории лиц общих правил наступления уголовной ответственности имеет непосредственное уголовно-правовое значение в первую очередь как специальное основание освобождения от уголовной ответственности.

Следует сказать, что в ряде случаев иммунитет определен непосредственно в тексте уголовного закона. Но это касается лишь частноуголовных иммунитетов (примечания к ст.ст. 201, 308, 316 УК). Общеуголовные иммунитеты (пожалуй, за исключением дипломатического в ч. 4 ст. 11 УК) не нашли отражения в действующем УК. В связи с этим возникает необходимость в ликвидации подобного существенного пробела в регламентации исключительных правил уголовной ответственности ряда лиц, обладающих общеуголовными иммунитетами.

Думаю, не имеет смысла вводить несколько статей, посвященных общеуголовным иммунитетам. Более привлекательна идея единой регламентации освобождения от уголовной ответственности при наличии иммунитета. В этих целях гл. 11 УК («Освобождение от уголовной ответственности») следует дополнить специальной нормой об освобождении от уголовной ответственности в связи с особым юридическим статусом лица. Видимо, подобная новелла в уголовном законодательстве потребует внесения соответствующих изменений и в уголовно-процессуальное законодательство.

Представляется, что в предлагаемой статье должны быть отражены следующие моменты: а) лицо обладает иммунитетом в силу указания закона или международного соглашения; б) иммунитет может быть преодолен в установленном порядке, следствием чего будет наступление уголовной ответственности на общих основаниях; в) время действия иммунитета связано с наличием специального статуса лица, то есть исчезновение этого статуса влечет аннулирование и иммунитета.

Наличие иммунитета должно рассматриваться как нереабилитирующее основание освобождения от уголовной ответственности. В связи с этим надо оговорить соотношение иммунитета и давностного срока привлечения к уголовной ответственности. Прекращение действия иммунитета в связи с утратой лицом особого юридического статуса означает возможность наступления уголовной ответственности только при соблюдении давностного срока. Лишь его истечение реабилитирует преступление и преступника. Освобождение от ответственности по причине наличия иммунитета не может, как и другие нереабилитирующие обстоятельства, считаться окончательным решением, снимающим с лица все правовые последствия содеянного. Если срок давности истек, по общему правилу не может иметь место и уголовное преследование. В то же время законодательство знает случаи, когда в принципе невозможна уголовная ответственность, например, за позицию депутата при голосовании. Это обстоятельство также должно найти свое отражение в предлагаемой норме.

Есть еще одно обстоятельство, на котором надо заострить внимание. Вполне допустима ситуация, когда одним из субъектов преступления, совершенного в соучастии, является лицо, обладающее иммунитетом. Возникает вопрос: как квалифицировать деяние другого соучастника, если первый освобожден от уголовной ответственности на основании наличия иммунитета? Если уголовный закон считает факт совершения преступления в соучастии квалифицирующим или даже конститутивным признаком преступления (например, в ст. 209 УК), то в действиях всех лиц был состав группового преступления (нельзя при этом забывать об особенностях соучастия, относящихся к специальному субъекту). Несмотря на освобождение одного из соучастников от уголовной ответственности по причине наличия иммунитета, все содеянное должно квалифицироваться как совершенное в соучастии.

Изложенное позволяет предложить ввести в гл. 11 УК ст. 78.1 следующего содержания:

«Освобождение от уголовной ответственности в связи с наличием иммунитета от уголовной ответственности

1. Лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно обладает иммунитетом от уголовной ответственности, установленным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности на общих основаниях, если иммунитет преодолен в порядке, установленном федеральным законом или международным договором Российской Федерации, либо истек срок действия такого иммунитета, но не истек срок давности в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

3. Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты представительных органов субъектов Российской Федерации, а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации не могут быть привлечены к уголовной ответственности за мнение или позицию, высказанные при голосовании, независимо от истечения сроков, установленных в статье 78 настоящего Кодекса».

Читайте также:  Отсутствие иммунитета у ребенка причины

В заключение остановлюсь на проблеме дальнейшей эволюции иммунитета в российском уголовном праве. Появление, развитие и существование каждого его вида социально и исторически обусловлены. Но если возобладает тенденция увеличения числа категорий таких лиц, начнет терять смысл принцип равенства граждан перед законом. Понятно, что различные категории лиц в любом обществе всегда будут стремиться укрепить свой социальный и правовой статус, в том числе и за счет расширения действия исключительных прав, к которым как раз и относится иммунитет. Подобная тенденция противостоит идеалу создания открытого гражданского общества. Конечно, каждый идеал это лишь благая цель, недостижимая полностью в реальной жизни. В обозримом будущем, безусловно, не найдется веское основание для отказа, скажем, от дипломатического или свидетельского иммунитета. Да и вряд ли подобное основание стоит искать. В связи с этим реализация предложений об установлении новых уголовно-правовых иммунитетов (например, для работников прокуратуры или органов внутренних дел) приведет лишь к еще большей разобщенности общества и к созданию неоправданных искусственных препятствий для эволюции всей правовой системы России. Поэтому тенденция развития системы уголовно-правовых иммунитетов видится в сокращении круга лиц, ими обладающих.

А. Кибальник,

старший преподаватель

Ставропольского филиала

Краснодарского юридического института МВД России,

кандидат юридических наук

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Термин «иммунитет» происходит от латинского слова immunitas — освобождение от чего-либо (на практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности).

В современных условиях в каждом государстве находятся многочисленные иностранные дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства и органы международных организаций, включая и обслуживающий персонал. Нормативная правовая база в данной области включает конвенции, обычаи, законы и иные акты, двусторонние соглашения, касающиеся иммунитета.

Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[3], иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются глава дипломатического представительства, члены дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, живущие вместе с ними и если они не являются гражданами государства пребывания. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность.

Дипломатический иммунитет предоставляется определенным лицам не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функций дипломатического представительства в государстве пребывания (государстве, на территории которого дипломатическое представительство осуществляет свои функции). Дипломатический иммунитет является следствием существования общепризнанного принципа международного права — суверенного равенства государств, неотъемлемым аспектом которого является правило: одно суверенное государство не может подчиниться власти другого.

Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Оно способно осложнить отношения государств и нанести ущерб и интересам принимающего государства.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не «изъяты» полностью из ее юрисдикции. Упомянутая Конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания» (ч.1 ст.41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако «юрисдикция принуждения» исключается: в отношении таких лиц нельзя возбудить уголовное дело, они не могут предстать перед судом в качестве обвиняемых и подвергнуться наказанию[4].

Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Обычно в случае совершения дипломатом преступления он отзывается своим государством. Государство, которое представлял дипломат, в принципе должно привлечь его к уголовной ответственности в случае серьезного преступления, совершенного в стране, где он был аккредитован. Государство может лишить своего дипломата иммунитета в случае совершения им преступления.

Читайте также:  Как укрепить иммунитет лечение

К иным лицам, пользующимся иммунитетом от уголовной юрисдикции, относятся члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: шифровальщики, секретари, делопроизводители, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают постоянно на территории данного государства[5].

Члены обслуживающего персонала дипломатического представительства: водители, уборщики территорий и помещений, работники по обслуживанию техники[6], которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянного, также пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, однако только в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей (п. 3 ст. 37 Конвенции). Иными словами, в отличие от членов дипломатического представительства, а также членов административно-технического персонала иммунитет членов обслуживающего персонала имеет ограниченный характер.

Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления на территорию государства пребывания, независимо от оформления здесь своего статуса. Прекращается действие иммунитета после того, как он оставляет страну (ст.38 Венской конвенции).

Иммунитет международных организаций и их персонала определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Защите персонала международных организаций от преступлений посвящена Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года[7]. Высшие должностные лица организации и члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Что же касается других должностных лиц этих организаций, то они пользуются ограниченным иммунитетом — не несут уголовной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц.

Иммунитет специальных миссий. Все большую роль в межгосударственных отношениях приобретает обмен официальными делегациями разного уровня. Статус таких делегаций регулируется Конвенцией о специальных миссиях 1969 года[8].

Специальная миссия, ее помещение и члены миссии обладают тем же иммунитетом, что и дипломатические представители. Отметим, однако, некоторые особенности. Из соответствующей Конвенции следует: лишь лица, официально представляющие государство, а также те из них, кто относится к дипломатическому персоналу, пользуются иммунитетом[9]. Как и в ситуации с постоянным дипломатическим представительством, соответствующим иммунитетом обладают члены семей, сопровождающие участников миссии, а также административно-технический персонал.

Консульский иммунитет. Консул — должностное лицо одного государства, находящееся на территории другого государства в целях защиты прав и интересов своих граждан и организаций. Его отличие от дипломатического представителя в том, что он не представляет политические интересы государства. Основным актом, определяющим консульский иммунитет, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.[10]

Иммунитет консульских должностных лиц от уголовной юрисдикции состоит в том, что они не подлежат юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Они могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению только на основании постановления компетентного судебного органа в случае совершения тяжких преступлений. В остальных же случаях могут быть лишены свободы только на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения против консульского должностного лица уголовного дела оно обязано явиться в компетентные органы по вызову. При аресте или предварительном заключении членов консульского персонала или возбуждении против них уголовного дела через дипломатические каналы об этом незамедлительно уведомляется МИД.

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

Круг лиц, пользующихся иммунитетом довольно широк, в него входят, в частности, главы государств, правительств, члены правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатических представительств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров. Эти лица не подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступления на территории государства пребывания, они объявляются персонами non grata и высылаются за ее пределы.


16. Экстрадиция (выдача преступников)

См. стр. 121-131

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 162; Нарушение авторских прав

Источник