Иммунитет ребенка перед садиком
Многие из нас в скором времени или уже сейчас хотят отдать своих любимых деток в садик, но обычно возникают такие вопросы: «Как подготовит ребенка, как поднять его иммунитет, как сделать так, чтобы малыш легко адаптировалсь?!
Как подготовить иммунитет малыша к детскому садику?
Конечно же, ни для одной мамочки не секрет, что, решившись начать «взрослую жизнь» чада, семья неизбежно толкнется с часто подхватываемыми вирусами в саду. Как бы ни хотелось надееться, что «наш малыш крепенький, закаленный, крайне редко болеющий», нужно быть готовой помочь организму ребенка выстоять эти тяжелые дни с минимальными потерями.
Итак, частота заболеваний малыша в детском саду зависит от двух факторов: от активности инфекции и от устойчивости к ней детского организма. На инфекцию, к нашему сожалению, мы влияния не имеем. Ну, разве что, стараться не допускать ребенка в очаги явного скопления возможно больных людей. Но каждя мамочка с грустью понимает, что безответственные и слишком занятые родители водят деток в садик с соплями, а еще и с кашлем, и другими инфекционными заболеваниями!
Поэтому остается только укреплять иммунитет своего малыша.
Здесь можно двигаться в двух направлениях: укреплять устойчивость к заболеваниям вообще и вырабатывать специфический иммунитет к конкретным инфекциям.
Попробуем привести ниже основы всесторонней профилактики частой заболеваемости детского организма:
1. Начать подготовку крохи необходимо заранее. Очень хорошо, чтобы малыш получит возможность укрепить организм за лето: вдоволь надышаться свежим воздухом, накупаться в море или речке, побегать босиком по песочку-травке-гальке и насладился летним солнышком. Будет ли это отпуск, проведенный с ребенком вместе, отправите ли вы его к бабушке или просто пару раз в неделю всей семьей будете выезжать на природу – решать вам. В любом случае, это будет достойным вложением в здоровье вашего малыша!
Не забудьте и про сезонные фрукты-овощи-ягоды, которые так богаты бесценными витаминами и микроэлементами!
2. Домашний, «тепличный» ребенок оказывается не готов вирусной атаке, которая неизбежна в саду. Поэтому стоит приучать кроху к контактам с другими детьми заранее (в т. ч. в закрытых помещениях), до того времени, когда предполагаете отдать его в сад. Кроме опыта общения, это будет еще и тренировкой для его иммунной системы!
3. С первых лет жизни приучайте ребенка к правильному, сбалансированному питанию. Ежедневное меню должно состоять из разных групп продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами. Не секрет, что самые хорошо усваиваемые витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах, выросших в той же полосе, где вы живете. Кроме соков, компотов, чая малыш обязательно должен каждый день пить воду!
4. Крайне эффективным средством является систематическое закаливание.
Важно помнить правила закаливания:
oначинать и проводить закаливание можно только здоровому ребенку;
oсама процедура должна нравиться малышу, поэтому все преподносим в виде игры и с привлечением любимых «кукломишек»;
oпостепенно снижаем температуру (каждые 3 -4 дня на 1-2°С);
oесли произошел перерыв на 5-10 дней, то температуру возвращаем на 2-3°С назад; если перерыв в закаливании был больше 10 дней, то начинаем все с начала.
Малышам с 1 до 3 лет подойдут такие виды закаливания:
*умывание личика (а для деток с 2 лет моем еще и верхнюю часть груди и ручки до локтя). Начинаем с 20°С и снижаем до 16-18°С;
*далее можно перейти к общему обливанию с начальной температурой воды 34-35°С и снижением ее до 18°С.
Деткам дошкольного возраста умывают личико, шейку, грудь и ручки выше локтя, а температуру воды доводят до 14°С; при общем обливании температуру постепенно снижают до 24°С.
Дошколятам можно предложить еще и такие виды закаливания:
*обливание стоп с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 20°С;
*полоскание горла кипяченой водой с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 8-10°С.
5. Менее подвержен заболеваниям здоровый организм. Поэтому в первую очередь санируем все хронические очаги инфекции. Обязательно регулярно показываемся стоматологу и лечим проблемные зубки, если такие есть. И не надеемся, что ситуация разрешится сама, так как «все равно молочные выпадут». К сожалению, кариес, со всеми его стремительными осложнениями поражает и молочные зубки. Естественно, не забываем про профилактику, поэтому чистим зубки два раза в день, подобрав вкусную и качественную зубную пасту!
6. Самыми важными элементами, необходимыми для повышения сопротивляемости организма к различным инфекциям, являются витамин С, йод, а также витамин D. Не обязательно покупать ребёнку дорогостоящие витамины, достаточно в течение определённого времени (2-3 недели) поить его ежедневно отваром шиповника, или купить самую обыкновенную «Аскорбинку». Йод, как известно, содержится в грецких орехах. Очень полезна смесь из натурального мёда, грецких орехов, кишмиша и высушенных плодов абрикоса (кураги). Орехи, кишмиш и курагу нужно перекрутить через мясорубку и смешать с мёдом. По одной десертной ложке этой смеси утром, натощак в течение месяца – и иммунитет вашего малыша готов к столкновению с инфекциями. Витамин D нужен ребёнку не только для полноценного роста и развития, повышения сопротивляемости организма к инфекциям, но и для того, чтобы справляться с умственной и физической нагрузкой в саду, активно играть со сверстниками и быть в прекрасном настроении! Вот почему важно, чтобы рацион вашего чада был богат этим витамином, либо его можно давать дополнительно, купив в аптеке, к примеру, масляный раствор витамина D!
7. Также для повышения иммунитета можно использовать и иммуномодулирующие препараты. Их сейчас множество, гомеопатические препараты, к примеру. Они повышают сопротивляемость организма к вирусам простуды и гриппа путём ежедневного введения в организм определённых микродоз этих вирусов!
8. Общую устойчивость организма малыша можно укрепить еще и с помощью препаратов из лекарственных растений, называющихся адаптогенами ( эхинацея, элеутерококк). 2 – 4 недели в конце лета – достаточно для курса.
9. Вернувшись домой из сада или поликлиники, промывайте ребенку носоглотку слабым раствором (около 1%) поваренной соли или готовым препаратом на основе морских солей, продающимся в аптеке. Также подходит «Аквамарис». После этой процедуры можно смазать нос оксолиновой мазью.
10. Кроме всего перечисленного на иммунную систему существенное влияние оказывает и психическое состояние малыша. Ребенок, который идет в сад с радостью, а не со слезами, не так уязвим для инфекций и вирусов. Поэтому родителям важно сделать все возможное, чтобы детский сад стал источником положительных эмоций для ребенка.
Желаю Вам и Вашему малышу пройти этот переходный этап насколько возможно быстро, легко и радостно. Ну и конечно же здоровья!!!
Всем
Осень – пора не только желтых опадающих листьев, улетающих птиц и похолодания, но и ответственный и волнующий большинство родителей период, когда их чада идут в первый раз в школу или в детский сад. Каждый год в это время разделы на форумах, посвященных воспитанию детей, оживляются и начинается бурное обсуждение того, как именно необходимо готовить ребенка к столь ответственным событиям, как помочь адаптироваться малышу к новым условиям.
Психологическая сложность оставить малыша одного с чужой тетей и другими детками – разговор особый, тут на самом деле необходимо настроиться самой маме, в большинстве своем время привыкания ребенка к детскому садику зависит именно от нее. Уверена мама, что это необходимо и нужно, что с чадом все будет хорошо – уверен и ребенок, есть сомнения, жалость – будет себя жалко и ребенку. Дети, как правило, в этом вопросе являются лишь отражением мнения родителей. Но кроме чистой психологии есть факторы, которые только самовнушением исправить нельзя – распространенные частые болезни малышей, когда после уютного домашнего окружения они попадают в детский коллектив с набором различных вирусов и болячек. Ситуации «три дня ходим – две недели сидим дома, лечимся» описываются мамами довольно часто и об адаптации при таком хождении говорить сложно. Поэтому рядом с обсуждениями вопросов психологии возникают параллельные темы о том, как подготовится к детскому саду и в плане здоровья ребенка, или, как выражается большинство – «укрепить иммунитет».
Как более-менее опытную в этом вопросе (ребенок без «прогулов» отходил в детский садик три года), порой о том же самом спрашивают и знакомые, дети которых в это заведение ходить только начали или еще планируют. Вопрос в большинстве своем ставится как «чем укрепляли иммунитет», причем в ответ ожидается список каких-то чудесных таблеток или мазей, которые нам в этом помогли. И вот тут я начинаю теряться. Дело в том, что никакими мазями или таблетками мы не пользовались. Никогда – ни перед садиком, ни до него, ни сейчас. Единственная наша попытка по медикаментозному укреплению этого самого иммунитета закончилась полным крахом – после уговоров участкового педиатра попить в начале нашей детсадовской карьеры один популярный иммуномодулятор («исключительно на всякий случай») пришлось отлежать неделю в больнице, первый и последний раз. Нет, сказать, что именно это средство стопроцентно виновато, конечно, нельзя. Скорее всего, ребенок просто поймал в детском саду какой-то вирус, однако это совпадение навсегда отбило желание играть в какие-то игры с иммунитетом сына. К каким-либо лекарственным препаратам для ребенка относились с осторожностью всегда, просто когда-то (кажется уже очень и очень давно, а на самом деле всего четыре года назад) он считался жутким аллергиком. На что только аллергию нам не ставили – и на молоко, и на каши, и на хлеб, на листики, на шерсть… всего даже не вспомнить. Пытались лечить, но на любые попытки лечения он всегда реагировал однозначно – обострением. Причины так и не выявили, прошло само, просто позволили жить ему так, как он считает нужным – есть только то, чего ему самому хочется, одеваться ровно настолько, насколько сам считает уместным и достаточным. С тех пор никаких признаков аллергии не видели, пришлось поверить в то, что ребенок все-таки в этом вопросе умнее взрослых и лучше знает, что ему лично нужно.
Но вернемся к иммунитету. Как убедить знакомых, что для профилактики (то есть просто так) какие-то лекарственные препараты, пусть даже гомеопатические, которые формально безвредны, ребенку давать не нужно, я не знаю. Откуда берется это желание что-то делать, чтобы потом сказать себе, что сделали для укрепления иммунитета все, что могли, а он все равно болеет, я тоже не знаю. Попытки рассказать, что вместо покупки мазей или таблеток пошли бы лучше в лес погулять, или позволили ребенку снять куртку, шапку, теплые носки, когда ему жарко, или выключили обогреватель и открыли форточку, обычно натыкаются на слова, что это мне повезло и ребенок от природы такой – не болезненный, а им без поддерживающих лекарств никак нельзя. Тем более что во всех детских садах воспитатели, по словам мам, абсолютно безответственные – и форточки открывают, чтобы детей специально застудить, и воду холодную пить дают, и шапку или вторую кофточку на улицу одеть обязательно забудут, а то и вовсе босиком гулять выведут, лишь бы на больничный всех разогнать. Да, конечно, абсолютное большинство детей сразу после того, как начинают ходить в детский сад, начинает болеть чаще, чем до этого. Только вот объясняется это вовсе не злым умыслом воспитателей, а другими причинами. Первая – концентрация вирусов там выше, чем дома, и со всеми ими ребенку необходимо познакомиться, чтобы в будущем его организм мог адекватно и быстро на них реагировать – именно так он развивает естественный иммунитет к данному конкретному вирусу. Вторая – неподготовленность детей самими родителями. Шапочка, снятая ненадолго на улице, на самом деле никакой опасности для ребенка не тепличного не представляет. Когда-нибудь он все равно это сделает – окажется на улице в прохладную погоду без головного убора, и воду холодную попьет, и даже босиком по снегу пробежится. Кстати, по статистике 90% детских респираторных заболеваний именно вирусные, передаются от человека к человеку, наличие второй кофточки или теплых носочков от них не спасет. Течение болезни – да, от окружающих условий зависит, но опять несколько не так, как это представляют себе большинство родителей – жара совсем не помощник в лечении соплей и кашля, скорее, наоборот. А из оставшихся 10% – опять же 90% заболевают не потому, что им холодно, а потому, что им жарко. Сквозняк настигает потного и разогретого ребенка, или холодная вода попадает в нагретое шарфиком горло, или… Не был бы он перегретым – никакого вреда от этих «катаклизмов» не случилось бы. То есть только один ребенок из ста болеет, потому что замерз, девять – потому что им жарко и девяносто – потому что пообщались с носителем вируса. Вот такая математика.
Вспоминается высказывание одного сейчас широко известного педиатра: закаливание – это попытка догнать уходящий поезд. То есть сначала мы годами создаем детям условия тепличные, а после, когда организм уже приспособился и привык к ним, начинаем детей «закалять» — носочки дома на пять минут снять, водичкой прохладной полить. Гораздо проще все-таки ребенка к этим самым тепличным условиям не приучать. Человеческий детеныш на самом деле существо очень и очень живучее, он выживал даже в пещерах, без меховых носочков и подогретого молока, и никакой сквозняк смертельными случаями и даже просто недомоганиями не заканчивался. Но это, конечно, детеныши, на которых надевать трое шерстяных носков и две шапки никому и в голову не приходило, как и запрещать бегать босиком по полу в пещере или по лужам на улице. Сейчас же мы сначала три, четыре, пять, шесть лет бережем его от любых естественных погодных условий, а потом удивляемся, что даже к температурным особенностям местности собственной родины он оказывается неприспособленным. И идем покупать лекарства для поддержания иммунитета, развиться которому сами же и не дали. Когда берегли от любого ветерка, когда насморк лечили сильнодействующими сосудосуживающими препаратами, когда при любом чихе давали антибиотики, когда не давали общаться с другими представителями своего вида для обмена информацией о вирусах. Странные мы люди.
Дети, конечно, все разные. И организм у них разный. Но зачем пичкать здорового ребенка лекарствами «для профилактики» или «на всякий случай» я, наверное, не пойму никогда.
Информация о материале
Категория: Справочник родителей
Просмотров: 92788
Как подготовить иммунитет малыша к детскому садику?
Конечно же, ни для одной мамочки не секрет, что, решившись начать «взрослую жизнь» чада, семья неизбежно столкнется с часто подхватываемыми вирусами в саду. Как бы ни хотелось надееться, что «наш малыш крепенький, закаленный, крайне редко болеющий», нужно быть готовой помочь организму ребенка выстоять эти тяжелые дни с минимальными потерями.
Сразу приведём слова всем известного доктора Комаровского о том, что здоровый организм малыша через инфекции проходит период активного становления иммунитета. В этом возрасте норму составляют 6-8 «простуд» в год для непосещающего сад малыша, и 8-12 для посещающего детский сад.
Итак, частота заболеваний малыша в детском саду зависит от двух факторов: от активности инфекции и от устойчивости к ней детского организма. На инфекцию, к нашему сожалению, мы влияния не имеем. Ну, разве что, стараться не допускать ребенка в очаги явного скопления возможно больных людей.
Поэтому остается только укреплять иммунитет своего малыша. Здесь можно двигаться в двух направлениях: укреплять устойчивость к заболеваниям вообще и вырабатывать специфический иммунитет к конкретным инфекциям.
Попробуем привести ниже основы всесторонней профилактики частой заболеваемости детского организма:
- Начать подготовку крохи необходимо заранее. Очень хорошо, чтобы малыш получил возможность укрепить организм за лето: вдоволь надышаться свежим воздухом, накупаться в море или речке, побегать босиком по песочку-травке-гальке и насладился летним солнышком. Будет ли это отпуск, проведенный с ребенком вместе, отправите ли вы его к бабушке или просто пару раз в неделю всей семьей будете выезжать на природу – решать вам. В любом случае, это будет достойным вложением в здоровье вашего малыша! Не забудьте и про сезонные фрукты-овощи-ягоды, которые так богаты бесценными витаминами и микроэлементами;
- Домашний, «тепличный» ребенок оказывается не готов вирусной атаке, которая неизбежна в саду. Поэтому стоит приучать кроху к контактам с другими детьми заранее (в т.ч. в закрытых помещениях), до того времени, когда предполагаете отдать его в сад. Кроме опыта общения, это будет еще и тренировкой для его иммунной системы;
- С первых лет жизни приучайте ребенка к правильному, сбалансированному питанию. Ежедневное меню должно состоять из разных групп продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами. Не секрет, что самые хорошо усваиваемые витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах, выросших в той же полосе, где вы живете. Кроме соков, компотов, чая малыш обязательно должен каждый день пить воду;
- Крайне эффективным средством является систематическое закаливание.
Важно помнить правила закаливания:- начинать и проводить закаливание можно только здоровому ребенку;
- сама процедура должна нравиться малышу, поэтому все преподносим в виде игры и с привлечением любимых «кукломишек»;
- постепенно снижаем температуру (каждые 3 -4 дня на 1-2°С);
- если произошел перерыв на 5-10 дней, то температуру возвращаем на 2-3°С назад; если перерыв в закаливании был больше 10 дней, то начинаем все с начала.
Малышам с 1 до 3 лет подойдут такие виды закаливания:
- умывание личика (а для деток с 2 лет моем еще и верхнюю часть груди и ручки до локтя). Начинаем с 20°С и снижаем до 16-18°С;
- далее можно перейти к общему обливанию с начальной температурой воды 34-35°С и снижением ее до 18°С.
Деткам дошкольного возраста умывают личико, шейку, грудь и ручки выше локтя, а температуру воды доводят до 14°С; при общем обливании температуру постепенно снижают до 24°С. Дошколятам можно предложить еще и такие виды закаливания:
- обливание стоп с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 20°С;
- полоскание горла кипяченой водой с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 8-10°С.
- Менее подвержен заболеваниям здоровый организм. Поэтому в первую очередь санируем все хронические очаги инфекции. Обязательно регулярно показываемся стоматологу и лечим проблемные зубки, если такие есть. И не надеемся, что ситуация разрешится сама, так как «все равно молочные выпадут». К сожалению, кариес, со всеми его стремительными осложнениями поражает и молочные зубки. Естественно, не забываем про профилактику, поэтому чистим зубки два раза в день, подобрав вкусную и качественную зубную пасту;
- Самыми важными элементами, необходимыми для повышения сопротивляемости организма к различным инфекциям, являются витамин С, йод, а также витамин D. Не обязательно покупать ребёнку дорогостоящие витамины, достаточно в течение определённого времени (2-3 недели) поить его ежедневно отваром шиповника, или купить самую обыкновенную «Аскорбинку». Йод, как известно, содержится в грецких орехах. Очень полезна смесь из натурального мёда, грецких орехов, кишмиша и высушенных плодов абрикоса (кураги). Орехи, кишмиш и курагу нужно перекрутить через мясорубку и смешать с мёдом. По одной десертной ложке этой смеси утром, натощак в течение месяца – и иммунитет вашего малыша готов к столкновению с инфекциями. Витамин D нужен ребёнку не только для полноценного роста и развития, повышения сопротивляемости организма к инфекциям, но и для того, чтобы справляться с умственной и физической нагрузкой в саду, активно играть со сверстниками и быть в прекрасном настроении! Вот почему важно, чтобы рацион вашего чада был богат этим витамином, либо его можно давать дополнительно, купив в аптеке, к примеру, масляный раствор витамина D;
- Также для повышения иммунитета можно использовать и иммуномодулирующие препараты. Их сейчас множество, гомеопатические препараты, к примеру. Они повышают сопротивляемость организма к вирусам простуды и гриппа путём ежедневного введения в организм определённых микродоз этих вирусов;
- Общую устойчивость организма малыша можно укрепить еще и с помощью препаратов из лекарственных растений, называющихся адаптогенами ( эхинацея, элеутерококк). 2 – 4 недели в конце лета – достаточно для курса.
- Вернувшись домой из сада или поликлиники, промывайте ребенку носоглотку слабым раствором (около 1%) поваренной соли или готовым препаратом на основе морских солей, продающимся в аптеке. Также подходит «Аквамарис». После этой процедуры можно смазать нос оксолиновой мазью.
- Кроме всего перечисленного, на иммунную систему существенное влияние оказывает и психическое состояние малыша. Ребенок, который идет в сад с радостью, а не со слезами, не так уязвим для инфекций и вирусов. Поэтому родителям важно сделать все возможное, чтобы детский сад стал источником положительных эмоций для ребенка.
Желаем Вам и Вашему малышу пройти этот переходный этап насколько возможно быстро, легко и радостно. Ну и конечно же здоровья!