Иммунитет в древней руси
Древние люди воспринимали заболевание как наказание, посланное богами — и лечились соответственно. Чуть позже, с возникновением цивилизации, появились и более адекватные способы борьбы с напастью. Люди начали использовать окружающую природу себе на пользу, опытным путем выясняя, какие травы смогут помочь при несчастном случае. Древние мыслители Китая, Индии и Греции писали подробные трактаты, посвященные медицине и особенно подробно описывали средства, способствующие профилактике заболеваний. Даже сейчас некоторые практикуют именно те методы укрепления здоровья, которые оставили нам предки.
Вот, к примеру, несколько наиболее интересных способов повышения иммунитета, практиковавшиеся по всему миру.
Европа
История Европы больше похожа на медицинский справочник: чума, эпидемии холеры и других болезней выкашивали населения целых городов. Больше других болезням были подвержены воины-крестоносцы, здоровье которых усугублялось тяготами походной жизни. В то время распространился напиток на основе листьев и цветков бораго: крестоносцы пили его, спасаясь от цинги и насыщая организм витаминами.
Древний Китай
Китайская медицина существует дольше, чем некоторые цивилизации. Именно здесь были придуманы методы, которыми мы, иногда, лечимся до сих пор. Растение гибискус упоминается во многих старых китайских трактах. Лепестки гибискуса заваривали в чай, и пили в качестве профилактики против многих заболеваний.
Египет и Рим
Вопреки распространенному мифу, рабов в древнем Египте очень ценили — просто потому, что те были достаточно дороги. Чтобы рабы прослужили дольше, в рацион строителя пирамид в обязательном порядке включался чеснок. Он поддерживал физическую силу и предохранял от многих болезней, в том числе, и от рака. Примерно тем же руководствовались и римские полководцы: каждый солдат действительной службы был обязан ежедневно съедать зубчик чеснока, который помогал организму справиться с тяготами военной службы.
Древняя Греция
Древние греки не даром называли оливковое масло «жидким золотом», использовали его в качестве валюты и добавляли его практически во все блюда. Кроме витамин групп А, D, Е и К, оливковое масло содержит различные фенолы, замедляющие процесс старения и укрепляющие иммунитет.
Древняя Русь
На Руси медицина была развита довольно хорошо. Врачи прекрасно понимали взаимосвязь между пищей и состоянием человека. Самописные медицинские справочники содержали подробные руководства, предписывающие осенью и весной большое количество свежих овощей, чем в другое время. Наши предки использовали для поддержания иммунитета мед и свиное сало, а врачи умели не только искать целебные травы, но и применять их правильно. В XV веке арсенал лекарей пополнился шафраном, имбирем и корицей — сведения о них привез купец-путешественник Афанасий Никитин.
Древняя Индия
В древней индийской медицине Аюрведе существовал целый раздел, посвященный изучению иммунитета – Вяадхиксаматва. В основу его легла йога, которая на Востоке, кажется, считается панацеей от всех бед, и своеобразная диета, включающая в себя рис, воду и топленное масло. Для профилактики простудных заболеваний применяли растение эхинацею.
Доколумбовая Америка
Тропическая Америка – родина жгучего красного перца или перца чили. Коренные жители потребляли его в огромных количествах, а часто использовали еще и в качестве боевого отравляющего средства. Все дело в веществе капсаицине, придающему перцу жгучесть, именно благодаря ему индейцы простудными заболеваниями страдали крайне редко.
Древние арабы
В стародавние времена плодам финиковой пальмы приписывались удивительные свойства. Якобы человек мог жить без еды в течение нескольких лет, питаясь лишь финиками и запивая их водой. Сколько в этом правды – неизвестно, но финики были и являются одним из лучших источников нужных организму солей, витаминов и минералов. В пищу использовались не только плоды, но и листья, косточки и даже ствол пальмы.
При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1036 г. Ярослав после смерти брата Мстислава стал единодержавным князем Киевской Руси, а Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. Ярославу Мудрому впервые удалось назначить киевским митрополитом Илариона, русского по происхождению. Сам князь, подобно правителям Византии, именовался царем, о чем свидетельствует надпись на стене Софийского собора в Киеве, выполненная после его смерти, об «успении царя нашего».
Софийский собор вершина южнорусского зодчества XI в. — был возведен совместно греческими и русскими мастерами в 1037 г. в Киеве по образцу константинопольского. При сохранении основы — крестово-купольного храма — в нем прослеживается отход от византийских образцов. Монументальные Золотые ворота стали служить парадным въездом в столицу Древней Руси.
Древнерусское государство было крупнейшей державой мира и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, а другая дочь, Елизавета, стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой Анны третья дочь, Анастасия. Внучка Ярослава Евпраксия (Адельгейда) супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, женат на византийской принцессе, другой, Изяслав, — на польской. Среди невесток Ярослава были дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.
Ярослав совершил ряд военных походов на соседние земли: в 1030 г. — против прибалтийской «чуди» и построил к западу от Чудского озера город Юрьев (Юрий — православное имя Ярослава), на Верхней Волге основал Ярославль; в 1037 г. Ярослав нанес окончательное поражение печенегам, которые в результате вынуждены были уйти из причерноморских степей дальше на юго-запад и перестали представлять опасность для Руси. Эти края постепенно заселили кипчаки, которых русские прозвали половцами за необычный для тюрок цвет волос, похожий на цвет свежей соломы — половы. Стремясь создать прочную защиту Руси против степных кочевников, Ярослав продвинул русские границы ниже по правому берегу Днепра, где создал новый оборонительный рубеж по реке Роси, а также привлек на свою службу полукочевые племена «черных клобуков», посылавших свои конные отряды на помощь русским князьям. В 1043 г. состоялся поход на Византию, который окончился полной неудачей русского войска. Но вскоре русско-византийские отношения были восстановлены, и дочь византийского императора Константина Мономаха вышла замуж за четвертого сына Ярослава, Всеволода.
Политический строй Древнерусского государства можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. При этом основой государственности восточнославянских племен было общинное устройство. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Он совмещал функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, адресата дани. Князь опирался на дружину, которая становилась постоянной военной силой и составляла верхушку общества. Наиболее уважаемые, старшие дружинники входили в постоянный совет— думу. Постепенно они стали именоваться боярами. Бояре выступали в роли воевод, а младшие дружинники, «отроки», исполняли обязанности мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и. т. д.
Главными классами феодального общества были крупные земельные собственники (феодалы.) и крестьяне. Господство натурального хозяйства не исключало обмена товарами, поэтому на всех стадиях феодального строя существовали ремесленники и купцы.
Неразвитость экономических связей приводила к дроблению политической власти. В основе структуры феодального общества лежали отношения вассалитета. В соответствии с системой феодальной иерархии феодальная собственность на землю носила разделенный характер. Верховным собственником всей земли был великий князь (в Европе и Византии — царь, император). Его подчиненные (вассалы) — князья, бояре — имели свои земельные владения на правах, предоставленных их главой (сюзереном). Отдельное княжество представляло объединение многих мелких земельных владений, каждое из которых было «государством в государстве».
В пределах своих владений феодалы обладали полнотой политической власти, получившей название феодального иммунитета. Феодальный иммунитет означал изъятие феодала из системы общегосударственных налогов и судопроизводства, что обеспечивало ему власть над крестьянами- Такой порядок формировался вследствие стремления феодала сохранить неприкосновенность вотчины (от слова «отец» — земельного владения, передававшегося по наследству). Таким образом, феодальный иммунитет — это юридически оформленный договор о невмешательстве государства в вотчинные дела феодала, лишавший чиновников права въезда в его владения.
Феодально-зависимые крестьяне на основе внеэкономического принуждения отдавали феодалу часть производимого ими прибавочного продукта в виде феодальной ренты — отработочной (барщина), натуральной (оброк) и денежной (появилась с развитием товарного хозяйства). Феодал сам устанавливал размер оброка, сроки его внесения, характер барщины и других повинностей. В свою очередь феодалы защищали границы страны от внешних вторжений, в соответствии с отношениями патроната (покровительства) поддерживали крестьянские хозяйства в неурожайные гоцы. Феодал выступает не только как землевладелец, но и как «государь» своих крестьян. Получение феодальной ренты оказывалось следствием как прямого захвата земель с помощью вооруженной силы, так и предоставления займов в голодный, неурожайный год.
Феодализм как этап в истории человечества был шагом вперед по отношению к первобытности — взамен хаоса, незащищенности феодальный порядок давал социальную защиту, защиту от сил природы, покровительство князя. Единое государство становилось гарантом устойчивости феодального порядка.
Древнейшим сводом законов Руси является Русская Правда. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основные редакции — Краткую, Пространную и Сокращенную. Древнейшей редакцией (подготовленной в XI в.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (первые 17 статей, ок. 1016 г.), Правды Ярославичей, т.е. сыновей Ярослава Мудрого (ок. 1072 г.), Покона вирного (устава для вирника, т.е. сборщика пошлин, судебных штрафов) и Урока мостников (табеля оплаты за починку мостов или городских мостовых).
Пространная редакция (XII в.) содержит Устав Владимира Мономаха (ок. 1113 г.) и статьи первых редакций, не всегда совпадающие с текстом Краткой Правды. Более поздняя Сокращенная редакция основана на переработанной Пространной Правде и не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. Отдельные юридические нормы содержатся в договорах Олега (931 г.) и Игоря (944 г) с Византией, в которых упоминается «закон русский» — основанное на обычае право древних славян, так как важнейшими признаками силы документа в то время были узаконенный прецедент и ссылка на древность.
Русская Правда — первый письменный кодекс законов Древней Руси. Он позволяет получить представление о характере и составе раннефеодального общества. Законы разрешали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Их изучение показывает, что в Древнерусском государстве существовали пережитки родоплеменного строя, например кровная месть, но статьи документа ограничивают ее разрешением мстить лишь за ближайших родственников. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещает ей, а взамен нее вводится денежный штраф за убийство— «вира, который сильно различался в зависимости от категории населения. Это отражало усиливающуюся социальную дифференциацию общества, стремление государства защитить собственность, жизнь и имущество феодалов. Из Правды Ярослааичей (Наясдава, Святослава, Всеволода) мы узнаем об устройстве княжеского домена (феодального замка) и боярской вотчины.
Русская Правда регламентирует отношения древнерусской общины (верви) и княжеского (боярского) хозяйства, называет основные категории древнерусского населения: свободные общинники («люди»): несвободные или полусвободные общинники (смерды); рабы, известные под названиями «челядь», «холопы». Из Русской Правды нам известны и другие категории зависимого населения — закупы и рядовичи. Закупом становился разорившийся общинник, который брал у феодала долг (купу), после чего отрабатывал ее в хозяйстве феодала. Рядовичи — зависимые люди, заключившие с вотчинником договор (ряд) и на его основе выполнявшие различные службы. Изгои Русской Правды — это люди, лишившиеся своего социального статуса, например порвавшие связь со своей общиной.
С историей монастырского, церковного и боярского землевладения
тесно связан вопрос об иммунитете, т. е. о праве феодалов на суд и управление
в отношении населения своих владений. Материальной основой иммунитета была
феодальная земельная собственность . В истории феодального иммунитета конца
XV — первой половины XVI в. получил отражение процесс экономического и
политического возвышения дворяпстпа. На это время падает значительное
количество жалованных тарханных грамот, выданных служилым
людям—помещикам . Великокняжеская власть путем выдачи
жалованных грамот, подтверждавших определенный круг судебных и финансовых
прав феодала, вставала на путь ограничения иммунитета. Обычно жалованные
тарханно-несудимые грамоты узаконили право вотчинного суда «опричь
душегубства и разбоя с поличным», освобождение от дани, государева городового
дела, яма, постоя, дачи кормов князьям, боярам, запрещение посторонним людям
проезда через вотчину и т. д.
Феодалам часто выдавались и торговые льготы, обычно в
форме регламентации размеров беспошлинной продажи, купли и провоза какого-либо
товара.
Внеэкономическое принуждение
крестьян обеспечивалось в феодальных вотчинах также разветвленным
аппаратом управления. Среди управителей круппой митрополичьей волости Караш
Ростовского уезда в актах упоминаются наместник во Владимире, тиуны, дворецкий,
казначей, введенный дьяк, десятинники, посельский. У митрополита имелся
большой круг своих бояр и служилых детей боярских. В системе митрополичьего
землевладения и в крупных монастырских вотчинах практиковалась раздача земель
боярам и детям боярским в условное пожизненное владение, сопровождавшееся
наделением их иммунитетными привилегиями . Дробление власти в пределах
отдельных крупнейших вотчин отвечало иерархической структуре феодального
общества периода раздробленности. В период сложившегося централизованного
государства подобный порядок был уже пережитком.
Недостаток земель, пригодных для испомещения служилых
людей,— особенно в центральных уездах,— заставил правительство обратить
внимание на огромные пространства монастырских и церковных вотчин и сделать в
1503 г. попытку их секуляризации. Однако вследствие сопротивления части
духовенства этот правительственный план не был осуществлен. Пришлось
ограничиться изъятием земель у новгородского владыки, пермского епископа и
других церковных феодалов. Несколько позже уложением Василия III было
запрещено жителям отдельных городов и уездов и потомкам суздальских,
ярославских и стародубских князей продавать и давать «по душе» вотчины в
монастыри без доклада и без ведома великого князя .
Если крупное церковно-монастырское землевладение
представляло могущественную силу феодального общества первой половины XVI в.,
то в ином положении оказалось землевладение удельно княжеской и боярской
аристократии. К новым экономическим условиям монастыри приспосабливались лучше,
чем бояре и князья. Отсталое по своей организации боярское хозяйство уже не
было в состоянии полностью удовлетворить возросшие потребности феодала .
Не следует забывать, что в стране в целом еще
господствовало натуральное хозяйство. Феодальное хозяйство было
потребительским, основной своей задачей имело удовлетворение внутренних
потребностей княжеского, боярского и монастырского обихода. В княжеских
дворах, например, скоплялось громадное количество продуктов сельского
хозяйства, промыслов и вотчинного ремесла: кади ржи и овса, пуды сливочного
масла и меда, бочки рыбы соленой и свежей, ведра слив и яблок, меха, шубы,
тулупы, холсты.
В барских дворах по отдельным селам собиралось огромное
количество «оброчного жита» или «хлеба посопного», который ссыпался в
житницы. В княжеских хозяйствах, под ведением дворецкого или специальных
приказчиков, хранились большие запасы ржи, овса, пшена, муки ржаной (простой
и ситной), муки овсяной и пшеничной, муки толченой и крупичатой, круп овсяных
и гречневых, солода ржаного и ячного, отрубей, толокна, молочных и иных
продуктов. Эти запасы поглощались княжеской кухней и истреблялись княжеской
дворней. Обиход феодала обслуживали также бортные угодья, бобровые гоны,
рыбные промыслы, на которых работали специалисты — бортники, бобровники,
рыболовы. Потребности феодалов удовлетворяли также вотчинные и зависимые
деревенские ремесленники.
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | иммуните́т | иммуните́ты |
Р. | иммуните́та | иммуните́тов |
Д. | иммуните́ту | иммуните́там |
В. | иммуните́т | иммуните́ты |
Тв. | иммуните́том | иммуните́тами |
Пр. | иммуните́те | иммуните́тах |
им-му-ни-те́т
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -иммун-; суффикс: -итет [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [ɪm(ː)ʊnʲɪˈtʲet]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- юр. исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве ◆ Дипломатический иммунитет.
- истор. в феодальном праве Зап. Европы совокупность прав феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (суд, сбор налогов и др.) без вмешательства центральной власти ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
- невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
- аллоиммунитет, аутоиммунитет
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из франц. immunité «неприкосновенность, иммунитет», далее из лат. immunitas «освобождение от повинностей, льгота», далее из immunis «свободный от повинностей», далее из in- «не-» + munia «обязанности, полномочия, служебные дела, занятия», далее из праиндоевр. *mei- «менять».. Русск. иммунитет заимств. через нем. Immunität.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
- дипломатический иммунитет
Перевод[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Библиография[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
иммунитет
Существительное.
Корень: —.
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- биол. иммунитет ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Из ??