Иммунитет растений рабочая программа
Министерство образования и науки РФ
Комитет образования и науки Курской области
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Обоянский аграрный техникум»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
протокол № _________________от «____»__________________ 2018г.
ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета протокол № ________от «____»_______________ 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОБПОУ «ОАТ»
______________ Ю.С. Парахин
Приказ №__________________ от «___»________________2018год
РАБОЧАЯПРОГРАММА
общепрофессионального учебного предмета
Основы защита растений
профессия 81104 Садовод
2018 г.
Рекомендована к рассмотрению на
заседании методического совета
«____»_______________2018 г.
Протокол №______
Председатель ЦК мастеров и преподавателей
профессионального цикла
__________________Руцкая Т.П.
Составлена в соответствии с примерной программой общепрофессиональной учебной дисциплины «Основы защиты растений» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».)
Организация — разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский аграрный техникум»
Разработчик: Долженкова Наталья Викторовна, преподаватель спецдисиплин ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»
Содержание
Аннотация к рабочей программе ………………………………………………4
Паспорт программы
Пояснительная записка…………………………………………………………5
Результаты освоения учебного предмета ………………………………….
Структура и примерное содержание предмета «основы защиты растений…6
Тематическое планирование ………………………………………………
Содержание учебного предмета…………………………………………….1
Условия реализации программы дисциплины…………………………….
Контроль и оценка результатов освоения предмета «Защита растений»
Аннотация
к рабочей программе учебной программе «Основы защиты растений» по направлению профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод
Целью освоения предмета является формирование знаний и умений по защите плодово-ягодных растений от основных вредителей и болезней. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить биологические и экологические особенности развития основных насекомых;
— вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных культур;
— обоснование комплекса профилактических и защитных приемов против вредителей и болезней плодово-ягодных культур.
Защита растений от вредных организмов неотъемлемая часть технологии возделывания всех сельскохозяйственных культур. В настоящее время все большие требования предъявляются к содержанию защитных мероприятий, а именно – защита растений должна обеспечивать получение экологически чистой продукции и не создавать опасности загрязнения окружающей среды. Поэтому принципиально меняются подходы к оценке используемых приемов защиты, требования к обоснованию системы защитных мероприятий применительно к конкретной технологии возделывания определенной плодово-ягодной культуры.
Основы защита растений в структуре основной профессиональной образовательной программы входит в часть общепрофессионального цикла. Предмет «Основы защиты растений» базируется на знаниях, умениях и навыках сформированных студентами в процессе изучения дисциплин: ботаника, физиология растений, охрана труда.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: биологические особенности вредителей растений, их экологию; причины возникновения болезней, биологические особенности возбудителей инфекционных болезней; видовой состав вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных; современные методы и средства защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений;
уметь: диагностировать вредителей и болезней плодово-ягодных культур; применять методы борьбы с болезнями и вредителями плодово-ягодных культур;
владеть: современными методами определения болезней растений по внешним признакам; методами диагностики повреждений вредителями плодово-ягодных культур.
Общая трудоемкость ее составляет 24 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы защита растений» предназначена для организаций занятий по предмету в областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Обоянский аграрный техникум», реализующем основную программу профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод разряд
Программа разработана на основе требований Профессионального стандарта, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от «4» августа 2014г. №527н. Программа предназначена для обучающихся по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод в объеме 24 часов.
Содержание программы «Основы защита растений» направлено на достижение следующих целей:
усвоение системы знаний об основных группах вредителей, болезней и сорняков.
развитие способности у обучающихся осмысливать значение знаний по предмету;
формирование у обучающихся системы базовых знаний и умений;
воспитание уважения к профессии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить биологические и экологические особенности развития основных насекомых;
— изучить характеристику основных вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных культур, сорняков;
— обоснование комплекса профилактических и защитных приемов против вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для качественного освоения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 .
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы защита растений
1.1. Область применения программы
Программа предназначена для обучающихся по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод в объеме 24 часов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями и достигать следующих целей:
— выполнять работы по получению продукции садоводства;
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 ч, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 24 ч, из них ПР-6ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения предмета обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 01. Выполнять вспомогательные работы по посадке и уходу за садом.
ПК 02.Выполнять вспомогательные работы по уборке урожая.
В результате изучения студент должен:
знать: биологические особенности вредителей растений, их экологию; причины возникновения болезней, биологические особенности возбудителей инфекционных болезней; видовой состав вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных; современные методы и средства защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений;
уметь: диагностировать вредителей и болезней плодово-ягодных культур; применять методы борьбы с болезнями и вредителями плодово-ягодных культур;
владеть: современными методами определения болезней растений по внешним признакам; методами диагностики повреждений вредителями плодово-ягодных культур.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ»
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п
Наименование разделов, тем.
Объем часов
В т.ч.
ПЗ
1
Теоретические основы защиты растений
8
2
1.1
Основные группы вредителей, повреждающих плодово-ягодные культуры Насекомые.
2
1.2
Классификация болезней.
2
1.3
Вредоносность вредителей и болезней.
2
2
Вредители и болезни плодово-ягодных культур.
12
2
2.1
Вредители вегетативных органов
2
2.2
Вредители цветков, плодов
2
2.3
Болезни семечковых
2
2.4
Болезни косточковых.
2
2.5
Вредители и болезни ягодных.
2
2.6
Сорняки: классификация, вредоносность, меры борьбы.
2
3
Организация работ по борьбе с вредителями, болезнями
плодово-ягод культур и сорняками.
4
2
3.1
Меры борьбы с вредителями, болезнями и сорняками. Основы иммунитета растений к вредителям и болезням
2
Всего
24
2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ»
Раздел 1. Теоретические основы защиты растений
Тема 1.1. Основные группы вредителей, повреждающих с/х культуры
Нематоды, ракообразные, клещи, группы брюхоногие вредители. Фитопатогенные нематоды — микроскопические черви: строение, размножение, распространение
Тема 1.2. Насекомые
Основы систематики и классификации, внешние и внутренние, биология размножения и развития. Экологические свойства насекомых, экологические факторы среды. Динамика численности насекомых.
Практическая работа№1 Морфологическое строение насекомых.
Тема1.3. Классификация болезней.
Основные группы возбудителей заболеваний. Неинфекционные и инфекционные болезни. Характеристика групп: вирусы, бактерии, грибы.
Тема 1.4. Основы иммунитета растений к вредителям и болезням
Категории иммунитета и устойчивости. Типы устойчивости и факторы. Причины потери устойчивости.
Тема 1.5. Вредоносность вредителей и болезней.
Типы повреждений вредителями и болезнями. Экологический порог вредоносности. Фитосанитарный карантин и сигнализация
Практическая работа№2
Раздел 2. Вредители и болезни плодово-ягодных культур.
Тема 2.1. Вредители вегетативных органов
Хрущи, совки, тля, клещи, щитовки, т.д
Тема 2.2. Вредители цветков, плодов
Тема 2.3. Болезни семечковых Болезни плодов и семян. Болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода. Болезни, развивающиеся при хранении.
Тема 2.4. Болезни косточковых.
Тема 2.5 Вредители и болезни ягодных.
Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники.
Тема 2.6 Сорняки: классификация, вредоносность, меры борьбы.
Практическое занятие № 2. Прогнозирование развития вредителей и болезней
Раздел 3. Организация работ по борьбе с вредителями, болезнями
плодово-ягод культур и сорняками.
3.1 Меры борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.
Профилактические, истребительные. Агротехнические, химические, биологические. Опрыскивание, протравливание. Основы токсикологии. Классификация пестицидов. Способы применения пестицидов. Технология и техника наземных обработок.
Практическое занятие № 3. Профилактические мероприятия по защите растений от болезней.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Агрономия».
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий;
-шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов и микропрепаратов;
-классная доска.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование кабинета «Агрономия»:
-гербарий
— цветные карандаши, бумага для рисования;
-микроскопы;
-микропрепараты;
-лупа препаровальная;
-лупа ручная;
-иглы препаровальные;
-лезвия;
-стекла покровные;
-стекла предметные;
-весы тарирные;
— образцы растений пораженных грибковыми и вирусными болезнями;
— коллекции вредителей Средней полосы России.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Основные источники:
Защита растений от болезней/ В.А.Шкаликов, О.О.Белошапкина, Д.Д.Букреев и др.; под ред. В.А.Шкаликов.- М.: Колос,2001.-248с.
Защита растений/под ред. С.Н.Дмитриев.-М.:Вече,2004.-128с.
Щербакова Л.Н.Защита растений: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.Н.Щербакова, Н.Н. Карпун -М.:Издательский центр «Академия», 2008.-272.:ил.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ»
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Знание
Способы биологические особенности вредителей растений, их экологию; причины возникновения болезней, биологические особенности возбудителей инфекционных болезней; видовой состав вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных; современные методы и средства защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений;саженцев,
Комбинированный: устный опрос, составление опорно-логического конспекта (ОЛК)
КЭ
Умение
диагностировать вредителей и болезней плодово-ягодных культур; применять методы борьбы с болезнями и вредителями плодово-ягодных культур;
владеть: современными методами определения болезней растений по внешним признакам; методами диагностики повреждений вредителями плодово-ягодных культур.
Практические занятия, учебная и производственная практика
КЭ
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018;
проверки требует 1 правка.
Иммуните́т расте́ний (фитоиммунитет) — невосприимчивость растений к патогенам, а также насекомым. Фитоиммунитет обеспечивается множеством механизмов: выработкой низкомолекулярных фитонцидов, обладающих антибактериальными и фунгицидными свойствами, рецепторами распознавания специфических белковых и углеводных последовательностей (англ. pattern recognition receptors)[1][2], характерных для многих возбудителей, и системой подавления экспрессии генов при помощи РНК (RNA silencing)[3] в качестве противовирусной защиты.
Определения[править | править код]
Иммунитет растения к вредному организму — Способность растения в той или иной мере противостоять заселению или заражению вредным организмом или противодействовать его развитию в растении.[4]
Различают также толерантность растения к вредному организму — Способность растения сохранять удовлетворительную урожайность и качество продукции при поражении возбудителем болезни или повреждении вредителем.[4]
Механизмы иммунитета растения к болезням (устойчивость растения по отношению к фитопатогену) и иммунитета растения к вредителям (устойчивость растения к повреждению его вредителями) различны.
Учение Вавилова об иммунитете растений[править | править код]
Российский и советский учёный Н. И. Вавилов является основателем учения об иммунитете растений, положившего начало изучению его генетической природы. Он считал, что устойчивость против паразитов выработалась в процессе эволюции растений в центрах их происхождения на фоне длительного (в течение тысячелетий) естественного заражения возбудителями болезней. Согласно Вавилову, если в результате эволюции растения приобретали гены устойчивости к патогенам — возбудителям болезней, то последние приобретали способность поражать устойчивые сорта благодаря появлению новых физиологических рас. Так, каждый сорт пшеницы может быть восприимчивым к одним расам и иммунным к другим. Новые расы фитопатогенных микроорганизмов возникают в результате гибридизации, мутаций или гетерокариозиса (разноядерности) и других процессов[5].
Вавилов подразделял иммунитет растений на структурный (механический) и химический. Механический иммунитет растений обусловлен морфологическими особенностями растения-хозяина, в частности, наличием защитных приспособлений, которые препятствуют проникновению патогенов в тело растений. Химический иммунитет зависит от химических особенностей растений[5].
Типы иммунитета[4][править | править код]
* активный иммунитет растения: устойчивость растения, которая обеспечивается свойствами растений, проявляющимися у них только в случае нападения фитопатогена или фитофага, то есть в виде защитных реакций растения-хозяина на внедрение возбудителя болезни или повреждение вредителем.
* пассивный иммунитет растения: устойчивость растения, которая обеспечивается свойствами, проявляющимися у растений независимо от угрозы заражения или заселения.
* возрастной иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, проявляющаяся в определённом возрасте.
* врожденный иммунитет растения: устойчивость
растения к вредному организму, передающаяся по наследству.
* приобретенный иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, приобретаемая растением в процессе его индивидуального развития [онтогенеза] под влиянием определенных внешних факторов или в результате перенесения данной болезни.
* групповой иммунитет растения: устойчивость растения к нескольким видам одной биологической группы возбудителей заболеваний или вредителей.
* длительный иммунитет растения: способность растения длительное время сохранять индуцированный иммунитет к вредному организму.
* индуцированный иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, вызванная ослабленными штаммами фитопатогенов или химическими иммунизаторами.
* комплексный иммунитет растения: устойчивость растения к разным группам возбудителей заболеваний и вредителей.
* олигогенный иммунитет растения: устойчивость растения к определенным расам вредного организма, контролируемая малым числом генов растения.
* полигенный иммунитет растения: устойчивость растения, не специфичная к расам вредного организма и контролируемая многими генами растения.
* неспецифический иммунитет растения: устойчивость растения, которая выражается в полной невосприимчивости растений к вредному организму.
* специфический иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, которая проявляется на уровне отдельных форм в пределах вида.
Химическая иммунизация растения[править | править код]
Химическая иммунизация растения — это использование химического вещества для создания иммунитета растения к вредным организмам.[4]
Метод оценки иммунитета растений[править | править код]
Заключается в оценке устойчивости растений к вредным организмам с учётом биотических и абиотических факторов по проявлению симптомов заболевания или повреждения, по степени поражения или повреждения растений, по распространению болезни, или по потерям урожая.[4]
См. также[править | править код]
- Иммунитет (биология)
- Иммунная система
- Резистентность (биология)
- Патоген
- Фитопатология
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Вавилов Н. И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям (сб.) / Отв. ред. Л. Н. Андреев; (Предисл. Л. Н. Андреева, М. В. Горленко); АН СССР, Секция хим.-технол. и биол. наук. М. Наука 1986.
- Вавилов Н. И. Проблемы иммунитета культурных растений / Н. И. Вавилов. — Т. IV. — М.; Л.: Наука, 1964.
- Вердеревский Д. Д., Иммунитет растений к инфекционным болезням, Кишинев, 1968.
- Горленко М. В. Краткий курс иммунитета растений к инфекционным болезням, 2 изд., М., 1962.
- Дьяков Ю. Т., Шкаликов В. А. Иммунитет растений. Колос, 2005 (ISBN 5-9532-0328-4).
- Курсанова Т. А. Развитие представлений о природе иммунитета растений. М.: Наука, 1988.
- Плотникова Л. Я., Иммунитет растений и селекция на устойчивость к болезням и вредителям: Учебник для студентов вузов. КолосС, 2007 (ISBN 978-5-9532-0356-2).
- Рубин Б. А. Биохимия и физиология иммунитета растений / Б. А. Рубин, Е. В. Арциховская, В. А. Аксенова. М., 1975. — 320 с.
- Сухоруков К. Т. Физиология иммунитета растений. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.
- Физиология иммунитета растений (сб. статей) М.: Наука, 1968.
- Флористика, физиология и иммунитет растений (сб. статей) / Редкол.: Ю. Н. Прокудин (отв. ред.) и др. Харьков: Вища школа, Изд -во при Харьк. ун-те 1981.
- Шапиро И. Д. Иммунитет полевых культур к насекомым и клещам / И. Д. Шапиро. Л.: Наука, 1985.