Иммунитет ребенка в состоянии стресса
Вы задумывались, почему дети часто заболевают в самый неподходящий момент? Предстоит важная поездка, и в день отъезда начинается насморк. Завтра долгожданный праздник, а у ребенка вечером поднимается температура…
Другая распространенная ситуация: ребенок все лето проводит в деревне или на морском побережье, и вроде бы осенью приходит в садик или школу с сильным иммунитетом, но начинает болеть буквально с сентября.1
«Почему?» — недоумевают родители. А это – реакция детского организма на стресс.
Сильные негативные эмоции, которые малыш испытывает в течение определенного времени, «подтачивают» иммунитет, повышают восприимчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе, и различных вирусов. Кажется, что болезнь возникает «ниоткуда», но на самом деле болезнь может быть отложенным результатом того, что ребенок в течение долгого времени испытывал сильное напряжение – эмоциональное иили физическое.
В этой статье мы поговорим о том, что такое детский стресс, как он влияет на иммунитет, и какие действия со стороны родителей (и в целом – окружения) могут предотвратить «неожиданные» болезни.
ГДЕ ЖИВЕТ ИММУНИТЕТ
Чтобы понять, как именно стресс может влиять на детский иммунитет, давайте вспомним, что последний работает как система распознавания – вирусов, микробов, поврежденных и аномальных клеток, полисахаридов, белков. Каждую секунду эта система «прощупывает» и анализирует все, что попадает в организм вместе с пищей, водой или воздухом. Каждый опыт с чужеродным белком запоминается на всю жизнь, а информация о нем передается будущим поколениям клеток. Система эта очень активна и чувствительна ко всякого рода изменениям.
Какие органы в нашем организме представляют иммунитет, и за что они отвечают:
1. Костный мозг: центральный орган иммуногенеза, продуцирует все клетки, участвующие в иммунных реакциях.
2. Тимус (вилочковая железа): отвечает за дозревание иммунных клеток Т-лимфоцитов.
НА ЗАМЕТКУ
Разные подвиды Т-лимфоцитов отвечают за разные функции:
• Т-киллеры убивают зараженные вирусами клетки, тем самым останавливают развитие инфекции;
• Т-хелперы помогают иммунной системе распознавать конкретные виды микробов;
• Т-супрессоры регулируют силу и продолжительность иммунной реакции.
3. Селезенка: здесь происходит фильтрации кровотока, сохранение клеток крови и продуцирование B-лимфоцитов
НА ЗАМЕТКУ
В-лимфоциты синтезируют антитела (иммуноглобулины). Это специальные белки, которые «прилипают» к микробам и вызывают их гибель. Также они способны нейтрализовать ряд токсинов.
4. Лимфатические узлы: напоминают губку, через которую фильтруется лимфа; в ее порах находится много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Плюс, она отвечает за сохранение информации о микробах, с которыми уже происходило столкновение.
Органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток.
ЧТО ТАКОЕ (ДЕТСКИЙ) СТРЕСС
Слово «стресс» уже давно и прочно вошло в нашу жизнь. Кажется, ни у кого не должно возникнуть сложностей в объяснении, что это такое. Тревога, напряжение, волнение…
Но применительно к теме статьи нас сейчас интересует:
- что такое стресс, с научной точки зрения и
- из-за чего возникает детский стресс.
Стресс – это адаптационный синдром
Именно так упрощенно трактуют данное явление ученые, изучающие механизмы, протекающие в организме на фоне стресса.
Определенного рода напряжение возникает, когда возникает некая угроза для организма. Требуется время, чтобы «привыкнуть» к этой угрозе, адаптироваться к ней. Если адаптация происходит, человек просто живет дальше, оставив позади данный опыт. В случае же если «привыкания» не происходит, развивается либо заболевание, либо «хронификация» стресса (то есть процесс переходит в хроническую форму).2
Чем сильнее угроза, тем активнее должен быть адаптивный ответ со стороны организма – детского или взрослого.
✔ Стресс – специфическое состояние организма, реакция на мощный внешний раздражитель.
✔ Факторы, провоцирующие стресс у каждого конкретного человека, являются жизнеугрожающими, с его точки зрения.
✔ Любая жизненная ситуация воспринимается людьми по-разному, в зависимости от типа нервной системы и адаптационных возможностей.
Часто ли приходится сталкиваться с разного рода «угрозами» нашим детям?
Не торопитесь с ответом.
Нам кажется, что мы максимально ограждаем наших малышей от неблагоприятного влияния внешней среды. Но на деле взрослым не по силам уберечь своих детей от источников стресса. Более того, они сами чаще всего создают их. И в этом смысле наши дети – намного более адаптивные существа, чем их мамы и папы.
Дети каждый день переживают стресс
Многие незначительные, на наш взгляд, проблемы для ребенка оборачиваются ежедневным стрессом и вызывают сильнейшие переживания. Перечислим наиболее частые ситуации, которые могут их провоцировать:
1. Разлука с мамой.
2. Необходимость значительную часть дня находиться в детском саду.
3. Смена «постоянного» взрослого, который ухаживает за ребенком: передача малыша няне или бабушке, а также смена воспитателя в детском саду.
4. Утренние ранние подъемы в сад.
5. Ежедневные, ежечасные запреты, исходящие от всех (!) взрослых, которые контактируют с ребенком.
6. Рождение младшего брата и сестры. Даже если старший ребенок ждал появления младшего, он, как правило, оказывается не готов к тому, что родители больше не могут уделять ему столько внимания, сколько раньше.
7. Вечная борьба за игрушки дома и в детском саду.
8. Какие-то негативные сюжеты и сцены насилия, которые ребенок случайно может увидеть по телевизору или в жизни.
9. Ссоры (развод) родителей.
КАК СТРЕСС ВЛИЯЕТ НА ИММУНИТЕТ3
Влияние стресса на иммунитет доказано многими исследованиями. Существует целая наука – психонейроиммунология, которая изучает эту взаимосвязь. Ученым удалось выяснить целый ряд любопытных явлений, важных для объяснения того, почему дети (да и взрослые, конечно, тоже) начинают болеть при определенных жизненных обстоятельствах.
- Во время стресса происходит
возбуждение определенных участков коры головного мозга, в результате чего в
организме выделяется кортизол и катехоламин. Эти вещества подавляют
деятельность иммунной системы. - В крови значительно
увеличивается число кортикостероидов, что ведет к гибели лимфоцитов (клеток-защитников
В — и Т-лимфоцитов), которые контролируют проникновение чужеродных белков в
организм. Резкое уменьшение этих клеток служит причиной снижения возможности
образования антител. - Стресс запускает в
организме цепь связанных друг с другом реакций нервной, эндокринной и иммунной
систем. В результате происходят изменения на биохимическом (субклеточном)
уровне, благоприятные для размножения вирусов и бактерий.
Также не стоит забывать, что в организме каждого из нас есть, так называемые» «дремлющие» вирусы. Эмоциональные расстройства или физические перенапряжения, которые вызывают резкое снижение иммунитета, таким образом становятся той самой «кнопкой», которая активирует «спящие» вирусы. Отсюда – неожиданные сопли у детей, высокая температура и ангины в «самый неподходящий момент».
Стресс проявляется в беспокойстве, тревожном состоянии, страхе, что приводит к подавлению иммунитета даже у тех детей, которые не имели хронических заболеваний и не относятся к группе ЧБД.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Понятно, что полностью оградить ребенка от всего, что может вызвать у него стресс, – задача труднодостижимая. Не ходить в детский сад, в школу, не разлучаться с мамой, жить в среде, где «можно всё», не сталкиваться с ситуациями, когда приходится отстаивать право на «свои» игрушки, пространство, какие-то личные желания – все это, конечно, утопия. Малыш со временем станет взрослым, и ему обязательно потребуются навыки выживания в любых жизненных условиях. Умение адаптироваться – одно из самых важных навыков, которыми приходится овладевать с самого детства. Задача взрослых – помочь справиться с проблемами, способными вызвать у него стресс.
Как именно?
- Вместо того, чтобы
окружать малыша запретами (нельзя нож, ножницы, иголку, фотоаппарат, кинокамеру
и пр.), лучше до поры до времени спрятать все вещи, которые ему пока не стоит
трогать. - До того, как
ребенок отправится в детский сад, научите его делиться, обмениваться игрушками,
а в игре – договариваться об очередности. - Будьте примером
для подражания для своих детей: проявляйте уважение к членам семьи, не
демонстрируйте насильственные методы достижения своих целей. - Старайтесь не
ссориться друг с другом в непосредственной близости от детей. - Позаботьтесь о
том, чтобы малыши не сталкивались с негативной информацией, идущей с
телевидения или интернета. Если же это произошло, объясните сыну или дочери,
как стоит относиться к увиденному, а затем переключите внимание на что-то
позитивное.
Ну, и, конечно, не стоит упускать тот факт, что детский иммунитет должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать стресс. Сбалансированное питание, ежедневные прогулки, выверенный режим дня, занятия спортом, прием витаминов и иммуностимулирующих препаратов – все эти методы, безусловно, являются базовыми для построения той защитной системы организма, которая будет действительно защищать ребенка, а не быть его «слабым звеном».4
Относительно последней рекомендации – обратите внимание на Тимоген® Спрей , препарат класса пептидных биорегуляторов. Он активирует клеточный и гуморальный иммунитет – повышает выработку секреторного иммуноглобулина (IgA), который убивает вирусы в клетках слизистой носа и гортани (на входных воротах инфекции). Развитие болезни останавливается, или симптомы становятся маловыраженными.
Происходит регуляция механизмов иммунной системы, естественным путем, повышается выработка антител и интерферона, и это приводит к комплексной защите от вирусов и бактерий.
Учите своих детей противостоять стрессу, а об иммунитете позаботится Тимоген® Спрей!
1 Продеус А.П. Школьный иммунитет. \ ЗДОРОВЬЕ. Октябрь 2018.
2 А.М. Семонюк, А.А. Кузнецов, К.А. Енин, Я.В. Кауров, Г.И. Гнелицкий, А.В. Панков. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СТРЕССУ. \ The journal of scientific articles “Health & education millennium”, 2014, volume 16, no. 4. – С.209-211.
3 Т.А. Золотарёва, А.В. Змиевский, Б.А. Насибуллин, Н.А. Ярошенко. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕХАНИЗМЕ СТРЕСС-ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДИСФУНКЦИИ КЛЕТОК ИММУННОГО ОТВЕТА. \ Світ медицини та біології”, номер 4 2011 рік. – С. 132-133.
4 Булгакова О.С. ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 4. – С. 31-35
Работоспособность всех органов и систем человека, в том числе сложнейшего механизма системы иммунитета, как у ребенка, так и у взрослого человека, сильно зависит от состояния нервной системы и психики в целом.
Особенно это относится к незрелой иммунной системе маленького ребенка, у которого чрезвычайно хрупка психика и нервная система.
Причем, сильная чувствительность нервной системы ребенка объясняется, прежде всего, незавершенностью процесса миелинизации нервных волокон.
Миелинизация нервов — это процесс покрытия их защитным слоем, который достигает достаточной толщины через 7 лет и продолжается до 30 лет. Именно поэтому рекомендуют отдавать детей в школу после 7 лет.
В младенческом возрасте нервные волокна выглядят, как оголенные провода. Поэтому при прохождении возбуждающего импульса (то есть биотока) по одному из нервов на близлежащих нервах возникают индукционные биотоки, а значит нервное возбуждение передается на другие нервные цепочки.
Вот почему ребенок долго не может успокоиться, а детский плач и обида (как взрослым кажется по пустякам) так долго длятся. (Даже у взрослых больных бывает такой процесс индукционного возбуждения, например, при язве желудка).
Что для ребенка является сильным стрессом?
В первую очередь, огромнейшим стрессом для ребенка является разлука с мамой. Это бывает, когда ребенка отдают в детсад, няне или бабушке на воспитание. Может быть это и при смене детсада или воспитателя в саду.
Но даже незначительные, на наш взгляд, проблемы для ребенка оборачиваютсяежедневным стрессом. Это не только утренний подъем в детсад. Это, прежде всего, ежедневные, ежечасные запреты.
Значительно уменьшаются проблемы, если все, что нельзя ребенку трогать руками, так как он может пораниться (ножи, ножницы, иголки) или может сломать (фотоаппарат, кинокамера и т.п.) будут спрятаны так, что ребенок их не будет видеть.
По мере роста ребенка все тяжелее прятать от него вещи, ведь он уже может подставить стульчик и достать то, что ему не разрешают. В таком случае нужно разъяснять ребенку почему ему не разрешают что-то брать в руки. Например, можно разрешить дотронуться до не слишком горячей батареи, чтобы ребенок понял, что значит — “горячее”.
Постепенно количество запретов уменьшают, показывая и объясняя, как чем надо пользоваться. (Так мой 3-х летний внук может резать крупные куски овощей или фруктов на более мелкие кусочки, надо только правильно организовать ему рабочее место).
Но кроме запретов, сильно давят на психику ребенка требования родителей мгновенно подчиниться, чаще всего, немедленно оставить игру.
Ну, почему папы предпочитают силой тащить ребенка от игры, несмотря на громкий плач?! Что они выигрывают ? 5 — 10 минут времени ?
Ничего они не выигрывают! Наблюдала я такие сцены: ребенок после этого плачет 15 — 30 минут, а мама с папой не знают как его успокоить.
Чем уговаривать ребенка не плакать и сочинять для него ”успокоительные сказки”, не проще ли увлечь ребенка чем-то, чтобы он оставил игру. Во всяком случае надо дать ребенку время (5 — 10 минут), предупредив его об этом, чтобы он окончил игру и сложил игрушки, это приучит его к порядку заканчивать начатое дело, а не бросать посреди.
Особенно меня удивляет насильственное укладывание спать. Как может ребенок уснуть, если его довели до истерики ?!
Перед сном должны быть тихие спокойные игры, чтение или просмотр спокойных мультфильмов. Хорошо помогает успокоиться прием теплых ванн с мятой или морской солью. Также приятное мягкое снотворное — стакан чая с молоком и медом за полчаса до сна или теплый компот из яблочной кожуры.
Длительным стрессом часто становится рождение еще одного ребенка! Даже, если старший ребенок ждал появления младшего, он не готов к тому, что мама с папой будут меньше ему уделять внимания, у него может появиться ощущение, что его стали меньше любить.
К этому добавляется вечная борьба за игрушки и дома, и в детсаду. Очень важно научить ребенка делиться, обмениваться игрушками, а в игре — научить договариваться об очередности. Но как этому научить, если взрослые демонстрируют насильственные методы воспитания?! И тогда неизбежно старший ребенок будет также бесцеремонно вести себя по отношению к младшему: будет прерывать его игру и забирать себе его игрушки.
Совершенно отдельного разговора требуют возможные сцены насилия, которые ребенок нечаянно может увидеть по телевизору или в жизни. Ребенок этого не должен видеть! А, если увидел, то надо безотлагательно объяснить ребенку, как к этому надо относиться. А затем переключить внимание ребенка на что-топозитивное.
Если ребенок имеет астеническое сложение (худой и высокий), то определенно, у него повышенная возбудимость: процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.
Такого ребенка надо откармливать и консультировать у детскогоневролога, хотя неврологи часто дают успокоительные средства, тормозящие не только процессы возбуждения, но и умственную деятельность. Все же по определенным показателям на короткий срок такие средства целесообразны.
В дальнейшем надо принимать средства, которые не тормозят нервную деятельность, а дают питание нервной системе (глицин, апилак, кальций) и способствуют процессу миелинизации (лецитин).
Если ребенок испытывает частые стрессы, то, как правило, он часто болеет и тогда его хрупкая иммунная система может не выдержать такой нагрузки и может развиться аутоиммунное заболевание.
Иммунную систему подпитывает трансфер фактор, молекулы которого взаимодействуют с рецепторами соседних клеток, таким образом передавая информацию о возникновении очага воспаления или о прекращении воспаления.
Насыщая организм трансфер факторами, мы обеспечиваем быструю передачу информации от одних клеток к другим, тем самым — слаженную работу основных систем организма: иммунной, нервной и эндокринной, что необходимо для профилактики и приостановки аутоиммунных реакций.
Практика показала, что с первых дней применения трансфер фактора взрослый человек чувствует себя отдохнувшим, хорошо выспавшимся, а ребенок — становится спокойнее, более усидчив, менее капризен.
Профессор Дадали объясняет это тем, что отдельные фрагменты трансфер факторов, которые появляются при деградации в желудочно-кишечном тракте, начинают играть роль эндорфинов — гормонов счастья.
С тонким пониманием детской психики ведет беседу с родителями детский психиатр, нутрициолог Светлана Степаненко (смотрите видео в конце статьи: «Детские стрессы и иммунитет ребенка» — https://pomogizdorowyu.ru/?p=2044#more-2044)
Время от времени все люди испытывают отрицательные эмоции и подвергаются стрессу. Стресс оказывает мощное отрицательное воздействие на иммунную систему человека, а степень этого воздействия зависит от того, насколько человек подвержен эмоциям и может управлять собой. При преодолении стресса уменьшается нагрузка на иммунную систему, и, соответственно, увеличивается сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешнего воздействия, т. е. усиливается иммунный ответ.
Влияние стресса на иммунитет — последствия
Если человек находится под постоянным воздействием стресса, в состоянии депрессии — это состояние оказывает непрерывное влияние на иммунную систему. В результате возникает повышенная восприимчивость организма к воздействию разнообразных неблагоприятных факторов, в т.ч., и инфекционных агентов. Подобное состояние приводит к развитию различных серьёзных заболеваний нервной, сердечно — сосудистой систем, обмена веществ и др., или же повышает риск их возникновения. Рак, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма — далеко неполный список таких болезней.
Стресс — неразрывная взаимосвязь с иммунитетом
Взаимосвязь стресса и иммунитета, влияние стресса на иммунитет доказано многими исследованиями. Существует целая наука — психонейроиммунология — которая изучает эту взаимосвязь.
Стресс — это определённое состояние организма, которое является реакцией на мощный внешний раздражитель. Факторы, провоцирующие стресс, являются для каждого человека, по его мнению, жизнеугрожающими. Любая жизненная ситуация воспринимается людьми по — разному, в зависимости от типа нервной системы и её лабильности.
Реакция организма на стресс немедленно проявляется в активации симпатической части нервной системы. Она состоит в максимальной стимуляции всех органов и систем. При стрессе происходит нарушение баланса в организме — это основа стресса. На эти процессы требуется большое количество энергии, которая небесконечна. Поэтому организм не имеет возможности находиться в постоянном стрессе: включается парасимпатическая часть нервной системы, которая пытается вернуть организм в спокойное, уравновешенное состояние.
На эти компенсаторные действия затрачивается также большое количество энергетических ресурсов. Как результат: изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах — кратковременные или долгосрочные, приводящие к последствиям, ухудшающим общее состояние организма. Люди, подверженные стрессу, болеют чаще, а болезни переносят тяжелее.
Иммунитет — что это такое
Чтобы понять, как стресс связан с иммунитетом, нужно вспомнить, что иммунитет — это способность организма защищать себя от чужеродных объектов и воздействия факторов внешней среды. Смысл иммунитета — в сохранении физиологической нормы органов и систем. Иммунная система состоит из двух частей: центральной и периферической.
Центральная — это тимус и красный костный мозг, периферическая — селезёнка и лифатические узлы. При этом непосредственно в обеспечении безопасности организма участвуют клетки — лимфоциты. Одни из них (Т — лимфоциты) уничтожают микробы и повреждённые клетки, другие — В — лимфоциты участвуют в выработке антител к чужеродному белку (антигену). Существуют ещё лимфоциты, уничтожающие опухолевые клетки в организме (хелперы).
Чужеродными белками (антигенами) являются вирусы, бактерии, некоторые вещества растительного и животного происхождения, донорская кровь. Существует целый ряд заболеваний (аутоиммунных), когда в организме образуются антитела против собственных клеток, которые становятся антигенами, т. е. чужеродными белками, для собственного организма.
Острый стресс и иммунитет — влияние кратковременного стресса на иммунитет
Стресс подавляет иммунные функции организма. Но, в зависимости от проявлений, существует и положительное влияние кратковременного стресса на организм. Непродолжительный острый стресс мобилизирует все системы организма на защиту от внешних факторов, оказывает стимулирующее воздействие на нервную систему. В таких случаях кратковременный стресс работает как иммунитет. Примером такого положительного влияния стресса на иммунитет являются занятия непрофессиональным спортом.
Хронический стресс и иммунитет — механизм влияния стресса на иммунитет
Последствиями хронического стресса могут стать не только развитие психосоматических заболеваний, но и увеличение риска возникновения аутоиммунных и инфекционных процессов.
Особенно это проявляется при возникающих в период стресса вирусных заболеваний. Существует множество вирусов и микроорганизмов, которые находятся в организме в «спящем» состоянии, никак себя не проявляя. Но при стрессах, снижающих иммунный статус, они активизируются, вызывая все признаки заболевания.
Механизм этой активности заключается в том, что во время стресса происходит возбуждение определённых участков коры головного мозга. Под воздействием гипоталамо — гипофизарной системы происходит выделение надпочечниками гормонов «стресса» (кортизол выделяется мозговой частью, катехоламины — корой надпочечников), которые подавляют деятельность иммунной системы.
Значительное увеличение кортикостероидов в крови ведёт к гибели лимфоцитов (клеток — защитников: В -, Т -лимфоцитов и клеток — хелперов). Т. е. происходит резкое уменьшение лифоцитов, отвечающих за ответ организма на внедрение инородного фактора, снижается возможность образование антител. Такие изменения приводят к тому, что не удаётся вовремя распознать и уничтожить чужеродный белок или недифференцированную, активно растущую и размножающуюся клетку, приводящую к образованию опухоли. В течение многих веков рак называли «болезнью печали», имея в виду, что онкологический процесс возникает во многих случаях в результате воздействия хронического стресса на иммунитет.
Последствия хронического стресса и иммунитета
Стресс и иммунитет тесно связаны, но влияние стресса на иммунитет не всегда приводит к развитию рака. На фоне хронического стресса может развиться любая болезнь. Классический пример: состояние «постоянно простуженного». Оно также относится к влиянию стресса на иммунитет, когда невозможно справиться с простудой на протяжении длительного времени, несмотря на активное лечение.
У многих даже незначительное расстройство может привести к резкому снижению иммунитета, в результате которого происходит активация «дремлющих» вирусов, например, вируса герпеса, присутствующего в организме практически каждого человека. В таких случаях, даже при отсутствии простудного заболевания, возникают герпетические «высыпания», чаще всего на губах, доставляющие немало дискомфорта.
В результате любого стресса происходят благоприятные биохимические изменения для вирусов и бактерий, которые позволяют им беспрепятственно размножаться.
Стресс проявляется в беспокойстве, тревожном состоянии, страхе, что приводит к подавлению иммунитета даже у здоровых людей, не имеющих хронических заболеваний. Влияние стресса на иммунитет может проявиться развитием у совершенно здорового человека псориаза, дерматита и др., которые в дальнейшем тяжело поддаются лечению. Небольшой стресс может со временем перейти в депрессию, которая, в свою очередь, приведёт к резкому снижению иммунитета и возникновению разнообразных соматических заболеваний, а с течением времени — к развитию онкологических болезней.
Снять стресс — повысить иммунитет
Стресс и иммунитет взаимосвязаны настолько, что можно с уверенностью утверждать: стресс — самый опасный враг иммунитета. Поэтому для повышения иммунитета необходимо в первую очередь избавиться от стресса.
Если следовать простым правилам, можно добиться того, что стрессы перестанут переполнять жизнь.
1. Здоровый образ жизни с полноценным отдыхом и позитивным мышлением, своевременным расслаблением.
Необходимо научиться расслабляться, отдыхать и позитивно мыслить — это важные моменты в борьбе со стрессом. Несложные физические упражнения, бег — это поможет предотвратить развитие хронического стресса, сделает более адекватной реакцию на любой стресс.
2. Питание при стрессе.
В результате сложных биохимических реакций при стрессе происходит потеря важных для нормальной жизнедеятельности организма веществ, в т. ч. — многих витаминов. Прежде всего происходит потеря витаминов группы В, которые принимают участие в деятельности нервной системы. Важными антистрессовыми витаминами являются также витамины А и Е, которые принимают участие в деятельности щитовидной железы; витамин С (аскорбиновая кислота).
Поэтому необходимо наладить питание таким образом, чтобы оно восполняло возникающий дефицит в витаминах и микроэементах. Обязательно нужно включить в рацион такие продукты, как цветная капуста, тыква, зелень, рыба, творог, печень, ягоды (чёрная смородина, облепиха, рябина). Сильнейшим стимулятором иммунитета является морковь — источник бета — каротина, благодаря которому происходит усиленное образование лимфоцитов.
Ограничить сладкое, т. к. лейкоциты теряют свои способности защитников при употреблении большого количества глюкозы.
3. Приём адаптогенов для повышения иммунитета: настойки элеутерококка, женьшеня, родиолы розовой, эхинацеи.
4. Напитки для повышения иммунитета: зелёный чай приводит к снижению уровня стресса и повышает иммунный статус. Волшебный чай из шиповника, брусники и крапивы поможет справиться со стрессом и повысить иммунитет.
5. Сон — одно из главных лекарств от стресса. Засыпать не позднее 23 часов, спать не менее 8 часов — это поможет преодолеть стресс и повысить ослабленный иммунитет.
Если пытаться выполнять эти советы, стараться быть настроенным на позитив, избавиться от вредных привычек — это приведёт к положительному результату в борьбе со стрессом и, несомненно, повысит иммунитет.
- Как повысить иммунитет взрослому человеку
- СПИД мужчин: первые признаки
- А нужна ли прививка?
Специально для: Медицинский портал — https://pomedicine.ru