Иммунитетом от применения иностранного права называют

Иммунитетом от применения иностранного права называют thumbnail

Для понимания иммунитета большое значение имеет его правовое обоснование, его правовая природа. На первом этапе становления этого института суды обосновывали право иностранного государства на иммунитет международной вежливостью. На международную вежливость встречается ссылка в решении одного из голландских судов в 1688 году: три испанских военных корабля были задержаны в иностранном порту в связи с претензиями частных лиц к испанскому королю. Арест был снят и признан недопустимым как нарушающий правила вежливости по отношению к иностранному суверену. Но уже вначале XIX века американские суды рассматривали иммунитет иностранного государства как сложившийся международно-правовой обычай. Главным обоснованием иммунитета с самого начала существующей судебной практики служили независимость и суверенитет государства.

Комиссия международного права, изучив судебную практику и доктрину многих государств, пришла к выводу о правовой природе иммунитета государства: «Наиболее убедительные аргументы в пользу иммунитета государства можно найти в международном праве, которое воплощено в обыкновениях и практике государств руководствоваться принципами суверенитета, независимости, равенства и достоинства государств. Все эти понятия, видимо, взаимосвязаны и в целом составляют прочную международно-правовую основу иммунитета суверена. Когда двое находятся в равном положении, один не может осуществлять суверенитет или власть над другим». Данный вывод комиссии имеет принципиальное значение особенно при создании национальных законов об иммунитете иностранных государств.

Иммунитет распространяется на государство в целом и на различные его органы управления. Это же относится к иным учреждениям или институциям, но только в той мере, в какой они правомочны осуществлять государственную власть. На официальных представителей государства иммунитет распространяется, если они действуют в этом качестве. Наконец, статус субъектов Федерации уравнен со статусом политических подразделений государства. Таким образом, государство может в конкретном случае уполномочить власти субъекта Федерации выступать как его орган от имени Федерации. В этом случае на их действия иммунитет будет распространяться.

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:

  • 1) Судебный иммунитет — юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношению к другому государству. Другими словами — не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. Но, с другой стороны, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии;
  • 2) Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер;
  • 3) Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения. В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть им исполнено только добровольно;
  • 4) Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства;
  • 5) Иммунитет от применения иностранного права. Этот элемент часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

Рассмотренные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства — это его право, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета в целом, так и от какого-либо его элемента.

Отказ от иммунитета подчиняется некоторым правилам:

  • 1) отказ должен быть явно выражен в письменной форме: соответствующим органом государства в одностороннем порядке, при заключении сделки в самом её тексте, в международном договоре, в законе и пр.;
  • 2) отказ не может быть подразумеваемым, он не может следовать из конклюдентных действий (если в инвестиционном соглашении с участием государства стороны договорились передавать все споры для разрешения в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, то из этого не следует вывод об отказе от иммунитета в полном объеме);
  • 3) отказ от иммунитета не может толковаться расширительно. Государство свободно в своей воле. Оно может отказаться от иммунитета в целом в отношении одной сделки, но это не может толковаться таким образом, что государство отказалось от иммунитета в отношении всех сделок, совершаемых на территории данного иностранного государства, если государство дало согласие быть истцом в иностранном судебном процессе, то это не означает, что в отношении к нему могут быть применены принудительные меры по предварительному обеспечению иска и т. д.
Читайте также:  В реакциях клеточного иммунитета участвуют

Существуют три вида иммунитета государства: абсолютный, функциональный и ограниченный.

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объёме, всеми его элементами, он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность.

Концепция абсолютного иммунитета государства исходит из того, что:

  • а) иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства;
  • б) в порядке обеспечения иска имущество какого-либо государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства;
  • в) недопустимо обращение мер принудительного исполнения на имущество государства без его согласия.

Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.

По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях оно стало всё шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности. Абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии хозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишались прав на судебную защиту своих имущественных прав. Поэтому в доктрине и в судебной практике появляется необходимость ограничения иммунитета государства.

Также важно понимать, что абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объём иммунитета, на который приминающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Но в действительности ожидания и реальность могут существенно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую деятельность и частноправовую. Если государство действует как суверен, т. е., выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере.

Если государство выступает в качестве частного лица, то тогда оно иммунитетом не обладает. Другими словами, в зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Однако, функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков. Прежде всего, нет ни доктрины, ни судебной практики, ни законов, которые установили бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности, где деятельность государства как суверена, а где — как частного лица. В качестве таких критериев называются характер операции или её цель.

Если опираться на характер отношения, то любая сделка, операция, регулируемая частным правом, а не международным, является частноправовой, т. е., коммерческой операцией.

И она ничем не отличается от подобных операций, совершаемых частными лицами.

Например, аренда государством здания является частноправовой сделкой независимо от того, арендуется ли здание для расположения посольства или для устройства гостиницы.

Применение этого критерия неизбежно приведет к тому, что в любой сфере деятельности, регулируемой не международным, а национальным частным правом, государство не должно пользоваться иммунитетом.

Таким образом, теория функционального иммунитета не способна выдвинуть критерии, которые бы четко разграничивали деятельность государства на суверенную и частную.

В результате национальный суд явился той высшей инстанцией, которой принадлежит право давать оценку деятельности иностранного государства и решать, предоставлять ему иммунитет или нет. Суд должен принимать во внимание все обстоятельства дела для того, чтобы решить, в какой сфере совершено действие: в частноправовой или суверенной деятельности.

Изучая характер сделки с участием иностранного государства, суд оценивает деятельности иностранного суверена и решает вопрос: признать за ним право на иммунитет или отказать ему в этом праве. В этом ясно виден второй дефект функционального иммунитета: национальный суд становится над иностранным государством, подчиняя его своей власти, т. е., государство подчиняется юрисдикции иностранного государства. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.

Ограниченный иммунитет, в отличие от функционального иммунитета, не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на двусторонней, та и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Ограниченный иммунитет может быть создан только основными авторами международный хозяйственных связей — государствами. Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней (региональной основе) можно считать Европейскую конвенцию 1972 года. Европейская конвенция «Об иммунитете государств». Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции, а затем формулирует (ст. 1-14) детализированные исключения из этого принципа. Ряд статей определяют форму и условия отказа самого государства от иммунитета в иностранном суде:

  • — если государство вступает в процесс в иностранном суде в качестве истца или третьего лица, значит, оно признаёт юрисдикцию этого суда, в том числе и в отношении встречного иска, и наоборот, если государство выдвигает встречный иск, то признаёт юрисдикцию и в отношении основного иска;
  • — если государство ссылается на иммунитет после того. Как вынесено решение по существу, оно не пользуется иммунитетом;
  • — если государство вступает в процесс, чтобы заявить о своем иммунитете, то это не может рассматриваться как отказ от иммунитета;
  • — государство не пользуется иммунитетом, если оно взяло обязательство признать юрисдикцию иностранного суда в одной из форм: в международном соглашении, ясно выраженном положением в договоре, составленном в письменной форме, ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора;
  • — если государство дало согласие в письменной форме на арбитражное разбирательство спора, то оно не обладает иммунитетом в суде того государства, где осуществлялось или должно было осуществляться арбитражное разбирательство.
Читайте также:  Что такое серологическое исследование крови на напряженность иммунитета

Статьи данной конвенции также формулируют конкретные дела при наличии конкретных обстоятельств, в которых государство не может претендовать на иммунитет. Государство не пользуется иммунитетом в следующих случаях:

  • 1) в делах по договорному обязательству, если согласно контракту оно осуществлялось или должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • 2) в делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению или исполнялась на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • 3) в делах, связанных с участием юридических лиц, если такое лицо имеет своё реальное или официальное место нахождения или своё главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • 4) по делам, связанным с деятельностью бюро, агентства, либо другого учреждения, через которые государство осуществляет промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, если такое учреждение находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • 5) по делам, связанным с недвижимостью, если она находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;
  • 6) по делам, связанным с возмещением ущерба, если он вызван фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство и некоторые другие случаи.

Приведенные изъятия свидетельствуют, что Конвенция обеспечивает достаточное число оснований для установления юрисдикции судов государства, где рассматриваются соответствующие дела.

Одной из особенностей Конвенции является то, что она регулирует не только юрисдикционные иммунитеты государств, но также признание и исполнение судебных решений в отношении иностранного государства.

Основополагающим же в настоящее время международно-правовым источником, закрепляющим иммунитет государств и регулирующим отношения, связанные с его реализацией, является Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (заключена в г. Нью-Йорке 02.12.2004.). Данная конвенция основана на позициях ограниченного иммунитета.

Статья 5 Конвенции устанавливает, что государства обладают иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства.

Государства-участники Конвенции обеспечивают иммунитет других государств, воздерживаясь от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивают, чтобы его суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства в соответствии со ст. 5 Конвенции.

Статьи 5-9 Конвенции содержат общее правило об иммунитете государства и его собственности и определяют случаи, в которых государство рассматривается как давшее согласие на отказ от иммунитета. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, в отношении какого-либо вопроса или дела, если оно явно выразило согласие на осуществление этим судом юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу:

  • — международного соглашения;
  • — письменного контракта;
  • — заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства.

Статьи 10-17 содержат перечень случаев, в которых государство иммунитетом не пользуется.

Это коммерческие сделки, трудовые соглашения, ущерб здоровью или имуществу, право собственности, интеллектуальная или промышленная собственность, государственные суды и другие. Конвенция также предусматривает государственный иммунитет от досудебных и после судебных мер принуждения. Она определяет перечень категорий собственности государства, которая считается государственной некоммерческой собственностью и имеет соответствующее целевое использование (собственность, используемая дипломатическими представительствами государства, его консульскими учреждениями, специальными миссиями, миссиями при международных организациях и международных конференциях, собственность военного характера, собственность центрального банка государства, собственность, составляющая часть культурного наследия государства, часть его архивов, собственность, составляющая часть выставок, не предназначенная для продажи). Среди многосторонних международных конвенций о государственном иммунитете наибольшего внимания заслуживает именно эта Конвенция, которая стала итогом 27 лет работы Комиссии международного права, Шестого комитета ООН.

Читайте также:  Ветрянка иммунитет на всю жизнь

В настоящее время Конвенция о юрисдикционных иммунитетах подписана 28 государствами, ратифицировали её 11 государств. Россия подписала Конвенцию 1 декабря 2006 г., и явилась 24-м государством, подписавшим Конвенцию.

Источник

Главная / Гуманитарные и социальные науки /
Международное частное право / Тест 9

Упражнение 1:

Номер 1

В чем заключается особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности?

Ответ:

&nbsp(1) иммунитет от иностранной юрисдикции&nbsp

&nbsp(2) абсолютный суверенитет&nbsp

&nbsp(3) национальные права граждан&nbsp

&nbsp(4) все перечисленное верно&nbsp

Номер 2

Что в системе международных отношений занимает центральное место?

Ответ:

&nbsp(1) государство&nbsp

&nbsp(2) общество&nbsp

&nbsp(3) гражданин&nbsp

&nbsp(4) нация&nbsp

Упражнение 2:

Номер 1

Как называется юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства?

Ответ:

&nbsp(1) судебный&nbsp

&nbsp(2) исковой&nbsp

&nbsp(3) суверенный&nbsp

&nbsp(4) правовой&nbsp

Номер 2

Из чего происходит иммунитет государства?

Ответ:

&nbsp(1) из суверенитета&nbsp

&nbsp(2) из национального права&nbsp

&nbsp(3) из международного договора&nbsp

&nbsp(4) все перечисленное верно&nbsp

Упражнение 3:

Номер 1

В каком случае государство не пользуется иммунитетом?

Ответ:

&nbsp(1) в делах по договорному обязательству, если согласно контракту оно осуществлялось или должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство&nbsp

&nbsp(2) в делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению или исполнялась на территории государства, где происходит судебное разбирательство&nbsp

&nbsp(3) в делах, связанных с участием в юридических лицах, если такое лицо имеет свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство&nbsp

&nbsp(4) все перечисленное верно&nbsp

Номер 2

Как называется иммунитет означающий право государства пользоваться им в полном объеме?

Ответ:

&nbsp(1) абсолютный иммунитет&nbsp

&nbsp(2) главный иммунитет&nbsp

&nbsp(3) государственный иммунитет&nbsp

&nbsp(4) генеральный иммунитет&nbsp

Упражнение 4:

Номер 1

Впервые функциональный иммунитет был сформулирован в самом общем виде в решениях

Ответ:

&nbsp(1) суда Франции и суда Германии&nbsp

&nbsp(2) суда Бельгии и суда Италии&nbsp

&nbsp(3) суда Норвегии и суда Австрии&nbsp

&nbsp(4) суда Польши и суда Испании&nbsp

Номер 2

Какой вид иммунитета исходит из необходимости ограничения иммунитета?

Ответ:

&nbsp(1) абсолютный&nbsp

&nbsp(2) ограниченный&nbsp

&nbsp(3) судебный&nbsp

&nbsp(4) функциональный&nbsp

Упражнение 5:

Номер 1

Какой иммунитет разграничивает публично-правовую и частноправовую функции?

Ответ:

&nbsp(1) абсолютный иммунитет&nbsp

&nbsp(2) функциональный иммунитет&nbsp

&nbsp(3) ограниченный иммунитет&nbsp

&nbsp(4) судебный иммунитет&nbsp

Упражнение 6:

Номер 1

Какой иммунитет называют иммунитетом сделок?

Ответ:

&nbsp(1) иммунитет от применения иностранного права&nbsp

&nbsp(2) иммунитет собственности государства&nbsp

&nbsp(3) судебный иммунитет&nbsp

&nbsp(4) контрольный иммунитет&nbsp

Номер 2

Как называется правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства?

Ответ:

&nbsp(1) иммунитет собственности государства&nbsp

&nbsp(2) судебный иммунитет&nbsp

&nbsp(3) контрольный иммунитет&nbsp

&nbsp(4) иммунитет сделок с участием государства&nbsp

Упражнение 7:

Номер 1

Иммунитетом от применения иностранного права называют

Ответ:

&nbsp(1) иммунитет сделок с участием государства&nbsp

&nbsp(2) применение судебных прецедентов РФ&nbsp

&nbsp(3) правовая неприкосновенность государства&nbsp

&nbsp(4) иммунитет сделок с участием третьих лиц&nbsp

Упражнение 8:

Номер 1

В связи с чем возникает вопрос об иммунитете?

Ответ:

&nbsp(1) с иностранной юрисдикцией&nbsp

&nbsp(2) с коллизией&nbsp

&nbsp(3) с разработкой модуля закона&nbsp

&nbsp(4) все перечисленное верно&nbsp

Номер 2

Что означает юрисдикция?

Ответ:

&nbsp(1) законодательную, судебную, административную власть&nbsp

&nbsp(2) объем власти&nbsp

&nbsp(3) сферу действия власти&nbsp

&nbsp(4) все перечисленное верно&nbsp

Упражнение 9:

Номер 1

На какие виды подразделяют юрисдикцию?

Ответ:

&nbsp(1) полную и ограниченную&nbsp

&nbsp(2) обеспеченную и ограниченную&nbsp

&nbsp(3) полную и реализованную&nbsp

&nbsp(4) правовую и административную&nbsp

Источник