Иммунитет растений рабочая программа

Иммунитет растений рабочая программа thumbnail

Министерство образования и науки РФ

Комитет образования и науки Курской области

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский аграрный техникум»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

протокол № _________________от «____»__________________ 2018г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического

совета протокол № ________от «____»_______________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОБПОУ «ОАТ»

______________ Ю.С. Парахин

Приказ №__________________ от «___»________________2018год

РАБОЧАЯПРОГРАММА

общепрофессионального учебного предмета

Основы защита растений

профессия 81104 Садовод

2018 г.

Рекомендована к рассмотрению на

заседании методического совета

«____»_______________2018 г.

Протокол №______

Председатель ЦК мастеров и преподавателей

профессионального цикла

__________________Руцкая Т.П.

Составлена в соответствии с примерной программой общепрофессиональной учебной дисциплины «Основы защиты растений» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 384 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».)

Организация — разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский аграрный техникум»

Разработчик: Долженкова Наталья Викторовна, преподаватель спецдисиплин ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум»

Содержание

Аннотация к рабочей программе ………………………………………………4

Паспорт программы

Пояснительная записка…………………………………………………………5

Результаты освоения учебного предмета ………………………………….

Структура и примерное содержание предмета «основы защиты растений…6

Тематическое планирование ………………………………………………

Содержание учебного предмета…………………………………………….1

Условия реализации программы дисциплины…………………………….

Контроль и оценка результатов освоения предмета «Защита растений»

Аннотация

к рабочей программе учебной программе «Основы защиты растений» по направлению профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод

Целью освоения предмета является формирование знаний и умений по защите плодово-ягодных растений от основных вредителей и болезней. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить биологические и экологические особенности развития основных насекомых;

— вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных культур;

— обоснование комплекса профилактических и защитных приемов против вредителей и болезней плодово-ягодных культур.

Защита растений от вредных организмов неотъемлемая часть технологии возделывания всех сельскохозяйственных культур. В настоящее время все большие требования предъявляются к содержанию защитных мероприятий, а именно – защита растений должна обеспечивать получение экологически чистой продукции и не создавать опасности загрязнения окружающей среды. Поэтому принципиально меняются подходы к оценке используемых приемов защиты, требования к обоснованию системы защитных мероприятий применительно к конкретной технологии возделывания определенной плодово-ягодной культуры.

Основы защита растений в структуре основной профессиональной образовательной программы входит в часть общепрофессионального цикла. Предмет «Основы защиты растений» базируется на знаниях, умениях и навыках сформированных студентами в процессе изучения дисциплин: ботаника, физиология растений, охрана труда.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: биологические особенности вредителей растений, их экологию; причины возникновения болезней, биологические особенности возбудителей инфекционных болезней; видовой состав вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных; современные методы и средства защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений;

уметь: диагностировать вредителей и болезней плодово-ягодных культур; применять методы борьбы с болезнями и вредителями плодово-ягодных культур;

владеть: современными методами определения болезней растений по внешним признакам; методами диагностики повреждений вредителями плодово-ягодных культур.

Общая трудоемкость ее составляет 24 часов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы защита растений» предназначена для организаций занятий по предмету в областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Обоянский аграрный техникум», реализующем основную программу профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод разряд

Программа разработана на основе требований Профессионального стандарта, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от «4» августа 2014г. №527н. Программа предназначена для обучающихся по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод в объеме 24 часов.

Содержание программы «Основы защита растений» направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение системы знаний об основных группах вредителей, болезней и сорняков.

  • развитие способности у обучающихся осмысливать значение знаний по предмету;

  • формирование у обучающихся системы базовых знаний и умений;

  • воспитание уважения к профессии.

Читайте также:  Что лучше для иммунитета иммунал или бронхомунал

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить биологические и экологические особенности развития основных насекомых;

— изучить характеристику основных вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных культур, сорняков;

— обоснование комплекса профилактических и защитных приемов против вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов профессиональных компетенций, необходимых для качественного освоения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 .

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основы защита растений

1.1. Область применения программы

Программа предназначена для обучающихся по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по профессии 81104 Садовод в объеме 24 часов.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями и достигать следующих целей:

— выполнять работы по получению продукции садоводства;

— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

— организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 24 ч, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 24 ч, из них ПР-6ч.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате освоения предмета обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 01. Выполнять вспомогательные работы по посадке и уходу за садом.

ПК 02.Выполнять вспомогательные работы по уборке урожая.

В результате изучения студент должен:

знать: биологические особенности вредителей растений, их экологию; причины возникновения болезней, биологические особенности возбудителей инфекционных болезней; видовой состав вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных; современные методы и средства защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений;

уметь: диагностировать вредителей и болезней плодово-ягодных культур; применять методы борьбы с болезнями и вредителями плодово-ягодных культур;

владеть: современными методами определения болезней растений по внешним признакам; методами диагностики повреждений вредителями плодово-ягодных культур.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ»

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем.

Объем часов

В т.ч.

ПЗ

1

Теоретические основы защиты растений

8

2

1.1

Основные группы вредителей, повреждающих плодово-ягодные культуры Насекомые.

2

1.2

Классификация болезней.

2

1.3

Вредоносность вредителей и болезней.

2

2

Вредители и болезни плодово-ягодных культур.

12

2

2.1

Вредители вегетативных органов

2

2.2

Вредители цветков, плодов

2

2.3

Болезни семечковых

2

2.4

Болезни косточковых.

2

2.5

Вредители и болезни ягодных.

2

2.6

Сорняки: классификация, вредоносность, меры борьбы.

2

3

Организация работ по борьбе с вредителями, болезнями

плодово-ягод культур и сорняками.

4

2

3.1

Меры борьбы с вредителями, болезнями и сорняками. Основы иммунитета растений к вредителям и болезням

2

Всего

24

2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ»

Раздел 1. Теоретические основы защиты растений

Тема 1.1. Основные группы вредителей, повреждающих с/х культуры

Нематоды, ракообразные, клещи, группы брюхоногие вредители. Фитопатогенные нематоды — микроскопические черви: строение, размножение, распространение

Тема 1.2. Насекомые

Основы систематики и классификации, внешние и внутренние, биология размножения и развития. Экологические свойства насекомых, экологические факторы среды. Динамика численности насекомых.

Практическая работа№1 Морфологическое строение насекомых.

Тема1.3. Классификация болезней.

Основные группы возбудителей заболеваний. Неинфекционные и инфекционные болезни. Характеристика групп: вирусы, бактерии, грибы.

Тема 1.4. Основы иммунитета растений к вредителям и болезням

Категории иммунитета и устойчивости. Типы устойчивости и факторы. Причины потери устойчивости.

Тема 1.5. Вредоносность вредителей и болезней.

Типы повреждений вредителями и болезнями. Экологический порог вредоносности. Фитосанитарный карантин и сигнализация

Практическая работа№2

Раздел 2. Вредители и болезни плодово-ягодных культур.

Читайте также:  Откуда берется у человека иммунитет

Тема 2.1. Вредители вегетативных органов

Хрущи, совки, тля, клещи, щитовки, т.д

Тема 2.2. Вредители цветков, плодов

Тема 2.3. Болезни семечковых Болезни плодов и семян. Болезни, развивающиеся в течение вегетационного периода. Болезни, развивающиеся при хранении.

Тема 2.4. Болезни косточковых.

Тема 2.5 Вредители и болезни ягодных.

Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники.

Тема 2.6 Сорняки: классификация, вредоносность, меры борьбы.

Практическое занятие № 2. Прогнозирование развития вредителей и болезней

Раздел 3. Организация работ по борьбе с вредителями, болезнями

плодово-ягод культур и сорняками.

3.1 Меры борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.

Профилактические, истребительные. Агротехнические, химические, биологические. Опрыскивание, протравливание. Основы токсикологии. Классификация пестицидов. Способы применения пестицидов. Технология и техника наземных обработок.

Практическое занятие № 3. Профилактические мероприятия по защите растений от болезней.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Агрономия».

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий;

-шкаф для хранения учебно-наглядных пособий, приборов и микропрепаратов;

-классная доска.

Технические средства обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование кабинета «Агрономия»:

-гербарий

— цветные карандаши, бумага для рисования;

-микроскопы;

-микропрепараты;

-лупа препаровальная;

-лупа ручная;

-иглы препаровальные;

-лезвия;

-стекла покровные;

-стекла предметные;

-весы тарирные;

— образцы растений пораженных грибковыми и вирусными болезнями;

— коллекции вредителей Средней полосы России.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий.

Основные источники:

Защита растений от болезней/ В.А.Шкаликов, О.О.Белошапкина, Д.Д.Букреев и др.; под ред. В.А.Шкаликов.- М.: Колос,2001.-248с.

Защита растений/под ред. С.Н.Дмитриев.-М.:Вече,2004.-128с.

Щербакова Л.Н.Защита растений: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/Л.Н.Щербакова, Н.Н. Карпун -М.:Издательский центр «Академия», 2008.-272.:ил.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ»

осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знание

Способы биологические особенности вредителей растений, их экологию; причины возникновения болезней, биологические особенности возбудителей инфекционных болезней; видовой состав вредителей и возбудителей болезней плодово-ягодных; современные методы и средства защиты растений от вредителей, болезней и сорных растений;саженцев,

Комбинированный: устный опрос, составление опорно-логического конспекта (ОЛК)

КЭ

Умение

диагностировать вредителей и болезней плодово-ягодных культур; применять методы борьбы с болезнями и вредителями плодово-ягодных культур;

владеть: современными методами определения болезней растений по внешним признакам; методами диагностики повреждений вредителями плодово-ягодных культур.

Практические занятия, учебная и производственная практика

КЭ

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018;
проверки требует 1 правка.

Иммуните́т расте́ний (фитоиммунитет) — невосприимчивость растений к патогенам, а также насекомым. Фитоиммунитет обеспечивается множеством механизмов: выработкой низкомолекулярных фитонцидов, обладающих антибактериальными и фунгицидными свойствами, рецепторами распознавания специфических белковых и углеводных последовательностей (англ. pattern recognition receptors)[1][2], характерных для многих возбудителей, и системой подавления экспрессии генов при помощи РНК (RNA silencing)[3] в качестве противовирусной защиты.

Определения[править | править код]

Иммунитет растения к вредному организму — Способность растения в той или иной мере противостоять заселению или заражению вредным организмом или противодействовать его развитию в растении.[4]

Различают также толерантность растения к вредному организму — Способность растения сохранять удовлетворительную урожайность и качество продукции при поражении возбудителем болезни или повреждении вредителем.[4]

Механизмы иммунитета растения к болезням (устойчивость растения по отношению к фитопатогену) и иммунитета растения к вредителям (устойчивость растения к повреждению его вредителями) различны.

Учение Вавилова об иммунитете растений[править | править код]

Российский и советский учёный Н. И. Вавилов является основателем учения об иммунитете растений, положившего начало изучению его генетической природы. Он считал, что устойчивость против паразитов выработалась в процессе эволюции растений в центрах их происхождения на фоне длительного (в течение тысячелетий) естественного заражения возбудителями болезней. Согласно Вавилову, если в результате эволюции растения приобретали гены устойчивости к патогенам — возбудителям болезней, то последние приобретали способность поражать устойчивые сорта благодаря появлению новых физиологических рас. Так, каждый сорт пшеницы может быть восприимчивым к одним расам и иммунным к другим. Новые расы фитопатогенных микроорганизмов возникают в результате гибридизации, мутаций или гетерокариозиса (разноядерности) и других процессов[5].

Читайте также:  Повышение иммунитета черным перцем

Вавилов подразделял иммунитет растений на структурный (механический) и химический. Механический иммунитет растений обусловлен морфологическими особенностями растения-хозяина, в частности, наличием защитных приспособлений, которые препятствуют проникновению патогенов в тело растений. Химический иммунитет зависит от химических особенностей растений[5].

Типы иммунитета[4][править | править код]

* активный иммунитет растения: устойчивость растения, которая обеспечивается свойствами растений, проявляющимися у них только в случае нападения фитопатогена или фитофага, то есть в виде защитных реакций растения-хозяина на внедрение возбудителя болезни или повреждение вредителем.

* пассивный иммунитет растения: устойчивость растения, которая обеспечивается свойствами, проявляющимися у растений независимо от угрозы заражения или заселения.

* возрастной иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, проявляющаяся в определённом возрасте.

* врожденный иммунитет растения: устойчивость
растения к вредному организму, передающаяся по наследству.

* приобретенный иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, приобретаемая растением в процессе его индивидуального развития [онтогенеза] под влиянием определенных внешних факторов или в результате перенесения данной болезни.

* групповой иммунитет растения: устойчивость растения к нескольким видам одной биологической группы возбудителей заболеваний или вредителей.

* длительный иммунитет растения: способность растения длительное время сохранять индуцированный иммунитет к вредному организму.

* индуцированный иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, вызванная ослабленными штаммами фитопатогенов или химическими иммунизаторами.

* комплексный иммунитет растения: устойчивость растения к разным группам возбудителей заболеваний и вредителей.

* олигогенный иммунитет растения: устойчивость растения к определенным расам вредного организма, контролируемая малым числом генов растения.

* полигенный иммунитет растения: устойчивость растения, не специфичная к расам вредного организма и контролируемая многими генами растения.

* неспецифический иммунитет растения: устойчивость растения, которая выражается в полной невосприимчивости растений к вредному организму.

* специфический иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, которая проявляется на уровне отдельных форм в пределах вида.

Химическая иммунизация растения[править | править код]

Химическая иммунизация растения — это использование химического вещества для создания иммунитета растения к вредным организмам.[4]

Метод оценки иммунитета растений[править | править код]

Заключается в оценке устойчивости растений к вредным организмам с учётом биотических и абиотических факторов по проявлению симптомов заболевания или повреждения, по степени поражения или повреждения растений, по распространению болезни, или по потерям урожая.[4]

См. также[править | править код]

  • Иммунитет (биология)
  • Иммунная система
  • Резистентность (биология)
  • Патоген
  • Фитопатология

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Вавилов Н. И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям (сб.) / Отв. ред. Л. Н. Андреев; (Предисл. Л. Н. Андреева, М. В. Горленко); АН СССР, Секция хим.-технол. и биол. наук. М. Наука 1986.
  • Вавилов Н. И. Проблемы иммунитета культурных растений / Н. И. Вавилов. — Т. IV. — М.; Л.: Наука, 1964.
  • Вердеревский Д. Д., Иммунитет растений к инфекционным болезням, Кишинев, 1968.
  • Горленко М. В. Краткий курс иммунитета растений к инфекционным болезням, 2 изд., М., 1962.
  • Дьяков Ю. Т., Шкаликов В. А. Иммунитет растений. Колос, 2005 (ISBN 5-9532-0328-4).
  • Курсанова Т. А. Развитие представлений о природе иммунитета растений. М.: Наука, 1988.
  • Плотникова Л. Я., Иммунитет растений и селекция на устойчивость к болезням и вредителям: Учебник для студентов вузов. КолосС, 2007 (ISBN 978-5-9532-0356-2).
  • Рубин Б. А. Биохимия и физиология иммунитета растений / Б. А. Рубин, Е. В. Арциховская, В. А. Аксенова. М., 1975. — 320 с.
  • Сухоруков К. Т. Физиология иммунитета растений. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.
  • Физиология иммунитета растений (сб. статей) М.: Наука, 1968.
  • Флористика, физиология и иммунитет растений (сб. статей) / Редкол.: Ю. Н. Прокудин (отв. ред.) и др. Харьков: Вища школа, Изд -во при Харьк. ун-те 1981.
  • Шапиро И. Д. Иммунитет полевых культур к насекомым и клещам / И. Д. Шапиро. Л.: Наука, 1985.

Источник