Иммунитет в актах по кругу лиц

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:

всех граждан;

организаций;

государственных органов;

объединений.

Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:

по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;

немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;

по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.

Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:

нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;

по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:

территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;

экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.

На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).

В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.

Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

Особой разновидностью неприкосновенности личности выступает правовая неприкосновенность, или, что то же самое, правовой иммунитет.

Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.

Иммунитет — особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью.

Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.

2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ». Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. Ростов — на — Дону, 1997. С. 15.

Читайте также:  Препараты для иммунитета взрослым список лучших

3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.

5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в качестве отдельной правовой категории. Руднев В.И. Иммунитеты от уголовного преследования // Журнал российского права. 1998. N 7. С. 37.

Источник

Нормативно-правовой акт – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Юридическая сила — применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу

различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

1) с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим законодательством. Так, ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении 7 дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти:

а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан;

б) после опубликования по истечении 10 дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1) истечения срока, на который был принят;

2) официальной отмены или признания утратившим силу;

3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт.

4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты

внутригосударственного значения или их части;

5) признания акта неконституционным;

6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на

территорию данного государства

К ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф, внутренние и территориальные воды , воздушное пространство над земной и водной территорией и не входящее в состав другого государства, речные и морские суда под флагом своего государства, если они находятся в водах своего государства или в нейтральных водах.

В федеративных государствах общефедеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъектов федерации действуют в пределах данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления.

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их действия по общему правилу на всех, кто находится на территории данного государства независимо от того,временное это пребывание или постоянное.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также подчиняются законам

страны пребывания, но привлечение их к ответственности регулируется правилами

международного права. На иностранцев и лиц без гражданства не распространяются некоторые положения законодательства, например воинская обязанность.

Правовые иммунитеты — исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, то есть это особые льготы и привилегии, освобождающие определенных законом лиц от определенных обязанностей и ответственности в целях выполнения ими своего особого статуса.

В соответствии с принципами и нормами международного права законы, иные нормативные правовые акты РФ могут не применяться к дипломатическим представителям и некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций, а также и к определенным категориям иностранных и российских граждан.

Читайте также:  Поднятие иммунитета при гриппе

38. Система права: понятие, структурные элементы.
Система права и система законодательства

Система права – это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. (Матузов, Малько)

Система законодательства — представляет собой совокупность существующих в государстве нормативно-правовых актов (законов, указов и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части: федеральное законодательство, законодательство субъектов федерации, законодательство в сфере экономики, социальное законодательство и т.д. (Радько)

Структура права — это юридическое выражение структуры данного общества. В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется:

— единством выраженной в них государственной воли;

— единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

— единством механизма правового регулирования, его исходных принципов;

— единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части — отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и, прежде всего, разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Структурными элементами системы права являются:

а) норма права; б) институт права; в) субинститут; г) отрасль права; д) подотрасль права.

1. Правовая норма — первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

2. Институт права — это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный» элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, звено отрасли (институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт исковой давности, институт дарения, сделки).

Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные, включающие субинституты), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

3. Субинститут праваэто совокупность правовых норм, ре­гулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. (Кашанина, Кашанин)

4. Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли.

5. Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Например, в гражданском праве — авторское право, патентное. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Система законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируется содержание права. Тесно взаимодействуя между собой, система права и система законодательства различаются по следующим основаниям:

1.Система права складывается объективно, в то время как система законодательства во многом носит субъективный характер и зависит от целенаправленной деятельности законодателя.

2. Система права отражает внутреннюю структуру, содержание права, система законодательства выражает структуру внешнего проявления, то есть формы права.

Читайте также:  Для повышения иммунитета применяется

3. Исходным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – нормативный правовой акт.

4. Система законодательства по объему шире, чем система права.

5. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

НПА – это официальный документ, созданный компетентными органами гос-ва и содержащий обязательные юридические нормы (правила поведения).

Действие НПа – динамическая характеристика процесса реализации предписаний НПа, складывающиеся из совокупности внешних факторов, оказ-х влияние на результативное воздействие НПа на урегулированные им общ. отношения.

Действие НПа в пространстве означает установление пространственных масштабов (территории), в рамках кот-х НПа могут быть реализованы.

Под гос. территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух, воду, кот. находится под суверенитетом данного гос-ва и на кот. гос-во распространят свою власть. (+ территория российских дипломатич. представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ).

Действие НПа в простр-ве зависит, как правило, от 2х факторов: 1 – компетенции органа, принявшего данный акт; 2 – от юр. силы акта.

По действию НПа в пространстве НПа бывают (территориальный критерий):

1)Общегосударственными (действуют на всей территории гос-ва) Н: Конституция

2)региональными (акты органов субъектов гос-ва)

3)местными (действуют только на территории МО)

4)локальными (действуют только на территории конкретного учреждения, предприятия или организации).

В отдельных случаях НПА могут действовать на строго определенной в них, ограниченной террит. Н: район Крайнего Севера, территории, пострадавших от стихийных бедствий или техногенных катастроф.

Действие некоторых НПа может выходить за пределы территории отдельного гос-ва и наоборот, на территорию данного гос-ва могут распр. свое действие в соотв. с заключенными соглашениями НА другого гос-ва.

Наряду с внутрегос-венными НПа на террит. РФ также действ. и нормы международно-правовых актов.

Ч.4 ст 15 КРФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Действие НПа по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении кот. данный ПА обладает юр. силой. В соотв. с правовым статусом действие НПа распр. На субъектов в зависимости от таких факторов, как:

1)характер полит-правовой связи субъекта с гос-вом (граждане, иностранцы и л. без гражданства).

2)профессиональное положение.

3)соц. положение

4)домициль (место нахождения, место постоянного жит-ва лица).

Иностранные гр-не и лица без гра-ва пользуются в РФ правами и несут обяз-сти «наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или междунар. договором».

Юр. иммунитет

Иммунитет — термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих норм. удов. В конституционном праве привилегия должностных лиц некоторых категорий, заключающаяся в их неприкосновенности. Различаются, в частности, иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский.

Юридический иммунитет – это специфическая привилегия, реализуемая в форме полного либо частичного изъятия отдельных субъектов права из сферы юридической ответственности с одновременным предоставлением им широкого круга дополнительных субъективных прав. Обладание юридическим иммунитетом является специфической юридической гарантией обеспечения надлежащего выполнения этими лицами возложенных на них особых международных, государственных или общественных обязанностей.

В отличие от других привилегий, юридический иммунитет характеризуется следующими формальными признаками: исключительный характер норм, составляющих его содержание; ограниченный круг субъектов — носителей права на иммунитет; строго регламентированный объем и характер, предоставляемых привилегий; целевое назначение иммунитета и его относительный характер. Функциями юридического иммунитета являются его гарантирующее, стимулирующее и компенсационное воздействие на субъектов права. Основной является гарантирующая функция иммунитета, реализуемая в трех направлениях: гарантирование надлежащего исполнения субъектом особых международных, государственных и общественных обязанностей; гарантирование отдельных принципов права; гарантирование безопасности субъектов иммунитета, а также их близких.



Источник