Иммунитет отношении уголовной юрисдикции государств
Лица, обладающие привилегиями и иммунитетами, обязаны соблюдать законы государства места пребывания, однако не подлежат привлечению к уголовной ответственности за их нарушение либо подлежат ответственности в ограниченном объеме.
а) Дипломатический иммунитетили дипломатическая неприкосновенность.
Правовая основа — Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Дипломатические представительства осуществляют:
· представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
· защиту в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
· ведение переговоров с правительством государства пребывания;
· выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
· поощрение дружественных отношений между аккредитуемым государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Дипломатический иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения возложенных на дипломатические представительства функций.
Помещения дипломатического представительства как служебные, так и жилые неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
Дипломатический курьер обладает личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
Личность дипломатического агента неприкосновенна. Его нельзя арестовать или задержать в какой бы то ни было форме. Вместе с тем существует правило — свободу действий дипломатического агента временно можно ограничить в случаях, когда при нем нет соответствующих документов, подтверждающих дипломатический статус, до выяснения его личности, либо должностное лицо государства пребывания действовало невиновно, останавливая дипломатического работника. В практике государств допускается необходимая оборона против действий дипломата. Кроме того, государство пребывания может обратиться с просьбой к аккредитующему государству отказаться от иммунитета своего дипломатического работника.
На транспорт дипломатических работников распространяется неприкосновенность. В случае нарушения законов, например дорожно-транспортных правил, дипломат пользуется личной неприкосновенностью. Вместе с тем сотрудники правоохранительных служб вправе остановить машину с дипломатическими номерами и сообщить дипломату о факте нарушения.
Иммунитет дипломатического работника от уголовной ответственности за преступление по закону государства пребывания не означает автоматического его иммунитета от уголовной юрисдикции аккредитующей стороны.
Дипломатические работники не могут допрашиваться в качестве свидетеля (это не исключает право дипломата по собственной воле выступить в качестве свидетеля).
Дипломатический иммунитет распространяется на членов дипломатического персонала, т.е. на сотрудников дип. представительства, имеющих ранг «дипломатического агента». Под действие иммунитета подпадают также члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания.
Дипломатический иммунитет распространяется на сотрудников административно-технического персонала представительства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей.
Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.
Иммунитет начинает действовать с момента вступления лица на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, в случае нахождения на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается МИД. Прекращается — в момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать.
Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей и иных граждан, которые пользуютсяпользующихся дипломатическим иммунитетом разрешается согласно нормам международного права.
б) Основным актом о консульском иммунитетеявляется Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г.
Консулом является должностное лицо направляющего государства для представления и защиты интересов граждан и организаций этого государства в государстве пребывания (аккредитации). Консул не представляет политические интересы аккредитующего государства, а выражает только частные интересы лиц и организаций. Консульский иммунитет более ограничен в сравнении с дипломатическим иммунитетом.
Неприкосновенность консульских помещений распространяется только на ту их часть, которая используется исключительно для работы консульского учреждения. Власти государства пребывания могут вступать в эту часть консульских помещений не иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства.
Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Консульский курьер при выполнении своих функций пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.
Личная неприкосновенность консульских должностных лиц состоит в том, что они не подлежат уголовной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных во время исполнения консульских функций. Этих лиц нельзя подвергнуть аресту или предварительному заключению иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения только тяжких преступлений. Они могут быть заключены в тюрьму или подвергнуться другим формам ограничений личной свободы не иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Консульское должностное лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело, должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций.
Консульские сотрудники обязаны давать свидетельские показания. Работники консульского учреждения вправе отказаться от дачи показаний по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций или разъясняющим законодательство представляемого государства.
Представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов работника консульского учреждения.
Консульский иммунитет возникает с момента вступления консула на территорию государства пребывания, а прекращается, когда данное лицо оставляет это государство.
в) Иммунитет м/н организаций и их персонала.
Иммунитеты и привилегии м/н организаций и лиц, пользующихся международной защитой, предусмотрены уставами, многочисленными международными конвенциями, соглашениями м/н организаций с государством пребывания.
Общим правилом является полная неприкосновенность высших должностных лиц, помещений, транспорта, корреспонденции, архивов м/н организаций. Иммунитет от уголовной юрисдикции в этом случае аналогичен дипломатическому иммунитету. Таким иммунитетом в ООН наделены Генеральный секретарь ООН, его заместители, судьи Международного суда ООН и др.
Судьи МУС также обладают полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Судьи, прокурор, заместители прокурора и секретарь пользуются, когда они участвуют в деятельности Суда или в отношении такой деятельности, теми же привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются главам дипломатических представительств (ст. 48 Римского РС МУС).
На постоянных представителей государств при м/н организациях универсального характера распространяется иммунитет аналогичный дипломатическому. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. При этом иммунитет главы представительства или члена дипломатического персонала представительства от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции посылающего государства.
На других должностных лиц и обслуживающий персонал м/н организаций, иных представителей государств распространяется ограниченный иммунитет. Уголовная ответственность по законам государства пребывания не наступает для этих лиц за действия, совершенные ими при выполнении официальных функций.
г) Иммунитет специальных миссий.
Базовый документ — Международная Конвенция о специальных миссиях 1969 г. «Специальная миссия» есть временная миссия, по своему характеру представляющая государство, направляемая одним государством в другое с согласия последнего для совместного рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи. Государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы. Только с согласия принимающей стороны делегация государства получает статус специальной миссии и может осуществлять функции, определяемые по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим государством.
На специальную миссию, ее персонал, помещения, транспорт, корреспонденцию распространяется такой же иммунитет, что и на дипломатических агентов. Личность представителей посылающего государства в специальной миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство. Личные помещения представителей посылающего государства в специальной миссии и членов ее дипломатического персонала пользуются той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения специальной миссии. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства.
Семьи, сопровождающие членов миссии, административно-технический персонал, а также обслуживающий персонал обладают таким же иммунитетом, как и в случаях с дипломатическими представительствами.
Особый статус главы государства и лиц высокого ранга: глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом. На них распространяется дипломатическая неприкосновенность не только во время нахождения в принимающем государстве в официальном качестве, но и с частным визитом.
Иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания представителей не освобождает их от юрисдикции направляющего государства.
В международном праве иммунитет от уголовной юрисдикции главы государства во время пребывания в должности не признается в отношении м/н преступлений.
Своеобразной разновидностью иммунитета специальной миссии является нераспространение уголовной юрисдикции государства пребывания на определенные подразделения (формирования) направляющей стороны, которые находятся по согласованию с принимающей стороной на ее территории. К этим специализированным формированиям можно отнести воинские подразделения одного государства, дислоцирующиеся на территории государства пребывания. При этом целями нахождения таких специализированных формирований могут быть: поддержание порядка и общественной безопасности в государстве пребывания, выполнение миротворческих функций, охрана Государственной границы, осуществление научно-исследовательских программ, проведение космических исследований и т. п.
Так же, как и в других случаях иммунитетов от уголовной юрисдикции, территория, занимаемая воинскими подразделениями одного государства, остается в территориальном пространстве принимающего государства. Однако в пределах такой территории действует по договоренности между государствами юрисдикция направляющего государства.
По общему правилу уголовная юрисдикция принимающего государства в таких случаях носит ограниченный характер.
Часть 2 ст. 12 УК РФ закрепляет принцип специальной миссии. Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Военнослужащие обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания за совершенные в этой стране преступления, направленные только против интересов РФ. В этих случаях они несут ответственность по УК РФ.
Общая характеристика иммунитета от юрисдикции
По общему правилу, свойством национальной юрисдикции любого государства выступает то, что все граждане и зарегистрированные на его территории юридические лица, в случае возникновения правовых споров обращаются в органы государственной власти, уполномоченные на их рассмотрение и разрешение.
Однако, с учетом особого статуса отдельных лиц, могут предусматриваться изъятия и исключения из названного права. Одним из таких исключений выступает предоставляемый дипломатическим агентам иммунитет от национальной юрисдикции.
Замечание 1
Так, нормой ст. 31 Венской конвенции устанавливается правило о том, что дипломатическим агентам предоставляется иммунитет от административной, гражданской, а также уголовной юрисдикции государства пребывания.
При этом обозначенное положение содержится и в некоторых национальных законодательных актах. В частности, такое правило предусмотрено в российской правовой системе, в соответствии с которым, главы дипломатического представительства, а равно иные члены дипломатического персонала пользуются иммунитетом от обозначенных выше типов юрисдикций государства пребывания, за исключением случае, когда на соответствующее отнесение имеется явно выраженное специальное согласие аккредитующего государства.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Применительно к характеристике иммунитета от уголовной юрисдикции следует отметить, что для дипломатических агентов соответствующее изъятие носит исчерпывающий характер – иностранный дипломат не может быть привлечен к уголовной ответственности в стране пребывания в случае совершения им общественно-опасного деяния.
Замечание 2
Тем не менее, иммунитет от уголовной юрисдикции не означает полной безнаказанности дипломатических работников – в случае совершения им общественно-опасного деяния государство пребывания вправе объявить дипломата персоной «нон грата», указав на необходимость покинуть страну пребывания.
Более того, иммунитет от юрисдикции государства пребывания, не указывает на освобождение дипломатического работника от юрисдикции аккредитующего государства.
В свою очередь, говоря о характеристике гражданской и административной юрисдикции, правила предоставления дипломатических иммунитетов менее категоричны. Так, несмотря на то, что по общему правилу к дипломату не может быть предъявлен гражданский иск, обозначенные субъекты, тем не менее, могут вступать в процесс по встречному иску, а равно по рассмотрению имущественных споров в связи с обладанием и пользованию недвижимым имуществом, находящимся на территории государства пребывания.
Привлечение к юридической ответственности лиц с иммунитетом от юрисдикции
Обозначенные выше типы иммунитетов от уголовной, гражданской или административной юрисдикции государства пребывания, предоставляемые дипломатическим работникам в силу непосредственных предписаний действующего международного права, не означают их безнаказанности в случае совершения различных правонарушений.
В частности, в настоящее время предусмотрены следующие механизмы привлечения дипломатических агентов к юридической ответственности:
- Привлечение лица, наделенного дипломатическим иммунитетом от юрисдикции государства пребывания к юридической ответственности в аккредитующей стране. Иными словами, существует механизм, в рамках которого совершивший правонарушение дипломатический агент может быть привлечен к юридической ответственности в аккредитующей стране по ходатайству государства пребывания, в том числе, на основании материалов, собранных на первоначальном этапе возбуждения административного или уголовного производства;
- Вторым, более распространенным и эффективным механизмом выступают исключительные случаи привлечения дипломата к ответственности в государства пребывания. Иными словами, аккредитующее государство вправе определенно выразить отказ от дипломатического иммунитета конкретного должностного лица, в силу которого, последний, может стать субъектом административной или уголовной ответственности, что нередко встречается в мировой практике.
При этом с учетом обозначенной важности второго механизма привлечения дипломатических работников к ответственности, представляется целесообразным подробнее остановиться на его современной характеристике
Отказ аккредитующего государства от дипломатического иммунитета
Как было отмечено выше, одним из способов привлечения к административной или уголовной ответственности дипломатического сотрудника за совершение правонарушения (преступления) на территории государства пребывания, выступает определенно выраженный отказ аккредитующего государства от соответствующего иммунитета.
При этом следует обратить внимание, что рассматриваемое право предоставляется именно государству, интересы которого представляет дипломатической работник в иностранном государстве – сам дипломат лишен возможности выразить подобное намерение об отказе от иммунитета.
Говоря о моменте отказа от юрисдикционного иммунитета, следует обратить внимание, что соответствующее намерение может последовать на любой стадии предварительного расследования или судебного разбирательства вплоть до вынесения судебного акта юрисдикционным органом.
Анализ положений действующих источников международного права позволяет сделать вывод об отсутствии унифицированной процедуры изъявления намерения об отказе от дипломатического иммунитета, однако, в доктрине международного права и имеющейся практике, такого рода заявления об отказе совершаются главами дипломатических представительств, поскольку именно на них возлагаются представительские функции.
Замечание 3
Рассматриваемый отказ от иммунитета совершается аккредитующим государством независимо от желания и волеизъявления виновного дипломата, и не может быть отозван впоследствии.