Иммунитет в разные возрастные периоды
Эффективная работа иммунной системы любого человека зависит от различных факторов (правильного питания, здорового образа жизни, генофонда и др.).
Не последнюю роль в ее состоянии играет и возраст. Дело в том, что любой человек проходит такие этапы в жизни , когда иммунитет у него значительно ослаблен. Поэтому, если вы следите за здоровьем, важно знать, что такое возрастные особенности иммунитета.
Как и другие системы организма, защитные факторы претерпевают серьезные возрастные изменения. Иммунная система развивается полностью только к 15-16 годам. Затем ее функции ослабевают только тогда, когда человек начинает стареть. Давайте подробнее рассмотрим этапы формирования иммунитета.
Иммунитет у плода
Еще во время внутриутробного развития у эмбриона начинают формироваться органы иммунной системы, возникают популяции соответствующих клеток. При этом иммунная система мамы остается толерантной по отношению к аллоантигенам плода, так как их число на данный момент еще невелико.
Иммунитет у детей
Хоть ко времени рождения иммунная система полностью организована, нормально функционировать она не может, потому что в ней еще нет необходимых компонентов и иммунокомпетентных клеток. Инфекция может свободно проникнуть в организм ребенка, поэтому его нужно особенно старательно оберегать и поддерживать полную гигиену в помещении.
По мере развития ребенок должен пройти через несколько критических периодов, когда иммунная система может давать неадекватные или даже парадоксальные реакции на антигенные стимулы.
В первые 30 суток после рождения иммунитет младенца еще не сформировался, поэтому он не проявляет активности и практически не может противостоять болезням. Единственное средство защиты – материнские клетки.
Следующий критический период иммунной системы проходит с третьего по шестой месяцы. За это время материнские защитные элементы исчезают из кровотока ребенка, поэтому он становится очень чувствительным ко всевозможным респираторным вирусным инфекциям (парагрипп, аденовирусы и др.). Очень низкой активностью на данном этапе характеризуются иммунокомпетентные клетки, поэтому у ребенка могут проявиться наследственные дефекты его иммунной системы, которые называются ранними.
Второй год жизни является третьим критическим периодам в развитии иммунитета маленького человека. Хоть его иммунная система и функционирует полноценно, но дефицит местных защитных элементов все еще сохраняется. Это проявляется в высокой подверженности малыша к вирусным и бактериальным возбудителям.
Четвертый критический этап становления иммунитета наблюдается уже с 4 по 6 год жизни. За это время иммунная система развивается почти до уровня взрослого человека, но местная защита остается низкой. Этот период характеризуется проявлением поздних наследственных дефектов защитной системы.
Подростковый возраст является пятым критическим периодом в развитии иммунитета. Именно тогда у подростка активно синтезируются половые гормоны, которые и угнетают иммунные реакции. Из-за этого человек становится очень восприимчивым к микробам, аутоиммунным и лимфопролиферативным заболеваниям.
Возрастные особенности иммунитета у пожилых людей
Иммунокомпетентные клетки у стареющих людей постепенно ослабевают, поэтому иммунные реакции также снижают свою активность. В этом возрасте увеличивается риск развития злокачественных опухолей и аутоиммунных состояний, а также иммунодефицита.
Во все эти периоды необходимо усиленно следить за здоровьем, питанием и образом жизни, тогда иммунитет вас не подведет.
При проведении активной иммунизации используется живая или неживая вакцины. Живая вакцина — это возбудители болезни, которые сохранили способность к размножению, но оказываемое ими действие очень слабо выражено. Такой вакциной прививают против оспы, полиомиелита, туберкулеза, желтой лихорадки, кори, краснухи и свинки.
Неживая вакцина содержит возбудителей болезни, которые не могут размножаться, однако остаются достаточно активными для того, чтобы способствовать образованию в организме антител. Такой вакциной прививают от холеры, тифа, паратифа, коклюша и гриппа.
Эффективная работа иммунной системы любого человека зависит от различных факторов (правильного питания, здорового образа жизни, генофонда и др.).
Не последнюю роль в ее состоянии играет и возраст. Дело в том, что любой человек проходит такие этапы в жизни , когда иммунитет у него значительно ослаблен. Поэтому, если вы следите за здоровьем, важно знать, что такое возрастные особенности иммунитета.
Как и другие системы организма, защитные факторы претерпевают серьезные возрастные изменения. Иммунная система развивается полностью только к 15-16 годам. Затем ее функции ослабевают только тогда, когда человек начинает стареть. Давайте подробнее рассмотрим этапы формирования иммунитета.
Иммунитет у плода
Еще во время внутриутробного развития у эмбриона начинают формироваться органы иммунной системы, возникают популяции соответствующих клеток. При этом иммунная система мамы остается толерантной по отношению к аллоантигенам плода, так как их число на данный момент еще невелико.
Иммунитет у детей
Хоть ко времени рождения иммунная система полностью организована, нормально функционировать она не может, потому что в ней еще нет необходимых компонентов и иммунокомпетентных клеток. Инфекция может свободно проникнуть в организм ребенка, поэтому его нужно особенно старательно оберегать и поддерживать полную гигиену в помещении.
По мере развития ребенок должен пройти через несколько критических периодов, когда иммунная система может давать неадекватные или даже парадоксальные реакции на антигенные стимулы.
В первые 30 суток после рождения иммунитет младенца еще не сформировался, поэтому он не проявляет активности и практически не может противостоять болезням. Единственное средство защиты – материнские клетки.
Следующий критический период иммунной системы проходит с третьего по шестой месяцы. За это время материнские защитные элементы исчезают из кровотока ребенка, поэтому он становится очень чувствительным ко всевозможным респираторным вирусным инфекциям (парагрипп, аденовирусы и др.). Очень низкой активностью на данном этапе характеризуются иммунокомпетентные клетки, поэтому у ребенка могут проявиться наследственные дефекты его иммунной системы, которые называются ранними.
Второй год жизни является третьим критическим периодам в развитии иммунитета маленького человека. Хоть его иммунная система и функционирует полноценно, но дефицит местных защитных элементов все еще сохраняется. Это проявляется в высокой подверженности малыша к вирусным и бактериальным возбудителям.
Четвертый критический этап становления иммунитета наблюдается уже с 4 по 6 год жизни. За это время иммунная система развивается почти до уровня взрослого человека, но местная защита остается низкой. Этот период характеризуется проявлением поздних наследственных дефектов защитной системы.
Подростковый возраст является пятым критическим периодом в развитии иммунитета. Именно тогда у подростка активно синтезируются половые гормоны, которые и угнетают иммунные реакции. Из-за этого человек становится очень восприимчивым к микробам, аутоиммунным и лимфопролиферативным заболеваниям.
Возрастные особенности иммунитета у пожилых людей
Иммунокомпетентные клетки у стареющих людей постепенно ослабевают, поэтому иммунные реакции также снижают свою активность. В этом возрасте увеличивается риск развития злокачественных опухолей и аутоиммунных состояний, а также иммунодефицита.
Во все эти периоды необходимо усиленно следить за здоровьем, питанием и образом жизни, тогда иммунитет вас не подведет.
Период трех-шести месяцев жизни
Родителям нужно знать, что в это время количество маминых антител становится меньше, а собственные еще практически не начали вырабатываться. Это не значит, что ребенка нужно срочно вакцинировать (ведь антителам нужно время, чтобы выработаться). Это означает, что малыша нужно оберегать от инфекций. Как происходит чаще всего? Месяц-полтора мама с ребенком сидит дома, а с трех начинает активно гулять по торговым центрам.
Особенностью данного периода является высокая проницаемость кишечника, поэтому именно в это время стартуют пищевые аллергии. Хочу заметить, что пищевая аллергия в течение первого года жизни не является истинной пищевой аллергией. Например, реакция ребенка на белок коровьего молока вовсе не означает, что такая проблема останется с ним на всю жизнь. Как правило, у большей части детей аллергические реакции проходят к двум-трем годам. По этой причине в указанный период жизни малыша очень важно уделять внимание его кишечнику, который также является одной из точек формирования иммунитета. Кормите ребенка грудью и обращайте внимание на правильное опорожнение кишечника.
Немного о вакцинации. На инфекцию у ребенка этого возраста развивается первичный иммунный ответ за счет синтеза IgM, которые не оставляют иммунологической памяти (эти иммуноглобулины быстро вырабатываются, но так же быстро и разрушаются). Вакцинация же построена на иммунологической памяти, это другие иммуноглобулины (IgG). Поэтому вакцинация в столь раннем возрасте не имеет смысла, ведь вырабатываемый класс антител не защитит ребенка в будущем.Оптимальным для начала вакцинации и получения иммунологической памяти является возраст 6–9 месяцев. Обратите внимание: в обычной эпидемиологической ситуации! В то же время при высоком риске заражения (например, родители болеют гепатитом В) ребенку показана вакцинация в более раннем возрасте.
Критический период двух-трех лет
В это время происходит расширение контактов с окружающим миром, малыш все больше выходит в социум. Пищевая аллергия в этот период, как правило, ослабевает, так как слизистая укрепляется, формируется микрофлора. Однако слизистые ребенка этого возраста еще недостаточно защищены, и система местного иммунитета остается неразвитой. Поэтому дети часто болеют респираторными заболеваниями, особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания. В организме маленького человечка происходит некий дисбаланс, например, лимфоидная ткань вместо выполнения защитных функций может разрастаться (об аденоидах многие знают не понаслышке). По этой причине немало специалистов советует отдавать ребенка в сад не ранее трех лет. Согласна с этим, однако мой многолетний опыт в педиатрии также говорит, что бывают исключения из правил.
Ребенок идет в школу (6–7 лет)
Не все иммунологи выделяют этот период, но, по моему мнению, он очень важен. В это время уровни иммуноглобулинов, как правило, соответствуют таковым у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек еще остается несовершенным.
Существует иммуноглобулин Е, отвечающий за формирование аллергических реакций. С одной стороны, он должен защищать от аллергенов, с другой, когда их много, эти белки провоцируют такие процессы, как бронхообструкция. В этом возрасте в плазме крови ребенка наблюдается максимальный уровень IgЕ в сравнении с другими возрастными периодами. На уровень этого белка сильно влияют стрессовые состояния. Дети идут в школу, как правило, начинают активно заниматься спортом, а значит, и участвовать в соревнованиях. Множество стрессов усиливают риск формирования у ребенка хронических заболеваний, прежде всего аллергического плана. Поэтому я не сторонник того, чтобы детей отдавали в школу слишком рано, во всяком случае, не раньше шести с половиной лет.
У детей этого возраста часто встречаются паразитарные инфекции: лямблиоз, гельминтозы. Это связано с активностью ребенка. Наличие таких инфекций может способствовать снижению иммунитета. Хочу заметить, что у детей, у которых наблюдается повышение IgЕ, нередко выявляются паразитарные инфекции. Есть немало специалистов, которые при наличии бронхиальной астмы в первую очередь лечат гельминтоз, и часто это приводит к очень хорошим результатам.
Подростковый возраст (12–13 лет у девочек, 14–15 лет у мальчиков)
В это время в организме ребенка происходит очень сложная перестройка. Могут давать о себе знать и старые заболевания. Всегда предупреждаю родителей своих пациентов, что все, с чем вы боролись в первые годы жизни, может напомнить о себе в подростковом возрасте. Например, если вы проходили лечение по поводу диэнцефального синдрома и благополучно с ним справились, то во время пубертатного периода могут снова появиться головные боли или другие симптомы. Тем не менее, дети могут перерасти хронические болезни. Перестройка организма позволяет многие заболевания оставить в детском возрасте.
В подростковом периоде секреция половых гормонов ведет к подавлению клеточного звена иммунитета. Содержание IgЕ в крови снижается, поэтому тяжесть атопических заболеваний (бронхиальная астма и др.) у многих детей ослабевает.
Как укрепить иммунитет
На иммунную систему оказывает влияние не только физиология, но и эмоциональная составляющая. Если ребенку комфортно, он будет болеть меньше. Бывает, что детский сад очень хороший, небольшое количество детей, прекрасные воспитатели, но малыш все равно болеет. Одним из главных моментов, который приносит стресс ребенку, является нарушение режима дня.
Иммунитет и режим дня имеют очень тесную связь. Когда вы готовите ребенка к детсаду, первое, что необходимо сделать, — за два-три месяца поменять ваш распорядок дня на режим детского сада. Это касается не только утренних подъемов, но и питания в одно и то же время, дневного сна. Самое главное — засыпание. Если в нашем детстве нас укладывали спать в 9 вечера, то, по моим наблюдениям, сегодня большинство детей ложится спать значительно позже. Гормоны, регулирующие иммунитет (и не только), — серотонин, соматотропный гормон, мелатонин — работают в основном с 10 часов вечера до 2-х ночи, когда ребенок крепко спит. Если этого не происходит, организм малыша будет испытывать стресс, а значит, иммунитет также будет работать плохо. Второй важный момент. Выработан режим по будням, но есть суббота-воскресенье, когда от него отступают. Это неправильно. Нужно придерживаться режима дня — это касается и выходных (хотя бы первые полгода, когда ребенок пошел в сад или школу).
Желательно спать в абсолютной темноте. Наличие дополнительного источника света сбивает работу гормонов, которые влияют не только на иммунитет, но и на эмоциональную составляющую. Идя в детский сад, школу, ребенок в любом случае испытывает стресс. Это и новые эмоции, и субординация в отношениях с воспитателем (учителем), много детей в классе. Серотонин и мелатонин — гормоны удовольствия, хорошего самочувствия и удовлетворения жизнью — вырабатываются, как мы уже говорили выше, когда мы спим, причем лучше всего в темноте. Кстати, все эти советы относятся и ко взрослым. Те, кто, ложась спать, надевают темную маску на глаза, поступают правильно.
Чтобы ребенок легче и быстрее засыпал, советую создать определенный ритуал перед ночным сном. За полтора часа до сна все должно быть спокойным и похожим изо дня в день. Нередко происходит наоборот: папа приходит поздно, соскучившись, начинает активно играть с ребенком, и тот впоследствии долго не может уснуть. Безусловно, общение также очень важно. Как вариант, можно пойти погулять на улице. Интересно, что уличные игры, как правило, хорошо влияют на сон.
Перед садом и школой желательно создать определенные защитные резервы организма ребенка. Мы не знаем, какая температура, например, в туалете детсада. Образно говоря, будущий детсадовец должен быть готов к тому, что станет босыми ногами на холодный пол. Не нужно растить ребенка в тепличных условиях. Очень часто сталкиваюсь с проблемой, когда родители жалуются, что ребенок кашляет только в детском саду. Оказывается, там очень сухо. Малыша нужно растить при температуре 21–22 градус и хорошей влажности воздуха. То есть в условиях, когда защитные барьеры работают хорошо.
Закаливание — отдельная большая тема. Оптимальный вариант — обливание ножек. Идеальный вариант к четырем-пяти годам — контрастный душ, который очень полезен для всех, а для детей особенно.
Очень важна психологическая подготовка. Мама должна быть больше готова к детсаду (школе), чем ребенок. Если у мамы внутри есть постоянные колебания «пойти — не пойти» и беспокойство, ребенок очень легко считывает эти эмоции.
Подстегнуть иммунную систему — быть или не быть иммуномодуляторам?
Препараты для поддержки иммунитета (афлубин, арбидол и т. п.) у всех на слуху. Ни в одной стране мира нет такого количества подобных средств, как в странах бывшего СССР. Я не знаю ни одного препарата из этого большого списка, который прошел бы через доказательную медицину и подтвердил свою эффективность. Некоторые вообще имеют отрицательную доказательную базу. Исключение — бактериальные лизаты (содержат частицы бактерий, вирусов, с которыми чаще всего встречается детский организм). При их применении стимулируется выработка секреторных IgА, заселяющих слизистые ребенка. Эта группа препаратов доказала не только свою эффективность, но и безопасность.
Нередко родители отмечают, что прием того или иного иммуномодулятора привел к тому, что ребенок стал болеть меньше. Скорее всего, малыш просто прошел критический период. Что касается интерферонов, то это заместительная терапия. Мы замещаем выработку детским организмом интерферона искусственным аналогом, что тормозит собственный процесс. Я категорически против применения подобных препаратов! Здоровый ребенок должен научиться болеть. Если мы ему постоянно будем помогать, он будет учиться значительно дольше.
Что касается гомеопатии, то я хорошо к ней отношусь (хотя доказательной базы тоже нет). Моя доказательная база — это мой опыт. С одной существенной оговоркой: гомеопатия — это очень индивидуальный подход. Назначать самому себе препараты для повышения иммунитета не стоит. Гомеопатия эффективна, но эффективных врачей-гомеопатов мало. Поэтому ищите хорошего специалиста.
Есть еще биологически активные добавки, так называемые БАДы. Проработав много лет педиатром, я поняла, что обычных лекарственных препаратов, чтобы сохранить здоровье, мало. Человек ищет что-то новое. И первое — это БАДы. Некоторые из них бывают очень эффективны. Если вы доверяете своему врачу и он вам советует препарат, который, по его опыту, хорошо работает, почему бы и нет?
Есть понятие «часто болеющие дети», оно очень условное. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ребенок болеет ОРВИ до восьми раз в год, а те, кто ходит в детский сад, могут умножить эту цифру на два. Если малыш болеет часто, но выздоравливает быстро, это нестрашно — так формируется иммунная система. Если же ребенок сходил два-три дня в детсад, а потом болеет две-три недели, нужно заниматься оздоровлением. Может быть, ребенок не готов к детскому саду, или мама что-то делает неправильно? Обратите также внимание на воздух в детсаду. Нередко родители покупают мойку воздуха, и детсадовцы значительно реже болеют. Также советую увлажнять слизистую ребенка (перед и после детсада) физраствором в спрее (препаратов много, выберите тот, который вам по душе).
Температура как защитная реакция — когда сбивать
Повреждающая температура для большинства детей — выше 40,5 градусов. Если у ребенка есть проблемы с нервной системой, были судороги, то мы не допускаем такого подъема. 39 градусов — оптимальная температура для борьбы с инфекцией. При этом обращайте внимание на самочувствие ребенка, достаточно ли жидкости он может выпить (ведь потери жидкости идут очень большие). Тревожные факторы — голова горячая, а ручки-ножки холодные. Традиционно, когда температура, достигнув отметки 38,5 градусов, начинает ползти вверх, мы сбиваем.
В первую очередь используйте физические факторы охлаждения. Во всем мире лучшим способом снижения температуры являются ванны. В нашей традиции так сложилось, что когда ребенок заболевает, он ни в коем случае не купается и не гуляет. Температура воды в ванной должна примерно соответствовать температуре ребенка. Не нужно дополнительных стрессов и обливаний ледяной водой! Ванная длится 10–15 минут, водичка постепенно остывает. К тому же происходит увлажнение слизистых, и очень многие заболевания на этом этапе уходят. Принимать ванны рекомендую, но опять же, это индивидуально, если ребенок не против такой процедуры.
Что разрушает наш иммунитет
Важным фактором влияния на иммунитет является питание. Враг иммунитета — большое количество простых углеводов (сахар, кондитерские изделия, конфеты, шоколад и т. д.), на которых растет грибковая флора. Недостаток белка также приводит к проблемам, ведь именно из белковой пищи строится весь наш иммунитет, иммуноглобулины — это белки. На формирование иммунитета влияют, безусловно, микроэлементы, в первую очередь железо, магний, медь, цинк. Общаясь с мамами деток, которые много болеют, часто слышу, что их рацион смещен в сторону углеводных компонентов. Утром сладкие блинчики или сладкая каша, в лучшем случае с медом. Мясо мы не очень любим, поэтому в обед картошка, которая также углевод. В итоге ребенок не получает строительного материала для иммунитета.
Гемоглобин влияет не только на иммунитет, но и на формирование нервной системы (особенно у младенцев). Было проведено интересное исследование. Отобрали детей, которые не очень хорошо успевали в первом-втором классе. Оказалось, что большинство из них (около 85%) имели низкий гемоглобин на первом году жизни. То есть в то время, когда мозг требовал быстрого созревания, кровоснабжения. При необходимости гемоглобин будет забирать железо отовсюду, а этот элемент также входит в состав ферментов, которые работают на антимикробных белках. Поэтому если уровень железа в организме снижается, иммунитет может падать.
Если гемоглобин понижен не критически, чаще всего повысить его можно с помощью определенной диеты. Хорошим источником железа прежде всего служит красное мясо, а усваивается этот элемент лучше в присутствии витамина С. Не зря в различных кухнях мясо употребляют с подливами, например, скандинавы любят фрикадельки подавать с брусничным соусом, богатым витамином С. Иногда возникают проблемы с усвоением железа. Поэтому при снижении гемоглобина я часто назначаю L-карнитин. Эта аминокислота обладает огромным количеством полезных свойств, в том числе улучшает усвоение питательных веществ. Однако если у ребенка запасы железа невысоки и уровень быстро падает, без препаратов железа не обойтись.
Подготовила Оксана ШКЛЯРСКАЯ
Читайте также: Памятка родителям: особенности питания подрастающего поколения